Научная статья на тему 'Психолого-педагогические предпосылки развития фамилистической компетентности студенческой молодежи1'

Психолого-педагогические предпосылки развития фамилистической компетентности студенческой молодежи1 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
306
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАМИЛИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ / БРАЧНО-СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ ЮНОШЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / FAMILY COMPETENCE / IDENTITY / MARRIAGE AND FAMILY SOCIALISATION / PSYCHOLOGICAL NEOPLASM OF YOUTH / THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сёмина Марина Викторовна

В статье раскрываются противоречия брачно-семейной социализации молодых людей в современном обществе, анализируются психолого-педагогические предпосылки развития фамилистической компетентности юношества в контексте сензитивности вступлению в брак и образованию семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical preconditions of students' familistic competence development

The article revealed the contradictions of marriage and family socialization of young people in modern society, analyzes the psychological and pedagogical premise of family competence of youth in the context of sensitivity to the introduction into marriage and family formation.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические предпосылки развития фамилистической компетентности студенческой молодежи1»

УДК 378.18 + 152.26 ББК Ч 481.358 + Ю 937.4

М. В. Сёмина

г. Чита

Психолого-педагогические предпосылки развития фамилистической компетентности студенческой молодежи1

В статье раскрываются противоречия брачно-семейной социализации молодых людей в современном обществе, анализируются психолого-педагогические предпосылки развития фамилистической компетентности юношества в контексте сензитивности вступлению в брак и образованию семьи.

Ключевые слова: фамилистическая компетентность, самосознание, брачно-семейная социализация, психологические новообразования юношества, образовательный процесс.

M. V. Sjomina

Chita

Psychological and pedagogical preconditions of students’ familistic competence development

The article revealed the contradictions of marriage and family socialization of young people in modern society, analyzes the psychological and pedagogical premise of family competence of youth in the context of sensitivity to the introduction into marriage and family formation.

Keywords: family competence, identity,

marriage and family socialisation, psychological neoplasm of youth, the educational process.

Актуальность государственной поддержки молодой семьи и молодежи, готовящейся к вступлению в брак, исходит из сложной демографической ситуации, сложившейся в России, основной характеристикой которой сегодня является тенденция депопуляции. В основе снижения рождаемости лежит усиливающаяся репродуктивная ориентация молодежи на однодетную семью, а также откладывание рождения детей на значительные сроки. Подобные мотивы, на наш взгляд, могут констатировать воз-

1 Работа выполнена при поддержке ФЦП «Развитие научного потенциала высшей школы на 2009 — 2010 гг.» Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию. Тема НИР «Изучение созидательной активности личности в образовательном пространстве университета» (№ НИР 1. 3. 10.).

растающий отрыв современной молодежи от российских традиций брака и семейного образа жизни как значимой жизненной ценности. Эти негативные тенденции могут быть преодолены в результате активной демографической политики государства и изменения образа жизни российской семьи, повышения ценности рождения и воспитания детей по мере роста благосостояния и изменения поведения общества, развития фамилистической культуры в целом [см.: 2; 5].

Знаковым политическим решением стало выделение задачи укрепления института молодой семьи и увеличение количества благополучных семей России как стратегической. Данный подход заявлен в Стратегии государственной молодежной политики РФ на период до 2016 г. — проект приоритетной направленности «Молодая семья России»; Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. в области развития человеческого потенциала, осуществления демографической политики и политики народосбережения.

Сегодня более 20 млн граждан, или 1 /7 часть населения России проживают в молодых семьях. Среди них велика доля лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование и испытывающих на себе, с одной стороны, риски социально-экономической нестабильности, с другой стороны — наложение трудностей первичной адаптации к браку и определенных обязательств в качестве субъекта образовательного процесса. Между тем, именно эта группа молодежи ближайшее десятилетие обеспечивает демографическую ситуацию в стране. Государство заинтересовано не только в количественных, но и в качественных показателях брачности и рождаемости. Только в благополучной семье растут здоровые и успешные дети. Формирование фамилистической компетентности молодежи должно стать одной из важных задач современного образования.

В Послании Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному собранию сказано, что «школа наряду с семьей является базовым социальным институтом, формирующим личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным». Продолжая мысль Президента, подчеркнем инновационную, созидательную роль современной школы, в том числе высшей, в развитии у обучающегося готовности и способности к эффективной жизнедеятельности в широком поле жизненных контекстов, включая успешную брачно-семейную социализацию.

Исследование педагогических условий развития фамилистической компетентности студенческой молодежи проводится на базе ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы на 2009 — 2010 гг. Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию. Тема НИР — «Изучение созидательной активности личности в образовательном пространстве университета».

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности (17 — 23 года) и отличается сложностью становления личностных образований (Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, З. Ф. Есарева). Основываясь на исследованиях специалистов-юнологов, мы представляем данный период как относительно завершающий в процессе активного формирования устойчивого образа «Я», целостного отношения к себе как субъекту брачно-семейных отношений. Ключевыми направлениями развития самосознания в юношеском возрасте, значимыми для развития фамилистической компетентности, являются следующие:

1) открытие своего внутреннего мира; осознание своей особенности, непохожести на других, происходящее на основе развитых когнитивных структур, зрелой рефлексии и способности к интроспекции;

2) осознание необратимости времени, за-

ставляющее задуматься о смысле жизни, ее перспективах: моделирование «простран-

ственно- временного поля» взросления;

3) формирование целостного представления о своей личности, осмысление физической, соматической и личностной индивидуальности, выработка социального статуса;

4) усиление процессов половой идентификации, закрепление структуры полового поведения и образа своей сексуальной роли.

Динамизм процесса становления, развития личности в период юности, глубина личностных преобразований объясняется тем, что взрослеющий человек находится в позитивной фазе психической постпубертатности.

Подготовка к вступлению в брак, наряду с профессиональным становлением, является деятельностью, определяющей личностное развитие юноши [11, с. 174]. Актуальность для данного возрастного периода развития фами-листической компетентности аргументируется нами на основе анализа потребностно-мотивационной и эмоционально-чувственной сферы молодого человека. Многие потребно-

сти в период взросления возникают впервые или качественно изменяются. Основой для их реализации служат биологические и психологические новообразования, сопровождающие переход подросткового возраста в юность, юности в зрелость. Фамилистическая компетентность предполагает формирование у юношества устойчивых, сознательно выработанных представлений о себе, своих правах и обязанностях в межличностных отношениях, браке и семье; морально-нравственных принципов, регулирующих семейные отношения; понимание и реализацию отношений долга, ответственности, свободы в партнерском, супружеском, родительском взаимодействии; способность к их творческому развитию.

Процесс брачно-семейной социализации современного юношества протекает на фоне следующих противоречий. Во-первых, наблюдается значительный разрыв во времени между достижением биологической зрелости и социального статуса взрослого. Так, возникает противоречие между растущими потребностями молодых людей в привязанности и любви (А. Маслоу, А. В. Мудрик, К. Роджерс,

А. В. Петровский), сексуальном удовлетворении (И. С. Кон, М. Кле, Х. Ремшмидт), независимости (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец,

А. Маслоу), самореализации (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Л. Н. Куликова, Б. Т. Лихачев, Д. Б. Эльконин) и предоставляемыми обществом возможностями. Продолжительность психологической и психосоциальной фазы взросления постоянно возрастает. Такая тенденция, с одной стороны, есть результат расширения системы образования и усложнения производственных процессов; с другой стороны — следствие либерализации добрачных отношений и семейных структур. Таким образом, молодые люди, обладая достаточными биологическими предпосылками, позволяющими рассматривать себя как взрослых, остаются в «психологическом состоянии ожидания» (Х. Ремшмидт), не дающем возможности активно и ответственно принимать участие в общественных процессах, самостоятельно реализовывать собственную брачно-семейную стратегию.

Другой важной чертой брачно-семейной социализации современного юношества является противоречие между стремлением к пересмотру ценностных представлений в сфере брака и семьи и их ассимиляцией в соответствии с традициями матримониальной культуры, с одной стороны, и многообразием и размытостью общественных представлений и норм брачно-семейного института, с другой

стороны [3, с. 112]. Указанное обстоятельство актуа-лизируетсявыраженными потребностями молодежи в самопознании (С. Л. Братусь, Л. Н. Коган, И. С. Кон, К. Роджерс, В. А. Сухомлинский), поисковой активности (И. В. Дубровина, А. В. Мудрик, В. С. Ро-тенберг, И. С. Якиманская), социальных знаниях, умениях и навыках (К. А. Волкова, И. В. Гребенников, С. В. Ковалев), общественном признании (А. В. Мудрик, В. В. Столин, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн). Распад матримониальных традиций, произошедший в российском обществе, увеличивает экзистенциальный вакуум молодежи, делает проблематичным перенос родительского опыта семейных отношений в молодую семью. Итак, в связи с увеличением степени свободы личности при одновременном ослаблении социального контроля над смыслообразующей деятельностью в развитии фамилистической компетентности должно быть становление самостоятельности и гибкости мышления и поведения молодых людей, их открытости индивидуальным вариантам самореализации в браке и семье.

Далее перейдем к анализу психологических новообразований юношества, значимых в развитии фамилистической компетентности.

В содержании мотивов в юношеском возрасте на первый план выступают те, которые связаны с формирующимся мировоззрением, планами на будущее, «временными перспективами» (И. В. Дубровина). Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы их подчинения. Механизм действия мотивов молодого человека действует не непосредственно, а возникает на основе сознательно поставленной цели. Если мировоззренческие установки ранней юности весьма противоречивы, так как именно тогда зарождается потребность в осознании смысла жизни, то мировоззренческая система поздней юности

— это достаточно устойчивое образование личности. На основе развития убеждений к концу юношеского возраста оформляется нравственное мировоззрение, что приводит к качественным сдвигам в иерархической системе личностных смыслов. Ведущее место в системе побуждений молодого человека начинают занимать нравственные мотивы, являющиеся мощными регуляторами отношений в сфере брака и семьи.

В процессе освоения опыта окружающей социокультурной среды и присвоения ее ценностей юноша опирается на развитое самосознание, способность к самоопределению и социальной активности, открытость помощи «значимого взрослого», потреб-

ность в котором заметно возрастает. Участие значимого Другого необходимо в развитии эго-возрастных потребностей, интересов, реализации системы межличностных, интимных отношений, освоении механизма ин-териоризации и выстраивании собственной Я-концепции брачно-семейного взаимодействия [8, с. 97 — 101]. Юношеская потребность в активном брачно-семейном самоопределении обусловлена осознанной необходимостью социальной адаптации (И. С. Кон, В. А. Петровский, Р. П. Немов), занятия определенной социальной ниши. Гарантами реализации данных потребностей выступает определенная личностная и социальная зрелость молодого человека, гармоничное сочетание практического и теоретического интеллекта, первичный опыт межличностных отношений в родительской семье.

По Э. Эриксону, в юности человек проходит очередную кризисную стадию психосоциального опыта, естественным результатом которого является достижение определенного уровня психологической зрелости и социальных отношений, открытость новым горизонтам развития [см.: 12]. Поиск идентичности, характерный для юношества, основан на стремлении личности выйти за пределы себя в поиске новых ценностей. Приобретается умение развивать новые убеждения и действовать в соответствии с новой системой личных и социальных ценностей. Онтогенетическим источником свободного выбора молодого человека траектории личностного развития будет способность к волевой саморегуляции и позитивное отношение, доверие к себе. В основе развития инициативы лежит внутреннее стремление к учению и внеучеб-ной активности, успеху в социальных отношениях студенчества. Определяя развитие фамилистической компетентности в числе центральных задач юношеского возраста, конкретизируем эту сторону личностного развития выделением ряда составляющих. Так, для успешной подготовки молодежи к вступлению в брак и образованию семьи, наряду с построением системы ценностного и этического сознания, необходимо усвоение адекватного полоролевого поведения, установление более зрелых отношений с ровесниками обоих полов, завоевание эмоциональной независимости от родителей, формирование социально ответственного поведения, принятие и активное использование своего физического потенциала.

Значимой предпосылкой развития фами-листической компетентности в юношеском

возрасте является формирование половой зрелости и приобретение в период взросления гендерной идентичности (С. П. Безносов, М. А. Борисова, Д. Н. Исаев, В. В. Столин,

В. Е. Каган, Ю. Б. Рюриков). Полоролевое поведение взрослеющего человека развивается в результате тесного взаимодействия биологических, психологических и психосоциальных факторов. Физическая и гормональная зрелость закладывает его основы, психосоциальное окружение задает образцы и условия сексуального созревания, когнитивное и эмоциональное развитие определяет ритм процесса половой идентификации [1, с. 45 — 51]. В период взросления заметны следующие тенденции развития полоролевого поведения:

— повышается восприимчивость к социальной обстановке и отношениям между людьми;

— усиливается субъективная значимость полоролевых стереотипов социальных ролей.

Важными факторами развития гармоничного гетеросексуального поведения и, как следствие, успешность психосексуальной адаптации в супружестве считаются половые роли родителей, семейные установки и качество отношений родителей и ребенка; личностные особенности молодого человека (степень интроверсии, аскетизма, интеллектуализации); физические характеристики и коммуникативные навыки молодого человека [см.: 9].

Юношеский возраст особо благоприятен для развития отношений дружбы и любви, являющихся основой социальных взаимодействий в сфере брака и семьи. Дружба в работах И. С. Кона, Б. Заззо, Д. Кэндел, Ш. Берна характеризуется как важнейший вид эмоциональной привязанности в юношеском возрасте. Будучи полифункциональной по природе, она имеет определенную психологическую ценность для развития фамили-стической компетентности, заключающуюся в уникальной возможности самораскрытия и понимания Другого человека [7, с. 192 — 197]. Юношеская дружба уникальна тем, что, являясь первой самостоятельно выбранной глубокой индивидуальной привязанностью, она частично включает в себя любовь, либо предвосхищает ее. Любовь, становясь ведущим эмоциональным состоянием в более зрелых диадных отношениях, предполагает большую степень интимности, чем дружба. Сочетание в любви духовного общения с физической близостью допускает максимально возможное самораскрытие молодых людей. Отношения и привязанности взрослеющего человека

более дифференцированны, дружеские связи постепенно утрачивают свою универсальность, выступая как дополнение партнерских, супружеских, семейных привязанностей.

Возвращаясь к психогенетической концепции стадиального развития Э. Эриксона, отметим, что процесс развития личности, сопровождающийся неадекватной идентичностью, провоцирует неспособность молодого человека к полноценным брачно-семейным отношениям, проявляющуюся в:

1) уходе от психологической интимности, избегании тесных межличностных связей («кризис средств», по Л. Н. Куликовой);

2) размывании чувства времени, неспособности строить жизненные планы, страхе взросления и перемен («кризис цели и сроков»);

3) ослаблении продуктивных творческих способностей, неумении мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на продуктивной деятельности («кризис волевой дезорганизации);

4) отказе от самоопределения и выборе отрицательных образцов для подражания («ценностный кризис»).

При успешном протекании кризиса юношеской идентичности к концу периода укрепляется личностное самоопределение в социокультурных ценностях, мировоззренческих идеалах, собственном самосознании (на общечеловеческом, гражданском, этическом, профессиональном, матримониальном уровне), в своем отношении к миру и себе как субъекту брачносемейного взаимодействия (А. Адлер, Э. Гуссерль, В. П. Зинченко, С. Л. Франкл, Э. Фромм). В связи с этим требуется особо тонкое выстраивание педагогических условий в период вузовского обучения в гуманистически организованном педагогическом процессе, чтобы помочь юноше преодолеть возможную внутреннюю противоречивость, обеспечить постепенность становления фамилистической компетентности.

Важной нам представляется точка зрения о зависимости степени успешности личностного самоопределения юноши от разумного и ненавязчивого педагогического влияния. Мы убеждены, что процесс актуализации индивидуальности не сводится только к саморазвитию, в этом случае следовало бы признать бессмысленность воспитания. П. Ф. Каптерев, С. Л. Рубинштейн, Л. Н. Куликова указывают на опасность, которая может возникнуть в результате несориентированного саморазвития: личность может стать асоциально направленной. «Вырастая произвольно, человек легко

вырастит в себе и все животные инстинкты, и много других свойств, которыми личность, по существу, будет уничтожена», — писал

С. Л. Рубинштейн. Межличностные отношения являются значимым механизмом образовательного процесса вуза, способствующим личностному росту студентов, подготовке их к браку и семье. В ходе субъект-субъектного взаимодействия создаются условия для овладения юношами механизмами взаимопонимания: рефлексией, эмпатией, позитивным отношением к Другому, идентификацией. Оптимизация межличностных отношений на основе любви взрослых к растущему человеку, веры в него (К. Хорни, Э. Фромм), заботы о нем (К. Роджерс), их позитивной установке (Д. И. Узнадзе) способствует созданию для развивающейся личности такой социальной среды, в которой возможна «правильная сублимация спонтанной активности» юношей (Э. Фромм) и субъектное удовлетворение, характеризующее высокий уровень личностного развития [4, с. 117].

В образовательном пространстве вуза при развитии самосознания на основе формирующейся системы ценностей, мировоззренческой рефлексии, гуманного отношения к Другому происходит «нарастание» субъектности — главного юношеского новообразования и предпосылки для развития фамилистической компетентности. Опираясь на труды

К. А. Абульхановой - Славской, А. В. Брушлин-ского, А. Маслоу, А. К. Осницкого, В. А. Петровского, В. Э. Чудновского, И. С. Якиманской,

В. И. Максаковой, К. Манхейма, отметим, что специфическая активность, развиваемая самим субъектом, содержит все виды социального взаимодействия. В процессе приобретения индивидуального субъектного опыта активизируется система знаний молодого человека, расширяется его взаимодействие с миром в активной учебной и внеучебной деятельности, в которой осознается поставленная цель и планируемый результат, средства и условия их достижения. Названные условия позволяют юноше осознавать себя субъектом деятельности, общения, актуальных и перспективных брачно-семейных отношений.

Важной психологической предпосылкой развития фамилистической компетентности является развитость когнитивных структур юношества. Специфика юности, по Ж. Ж. Пиаже, задана становлением новых когнитивных способностей. На основе гипотетико-дедуктивного абстрактно-логического мышления — основного когнитивного психического новообразования юношества, строится программа жизни,

оформляются пространственно-временные и межличностные поля проектируемых брачно-семейных отношений. Формирование жизненных планов и брачно-семейных перспектив юношества происходит в результате обобщения и укрупнения целей, интеграции и иерархизации мотивов деятельности, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций молодого человека (включая брачно-семейные ценности). Активность гипотетико-дедуктивного мышления, обуславливающего успешность этих процессов, сопровождается возросшей способностью к комбинаторному анализу и переходу к более сложным формам суждений. Основным интеллектуальным новообразованием данного возраста является способность к рассуждению с помощью вербально предъявляемых гипотез. Данная особенность возраста особенно благоприятна для использования в образовательном процессе различных активных методов обучения и воспитания, имеющих диалогичную природу. Присущая формальному мышлению разумная личностная рефлексия (Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев), мировоззренческая рефлексия (В. Франкл, К. Юнг), делает возможной представленность в сознании не только настоящего, но и будущего молодого человека. Рефлексия юноши затрагивает непосредственно воспринимаемую реальность внутрисемейных отношений в родительском доме и область перспективных отношений в собственном супружестве, устанавливая формально-логические связи между ними. На основе рефлексии идет развитие интеллектуальной активности (С. И. Гессен, А. Е. Личко), формирование индивидуального стиля мышления (И. С. Кон), индивидуального стиля творческой деятельности (Е. А. Климов), способов решения жизненных задач (Э. Эриксон). Исключительную значимость для юношества приобретает пространство диалога, в котором совершенствуется способность адекватно ориентироваться в пространственно-временных перспективах и системе жизненных выборов. Созревающие когнитивные и эмоционально-личностные предпосылки благоприятны для становления индивидуального системного мировоззрения молодого человека, готовящегося к вступлению в брак. Именно юношеский возраст характеризуется увеличением объема знаний о закономерностях функционирования семейной общности, появлением у молодого человека интереса к планированию своих отношений в добрачный период и последующее время, возникновением потребности к

обобщению разнообразных знаний о семье и способности к их деятельному применению. С развитием навыков брачно-семейного функционирования изменяется общая направленность личности молодого человека, он становится способен не просто усваивать новую информацию, но и проявлять интеллектуальную инициативу и креативность в межличностных отношениях. Данная тенденция также служит благоприятным фактором для развития фамилистической компетентности юноши. Позитивной в работе со студенческой молодежью является ее открытость групповым формам обучения и воспитания, наличие базовых знаний по педагогике, психологии, дисциплинам общекультурного и медико-биологического блоков, изучающих эволюцию общественных (брачно-семейного) институтов, взаимодействие личности и малых групп (брак, семья), а также актуальность субъектного опыта участника семейных отношений в родительской или собственной супружеской семье [см.: 10].

Необходимой предпосылкой и механизмом развития фамилистической компетентности в образовательном пространстве вуза является, на наш взгляд, активная познавательная и преобразовательная рефлексивная деятельность самих субъектов. Механизмами мировоззренческой рефлексии в юношеском возрасте служат интерпретация, эмпатия, интроспекция, внутренний самоконтроль. Указанные психологические процессы обеспечивают мощный личностный рост молодого человека как движение от центрированности на себе и персонифицированных целях личного превосходства к перспективам конструктивного проектирования своих социальных отношений, стремлению к согласию, сотрудничеству, экологичности в брачносемейном взаимодействии. Интерпретация, как способность сознания выявлять новое положение личности в изменившихся социальных обстоятельствах и определять его, является основным механизмом повседневного рефлексивного мышления молодого человека в учебной и внеучебной деятельности. В ситуации постоянной жизненной неопределенности, при активной динамике внутрисемейных отношений интерпретация позволяет юноше каждый раз самоопределяться, упорядочивать, организовывать свою жизнь, взаимоотношения с другими участниками семейной группы и ровесниками. Интерпретация, как проявление субъектности, предполагает отход от конформизма и согласуется с интересами и ценностями юношества. Она очер-

чивает ценностно-смысловое пространство личности, а значит, способствует развитию потребности к самореализации, способности самостоятельно планировать и реализовывать индивидуальную модель брачно-семейных отношений; готовности отстаивать свою позицию в противоречивых ситуациях внутри семьи, распределять сферы партнерского взаимодействия [7, с. 203 — 207].

Важным аспектом интроспекции юношества является способность включать в круг предметов мысленного рассмотрения собственные мысли, чувства, поступки, а также способность различать противоречия между ними. Познавательные процессы молодых людей делают возможными создание идеального образа потенциального партнера, идеальной модели брака и семьи. Идеализация не ограничивается абстрактными представлениями, она переносится на конкретных людей (ровесников, членов семьи), которые превращаются молодым человеком в образец для подражания. Данный механизм развития фамилистической компетентности лежит в основе таких важных психологических процессов юношества, как романтическое отношение к своему избраннику, чувство влюбленности, идеализация начального периода брака. Несоответствие реального человека идеальным требованиям может стать источником сильного разочарования. Столкновение брачно-семейных идеалов с действительностью особенно драматично переживается теми молодыми людьми, чей субъективный опыт отношений в родительской семье или собственном партнерстве был скуден или конфликтен [1, с. 219 — 223]. Взрослея, молодые люди утрачивают значительную часть идеализма, их брачно-семейные притязания приобретают большую адекватность и реалистичность. С освобождением от персонифицированных образцов в ходе интенсивного когнитивного развития ценностные представления юноши освобождаются от «морального абсолютизма» (Ж. Ж. Пиаже), несут большую абстрактную значимость и силу, становятся иерархически организованными. Способность к целеполаганию переходит на качественно другой уровень. Притязания юноши оказывают существенное влияние на то, как корректируются цели при столкновении с реальностью, какие пути и средства избирает молодой человек на пути к достижению цели. Умение гибко и реалистично корректировать цели и задачи семейного строительства является важной предпосылкой развития фами-листической компетентности молодежи.

Значимой в процессе подготовки молодежи к браку и семье является, на наш взгляд, сформированность морального сознания юноши. Важными регулятивами поведения молодого человека становятся внутренние личностные механизмы: совесть, долг, ответственность, нахождение смысла жизни. Смысл жизни мы, вслед за авторами, представляем как специфическое личностное образование, имеющее для человека ценность высшего порядка и существенно влияющих на его жизнь и судьбу (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, В. Э. Чудновский и др.). Смысл жизни — явление иерархич-ное и многофакторное. Психологически это система, не допускающая, с одной стороны, пассивного подчинения внешним условиям, с другой стороны — зависимости от сиюминутных, несущественных интересов и потребностей.

Характерный для личности способ решения моральных проблем, как и та система ценностей, с которой они соотносятся, формируется прежде всего в ходе практической деятельности и общения молодежи. Формирование внутренних моральных инстанций, «морального «Я», с которыми индивид соотносит свои мысли и поведение, есть результат «совместного расширения круга действий и ответственности, развития интеллекта, эмоций и воли в отношениях с другими людьми» [11, с. 243].

По мере взросления юноши происходит отказ от эгоцентризма, центральным принципом межличностных отношений выступает принцип взаимности моральных обязательств. Освобождение от эгоцентризма, сопровождающееся мощным обновлением рефлексивно- оценочной системы молодого

человека, означает формирование особых личностных свойств, имеющих большое значение для развития фамилистической компетентности. Так, молодой человек стремится к применению к себе самому тех же критериев оценки, что и к другим людям; основой нравственного поведения становится использование общих моральных принципов, появляется и крепнет способность учитывать потребности и интересы Другого в той же степени, как и собственные; стабилизируется потребность в подтверждении позитивной «Я-концепции». Механизмом, позволяющим юноше понимать Другого с помощью ощущений, эмоций, чувств и их последующего осознания, является эмпатия. Полнота рефлексивного анализа при этом обуславливается процессами интроспекции, как сосредоточенности личности на собственных психических явлениях и переживаниях и децентрации, как обращенности к внутреннему «Я» собеседника, партнера. Личностная рефлексия молодого человека, оптимизируя его межличностные отношения, будируя базовые механизмы саморегуляции, служит важной предпосылкой развития фа-милистической компетентности.

Таким образом, на основе анализа возрастных особенностей юношества мы можем утверждать наличие достаточных психологических предпосылок для развития фамилистической компетентности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям. Выбор индивидуальной стратегии брачно-семейных отношений по-настоящему удачен, если сопряжен с индивидуальнонравственным выбором молодого человека, размышлениями о смысле жизни и природе собственного «Я», активным самосовершенствованием.

Список литературы

1. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.,

2002. 320 с.

2. Дармодехин С. В. Развитие семейной политики в Российской Федерации. М., 2001. 256 с.

3. Гиль С. С. Вовлечение молодежи в жизнь общества. Презентация гипотезы российского научного исследования: коллективная монография / под ред. д-ра пед. н., проф.

С. С. Гиля. М., 2007. 314 с.

4. Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997. 315 с.

5. Медков В. М. Стратегия фамилистиче-ских исследований в России во 11-й пол. 90-х гг. // ВМУ. Серия 18. 1996. № 3. С. 79 - 82.

6. Плотников А. Д. Молодая семья. М.,

2003. 304 с.

7. Московичи С. Социальная психология. СПб., 2007. 592 с.

8. Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 2001. 152 с.

9. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. М.; Воронеж, 2000. 250 с.

10. Сёмина М. В. Педагогические принципы развития фамилистической компетентности молодежи в современной высшей школе // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 12. С. 125 -133.

11. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 2004. 320 с.

12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис; пер. с англ. / общ. ред. и пред. А. В. Толстых. М., 1996. 344 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.