Научная статья на тему 'Студенчество как социально-психологическая общность'

Студенчество как социально-психологическая общность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3619
551
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / "СТУДЕНЧЕСТВО" / САМОСОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / САМОИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / КРИТИЧНОСТЬ / CRITICALITY / КОНФЛИКТНОСТЬ / CONFLICTNESS / STUDENT''S AGE / "STUDENTS" / SELF-IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Епанчинцева Галина Александровна, Козловская Татьяна Николаевна

Проблемы изучения студенчества как социально-психологической общности являются актуальными и своевременными. Авторы дают анализ «студенчества» как возрастной, акмеологической, психологической категорий в транспективной логике. Далее описаны основные исследования в психологии понятия студенческого возраста. Отмечается, что студенческий возраст является временем активной социализации личности. Личность приобретает четкие ориентиры в становлении собственной индивидуальности, идентичности, рефлексии, критичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS AS SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMMUNITY

Problems of studying of students as social and psychological community are relevant and timely. Authors give the analysis of «students» as age, akmeologichesky, psychological categories in transpektivny logic. Further the main researches in psychology of a concept of student's age are described. It is noted that the student's age is time of active socialization of the personality. The personality gets accurate reference points in formation of own identity, identity, a reflection, criticality.

Текст научной работы на тему «Студенчество как социально-психологическая общность»

УДК 159.99

Епанчинцева Г.А., Козловская Т.Н.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: galinamar@mail.ru; kozlovskajatn@mail.ru

студенчество как социально-психологическая общность

Epanchintseva G.A., Kozlovskaya T.N.

Orenburg state university, Orenburg, Russia E-mail: galinamar@mail.ru; kozlovskajatn@mail.ru

STUDENTS AS SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMMUNITY

проблемы изучения студенчества как социально-психологической общности являются актуальными и своевременными. Авторы дают анализ «студенчества» как возрастной, акмеологической, психологической категорий в транспективной логике. далее описаны основные исследования в психологии понятия студенческого возраста. отмечается, что студенческий возраст является временем активной социализации личности. личность приобретает четкие ориентиры в становлении собственной индивидуальности, идентичности, рефлексии, критичности.

Ключевые слова: студенческий возраст, «студенчество», самосознание, рефлексия, индивидуальность, самоидентичность, критичность, конфликтность.

Problems of studying of students as social and psychological community are relevant and timely. Authors give the analysis of «students» as age, akmeologichesky, psychological categories in transpektivny logic. Further the main researches in psychology of a concept of student's age are described. It is noted that the student's age is time of active socialization of the personality. The personality gets accurate reference points in formation of own identity, identity, a reflection, criticality.

Key words: student's age, «students», consciousness, reflection, identity, self-identity, criticality, conflictness.

Студенческий возраст представляет собой неповторимый этап жизни человека. Постановка проблемы студенчества как самостоятельной социально-психологической и возрастной категории является заслугой психологической школы Б.Г. Ананьева. Позднее в исследованиях Л.А. Барановой, М.Д. Дворяшиной, 1976; Е.И. Степановой, 1975; Л.Н. Фоменко, 1974; а также в работах Ю.Н. Кулюткина, 1985, В.А. Якунина, 1994 и др. представлен большой эмпирический опыт наблюдений, приводятся выводы экспериментов и теоретические обобщения по данной проблеме [4], [8].

Категория «студенчество» описывает студентов как социально-демографическую ячейку, которая определяется численностью, территориальным распределением, возрастной структурой, психологическими особенностями, способностями к социализации; положением в социуме, социальными ролями и социальными статусами.

Студенчество, несмотря на различное материальное положение и происхождение в социуме, связано общим видом деятельности и интересов (т. е. образ жизни, возрастная однородность, групповое самосознание и т. д.) и образует социально-профессиональную группу.

Статус студенчества является изначально временным, а его социальное положение и его проблемы определяются настроением в обще-

стве, которое зависит от уровня культурного и социально-экономического развития государства, от особенностей системы высшего образования в нем.

В период студенчества происходит формирование личностного самосознания, как основного психологического новообразования, приводящего к рождению собственного мировоззрения.

Данный этап является важным испытанием, и от того, как студент с ним справится, зависят дальнейшие достижения студента.

Так как студенты относятся к категории молодежи, то можно говорить и о возрастных особенностях присущие данной категории, которые оказывают влияние на поведение в конфликтной ситуации.

По мнению Б.Г. Ананьева, студенчество можно отнести к возрастным периодам развития взрослого человека [1]. Позднее М.Г. Дзугкоева уточняет, что этот период можно определить, как позднюю юность или раннюю взрослость в возрасте от 18 до 25 лет [3].

Также Б.Г. Ананьев отметил, что студенческий возраст является главным периодом активного развития личности, определение ее нравственных и этических норм, проявление самосознания и стабилизация характера.

Исследованием проблем личностного развития студентов занимались такие отечественные ученые, как В.Т. Лисовский, Н.И. Протасова, Л.Б. Кузнецова, А.Е. Созонтов, М.Г. Дзугкоева и др. И.М. Палей, Н.М, Владимирова и др. изучали адаптацию к условиям высшего учебного заведения. Л.В. Меньшикова, Н.И. Протасова, А.Т. Газизулин и др. - исследовали феномен самосознания, самопонимания, самоотношения. Р.Б. Карамуратова, Г.Ш. Габадреева и др. исследовали эмоционально-волевую сферу студенчества. Л.К. Золотых, Г.Ш. Шиянов и др. остановились на изучении мотивационной сферы студентов. С.А. Мусатов, В.И. Селиванов, А.И. Донцов изучали закономерность формирования студенческих групп.

В исследованиях О. Н. Гомырановой, Н.В. Гришиной, Т.В. Драгуновой, Н.В. Крогиус, Л.Б. Кузнецовой, Г.В. Михайловой выстроена картина поведенческих репертуаров в студенческой среде.

В настоящее время в научной литературе представлены разнообразные теории юности и описание схем возрастных этапов становления личности (В.А. Петровский, И.С. Кон, Б.Г. Ананьев, В.В. Столин, В.И. Слободчиков и др.). Так, П.П. Блонский считает, что научное изучение юности, является довольно поздним достижением человечества.

Б.Г. Ананьев, М.Г. Дзугкоева, М.Д. Степанова, Е.Ф. Рыбалко и др. отмечают в ряде своих работ, что студенческий возраст относится к сензитивному этапу интеллектуального развития личности. На данном этапе личность в этом возрасте достигает максимального результата в развитии психологических свойств и высших психических функций (память, восприятие, внимание, мышление, эмоции, речь).

В данный период развития познавательной деятельности личность приобретает абстрактное мышление, у нее начинает формироваться полная картина мира. Все это, по мнению Л.Б. Кузнецовой (2005), позволило Б.Г. Ананьеву сделать вывод о данном периоде как максимально комфортном и благоприятном для обучения и профессионального становления личности.

И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн, К.С. Альбуха-нова-Славская, Э. Эриксон считают важным этапом в развитии личности в студенческом

возрасте - развитие самосознания, процессы которого связанны с самоуглублением и с усилением рефлексии. И.С. Кон определяет в развитии рефлексии значимые моменты такие, как оценка своих возможностей, раскрытие своего «Я» и определение его индивидуальной целостности, происходит поиск смысла жизни, подбор и изучение социальных ролей в основных областях жизнедеятельности.

По мнению ученого, именно в студенческом возрасте у личности происходит осмысление мира, своего места в нем, самого себя, смысла собственной жизни и поиск профессионального призвания [7].

В.Т. Лисовский подтверждает идеи И.С. Кона, что на данном этапе личность формирует основные свои жизненные цели и смыслы, систему ценностей, жизненные стратегии, происходит переход от социального и нравственного самоопределения к самореализации в социуме.

До сих пор в научной литературе нет единого мнения на социологическое или психологическое определение понятия «студенчества», несмотря на большое количество работ в данном направлении. Существуют такие понятия «студенчества»:

- социально-профессиональный;

- социально-демографический;

- общественная группа и т. д.

Проведя анализ многочисленных исследований, можно выделить следующие признаки студенчества:

- по мнению Т.В. Ищенко, студенчество относится к молодежи как к части социально-демографической общности (основной отличительной чертой является учебная деятельность) [5];

- Л.Я. Рубина, А.С. Власенко считают, что студенчество отличается от других общностей примерно одинаковым возрастом, уровнем образования, формой организации своей жизнедеятельности в учебное и не учебное время [2].

Согласно О.Н. Гомырановой, студенчество является социальной группой, объединенной молодыми людьми с уже сформированными задачами и устремлениями, ценностными установками, жизненными целями и характерными только для них особенностями накопления социокультурного опыта.

Психология

Исходя из этого, можно выделить следующие психологические характеристики студенчества, рассмотренные и предложенные Т. В. Шу-бицыной и обобщенные О.М. Гомырановой:

- Б.Г. Ананьев, Р. Кеган, В.И. Слободчиков, Э. Эриксон, В.Н. Ковалева и др. - формирование образа «Я» и становление самосознания;

- Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, ЛИ. Бо-жович, Б.Г. Ананьев, Э. Эриксон, В.С. Мухина и др. - самоопределение, поиск своего места в жизни, выбор ценностей;

- Г.С. Абрамова, Э.Коэн, Е.И. Исаева и др. -стремление познать себя и свои потребности;

- С.Д. Смирнова, Е.А. Климова, И.С. Кон, Т.Ф. Ковалевич и др. - осознание своей неповторимости, индивидуальности;

- Э. Эриксон, Г.С. Абрамов, Э. Шпрангер -близость - изоляция;

- Э.Коуэн, Т.Р. Шишигина, А.В. Толстых и др. - стремление к независимости, самостоятельности;

- Р. Гоулд, В.И. Слободчиков, Э. Эриксон, И.С. Кон и др. - внутренняя неуверенность в себе, неприятие;

- Г.С. Абрамова, Т.Ф. Ковалевич, Б.Г. Ананьев и др. - выраженные социальные потребности;

- В.С. Мухина, М.Г. Дзугкоева, В.И. Слобод-чикова и др. - рефлексия как способность мысленно обращаться к собственным мыслям;

- Б.Г. Ананьев, Т.Ф. Ковалевич, В.И. Слободчиков, М.Г. Дзугкоева и т. д. - формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности;

- Д. Левинсон, Б.Г. Ананьев, Т.Ф. Ковалевич и др. [11].

Так, по мнению М.К. Тутушкиной, студент высшего учебного заведения находится на заключительном этапе формирования самосознания и характеризуется неадекватной самооценкой, непринятием ответственности за свои действия, т. е. недостаточной социальной зрелостью, которая может привести к тому, что своим поведением студент не всегда следует правилам, принятым в обществе. Вследствие чего студент в процессе межличностного общения проявляет некомпетентность, которая препятствует ему оценить реальное отношение к нему студенческой группы и других людей [10].

Т.Ф. Ковалевич, проведя анализ исследований А.В. Петровского, Е.П. Кораблиной, Ю. Ко-

лесниковой обобщила особенности личности студента в вузе на этапах обучения:

- обучение на первом курсе является важным адаптационным периодом к новым условиям жизни (проявляется неподготовленность к обучению, неумение осуществлять саморегуляцию, в результате чего проявляются не только отрицательные переживания; но и накопление опыта в познании самого себя, своих возможностей, своего потенциала);

- обучение на третьем курсе является переломным в адаптации студентов к высшему учебному заведению (переоценка ценностей, критичность в отношении своих профессиональных способностей, проявление стремлений к своим достижениям, эмоциональные переживания);

- обучение на пятом курсе отличается переориентацией студентов с себя на реальную деятельность, перспективность своей деятельности, происходит отказ от коллективных форм жизни вуза (проявление индивидуальности, активности, самостоятельности, самообладания и др.) [6].

Следует заметить, что конфликты в молодежном студенческом социуме происходят довольно часто.

Так Т.В. Черкасова в своей работе определяет основные тенденции возникновения конфликтов в молодежном социуме:

- социально-возрастное неравенство (неадекватность восприятия отношений окружающих, т. е. возникновения «комплекса неполноценности»; принцип административно-командного воспитания);

- увеличение потребностей и ограничением личностных возможностей для их удовлетворения (кризис ценностных ориентаций, социальная незащищенность, неудовлетворенность и проявление недооцененности молодежи со стороны общества).

- «взрывная» реакция на внешние раздражители и социальные препятствия (предпосылками межличностных конфликтов является неискренность в общении, обусловленная такими качествами студента, как эмоциональная открытость, отзывчивость, повышенная обидчивость, инициативность);

- идеализированное восприятие мира (недостаток воспитания в подготовке к реальному миру, кризис жизненных целей, интересов) [10].

Учебная группа играет большую роль в социализации студента. Процесс создания группы проходит под воздействием, экономических, культурных, социально-политических изменений возникающих в обществе. На межличностное общение в группе влияют такие различия как нормы, ценности общества, неопределенность в жизни, в результате чего и возникает агрессивность. Данные факторы возрастают в процессе адаптации и связаны с особенностями студенческого возраста.

Особенностями студенческого возраста является формирование индивидуальности, самоотношения, личной идентичности, в результате личность формирует собственное мировоззрение, проявляющееся в независимости и индивидуальности, практицизме, критиканстве, максимализме суждений [4]. Процесс коммуникативного взаимодействия может вызвать конфликтные ситуации, а может и подавить их. Эмоциональная привязанность заставляет избегать студентов конфликты внутри группы.

15.11.2017

Список литературы:

1. Ананьев, Б.Г. Избр. психологические труды. В 2 т. / Б.Г. Ананьев. - М., 1980. - Т. 1.

2. Власенко, А.С. Некоторые вопросы воспитания студенчества / А.С. Власенко. - М., 1987. - С. 54.

3. Дзугкоева, М.Г. Психологические новообразования студенческого возраста: дис. ... канд. психол. наук / М.Г. Дзугкоева. - М., 1999. - 157 с.

4. Епанчинцева, Г.А. Развивающая психологическая диагностика саморазвития и самоорганизации личности: монография / Г.А. Епанчинцева, Т.Н. Козловская. - Germany:LAP LAMBERT, 2012. - 416 с.

5. Ищенко, Т.В. Место студенчества в социальной структуре общества / Т.В. Ищенко. - Томск, 1970. - С. 243.

6. Ковалевич, Т.Ф. Приобщение студентов к психологической культуре в вузе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Т.Ф. Ковалевич. -Красноярск, 1999. - 189 с.

7. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.

8. Солодова Г.Г. Становление профессионального самоопределения студентов вуза в педагогической культуре изменяющегося социума / Г.Г. Солодова, Л.Е. Галаганова, Г.А. Епанчинцева // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. -№2-3. - С. 104-111.

9. Практическая психология: учебник / М.К. Тутушкина [и др.]. - 4-е изд., перераб., доп. - СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. - 368 с.

10. Черкасова, Т.В. Социальные конфликты в молодежной среде [Текст]: дис. ... канд. социол. наук / Т.В. Черкасова. - Уфа, 1997. - 171 с.

11. Шубницына, Т.В. Формирование психологической культуры студентов технических специальностей вуза [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / Т.В. Шубницына. - М, 2004. - 154 с.

References:

1. Anan'ev B.G. Izbr. psihologicheskie trudy. V2 t. [Psychological works. In the 2 vol.]. M., 1980, vol. 1.

2. Vlasenko A.S. Nekotorye voprosy vospitaniya studenchestva [Some questions of education of students]. M., 1987, p. 54.

3. Dzugkoeva M.G. Psihologicheskie novoobrazovaniya studencheskogo vozrasta. Candidate's thesis. M., 1999, 157 p.

4. Epanchinceva G.A., Kozlovskaya T.N. Razvivayushchayapsihologicheskaya diagnostika samorazvitiya i samoorganizacii lichnosti: monografiya [The developing psychological diagnostics of self-development and self-organization of the personality: the monograph]. - Germany:LAP LAMBERT, 2012, 416 p.

5. Ishchenko T.V. Mesto studenchestva v social'noj strukture obshchestva [The place of students in social structure of society]. Tomsk, 1970, p. 243.

6. Kovalevich T.F. Priobshchenie studentov k psihologicheskoj kul'ture v vuze [Tekst]. Candidate's thesis. Krasnoyarsk, 1999, 189 p.

7. Kon I.S. Psihologiya rannejyunosti [Psychology of early youth]. M.: Prosveshchenie, 1989, 256 p.

8. Solodova G.G., Galaganova L.E., Epanchinceva G.A. Stanovlenie professional'nogo samoopredeleniya studentov vuza v pedagogicheskoj kul'ture izmenyayushchegosya sociuma. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Kemerovo state university], 2015, no. 2-3, pp. 104-111.

9. Tutushkina M.K. et al. Prakticheskayapsihologiya: uchebnik [Practical psychology: Textbook]. 4-e izd., pererab., dop. SPb.: Izd-vo «Didaktika Plyus», 2001, 368 p.

10. CHerkasova T.V. Social'nye konflikty v molodezhnoj srede [Tekst]. Candidate's thesis. Ufa, 1997, 171 p.

11. SHubnicyna T.V. Formirovanie psihologicheskoj kul'tury studentov tekhnicheskih special'nostej vuza [Tekst]. Candidate's thesis. M, 2004, 154 p.

Сведения об авторах:

Епанчинцева Галина Александровна, профессор кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, доктор психологических наук E-mail: galinamar@mail.ru

Козловская Татьяна Николаевна, доцент кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук E-mail: kozlovskajatn@mail.ru 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.