Научная статья на тему 'О специфике психологической помощи разным типам безработных граждан'

О специфике психологической помощи разным типам безработных граждан Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1976
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нечепоренко О. П.

The article reveals the problem of psychological help for unemployed people from the scientific point of view. The stress is made on personal characteristics of the people who lost their job and have been unsuccessfully looking for a new one for a long time. The typology of unemployed people is built basing on the results of statistical research

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О специфике психологической помощи разным типам безработных граждан»

УДК 159.923+316.6

О СПЕЦИФИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РАЗНЫМ ТИПАМ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

О.П.НЕЧЕПОРЕНКО

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

The article reveals the problem of psychological help for unemployed people from the scientific point of view. The stress is made on personal characteristics of the people who lost their job and have been unsuccessfully looking for a new one for a long time. The typology of unemployed people is built basing on the results of statistical research.

Согласно данным Росстата, официальная безработица (регистрируемая в центрах занятости РФ) в докризисном сентябре 2008 г. составляла 1,2 млн человек. В апреле 2009 г., когда кризис захватывал все большую часть отраслей экономики России, данный показатель вырос практически в два раза - до 2,3 млн человек. Но официальные данные по уровню безработицы выглядят более оптимистично, нежели реальные. Кроме понятия «официальная», или «регистрируемая», безработица, существует понятие «общая» безработица, или неофициальная. Расчет данного показателя основывается на методике, разработанной Международной организацией труда и называемой «неофициальной статистикой»: если человек не работает, находится в состоянии поиска рабочего места и готов приступить к работе в ближайшее время, что выясняется в ходе опроса, то он попадает в категорию безработных. Так, общая безработица в 2010 г. в России составила примерно 5,6 млн человек, а это 7,5 % от экономически активного населения страны. В пиковый для кризиса 2009 г. общая безработица РФ составила примерно 6,3 млн человек, что соответствует 8,4 % экономически активного населения страны [17].

По данным Министерства социального развития, на конец февраля 2011 г. на учете в органах занятости РФ состояло чуть более

1 млн 660 тыс. человек. Прогнозы официальных лиц на 2011 г. носят оптимистичный характер: глава Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций отмечает, что в связи с реализацией программы содействия занято© О.П. Нечепоренко, 2011

сти населения в субъектах РФ безработица в стране будет меньше 2,1 млн человек; согласно мнению министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой, ожидаемый уровень регистрируемой безработицы к концу 2011 г. составит примерно 1,5 млн человек [17; 18].

С целью снижения уровня безработицы в России необходимо не только создавать новые рабочие места, разрабатывать программы государственной поддержки граждан и бизнеса и т. д., но и проводить коррекционную работу с людьми, потерявшими работу, с личностными изменениями - нужно оказать серьезную помощь безработным, в том числе и психологическую.

Не смотря на то, что истоки безработицы имеют социально-экономическую природу, ее последствия затрагивают психологический аспект, поскольку внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. Перед личностью, потерявшей работу, встают новые задачи, связанные с принятием и эффективным разрешением данной ситуации.

Потеря работы является сложной жизненной ситуацией для каждого, кто сталкивается с подобными трудностями. Анализ социальных представлений граждан о ситуации потери работы позволяет нам сделать выводы об оценке ими данного явления как собственного поражения, следствия своей профессиональной некомпетентности и даже личного неуспеха.

Ситуация длительного отсутствия работы (большое количество неудачных попыток трудоустройства), являясь внешней по отношению к личности, может служить объектив-

ным критерием для оценки ее профессиональной успешности/неуспешности [11].

Со стороны общества неуспех личности оценивается, исходя из наличия объективного результата, т. е. недостижения цели, и значимости выполненной деятельности в соответствии с системой общественных ценностей [5]. Профессиональная деятельность является ведущей в период взрослости, в связи с этим ее значение для личности достаточно высоко (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) [9; 16]. Отсутствие трудоустройства в течение длительного времени (3 месяца и более) рассматривается нами как неуспех личности [12].

Само слово «успех» близко по этимологии слову «преуспеть», которое означает самоутвердиться в обществе, выделиться в нем, соответствовать социальным параметрам преуспевания [1]. Слово «неуспех» означает «не успеть»; неуспешный человек - «не успевающий делать нечто вовремя», не умеющий согласовывать свои планы и устремления, не достигающий своей цели.

В нашей работе центральным понятием является профессиональный успех/неуспех.

«Профессиональный успех - это совокупность позитивных результатов, накопленных в течение карьеры» [15]. Многие исследователи, изучая успех, выделяют в нем объективный и субъективный компоненты (С.Л. Рубинштейн, Е.А. Климов, Л.И. Дементий и др.). Так, под объективным профессиональным успехом понимается положительный результат в профессиональной деятельности, который может быть оценен окружающими людьми. В качестве объективных критериев оценки чаще всего выступают размер заработной платы, уровень занимаемой должности, карьерный рост. Субъективным успехом является совокупность суждений человека о собственных профессиональных достижениях и результатах. Измеряется субъективная успешность/неуспешность на основе анализа удовлетворенности человека профессиональной деятельностью и личной карьерой [15; 8; 5].

Основываясь на положениях, отмеченных ранее, мы провели исследование, основной целью которого стало изучение личностных особенностей безработных граждан и построение типологии. В качестве исследовательского инструментария были подобраны методики, адекватные цели и задачам нашего исследования: 1) с целью исследования само-

оценки и уровня притязаний - шкальная техника Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн [14]; 2) опросник «Ответственное поведение» Л.И. Дементий [6]; 3) методика Е.Г. Ксенофонтовой, направленная на выявление локуса контроля личности [7]; 4) методика «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и

Г. Флетта в адаптации И.И. Грачевой [4]; 5) опросник «Стиль объяснения успехов и неудач» М. Зелигмана в адаптации Т.О. Гордеевой и В.Ю. Шевяховой [3]; 6) методика определения индекса жизненной удовлетворенности Б. Ньюгартен в адаптации Н.В. Паниной [13]; 7) метод шкалирования (шкала Т. Дембо) для определения уровня жизненной успешности/неуспешности (субъективная

оценка успешности) [14].

В исследовании приняли участие 103 безработных в возрасте 28-55 лет. Данная возрастная граница относится к периоду «ак-ме» - наиболее продуктивному и творческому периоду в жизни человека, которому соответствует максимальная самореализация и пик в развитии личности. В данном периоде взрослости происходит усиленное развитие личности во всех планах: социальном, профессиональном, межличностном и др. [2; 10]. Личность включается в различные сферы общественных отношений и деятельности, и только от ее активности зависит, достигнет она успеха или потерпит неудачу. Все безработные стоят на учете в службе занятости Центрального административного округа г. Омска в течении 3-х и более месяцев.

С помощью методов математической статистики на основе качественного анализа личностных особенностей безработных граждан нами были выделены типы личности. Остановимся более подробно на анализе выделенных типов.

Тип 1 - «неуспешный оптимист» (объективно неуспешный, но субъективно успешный).

К данной категории относятся безработные, не достаточно адекватно оценивающие положение собственных дел, завышающие свою результативность, значимость и успешность.

Данный тип составляют 29 человек, из которых 55,2 % - женщины, 44,8 % - мужчины.

Возрастная специфика группы: 13,8 %

(4 чел.) - до 30 лет, 27,6 % (8 чел.) - 30-40 лет, 31 % (9 чел.) - 41-50 лет, 27,6 % (8 чел.) -больше 50 лет.

В состав данной группы входят как очень ответственные граждане (их чуть больше), так и безответственные. Представители данной группы зачастую теряются перед трудностями, но достаточно быстро собираются и способны управлять своей эмоциональной сферой, многие из них целеустремленны (стремятся доводить начатые дела до логического завершения) и умеют планировать свою деятельность. Осознают ответственность за себя и свою жизнь 28 %, тогда как 24 % не задумываются об этом вообще. Более подробно выраженность тех или иных личностных особенностей безработных, относящихся к данному типу, представлена в таблице 1.

В данном типе много экстерналов, особенно в сфере неудач и в профессиональной деятельности, т. е. если такой человек не добивается поставленных целей, то во всем винит других людей, судьбу, неудачное стечение обстоятельств и т. д. Он уверен, что сам мало контролируют собственную жизнь, верит в «фортуну». В профессиональной деятельности такие люди больше исполнители,

нежели инициаторы какой-либо активности, не склонны к возложению на себя дополнительной ответственности.

Наличие достижений на жизненном пути меняет представителя данной группы кардинально: человек начинает верить в собственные силы, считать себя причиной своих достижений и готов предпринимать усилия для достижения положительных результатов в будущем.

Типичный представитель данной группы нуждается в поддержке со стороны других людей, в результате чего легко переходит от состояния неуверенности в себе к состоянию уверенности. Успехи и достижения значительно подкрепляют его, но без поддержки других такое состояние длится недолго. Таким образом, психологическая помощь, оказанная безработным этого типа психологами центра занятости, будет способствовать коррекции их жизненной стратегии и достижению данными лицами профессионального и личного успеха.

Таблица 1

Личностные особенности безработных, составляющих тип «неуспешный оптимист»

Признак Выраженность признака, % Признак Выраженность признака, %

низкая высокая низкая высокая

Ответственность 13,8 17,2 Перфекционизм 10,3 20,7

отношение к трудностям 20,7 17,2 перфекционизм, ориентированный на себя (ПОС) 13,8 20,7

предвидение результатов деятельности 6,9 17,2 перфекционизм, ориентированный на других (ПОД) 17,2 3,4

осуществление или отказ от своих намерений 13,8 20,7 социально предписанный перфекционизм (СПП) 13,8 20,7

отношение к новым обязанностям 10,3 13,8 Оптимизм 17,2 13,8

отношение к обещаниям 6,9 13,8 стабильность 13,8 27,6

отношение к последствиям своих поступков 6,9 24,1 контроль 24,1 10,3

отношение к тому, за что должен нести ответственность 24,1 27,6 глобальность 20,7 20,7

эмоциональное отношение к ответственным делам 13,8 41,4 оптимизм в ситуациях успеха 17,2 13,8

Интернальность общая (Ио) 20,7 10,3 оптимизм в ситуациях неудачи 13,8 10,3

интернальность в сфере достижений (Ид) 17,2 34,5 оптимизм в ситуациях достижения 20,7 10,3

интернальность в сфере неудач (Ин) 31,0 3,4 оптимизм в межличностных ситуациях 10,3 17,2

интернальность в профессиональной деятельности (Ип) 17,2 10,3 очень низкая 'О сг |ї высо- кая очень высокая

отрицание активности (Оа) 17,2 13,8 Самооценка (СО) 13,8 27,6 44,8 13,8

Индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ) 24,1 24,1 Уровень притязаний (УП) 6,9 6,9 20,7 65,5

При этом для безработных, относящихся к типу «неуспешный оптимист», характерна адекватная самооценка, очень высокий уровень притязаний. К себе они очень требовательны, что выражается в высоком уровне перфекционизма, но считают, что и общество к ним предъявляет слишком завышенные стандарты, и хотели бы их снизить. От других людей совершенства не требуют. Конструктивное мышление для них не характерно, так как они считают, что особенно достижения и успехи им не подконтрольны.

Специфика данного типа заключается в том, что у представителей много неоднозначных параметров - таких, где группы с высокими и низкими значениями выражены примерно одинаково: ответственность и многие ее компоненты, удовлетворенность жизнью, интернальность.

Работа психолога с представителями типа «неуспешный оптимист» будет наиболее эффективной при групповой форме организации взаимодействия. Безработные данного типа нуждаются в первую очередь в психологической поддержке, внимании со стороны окружающих, отработке навыков уверенного поведения при прохождении собеседования и других встреч с работодателем. В связи с этим продуктивность работы психолога наиболее высока при организации группы встреч, тренингов, клубов «Ищущих работу», «Алгоритм успешного трудоустройства» и т. д. Психологическая поддержка представителям данного типа является актуальной, так как в совместной работе психолога и безработного возможно нахождение ресурсов и направление активности личности в нужное русло.

Тип 2 - «неуспешный» (объективно и субъективно неуспешный).

Объективная оценка достижений безработных в качестве неуспеха совпадает с ощущением собственной неуспешности: это лица, не имеющие высоких достижений и оценивающие такие результаты как собственный неуспех.

Данный тип составляют 74 человека, из которых 52,7 % - женщины, 47,3 % - мужчины.

Возрастная специфика группы: 10,8 % (8 чел.) - до 30 лет, 39,2 % (29 чел.) - 3040 лет, 25,7 % (19 чел.) - 41-50 лет, 24,3 % (18 чел.) - больше 50 лет.

Представители данного типа имеют низкие показатели по ответственности и ее компонентам. Хотя осознание ответственности

присутствует и многие представители данного типа достаточно серьезны в отношении последствий своих поступков, но, сталкиваясь с трудностями на жизненном пути, данные граждане паникуют, причем, не умея регулировать свое эмоциональное состояние, застревают на этой эмоции и бездействии надолго. Они прекращают какие-либо попытки исправить сложившуюся ситуацию, не умеют планировать, боятся новых видов деятельности (это подтверждается фактами: в службе занятости представители данного типа очень часто отказываются даже от бесплатного обучения на какую-либо новую востребованную специальность), в связи с чем профессиональная помощь психолога представителям данного типа безработных представляется нам весьма актуальной. Детализация личностных особенностей безработных данного типа представлена в таблице 2.

Кроме того, многие безработные, относящиеся к типу «неуспешный», - экстерналы во всех сферах жизнедеятельности и отрицают любую активность. Все эти проявления свидетельствуют о наличии у представителей данного типа выученной беспомощности (31 %), т. е. пессимистического стиля объяснения происходящих с ними событий. Безработные этого типа рассматривают происходящие с ними негативные события как вызванные постоянными и широкими причинами и не верят, что смогут их контролировать. Неудачу или неуспех рассматривают как событие, которое затронет большую часть их жизни и продлится долго. В трудных жизненных ситуациях часто сконцентрированы на поиске виноватых, а не способов преодоления данных событий. Успех воспринимают как временный, произошедший случайно и от них не зависящий.

Своей жизнью полностью не удовлетворены, имеют низкую самооценку. Представители данного типа к себе и окружающим не требовательны, но считают, что общество от них требует слишком многого.

Данная группа лиц нуждается в психологической поддержке: эмоциональная под-

держка, осуществляемая психологами, поможет смягчить негативные последствия потери работы, к которым относятся депрессия, плохое настроение после неудачных попыток пройти собеседование, потеря веры в себя, низкая самооценка и т. д. Специфика работы психолога с представителями данного типа

Таблица 2

Личностные особенности безработных типа «неуспешный»

Признак Выраженность признака, % Признак Выраженность признака, %

низкая высокая низкая высокая

Ответственность 23,0 6,8 Перфекционизм 14,9 9,5

отношение к трудностям 25,7 4,1 перфекционизм, ориентированный на себя (ПОС) 21,6 8,1

предвидение результатов деятельности 20,3 5,4 перфекционизм, ориентированный на других (ПОД) 13,5 8,1

осуществление или отказ от своих намерений 29,7 12,2 социально предписанный перфекционизм (СПП) 5,4 14,9

отношение к новым обязанностям 24,3 6,8 Оптимизм 31,1 4,1

отношение к обещаниям 18,9 12,2 стабильность 28,4 9,5

отношение к последствиям своих поступков 9,5 17,6 контроль 24,3 5,4

отношение к тому, за что должен нести ответственность 13,5 24,3 глобальность 24,3 5,4

эмоциональное отношение к ответственным делам 21,6 17,6 оптимизм в ситуациях успеха 32,4 5,4

Интернальность общая (Ио) 25,7 4,1 оптимизм в ситуациях неудачи 24,3 5,4

интернальность в сфере достижений (Ид) 31,1 13,5 оптимизм в ситуациях достижения 28,4 4,1

интернальность в сфере неудач (Ин) 17,6 6,8 оптимизм в межличностных ситуациях 27,0 5,4

интернальность в профессиональной деятельности (Ип) 29,7 5,4 очень низкая сред- няя высо- кая очень высокая

отрицание активности (Оа) 6,8 32,5 Самооценка (СО) 48,6 35,1 14,9 1,4

Индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ) 48,6 2,7 Уровень притязаний (УП) 14,9 25,7 23,0 36,5

заключается не только в оказании эмоциональной поддержки, но и в серьезной индивидуальной работе с каждым безработным. В рамках индивидуальных встреч психолога и безработного осуществляется поиск причин возникшего состояния длительного неуспеха, нахождение ресурсов личности, их осознание и подкрепление. Результатом совместной работы психолога и безработного, относящегося к типу «неуспешный» является приобретение безработным уверенности в себе, осуществление самопознания, построение успешной жизненной стратегии и понимание путей в достижении желаемой цели - успешной карьеры.

В группе «неуспешных» нами был выделен еще один подтип - «лица с выученной беспомощностью» - безработные граждане, у которых максимальный «разрыв» между самооценкой и уровнем притязаний.

Представители данного типа неуспешны с точки зрения общества и все считают себя неуспешными (у большинства очень низкие оценки собственной успешности).

Данный тип составляют 26 человек, из которых 53,8 % - женщины, 46,2 % - мужчины.

Возрастная специфика группы: 11,5 % (3 чел.) - до 30 лет, 38,5 % (10 чел.) - 30-

40 лет, 30,8 % (8 чел.) - 41-50 лет, 19,2 % (5 чел.) - больше 50 лет.

Для безработных граждан, относящихся к подтипу «лица с выученной беспомощностью», характерен очень низкий уровень ответственности как на когнитивном, эмоциональном, так и на поведенческом уровне. Все респонденты - экстерналы, т. е. не верят в то, что человек в состоянии влиять на события, происходящие в его жизни, в силу чего активность личности считают бессмысленной и отрицают ее вообще. Своей жизнью они не удовлетворены, имеют очень низкую самооценку, но высокий уровень притязаний, что, скорее всего, и является причиной крайне неблагоприятного психологического состояния. Специфика личностных особенностей представителей данного подтипа отражена в таблице 3.

Согласно данным, представленным в таблице, у безработных типа «лица с выученной беспомощностью» перфекционизм отсутствует, и наоборот - они считают, что общество к ним слишком требовательно. У большинства представителей данной группы ярко выражено наличие выученной беспомощности, т. е. состояния, которое возникает в ситуации, когда человеку кажется, что внешние события

Таблица 3

Личностные особенности безработных подтипа «лица с выученной беспомощностью»

Признак Выраженность признака, % Признак Выраженность признака, %

низкая высокая низкая высокая

Ответственность 34,6 3,8 Перфекционизм 15,4 15,4

отношение к трудностям 26,9 0! перфекционизм, ориентированный на себя (ПОС) 15,4 7,7

предвидение результатов деятельности 23,1 3,8 перфекционизм, ориентированный на других (ПОД) 11,5 3,8

осуществление или отказ от своих намерений 26,9 3,8 социально предписанный перфекционизм (СПП) 3,8 23,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отношение к новым обязанностям 30,8 3,8 Оптимизм 42,3 3,8

отношение к обещаниям 38,5 11,5 стабильность 30,8 7,7

отношение к последствиям своих поступков 11,5 15,4 контроль 30,8 3,8

отношение к тому, за что должен нести ответственность 15,4 15,4 глобальность 23,1 0!

эмоциональное отношение к ответственным делам 34,6 11,5 оптимизм в ситуациях успеха 38,5 0!

Интернальность общая (Ио) 30,8 3,8 оптимизм в ситуациях неудачи 19,2 7,7

интернальность в сфере достижений (Ид) 38,5 3,8 оптимизм в ситуациях достижения 34,6 3,8

интернальность в сфере неудач (Ин) 15,4 7,7 оптимизм в межличностных ситуациях 30,8 0!

интернальность в профессиональной деятельности (Ип) 30,8 3,8 очень низкая сред- няя высо- кая очень высокая

отрицание активности (Оа) 0! 34,6 Самооценка (СО) 57,7 30,8 11,5 0!

Индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ) 65,4 3,8 Уровень притязаний (УП) 11,5 26,9 19,2 42,3

не зависят от него и он ничего не может сделать, чтобы их предотвратить или изменить. Неудачу или неуспех они рассматривают как событие, которое затронет большую часть их жизни и продлится долго. Успех воспринимают как временный, случайный, от них не зависящий.

Следует отметить, что высокий разрыв между самооценкой и уровнем притязаний свидетельствует о том, что притязания личности не мотивируют человека на дальнейшее развитие. Представители данного типа при объективном неуспехе и переживании его не стремятся принять сложившуюся ситуацию. Возможно, это связано с неумением ставить цели либо с потерей смысла достижений. Данная группа лиц крайне нуждается в психологической помощи и коррекции, которая оказывается профессиональными психологами. Особенность работы психолога с безработными данного типа заключается в комплексном подходе, сочетании групповых и индивидуальных форм взаимодействия, в результате чего безработный научится принимать сложившуюся ситуацию, придет к пониманию своих способностей и возможно-

стей. Таким образом, с помощью профессионального и компетентного психолога, а также при наличии мотивации изменить свою жизнь к лучшему безработный сможет избавиться от комплекса выученной беспомощности и скорректировать свой жизненный путь. Зачастую представители данного типа направляются психологами в отдел переобучения центра занятости, где проходят курсы переподготовки на новую востребованную в современном обществе специальность.

Анализ выделенных типов позволяет отметить, существуют ли личностные предпосылки эффективного или неэффективного поведения безработных. Коррекция данных личностных особенностей, осознание ресурсов личности - и есть задача психолога при взаимодействии с безработным.

В целом, личностные типы, выделенные нами на основе качественного анализа, позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Гражданам, находящимся в ситуации длительной безработицы, свойственны низкий уровень ответственности, экстерналь-ность, выученная беспомощность, низкая самооценка, большой разрыв между самооцен-

кой и уровнем притязаний. Возможно, данные личностные особенности детерминируют неуспех личности.

2. На основе данных, полученных в исследовании, выделены следующие типы безработных граждан: «неуспешный оптимист», «неуспешный», «лица с выученной беспомощностью». Граждане, находящиеся в ситуации длительной безработицы, нуждаются в психологической помощи, специфика которой зависит от личностного типа, к которому относится безработный.

3. Всем безработным необходима квалифицированная помощь профессиональных психологов, которые могут обеспечить всестороннее психологическое сопровождение: оказать эмоциональную поддержку, помощь в построении успешной жизненной стратегии, осуществить перепрофориентацию и т. д. Высококвалифицированные психологи в рамках индивидуальных консультаций, а также групповой, тренинговой работы способны выявить индивидуальные причины трудностей с поиском работы, разработать рекомендации лицам, пережившим неудачный опыт, с целью коррекции их поведения и достижения успеха.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.

2. Бодалев А. А. Смысл жизни и акме человека: соотношение «будничного» и «высшего Я» // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. -М. : ПИ РАО, 1997. - С. 29-32.

3. Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Шевяхова В. Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач : опросник СТОУН. -М. : Смысл, 2009. - 152 с.

4. Грачева И. И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта // Психологический журнал. -2006. - Т. 27. - № 6. - С. 73-81.

5. Дементий Л. И. Ответственность как ресурс личности : монография. - М. : Информ-Зна-ние, 2005. - 188 с.

6. Ее же. Ответственность: типология и личностные основания : монография. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2001. - 192 с.

7. Ее же. Теоретические основания и диагно-

стика ответственности и локуса контроля : учебно-методическое пособие. - Омск:

Омск. гос. ун-т, 2001. - 72 с.

8. Климов Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд) : учеб. пособие. -М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2003. - 320 с.

9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

10. Маркова А. К. Психология профессионализма. - Л., 1996.

11. Нечепоренко О. П. К вопросу об объективной оценке неуспеха // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Достижения, проблемы, перспективы современной науки». 12 апреля - 12 июня 2010. - М. : Изд-во СГУ, 2010. - С. 62-71.

12. Его же. Объективные характеристики неус-пешности личности // Вестник Омского университета. Сер. «Психология». - 2009. -№ 2. - С. 30-38.

13. Никишина В. Б., Василенко Т. Д. Психодиагностика в системе социальной работы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 208 с.

14. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2002. - 694 с.

15. Хаммер Я. С. Профессиональный успех и его детерминанты // Вопросы психологии. -2008. - № 4. - С. 147-153.

16. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М. : Педагогика, 1989.

17. Татьяна Голикова: официальная безработица в 2011 г. составит около 1,5 млн человек. - 1^1.: http://www.rg.ru/2011/03/02/ bezrabotitsa-anons.html.

18. Глава Роструда дал свой прогноз по безработице-2011. - 1^1.: http://www.rosbalt.ru/ business/2010/ 12/21/803082.Ь^т1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.