Принцип равноправия и самоопределения народов в системе современного международного права: особенности толкования и проблемы субъектности
Д.В. Малов
Малов Дмитрий Вадимович — аспирант факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета; E-mail: dimalow@mail.ru.
В статье рассматривается положение принципа равноправия и самоопределения народов в системе современного международного права. Доказывается, что нормы международного права, искусственно объединенные в научной литературе в единый «принцип территориальной целостности государств», не противоречат принципу равноправия и самоопределения народов. На основе анализа документов ООН предлагается типология субъектов принципа равноправия и самоопределения народов. Исследуются особенности содержания и толкования данного принципа применительно к коренным и малочисленным народам; народам мира; колониально-зависимым народам; народам, находящимся под иностранным господством или иностранной оккупацией. В первых двух случаях ООН гарантирует народам защиту лишь от любых видов дискриминационной политики (внутреннее самоопределение), в отношении двух других — допускает создание собственного независимого государства (внешнее самоопределение). В статье утверждается, что в настоящее время ООН в целях стабилизации существующей системы международных отношений стремится максимально сократить количество ситуаций, в которых применение принципа равноправия и самоопределения гарантирует народам право на создание своего независимого государства.
Ключевые слова: Организация Объединенных Наций, принцип равноправия и самоопределения народов, принцип суверенного равенства государств, внутреннее самоопределение, внешнее самоопределение, народы мира, коренные народы, колониально-зависимые народы Key words: United Nations Organisation, principle of equal rights and self-determination of peoples, principle of sovereign equality of states, internal self-determination, external self-determination, Peoples, indigenous Peoples, colonial Peoples
Процесс формирования современной системы международного права начался одновременно с институционализацией системы международных отношений, названной впоследствии Ялтинско-Потсдамской. Отправной точкой в данном процессе стало подписание 1 января 1942 г. Вашингтонской декларации двадцати шести, согласно которой страны антигитлеровской коалиции получили новое наименование — Объединенные Нации [4]. Анализируя положения указанного документа, можно сказать, что целью современного международного права стало поддержание и укрепление международного мира и безопасности посредством развития сотрудничества между государствами, что и было закреплено в Уставе ООН, принятом 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по вопросу о создании международной организации.
Устав ООН — международный договор, подписанный 50 государствами и позднее ратифицированный большинством стран мира, предусматривает создание Организации Объединенных Наций, члены которой берут на себя обязательства по неукоснительному соблюдению его положений, имеющих преобладающий статус по отношению ко всем заключенным до и после его принятия международным договорам. Согласно Уставу ООН [20] и принятой в соответствии с ним 24 октября 1970 г. Декларации о принципах международного права [3], современное международное право основано на следующих принципах:
1) суверенного равенства государств;
2) добросовестного выполнения взятых сторонами обязательств;
3) разрешения международных споров мирными средствами;
4) неприменения силы и угрозы силой;
5) невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
6) обязанности государств сотрудничать друг с другом;
7) равноправия и самоопределения народов.
Необходимо учитывать, что изложенные выше принципы взаимосвязаны, поэтому толкование и применение каждого из них возможно лишь в свете других принципов международного права. Анализируя приведенные принципы в рамках и для достижения целей данной работы, представляется возможным разделить их на две группы. Первая группа (принципы 1, 5, 7) определяет сущность акторов международных отношений. Государства, согласно этим принципам, являются равноправными суверенными членами международного сообщества, неукоснительно соблюдающими данные ими международные обязательства. Международным сообществом гарантируется невмешательство кого бы то ни было в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств. Последнее призвано обеспечить территориальную целостность и политическую (в широком смысле) самостоятельность государств.
В свою очередь, принцип равноправия и самоопределения народов выступает как инструмент легитимации существующего суверенного равенства государств. Однако данный принцип не легитимирует существование государств-метрополий, так как колониализм, согласно международному праву, является отрицанием основных прав человека, препятствует установлению мира во всем мире и противоречит Уставу ООН [2, ст. 1]. Следовательно, в данном контексте:
— народ рассматривается как общность граждан уже существующего государства (суверенного, либо колониально-зависимого);
— государство есть результат ранее определенного самим народом без вмешательства извне своего политического статуса;
— осуществление народом политики экономического, социального, культурного и национального развития автоматически признается внутренним делом и функцией государства, вмешательство в которые со стороны каких-либо акторов международных отношений недопустимо;
— осуществление народом права на самоопределение в форме создания нового суверенного государства возможно лишь в случаях с колониально-зависимыми народами.
Вторая группа принципов международного права (принципы 2, 3, 4, 6) регламентирует порядок взаимоотношений между государствами. Введенные во исполнение главной цели ООН указанные принципы призваны как можно скорее заменить силовые механизмы урегулирования международных конфликтов такими средствами, как переговоры, судебное разбирательство, обращение к региональным организациям,
институт арбитража и т.п. Таким образом, декларируется запрет на применение и угрозу применения силы, а также провозглашается обязанность государств сотрудничать друг с другом во исполнение целей ООН. Другими словами, основные принципы, содержащиеся в Уставе ООН, гарантируют суверенитет и равенство всех государств мира, взаимоотношения между которыми (во всех сферах) регламентируются нормами международного права, а легальность и легитимность последних подтверждена фактом ратификации Устава.
В соответствии с Уставом ООН, для поддержания дружественных отношений между государствами и для укрепления всеобщего мира (одна из основных целей ООН) все члены организации обязаны действовать на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов [20, ст. 1]. Столь обтекаемая, лишенная конкретики формулировка позволяет по-разному трактовать ее значение. Некоторые исследователи находят в ней отражение еще не ослабшего во всем мире страха перед идеологией нацизма, утверждающей превосходство одной нации над другими. В этом случае международное сообщество понимается как совокупность равноправных акторов международных отношений (зависимых и суверенных государств) независимо от их размера, этнического состава, военной мощи, уровня экономического, социального либо культурного развития. Другие исследователи склонны рассматривать принцип равноправия и самоопределения как гарантию самостоятельности (как правило, в рамках уже существующих суверенных государств) всех малочисленных народов мира. Есть и сторонники толкования данного принципа как инструмента создания новых независимых государств: как в результате деколонизации, так и в иных случаях. Таким образом, принцип равноправия и самоопределения народов позволяет при определенных условиях рассматривать в качестве субъекта международных отношений не только государство, но и народ. Более того, под народом не обязательно могут пониматься лишь граждане государства, взятые в совокупности. В данном контексте народом, которому гарантируется равноправие и самоопределение, в зависимости от политической целесообразности может быть признано население отдельной геополитически важной части какого-либо суверенного государства.
Значительно проясняет ситуацию принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г. Декларация о принципах международного права [3]. В документе содержится описание сущности и форм реализации принципа равноправия и самоопределения народов. Так, народы имеют право без вмешательства извне свободно определять свой политический статус и осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие. Декларация, не ограничивая содержание понятия «политический статус», указывает на наиболее типичные формы реализации народами принципа равноправия и самоопределения, а именно: образование независимого государства, свободное присоединение или объединение с независимым государством. Важно, что ООН запрещает государствам каким-либо образом препятствовать народам в их стремлении к самоопределению. Более того, в подобных случаях ООН гарантирует указанным народам поддержку, как со стороны самой организации, так и со стороны ее отдельных членов.
Следует обратить особое внимание на содержащееся в Декларации косвенное указание на иерархию форм реализации народами права на самоопределение. Так, в документе сказано, что первостепенной, необходимой, но самодостаточной формой реализации данного принципа является внутреннее самоопределение народов. Данный тип самоопределения подразумевает соблюдение рассматриваемого нами принципа в форме свободного присоединения народа к независимому государству (в виде автономии) или объединения с независимым государством (в виде федеративного союза). В любом
случае должно быть обеспечено адекватное представительство всех народов, проживающих на территории данного государства, в центральных органах власти. В этом случае внутренний тип самоопределения является самодостаточным и не должен рассматриваться лишь в качестве промежуточного этапа на пути к созданию собственного независимого государства народом, проживающим на территории суверенного государства (внешнее самоопределение народов). Более того, ООН гарантирует неприкосновенность территориальной целостности и политического единства государства, соблюдающего указанные выше требования представительства.
Однако обратим внимание на необходимость изучения каждого конкретного случая внутреннего самоопределения народов. Нередко за ширмой федерализма скрывается де-факто централизованное государство, не только не обеспечивающее адекватного представительства национальных или территориальных меньшинств, но и систематически проводящее дискриминационную политику по отношению к ним. В таком случае может быть поставлен вопрос об отделении самоопределяющегося народа от угнетающего его государства. Отметим, что принцип достаточности внутреннего самоопределения народов не действует по отношению к народам, находящимся под колониальной зависимостью. Вопрос применения данного принципа к ситуации колониализма будет рассмотрен далее.
Принцип равноправия и самоопределения народов vs территориальная целостность государств
Среди исследователей широко распространен, на первый взгляд, вполне закономерный вопрос: разрешимо ли противоречие между принципом равноправия и самоопределения народов и принципом территориальной целостности государств? Необходимо сразу пояснить, что часто встречающаяся в научных трудах формулировка приведенного выше противоречия (см., например, [10, 14]) в корне не верна, так как в источниках современного международного права отсутствует принцип территориальной целостности государств.
В уставе ООН закреплено, что члены организации обязаны воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства [20, ст. 2, п. 4]. В свою очередь, в Декларации «О принципах международного права» помимо вышеизложенного утверждается, что территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны [3]. Отметим, что указанные нормы являются производными двух принципов современного международного права: принципа неприменения силы и угрозы силой в первом случае, и принципа суверенного равенства государств — во втором.
Учитывая вышесказанное, мы утверждаем, что нормы международного права, искусственно объединенные в научной литературе в единый «принцип территориальной целостности государств», не являются отдельным самодостаточным принципом международного права. Более того, данные нормы рассматривают территориальную целостность в контексте межгосударственных отношений, т. е. на сферу внутренней политики государств действие данных норм не распространяется. Учитывая, что сфера межэтнических отношений является внутренним делом государства, мы утверждаем, что противоречие между принципом равноправия и самоопределения народов и нормами международного права, гарантирующими территориальную целостность государств, отсутствует.
Принцип равноправия и самоопределения народов. Субъекты самоопределения
Среди ученых-международников и политиков-практиков не прекращаются споры относительно определения субъектов принципа равноправия и самоопределения народов. В различных комбинациях называются следующие субъекты данного принципа: народы, находящиеся под колониальной зависимостью; коренные и малочисленные народы; любая общность людей, проживающая на определенной территории и обладающая определенными схожими этническими, лингвистическими и религиозными характеристиками; оккупированные народы; граждане государств и т.п. В данном анализе предлагается следующая типология субъектов принципа равноправия и самоопределения народов:
— народы, находящиеся под колониальной зависимостью;
— коренные и малочисленные народы;
— народы мира;
— народы, находящиеся под иностранным господством или иностранной оккупацией.
В ст. 1, являющейся общей для Международного пакта о гражданских и политических правах [13] и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [11], подтверждается право всех народов на самоопределение. Народы имеют право свободно устанавливать свой политический статус и свободно осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие. Вновь подтверждается право народов на пользование природными ресурсами, находящимися на территории их проживания. Данная формулировка принципа является базовой и не подлежащей сомнению. Однако при анализе более поздних правовых актов ООН можно выявить изменение содержания и правил применения принципа равноправия и самоопределения народов относительно указанных выше четырех типов субъектов.
Народы, находящиеся под колониальной зависимостью
В данной работе под колонией мы будем понимать, как правило, географически обособленную территорию, находящуюся под властью иностранного государства, без самостоятельной экономической и политической власти, население которой (народ, находящийся под колониальной зависимостью) отлично от населения метрополии. Колониализм с точки зрения международного права есть явление, препятствующее реализации основных прав человека, мешающее развитию зависимых народов и в связи с этим подлежащее скорейшей элиминации. Анализируя посвященные проблеме колониализма многочисленные декларации и резолюции главных органов ООН (см., например, [2, 15, 16, 19]), можно сказать, что эти документы однозначно признают право народов, находящихся под колониальной зависимостью, на самоопределение в виде внешнего самоопределения.
14 декабря 1960 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам [2], в которой существенно конкретизируется содержание принципа равноправия и самоопределения относительно данных народов. Так, в декларации утверждается, что колониально-зависимые народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность национальной территории. Более того, процессу достижения данными народами независимости не могут помешать ни этнические и религиозные особенно-
сти, ни численность народа, ни недостаточный уровень их социального, экономического или политического развития. Единственным условием, позволяющим метрополии отложить вопрос о предоставлении своим колониям независимости, может стать отсутствие желания и стремления зависимого народа обрести независимость.
В случае же выражения колониально-зависимым народом желания об отделении от метрополии (посредством проведения референдума или иным другим способом, одобренным ООН), свобода ему должна быть предоставлена незамедлительно. Более того, в случае обнаружения действий метрополии, направленных на создание препятствий на пути самоопределения народов, либо действий, направленных на нарушение территориальной целостности получающего независимость государства, данные действия должны быть расценены Советом Безопасности ООН как угроза всеобщему миру и безопасности. Это, в свою очередь, позволяет международному сообществу ввести экономические и дипломатические санкции в отношении метрополии, а также, в крайнем случае, применить военную силу с целью обеспечения мира и безопасности на спорных территориях [20, гл. 7].
Несмотря на то, что, согласно декларации, народы всего мира «горячо желают покончить с колониализмом во всех его проявлениях» [2], вмешательство в процесс деколонизации со стороны сторонних государств категорически запрещено. Важно, что вмешательство запрещено как в целях помощи метрополии, так и самоопределяющимся народам. Помимо самих метрополии и колонии, в процессе деколонизации имеет право участвовать и оказывать на него влияние лишь ООН, и то лишь в указанных выше случаях.
Следует отметить, что с принятием Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам в международном праве был впервые рассмотрен экономический аспект самоопределения. Так, было установлено, что народы в собственных интересах могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами. Немаловажным является и содержащееся в декларации положение, косвенно связывающее колониализм с политикой сегрегации и дискриминации [2]. Подобное сравнение позволяет если не на практике, то, по крайней мере, в дипломатии использовать механизмы реализации принципа равноправия и самоопределения колониально зависимых народов в отношении коренных, малочисленных и других народов мира, проживающих на территории суверенных государств. В целом, «торжественно заявив» о необходимости незамедлительного и безоговорочного искоренения колониализма во всех его формах и проявлениях, ООН с большей или меньшей настойчивостью, но четко следовала принципу равноправия и самоопределения колониально зависимых народов на протяжении всего периода своего существования.
Коренные и малочисленные народы
Вторым типом народов, которым гарантируется равноправие и самоопределение, являются коренные и малочисленные народы (национальные меньшинства). Принятая 13 сентября 2007 г. Декларация о правах коренных народов несколько иначе видит рассматриваемый нами принцип. Так, в соответствии с декларацией, коренным народам гарантируется лишь автономия в рамках суверенного государства, позволяющая им осуществлять собственное управление в политической, социальной, культурной и экономической сферах на своей территории [5, ст. 3, 4]. Также коренным народам гарантируются адекватные инструменты участия в управлении суверенным государством, на территории которого они проживают.
Декларация утверждает, что признание прав указанных народов (в том числе права на самоопределение) должно способствовать развитию гармоничных и базирующихся на сотрудничестве отношений между государством и коренными народами, основанных на принципах справедливости, демократии, уважения прав человека, недискриминации и добросовестности [5, ст. 46, п. 3]. Немаловажен и тот факт, что в декларации не содержится ни одной ссылки на возможность коренных и малочисленных народов реализовать принцип равноправия и самоопределения в форме образования нового независимого государства. Исходя из этого представляется возможным утверждать, что ООН, ни в коем случае не ограничивая права коренных народов на самоопределение, рассматривает данный принцип преимущественно в рамках концепции внутреннего самоопределения.
Народы мира
Практически идентична ситуация относительно применения принципа равноправия и самоопределения в отношении других народов мира. Под народами мира мы, в соответствии с позицией ЮНЕСКО (цит. по [21]), будем понимать любую совокупность индивидов, идентифицирующих себя таковыми, проживающих на определенной территории и обладающих общими: языком, религией, культурой, историческим самосознанием и т.п.
В Декларации о правах коренных народов утверждается, что ничто сказанное в ней не может быть использовано для отказа любому народу в его праве на самоопределение [5]. Учитывая это и опираясь на положения Венской Декларации [1] и другие документы, мы полагаем, что принцип равноправия и самоопределения должен применяться относительно всех народов мира так же, как и по отношению к коренным и малочисленным народам.
Следует обратить особое внимание на то, что принцип равноправия и самоопределения, в случае его применения в отношении народов мира, плавно переходит в разряд декларативного, но неотчуждаемого права. Содержащееся в декларациях и пактах, подписанных большинством стран мира, право народов на самоопределение является обязательным для исполнения этими странами. В связи со слабой степенью операцио-нальности данного права, ввиду отсутствия адекватного описания его содержания, оно на практике, по сути, сводится лишь к ограничению дискриминационной политики государства по отношению ко всем народам, проживающим на его территории. Следовательно, государству достаточно иметь федеративное или унитарное с национальными автономиями государственное устройство, для того чтобы заявить о соблюдении и уважении им права народов на самоопределение.
Важно, что в резолюциях Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН, касающихся оценки конкретных этнических конфликтов, отсутствуют апелляции непосредственно к принципу равноправия и самоопределения народов. В то же время зачастую Генеральная Ассамблея указывает на необходимость урегулирования конфликтных ситуаций, связанных с предоставлением возможности для самоопределения народам, находящимся под «колониальным и иностранным господством или иностранной оккупацией» (см., например, [15]).
В связи с этим мы утверждаем, что ООН, как правило, активно не участвует в процессе обеспечения и защиты прав народов мира на самоопределение до тех пор, пока не возникнет как минимум серьезное противостояние народа и вооруженных сил государства, на территории которого он проживает, что впоследствии может быть при-
равнено к ситуации, угрожающей международному миру и безопасности. В подтверждение данного тезиса рассмотрим Доклад Генерального секретаря ООН, в котором он сначала приводит ссылку на решение Международного суда, который установил, что принцип равноправия и самоопределения народов носит всеобщий характер (действует применительно ко всем народам мира), а ниже указывает, что в своем докладе намерен рассматривать данный принцип лишь применительно к народам, находящимся под колониальным и иностранным господством или иностранной оккупацией [7]. Еще одним подтверждением данного тезиса является принятая 8 сентября 2000 г. Декларация тысячелетия, в которой прямо сказано, что государства обязаны прилагать все усилия для обеспечения права на самоопределение народов, «все еще находящихся под колониальным господством и иностранной оккупацией» [6, ст. 4].
Следовательно, существующий де-юре принцип равноправия и самоопределения начинает де-факто действовать в отношении всех народов мира лишь в случае возникновения ситуации, угрожающей их нормальному существованию, а иногда и ставящей под вопрос выживание данного народа. Заметим, что, согласно ООН, подобные ситуации, как правило, являются результатом противозаконного подчинения или оккупации народов со стороны иностранного государства. Рассмотрим подробнее специфику применения принципа равноправия и самоопределения по отношению к народам, находящимся в таких ситуациях.
Народы, находящиеся под иностранным господством или оккупацией
Проанализировав многочисленные декларации и резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, заметим, что ООН приравнивает указанные выше народы к колониально-зависимым. Так, в докладе Третьего комитета Генеральной Ассамблеи ООН содержится описание единого анализа процесса осуществления права на самоопределение народами, находящимися под колониальной, иностранной или чужеземной оккупацией, посредством обретения ими суверенной государственности и независимости [8]. Следовательно, содержание и правила применения принципа равноправия и самоопределения по отношению к рассматриваемым народам идентичны ситуации его применения в отношении колониально-зависимых народов. То есть приоритетной формой реализации данного принципа является внешнее самоопределение. В этом же докладе право народов на самоопределение переплетается с иными общепризнанными и менее спорными правами человека: правом на жизнь, правом на выбор места жительства и др. Таким образом, гарантированное ООН народам, находящимся под иностранной оккупацией, самоопределение в виде образования собственного независимого государства рассматривается мировым сообществом в том числе и как необходимое условие для устранения вопиющих нарушений прав человека.
Необходимо обратить внимание, что вопрос о выборе конкретной формы реализации принципа равноправия и самоопределения ООН делегирует самому народу. Так, ООН заявляет, что все имеющиеся варианты самоопределения народов являются действительными лишь при условии, что они соответствуют «свободным чаяниям этого народа, выраженным посредством референдума, либо другим способом, признанным ООН» [9].
Интересно произошедшее в середине 1990-х годов изменение отношения ООН к субъектам принципа равноправия и самоопределения народов. Так, вплоть до 1994 г. Генеральная Ассамблея ООН в своих ежегодных резолюциях постоянно подтверждала
законность борьбы народов всеми доступными средствами за независимость, территориальную целостность и национальное единство в процессе освобождения от колониального господства, апартеида, иностранной оккупации во всех ее формах [17, ст. 2]. Но уже в 1995 г. данный пункт в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН отсутствовал [18], а с 1996 г. вопрос о принятии резолюций с подобным названием исчез из повестки дня Генеральной Ассамблеи.
В целом можно сказать, что принцип равноправия и самоопределения народов многогранен и имеет различное наполнение по отношению к четырем типам субъектов: коренным и малочисленным народам, народам мира, колониально-зависимым народам, народам, находящимся под иностранным господством или иностранной оккупацией. В первых двух случаях ООН гарантирует народам защиту лишь от любых видов дискриминационной политики, что на практике означает предоставление народам определенной степени автономии в рамках уже существующего суверенного государства. В отношении двух других ООН допускает создание собственного независимого государства, однако:
— механизм самоопределения колониально-зависимых народов в настоящее время имеет скорее историческую, нежели операциональную значимость, так как колониализм в классическом его понимании в современном мире отсутствует;
— механизм признания народа, «находящегося под иностранным господством или иностранной оккупацией», не является прозрачным и непротиворечивым. Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что современное международное
право не исключает возможности избирательного толкования и применения принципа равноправия и самоопределения народов. Однако в настоящее время ООН в целях стабилизации существующей системы международных отношений стремится максимально сократить количество ситуаций, в которых применение принципа равноправия и самоопределения гарантирует народам право на создание своего собственного независимого государства [12, с. 204—210].
Литература
1. Венская Декларация. Принята на Всемирной конференции по правам человека Генеральной Ассамблеи ООН A/conf.17/24. 13.10.1993 // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/CONF.157/24(PARTI) (дата обращения: 14.03.2013).
2. Декларация «О предоставлении независимости колониальным странам и народам». Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/1514(XV). 14.12.1960 // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/colonial.shtml (дата обращения: 14.03.2013).
3. Декларация «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций». Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 2625 (XXV). 24.10.1970 // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml (дата обращения: 14.03.2013).
4. Декларация Объединенных Наций. Подписана 01.01.1942. URL: http://www.ibiblio.org/ pha/policy/1942/420101a.html (дата обращения: 14.03.2013).
5. Декларация Организации Объединенных Наций «О правах коренных народов». Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/61/295. 17.03.2008 // Официальный сайт
Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/ RES/61/295 (дата обращения: 14.03.2013).
6. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 55/2. 08.09.2000 // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml (дата обращения: 14.03.2013).
7. Доклад Генерального секретаря Генеральной Ассамблее ООН A/59/376. 20.09.2004. «Право народов на самоопределение» // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://daccess-ods.un.org/access.nsf/Get?Open&DS=A/59/376&Lang=R (дата обращения: 14.03.2013).
8. Доклад Третьего комитета Генеральной Ассамблеи ООН A/66/461. 30.12.2011. «Право народов на самоопределение». Раздел III // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/66/461 (дата обращения: 14.03.2013).
9. Доклад Четвертого комитета Генеральной Ассамблеи ООН A/66/434. 19.10.2011. «Осуществление Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам» // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/ documents/ods.asp?m=A/66/434 (дата обращения: 14.03.2013).
10. Кочарян В. Право на самоопределение в современном международном праве. URL: http:// www.regnum.ru/news/1240480.html (дата обращения: 14.03.2013).
11. Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах». Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/2200А(XXI). 16.12.1966 // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/ RES/2200(XXI) (дата обращения: 14.03.2013).
12. Малов Д.В. Политико-правовой анализ деятельности ООН по урегулированию этнических конфликтов на территории Африки в 1990—2012 гг. // Вестник ОмГУ. 2013. № 1.
13. Международный пакт «О гражданских и политических правах». Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/2200А(XXI). 16.12.1966 // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/2200(XXI) (дата обращения: 14.03.2013).
14. Право народов на самоопределение: идея и воплощение / под ред. А.Г. Осипова. URL: http://lawdiss.org.ua/books/a1759.doc.html (дата обращения: 14.03.2013).
15. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/43/106. 08.11.1988. «Значение всеобщего осуществления права народов на самоопределение и скорейшего предоставления независимости колониальным странам и народам для эффективной гарантии и соблюдения прав человека» // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/ documents/ods.asp?m=A/RES/43/106 (дата обращения: 14.03.2013).
16. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/44/84. 11.12.1989. «Деятельность иностранных экономических и других кругов, которая препятствует осуществлению Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам в Намибии...» // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods. asp?m=A/RES/44/84 (дата обращения: 14.03.2013).
17. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/48/94 от 16.02.1994 г. «Значение всеобщего осуществления права народов на самоопределение и скорейшего предоставления независимости колониальным странам и народам для эффективной гарантии и соблюдения прав человека» // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ ru/documents/ods.asp?m=A/RES/48/94 (дата обращения: 14.03.2013).
18. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/49/151. 07.02.1995. «Значение всеобщего осуществления права народов на самоопределение и скорейшего предоставления независи-
мости колониальным странам и народам для эффективной гарантии и соблюдения прав человека» // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/ documents/ods.asp?m=A/RES/49/151 (дата обращения: 14.03.2013).
19. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/66/91. 12.01.2012. «Осуществление Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам» // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods. asp?m=A/RES/66/91 (дата обращения: 14.03.2013).
20. Устав Организации Объединенных Наций. Подписан 26.06.1945 // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/charter/index. shtml (дата обращения: 14.03.2013).
21. Kilcullen J. Self-determination and the right to establish a government. URL: http://www.mq.edu. au/about_us/faculties_and_departments/faculty_of_arts/mhpir/politics_and_international_ relations/staff/john_kilcullen/self-determination_and_the_right_to_establish_a_government/ (date of access: 14.03.2013).