УДК 159.922 ББК 88.374
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ В ВУЗЕ
ЛЯЛЯ ГИЛЬВАНОВНА БИКЧИНТАЕВА,
доцент кафедры педагогики и психологии Уфимского юридического института МВД России,
кандидат психологических наук, доцент Научная специальность 19.00.07 — педагогическая психология
E-mail: [email protected] Рецензент: доктор медицинских наук Э.Р. Исхаков
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются теоретические аспекты социальной ситуации развития ведущего вида деятельности, новообразований студенческого возраста. Представлен обзор проблематики исследования студенческого возраста в отечественной психологии. Возрастные особенности студенчества рассматриваются с точки зрения эффективности формирования профессионального правосознания
Ключевые слова: профессиональное правовое сознание, студенческий возраст, молодость, поздняя юность, кризис юности, профессиональное самоопределение, личностное самоопределение.
Annotation. In this article theoretical aspects of social situations of development, key kind of activity and new formations of student age are examined. Problematics of researching student age in national psychology is overviewed. Age peculiarities of students are analyzed through effectiveness of forming professional law consciousness.
Keywords: professional law consciousness, student age, youth, late adolescence, identity crisis, professional self determination, personal self determination.
Конкретизирование реально достижимой цели формирования профессионального правосознания в вузе МВД России предполагает, наряду с тщательным анализом условий, факторов, специфики его развития, также выявление особенностей и закономерностей студенчества как особого возрастного этапа, которому свойственны различия в уровне и степени развития самопознания, самореализации, активности, социальной зрелости. Для практического исследования и целенаправленного управления процессами развития правового сознания важнейшее значение имеет понимание социального развития в аспекте психологии взросления1 как сложного системно-организованного процесса, который имеет различные стадии, периоды, этапы, фазы, стороны, уровни, совершается спиралевидно и многоступенчато, дискретно и непрерывно, дифференцированно и интегрированно, имеет тенденцию движения от низшего к высшему, повторяемость, преемственность и необратимость, в единстве и борьбе противоположностей.
В отечественной психологии каждый возрастной период изучается с учетом общих тенденций развития, особенностей предыдущего и последующего возрас-
тов, с учетом резервов развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной деятельности. Психологическая характеристика возраста определяется специфическими задачами, которые решаются человеком, и качественно новыми типами деятельности с соответствующими им психологическими новообразованиями, возникшими на данной ступени развития и определяющих сознание человека в его отношениях к себе и окружающему миру в целом. Данные утверждения базируются на кардинальных положениях, разрабатываемых в научной школе Л.С. Выготского — А.Н. Леонтьева о роли социальной ситуации развития и ведущей деятельности в развитии личности, а также с позиций сочетания социально-психологического подхода и учета внутренних закономерностей развития.
Социальная ситуация развития понимается как складывающееся к началу каждого нового этапа своеобразное, специфическое для данного возраста,
1 Фильдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. Избр. тр. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.
исключительное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной: она является исходным моментом для всевозможных изменений в данном возрасте, определяя путь приобретения качественных новообразований развития личности. Социальная ситуация развития изучаемого возраста заключается в том, что общество ставит перед юношеством задачу профессионального самоопределения в плане реального выбора. Психологическим центром социальной ситуации развития юношества (студенчества) становится профессиональное самоопределение.
При описании кризисного периода между юностью и взрослостью, сопровождающихся многомерными сложными процессами обретения взрослой идентичности и нового отношения к миру, Э. Эрик-сон вводит оригинальный термин — «психосоциальный мораторий»2. Мораторий, понимаемый в качестве отсрочки, предоставленной человеку, не готовому принять ответственность, запаздывающему в принятии на себя взрослых обязанностей, со стороны общества характеризуется как избирательная снисходительность к «вызывающей беззаботности со стороны юности». Юношеский возраст в социально-психологической теории жизненного цикла человека Э. Эриксона рассматривается как один из самых кризисных периодов в социальном становлении личности и ключевых для приобретения чувства идентичности. Сформировавшаяся к 21—25 годам психосоциальная идентичность является показателем зрелой личности, истоки организации которой скрыты на предшествующих стадиях онтогенеза; они знаменует переход к решению собственно взрослых задач. Идентичность понимается как твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «я» независимо от изменений «я» и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития.
Новообразование определяется Л.С. Выготским как качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих возрастных этапах развития. Новообразования служат для создания условий встраивания личности в новую для нее систему отношений, принятия новых жизненных целей, дости-
жения более высокого уровня саморегуляции деятельности и поведения.
В работе Е.Е. Сапоговой очерчены важнейшие новообразования интеллектуальной сферы юношеского возраста: развитие теоретического мышления, философская рефлексия, тяга к абстрагированию, широким обобщениям, поиск общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами; преувеличение силы своего интеллекта, уровня знаний и самостоятельности; увеличение степени индивидуализации в интересах и способностях; формирование индивидуального стиля умственной деятельности. С.Д. Смирнов также отмечает фронтальный прогресс в развитии высших психических функций: преобладающее значение в познавательной деятельности приобретает абстрактное мышление, развивается обобщенная картина мира, формируются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности.
Новая стадия развития интеллекта, усиление личностного контроля, самоуправления, открытие своего внутреннего мира и его эмансипацией от взрослых способствуют становлению новообразования юношеского возраста — устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». По И.Ю. Кулагиной3, центральным новообразованием юношеского возраста как периода стабилизации личности и выработки мировоззрения становится профессиональное и личностное самоопределение. Автором подчеркивается близость понятия «самоопределения», используемого в отечественной психологии, понятию «идентичность личности» по Э. Эриксону.
В психологических периодизациях Д.Б. Элько-нина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Д.И. Фельдштейн считает, что в юношеском возрасте характер развития определяет труд и учение как основные виды деятельности; другие психологи делают акцент на профессиональном самоопределении.
А.Г. Асмолов при обращении к проблеме периодизации психического развития подчеркивает большое значение социальной позиции в жизни личности,
2 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.
3 Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учеб. пособие; 4-е изд. М.: Издательство УРАО, 1998.
представляющей собой «зону перекрестка между нор-мосообразной деятельностью личности как члена данной группы»: это та дверь, через которую человек входит в систему общественных отношений в социальной конкретно-исторической действительности.
Студенческий возраст, представляющий особый период в жизни человека, характеризуется скорее, как начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития4. Постановка проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории и специфической общности людей, организационно объединенных институтом высшего образования, принадлежит научно-исследовательской школе Б.Г. Ананьева. Как социальную группу и центральный период становления человека, личности в целом, студенчество характеризуют профессиональная направленность, сформированность устойчивого отношения к будущей профессии, знание требований, предъявляемых профессией, и условий выполнения профессиональной деятельности. Б.Г. Ананьевым5 старт самостоятельной профессиональной деятельности связывается с самым значительным по мощности периодом самостоятельного включения в общественную жизнь. Выбор профессии, ценностная ориентация на определенную сферу общественной жизни, идеалы и ценности, определяющие общественное поведение и отношения на пороге самостоятельной деятельности, характеризуют начало самостоятельной жизни в обществе.
Студенчество (возраст 18—25 лет) в социально-психологическом контексте, по сравнению с другими группами населения, отличают наиболее высокий образовательный уровень, наиболее активное потребление культуры и высокий уровень познавательной мотивации, а также наивысшая социальная активность и достаточно гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости. Исходя из перечисленных особенностей, И.А. Зимняя обосновывает отношение к студенту как социально зрелой личности — носителю научного мировоззрения, системы взглядов человека не только на мир, но и на свое место в мире6. В процессе учебно-воспитательной работы в вузе предполагается развитие рефлексии студента, осознание им себя как субъекта деятельности, носителя определенных общественных ценностей, социально полезной личностью.
Со студенческим периодом жизни совпадает юношеский возраст, в российской психологии соответ-
ствующий переходу от подросткового возраста к периоду самостоятельной взрослой жизни (зрелости). Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет), т.е. старший школьный возраст, и позднюю юность (от 18 до 23 лет).
Юность, по мнению В.С. Мухиной, является периодом жизни после отрочества до взрослости (при условности возрастных границ — от 15—16 лет до 21—25 лет), в течение которого происходит формирование внутренней позиции по отношению к себе, к другим людям и моральным ценностям. Именно в юношеском возрасте молодым человеком сознательно отрабатывается свое место среди категорий добра и зла: «честь», «достоинство», «право», «долг» и другие, характеризующие личность, категории остро волнуют человека в юности7. Называя этот чрезвычайно значимый период жизни человека «ранней молодостью», автор формулирует очень важное утверждение становления человека как личности именно в этом возрасте, через прохождение сложного пути онтогенетической идентификации уподобления другим людям и присвоения от них социально значимых свойств личности: способности к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе, к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе. Юноша, пройдя путь первого рождения личности в подростковом возрасте, трепетно входя в период юности, обретает возможность второго рождения личности благодаря рефлексии, выводящей молодого человека за пределы его внутреннего мира и позволяющей занять позицию в этом мире. Очень важным в аспекте формирования профессионального правосознания является тот факт, что в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексии и других особенностей, характеризующих личность, именно в этом возрасте углубляется разрыв между молодыми людьми: это либо обращение к нравственному цинизму, либо начало сознательного стремления к духовному росту, к построению жизни на основе принятия традиционных и новых нравственных ориентаций.
4 Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 255.
5 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000.
6 Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 1999. С. 183.
7 Мухина В.С. Психология детства и отрочества. М.: Институт практической психологии, 1998. С. 478.
В литературе подчеркивается трудность точного очерчивания хронологических рамок периода молодости и ее отграничения от юности и от взрослости. Молодость как один из продуктивных и смыслона-сыщенных периодов жизни отличается становлением самостоятельности и ответственности человека за свои поступки, способности принимать «смысло-жизненные» решения, закреплением мировоззрения, построением устойчивого «образа мира», перспектив и целей жизни.
Авторы общей теории развития субъективной реальности в онтогенезе как основы проектирования единой системы общественного воспитания подрастающих поколений описывают студенческий возраст как «ступень индивидуализации», включающий две стадии: период кризиса юности (становление авторства в собственной жизни (17 лет — 21 год), и молодость (синтез субъекта социальной жизни (19 лет — 28 лет)8.
Кризис юности складывается как экзистенциальный — кризис смысла жизни, актуализирующий философские вопросы о смысле жизни вообще и смысле своей жизни, о назначении человека, о собственном «Я», о нравственно-этических проблемах, психологии самопознания и самовоспитания. На фоне доминирования в сознании студентов экзистенциальных вопросов особо показательно для данного периода развитие внимания к вопросам профессионального самопознания, таким, как назначение и сущность профессии, ее общественная, культурная и социальная ценность, профессиональные нормы и ценности. В.И. Слободчиков и Н.А. Исаев центральной проблемой ступени индивидуализации как этапа духовной жизни человека, связанной с выработкой собственного мировоззрения, с определением своей самобытности и уникальности, называют нахождение индивидуального, подлинно собственного отношения к социальной реальности, к своей культуре и к своему времени.
Поздняя юность характеризуется как период завершения предварительного самоопределения и переход к самореализации. Основным пафосом периода индивидуализации и его началом являются социальное и профессиональное самоопределение.
Сущностью профессионального самоопределения, по Н.С. Пряжникову9, является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретно-истори-
ческой (социально-экономической) ситуации. Центром профессионального самоопределения является ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания, потребность в профессиональной компетентности. В исследовании Н.С. Пряжникова важное значение имеет специальное выделение типов и уровней самоопределения, критерием которого является потенциальная возможность для свободы самореализации во всех важных для человека сферах жизни. Так, профессиональное самоопределение признается важнейшей составной частью жизненного самоопределения, основанного на выборе и реализации человеком тех или иных социальных ролей, жизненного стиля и самого образа жизни. В свою очередь, высшим уровнем жизненного самоопределения понимается личностное самоопределение, определяемое как нахождение самобытного «образа Я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей.
Молодость в общей теории развития субъективной реальности в онтогенезе признается наиболее ценимым возрастом, в котором человек наиболее способен к преобразованию окружающего мира, себя самого, интенсивного развития внутренней жизни во всем ее многообразии и ориентированных вовне целях (одной из тем обсуждений и деяний молодежи является справедливое переустройство общества). Внутренняя душевная жизнь впервые проявляется в личной форме в качестве собственного уникального внутреннего мира. К концу периода молодости у личности зарождается устойчивость своего отношения к миру, своего социального и профессионального «Я», чувство хозяина своей жизни, чувство ответственности.
В отечественных психологических исследованиях отмечается особое значение для молодости выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей, что позволяет личности острее и полнее чувствовать себя и свое «Я»: усвоение данных ценностей как социально-культурного опыта, их понимание и принятие в качестве индивидуальных ценностей способствуют созданию у молодого человека чувства своего достоинства, собственной значи-
8 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. М.: Школьная пресса, 2000.
9 Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
мости, «полноты жизни» и принадлежности к ней10. Также значимыми в контексте формирования профессионального правосознания показателями служат: оформление способности и потребности в нравственной саморегуляции в молодом возрасте, т.е. совести (происходит передача ответственности самому человеку за самого себя), а также индивидуальное насыщение осуществляемой профессиональной деятельности личностными смыслами (отражением действительности личностью, осознаваемым как «значение для меня»11, пониманием и переживанием того, для чего человек трудится, как работа связана с его убеждениями, ценностями, идеалами, мотивами).
Две обозначенные выше стадии студенческого возраста логично соотносятся с условным разделением времени обучения в вузе на два основных этапа12: к первому относится этап младших курсов, в котором происходит адаптация молодого студента к учебному заведению и деятельности в условиях вуза. Первый период вузовского обучения является наиболее сложным в силу коренной ломки сложившихся представлений, привычек, необходимостью перестройки своего поведения и деятельности при «вхождении» в новые условия. Второй, основной этап, начинается обычно с третьего курса: это период профессионального самоопределения студента как будущего специалиста. На данном этапе студентами глубже осмысливаются тонкости будущей специальности, проявляется осмысленная и твердая готовность к активной самостоятельной деятельности, развивается стремление постоянного совершенствования в профессии.
В монографии, посвященной возрастному периоду, соответствующему времени обучения студентов на младших курсах вузов (17—19 лет), представлены значимые результаты исследования, выполненного на объемных выборках студентов13. Полученные данные позволили авторам отнести рассматриваемый возраст, «вклинившийся» между ранней юностью и молодостью и имеющему свои характеристики и особенности, к особому возрасту, заслуживающему пристального анализа. Возраст описан как противоречивый, характеризующийся обретением субъектности в отношении своего будущего, ярким переживанием собственной автономии, осознанием выхода на «взрослый простор», а также постоянным соблазном испытать свои новые права и возможности. Данное исследование также представляет интерес применительно к аспекту изучения профессионального правосознания, так как
оно включает анализ правосознания как аспекта развития личности в раннем студенческом возрасте: так, в нем утверждается, что правовое сознание как аспект общего человеческого сознания и правового знания, играет важную роль в самоактуализации личности, тесно связанной с понятиями об осмысленности жизни и жизненных ориентирах. Авторами монографии выявлена следующая особенность возрастного развития, связанная с правосознанием: личностной характеристикой, органично входящей в систему других сторон и аспектов личностного развития, правосознание реально становится к третьему курсу обучения в вузе.
С качественной оценкой становления личности юношеского возраста и ее важнейшего показателя Л.М. Семенюк соотносит гражданскую активность, связывая этот период развития с качественным сдвигом в социальном развитии личности, переходом от углубленного самопознания и познания окружающих людей к личностному и профессиональному самоопределению. Гражданская активность рассматривается в работе как механизм регуляции поведения и компонент самосознания, представляющего собой «внутренний план» этой активности как личностного качества, развитие которого основано на рефлексии и снижении аффективной окрашенности «образа Я»14.
Таким образом, можно сделать вывод, что студенческий возраст, как период наиболее активного возрастного развития, характеризующийся оформлением способности и потребности в нравственной саморегуляции, осмысленности жизни и жизненных ориентиров, а также индивидуального насыщения осуществляемой профессиональной деятельности личностными смыслами, пониманием и переживанием того, как выполняемая профессиональная деятельность связана с личностными убеждениями, ценностями, идеалами, мотивами, является сензитивным, наиболее благоприятным периодом для формирования профессионального правосознания.
10 Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2001.
11 Волков Б.С. Психология ранней юности. Особенности становления личности в юношеском возрасте. М., 2001.
12 Гамезо М.В., Герасимова В. С., Горелова Г.Г., Орлова Р.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, Издательский дом «Ноосфера», 1999.
13 Психология раннего студенческого возраста: Моногр. / Под ред. Е.Л. Бережковской. М.: Проспект, 2016.
14 Семенюк Л.М. Психология гражданской активности: особенности, условия развития. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.