Научная статья на тему 'Кризисные состояния личности в период профессиональной подготовки в вузе'

Кризисные состояния личности в период профессиональной подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
211
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОСТЬ / YOUTH / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ / PERSONALITY DEVELOPMENT IN THE PROFESSIONAL TRAINING PERIOD IN THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION / ПРОТИВОРЕЧИЯ / ПРИСУЩИЕ СТУДЕНЧЕСКОМУ ВОЗРАСТУ / CONTRADICTIONS INHERENT IN THE STUDENT AGE / КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ / CRISIS SITUATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мельников А. А.

В статье систематизированы теоретические и эмпирические исследования, раскрывающие содержательную специфику, структуру, феноменологические и инструментальные характеристики кризисных состояний личности в процессе профессиональной подготовки в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Crisis States of Personality in The Professional Training Period in the Higher Education Institution

In the article the theoretical and empirical researches discovering specificity, structure, phenomenological and instrumental characteristics of the crisis states of personality in the process of the professional training in the higher education institution are systemized

Текст научной работы на тему «Кризисные состояния личности в период профессиональной подготовки в вузе»

Мельников А. А.

Кризисные состояния личности в период профессиональной подготовки в вузе

ХХ1 век часто называют «веком молодых». Молодое поколение составляет значительную часть любого государства, нации, времени. С молодежью вполне справедливо связывают непосредственное будущее цивилизации и ее дальнейшие перспективы.

В работах Б. Дубинина и по данным ВЦИОМ, среди приоритетных мотивов, определяющих умонастроения и поведение молодых людей на современном этапе жизни, главенствуют такие, как «всегда быть самим собой», «не упускать своего», «быть хитрей других», «занять видное положение» [1, с. 266-267]. В этом же исследовании приводятся основные приоритеты в вопросе о качествах молодежи, которые хотели бы, прежде всего, видеть сами молодые: «образованная», «физически крепкая», «способная обеспечить себя материально», «решительная». Эти данные свидетельствуют о том, что современная молодежь не обладает на сегодняшний день психологией аутсайдерства.

Новый менталитет молодежи, по мнению А.В. Толстых, проявляется не только в области отношений и ценностей, но и в реальном поведении. Трое из каждых четырех самых молодых респондентов утверждают, что активно включены в бизнес. Все эти новшества привносят изменения в менталитет молодого поколения, и автор подчеркивает, что на сегодняшний день это уже неоспоримый факт жизни в российском обществе. Подрастающее поколение студентов, молодых бизнесменов радикально отличается от предыдущего.

Изменение в менталитете общества, по словам А.В. Толстых, Б. Дубинина, это констатация поколенческого сдвига в характере отношений к поиску смысла жизни и деловому успеху. Авторы подчеркивают, что проблема поиска смысла своего существования, определения жизненных целей важна для любого человека и в любом обществе. «Но есть период в жизни человека, когда она становится действительно ключевой, определяющей, - это период юности (ранней и поздней)» [2, с. 268-269]. То, что юноша стоит на пороге взрослой жизни и обращен в будущее, - это составляет «аффективный центр всей его внутренней жизни» [там же, с. 270], что признается практически всеми психологами и не требует доказательств. Однако, по словам А.В. Толстых, общепризнанность этих утверждений сама по себе не решает чрезвычайно острой сегодня практической проблемы помощи юношам и девушкам найти себя, определить свое место, не потерять смысл жизни, самоактуализироваться в предельно сложной ситуации, в которой сейчас оказалось общество.

Разрушение старой системы социальных ценностей при отсутствии конструктивных перспектив не может не влиять на душевно-нравственный мир молодых. Поэтому заметное доминирование у современного молодого поколения прагматической формы развития личности связано, по словам А.В. Толстых,

именно с социологическим фактором - современные подростки и юноши не похожи на идеальные типы Э. Шпрангера [3].

Как и многие, юноши в каких-то отношениях еще остаются подростками, так и многие молодые люди сталкиваются с «юношескими» проблемами и в студенческие годы и много позже. Без учета этого обстоятельства нельзя понять ни молодого предпринимателя, ни студенчества. В молодости человек способен отнестись к себе реалистично и критично, принять минусы своего характера, внешности, недостаточную развитость каких-либо способностей и одновременно научиться использовать плюсы и выгодные стороны своей личности и характера, обратить их на пользу своему развитию. Таким образом, в эмоциональном плане для молодого человека принятие себя является важнейшим условием самореализации.

На этой стадии развития человека существует интервал, который Э. Эриксон называет «психосоциальным мораторием» [4, с. 230]. Канадский психолог Дж. Марша также употребляет этот термин для обозначения одного из этапов развития идентичности, когда индивид в процессе кризиса самоопределения выбирает единственный вариант развития и считает своим. У Э. Эриксона «психосоциальный мораторий» также представлен в форме системы высшего образования. «Мораторий» дает возможность молодым людям попробовать различное количество социальных и профессиональных ролей до того, как они выберут что-то определенное.

Обучение молодого человека в вузе, по данным Д. Сьюпер и Р. Хейвигхерста, совпадает с определенным этапом профессионального пути. Так, Д. Сьюпер [5, с. 715-714], разбив профессиональный путь человека на 5 характерных этапов, студенческому отводит второй - это этап исследования (от 16 до 24 лет). Юноши и девушки пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они проигрывают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этапа молодые люди уже подбирают подходящую профессию и начинают ее осваивать.

Ведущей сферой деятельности становится теперь труд с вытекающей отсюда дифференциацией профессиональных ролей. Как подчеркивает И.С. Кон, об этой возрастной группе уже нельзя говорить «вообще: ее социально-психологические свойства зависят не столько от возраста, сколько от социально-профессионального положения» [6, с. 68]. Образование в вузе, которое продолжается и на этом этапе развития, является уже не общим, а специальным, профессиональным, поэтому учеба в вузе также рассматриваться как вид трудовой деятельности.

Серьезного внимания заслуживает характеристика мотивов учебной деятельности студентов, так как они непосредственно влияют на качество профессиональной подготовки, на формирование личности профессионала. К таким мотивам относят: познавательные, профессиональные, мотивы творческого достижения, широкие социальные мотивы с коллективистской и личной

направленностью (мотив личного престижа, сохранения и повышения статуса, мотив самореализации, самоутверждения, материальные мотивы).

Одновременно с получением образования человек формирует устойчивое мировоззрение, нравственные принципы и картину мира, которая включает профессиональные и общекультурные знания, а также обретает опыт общественной активности. В этом плане интерес может представлять типология будущих студентов вуза, основанная на исследовании выпускников колледжей, принадлежащая социологам Д. Готтлибу и Б. Ходкинсу [7, с. 388-389]. Они разделили молодых людей на 4 типа: («профессионалы»); «X»

(«нонконформисты»); «У» («академики»); «2» («студенческие деятели»). Эти типологические ориентации формируют специалистов совершенно разного уровня. Новый жизненный статус определяется многообразием прав и обязанностей по отношению к обществу, профессиональной деятельности, семье. Одновременно он зависит от степени активности самого человека, который, осознавая свое положение в обществе, либо стремится укрепить и изменить его, либо приспосабливается к обстоятельствам жизни.

В это время, как подчеркивает В.П. Тугаринов, приобретаются устойчивость и отчетливость, ценностные ориентации личности. Освоение, переживание и воспроизведение ценностей жизни и культуры очень значимо в молодости: человек осознает важность их ассимиляции для собственного развития, социальной адаптации и др. В.П. Тугаринов, исследовавший молодежные ценности, условно делит их на материальные, социально-политические и духовные.

В. Т. Лисовский, исследовавший жизненные планы молодежи разного пола и возраста, отметил их связь с объективными условиями жизни и ценностными ориентациями личности. В группе лиц 19-ти лет в первую очередь намечается решение задач, связанных с получением высшего или среднего специального образования, с выполнением интересной работы, а также с поиском друзей, близкого человека. В группе 20-25-летних в качестве ведущей сохраняется ориентация на получение высшего образования и интересной работы. Актуальными остались поиск любимого человека, проблема создания семьи.

Сказанное можно связать с тем, что Р. Штайнер называет развитием рассудочной души: «в молодости эмоцио постепенно начинает сменяться рацио» [7, с. 390]. Человек этого возрастного периода как бы аккумулирует в себе энергию молодости для дальнейшей жизни.

Постепенно с приобретением профессиональных знаний студенты глубже осмысливают тонкости будущей специальности, наступает пора выраженного профессионального самоопределения. Главными признаками этого являются осмысленная и твердая готовность к активной самостоятельной деятельности по выбранной специальности, стремление постоянно совершенствоваться в ней.

Наряду с процессом профессионализации в этот период проявляются противоречия, присущие студенческому возрасту:

1) социально-психологические противоречия: между расцветом физических и интеллектуальных сил студента и строгим лимитом времени; в системах «преподаватель - студент» и «студент - студент»; противоречия адаптационного процесса между новыми для студента требованиями, условиями и сложившимися у него до вуза стереотипами поведения;

2) противоречия между стремлением к самостоятельности в отборе знаний, способами их приобретения и довольно жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного профиля;

3) противоречия между поступающими через различные источники информации, расширяющей знания студентов, и имеющимся ограниченным временем для ее осмысления.

Способность личности, по словам В.М. Розина, в этом возрасте разрешать внутренние противоречия, выстраивать собственную систему ценностей, создавать жизненную перспективу и определять стратегические цели является мерилом ее человеческой зрелости. При наличии условий для выработки собственного индивидуального жизненного стиля, молодой человек получает возможность обрести и реализовать индивидуальные смыслы жизни через преодоление кризисных ситуаций. Как отмечает автор, смысл жизни - одна из основных категорий, которыми оперирует молодость.

В исследованиях по виртуальной психологии Н. А. Носова отмечается, что студенческому этапу характерен такой феномен, как возникновение «удвоения реальности воли» [8, с. 35-36], благодаря которому человек может сам ставить себе экзистенциальные, жизненные задачи, управлять своей жизнью. Молодой человек хорошо отличает свою собственную волю от чужой и может к чужой воле соответствующим образом относиться.

Однако Н.А. Носов отмечает, что реальность воли у личности может оказаться «неразвитой и сверхразвитой» [9, с. 39]. Неразвитость заключается в неспособности к самостоятельному принятию волевых решений, к подчинению воли другого. Такой человек на всю жизнь остается мечтателем, прожектером. Сверхразвитость реальности воли также не способна оказать на личность положительного влияния. Причиной неспособности вырабатывать самостоятельные волевые решения в этом случае может явиться другой, более значимый, человек, который берет на себя функцию принятия решений.

Таким образом, итогом жизни человека, с точки зрения виртуальной психологии и периодизации, является овладение и освоение всеми реальностями. Только тогда человек становится собственно взрослым. Именно к окончанию студентом вуза и приобретению им специальности все реальности в их сочетании хорошо осваиваются личностью. Это происходит в связи с возникновением ощущения принадлежности себя к единому целому: профессии, своему роду, чему-то трансцендентному и т.д.

По словам Т.В. Корниловой и Е.Л. Григоренко, наблюдения и опросы студентов свидетельствуют о том, что потребность быть личностью развита у них в должной мере. Удовлетворение этой потребности заключается в

осуществлении социально и профессионально ценной деятельности. Роль последней возрастает в связи с тем, что в студенческой среде получили распространение явления рационализма, практицизма, а иногда и утилитаризма в отношении к однокурсникам, преподавателям. Сказывается влияние всей перестройки жизни студента: быта, деятельности, окружения, а для некоторых и смена постоянного места жительства, увеличение социального и личностного пространства.

Как отмечают авторы, наибольшее значение в «личностном определителе» студентов занимают: «мотивация достижения, автономия и склонность к самопознанию. В студенческие предпочтения вошли люди, стремящиеся к успеху, готовые отстаивать свою самостоятельность и, самое важное, по словам авторов, склонные к причинному анализу своего поведения, своего внутреннего мира и поведения других людей» [10, с. 111].

Обобщив вышеизложенные теоретические и эмпирические источники по проблеме исследования личностных новообразований молодежи в студенческий период, мы выявили ряд важных моментов, раскрывающих особенности возникновения кризисных ситуаций в этот период:

- достаточно высокая «подвижность» духовной сферы, активная реакция на изменение социально-экономического и социально-политического состояния;

- центральное психологическое новообразование - становление устойчивого самосознания и стабильности образа «Я» за счет обретения новых смыслов жизни, профессии;

- отделение от родительской семьи, поиск партнера для жизни, учеба в высшем учебном учреждении, начало собственной профессиональной и личностной жизни - условия для выработки собственного индивидуального жизненного стиля, обретения и реализации индивидуальных смыслов жизни;

- выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей, сопряженных с сознанием собственной уникальности и неповторимости;

- стремление перемениться, стать другим, обрести новое качество, выражающееся в общем кризисе молодости;

- получение образования, связанное с изменением социального статуса студента, с формированием устойчивого мировоззрения, нравственных принципов и картины мира.

Литература

1. Теоретические и прикладные проблемы психологии: Материалы научной конференции. Под ред. В.П. Озерова. Ставрополь, 2001. - 256с.

2. Толстых, А.В. Победитель не получит ничего. М., 2000.

3. Козиев, В. Н. Психологическая компетенция учителя в контексте взаимоотношений учителя и учащихся / В. Н. Козиев //Профессиональные

потребности учителя в психолого-педагогических знаниях. Сборник научных трудов. - М.: АПН СССР, 1989.

4. Хейдметс, М. Человек. Среда. Пространство. Сборник статей. Тарту: Изд-во ТГУ, 1979. - 162с.

5. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 624с.

6. Кон, И.С. Социальный статус юношества. // Социология молодежи. Под ред. В Т. Лисовского. СПб., 1996.

7. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001. - 460с.

8. Недбаева С.В. Психологические практики в российском образовании ХХ столетия. СПб.: Изд-во «Образование», 1999. - 171с.

9. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

10. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов. Вопросы психологии, №№ 5, 1995. - с. 108-115.

Педагогическая психология

Нуриева Л. К.

Семья и школа как формирующее этнопедагогическое пространство подготовки школьников к семейной жизни

Семья в современных условиях становится основным фактором сбережения национальной культуры, национальной духовности. Это также обуславливает необходимость непрерывного совершенствования семейного воспитания у каждого этноса. Принципиально важным для социализации личности ребенка школьного возраста является признание самоценности духовного мира, образа жизни, культуры народа, его традиций.

Семейное воспитание, как известно, является одной из наиболее эффективных, наиболее плодотворных и созидательных форм социализации подрастающего поколения. Оно осуществляется в роду, общине, народе и сочетает в себе целенаправленное воспитательное влияние родителей, других старших членов семьи с объективным влиянием семейного быта.

Являясь важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание, образовательное учреждение призвано осуществлять руководство семейным воспитанием учащихся [2, с. 45-59]

Подготовка к семейной жизни в системе образования, в частности в средней общеобразовательной школе, осуществляется, прежде всего, через содержание и организацию учебного процесса. Воспитывает учащихся, подготавливает их к семейной жизни содержание всех дисциплин, но особенно важное значение в формировании будущего семьянина имеют гуманитарные науки: история, литература, биология, технология, физическая культура. В них

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.