ПСИХОЛОГИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 3. С. 289-295.
УДК 159
Л.И. Дементий, Н.В. Лейфрид
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ДЕТЕРМИНАНТА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕХЕ И УСЛОВИЯХ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ
Приводятся результаты диссертационного исследования, целью которого явилось изучение ответственности как детерминанты социальных представлений об успехе. Рассматривается проблема успеха и ответственности как свойств субъекта жизнедеятельности в отечественной и зарубежной психологии. Раскрываются особенности социальных представлений об успехе и условиях его достижения у представителей двух полярных типов ответственности.
Ключевые слова: ответственность, успех, социальные представления.
Радикальные преобразования, произошедшие в нашей стране в начале 90-х годов, привели к значительным изменениям системы ценностей российского человека. Ориентация на интенсивный прогресс общества, экономические и социальные реформы повлияла на рост значимости успеха на уровне личности и социума. Это обусловлено еще и тем, что личность как субъект целенаправленной деятельности невозможна без стремлений к успеху. Успех, являясь результатом достижений в конкретной деятельности или жизнедеятельности, в свою очередь детерминирует направленность активности личности, избирательность действий, ориентирует ее на достижения.
В начале ХХ1 века российским исследователям невозможно было игнорировать разработку проблемы успеха и успешной личности. Отвечая на запросы общества, российские исследователи (А.Е. Чирикова, С.В. Слав-нов, С.К. Рощин, Д.В. Колесов, Т.В. Корнилова, В.Г. Булыгина, А.П. Корнилов и др.) сконцентрировали свое внимание на выявлении факторов и личностных качеств успешных руководителей и предпринимателей. В конечном итоге были определены черты успешного человека в конкретных видах деятельности - предпринимательстве, руководстве, брокерской и правоохранительной деятельности [10; 12; 13]. Таким образом, была поставлена проблема личностных и социальных детерминант достижения успеха.
В зарубежной психологии, особенно американской, проблема успеха и факторов его достижения рассматривалась достаточно широко в рамках классических школ и научных направлений. В современной зарубежной психологической науке можно выделить четыре основных подхода к изучению данной проблемы.
Первый - философский - подход находит отражение в работах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Р. Декарта, И. Канта, Л.Н. Когана. Ф. Ницше, Ж.-Ж. Руссо и др. В трудах философов жизненный успех рассматривается в связи с понятием смысла жизни.
Культурно-антропологический подход сфокусирован на социокультурной обусловленности достижения успеха, формировании культурных образцов и идеалов (Р. Бенедикт, Ф. Боас, Д. Шнейдер и др.).
В рамках социологического подхода рассматриваются сущность, структура успеха, проблемы самоутверждения личности, факторы формирования жизненного успеха (М. Вебер, Дж. Мид и др.).
Психологический подход представлен двумя основными направлениями. В рамках первого достижение успеха рассматривается с точки © Л.И. Дементий, Н.В. Лейфрид, 2012
зрения таких понятий, как самореализация и самоактуализация (К.Г. Юнг, А. Адлер, А. Бандура, А. Маслоу, К. Роджерс). Второе направление сосредоточено на психологической сущности успеха - мотивации достижения, уровне притязаний, влиянии этих психологических характеристик на достижение личностью успеха (К. Левин, Т. Дембо,
Р. Сирс, Ф. Хоппе, М. Юкнат, Дж. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, Х. Хекхаузен и др.).
Таким образом, как в зарубежной, так и в российской психологической науке ставится вопрос о поиске личностных и социальных факторов достижения успеха. Мы полагаем, что одной из определяющих детерминант и достижения успеха, и переживания успешности, и представлений об успехе является ответственность личности.
Основу данного предположения составляют идеи о личностных представлениях К.А. Абульхановой и концепция ответственности Л.И. Дементий [2; 6].
Согласно концепции К.А. Абульхановой, представления являются одной из процедур социального мышления. При этом исследователь определяет мышление как социальное, так как оно является мышлением личности о социальной действительности в совокупности феноменологических и сущностных характеристик (социальных процессов, событий, ситуаций, отношений и поведения людей, их личностей), а также ее собственной жизнью. В свою очередь, личность как субъект жизни имеет способность к такому мышлению и потребность в нем. Поэтому именно в социальном мышлении находит свое отражение отношение личности к современной социальной действительности в целом и к конкретным ее формам: моральным, правовым, политическим и собственно ценностным (духовным, культурным) аспектам [2; 3]. Соответственно, изучение социальных представлений российских людей об успехе и условиях его достижения позволяет определить не только их убеждения, но и ориентиры, ценности, приоритеты, цели и смысл жизни.
С точки зрения К.А. Абульхановой, социальное мышление личности включает в себя два диалектически противоположных качества: независимость познания мира от субъекта (и его интерпретации) и зависимую от субъекта оценку мира относительно к субъекту и субъектом [1]. Следовательно, приоритеты и направления развития страны могут в какой-то степени детерминировать содержание представлений о различных явлениях действительности и успеха в частности. Поэтому в мышлении каждого индивида представлен понятийно-проблемный уровень мышления его эпохи, свойственный ей способ понимания социальных процессов и явлений, что в свою очередь усиливается или ослабляется установками
или другими социально-психологическими механизмами, характерными для данного общественного слоя. Диалектически противоположное качество представлений - зависимость от субъекта и относительность к субъекту - позволяет утверждать, что социальные представления всегда личностно выработаны, значимы, независимо от их осознанности или интуитивности. То есть они всегда личностны, обладают свойством относительности к субъекту. Рассмотрение социальных представлений как механизма сознания личности позволяет изучать роль личностных особенностей в их функционировании, характере и содержании.
Опираясь на взгляды многих авторов относительно глобального влияния ответственности на личность и ее жизнедеятельность (К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, Б.Ф. Ломов, К. Муздыбаев, Л.И. Дементий), мы полагаем, что именно это субъектное качество в значительной мере предопределяет особенности представлений об успехе, а следовательно, и выработку стратегий поведения в ситуациях достижения.
Проблеме ответственности посвящено немало исследований в разных направлениях: этическом (Ж. Пиаже, Л. Колберг,
К. Хелкама), причинности (Ф. Хайдер), контексте изучения локуса контроля (Дж. Рот-тер, Дж. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, Х. Уит-кин), психолого-педагогическом (К.А. Климова, Л.С. Славина, В.А. Горбачева,
З.Н. Борисова), социально-психологическом (Л.А. Сухинская, В.С. Агеев, К. Муздыбаев, Т.Н. Сидорова), ролевом подходе (Н. Головко, А.Ф. Плахотный, С.Ф. Анисимов), контексте жизнедеятельности личности (Ш. Бюлер, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, Л.И. Дементий) [7].
Особую актуальность проблема ответственности как детерминанты успеха приобретает в связи с тем, что она, являясь формой регуляции и саморегуляции личности, определяет эффективность деятельности и жизнедеятельности.
Ответственность как готовность, способность и процесс обеспечения субъектом целостности, самостоятельности и эффективности деятельности является субъектным свойством личности и центральным личностным образованием, определяющим многие аспекты жизни [6].
Ответственность как ресурсная личностная характеристика обеспечивает личности конструктивное отношение к жизни, предоставляет возможность разрешать противоречия и жизненные трудности, достигать успех. Таким образом, благодаря ответственности человек способен соотносить и соизмерять свои способности и возможности с требованиями внешней среды, общества или других людей и тем самым достигать успеха [6].
Такой подход находит свое подтверждение и в работах других российских и зарубежных ученых. Так, по мнению Л.И. Анцыферовой, ответственность определяет стиль жизни [4], с точки зрения А.А. Реана, это свойство субъекта определяет сущность бытия зрелой личности, успешность и способы ее самоактуализации [11]. В зарубежной психологии Р. де Чармсу принадлежит одна из первых методик, позволяющая оценить роль ответственности в достижениях [6].
В статье используются результаты нашего диссертационного исследования.
Целью явилось изучение особенностей представлений об успехе, условиях его достижения и успешном человеке у лиц с разным типом ответственности.
При построении исследования мы опирались на концепцию ответственности Л.И. Дементий и понимание данного феномена как многомерного, интегрального личностного образования, обеспечивающего конструктивное и достигающее поведение [6].
Основываясь на работах Л.И. Дементий о типах ответственности [7-9], в данном исследовании мы изучали представления об успехе у представителей полярных типов - оптимального и ситуативного. Согласно нашей гипотезе, наиболее яркие различия в представлениях будут обнаружены именно у этих типов в связи со специфическими характеристиками каждого из них. Для оптимальноответственной личности ответственность является устойчивым личностным образованием, определяющим все ее проявления в контексте жизнедеятельности. Лица, отнесенные нами к ситуативному типу, характеризуются частичным принятием ответственности, экс-тернальным локусом контроля.
Выборку составили 172 респондента, 60 из которых относится к ситуативному типу ответственности, 112 - к оптимальному.
Для достижения поставленной цели применялся метод незаконченных предложений, а также методика Х. Азумы и К. Ка-шиваги в адаптации Н.Л. Смирновой [5]. Респондентам предлагалось закончить следующие предложения: «успех для меня -это...», «успех достигается благодаря...», «я достиг в жизни успеха, потому что.». Изучение представлений об успешной личности происходило на основе выявления характеристик реального успешного человека. Согласно инструкции в методике Х. Азумы и К. Кашиваги, респонденты должны были вспомнить знакомого успешного человека, описать его особенности и конкретный поступок, свидетельствующий о его успешности. Данные, полученные с помощью этой методики, позволили нам выявить личностные типы представлений, которые дают основание увидеть прототипы успешной личности, существующие в нашей культуре.
На первом этапе респондентам предлагалось дать определение успеха, что позволило нам изучить особенности представлений о данном феномене.
Оптимально-ответственные личности
называют 21 характеристику. В таблице 1 представлены наиболее часто встречающиеся определения успеха.
Таблица 1 Частота встречаемости определений понятия «успех» у респондентов оптимального типа ответственности (%)
Определение успеха Количество респондентов
Реализация своих способностей и возможностей 67,0
Положительный результат упорной работы 55,4
Удовлетворенность жизнью 51,8
Независимость 45,5
Результаты, представленные в табл. 1, показывают, что для респондентов оптимального типа успех - это реализация своих способностей и возможностей, следовательно, достижение успеха в первую очередь связано с наличием личностных ресурсов. Самореализация рассматривается как критерий успешности в зарубежной психологии и связана с личностным ростом и стремлением к совершенству. Изучение личностных коррелятов ответственности Л.И. Дементий показывает, что для респондентов оптимального типа характерна реалистическая оценка собственных способностей и возможностей [7-9], это находит свое отражение в представлениях об успехе.
В общепринятом определении успеха как положительного результата деятельности респонденты оптимального типа подчеркивают роль личности в его достижении, настойчивости, умении преодолевать возникающие трудности. На наш взгляд, определение независимости как показателя успеха оптимально-ответственными респондентами связано с тем, что принятие на себя ответственности, согласно Л.И. Дементий, предполагает обеспечение самой личностью и способа действия, и результата своими силами, а независимость не предполагает наличия внешней поддержки и внешних ресурсов для достижения успеха [7].
Понимание успеха как удовлетворенности жизнью связано с тем, что удовлетворенность достигнутым результатом предполагает повышение активности и достижение новых целей. Так, К.А. Абульханова указывает, что адекватная удовлетворенность способствует уверенности личности, ограждая от частых неудач, снижая эффект частной неудовлетворенности [1]. Осмысление цели и удовлетворенность достигнутым является основанием для переживания успеха.
Анализ определений понятия «успех» показал, что респонденты оптимального типа в качестве критериев успеха называют не внешние показатели, которые часто бывают недостаточными, а внутренние, личностные ресурсы. При этом определения успеха не являются общепринятыми и не содержат стереотипных высказываний. Это обусловлено тем, что оптимальный уровень ответственности предполагает творческую позицию личности.
Такой подход показывает, что достижение в жизни успеха и субъективное переживание чувства успешности, по мнению респондентов данной группы, напрямую зависит от самой личности, от наличия необходимых знаний и умений.
В качестве условий достижения успеха оптимально-ответственные личности указывают 29 факторов, 75,9 % которых относится к внутренним, личностным ресурсам. Группа наиболее часто встречающихся среди описаний этим типом условий достижений успеха представлена в табл. 2.
Таблица 2
Частота встречаемости условий достижения успеха, названных респондентами оптимального типа ответственности (%)
Дескриптор Количество респондентов
Умение принимать на себя ответственность 82,1
Внутреннее стремление личности к успеху 81,3
Трудолюбие 68,8
Настойчивость 62,5
Целеустремленность 46,4
Из табл. 2 следует, что респонденты оптимального типа в качестве главных причин достижения успеха называют только внутренние, личностные ресурсы. 82,1 % оптимально-ответственных личностей считают, что умение принимать на себя ответственность выступает главным фактором, влияющим на достижение успеха. Этот факт объясняется тем, что ответственность предполагает способность личности соотносить необходимое и желательное с точки зрения своих индивидуальных особенностей и тем самым достигать успеха в деятельности [6].
Тенденция стремления к успеху - это отличительная черта оптимального типа и в совокупности с реалистической оценкой собственных способностей и возможностей способствует оптимальному соотношению целей личности и внешних условий выполнения деятельности, что приводит к достижению успеха.
Необходимо отметить, что умение принимать на себя ответственность и тенденция стремления к успеху являются специфичными факторами, влияющими на его
достижение, именно для оптимального типа ответственности.
В связи с тем, что респонденты этого типа склонны к самостоятельному качественному выполнению деятельности вне зависимости от наличия трудностей, умеют обеспечивать условия ее выполнения, проявляют настойчивость и целеустремленность, то выделение в качестве факторов достижения успеха трудолюбия, настойчивости и целеустремленности является закономерным.
Таким образом, в представлениях об успехе и условиях его достижения у оптимально-ответственных личностей выявлена ориентация на внутренние, личностные ресурсы, а не на внешние, социально признанные критерии.
Ответственность как критерий зрелости личности определяет содержание представлений и изменение ориентиров в оценке успеха человека - с внешних на внутренние.
На основе факторного анализа были выделены прототипы успешного человека. Полученные семь факторов описывают 79,5 % информации.
Первый фактор - «личная ответственность» (23,8 % дисперсии) - представляет наиболее распространенный прототип успешного человека (он способен планировать свою деятельность и реализовывать свои способности и возможности, предвидеть возможные последствия своих действий, решать возникающие проблемы и преодолевать трудности, готов помогать другим людям, гибкий в общении и поведении, самодостаточный, инициативный, ответственный, самостоятельный, сильный).
Доминирование внутренних, личностных критериев, опять же, обусловлено характеристиками этого типа ответственности: готовностью быть ответственным лицом еще до начала осуществления деятельности. Умение предвидеть последствия своих действий, решать проблемы и преодолевать возникающие трудности обязательно предполагает знание своих возможностей в достижении определенных целей. А в совокупности с самостоятельностью, гибкостью и инициативностью обеспечивает активность личности в различных сферах жизнедеятельности и тем самым достижение успеха.
Вторым по значимости является фактор «трудолюбия и настойчивости» (11,5 % дисперсии), который включает в себя следующие дескрипторы: трудолюбие, настойчивость, независимость, уверенность, работоспособность, общительность, силу воли, удовлетворенность.
Третий по значимости фактор (11,2 % дисперсии) - «интеллектуальность» - описывает следующий прототип успешной личности: интеллектуальная, эрудированная, рациональная, уравновешенная, целеустрем-
ленная, готовая идти на риск, решительная, активная.
Второй и третий факторы включают личностные ресурсы, обеспечивающие достижение успеха. По наличию данных характеристик становится возможным оценить роль личностного вклада в достижение успеха, что для лиц оптимально-ответственного типа при оценке успеха является наиболее важным.
Четвертый фактор («социальный статус») составляет 10,9 % от всей информации, в него вошли такие характеристики успешного человека, как высокий социальный статус, наличие своей фирмы, бизнеса, престижной работы, карьерного роста, предприимчивость, самостоятельность, руководящая должность, материальная обеспеченность. Данный прототип успешного человека является менее распространенным среди оптимально-ответственных респондентов и объединяет в себе как внешние, социально-признанные показатели успешности, так и внутренние, личностные ресурсы, способствующие достижению успеха.
В силу низкого процента дисперсии остальные прототипы успешной личности являются менее значимыми.
В целом иерархия факторов у оптимально-ответственных лиц выглядит таким образом:
- личная ответственность,
- трудолюбие и настойчивость,
- интеллектуальность,
- социальный статус,
- доброжелательность,
- социальная компетентность,
- работа и семья.
Спецификой представлений респондентов оптимального типа ответственности является преобладание в прототипах личностных характеристик, и, несмотря на наличие внешне ориентированных факторов (например, «социальный статус», «работа и семья»), в каждом из них присутствует личностный критерий успешности.
Установка оптимально-ответственных
лиц на внутренние ресурсы, наличие ответственности как устойчивого свойства личности, интернального локуса контроля оказывает влияние на содержание представлений об успешности личности. Обыденные теории успешности оптимального типа характеризуются целостностью, осмысленностью, носят личностно-значимый характер, отражают позицию субъекта, в них оптимальным образом соотнесены внешние и внутренние критерии успешности.
Согласно концепции Л.И. Дементий, ситуативный тип ответственности является противоположным оптимальному и характеризуется отсутствием многих параметров ответственности. Представителей данного типа чаще всего называют безответственными. Однако для этого типа характерен
ряд параметров ответственности: прогнозирование результатов деятельности, предвидение последствий своих поступков, переживание и чувство неловкости перед человеком в связи с невыполненными обещаниями, готовность прийти на помощь другим людям в ситуациях, где они нужны [7].
Для определения понятия «успех» представители ситуативного типа используют 16 дескрипторов (среди них 25 % указываются менее, чем 2-мя % респондентов и не будут представлены). Успех в представлениях ситуативно-ответственных личностей - это достижение поставленных целей (78,3 % респондентов указывают данное определение), благоприятное стечение обстоятельств (76,7 %), общественное признание (70 %).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что наибольший процент респондентов этого типа дает общепринятое определение успеха, не проявляя самостоятельности и творчества. Понимание успеха как удачи (благоприятного стечения обстоятельств) связано с преобладанием экстер-нального локуса контроля у респондентов этой группы. В этом случае причины событий и поведения других людей они видят во внешних обстоятельствах, не зависящих от усилий личности.
В определении успеха ситуативно-ответственных личностей фиксируются объективные показатели достижений, субъективная его оценка и социальный, нормативный аспект успеха.
Согласно концепции социального мышления К.А. Абульхановой, можно утверждать, что главными характеристиками представлений респондентов ситуативного типа ответственности являются неосозна-ваемость, консерватизм, коллективность.
Такое понимание успеха обусловливают соответствующие представления о причинах его достижения. Среди условий достижений успеха наиболее важными с точки зрения ситуативно-ответственных личностей являются благоприятное стечение обстоятельств (96,7 % респондентов), поддержка близких людей (75 %), целеустремленность (70 %), помощь других людей (56,7 %). Подавляющее большинство респондентов в качестве причины успеха называет удачу, что еще раз показывает зависимость данного типа от внешних обстоятельств. Как подчеркивается в работах Л.И. Дементий, обращение к социально-психологической поддержке выступает как свидетельство несамостоятельности, зависимости, возложения ответственности на внешние опоры ситуативно-ответственных респондентов [7].
В феноменологическом описании данного типа подчеркивается отсутствие «деятельностных» параметров ответственности [7; 8]. В представлениях об условиях достижения успеха также практически отсутст-
вует указание на роль личности в этом процессе. Настойчивость, трудолюбие и внутреннее стремление к успеху как факторы, влияющие на его достижение, являются не специфическими для лиц ситуативного типа ответственности по сравнению с другими типами (различия статистически значимы).
Таким образом, успех ситуативно-ответственными личностями связывается с социальными позициями и достижением социальных статусов. Количество дескрипторов, которые используют респонденты ситуативного типа, показывают схематичность представлений, стремление использовать готовые штампы и стереотипы и не проявлять активность в трансформации имеющихся в группе представлений.
Иерархия факторов успеха у респондентов ситуативного типа ответственности выглядит следующим образом:
- социальный статус,
- собственник,
- независимость-самостоятельность,
- удовлетворенность,
- престижная работа,
- доброжелательность,
- настойчивость.
Первый по значимости фактор (8,2 % дисперсии) - «социальный статус» - включает в себя следующие дескрипторы: высокий социальный статус, материальную обеспеченность, профессионализм, наличие возможности получать помощь других людей, проявление заботы о близких, наличие семьи. Данный прототип успешной личности отражает специфику ситуативного типа. Так, с одной стороны, для этих людей значимыми являются внешние показатели (статус, материальное благополучие, семья), а с другой - для него характерна готовность помогать другим (успешный человек проявляет заботу о других людях и своих близких).
Равным по значимости является второй фактор - «собственник» (8,2 % дисперсии), описывающий наиболее распространенный среди представителей ситуативного типа ответственности прототип успешного человека - это удачливый человек, который имеет собственность, детей, свою фирму, бизнес. Как видно из приведенных данных, в этот фактор вошли внешние признаки успешности (наличие собственности, бизнеса и детей) и удача. Профессиональные достижения и успехи в сфере бизнеса в обыденном сознании людей этого типа ассоциируются с удачей и отсутствием академических успехов, что связано с экстер-нальным локусом контроля респондентов, когда причина событий видится во внешних обстоятельствах и в меньшей степени связывается с усилиями самой личности.
Третий по значимости фактор (7,8 % дисперсии) - «независимость-самостоятельность» - включает в себя следующие харак-
теристики успешной личности: самостоятельность, независимость, общительность, карьерные достижения, целеустремлен-
ность. Исследователи личностных особенностей успешных предпринимателей и руководителей традиционно выделяют данные качества как показатели успешности. Для респондентов ситуативного типа обозначенные личностные характеристики являются личностными условиями для достижения социального успеха.
Ситуативный тип ответственности характеризуется ярко выраженным экстер-нальным локусом контроля, что находит свое отражение в содержании представлений об успешной личности. В каждом факторе наряду с личностными качествами непременно присутствует внешний показатель успешности. Таким образом, успешность личности респондентами ситуативного типа связывается с социальными статусами.
Проведенный дисперсионный анализ показывает, что ответственность влияет на содержание представлений, определяя их когнитивную сложность, осознанность, осмысленность, активную и творческую позицию в их формировании.
Мы начали свою работу с общего предположения о том, что тип ответственности детерминирует содержание представлений об успехе и условиях его достижения. Результаты исследования подтверждают наше предположение и доказывают специфичность понимания успеха и обстоятельств, способствующих его достижению, у представителей разных типов ответственности. Ответственность как интегральное личностное образование определяет содержание и структуру социальных представлений. Выделенные и представленные нами в результате исследования прототипы успешной личности отражают определенный пласт общественного сознания россиян в области достижений.
Отрадно, что традиционные установки русских людей на достижение успеха с помощью удачи постепенно изменяются, адекватно отражая требования современного общества.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) : Избранные психологические труды. М. : Московский пси-холого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 1999. 224 с.
[2] Абульханова К. А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследования. Ч. 3. Социальные представления и мышление личности. М. : Институт психологии РАН, 2002. 496 с.
[3] Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. Т. 14. № 4. С. 39-55.
[4] Анцыферова Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 2. С. 3-16.
[5] Воловикова М. И. Представления русских о нравственном идеале. М. : Институт психологии РАН, 2004. 312 с.
[6] Дементий Л. И. Ответственность как ресурс личности: монография. М. : Информ-Знание, 2005. 188 с.
[7] Дементий Л. И. Ответственность: типология и личностные основания : монография. Омск : Ом. гос. ун-т, 2001. 192 с.
[8] Дементий Л. И. Типология ответственности личности // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. С. 204-213.
[9] Дементий Л. И. Типология ответственности личности // Актуальные проблемы психологии : сб. науч. тр. Омск, 2000. С. 5-19.
[10] Корнилова Т. В., Булыгина В. Г., Корнилов А. П. Личностные предпосылки успешности деятельности брокера // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 1. С. 90-99.
[11] Реан А. А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 4. С. 3-12.
[12] Рощин С. К. Психология успешного предпринимательства в США // Психологический журнал. 1993. Т. 15. № 5. С. 98-09.
[13] Чирикова А. Е. Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 3. С. 81-93.