РАВНОПРАВИЕ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДОВ В СОВРЕМЕННОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ГОСТЕВ,
аспирант кафедры истории государства и права Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации
Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
E-mail: [email protected]
Аннотация. Волеизъявление населения к реализации права на самоопределение всегда вызывает большой политический резонанс. Почву для дискуссий дает амбивалентность и пространность международно-правовых норм, признанных регулировать процесс реализации права наций и народов на самоопределение. Для подкрепления указанных тезисов относительно недостаточного юридического обеспечения реализации права наций и народов на самоопределение предлагается проанализировать ряд международных документов, предметной областью регулирования которых является это право.
Ключевые слова: международное право, нация, народ, референдум, сецессия, легитимность, международно-правовые нормы, пакт, декларация, равноправие и самоопределение народов, международный императив.
THE EQUALITY AND SELF-DETERMINATION OF PEOPLES IN MODERN INTERNATIONAL LAW
SERGEY SERGEYEVICH GOSTEV, postgraduate student of the Department of history of state and law of Moscow University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation
Annotation. The will of the population to the realization of the right to self-determination always provoke great political resonance. A ground for discussions gives ambivalence international legal norms recognized to regulate the process of realization of the rights of Nations and peoples to self-determination. To support these theses about the lack of legal support for the implementation of the rights of Nations and peoples to self-determination is invited to review a number of international instruments, the subject field of regulation of which is this right.
Keywords: international law, nation, people, referendum, secession, legitimacy, international legal norms, pact, declaration, the equality and self-determination of peoples, international imperative.
Современные межнациональные отношения обостряются; одной из причин этого является несовершенство международно-правовых норм, призванных регулировать процессы, возникающие в связи с реализацией права наций и народов на самоопределение. Стержневой проблемой в данной ситуации является отсутствие во всем существующем многообразии международных документов четко определенного субъекта права наций и народов на самоопределение. Юридического толкования понятия «народ» или «нация» в международном, равно как и во внутригосударственном праве, нет.
Международные документы указывают на «народ» как на носитель права свободно устанавливать свой политический статус и свободно обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие в рамках самоопределения. Однако, международ-
но-правовой механизм, позволяющий идентифицировать ту или иную общность людей как «народ» именно с юридической точки зрения не выработан в современном международном праве. Не менее важным является определение статуса «национальных меньшинств» и «коренных народов» в рамках выделения субъекта самоопределения.
Для подкрепления указанных тезисов относительно недостаточного юридического обеспечения реализации права наций и народов на самоопределение предлагается проанализировать ряд международных документов, предметной областью регулирования которых является это право. Сформировать объективное представление о юридическом аспекте сложившейся ситуации позволяет работа с текстами международных документов, представленных на сайте ООН.
В Уставе ООН1, подписанном 26 июня 1945 г. в ст. 1 § 2 указаны цели создания ООН: «Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира.. .»2. В ст. 55 § 1 Устава ООН дается пояснение аспектов международного, экономического и социального сотрудничества: «С целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов.»3. Однако, ни в примечании, ни в преамбуле и ни в одной из 111 статей Устава ООН нет конкретного определения «народа», «нации» и т.д.
«26 июня 1945 г. в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию ООН было дано разъяснение по вопросу субъекта самоопределения: «народы» обозначают группы людей, которые могут составлять (или не составлять) государство или нацию»4. Такая трактовка термина «народ» делает круг его применения весьма обширным. Это означает, что и государства, и нации, и народы являются субъектами права наций на самоопределение. Помимо этого, любые другие общности людей, способные создать свою государственность, являться нацией или просто составлять устойчивую общность, тоже имеют право на самоопределение.
Дальнейшее юридическое развитие право наций на самоопределение находит в принятой 14 декабря 1960 г. Декларации «О предоставлении независимости колониальным странам и народам». Декларация провозглашает цели и принципы, которыми подписавшиеся государства должны руководствоваться в рамках ведения «борьбы» с колониализмом, который: «препятствует развитию международного экономического сотрудничества, задерживает социальное, культурное и экономическое развитие зависимых народов.»5.
Далее в Декларации «подтверждается»: «народы в своих собственных интересах могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, не нарушая каких бы то ни было обязательств, вытекающих из основанного на принципе взаимной выгоды международного экономического сотрудничества и норм международного права.»6, а так же говорится о том, что: «все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность их национальной территории.»7.
Механизм отнесения определенной группы людей к категории «зависимый народ», позволяет материализовать сам субъект права наций на самоопределение через выделение тех прав, которыми он наделяется. В соответствии с положениями Декларации «О предоставлении независимости колониальным странам и народам»8: 1) «все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие»; 2) на территориях проживания зависимых народов «должны быть незамедлительно приняты меры для передачи всей власти народам этих территорий, в соответствии со свободно выраженной ими волей и желанием».
За Декларацией «О предоставлении независимости колониальным странам и народам» 1960 г. следует принятие двух Пактов о правах человека 16 декабря 1966 г.: Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах»9, Международный пакт «О гражданских и политических правах»10. В них практически дублируются положения Декларации «О предоставлении независимости колониальным странам и народам» 1960 г.: «1) все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие; 2) все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования»11. Из текста Пактов видно, что самоопределение — это свободное установление своего поли-
1 URL://http://www.un.org/ru/documents/charter/index.shtml
2 URL://http://www.un.org/ru/documents/charter/chapter1 .shtml
3 URL://http://www.un.org/ru/documents/charter/chapter9.shtml
4 Thornberry P. International Law and the Rights of Minorities. Oxford, 1992. Р. 15.
5 URL://http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarati-ons/colonial.shtml
6 Там же.
7 Там же.
8 Там же.
9 URL://http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventi-ons/pactecon.shtml
10 URL://http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conven-tions/pactpol.shtml
11 Там же.
тического статуса и свободное обеспечение своего экономического, социального и культурного развития. Однако, признаки субъекта права наций и народов на самоопределение в этих международных документах отсутствуют.
24 октября 1970 г. принимается Декларация «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций». В научной литературе преобладает мнение, что в этом международном документе дается более развернутое толкование права наций на самоопределение. Тем не менее, текст Декларации повторяет положения принятых ранее документов.
Существенной особенностью является указание на конкретные формы реализации права наций на самоопределение: «Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение»12.
Заключительный Акт СБСЕ от 1 августа 1975 г. придал праву наций на самоопределение статус общепризнанного принципа международного права (международного императива): «Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие»13. Тем не менее, вопрос непосредственно о субъекте права наций на самоопределение остался открытым.
Полиморфия международных документов, принятых в дальнейшем, так и не дает юридического толкования понятия «народ» и «нация». Более того, ряд деклараций еще больше усложняют выделение субъекта права наций на самоопределение. 27 июня 1989 г. Генеральной конференцией Международной организации труда принята Конвенция «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах». Сфера ее действия распространяется на: «1) народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия которых отличают их от дру-
гих групп национального сообщества и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством; 2) народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты»14.
Указание самих народов на их принадлежность к числу коренных или ведущих племенной образ жизни тоже рассматривается как основополагающий критерий для определения их в качестве групп, на которые распространяются положения этой Конвенции. Более того п. 3 ст. 1 данной Конвенции гласит: «Использование термина «народы» в настоящей Конвенции не рассматривается как несущее какой-либо смысл в отношении прав, могущих заключаться в этом термине в соответствии с международным правом»15.
Декларация «О правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» от 18 декабря 1992 г. в п. 5 ст. 2 провозглашает следующее: «Лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации свободные и мирные контакты с другими членами своей группы и с лицами, принадлежащими к другим меньшинствам, а также контакты через границы с гражданами других государств, с которыми они связаны национальными, этническими, религиозными или языковыми узами»16.
Статья 1 Данной декларации гласит:
«1. Государства охраняют на их соответствующих территориях существование и самобытность национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых меньшинств и поощряют создание условий для развития этой самобытности.
12 URL://http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declara-tions/intlaw_principles.shtml
13 URL://http://www.un.org/ru/
14 URL://http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conven-Уош/ю1169^Мт1
15 Там же.
16 URL://http://www.un.org/ru/documents/dec1_conv/dec1ara-tions/indigenous_rights.shtm1
2. Государства принимают надлежащие законодательные и другие меры для достижения этих целей»17.
Статья 2 Декларации закрепляет за представителями указанных меньшинств следующие права:
«1. Лица, принадлежащие к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (в дальнейшем именуемые лицами, принадлежащими к меньшинствам), имеют право пользоваться достояниями своей культуры, исповедовать свою религию и отправлять религиозные обряды, а также использовать свой язык в частной жизни и публично, свободно и без вмешательства или дискриминации в какой бы то ни было форме.
2. Лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право активно участвовать в культурной, религиозной, общественной, экономической и государственной жизни.
3. Лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право активно участвовать в принятии на национальном и, где это необходимо, региональном уровне решений, касающихся того меньшинства, к которому они принадлежат, или тех регионов, в которых они проживают, в порядке, не противоречащем национальному законодательству.
4. Лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право создавать свои собственные ассоциации и обеспечивать их функционирование18.
Закрепление права меньшинств участвовать в принятии решений относительно регионов их проживания означает, что при осуществлении народом или нацией права на самоопределение необходим учет мнения представителей таких меньшинств. Помимо этого, Декларация фактически предоставляет меньшинствам «ограниченную» возможность реализации права на самоопределение в сфере культурного и социального развития.
25 июня 1993 г. принимается Венская декларация и программа действий19. Она не дает разъяснения относительно правосубъектности наций и народов в рамках реализации права наций на самоопределение,
однако содержит положения, провозглашающие отсутствие противоречия между такими принципами международного права, как территориальная целостность и равноправие и самоопределение народов.
Декларация ООН «О правах коренных народов» от 13 сентября 2007 г. заслуживает отдельного внимания. В преамбуле данной Декларации указано: «...Устав Организации Объединенных Наций, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Венская декларация и Программа действий подтверждают основополагающее значение права на самоопределение всех народов, в силу которого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие, памятуя о том, что ничто в настоящей Декларации не может быть использовано для отказа любому народу в его праве на самоопределение, осуществляемом в соответствии с международным правом.. ,»20. Статья 3 Декларации гласит: «Коренные народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие»21.
Резюмируя результаты проведенного анализа международных документов, призванных регулировать процесс реализации права наций и народов на самоопределение следует отметить, что амбивалентность международно-правовых норм вносит множество неясностей, а самое главное — оставляет не решенным вопрос относительно субъекта права наций и народов на самоопределение.
17 URL://http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declara-tions/indigenous_rights.shtml
18 Там же.
19 URL://http://www.un.org/ru/events/humanrightsday/2013/-аЬои^Мт1
20 URL://http://www.un.org/ru/documents/dec1_conv/dec1ara-tions/indigenous_rights.shtm1
21 Там же.