Научная статья на тему 'Влияние мотивации достижения на представления об успешном человеке'

Влияние мотивации достижения на представления об успешном человеке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
929
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лейфрид Наталья Валерьевна

To study the role of personal characteristics in the context of social representation about successful person is considered to be topical in modern society. Social idea is formed on the basis of past experience, information and knowledge of the personality. Also it depends on personality and personal qualities. In the research it was proved that motivation in getting success is considered to be determinant in the idea about success and successful person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние мотивации достижения на представления об успешном человеке»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2007. № 2. С. 46-53 © Н.В. Лейфрид, 2007

УДК 316.37

ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УСПЕШНОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Н.В. ЛЕЙФРИД

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

To study the role of personal characteristics in the context of social representation about successful person is considered to be topical in modern society. Social idea is formed on the basis of past experience, information and knowledge of the personality. Also it depends on personality and personal qualities. In the research it was proved that motivation in getting success is considered to be determinant in the idea about success and successful person.

Изучение социальных представлений о различных явлениях действительности, а особенно об успехе, факторах, способствующих его достижению, и успешном человеке является актуальным в современном, быстро меняющемся обществе. Это позволит нам не только понять содержание обыденного сознания и приоритеты, ценности человека нашего времени, но и то, каким образом идет познание социальной действительности, так как, по мнению автора теории социальных представлений С. Московичи, исследуя представления, становится возможным соединить убеждения людей и реальную действительность [9].

При выполнении какой-либо деятельности человек прежде всего ориентируется на свои представления об успехе: что для него означает успех, благодаря чему человек становится успешным. Установки личности в значительной мере будут определять успешное - неуспешное поведение.

Социальные представления - это любые формы убеждений, идеологических взглядов, знаний, включая науку. В известной мере здравый смысл и обыденное знание выступают как социальные представления, которые составляют способность человека воспринимать, делать выводы, понимать, вспоминать, придавать смысл вещам и объяснять личностную ситуацию.

По мнению С. Московичи, социальные представления подобны «теориям», которые упорядочивают вокруг одной темы серию предложений, позволяющих классифицировать вещи или людей, описывать их свойства, объяс-

нять их чувства, действия, содержат серию примеров, иллюстрирующих ценности [9].

С. Московичи подчеркивает, что в создании социального представления принимает участие прошлый опыт индивида, обрывочные сведения, полученные из различных источников. Но главную роль в этом процессе играет социальная группа, членом которой является человек [9; 10]. В то же время социальное представление «пристрастно», так как при освоении нового, непривычного происходит трансформация, оценка, наполнение смыслом конкретной личностью. Поэтому необходимо говорить о роли личности и ее особенностей в содержании социальных представлений о различных явлениях действительности и об успехе в частности.

Подтверждение данного факта мы находим в работах К.А. Абульхановой, Л.И. Дементий. Так, согласно взглядам К.А. Абульхановой, любое социальное представление формируется прежде всего на уровне конкретной личности [1; 2; 7]. Проведенные под ее руководством исследования позволяют дать характеристику представлений не только как социально-психологических явлений (согласно концепции С. Московичи), но и как личностно обусловленных. К.А. Абульханова подчеркивает, что в эмпирических исследованиях была обнаружена личностная детерминированность представлений. При этом необходимо говорить о разной степени связи представлений с личностью. В силу этого они более конкретны (в них проявляется большая личная заинтересованность, избиратель-

ность) или более абстрактны (нейтральны с точки зрения личности) [1; 2].

Мы полагаем, что одной из определяющих детерминант и достижения успеха, и переживания успешности, и представлений об успехе является мотивация достижения личности. Это связано с тем, что мотив достижения интерпретируется как устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности (цит. по: [12]).

Опираясь на идеи С. Московичи и К.А. Абульхановой, мы провели исследование, целью которого явилось изучение влияния мотивации достижения на представления об успешном человеке в период ранней взрослости.

В статье используются результаты исследования, представленного в дипломной работе студентки факультета психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Н.М. Барановой, выполненного под нашим руководством.

Выборку составили испытуемые от 25 до 40 лет, всего 100 человек. Основным критерием для отбора испытуемых послужил возраст. Этот возрастной период, согласно Э. Эриксону, характеризуется профессиональным и личностным становлением человека, сознательным формированием отношения человека к окружающему миру, наличием многообразных общественных отношений, становлением личности как субъекта жизнедеятельности [13]. Так как, по мнению С. Московичи, содержание и основные характеристики социальных представлений зависят от группы, членом которой является человек, выборка была уравнена по полу, семейному положению, профессиональной принадлежности, уровню образования и доходов.

Для достижения поставленной цели применялись две методики. С целью изучения мотивации достижения (диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива достижения успеха и мотива избегания неудачи) использован опросник А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова [3]. Для изучения представлений о реальном успешном человеке - методика X. Азумы и К. Кашиваги в адаптации М.И. Воловиковой [4].

На первом этапе все испытуемые в зависимости от выраженности достижения успеха или избегания неудачи были разделены на три группы: испытуемые с доминированием моти-

ва достижения успеха (27 %), с преобладанием мотива избегания неудачи (27 %) и мотивация достижения которых не определена (46 %). Такое разделение испытуемых на группы обусловлено тем, что, согласно авторам опросника, между выраженностью достижения успеха и избегания неудачи имеется положительная корреляция.

С. Московичи сравнивает социальные представления с теориями, которые позволяют классифицировать людей, описывать их свойства, объяснять их действия [9]. Изучение содержания и основных характеристик представлений об успешном человеке в период ранней взрослости происходило на основе выявления характеристик реального успешного человека в зависимости от доминирующего мотива. Согласно методике X. Азумы и К. Кашиваги, испытуемые должны были вспомнить реально существующего, лично им знакомого человека, описать его особенности и конкретный поступок, свидетельствующий о том, что он достиг успеха в жизни [4]. Это позволило нам выявить личностные типы представлений, которые дают основание показать прототипы успешной личности, существующие в нашей культуре.

Изучение представлений испытуемых с мотивом достижения успеха о реальном успешном человеке позволило выделить 19 дескрипторов. При помощи математической обработки была установлена группа наиболее часто встречающихся критериев успешности (табл. 1).

Показателем успеха, по мнению испытуемых с преобладанием мотива достижения успеха, в первую очередь является такое личностное качество, как целеустремленность, умение достигать поставленные цели. Такая интерналь-но-ориентированная установка отражает высокий уровень осознанности значимости активности личности в достижении успеха, что расходится с традиционным стереотипом русского человека искать причину достижения успеха личностью в наличии удачи и везения.

В группу средней частоты встречаемости характеристик успешной личности наряду с внутренними, личностными показателями -ориентирован на результат при выполнении деятельности, вошли внешние, статусные - наличие семьи, детей, высшего образования, материальная обеспеченность. Данный факт мож-

но объяснить тем, что внешние показатели являются объективно более доступными для личности, что существенно сокращает процесс социального познания, интерпретации действи-

тельности и отнесение конкретного человека к определенной группе, что и отражает основные функции представлений.

Таблица 1

Частота встречаемости характеристик успешного человека в представлениях испытуемых

с преобладанием мотива достижения успеха

Частота ветре чаемости Дескриптор Количество испытуемых, %

высокая Целеустремленность 81

средняя Имеет семью 52,4

Материально обеспечен 47,6

Принимается участие в воспитании ребенка 38,1

Имеет высшее образование 38,1

Ориентирован на результат при выполнении деятельности 38,1

низкая Имеет возможность карьерного роста 33,3

Обладает профессионализмом 33,3

Имеет силу воли 33,3

Отзывчив 28,6

Имеет возможность заниматься любимым делом 28,6

Вынослив 23,8

Заслужил уважение своих коллег 23,8

На наш взгляд, заслуживающим внимания является такой критерий успешности личности, как принятие участия в воспитании детей. В силу занятости современного человека на воспитание детей остается мало времени, поэтому такая возможность расценивается как показатель успешности личности.

Проведенный факторный анализ позволил выявить прототипы успешного человека. Полученные пять факторов описывают 78,2 % информации (рис. 1).

13,0%

18,9%

13,9%

15,5%

16,9%

□ профессиональные достижения

□ совмещение работы и семьи

□ стремление к цели

□ волевые качества

□ статусные характеритики

Рис. 1. Факторное отображение прототипов успешной личности у испытуемых с преобладанием мотива достижения успеха

Наиболее выраженный фактор - «профессиональные достижения» (18,9 % дисперсии). Таким образом, распространенный прототип успешного человека у лиц с мотивом достижения успеха - это человек, который обладает

профессионализмом, ориентирован на результат при выполнении деятельности и имеет возможность карьерного роста.

Полученные данные свидетельствуют, что в социальных представлениях об успешном че-

ловеке у испытуемых с мотивом достижения успеха доминируют внешние показатели и именно на основе внешних критериев они в первую очередь оценивают успешность - неус-пешность человека в жизни.

Вторым по значимости является фактор «совмещение работы и семьи» (16,9 % дисперсии), который включает в себя следующие дескрипторы: имеет возможность заниматься любимым делом, имеет семью и материально обеспечен. Данный фактор сочетает в себе показатели, относящиеся к разным сторонам жизнедеятельности - работа и семья. Как показывают исследования, проведенные нами ранее, выделение данного фактора закономерно, так как в нем отражены наиболее значимые ценности современного общества - работа и семья. При оценке реального человека в качестве критерия успешности выступает эффективное совмещение этих двух сторон действительности, что ценно в любом современном обществе.

Третий фактор - «стремление к цели» (15,5 % дисперсии) - описывает следующий прототип: целеустремленный и самостоятельный человек. Преобладание такого прототипа успешной личности обусловлено также тем, что лица, мотивированные на успех, отчетливо проявляют тенденцию успехов в своей деятельности, активно в неё включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. Для них характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении намеченной цели.

Выносливость и наличие силы воли - дескрипторы, составляющие четвертый фактор - «волевые качества» (13,9 %). В этом случае успешность личности оценивается по умению прилагать физические и моральные силы для преодоления трудностей и получения результата.

Последний пятый фактор - «статусные характеристики» (13 % дисперсии) - отражает следующий образ успешного человека: имеет высшее образование и заслуживает уважения своих коллег.

Таким образом, полученные в исследовании факторы отражают типы представлений об успешном человеке у лиц с мотивом достижения успеха. В целом их содержание в первую очередь обусловлено личностными особенностями

людей с преобладанием мотива достижения успеха, а именно: уверенность в успешном исходе задуманного, решительность в неопределенных ситуациях, настойчивость при стремлении к цели, адекватный уровень притязаний, ответственность, высокий уровень образования и профессионализма [3; 5; 8; 12]. Это дает нам основание предполагать, что именно мотивация достижения оказывает влияние на содержание социальных представлений об успешном человеке.

По мнению X. Хекхаузена, отчетливое выраженное стремление к успеху вполне может сочетаться с не менее сильным страхом неудачи, особенно если последний связан для субъекта с тяжелыми последствиями. Но мы можем говорить о преобладании у того или иного субъекта стремления к успеху или избеганию неудачи при наличии того и другого [12]. В нашем случае 27 % испытуемых, набравших наименьшее количество баллов, характеризуются по терминологии X. Хекхаузена высоким уровнем выраженности стремления к избеганию неудач.

Изучение представлений об успешном человеке у лиц с мотивом избегания неудачи выявило 14 дескрипторов. Сразу необходимо отметить существенное сокращение количества показателей успешности личности у данной группы испытуемых по сравнению с предыдущей. Вероятно, данный факт свидетельствует об отсутствии у них стремления глубоко анализировать и интерпретировать окружающую действительность.

В большинстве случаев успешный человек

- это тот, которому сопутствует везение, он занимает высокий пост, имеет друзей и необходимые связи, получил общественное признание и заслужил уважение коллег, оказывает помощь семье, обладает материальной стабильностью, рефлексивный и терпимый к другим людям (табл. 2).

Анализ данных, представленных в табл. 2, показывает, что для испытуемых с мотивом избегания неудачи в качестве показателей успеха личности важную и определяющую роль играют внешние, социально-статусные критерии. Так, исследования X. Хекхаузена показали, что люди, мотивированные на достижение успеха, придают большее значение успехам, чем престижу, в то время как мотивированные на избегание неудач предпочитают обратное [12]. На-

ше исследование подтвердило данную закономерность и при описании успешного человека. В качестве личностных ресурсов выступают

рефлексивность и терпимость, которые напрямую не связаны с достижением успеха.

Таблица 2

Частота встречаемости характеристик успешного человека в представлениях испытуемых

с преобладанием мотива достижения успеха

Частота ветре чаемости Дескриптор Количество испытуемых, %

высокая Сопутствует везение 66,7

Занимает высокий пост 50

Имеет друзей 50

Имеет необходимые связи 50

средняя Рефлексивный 38,9

Получил общественное признание 33,3

Помогает семье 33,3

Заслужил уважение своих коллег 33,3

низкая Обладает материальной стабильностью 27,8

Терпимый 22,2

На наш взгляд, представляющим научный интерес является следующий факт: если в качестве критерия успешности личности для испытуемых с мотивом достижения успеха выступает материальная обеспеченность, то для лиц с мотивом избегания неудачи - материальная стабильность. Также для них важным показателем является не просто карьерный рост (что само по себе предполагает усилия со стороны личности), а высокий пост и общественное признание как объективный показатель успеха.

Важным и определяющим показателем успешности личности, по мнению испытуемых с преобладанием мотива избегания неудачи, является сопутствие везения. Необходимо отметить, что в отечественной литературе нередко под успехом понимается удача в достижении чего-либо, что фиксирует специфику русской

ментальности. В частности, в толковом словаре русского языка удача понимается как успех, нужный или желательный исход дела. Таким образом, при достижении успеха русский человек больше ориентирован на благоприятное стечение обстоятельств, нежели на собственную активность, трудолюбие и т. п. [6; 11].

Факторный анализ позволил выделить три типа представлений об успешной личности испытуемых с преобладанием мотива избегания неудачи (70,1 % дисперсии). Данный факт связан с небольшим количество дескрипторов, использующихся для описания образа успешного человека, и скорее свидетельствует о схематичности представлений, стремлении использовать готовые штампы и стереотипы.

На рис. 2 мы видим факторное отображение полученных в исследовании представлений.

18,6%

27,6%

23,9%

□ общественное признание

□ наличие друзей

□ материальная стабильность

Рис. 2. Факторное отображение прототипов успешной личности у испытуемых с преобладанием мотива избегания неудачи

Наиболее распространенный прототип успешного человека представлен первым фактором - «общественное признание» (27,6 % дисперсии). Согласно ему, успешным человека можно назвать тогда, когда он получил общественное признание, заслужил уважение своих коллег и обладает терпимостью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вторым по значимости является фактор «наличие друзей» (23,9 % дисперсии), который включает в себя следующие дескрипторы: наличие необходимых связей, друзей, везения и рефлексивность.

Третий по значимости фактор (18,6 % дисперсии) - «материальная стабильность» - описывает следующий прототип успешной личности: материально стабилен, помогает семье и занимает высокий пост.

Таким образом, успешный человек в обыденном сознании испытуемых с мотивом избегания неудачи обладает материальной стабильностью, высоким положением в обществе, которые способствуют его признанию и уважению среди других людей. И этого человек достигает благодаря везению, благоприятному стечению обстоятельств.

Таблица 3

Частота встречаемости характеристик успешного человека в представлениях испытуемых

с преобладанием неопределенного мотива

Частота ветре чаемости Дескриптор Количество испытуемых, %

высокая Имеет семью 41

Материально обеспечен 37,7

Ориентирован на результат при выполнении деятельности 34,4

средняя Обладает профессионализмом 31,2

Имеет детей 31,2

Целеустремленный 24,6

Заслужил уважение своих коллег 24,6

Имеет высшее образование 23

Настойчивый 21,3

Мобильный 21,3

низкая Обладает стрессоустойчивостью 18

Отзывчивый 18

Имеет организаторские способности 18

Сопутствует везение 14,8

Обладает рационализмом 14,8

Самостоятельный 14,8

Обладает силой воли 14,8

Имеет возможность заниматься любимым делом 11,5

В целом успех личности оценивается испытуемыми с преобладанием мотива избегания неудачи по внешним, социально-статусным показателям.

Рассматривая проблему соотношения между стремлением к успеху и избеганием неудачи, X. Хекхаузен доказывал, что на уровне конкретной личности необходимо говорить о высоком или низком преобладании у нее стремления к успеху или избеганию неудачи при наличии того и другого [12]. В связи с этим в нашей выборке была выделена группа людей с неопределенным мотивом.

Изучение представлений об успешном человеке у испытуемых с неопределенным мотивом позволило определить 28 дескрипторов. При помощи математической обработки была выделена группа часто встречающихся критериев успешности. Показателями успеха личности, по мнению испытуемых этой группы, в первую очередь являются: наличие семьи (41 % испытуемых указывают данный дескриптор), материальная обеспеченность (37,7 %), ориентация на результат при выполнении деятельности (34,4 %).

Результаты, представленные в табл. 3, показывают, что для испытуемых с неопределенным мотивом значимыми при оценке успеха личности являются как внешние, социальнопризнанные показатели, так и внутренние, личностные ресурсы. Необходимо отметить, что такое количество дескрипторов, характеризую-

8,4% 13,0%

11,3%

щих успешного человека, на наш взгляд, связано с большим процентом испытуемых, вошедших в данную группу (46 %), а не с большей осознанностью и ясностью.

Факторный анализ позволил выявить шесть прототипов успешного человека. Полученные факторы описывают 64,2 % информации.

□ волевые качества

□ семейные ценности

□ стремление к цели

□ организатор

□ профессионал

□ везение

Рис. 3. Факторное отображение прототипов успешной личности у испытуемых с неопределенным мотивом

Наиболее выраженный фактор - «волевые качества» (13 % дисперсии). Таким образом, самый распространенный прототип успешного человека в обыденном сознании испытуемых с неопределенным мотивом - это настойчивый, стрессоустойчивый, обладающий силой воли и мобильностью человек. Данный фактор, объединяет в себе качества успешного человека, наличие которых рассматривается как обязательное условие для достижения успеха многими авторами, занимающимися данной проблематикой.

Вторым по значимости является фактор «семейные ценности» (11,6 % дисперсии), который включает в себя такие дескрипторы, как наличие семьи и детей. Данный фактор объединяет в себе социально значимые ценности современного общества - семья и дети, что отражает наши культурные особенности и традиции.

Третий по значимости фактор (11,3 % дисперсии) - «стремление к цели» - описывает следующий прототип успешного человека: ориентирован на результат при выполнении деятельности, целеустремленный, имеет высшее образование.

В силу низкого процента дисперсии остальные прототипы успешной личности в данной статье нами не рассматривались.

Представленные данные показывают, что в обыденном сознании лиц с неопределенным мотивом успех личности в первую очередь связан с наличием волевых качеств, семьи и детей, обязательным стремлением к цели. При этом каждый прототип успешного человека логично объединяет внешние, социально-статусные показатели и внутренние, личностные.

Согласно методике X. Азумы и К. Кашиваги, испытуемые должны не только вспомнить знакомого успешного человека и описать его особенности, но и указать конкретный поступок, свидетельствующий о его успешности [4]. Данные, полученные с помощью этой методики, позволили нам выявить типичные поступки успешного человека.

Так, для испытуемых с преобладанием мотива достижения успеха такими поступками являются: занимает высокую должность благодаря собственным способностям и личностным качествам, имеет личный бизнес, сумел встать на ноги и реализовал себя после кризиса. Названные поступки отражают личностные особенности людей с мотивом достижения успеха: большая настойчивость при стремлении к цели, адекватный уровень притязаний, который повышается после успеха и снижается после неудачи, правильная оценка своих возможностей, выбор задач средней трудности, где успех или

неудача становятся максимально зависимыми от собственных усилий человека [3; 8; 12].

Испытуемые с мотивом избегания неудач в 77,8 % случаях указывают, что поступков, свидетельствующих об успешности человека, они не помнят. Несмотря на это, особенности успешного человека они описывали. Единственный поступок, который назвали 22,2 % испытуемых -это получение высшего образования.

На наш взгляд, данный факт связан как с личностными особенностями этой группы испытуемых, так и с дескрипторами, которые они указывали при описании качеств успешного человека: везение, высокий пост, связи, общественное признание и т. п.

Испытуемые с неопределенным мотивом называют два поступка, свидетельствующие об успехе личности: решил какую-либо проблему (37,7 % испытуемых называют такой поступок) и заслужил доверие со стороны руководства (22,9 %). Остальные испытуемые в анкетах ставили прочерк.

Проведенный дисперсионный анализ показывает, что преобладание какого-либо мотива у личности влияет на содержание представлений, определяя не только их содержание, но и основные характеристики: ясность, осознанность, осмысленность (Б = 5,34 при р < 0,01).

Мы начали свою работу с общего предположения о том, что существуют личностные детерминанты социальных представлений о различных явлениях действительности. Проведенное исследование позволило выявить несколько тенденций:

1. Содержание социальных представлений об успешном человеке в значительной степени определяется личностными особенностями современного человека;

2. В качестве одной из личностных детерминант представлений об успешном человеке выступает мотивация достижения как устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности;

3. Существуют как специфические, так и общие, не зависящие от преобладания мотива достижения успеха или избегания неудачи пред-

ставления, характеризующие типичные прототипы успешного человека в общественном сознании.

1. Абулъханова К.А. Личностные особенности и детерминанты социальных представлений // Идея системности в современной психологии / Под ред. В.А. Барабанщикова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 496 с.

2. Абулъханоеа-Слаеская КА. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. - Т. 14.

- № 4. - 1994. - С. 39-55.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2004. - 520 с.

4. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 312 с.

5. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. - М.: Смысл; «Академия», 2006. -336 с.

6. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Рус. яз., 1999. -Т. 4. - 688 с.

7. Дементий Л.И. Ответственность как ресурс личности: Монография. - М.: Информ-Зна-ние, 2005. - 188 с.

8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

9. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. - Т. 16. - № 1. - С. 3-18; 1995. -Т. 16. - № 2. - С. 3-14.

10. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.А. Лабунской. - М.: Гардарики, 1999. -397 с.

11. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. д-ра филол. наук Н.Ю. Шведовой. - 15-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1984.

12. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - М.; СПб.: Смысл; Питер, 2003. - 407 с.

13. Erikson E.H. Childhood and society (2nd ed.). - N.Y.: Norton, 1963.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.