Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 11 (302). Право. Вып. 36. С. 120-124.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
С. Р. Власян
СУБЪЕКТ ПРАВА НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Рассматривается один из дискуссионных вопросов в содержании принципа равноправия и самоопределения народов — субъект самоопределения. Анализируются такие понятия, как народ, национальное меньшинство, коренной народ. Наличие различных подходов к определению понятия «народ», анализ международно-правовых документов, а так же практика применения права народов на самоопределение показывают, что для эффективного применения принципа и минимизации конфликтных ситуаций необходимо четкое закрепление одного из ключевых понятий в области прав человека — «народ».
Ключевые слова: право народов на самоопределение, международное право, народ, нация, национальное меньшинство, коренные народы, права человека, этносы, принципы международного права, Устав ООН.
Народ не может ничего решать, пока кто-то не решит, что такое народ.
Айвор Дженнингс1
Одним из самых дискуссионных и противоречивых вопросов в содержании принципа самоопределения является его субъект, то есть те, кому принадлежит право на самоопределение. В доктрине международного права существует множество точек зрения, критериев определения субъекта самоопределения. Однако следует отметить, что содержание терминов «народ» и «нация» никогда не было точно установлено, а международно-правовая практика в отношении самоопределения до сих пор является непоследовательной.
Еще при подготовке Устава Организации Объединенных Наций (ООН) эксперты столкнулись с проблемой значения термина «народ», в частности из-за того, что на разных языках данное понятие имеет различные оттенки, лексические значения. По этому поводу Секретариат ООН привел соответствующее разъяснение, в котором определил народы как группы людей, которые могут составлять (или не составлять) государство или нацию2.
Так, в соответствии с Уставом ООН и Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами (1970), все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями устава3. Под народами, облада-
ющими правом на самоопределение, изначально понимались народы, находящиеся в колониальной зависимости. Однако после завершения процесса деколонизации антиколониальный аспект данного принципа постепенно утратил свою актуальность. Некоторые специалисты вообще говорили об исключении права народов на самоопределение из Устава ООН и других международно-правовых документов.
Многие ученые сходятся во мнении, что не все народы имеют право на самоопределение, а лишь те, которые находятся под иноземным господством. В соответствии с п. 4 ст. 1 Дополнительного протокола I от 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществлении своего права на самоопределение, приравнены к вооруженным конфликтам международного характера4. Таким образом, народами, имеющими право на получение со стороны международного сообщества помощи в достижении самоопределения, являются:
- народы, находящиеся под колониальным господством;
- народы, проживающие на территории, оккупированной иностранным государством;
- народы, в отношении которых государство, на территории которого они проживают, проводит политику национальной и расовой дискриминации.
Э. Х. де Аречага отмечает: «Географическая разделенность территорий, различия рас, привычек, религий и языков облегчает определение того, может ли считаться та или иная группа населения “народом”, имеющим право на самоопределение»5.
Эксперты ЮНЕСКО по изучению прав народов определяют термин «народ», выделяя при этом его объективные и субъективные критерии:
1. Группа человеческих индивидов, которые обладают некоторыми или всеми следующими характеристиками:
- общие исторические традиции;
- расовая или этническая общность;
- культурная однородность;
- языковая общность;
- религиозное или идеологическое родство;
- территориальные связи;
- общая экономическая жизнь.
2. Группа не должна обязательно иметь значительную численность, но должна представлять нечто большее, чем простое объединение индивидов.
3. Группа как таковая должна стремиться, чтобы ее считали народом, и должна иметь самосознание народа, хотя, обладая указанными выше характеристиками, группа или члены группы могут и не иметь такого желания и самосознания.
4. Группа должна иметь учреждения и другие средства для проявления своих характеристик и своего стремления к общности6.
Рассматривая данный вопрос, Р А. Мюллерсон акцентирует внимание на том, что при самоопределении речь идет именно о народе, а не о населении. «Даже если, скажем, в Октябрьском районе г. Москвы больше жителей, чем в Нагорном Карабахе, право на самоопределение имеет народ Нагорного Карабаха, а не лица, имеющие постоянную прописку в столичном районе. В основе народа как субъекта самоопределения лежит чаще всего нация или иная этническая общность, с которой идентифицируется данная территория»7. По этому поводу известный специалист конституционного права А. Е. Козлов разделяет точку зрения Р. А. Мюллерсона, определяя субъект самоопределения как этническую общность8.
Весьма интересной в данном контексте представляется и точка зрения Г. Кельзена, который определяет население государства как людей,
принадлежащих к данному государству. По его мнению, попытки найти какую-либо другую связь помимо государственной, которая держит вместе и объединяет в единое целое различных индивидов, обречены на неудачу9.
Противоположной точки зрения придерживается И. А. Умнова, говоря о том, что народ представляет собой территориальную и политическую общность, а не однородную в этническом или национальном отношении общность. «Народ как общность, объединенная единой территорией проживания, способен быть субъектом права на самоопределение»10. Л. Ф. Болтенкова также считает, что субъектом права на самоопределение должны быть не конкретные «титульные» нации, а народ в целом, то есть население исторически определенной территории11.
Другая группа ученых предлагает иной вариант в определении субъекта права на самоопределение. В частности, М. В. Золотарева признает субъектом права на самоопределение нацию, но не как этническую группу, а как совокупность граждан одного государства независимо от их этнической принадлежности12.
Обладают ли национальные меньшинства правом на самоопределение — еще одни спорный вопрос в теории международного права. По общему правилу, национальные меньшинства не обладают правом на самоопределение, так как на международном и внутригосударственном уровне существует специальный механизм защиты прав меньшинств. Однако из-за неясности и отсутствия четких определений таких базовых понятий, как «народ», «нация», «национальное меньшинство», некоторые ученые отстаивают точку зрения, согласно которой национальные меньшинства обладают правом на самоопределение наряду с другими группами индивидов, образующими вместе «народ».
Если взглянуть на самоопределение в исторической ретроспективе, то можно заметить, что данный принцип возник и развивался именно как право национальных общностей — отдельных народов, живущих на территории существующих государств. Так, К. Партш отмечает, что в то время термин «право на самоопределение» относился:
- к «народам», целиком составляющим меньшинство (или даже большинство) внутри государства, управляемого другим «народом» (как, например, ирландцы перед 1919 г. и монголы перед 1911-1921 гг.);
- к «народам», являющимся меньшинством в более чем одной стране и не имеющим собственной государственности (как, например, поляки в России, Австрии и Германии перед 1919 г.);
- к «народам», являющимся меньшинством в одной стране, но считающим себя частью народа соседнего государства (как, например, мексиканцы в Калифорнии и венгры в Румынии);
- к «народам» или «нациям», разделенным в результате внешнего вмешательства на несколько государств (как, например, немцы, жившие в Х1Х в. в нескольких государствах);
- к «народам», являющимся большинством (или меньшинством) на территории, имеющей специальный статус под иностранным господством (главный пример — колонии)13.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что применение принципа самоопределения к национальным меньшинствам в какой-то степени является обоснованным.
Общепризнанного определения национального меньшинства, выработанного на международном уровне, нет. Необходимо отметить, что в Лиге Наций и ООН предпринимались попытки определить понятие «меньшинство». В ст. 1 Декларации ООН о правах меньшинств, принятой в 1992 г. консенсусом, говорится о меньшинствах как о самобытной национальной и этнической, культурной, религиозной и языковой группе. Декларацией также предусмотрена обязанность государств охранять их существование благодаря специальным правовым механизмам защиты. Попытку дать универсальное определение группам, которые по международному праву могут относиться к национальным меньшинствам, предпринял специальный докладчик Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств Ф. Капоторти: «Меньшинство — группа, меньшая по численности по сравнению с остальной частью населения государства, занимающая не доминирующее положение, члены которой, являясь гражданами государства, имеют этнические, религиозные или языковые особенности, отличные от особенностей остальной части населения, и проявляют, хотя бы только имплицитно, чувство солидарности, имеющее целью сохранить их культуру, традиции, религию или язык»14.
Статья 27 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи
ООН от 16 декабря 1966 г., предусматривает, что в тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком15. В пакте проводится различие между правом на самоопределение и правами, предусмотренными в ст. 27. Первое является правом, принадлежащим народам, и рассматривается в отдельной части пакта. Комитет по правам человека дает разъяснение по данному вопросу в своем замечании общего порядка 23 по ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., принятом на пятидесятой сессии в 1994 г.: «Самоопределение не относится к числу прав, закрепленных в Факультативном протоколе. Ст. 27, которая касается прав индивидов как таковых, напротив, включена подобно всем другим статьям, имеющим отношение к личным правам индивидов, в часть III Пакта и подпадает под действие Факультативного протокола I»16.
В Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992), признаются права меньшинств на существование и самобытность, однако право на самоопределение, принадлежащее народам, Декларация не распространяет на меньшинства17. В ст. 1 декларации устанавливается обязанность государств охранять существование и самобытность национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых меньшинств и поощрять создание условий для развития их самобытности18.
Многие ученые сходятся во мнении, что по международному праву меньшинства не имеют права на самоопределение. Однако ряд уче-ных-теоретиков допускает, что национальные меньшинства могут отделяться от суверенных государств лишь в крайних случаях: когда, например, систематически, грубо и массово нарушаются их права. Такой точки зрения придерживаются профессор А. Х. Абашидзе, В. Кочарян, выступая за предоставление меньшинствам права на самоопределение19.
А. Кассесе полагает, что правом на самоопределение нельзя воспользоваться, если не все граждане данного общества пользуются основными правами и свободами человека. По его
мнению, внутреннее политическое самоопределение следует понимать как право свободного выбора органов власти, право пользоваться всеми свободами, обеспечивающими свободу вы-бора20.
Говоря о субъекте самоопределения, нельзя не упомянуть о применении принципа самоопределения к коренным народам. Предложение
о применении принципа самоопределения к коренным народам в составе государств получило название «бельгийская поправка». В период деколонизации Бельгия предложила данную поправку с целью разработки медной руды в провинции Катанга (Конго). В случае обретения жителями провинции права на самоопределение территория смогла бы сохранить горнодобывающие предприятия.
Консенсуса относительно термина для определения этих народов не существует, в международной сфере наиболее часто используется понятие «народы, проживающие в изоляции». Право на самоопределение подразумевает уважение их решения жить в изоляции. Решение жить в изоляции может пониматься как наивысшая форма осуществления их права на самоопределение, поскольку таким образом обеспечивается сохранение их традиционного образа жизни и социально-политического устройства. Соблюдение права на самоопределение, в свою очередь, гарантирует соблюдение всех остальных прав человека.
Основным принципом защиты коренных народов, проживающих в изоляции и устанавливающих первоначальные контакты, является признание странами права коренных народов проживать в изоляции в качестве формы выражения своего права на самоопределение. Обеспечение самоопределения требует от государств принятия политики предупреждения, позволяющей гарантировать соблюдение этого принципа и всех вытекающих из него прав человека. Коренные народы осуществляют свое право на самоопределение с помощью механизмов участия, консультаций и свободного, предварительного и осознанного согласия. Для коренных народов, проживающих в изоляции, использование этих механизмов выражается в том, что они не принимают участия, не проводят консультаций и не дают своего согласия на какое-либо вмешательство, планируемое на их землях и территориях. В свою очередь коренные народы, устанавливающие первоначальные контак-
ты, используют эти механизмы в контексте своего права на самоопределение и в качестве единственного способа придать законную силу процессам взаимодействия с точки зрения основной гарантии прав человека.
Однако нельзя допускать противодействия таких важных принципов, как право на самоопределение, с одной стороны, и суверенитет, территориальная целостность и независимость государства — с другой.
Таким образом, наличие различных подходов к определению понятия «народ», анализ международно-правовых документов, а также практика применения права народов на самоопределение показывают, что для эффективного применения принципа и минимизации конфликтных ситуаций необходимо четкое закрепление одного из ключевых понятий в области прав человека — «народ». Вслед за экспертами ЮНЕСКО считаем наиболее подходящим определить народ как группу человеческих индивидов, обладающих определенными характеристиками, объективными и субъективными признаками, исчерпывающий перечень которых должен быть установлен на международном уровне.
Примечания
1 Jennings, I. The approach to self-government. Cambridge : Cambridge University Press, 1956. P. 15.
2 Цит. по: Кристеску, А. Право народов на самоопределение: историческое и современное развитие. Нью-Йорк : ЭКОСОС ООН, 1981. С. 4.
3 Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 197G г. // ООН. Резолюции Генеральной Ассамблеи на XXV сессии. Нью-Йорк, 197G. С. 151-155.
4 Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) 1977 г. [Электронный ресурс] // МККК: информационные ресурсы : офиц. сайт Междунар. ком. Крас. Креста. URL: http://www.icrc.org/rus/ resources/documents/misc/treaties-additional-protocol-1. htm
5 Аречага, Э. X. Современное международное право / пер. с исп. Ю. И. Папченко. М. : Прогресс, 1983. С. 158.
6 UNESCO, International Meeting of Experts on Further Study of the Concept of the Rights of Peoples: Final Report and Recommendations UNESCO doc. SHS-89/CONF.6G2/7. P. 7-8.
7 Мюллерсон, Р. А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М. : Юрид. лит, 1991. С. 41.
8 Козлов, А. Е. Право на самоопределение как принцип международного права и конституционное право человека // Права человека и межнациональные отношения. М., 1994. С. 70-71.
9 Цит. по: Соколовский, С. В. Права меньшинств. Антропологические, социологические и международно-правовые аспекты. М. : Моск. обществ. науч. фонд, 1997. С. 125.
10 Умнова, И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М. : Дело, 1998. С. 152.
11 Болтенкова, Л. Ф. Российская государственность: состояние и перспективы. М. : Республика, 1995. С. 62
12 Золотарева, М. В. Федерация в России: проблемы и перспективы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 13.
13 Partsch, K. J. Fundamental Principles of Human Rights: Self-Determination, Equality and NonDiscrimination // International Dimensions of Human Rights. Paris, 1982. Р. 64.
14 Caporti, F Special Rapporteur. Study on the Rights of Persons belonging to Ethnic, Religious and Linguistic Minorities. Document E/CN.4/Sub.2/384/Add.1-7.1977.
15 Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций : сайт. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/con-ventions/pactpol.shtml
16 Обзор деятельности Комитета по правам человека [Электронный ресурс]. URL: http://prava-by.info/wp-content/uploads/2GG8/G2/pag_1-6G.pdf
17 Черниченко, С. В. Теория международного права : в 2 т. Т. 1. М. : Независимый ин-т междунар. права, 1999. С. 218.
18 Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г. [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций : сайт. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ minority _rights. shtml
19Абашидзе, А. X. Защита меньшинств по международному праву и внутригосударственному праву. М. : Права человека, 1996. С. 196.
2G Cassese, A. Self-Determination of People: Legal Reappraisal. Cambridge : Cambridge University Press, 1995. P. 154.