Научная статья на тему 'Психологические и возрастные особенности студенческого возраста'

Психологические и возрастные особенности студенческого возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11188
1590
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / PSYCHOLOGICAL FEATURES / СТУДЕНЧЕСТВО / STUDENT / ВОЗРАСТ / AGE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / PROFESSIONAL MOTIVATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорофеева Ю.А.

В статье рассмотрены психологические и возрастные особенности студенческого возраста, а также их влияние на формирование профессиональных компетенций. Приведены результаты опросов студентов 1 и 3 года обучения различных специальностей с целью анализа уровня профессиональной мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL AND AGE-RELATED FEATURES OF STUDENT AGE

The article contains the psychological and age-related features of student age, and also their influence on forming of professional competences. There are the results of the questionnaire of students are brought 1 and 3 of educating of different specialities with the purpose to analyze the level of professional motivation.

Текст научной работы на тему «Психологические и возрастные особенности студенческого возраста»

УДК 159.9

Ю.А. Дорофеева

преподаватель,

кафедра прикладной математики и кибернетики, ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный

университет»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассмотрены психологические и возрастные особенности студенческого возраста, а также их влияние на формирование профессиональных компетенций. Приведены результаты опросов студентов 1 и 3 года обучения различных специальностей с целью анализа уровня профессиональной мотивации.

Ключевые слова: психологические особенности, студенчество, возраст, профессиональная мотивация, компетенции.

Yu.A. Dorofeeva, Petrozavodsky State University

THE PSYCHOLOGICAL AND AGE-RELATED FEATURES OF STUDENT AGE

Abstract. The article contains the psychological and age-related features of student age, and also their influence on forming of professional competences. There are the results of the questionnaire of students are brought 1 and 3 of educating of different specialities with the purpose to analyze the level of professional motivation.

Keywords: psychological features, student, age, professional motivation, competences.

На 3-4 курсах студенты впервые знакомятся со специальностью, при этом происходит усиление их интереса к научной работе, развитие и углубление своих профессиональных интересов и, как следствие, сужение сферы разносторонних интересов их как личности. Этот период обучения характеризуется интенсивным поиском оптимальных путей и форм специальной подготовки, переоценкой многих личностных ценностей. Студенты впервые сталкиваются со многими видами деятельности, которые являются компонентами их будущей профессии. Перед преподавателями встаёт вопрос о формировании профессиональных компетенций у студентов данного периода обучения. Одним из составляющих факторов в процессе формирования профессиональных компетенций является мотивация. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в отечественной науке относительно недавно - в 1960-х годах Ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева. Автор утверждает, что данный период является порой сложнейшего структурирования интеллекта. Учебные задания всегда одновременно направлены на понимание, осмысление, запоминание и структурирование в памяти студента усваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию. Происходит непрерывность осмысления, понимания, закрепления учебной информации в памяти студентов.

Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека и на развитие его личности [1]. По мнению И.А. Зимней, студенчество - это социальная группа, имеющая профессиональную направленность, сформированное устойчивое отношение к будущей профессии. Автор подчёркивает, что существует связь между представлением студента о будущей профессии и уровнем его отношения к учёбе, а именно: чем меньше студент имеет представление о будущей специальности, тем менее его положительное отношение к учёбе [3].

И.С. Кон характеризует этот период появлением неповторимости индивидуума, непохожестью его на других, а также расширением диапазона выполняемых им ролей, появлением потребности в близости, понимании [4]. Ю.Н. Кулюткин в работе «Психология изучения взрослых» подчёркивает, что период взрослости начинается с социального и профессионального самоопределения человека. Автор определяет возраст 17-22 лет как кризисный период, так как «молодой человек начинает интенсивно пробовать различные роли взрослого человека, выбирает, а бывает и меняет профессии, пытаясь адаптироваться к новому образу жизни» [5, 12].

Возрастными исследованиями данного периода занимались также и зарубежные психологи: Д. Бромлей, Ш. Бюллеру, Э. Эриксон. Так, Д. Бромлей характеризует возраст 17-21 лет для мужчин и 16-20 - для женщин как период, в который происходит завершение главной фазы биологического развития, дальнейшее образование и профессиональная подготовка, освоение некоторых профессиональных ролей и начало самостоятельности. Цикл ранней взрослости 21-25 лет - это время овладения ролью взрослого человека, полное включение во все виды социальной активности.

У Э. Эриксона 20 лет - это переход от юности к ранней зрелости. В данный период молодые люди идентифицируют себя как в профессиональном смысле, так и личном. Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям: 1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений; 2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен; 3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности; 4) формирование "негативной идентичности", отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания.

Нами в течение трёх лет (2012-2014 гг.) в начале каждого учебного года (сентябрь и октябрь) был проведён по методике Реана-Якунина опрос студентов 1 и 3 курсов математического, физико-технического факультетов и факультета социальных и политических наук. На математическом факультете было опрошено в общей сложности 56 студентов 1 курса, из них 23% составили девушки, 77% - юноши, и 49 студентов 3 курса, из которых 18% были девушки и 82% - юноши. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты анкетирования студентов 1 и 3 курсов математического факультета (направление обучения «Математика»)

Стать высококвалифицированным специалистом Получить диплом Обеспечить успешность будущей проф. деятельности Приобрести глубокие и прочные знания

1 курс 3 курс 1 курс 3 курс 1 курс 3 курс 1 курс 3 курс

86% 57% 82% 75% 95% 45% 78% 40%

На физико-техническом факультете было опрошено 62 студента 1 курса, из них 22% были девушки и 78% - юноши, а также 57 студентов 3 курса, из них 20% были девушки и 80% -юноши. Результаты анкетирования представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты анкетирования студентов 3 и 4 курсов физико-технического факультета (направление обучения «Приборостроение»)

Стать высококвалифицированным специалистом Получить диплом Обеспечить успешность будущей проф. деятельности Приобрести глубокие и прочные знания

1 курс 3 курс 1 курс 3 курс 1 курс 3 курс 1 курс 3 курс

79% 42% 95% 82% 82% 56% 96% 36%

На факультете социальных и политических наук было опрошено 59 студентов 1 курса, из них 45% были девушки и 55% - юноши, а также 45 студентов 3 курса, из них 52% были девушки и 48% - юноши. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты анкетирования студентов 3 и 4 курсов факультета политических и социальных наук (направление обучения «Социология»)

Стать высококвалифицированным специалистом Получить диплом Обеспечить успешность будущей проф. деятельности Приобрести глубокие и прочные знания

1 курс 3 курс 1 курс 3 курс 1 курс 3 курс 1 курс 3 курс

59% 32% 75% 91% 78% 40% 81% 37%

Обработанные результаты анкетирования показали низкий уровень мотивации у студентов 3 года обучения. Этот факт, безусловно, оказывает отрицательное влияние на формирование профессиональных компетенций. Перед преподавателями вузов остро стоит проблема мотивации студентов.

Таким образом, подтверждается предположение о том, что именно в этот период молодые люди преодолевают кризис. Этот интервал является как бы пограничным между юностью и взрослостью. В данный период времени 19-20 лет молодые люди впервые сталкиваются с проблемой самоопределения . На 3 и 4 курсах у них нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. Юноши и девушки начинают вести относительно независимый образ жизни, у них происходит освоение профессиональных ролей. И именно этому периоду соответствует кризис перехода от отсутствия жизненного пути к идентификации, переоценка ценностей, выбор будущего профессионального направления, жизненных ориентиров, формирование собственного мнения и чувства ответственности. В этот возрастной интервал у юношей и девушек возникают первые взрослые планы, с учётом ближайших целей и перспектив и исходя из реальных условий жизни. В случае, когда эти планы сформированы, молодые люди адаптируются к новому взрослому положению, преодолевая свой личностный кризис [2].

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2010. - 288 с

2. Ганзен В.А. К системному описанию онтогенеза человека // Психология развития: хрестоматия / В.А. Ганзен, Л.А. Головей; СПбГУ, Кафедра психологии развития и дифференц. психологии. - СПб.: ПИТЕР, 2001. - С. 80-97.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2000. - 385 с.

4. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение, 2005. - 128 с.

5. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989. - 300 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.