Научная статья на тему 'Личностные особенности студентов как субъектов профессионального саморазвития'

Личностные особенности студентов как субъектов профессионального саморазвития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2695
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ / САМОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миронова А. В.

Выявлены основные характеристики студенческого возраста и определена его значимость как периода интенсивного саморазвития личности человека, так как он отличается высоким образовательным уровнем, познавательной мотивацией, социальной активностью и гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL FEATURES OF STUDENTS AS THE SUBJECTS OF PROFESSIONAL SELFDEVELOPMENT

The article considers the main features of the students’ age and defines its importance as a period of personality’s intensive self development due to a high level of education, inquisitive motivation, social activity and harmonious matching of intellectual and social maturity.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности студентов как субъектов профессионального саморазвития»

Key words: orphans, pedagogical system, methodological approaches, physical education, educational paradigm.

Leontyeva Maria, candidate of pedagogic science, docent, leontyeva 72@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 378.091.

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КАК СУБЪЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ

А.В. Миронова

Выявлены основные характеристики студенческого возраста и определена его значимость как периода интенсивного саморазвития личности человека, так как он отличается высоким образовательным уровнем, познавательной мотивацией, социальной активностью и гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости.

Ключевые слова: индивидуальные особенности, студенты, саморазвитие.

Проблема профессионального саморазвития студентов, формирование готовности к их будущей деятельности представляет особую актуальность для теории и практики высшего профессионального образования на сегодняшний день.

Концепция «неограниченного развития» (Б .Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, А.В. Запорожец, К.К. Платонов, Я.А. Пономарев, Э. Эриксон и др.), согласно которой развитие не прекращается до конца жизни человека, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству, определяет необходимость и востребованность изучения детерминирующих факторов профессионального становления, способностей, мотивации, ценностных ориентаций субъектов учебного процесса [4]. Психолого-педагогические исследования указывают на существование у студентов трудностей в самоопределении, в освоении учебных программ; на наличие выраженного состояния дискомфорта. Наряду с этим не остаются постоянными требования, предъявляемые к профессиональной деятельности; появляются новые специальности, не имеющие аналогов в прошлом. Изучение индивидуальных особенностей студентов может быть направлено на решение задач стимулирования самоопределения личности, помощи в индивидуализации и саморазвитии.

Саморазвитие понимается нами как сложное эволюционно-инволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные и деятельностные изменения. Наиболее ценным и социально желательным является позитивный вектор личностного развития, результатом которого выступает формирование общей культуры человека, что особенно важно для студента - носителя культу-

ры, будущего интеллигента [6]. Общая культура студента, связанная с его позитивным личностным развитием, должна включать уважение достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства, культуру общения и социального взаимодействия, культуру интеллектуальной и профессиональной деятельности, ненасыщаемость потребности личностного социокультурного развития и саморазвития, ориентировку в основных ценностно-смысловых доминантах современного мира, социальную ответственность за себя и других.

При массовом переходе на многоуровневую структуру подготовки в вузе специалистами вузовского образования отмечается, что для достижения высокого уровня научно-практической подготовки студентов необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний и изменить подходы к организации учебной деятельности с тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний, а также учесть интересы студентов в самоопределении и самореализации.

Специфичность студенчества как социальной группы заключается в одинаковом отношении ко всем общественным формам собственности, его роли в общественной организации труда и частичном участии в производительном и непроизводительном труде. Как определенная социальная группа она характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта; социальным поведением и системой ценностных ориентации. В качестве основных черт, отличающих студенчество от остальных групп, выделяются социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям [2].

Студенческий возраст рассматривается нами в контексте завершения, свертывания процессов психического развития и характеризуется как наиболее ответственный и критический. Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке относительно недавно - в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом подходе.

Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Если рассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его

следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессом взросления.

Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.

Юность однозначно оценивалась как этап завершения физического, полового созревания и достижения социальной зрелости и связывалась с взрослением, хотя представления об этом периоде развивались со временем, и в разных исторических обществах оно было отмечено различными возрастными границами. Сами представления о юности исторически развивались. И.С. Кон отмечал, что «возрастные категории во многих, если не во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический, сколько социальный статус, общественное положение». Связь возрастных категорий с социальным статусом сохраняется и сейчас, когда предполагаемый уровень развития индивида данного хронологического возраста определяет его общественное положение, характер деятельности, социальные роли. Возраст испытывает на себе влияние социальной системы, с другой стороны, сам индивид в процессе социализации усваивает, принимает новые и оставляет старые социальные роли.

Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность, утверждается самостоятельность личности, выбор жизненного пути. В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство и именно в молодости завершается профессиональная подготовка, а следовательно, и студенческая пора.

Зрелый уровень саморазвития характеризуют:

1) одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;

2) устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;

3) владение, оснащенность совокупностью умений самосовершенствования;

4) осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности;

5) высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность;

6) творческий характер деятельности человека;

7) результативность, эффективность саморазвития личности.

В молодости человек максимально работоспособен, выдерживает

наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество, находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакций и т. д.).

Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависят протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований;

2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности;

3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни [3].

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Если рассматривать студента как человека определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач. Следовательно, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития. Это время наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни,

долгу, любви, верности и др.).

С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта.

Студенческий возраст является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. При наличии благоприятных условий за время обучения в вузе у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности [5]. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности, восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций.

В работах отечественных авторов (Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, Е.А. Климова, Е.И. Степановой, А.В. Петровского, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой и др.) выделяются следующие основные направления личностно-профессионального развития студентов:

- развитие профессиональной направленности и необходимых способностей;

- самоактуализация студентов в учебной деятельности;

- профессионализация и совершенствование психических процессов и состояний;

- выработка жизненной позиции и конкретизация жизненных планов;

- повышение уровня самостоятельности и ответственности;

- рост уровня притязаний в области будущей профессии;

- этическое, эстетическое и духовное развитие;

- повышение удельного веса самовоспитания и формирования качеств, необходимых в будущей деятельности;

- повышение инициативы и творчества;

- формирование психологической готовности к профессиональной деятельности.

Однако эффективность сущности педагогических факторов в учебной деятельности состоит не столько в поддерживающем взаимодействии, смягчении условий развития студента, сколько в активизации его способности к саморазвитию, в мотивации педагогическим составом целеустремленного самосовершенствования каждого студента. Исходя из этого педагогические факторы, способствующие саморазвитию студента, можно определить как создание условий, при которых студент относится к собственной жизни как целостному целенаправленному осмысленному процессу; трудности, возникающие на пути овладения профессией и знаниями, воспринимает как повод для собственного

совершенствования; анализирует собственные поступки, взаимоотношения с другими с целью поиска пути продуктивного выстраивания стратегии поведения и общения.

Осознанное саморазвитие, являясь важной задачей воспитания личности и подготовки профессионала, представляет собой интегративную характеристику личности, требующую труда самой личности.

Мы выделяем ряд критериев саморазвития:

1) осознанное самопринятие;

2) осмысленность жизни, жизнь как ценность;

3) доверчивая смелость;

4) эмоциональная мудрость;

5) креативность, определяемая способностями личности к интерпретации, проблематизации и прогнозированию отношений;

6) рефлексивность, определяемая рефлексией личности на себя, на других, на деятельность;

7) самоорганизация, выраженная во внимании к внутренним процессам, в осознании ценностного содержания смысла жизни и в толерантности.

Анализируя психолого-педагогические аспекты саморазвития следует также акцентировать внимание на педагогических барьерах (обусловленных внешними и внутренними факторами), которые служат серьезным препятствием для саморазвития современных студентов. Типичными барьерами саморазвития являются: несформированность мотивационной основы, способов, механизмов и приемов саморазвития; неадекватные самооценки, порождающие неуверенность или самоуверенность, что обусловливает сложности в постановке жизненных целей, нежелание заниматься самовоспитанием и др.

К внешним барьерам можно отнести следующие: 1) в учебном заведении намеренно не создаются условия для благоприятного саморазвития и самоактуализации; 2) враждебность, зависть и давление со стороны окружения, наличие конфликтов - все это блокирует стремление конкретной личности к саморазвитию; 3) отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны педагогического состава. Внутренние барьеры могут включать: 1) отсутствие способностей к саморазвитию; 2) приверженность к шаблонам и стереотипам; 3) отсутствие мотивов и потребностей к саморазвитию; 4) слабое владение «технологиями» саморазвития и самовоспитания; 5) собственная инертность, лень, неспособность и нежелание мобилизовать себя на изменения, личностный рост; 6) неуверенность в себе; 7) самоуверенность; 8) отрицательное отношение ко всякого рода инновациям, которые нарушают привычный уклад и заставляют работать над собой.

К личностно-профессиональным компонентам саморазвития студентов в период обучения относятся: учебная мотивация, самоактуализация, уровень притязания, темперамент.

Учебная мотивация, представляя собой особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешний (награда, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации, как ее устойчивость,

связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности [2].

В теории становления личности самоактуализация рассматривается как стремление человека к непрерывному развитию индивидуальности, эффективная реализация его системы потенциалов в процессе деятельности для достижения общественного признания.

Одним из психологических феноменов, отражающих индивидуальные особенности мотивации достижения и целенаправленного поведения человека, является уровень притязаний. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека.

Уровень притязаний является важным структурообразующим компонентом личности. Это достаточно стабильное индивидуальное качество человека, которое характеризует: во-первых, уровень трудности намечаемых задач, во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия в зависимости от переживаний успеха или неуспеха предыдущих действий, в-третьих, желаемый уровень самооценки личности. Уровень притязания тесно связан с саморазвитием личности, т.е. стремлением к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности.

Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая (формируя) себя.

Этот факт является важнейшим для педагогики и заключается в том, что человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей.

В процессе подготовки специалистов через четко выстроенную и организованную образовательную среду вуза моделируются такие значимые характеристики саморазвития студента, как индивидуальность, стремление к большей свободе, достижение целостности, личностный и профессиональный рост, самостоятельность, самоуважение, общественное одобрение или порицание.

Поэтому процесс саморазвития будет протекать более эффективно и в социально-приемлемых нормах, если личности (на различных этапах ее становления) оказывается психолого-педагогическая поддержка, осуществляемая в рамках позитивного сопровождения. Если в учебных заведениях реализуется идея сопровождения и организация учебно-воспитательной работы нацелена на самоактуализацию, то это создает благоприятные предпосылки для работы каждого субъекта взаимодействия над собой, стимулирует индивидуальное самопознание и саморазвитие [1].

Список литературы

1. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения: учеб. пособие. М.: Изд-во Московского психолого-педагогического института, 2006. C. 134-140.

2. Гордиенко Н.Н. Исследование психологических и психофизиологических особенностей студентов гуманитарных и технических специальностей в ракурсе повышения качества подготовки специалистов // Режим доступа: www.t21.rgups.ru/doc2009/10/03.doc.

3. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: учеб. пособ. М.: Изд-во Московского ун-та: Академия, 2004. С. 134-135.

4. Корнилова Т.В., Григоренко, Е.Л. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов (по опроснику А. Эдвардса)// Вопросы психологии. 1995. №5. С. 108-115.

5. Леонтьев Д. А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. №1. С. 34-42.

6. Удовыдченко Т.Н. Особенности развития личности студента - Материалы II Международной научной конференции «Научный потенциал студенчества - будущему России». Т2. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГ-ТУ, 2008. С. 126-128.

Миронова Анна Владимировна, канд. пед. наук, ст. преподаватель, anna-eng@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого.

PERSONAL FEATURES OF STUDENTS AS THE SUBJECTS OF PROFESSIONAL SELF- DEVELOPMENT

A.V. Mironova

The article considers the main features of the students' age and defines its importance as a period of personality's intensive self-development due to a high level of education, inquisitive motivation, social activity and harmonious matching of intellectual and social maturity.

Key words: individual specialties, students, self-development.

Mironova Anna Vladimirovna, candidate of pedagogical science, senior teacher, anna-eng@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University by L.N. Tolstoy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.