Научная статья на тему 'Профессиональный неуспех как фактор влияния на психологическое здоровье личности'

Профессиональный неуспех как фактор влияния на психологическое здоровье личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
822
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕХ / НЕУСПЕХ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УСПЕХ/НЕУСПЕХ / ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / САМООЦЕНКА / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / ОПТИМИЗМ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / PROFESSIONAL SUCCESS/FAILURE / SUCCESS / PERSONAL FAILURE / PSYCHOLOGICAL HEALTH / TYPOLOGY OF PERSONALITY / RESPONSIBILITY / SELF-EVALUATION / LEVEL OF ASPIRATIONS / OPTIMISM / SATISFACTION WITH LIFE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нечепоренко Ольга Петровна

Статья посвящена проблеме неуспеха личности и профессионального неуспеха в частности как фактора, негативно влияющего на психологическое здоровье личности. В работе предпринята попытка создания типологии личности по критерию успешности/неуспешности с учетом объективной и субъективной оценки. При построении типологии были учтены такие личностные особенности, как ответственность, локус контроля, самооценка, уровень притязаний, перфекционизм, оптимизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional failure as a factor of influence on psychological health of a person

The article is devoted to the problem of a person`s failure, in particular, professional failure as a factor which negatively affects psychological health of a person. The article attempts to create a typology of a person taking into consideration the criterion of success/failure from objective and subjective pointes of view. While making the typology the following personal characteristics are considered: responsibility, locus of control, self-evaluation, level of aspirations, perfectionism, optimism.

Текст научной работы на тему «Профессиональный неуспех как фактор влияния на психологическое здоровье личности»

УДК 159.923

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 2

О. П. Нечепоренко

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НЕУСПЕХ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ

Изменения социального и экономического характера, происходящие в нашей стране в последние годы, породили проблему безработицы. И если истоки этого явления имеют социально-экономическую природу, то последствия безработицы негативно влияют на психологическое здоровье человека, поскольку внедряются во все сферы его жизнедеятельности. Перед личностью, потерявшей работу, встают новые задачи, связанные с принятием и эффективным разрешением данной ситуации. К сожалению, образ мыслей, специфика поведения и менталитет российского человека в целом, сформировавшиеся в прежние времена, привели к логическому результату: человек не был готов к такой проблеме, как потеря работы.

По данным Министерства социального развития, на конец февраля 2011 г. на учете в органах занятости РФ состоит чуть более 1 660 000 человек. Прогнозы официальных лиц на 2011 г. носят оптимистичный характер: глава Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций отмечает, что в связи с реализацией программы содействия занятости населения в субъектах РФ безработица в стране будет меньше 2,1 млн человек; согласно мнению министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой, ожидаемый уровень регистрируемой безработицы к концу 2011 г. составит примерно 1,5 млн человек [1, 2].

Согласно данным Росстата, официальная безработица (регистрируемая в центрах занятости РФ) в докризисном сентябре 2008 г. составляла 1,2 млн человек. В апреле 2009 г., когда кризис захватывал все большую часть отраслей экономики России, данный показатель вырос практически в два раза — до 2,3 млн человек. Но официальные данные по уровню безработицы выглядят более оптимистично, нежели реальные. Кроме понятия «официальная» или «регистрируемая» безработица, существует понятие «общая» безработица или неофициальная. Подсчет данного показателя основывается на методике, разработанной Международной организацией труда и называемой «неофициальной статистикой»: если человек не работает, находится в состоянии поиска рабочего места и готов приступить к работе в ближайшее время, что выясняется в ходе опроса, то он попадает в категорию безработных. Так, общая безработица в 2010 г. в России составила примерно 5,6 млн человек, а это 7,5% от экономически активного населения страны. В пиковый для кризиса 2009 г. общая безработица РФ составила примерно 6,3 млн человек, что соответствует 8,4% экономически активного населения страны [2].

С целью снижения уровня безработицы в России необходимо не только открывать новые рабочие места, разрабатывать программы государственной поддержки граждан и бизнеса и т. д., но и провести коррекционную работу с человеком, потерявшим работу, с личностными изменениями, произошедшими за длительный период отсутствия работы — нужно оказать серьезную помощь безработным с целью поддержания их психологического здоровья.

© О. П. Нечепоренко, 2012

Потеря работы является сложной жизненной ситуацией для каждого, кто сталкивается с подобными трудностями. Анализ социальных представлений граждан о ситуации потери работы позволяет нам сделать выводы об оценке данного явления как собственного поражения, следствия своей профессиональной некомпетентности и даже личного неуспеха.

Здоровье является одним из важнейших условий эффективности и профессиональной успешности человека. Согласно ВОЗ, здоровье — это «состояние полного физического, душевого и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [3]. Таким образом, категория здоровья не ограничивается биологическим компонентом, но и включает его психологическую составляющую.

Ситуация длительного отсутствия работы (большое количество неудачных попыток трудоустройства), являясь внешней по отношению к личности, может служить объективным критерием для оценки ее профессиональной успешности-неуспешности и негативно сказываться на психологическом здоровье человека [4].

Со стороны общества неуспех личности оценивается, исходя из наличия объективного результата, то есть, недостижения цели, и значимости выполненной деятельности в соответствии с системой общественных ценностей [5]. Профессиональная деятельность является ведущей в период взрослости, в связи с этим ее значение для личности достаточно высоко (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин) [6, 7]. Отсутствие трудоустройства в течение длительного времени (3 месяца и более) рассматривается нами как неуспех личности [8].

Само слово «успех» близко по этимологии слову «преуспеть», которое означает самоутвердиться в обществе, выделиться в нем, соответствовать социальным параметрам преуспевания [9]. Поэтому этимология и семантическое содержание слова «неуспех» означает «не успеть»; неуспешный человек — «не успевающий делать нечто вовремя», не умеющий согласовывать свои планы и устремления, не достигающий своей цели.

В нашей работе центральным понятием является профессиональный успех/неуспех.

«Профессиональный успех — это совокупность позитивных результатов, накопленных в течение карьеры» [10]. Многие исследователи, изучая успех, выделяют в нем объективный и субъективный компоненты (С. Л. Рубинштейн, Е. А. Климов, Л. И. Де-ментий и др.). Так, под объективным профессиональным успехом понимается положительный результат в профессиональной деятельности, который может быть оценен окружающими людьми. В качестве объективных критериев оценки чаще всего выступают размер заработной платы, уровень занимаемой должности, карьерный рост. Тогда субъективным успехом является совокупность суждений человека о собственных профессиональных достижениях и результатах. Измеряется субъективная успешность/неуспешность на основе анализа удовлетворенности человека профессиональной деятельностью и личной карьерой [5, 10, 11].

Основываясь на положениях, отмеченных ранее, нами было проведено исследование, главной целью которого стало изучение личностных особенностей безработных граждан и построение типологии. В качестве исследовательского инструментария были подобраны методики, адекватные целям и задачам нашего исследования: 1) с целью исследования самооценки и уровня притязаний шкальная техника Т. Дембо-С. Л. Рубинштейн [12]; 2) опросник «Ответственное поведение» Л. И. Дементий [13]; 3) методика Е. Г. Ксенофонтовой, направленная на выявление локуса контроля личности [13]; 4) ме-

тодика «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта в адаптации И. И. Грачевой [14]; 5) опросник «Стиль объяснения успехов и неудач» М. Зелигмана в адаптации Т. О. Гордеевой и В. Ю. Шевяховой [15]; 6) методика определения индекса жизненной удовлетворенности Б. Ньюгартен в адаптации Н. В. Паниной [16]; 7) метод шкалирования (шкала Т. Дембо) для определения уровня жизненной успешности/неуспешности (субъективная оценка успешности) [12].

В исследовании приняли участие 103 безработных в возрасте 28-55 лет. Данная возрастная граница относится к периоду «акме» — наиболее продуктивному и творческому периоду в жизни человека, которому соответствует максимальная самореализация и пик в развитии личности. В данном периоде взрослости происходит усиленное развитие личности во всех планах: социальном, профессиональном, межличностном и др. [17]. Личность включается в различные сферы общественных отношений и деятельности, и только от ее активности зависит, достигнет она успеха или потерпит неудачу. Все безработные состоят на учете в службе занятости ЦАО г. Омска в течение 3-х и более месяцев.

С помощью методов математической статистики на основе качественного анализа личностных особенностей безработных граждан нами были выделены типы личности. Остановимся более подробно на анализе выделенных типов.

ТИП 1 «Неуспешный оптимист» (объективно неуспешный, но субъективно успешный)

К данной категории относятся безработные, не достаточно адекватно оценивающие положение собственных дел, завышающие свою результативность, значимость и успешность.

К данному типу относятся 29 человек, из которых 55,2% — женщины, 44,8% — мужчины. Возрастная специфика группы: 13,8% (4 чел.) — до 30 лет, 27,6% (8 чел.) — 30-40 лет, 31,0% (9 чел.) — 41-50 лет, 27,6% (8 чел.) — больше 50 лет.

В состав данной группы входят как очень ответственные граждане (их чуть больше), так и безответственные. Представители данной группы зачастую теряются перед трудностями, но достаточно быстро собираются и способны управлять своей эмоциональной сферой, многие из них целеустремленны (стремятся доводить начатые дела до логического завершения) и умеют планировать свою деятельность. Осознают ответственность за себя и свою жизнь 28%, тогда как 24% не задумываются об этом вообще.

В данном типе много экстерналов, особенно в сфере неудач и в профессиональной деятельности, то есть если такой человек не добивается поставленных целей, то во всем винит других людей, судьбу, неудачное стечение обстоятельств и т. д. Уверен, что сам мало контролирует собственную жизнь, верит в «фортуну». В профессиональной деятельности такие люди больше исполнители, нежели инициаторы какой-либо активности, не склонны к возложению на себя дополнительной ответственности.

Наличие достижений на жизненном пути меняет представителя данной группы кардинально: человек начинает верить в собственные силы, считать себя причиной своих достижений и готов предпринимать усилия для достижения положительных результатов в будущем.

Типичный представитель данной группы нуждается в поддержке со стороны других людей, в результате чего легко переходит от состояния неуверенности в себе

к состоянию уверенности. Успехи и достижения значительно подкрепляют их, но без поддержки других такое состояние длится недолго. Таким образом, психологическая помощь, оказанная безработным этого типа психологами центра занятости, будет способствовать коррекции их жизненной стратегии и достижению данными лицами профессионального и личного успеха.

При этом для безработных, относящихся к типу «неуспешный оптимист», характерна адекватная самооценка, очень высокий уровень притязаний. К себе очень требовательны, что выражается в высоком уровне перфекционизма, но считают, что и общество к ним предъявляет слишком завышенные стандарты и хотели бы их снизить. От других людей совершенства не требуют. Конструктивное мышление не характерно, так как считают, что особенно достижения и успехи им не подконтрольны.

Специфика данного типа заключается в том, что у представителей много неоднозначных параметров — таких, где группы с высокими и низкими значениями выражены примерно одинаково: ответственность и многие ее компоненты, удовлетворенность жизнью, интернальность.

Работа психолога с представителями типа «неуспешный оптимист» будет наиболее эффективной при групповой форме организации взаимодействия. Безработные данного типа нуждаются в первую очередь в психологической поддержке, внимании со стороны окружающих, отработке навыков уверенного поведения при прохождении собеседования и других встреч с работодателем. В связи с чем продуктивность работы психолога наиболее высока при организации группы встреч, тренингов, клубов «Ищущих работу», «Алгоритм успешного трудоустройства» и т. д. Психологическая поддержка представителям данного типа является актуальной, так как в совместной работе психолога и безработного возможно нахождение ресурсов и направление активности личности в сторону укрепления его психологического здоровья и достижения новых профессиональных высот.

ТИП 2 «Неуспешный» (объективно и субъективно неуспешный)

Объективная оценка достижений данных лиц в качестве неуспеха совпадает с ощущением собственной неуспешности: это лица, не имеющие высоких достижений и оценивающие такие результаты как собственный неуспех. Психологическое здоровье представителей данного типа нуждается в поддержке специалистов, поскольку здоровье рассматривается не только как наличие или отсутствие болезней, но и со стороны развития человека, роста его профессиональных достижений.

Данную группу составляют 74 человека, из которых 52,7% — женщины, 47,3% — мужчины. Возрастная специфика группы: 10,8% (8 чел.) — до 30 лет, 39,2% (29 чел.) — 30-40 лет, 25,7% (19 чел.) — 41-50 лет, 24,3% (18 чел.) — больше 50 лет.

Представители данного типа имеют низкие показатели по ответственности и ее компонентам. Хотя осознание ответственности присутствует и многие представители данного типа достаточно серьезны в отношении последствий своих поступков. Но, сталкиваясь с трудностями на жизненном пути, данные граждане паникуют, причем, не умея регулировать свое эмоциональное состояние, застревают на этой эмоции и бездействии надолго. Они прекращают какие-либо попытки исправить сложившуюся ситуацию, не умеют планировать, боятся новых видов деятельности (это под-

тверждается фактами: в службе занятости представители данного типа очень часто отказываются даже от бесплатного обучения на какую-либо новую востребованную специальность) — в связи с чем профессиональная помощь психолога представителям данного типа безработных представляется нам весьма актуальной.

Кроме того, многие безработные, относящиеся к типу «Неуспешный», экстерна-лы во всех сферах жизнедеятельности и отрицают любую активность. Все эти проявления свидетельствуют о наличии у представителей данного типа выученной беспомощности (31%), то есть пессимистического стиля объяснения происходящих с ними событий. Безработные этого типа рассматривают происходящие с ними негативные события как вызванные постоянными и широкими причинами и не верят, что смогут их контролировать. В трудных жизненных ситуациях часто сконцентрированы на поиске виноватых, а не способов преодоления данных событий. Успех воспринимают как временный, произошедший случайно и от них не зависящий.

Своей жизнью полностью не удовлетворены, имеют низкую самооценку. Представители данного типа к себе и окружающим не требовательны, но считают, что общество от них требует слишком многого.

Данная группа лиц нуждается в профессиональной помощи их психологическому здоровью: эмоциональная поддержка, осуществляемая психологами, поможет смягчить негативные последствия потери работы, к которым относятся депрессия, плохое настроение после неудачных попыток пройти собеседование, потеря веры в себя, низкая самооценка и т. д. Специфика работы психолога с представителями данного типа заключается не только в оказании эмоциональной поддержки, но и в серьезной индивидуальной работе с каждым безработным. В рамках индивидуальных встреч психолога и безработного осуществляется поиск причин возникшего состояния длительного неуспеха, нахождение ресурсов личности, их осознание и подкрепление. Результатом совместной работы психолога и безработного, относящегося к типу «неуспешный» является приобретение безработным уверенности в себе, осуществление самопознания, осознание необходимости поддержания своего психологического здоровья, построение успешной жизненной стратегии и понимание путей в достижении желаемой цели — успешной карьеры.

В группе «Неуспешных» нами был выделен подтип «Лица с выученной беспомощностью» — безработные граждане, уровень психологического здоровья которых является крайне низким.

Представители данного подтипа неуспешны с точки зрения общества и все оценивают себя неуспешными (у большинства очень низкие оценки собственной успешности).

К данному типу относятся 26 человек, из которых 53,8% — женщины, 46,2% — мужчины. Возрастная специфика группы: 11,5% (3 чел.) — до 30 лет, 38,5% (10 чел.) — 30-40 лет, 30,8% (8 чел.) — 41-50 лет, 19,2% (5 чел.) — больше 50 лет.

Для безработных граждан, относящихся к подтипу «Лица с выученной беспомощностью», характерен очень низкий уровень ответственности как на когнитивном, эмоциональном, так и на поведенческом уровне. Все респонденты — экстерналы, то есть не верят в то, что человек в состоянии влиять на события, происходящие в его жизни. В силу чего активность личности считают бессмысленной и отрицают ее вообще. Своей жизнью не удовлетворены, имеют очень низкую самооценку, но высокий уровень

притязаний, что, скорее всего, и является причиной крайне неблагоприятного психологического состояния.

У безработных подтипа «Лица с выученной беспомощностью» перфекционизм отсутствует и наоборот, они считают, что общество к ним слишком требовательно. У большинства представителей данной группы ярко выражено наличие выученной беспомощности, то есть состояния, которое возникает в ситуации, когда человеку кажется, что внешние события не зависят от него, и он ничего не может сделать, чтобы их предотвратить или изменить. Данный показатель является «лакмусовой бумажкой» для определения серьезных проблем с психологическим здоровьем. Неудачу или неуспех такие люди рассматривают как событие, которое затронет большую часть их жизни и продлится долго.

Следует отметить, что высокий разрыв между самооценкой и уровнем притязаний свидетельствует о том, что притязания личности не мотивируют человека на дальнейшее развитие. Представители данного типа при объективном неуспехе и переживании его не стремятся принять сложившуюся ситуацию. Возможно, это связано с неумением ставить цели, либо с потерей смысла достижений. Данная группа лиц крайне нуждается в психологической помощи и коррекции, которая может быть оказана профессиональными психологами. Особенность работы психолога с безработными данного типа заключается в комплексном подходе, сочетании групповых и индивидуальных форм взаимодействия, в результате чего безработный научится принимать сложившуюся ситуацию, придет к пониманию своих способностей и возможностей, научится сохранять и укреплять свое психологическое здоровье. Таким образом, с помощью профессионального и компетентного психолога, а также при наличии мотивации изменить свою жизнь к лучшему, безработный сможет избавиться от комплекса выученной беспомощности, скорректировать свой жизненный путь и приобрести психологическое здоровье. Зачастую представители данного типа после длительной работы с психологами направляются ими в отдел переобучения центра занятости, где проходят курсы переподготовки на новую востребованную в современном обществе специальность.

Анализ выделенных типов позволяет отметить, что существуют личностные предпосылки эффективного или неэффективного поведения безработных, которые отражаются на психологическом здоровье последних. Коррекция данных личностных особенностей, осознание ресурсов личности, сохранение и укрепление психологического здоровья — и есть задача психолога при взаимодействии с безработным.

В целом, личностные типы, выделенные нами на основе качественного анализа, позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Гражданам, находящимся в ситуации длительной безработицы, свойственны низкий уровень ответственности, экстернальность, выученная беспомощность, низкая самооценка, большой разрыв между самооценкой и уровнем притязаний. Данные личностные особенности свидетельствуют о низкой степени психологического здоровья безработных.

2. На основе данных, полученных в исследовании, выделены следующие типы безработных граждан: «Неуспешный оптимист», «Неуспешный», «Лица с выученной беспомощностью». Граждане, находящиеся в ситуации длительной безработицы, нуждаются в профессиональной помощи, направленной на сохранение психологического здоровья безработных, специфика которой зависит от личностного типа, к которому относится безработный.

3. Всем безработным необходима квалифицированная помощь профессиональных психологов, которые в рамках индивидуальных консультаций, а также групповой, тренинговой работы могут оказать всестороннее психологическое сопровождение: эмоциональную поддержку, помощь в построении успешной жизненной стратегии, осуществить перепрофориентацию, научить сохранять и укреплять психологическое здоровье.

Литература

1. Глава Роструда дал свой прогноз по безработице — 2011. URL: http://www.rosbalt.ru/busi-ness/2010/12/21/803082.html (дата обращения: 14.04.2011).

2. Голикова Татьяна: официальная безработица в 2011 году составит около 1,5 млн человек URL: http://www.rg.ru/2011/03/02/bezrabotitsa-anons.html (дата обращения: 14.04.2011).

3. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения. Устав от 22 июля 1946 г. Текст документа с изменениями на 1 июня 2007 года. URL: http://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/ RU/constitution-ru.pdf (дата обращения: 14.04.2011).

4. Нечепоренко О. П. К вопросу об объективной оценке неуспеха / Материалы межвузовской научно-практической конференции «Достижения, проблемы, перспективы современной науки». 12 апреля — 12 июня 2010. М.: Изд-во СГУ, 2010. С. 62-71.

5. Дементий Л. И. Ответственность как ресурс личности: монография. М.: Информ-Знание, 2005. 188 с.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

7. Элъконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 1989. 560 с.

8. Нечепоренко О. П. Объективные характеристики неуспешности личности // Вестник Омского университета. Сер. «Психология». Омск: Изд-во ОмГУ, 2009. № 2. С. 30-38.

9. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

10. Хаммер Я. С. Профессиональный успех и его детерминанты // Вопросы психологии. 2008. № 4. С. 147-153.

11. Климов Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 320 с.

12. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. 694 с.

13. Дементий Л. И. Теоретические основания и диагностика ответственности и локуса контроля: учебно-методическое пособие. Омск: Омск. гос. ун-т, 2001. 72 с.

14. Грачева И. И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 6. С. 73-81.

15. Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Шевяхова В. Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: Опросник СТОУН. М.: Смысл, 2009. 152 с.

16. Никишина В. Б., Василенко Т. Д. Психодиагностика в системе социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 208 с.

17. Бодалев А. А. Смысл жизни и акме человека: соотношение «будничного» и «высшего Я» // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М.: ПИ РАО, 1997. С. 29-32.

Статья поступила в редакцию 16 декабря 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.