СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2008. № 1. С. 27-32.
© Н.В. Лейфрид, 2008 УДК316.37
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РУССКИХ ОБ УСПЕХЕ И УДАЧЕ
Н.В. Лейфрид
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
The article is devoted to research of the social presentation about success and good luck. In the consciousness of the Russian people, they traditionally considered as a synonyms. Our research proved that these notions are different for the modern Russian men.
Достижение успеха в различных сферах жизнедеятельности в настоящее время является одной из важнейших ценностей для современного человека. Успех или неуспех присутствует во всех видах социальной активности человека. Для того, чтобы человека считали успешным в семейной, профессиональной, учебной и др. сферах, его деятельность должна быть максимально плодотворной, ее конечный результат должен приносить пользу не только самому человеку, но и его окружению. В «сложном», новом, быстро развивающемся обществе современному российскому человеку для достижения поставленной цели и в целом для успеха зачастую недостаточно благоприятного стечения обстоятельств или веры в судьбу, ему необходимы как определенные личностные качества, так и наличие соответствующих знаний, умений и навыков.
С другой стороны, особенностью российского менталитета является делегирование человеком ответственности при достижении поставленных им целей на внешние, не зависящие от него самого, обстоятельства - случай, удача, помощь других людей (близких, знакомых), социальный статус.
Кроме того, как показывает проведенный нами анализ, понятия «успех» и «удача» рассматриваются многими авторами толковых словарей как синонимичные. В целом понятие удачи в литературе понимается в двух аспектах. Во-первых, это успех, нужный или желательный исход дела. В этом понимании удача и успех рассматриваются как тождественные понятия. Во-вторых, под удачей может пониматься счастливое стечение обстоятельств. В данном определении фиксируется независимость удачи от действий человека, возможность разрешения трудностей непредсказуемым путем, который мы называем везением.
Несмотря на такое понимание удачи, необходимо отметить, что удачливость может рассматриваться как отражение активности субъекта, связанной со стремлением всегда использовать выпавший шанс, случай. Например, Геродот указывал, что людям, решившим действовать, обыкновенно бывают удачи; напротив, они редко удаются людям, которые только и занимаются тем, что взвешивают и медлят. Такой же точки зрения придерживается Ф. Доуби, который определяет удачу как постоянную готовность использовать появившийся шанс (цит. по: [6]).
Таким образом, можно выделить еще один аспект в понимании удачи, в котором фиксируется, в отличии от предыдущего, важность активности личности в процессе использования предоставляемых случаем возможностей.
Несмотря на такое понимание, в целом удача имеет в большей степени ситуативный, не зависящий от усилий самого человека характер, в то время как успех рассматривается как достижение определенного результата, который оценивается личностью как значимый. Как указывает Л.И. Дементий, при таком понимании успеха фиксируются объективные показатели достижений и их субъективная оценка [2].
По мнению О.И. Ефремовой, успех - это положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, которые отражают социальные ориентиры общества; успех - это форма самореализации субъекта, обеспечивающая его саморазвитие, она предполагает оценку со стороны общества в форме одобрения или признания (цит. по: [4]).
По мнению Е.И. Ревзина, нельзя рассматривать эти два понятия как синонимичные и
тождественные, хотя он и не отрицает наличие связи между ними. Он указывает на то, что мы имеем дело с удачей или, наоборот, -с неудачей, если достижению успеха благоприятствует случай, причем субъект осознает вмешательство судьбы, везения и т.п. Таким образом, согласно Е.И. Ревзину, удача - это не столько успех, сколько необходимый момент при осуществлении деятельности, связанной с достижением успеха [5].
Нами неоднократно были предприняты попытки изучения социальных представлений об успехе и успешном человеке. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в обыденном сознании российского человека успех часто определяется как удача, везение, случай, благоприятное стечение обстоятельств. На наш взгляд, такие результаты связаны не только с особенностью менталитета российского человека, но и с тем, что, по мнению С. Московичи, социальным представлениям присуще отсутствие определенности и статичности. Поэтому социальные представления всегда нуждаются в уточнении с помощью анализа контекста [3].
В рамках данной работы мы стремимся провести сравнительный анализ социальных представлений русского человека об успехе и удаче. На наш взгляд, изучение на одной выборке социальных представлений об успехе и удаче позволит нам достоверно установить наличие или отсутствие тождественности данных понятий в обыденном сознании современного российского человека.
Изучение социальных представлений об успехе и удаче является важным на данном этапе развития общества, так как, по мнению автора теории социальных представлений, они являются формой познания социальной действительности, составляют способность человека воспринимать, делать выводы, понимать, вспоминать, придавать смысл вещам и объяснять личностную ситуацию. Социальные представления позволяют описывать людей, объяснять их чувства, действия [3].
В статье используются результаты исследования студентки факультета психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Третьяковой Е.С., выполненного под нашим руководством.
Для проведения сравнительного анализа социальных представлений русских об успехе и удаче нами были опрошены 60 человек в
возрасте от 25 до 40 лет. Согласно классификации Е.Е. Сапоговой, данная возрастная группа относится к периоду ранней взрослости, когда человек достигает пика в различных сферах жизнедеятельности: учебной, профессиональной, семейной и т.д. Ведущей деятельностью в этот период является профессиональная деятельность, в рамках которой человек делает карьеру, реализует свои потенциалы. Так как нас интересовали социальные представления русских об успехе и удаче, то обязательным критерием для отбора испытуемых послужили национальность и страна проживания до и во время исследования.
Для реализации поставленной цели применялись три методики. С целью изучения социальных представлений об успехе и удаче
- метод незаконченных предложений и авторская анкета. Для изучения представлений об успешном и удачливом человеке -методика X. Азумы и К. Кашиваги в адаптации М.И. Воловиковой [1].
Данные, полученные при помощи методики незаконченных предложений, позволили нам судить о содержании представлений испытуемых об успехе и удаче.
Так, на вопрос «успех - это ...» испытуемые назвали четырнадцать определений. В целом, необходимо отметить, что большинство определений носит частный, единичный характер.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в первую очередь успех - это достижение цели (56,7% испытуемых дают такое определение). При этом необходимо подчеркнуть следующую особенность - в таком понимании успеха акцент ставится на двух моментах: успех как процесс, направленный на достижение определенной цели, и собственно достижение конечной цели. Для нас это не явилось неожиданностью. В наших ранних работах, направленных на изучение социальных представлений об успехе и условиях его достижения, неоднократно мы получали такие же результаты. Кроме того, это общепризнанное определение успеха, которое дается в литературе многими авторами.
Мы объединили в одну группу такие определения успеха, как работа, построение карьеры, создание собственного бизнеса (16,7% испытуемых). На наш взгляд, это связано с тем, что в период ранней взрослости профессиональная деятельность является ве-
дущей и та сфера, в которой человек реализует свои потенциалы, способности и возможности, выступает как критерий успеха.
В рамках нашей работы нас прежде всего интересовало, будут ли испытуемые называть в качестве определения успеха удачу, случай, благоприятное стечение обстоятельств. Как показали полученные результаты, только 5%
испытуемых отождествляют данные понятия. На данном этапе исследования мы не можем делать однозначного вывода об отождествлении этих понятий в обыденном сознании русских.
Изучение представлений испытуемых об удаче позволило выявить пять дескрипторов. Данные представлены в таблице 1.
Т а б л и ц а 1
Частота встречаемости определений удачи
Дескрипторы Количество испытуемых (%)
Везение 53,3
Благоприятное стечение обстоятельств 23,3
Когда всё складывается без усилий человека 10
Дар 5
Успех 3,3
Как показывают результаты, представленные в таблице 1, в обыденном сознании 53,3% испытуемых понятие удачи связано с везением как перманентным состоянием, которое свойственно человеку постоянно или в определенные моменты. При наличии везения деятельность (и вообще любая активность) складывается и протекает благоприятным для него образом.
На втором месте по частоте встречаемости находится определение удачи как благоприятного стечения обстоятельств. В данном случае подчеркивается конкретная ситуация, в которой обстоятельства сложились таким образом, что это позволило человеку получить пользу, выгоду.
На наш взгляд, интересным в рамках нашего исследования является определение удачи как состояния, при котором «всё складывается без усилий человека». В данном случае подчеркивается независимость удачи от усилий человека, от его способностей, возможностей, отсутствие необходимости прилагать усилия для того, чтобы воспользоваться подвернувшимся случаем.
Следует отметить, что определение удачи как успеха встречается крайне редко. Так только 3,3% испытуемых отождествляют эти два понятия. При этом более глубокий анализ ответов испытуемых показал, что те, кто определяют успех как удачу, при просьбе дать определения удачи дают другие ответы.
Таким образом, в целом 8,3% испытуемых в какой-то степени используют понятия
успех и удача как синонимичные. Успех в большей степени связан с достижением цели при осуществлении деятельности и профессиональными успехами, то есть всегда предполагает результативность. Удача носит ситуативный характер и непосредственно не зависит от действий человека.
Полученную закономерность подтверждают также следующие результаты. В качестве условия достижения успеха испытуемые называют внутренние, личностные ресурсы: трудолюбие, упорство, наличие желания, старание и интеллектуальные способности. Этот факт подтверждает нашу мысль о том, что современное, быстроменяющееся, выдвигающее много требований к самому человеку общество определяет социальные представления, приводит к их изменениям и трансформации.
В связи с этим важно стало выяснить, в каком случае человеку будут сопутствовать удача, определить необходимость усилий самой личности для ее наличия. Испытуемые должны были продолжить предложение: «я скажу, что человеку будет сопутствовать удача, если .. »
Полученные результаты свидетельствуют о том, что для наличия в жизни человека удачи нет определенных условий, человеку просто везет без каких-либо на то причин (40% испытуемых называют данный дескриптор). 18,3% испытуемых указывают, что вера в удачу является фактором, детерминирующим присутствие удачи в жизни. Можно говорить о наличии определенной установки, настроя
при осуществлении деятельности. Данный факт подтверждает мысль Е.И. Ревзина о том, что при достижении успеха одной из составляющих является наличие удачи.
В исследовании была выявлена группа испытуемых, которая приписывала удаче божественное, судьбоносное происхождение (16,7% испытуемых), то есть определенную мистификацию данного феномена. В частности, по их мнению, человек удачлив потому, что «родился под счастливой звездой».
Изучение содержания и основных характеристик представлений об успешном и удачливом человеке происходило на основе выявления характеристик реального успешного человека и реального удачливого человека. Согласно инструкции в методике X. Азумы и К. Кашиваги, испытуемые должны были вспомнить реально существующего, лично им знакомого человека, описать его особенности и конкретный поступок, свидетельствующий о том, что он достиг успеха в жизни [1]. Это позволило нам выявить личностные типы представлений, которые дают основание представить прототипы успешной личности, существующие в нашей культуре.
Степень выраженности кач(
Методика применяется в два этапа. После проведения первого этапа нами был получен перечень из двадцати дескрипторов, которые называли испытуемые при описании успешного и удачливого человека. Качества с высокой частотой встречаемости являлись общими как для успешного, так и для удачливого человека.
В связи с тем, что испытуемые должны были указать реально существующего, лично им знакомого человека, мы смогли понять является ли конкретный человек в их представлении одновременно успешным и удачливым. Данный вопрос возник в связи с тем, что, согласно С. Московичи, анализ социальных представлений всегда необходимо проводить с учетом контекста, а также в связи с гипотезой Е.И. Ревзина о взаимосвязи удачи и успеха.
Вторым этапом проведения стало составление перечня дескрипторов, с которым работали испытуемые, оценивая степень выраженности данных качеств у успешного человека, которого они знают лично, а затем у удачливого. Полученные результаты представлены в таблице 2.
Т а б л и ц а 2 з успешного и удачливого человека
Образ успешного человека Степень выраженности качеств Образ удачливого человека Степень выраженности качеств
Целеустремленный 2,9 Рискованный 2,13
Трудолюбивый 2,7 Энергичный 2
Упорный 2,7 Уверенный в себе 1,93
Уверенный в себе 2,7 Общительный 1,7
Общительный 2,4 Оптимистичный 1,7
Профессионал 2,4 Внимательный 1,5
Умный 2,4 Умный 1,3
Энергичный 2,4 Целеустремленный 1,2
Образованный 2,3 Упорный 1
Волевой 2,3 Волевой 1
Ответственный 2,3 Добрый 0,9
Стремящийся к саморазвитию 2,3 С высокими притязаниями 0,72
Внимательный 2,2 Стремящийся к саморазвитию 0,7
Талантливый 2,1 Талантливый 0,65
С высокими притязаниями 1,9 Ответственный 0,6
Рискованный 1,9 Трудолюбивый 0,5
Оптимистичный 1,7 Образованный 0,4
Порядочный 1,2 Профессионал 0,3
Нравственный 1,1 Порядочный 0,2
Добрый 1 Нравственный 0
Как видно из таблицы, можно выделить гораздо легче описывать успешного человека
одну общую особенность: испытуемым было и оценивать степень выраженности присущих
ему качеств. При оценке качеств удачливого человека испытуемые часто затруднялись дать ответ. Данный факт подтверждает выявленную нами закономерность - удача носит ситуативный, не зависимый от личности (ее качеств, способностей, возможностей и т.п.) характер.
Так, успешный человек - это в первую очередь целеустремленный, трудолюбивый, упорный и уверенный в себе человек. Данные качества являются важным компонентом при осуществлении профессиональной деятельности как основной в этот период и реализации личностью своего потенциала. Такая интер-нально-ориентированная установка отражает высокий уровень осознанности значимости активности личности в достижении успеха.
В рамках нашего исследования были получены интересные результаты, которые в большей степени связаны не с историей и традициями нашей страны, а с изменениями, происходящими в общественной жизни. Так, успешный человек в меньшей степени обладает такими качествами, как порядочность, нравственность, доброта. Следовательно, успешный человек всеми возможными способами должен достигать поставленных целей, практически не принимая во внимание моральные и нравственные принципы.
Образ удачливого человека несколько отличается от успешного. Удачливый человек -прежде всего рискованный. Данное качество стоит на первом месте по степени выраженности. Остальные имеют значения меньше двух, поэтому в целом не являются специфическими, характеризующими удачливого человека.
По мнению многих авторов, способность к риску является значимой характеристикой человека для осуществления предпринимательской деятельности. Так, А.Е. Чирикова подчеркивает, что к числу личностных черт, обеспечивающих эффективную деятельность в бизнесе, по собственным оценкам предпринимателей, относится умение рисковать [7]. Необходимо отметить, что группа предпринимателей для отечественных авторов долгое время выступала в качестве объекта исследования при изучении феномена успеха. Поэтому, на наш взгляд, преобладание этого качества при описании образа удачливого челове-
ка является поводом для дальнейших исследований.
Но между тем данный факт может быть проинтерпретирован следующим образом: при осуществлении деятельности с риском для результата человек в большей степени надеется на вмешательство случая и благоприятное стечение обстоятельств. Именно поэтому удача коррелирует с риском.
Удачливый человек, по мнению испытуемых, также часто обладает такими качествами, как энергичность и уверенность в себе. Как мы уже упоминали, это обусловлено тем, что вера в удачу является значимым фактором для ее достижения.
Меньше единицы набирают такие качества, как доброта, талант, ответственность, трудолюбие, образованность, профессионализм, порядочность.
В нашем исследовании был получен интересный результат. При описании удачливого человека ни один испытуемый не назвал такой характеристики, как нравственность. Необходимо указать, что, согласно исследованию М.И. Воловиковой, российский менталитет характеризуется ориентацией социальных представлений личности и общностей именно на нравственный идеал [1].
Согласно цели нашего исследования, нам необходимо было сравнить образ успешного и удачливого человека. Применение методов статистической обработки данных (критерий Манна-Уитни) позволило сделать вывод о том, что в обыденном сознании русского человека эти образы различаются (и=35,5 при р<0,01).
Таким образом, несмотря на существующие традиции, закрепленные в культуре российского народа, согласно результатам нашего исследования, в обыденном сознании современного человека понятие успех и удача не выступают как синонимичные, образ успешного и образ удачливого человека не отождествляются.
Мы начали свою работу с общего предположения о том, что социальные представления русских об успехе и удаче, являясь историческим продуктом, будут содержать общие черты и характеристики. Проведенное исследование позволило выявить несколько тенденций.
1. Социальные представления об успехе и удаче в значительной степени определяется предъявляемыми к человеку требованиями современной действительности: проявление активности, инициативности, ответственности. Социальные представления об успехе и удаче являются историческим продуктом и в то же время указывают на перспективу развития общественного сознания россиян.
2. В содержании социальных представлений об успехе подчеркивается его результативность, направленность на достижение цели при осуществлении деятельности. Удача носит ситуативный характер и непосредственно не зависит от действий человека.
3. Образы успешного и удачливого человека в сознании современного российского человека различаются.
1. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - 312 с.
2. Дементий Л.И. Ответственность как ресурс личности: монография. - М.: Информ-Знание, 2005.
- 188 с.
3. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. -1995. - Т. 16. - №1. - С. 3-18; - 1995. - Т. 16. -№2. - С. 3-14.
4. Социальная психология личности в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. проф. В.А. Ла-бунской. - М.: Гардарики, 1999. - 397 с.
5. Ревзин Е.И. Время/бремя артефактов (социальная аналитика непоправимости). - СПб., 2004.
6. Храмцова И.А. Мотив достижения успеха как основа формирования системы личностных ценностей // Нравственная культура народов России: традиции и современность. - Саранск, 2001,
- С. 112-115.
7. Чирикова А.Е. Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей // Психологический журнал. - Т. 20. - 1999.
- № 3. - С. 81-93.