СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2007. № 2. С. 37-45 .
© Л.И. Дементий, О.П. Нечепоренко, 2007 УДК 316.37
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕХЕ И УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ У ЛИЦ С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ
Л.И. ДЕМЕНТИЙ, О.П. НЕЧЕПОРЕНКО
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
The article concerns the problem of social conceptions of success. Today success is one of the most essential values of both a person and society. The article shows the difference in social conceptions of success and successful person which are typical for people of different social status. Research of social conceptions of success has great importance as it determines the process of success achievement itself.
Современное общество возвело успех в одну из наиболее значимых ценностей как отдельной личности, так и общества в целом. При этом зачастую успех превращается в самоценность, фиксируясь на которой человек может пренебрегать нормами морали и нравственности, ставить «на кон» все - силы, время, здоровье ради достижения успеха.
Как известно из немногочисленной литературы по проблеме успеха, успех - понятие исключительно субъективное. В связи с этим актуальными становятся исследования детерминант, определяющих достижение успеха и представлений о нем.
Проблеме успеха и успешности личности посвящены различные исследования отечественных и зарубежных ученых (Д. Мак-Клелланд, Г. Мюррей X. Хекхаузен, К. Левин, Д. Аткинсон, Ф. Хоппе, М. Юкнат и др.). Так, Д. Аткинсон и Д. Мак-Клелланд изучают успех в контексте мотивации достижения и рассматривают успех личности в качестве преобладания одной из двух доминирующих мотивационных тенденций. Тогда как Н. Фетер и Т. Роттер в качестве основной характеристики достижения успеха рассматривают такую характеристику личности, как «локус контроля» [9; 15; 16; 17].
В отечественной психологии проблема успеха связана с отдельными прикладными исследованиями, и итогом этих работ является выделение значимых личностных характеристик, присущих успешным мужчинам и успеш-
ным женщинам в определенной профессиональной сфере. В частности, данный аспект успеха изучается в сфере предпринимательства, руководства, правоохранительной и брокерской деятельностей. Рассмотрением данной проблемы в отечественной психологии занимаются
А.Е. Чирикова, Т.В. Корнилова, А.П. Корнилов, С.К. Рощин, С.В. Славнов, Д.В. Колесов, В.Г. Булыгин и др. Кроме данного направления много внимания проблеме успеха уделяется такими исследователями в отечественной психологии, как А.С. Белкин, Л.И. Дементий, О.И. Ефремова, В.А. Лабунская, Г.Л. Тульчинский и др. [3; 6; 7; 13; 14; 18].
Понятие успеха в литературе рассматривается в нескольких аспектах. Во-первых, это достижение определенного результата, который оценивается личностью как значимый, важный. В этом понимании успеха фиксируются как объективные показатели достижений, так и его субъективная оценка. Во-вторых, успех отражает общественное признание достижений человека. Данное определение фиксирует социальный, нормативный аспект успеха. В-третьих, часто под успехом понимается удача в чем-либо [6].
В целом успех можно определить как некоторый положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих социальные ориентиры общества. Успех - это определенная «форма самореализации» человека, которая «обеспечи-
вает его саморазвитие и предполагает оценку со стороны общества» в виде «признания и одобрения» [13, с. 324].
Достижение успеха или стремление к нему в определенных культурах детерминируется имплицитными концепциями успеха и значимостью данной категории для общества. В более ранних своих работах на основе анализа русской классической литературы мы пришли к выводу о том, что успех и успешная личность достаточно долго не выступали ценностью для российского общества.
Современное общество с его рыночной экономикой диктует свое отношение к результативности деятельности. Именно поэтому так важны исследования социальных представлений об успехе, детерминирующие сам процесс его достижения.
О роли социальных представлений написано немало. Представления не только отражают особенности общественного и индивидуального сознания в быстроменяющемся мире, но и выступают важнейшими регуляторами как поведения человека, так и функционирования общества и государства. Одним из первых, кто обратил внимание на социальные представления, был Г. Зиммель. Разработкой концепции социальных представлений занимались такие ученые, как Э. Дуркгейм, Л. Леви-Брюль, М. Вебер и, наконец, С. Московичи. Начиная с работ С. Мос-ковичи, зарождалась школа социальных представлений. В отечественной науке к теории социальных представлений одними из первых обратились К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, П.Н. Шихирев, Т.П. Емельянова, А.И. Донцов и др. Они интенсивно проводят исследования представлений о разных аспектах действительности [1; 2; 4; 5; 8; 10; 11].
Именно концепция социальных представлений С. Московичи способствовала появлению и распространению новых исследований представлений. С. Московичи отмечал, что каждое общество в рамках своей жизнедеятельности создает собственную теорию, затрагивающую различные характеристики обыденного сознания. Следовательно, можно выделить социальные по природе представления, или суждения, о различных аспектах социальной жизни общества. С. Московичи рассматривал такие социальные представления, как определенные «ви-
зитные карточки социальных групп», в которых отражается отношение группы к социально значимому объекту [11]. Таким образом, представления зависят от социального статуса, который занимает группа или индивид, т. е. содержание представлений в значительной степени зависит от принадлежности к определенной социальной группе. Именно поэтому для изучения социальных представлений в нашем исследовании мы рассматриваем две профессиональные группы с различным социальным статусом.
Данные положения легли в основу нашего исследования, целью которого явилось изучение особенностей социальных представлений об успехе и успешном человеке у лиц с различным социальным статусом.
Конкретизируя цель, мы сформулировали следующие задачи:
1. Изучить представления об успехе и успешной личности у преподавателей и работников министерства;
2. Выявить различия в представлениях об успехе и успешной личности в двух профессиональных группах.
Для реализации поставленных задач нами были использованы следующие исследовательские методы:
1. Для исследования социальных представлений об успехе и успешной личности - методика японских исследователей X. Азумы и К. Ка-шиваги в адаптации Н.Л. Смирновой [12];
2. В качестве методов статистической об-
работки - угловое преобразование ф* Фишера и факторный анализ [пакет 8Р88 11.0
Рго£Ге88юпа1].
В исследовании принимали участие 60 человек в возрасте от 35 до 45 лет, равное количество мужчин и женщин. 30 человек - преподаватели медицинского колледжа и 30 человек
- работники Министерства Омской области. Нами был выбран возраст 35-45 лет, так как это период зрелости, т. е. период прогрессивного развития взрослого человека, связанный с большими профессиональными, личностными и социальными достижениями.
Нас интересовали представления об успехе у работников бюджетной сферы, в которой есть немало ограничений для достижения персонального успеха. Первую группу испытуемых
составили работники одного из Министерств Омской области. Выбор данной профессиональной группы обосновывается тем, что в представлениях многих людей работа в Правительстве области является показателем успеха. Эти люди, по мнению многих, уже добились успеха и занимают престижные должности. Вторую группу составили преподаватели медицинского колледжа. Эта профессия тоже является очень важной, преподаватели считают свою профессию призванием и очень гуманной работой, практически все преподаватели имеют престижное высшее медицинское образование.
Однако, с точки зрения обывателя, должность врача менее статусная, чем должность чиновника. Итак, одним из важных критериев формирования выборки был социальный статус испытуемых, определяемый обыденным сознанием граждан.
Изучение представлений об успехе и успешной личности у преподавателей позволило выделить 28 дескрипторов. С помощью математической обработки была выделена группа наиболее часто встречающихся характеристик успеха в данной группе.
Таблица 1
Частота встречаемости характеристик успеха и успешной личности у преподавателей
Дескриптор (характеристика успеха) Доля испытуемых, указавших данные характеристики, %
Умный 67
Счастливая семья 67
Целеустремленный 63
Материально обеспечен 50
Хорошая работа 50
Настойчивый 47
Трудолюбивый 43
Высокий социальный статус 40
Лидерские качества 37
Стремление к самосовершенствованию и развитию 33
Хорошее воспитание 27
Доброжелательность 27
Уверенность в себе 27
При анализе характеристик успешного человека, выделенных преподавателями, все дескрипторы были разделены на две группы:
• внешние признаки успешного человека -материальная обеспеченность (50 % испытуемых отмечают данную характеристику как критерий успешной личности), высокий социальный статус (40 %), карьерный рост (33 %), наличие образования (23 %), уважение со стороны других людей (13 %);
• личностные особенности успешного человека - ум, интеллектуальные способности (отмечают 67 % испытуемых), трудолюбие (43 %), доброта, доброжелательность (33 %), уверенность (33 %), самореализация (20 %), коммуникабельность (17 %).
На наш взгляд, выбор преподавателями таких дескрипторов при описании успешного человека, которые указывают на внешние признаки успеха (образование, уважение и т. д.), объясняет то, что данные характеристики рассматриваются ими как условия успешности.
Кроме того, преподаватели, описывая успешного человека, отмечают наряду с внешними признаками успеха и внутренние условия, личностные особенности данного человека. Таким образом, наличие определенных личностных особенностей, обеспечивающих достижение успеха, тоже выступает для преподавателей как ценность. И это во многом объясняется особенностями данной группы. Преподаватели в возрасте 35-45 лет - это люди с уже сложив-
шимся самосознанием, сформированными представлениями. Кроме того, данный возраст был выбран нами намеренно как период наибольших достижений в различных областях жизни. Поэтому описание успешного человека не вызывало никаких затруднений в исследуемой группе.
Изучение представлений об успехе и успешной личности у работников министерства позволило выделить 31 дескриптор. С помощью математической обработки была выделена группа наиболее часто встречающихся характеристик успеха в данной группе.
Таблица 2
Частота встречаемости характеристик успеха и успешной личности у работников министерства
Дескриптор (характеристика успеха) Доля испытуемых, указывающих данные характеристики, %
Материальная обеспеченность 67
Лидер 60
Трудолюбивый 57
Умный 53
Целеустремленный 50
Стремление к самосовершенствованию и развитию 47
Счастливая семья 43
Самостоятельный 40
Хорошая работа 40
Высокий социальный статус 40
Самостоятельность 40
Ответственность 37
Коммуникабельность 37
Наличие престижного высшего образования 37
Рациональность 33
Настойчивость 33
Энергичность 30
Уверенность в себе 30
При анализе характеристик успешного человека, выделенных работниками министерства, все дескрипторы были разделены на две группы:
• внешние признаки успешного человека -материальная обеспеченность (67 % испытуемых отмечают данную характеристику как критерий успешной личности), высокий социальный статус (40 %), карьерный рост (47 %), наличие образования (37 %), уважение со стороны других людей (47 %), наличие друзей (13 %), удача (10 %), наличие связей (13 %);
• личностные особенности успешного человека - лидерские качества (отмечают 60 % испытуемых), трудолюбие (57 %), ум, интеллектуальные способности (53 %), целеустремленность (50 %), самостоятельность (40 %), ком-
муникабельность (37 %), уверенность (30 %), доброта, доброжелательность (20 %).
Кроме всех вышеперечисленных характеристик работники министерства отмечают такой внешний критерий успешности, который практически не встречается у преподавателей -уважение со стороны других людей (47 %). То есть данная характеристика успеха чаще встречается в представлениях работников министерства, потому что представители данной группы относятся к более высокостатусной группе и уважение со стороны других людей рассматривается ими как условие достижения успеха.
В целом при описании успешного человека чиновники указывают и внешние признака успеха, и внутренние, личностные, основания успешности. Внутренние, или личностные, ос-
нования успеха отмечаются, на наш взгляд, работниками министерства в силу того, что сами респонденты уже достигли периода наибольших достижений, многие из них добились успеха, и у них сформировано четкое представление об успехе, условиях и способах его достижения. Внешние, социально-признанные основания успеха работники министерства отмечают вследствие их принадлежности к высокостатусной группе.
Сравнительный анализ представлений с помощью критерия ф* Фишера у сравниваемых групп показал, что различия выявлены по следующим дескрипторам: уважение со стороны других людей (ф* эмп. - 2,94 при любом р), ответственность (ф* эмп. - 1,74 при р < 0,05), коммуникабельность (ф* эмп. - 1,74 при р < 0,05), наличие лидерских качеств (ф* эмп. - 1,76 при р < 0,05). С помощью данных дескрипторов работники министерства достоверно чаще описывают успешного человека. При описании успешного человека в представлениях преподавателей достоверно чаще встречается такой дескриптор, как «наличие счастливой семьи» (ф* эмп.
- 1,85 при р< 0,05).
Таким образом, в представлениях работников министерства успешный человек отличается высоким уровнем ответственности, коммуникабельности, он является хорошим руководителем и его уважают окружающие люди. Работниками министерства были добавлены следующие характеристики успешного человека, которых не оказалось у преподавателей: самостоятельность, компетентность, находчивость, самодостаточность, стремление к преодолению трудностей. У преподавателей значимым отличием в содержании представлений является такая особенность успешного человека, как наличие счастливой семьи. Данная группа респондентов достоверно чаще указывает на внешний аспект успешности - увлеченность спортом, внешняя привлекательность, хорошее здоровье, которые дополнительно были выделены только данной группой испытуемых.
На основе анализа полученных данных нами сформулированы следующие выводы. К дескрипторам, используемым обеими исследуемыми группами при описании успешного человека, относятся: целеустремленность, ответственность, ум и интеллектуальные способности, на-
личие счастливой семьи, коммуникабельность, уважение со стороны других людей, материальная обеспеченность, трудолюбие, уверенность в себе, наличие престижной, интересной работы, доброжелательность, наличие образования, настойчивость, лидерские качества, карьерный рост, рациональность, хорошее воспитание.
Таким образом, существуют так называемые универсальные описания успешного человека, которые не имеют профессиональной и статусной специфики.
Для более глубокого изучения содержания представлений об успехе и успешной личности в двух профессиональных группах, а также для нахождения таких комплексных факторов, которые как можно более полно объясняют наблюдаемые связи между характеристиками успеха, имеющимися в содержании представлений данных групп, нами был использован факторный анализ.
В ходе факторного анализа в группе работников министерства было выделено 12 факторов, высокие факторные нагрузки из которых имеют 5 факторов (табл. 3).
Наибольшее значение имеет фактор, который можно назвать «целеустремленность -ответственность». Следовательно, в представлениях работников министерства успешный человек - это тот, кто обладает такими личностными характеристиками, как целеустремленность, ответственность, стремление преодолевать трудности, стремление к самосовершенствованию и развитию, самодостаточность и лидерские качества. Остальные факторы по степени значимости представлены следующим образом:
- «доброжелательность»;
- «материальная обеспеченность»;
- «умение работать с людьми»;
- «хорошее воспитание».
Следовательно, успешный человек в представлениях данной группы респондентов является интеллигентным человеком и умеет работать с людьми. Нужно заметить, что такой внешний признак успеха, как материальное благополучие (материальная обеспеченность, счастливая семья), находится на 3-м месте в структуре социальных представлений об успехе в группе чиновников. Тогда как на 1-м месте - фактор «целеустремленность - ответственность».
Таблица 3
Факторы представлений об успешном человеке у работников министерства
Фактор и его компоненты Дисперсия (вес фактора), % Факторная нагрузка компонента
1. Целеустремленность - ответственность 11
целеустремленность 0,89
ответственность 0,80
стремление преодолевать трудности 0,74
2. Доброжелательность 10
доброжелательность 0,83
самостоятельность 0,65
уверенность 0,62
трудолюбие 0,60
3. Материальная обеспеченность 8
материальная обеспеченность 0,86
уравновешенность 0,68
4. Умение работать с людьми 7
умение работать с людьми 0,81
имеет много друзей 0,54
5. Воспитание хорошее воспитание высокий социальный статус 6,5 0, 0, 6 8 О ОО
Прочими факторами, выделенными в исследовании, можно пренебречь в силу низких факторных нагрузок.
Таким образом, несмотря на то, что в представлениях работников министерства содержатся некоторые внешние признаки успешного человека (материальная обеспеченность, высокий социальный статус), наиболее значимыми признаками успеха для них являются внутренние детерминанты представлений об успехе (целеустремленность, ответственность, доброжелательность, уверенность в себе, стремление преодолевать трудности), т. е. те внутренние характеристики, которые оказывают влияние на успешность деятельности человека и детерминируют его активность.
В целом чиновники связывают успех с его внутренними признаками, личностными характеристиками.
В ходе факторного анализа в содержании социальных представлений об успехе преподавателей было выделено 10 факторов, высокие
факторные нагрузки из которых имеют 6 факторов (табл. 4).
Как видно из таблицы, наибольшее значение в системе социальных представлений об успехе и успешной личности в группе преподавателей имеет фактор «материальная обеспеченность - семья». Следовательно, в представлениях преподавателей успешный человек - это тот, кто материально обеспечен, имеет счастливую семью, увлекается спортом, ведет здоровый образ жизни, креативный, имеет хорошую интересную работу. Остальные факторы по степени значимости представлены следующим образом:
- «энергичность - трудолюбие»;
- «настойчивость»;
- «рациональность»;
- «внешняя привлекательность»;
- «интеллект - целеустремленность».
Прочими факторами, выделенными в исследовании, можно пренебречь в силу низких факторных нагрузок.
Таблица 4
Факторы представлений об успешном человеке у преподавателей
Фактор и его компоненты Дисперсия (вес фактора), % Факторная нагрузка компонента
1. Материальная обеспеченность - семья 13
материальная обеспеченность 0,83
счастливая семья 0,83
увлеченность спортом 0,64
хорошее здоровье 0,61
креативность 0,61
2. Энергичность - трудолюбие 9
энергичность 0,79
трудолюбие 0,74
3. Настойчивость 8
настойчивость 0,82
способный 0,61
4. Рациональность 8
рациональность 0,84
оптимистичность 0,66
5. Внешняя привлекательность 8
красивый 0,90
хорошее воспитание 0,60
6. Ум - целеустремленность ум, интеллект целеустремленность хорошее воспитание 7,7 0,84 0,71 0,60
Таким образом, успешный человек для преподавателей - материально обеспеченный, имеет счастливую семью, энергичный, трудолюбивый, настойчивый, рациональный, внешне привлекательный, умный и целеустремленный. То есть преподаватели при описании успешного человека в первую очередь акцент делают на внешние составляющие успеха - материальное обеспечение (это первый фактор) и только после этого в последующих факторах они указывают такие важные личностные качества успешного человека, как энергичность, трудолюбие, настойчивость, рациональность, интеллектуальные способности, целеустремленность.
Можно сделать вывод, что преподаватели связывают образ успешного человека с его внешними характеристиками, социально признанными показателями успешности (материальное благополучие, уважение со стороны других, внешняя привлекательность) и уже после этого указывают на большую значимость внут-
ренних детерминант успеха, определяющих активность субъекта успешной деятельности (энергичность, трудолюбие, настойчивость).
В целом преподаватели связывают успех, во-первых, с внешними, социально-признанными показателями успеха и, во-вторых, с внутренними признаками успеха, личностными характеристиками.
Необходимо отметить важную особенность выделенных факторов у преподавателей и работников министерства - в каждом факторе наряду с внешними признаками успеха представители двух исследуемых групп отмечают и внутренние, личностные, критерии успешности. При этом представителями обеих групп выделяется намного больше внутренних критериев успеха, чем внешних. Данное обстоятельство объясняется, на наш взгляд, характеристиками выборки. Респонденты обеих групп являются представителями зрелого возраста и периода, когда самосознание становится сформи-
рованным, а также прогрессивного периода развития, когда взрослый человек добивается больших профессиональных, личностных и социальных достижений. Именно в этот прогрессивный период жизни взрослый человек ориентирован в первую очередь на достижение внутреннего успеха, а не внешнего; внутренний успех выступает как ценность.
Далее мы выделили основные прототипы успешной личности в двух исследуемых группах. Первый прототип для работников министерства: успешный человек - это человек целеустремленный, ответственный, умеющий преодолевать трудности, стремящийся к самосовершенствованию и развитию, обладающий лидерскими качествами и самодостаточный. Второй прототип для работников министерства: успешный человек - доброжелательный, самостоятельный, уверенный в себе, трудолюбивый. Итак, для работников министерства успешный человек представлен личностными характеристиками человека, которые детерминируют его активность и деятельность.
Для преподавателей наиболее распространенными прототипами успешного человека являются следующие. Первый прототип: успешный человек - материально обеспечен, имеет счастливую семью, увлекается спортом, здоровый, креативный, стремится к самореализации и имеет хорошую работу. Второй прототип: успешный человек - энергичный, трудолюбивый, его уважают окружающие люди. Анализируя прототипы успешной личности, наиболее часто встречающиеся в представлениях преподавателей, мы обнаружили, что для преподавателей успешный человек представлен в первую очередь внешними критериями успешности (материальная обеспеченность, уважение со стороны окружающих и т. д.).
Сравнительный анализ наиболее ярко выраженных типажей успешного человека у преподавателей и работников министерства позволил нам установить существенные различия в представлениях об успехе и успешной личности у лиц с различным социальным статусом. У лиц с высоким социальным статусом социальные представления об успехе базируются на внутренних характеристиках успеха, личностных особенностях человека, которые детерминируют активность субъекта успешной дея-
тельности. Для преподавателей колледжа как представителей группы менее статусной характерна качественно другая структура социальных представлений об успехе - социальные представления преподавателей в первую очередь содержат внешние, социально-признанные показатели успеха.
Данный факт объясняется нами следующим образом: более низкое материальное положение преподавателей (не низкое, а более низкое по сравнению с чиновниками) дает им возможность открыто говорить о материальной стороне (критерии) успешности. Тогда как чиновники, имея более высокое материальное положение и относясь к группе высокостатусной, склонны умалчивать об этой стороне успешности и избегать прямых ответов на поставленные вопросы. Длительное общение с работниками министерства позволило нам сделать вывод, что эти люди довольно скрытны и очень сильно опасаются за свое положение.
Таким образом, в результате изучения социальных представлений об успехе и успешной личности у лиц с различным социальным статусом можно сделать следующие выводы.
1. Существуют так называемые универсальные описания успешного человека, которые не имеют профессиональной, статусной специфики (целеустремленность, ответственность, ум и интеллектуальные способности, наличие счастливой семьи, коммуникабельность, уважение со стороны других людей, материальная обеспеченность, трудолюбие, уверенность в себе, наличие престижной, интересной работы, доброжелательность, наличие образования, настойчивость, лидерские качества, карьерный рост, рациональность, хорошее воспитание) и являются инвариантными образованиями представлений об успешном человеке.
2. Существуют различия в представлениях об успехе и успешной личности у лиц с различным социальным статусом. У лиц с высоким социальным статусом социальные представления об успехе базируются на внутренних характеристиках успеха, личностных особенностях человека, которые детерминируют активность субъекта успешной деятельности. Для представителей группы менее статусной значимыми признаками успеха являются внешние, социально-признанные показатели успеха.
1. Абулъханова-Славская К.А., Гордиен-ко Е.В. Представления личности об отношении к ней значимых других // Психологический журнал. 2001. - Т. 22. - № 5. - С. 15-27.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 288 с.
3. Белкин А.С. Создание ситуации успеха.
- 2003. http://www.zovu.baza-r.ru/
4. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. - М., 2001.
5. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 312 с.
6. Дементий Л.И. Ответственность как ресурс личности: Монография. - М.: Информ-Зна-ние, 2005. - 188 с.
7. Дементий Л.И. Ответственность: типология и личностные основания: Монография. -Омск: Омск. гос. ун-т, 2001. - 192 с.
8. Емельянова Т.П. Социальное представление - понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. 2001.
- Т. 22. - № 6. - С. 39-48.
9. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. - М., 1981. - 118 с.
10. Московичи С. От коллективных представлений к социальным (к истории одного по-
нятия) // Вопросы социологии. 1992. - Т. 1. -№ 2.- С. 83-95.
11. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. - Т. 16. - № 2. - С. 3-14.
12. Смирнова Н.Л. Исследование имплицитных концепций интеллекта // Психология личности в условиях социальных изменений. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1993.
- С. 97-103.
13. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред.
В. А. Лабунской. - М.: Гардарики, 1999. - 397 с.
14. Тульчинский Г.А. Разум, воля, успех: О философии поступка. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
15. Фрэнкин Р. Мотивация поведения. -СПб.: Питер, 2003. - 651 с.
16. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - СПб.: Питер, 2003. - 860 с.
17. Хекхаузен X. Мотивация достижения / Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, М.В. Фаликмана. - М., 2002. - 752 с.
18. Чирикова А.Е. Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей // Психологический журнал. 1999. - Т. 20. - № 3. - С. 81-93.