Научная статья на тему 'Педагогические принципы развития фамилистической компетентности молодежи в современной высшей школе'

Педагогические принципы развития фамилистической компетентности молодежи в современной высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАМИЛИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сёмина Марина Викторовна

Важным фактором развития фамилистической компетентности молодежи является современная образовательная сфера. В статье анализируются педагогические принципы развития фамилистической компетентности молодежи, обладающей сензитивностью к вступлению в брак и созданию семьи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические принципы развития фамилистической компетентности молодежи в современной высшей школе»

3. Гадамер, Х-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики [Текст] / Х-Г. Гадамер; Общая ред. и вступит. ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. - 700 с.

4. Гуссерль, Э. Картезианские размышления [Текст] / Э. Гуссерль. - СПб : Наука, 2006. - 315 с.

5. Категория переживания в философии и психологии. Монография [Текст] / Т. Д. Марцинковская и др. - М.: Прометей, 2004. - 453 с.

6. Дильтей, В. Герменевтика и теория литературы: в 6 т. [Текст] / В. Дильтей. -М.: 2001. -4т.- 531 с.

7. Рикер, П. Герменевтика. Этика. Политика: московские лекции и интервью [Текст] / П. Рикер. - Рос. акад. наук, инст. философии, М.: АО КАМІ, изд. центр «Академия», 1995. - 159 с.

8. Современный философский словарь [Текст] / Под общ ред. профессора В. Е. Кемерова. - М.: Академ. проект, 2004. - 864 с.

9. Шульга, Е. Н. Проблематика предпонимания в герменевтике, феноменологии и социологии [Текст] / Е. Н. Шульга. - М.: Рос. акад. наук, инст. философии, 2004. - 170 с.

УДК 378.14

Сёмина Марина Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент, начальник Управления воспитательной работой Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского, semina-67@mail.ru, Чита

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ФАМИЛИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Semina Marina Viktorovna

The Candidate of Pedagogical Sciences, the Head of educational work department of Zabaikalsky State Humanitarian and Pedagogical university named after N. G. Chernyshevsky, semina-67@mail.ru, Chita

PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF DEVELOPMENT FAMILY COMPETENCE OF YOUTH OF THE MODERN HIGHER

SCHOOL

Превентивная успешность брака, стабильность семьи в целом определяется уровнем личностной зрелости вступающих в брак индивидов, их способностью к саморазвитию и самосовершенствованию. Это выдвигает проблему фамилистической компетентности молодежи, поиска обеспечивающих ее и отвечающих требованиям времени условий в число наиболее актуальных педагогических конструктов (Л. И. Васильева, И. Ю. Зудилина, Г. И. Исакаева, Н. Ю. Шлейкова и др.).

Фамилистическая компетентность отличается структурной сложностью и, на наш взгляд, является синергетическим взаимодействием когнитивного, эмотивного, оценочно-волевого и деятельностного компонентов [5, с. 22]. Когнитивный компонент предусматривает овладение на современном научном уровне социально-философскими, психолого-педагоги-ческими, правовыми, психосексуальными знаниями и представлениями об особенностях и условиях построения оптимальных брачно-семейных отношений и способностями к их творческому развитию. Сформирован-ность мировоззренческой системы личности включает матримониальные ценности; высокий уровень побуждения, интереса к самопознанию, способность к научным обобщениям эмпирических фактов, к глубокому содержательному пониманию и объяснению явлений и событий жизненного цикла семьи, раскрытию в них движущих противоречий и путей их разрешения, а также организацию процесса познания как последовательно реализующегося, завершающегося общественно и личностно значимым результатом - выстраиванием и реализацией собственной модели брачно-семейных отношений. Эмотивный компонент фамилистической компетентности включает интерес к истории человечества, страны, народа, семьи; зрелое историческое осознание уникальности семейных ценностей; понимание сложности и неоднозначности нравственных отношений, психологически адекватный учет их в повседневном поведении, культивирование высших нравственных чувств и отношение в общении с членами семьи, позитивное отношение к себе как субъекту брачно-семейных отношений. Оценочно-волевой компонент означает развитие способности к построению мысленных моделей перспективных брачно-семейных отношений и определение своего творческого места в них; осознанную организацию своего жизненного пространства, проблемное видение и позитивное разрешение межличностных конфликтов, способность предвидеть и адекватно оценивать социальные последствия своих поступков, осознанную потребность в самоограничении, стремление к внутренним регулятивам поведения. Деятельностный компонент фамилистической компетентности означает осознание активности, деятельности, творчества как высшей человеческой ценности; свободный переход личности из идеального в практически-преобразующий план брачно-семейного взаимодействия, достижение гармонии духовных и физических отношений в браке, их направленность на демократизацию и гуманизацию; умение строить реальные отношения помощи, любви, защиты другого человека, противостояние деструктивным процессам в партнерстве, супружестве, родительстве.

Важным фактором развития фамилистической компетентности является образовательная сфера. Образовательный процесс, следуя гуманистической, личностно ориентированной методологической основе, должен соответствовать идее «свободы учения» (К. Роджерс), признавать «приоритет внутренней жизни» студентов (А. Комбс), ориентироваться преимущественно на «внутреннее обучение» (А. Маслоу), быть направленным на созда-

ние студентом «личностно-значимого образа мира» (И. С. Якиманская), «культивирование уникального опыта личности» (В. А. Петровский), становление «субъектных функций индивидуума» (В. В. Сериков). Образовательный процесс в этой связи понимается нами, вслед за И. П. Подласым, В. А. Сластениным, Е. Б. Старовойтенко, как развивающее взаимодействие педагога и студента, направленное на достижение заданной цели и приводящее к намеченному педагогом и принятому студентом изменению состояния, преобразованию свойств и качеств обучающихся - субъектов развития [6, с. 65]. Основываясь на обширном педагогическом наследии, выделим принципы развития фамилистической компетентности молодежи в образовательном процессе вуза.

Смыслообразующим в нашем исследовании является принцип нравственного императива, заложенный трудами Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, развитый исследованиями Н. А. Бердяева, Ф. М. Достоевского, К. Н. Вентцеля, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева. В русле современной педагогики данный принцип утверждает гуманистическую направленность образовательного процесса и предполагает последовательное отношение педагога к обучающемуся как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития. Методологической основой взаимодействия личности и группы в развитии фамилистической компетентности молодежи в современном образовательном процессе служит субъект-субъектный подход (Л. Н. Куликова, А. К. Осницкий, Г. А. Цукер-ман, И. С. Якиманская и др.). Логичным результатом последовательной реализации данного принципа, на наш взгляд, станет ситуация, когда именно образование определит успешное освоение молодыми людьми позитивных норм и ценностей брачно-семейного института, обеспечит баланс между адаптированностью человека в обществе и эмоциональным дифференцированием в нем. Реализация образовательного процесса, как гуманистически направленного, эффективно влияет на развитие у воспитанников рефлексии и саморегуляции, на формирование отношения к миру и с миром, на развитие чувства собственного достоинства, ответственности, терпимости личности - носителя демократических отношений в семье, обществе, этносе.

Значимое место в развитии фамилистической компетентности студенческой молодежи мы отводим принципу природосообразности (Я. А. Коменс-кий, Ж. Ж. Руссо, А. Дистервег, Л. Н. Толстой, В. И. Вернадский, М. Клеч-ковский, В. С. Шубинский, Л. Н. Куликова), суть которого в требовании соответствия педагогического влияния биологической и социальной природе воспитанника. Данный принцип предполагает учет в образовательном процессе возрастных и индивидуальных особенностей личности, опору на ведущие потребности возраста, экологичность педагогического воздействия, осторожность и тонкость в общении с человеком, как «био-психо-со-цио-культуро-этно-природо-космическим существом» [3, с. 284]. Принцип природосообразности в развитии фамилистической компетентности студенческой молодежи осуществляется через организацию образовательного

процесса, поддерживающего и укрепляющего здоровье студентов, способствующего закреплению норм здорового образа жизни личности и семьи. Принцип предусматривает направленность образовательного процесса на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения студентов способам успешного семейного строительства; выстраивание образовательного процесса с учетом центральных новообразований юношеского возраста и зоны ближайшего развития конкретной личности, реализующей свой потенциал участника брачно-семейных отношений.

Динамизм процесса становления, развития личности в период юности, глубина личностных преобразований объясняется тем, что взрослеющий человек находится в позитивной фазе психической постпубертатности. Подготовка к вступлению в брак, наряду с профессиональным становлением, является деятельностью, определяющей личностное развитие юноши. Сен-зитивность данного возрастного периода развитию фамилистической компетентности аргументируется анализом потребностно-мотивационной и эмоционально-чувственной сфер молодого человека [4, с. 117-122].

Важным в развитии фамилистической компетентности студенческой молодежи нам представляется принцип культуросообраз-ности (А. Дистервег, К. Д. Ушинский, В. В. Розанов, А. Г. Асмолов, В. И. Иванов и др.), указывающий на необходимость воспитания «сообразно» культуре. Понятие культуросообразности воспитания отражает помощь личности в ее подлинно человеческом развитии, раскрытии ее индивидуальности [2]. Необходимо, в соответствии с принципом культуросообразности, чтобы образование помогало взрослеющему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом, окружающем его мире, современном брачно-семейном институте. Важно, чтобы обучение в вузе помогало «вписаться» в изменяющиеся реалии жизни, найти адекватные способы самореализации и самоутверждения, скорректировать возможные негативные последствия некоторых социальных инноваций в сфере брака и семьи. Пути осуществления принципа культуросообразности в этой связи видятся нам в понимании образовательного процесса как составной части культуры общества и семьи как культурно-исторической ценности, заключающей в себе прошлый опыт и закладывающей основы будущего мироощущения; максимальном использовании семейной, региональной народной культуры, обеспечении единства национальных, интернациональных, межнациональных начал в развитии фамилистической компетентности; развитии творческих способностей и установок студентов на сохранение существующих и создание новых фамилистических ценностей.

В развитии фамилистической компетентности молодежи значимое место мы отводим принципу социосообразности (К. Д. Ушинский, В. С. Соловьев, Л. С. Выготский, Л. И. Новикова, Г. Г. Бочарова), который закрепляет роль среды, социума в образовании. Современная социальная среда характеризуется возросшей плотностью, стрессогенностью, эмоциональной напряженностью. Важным направлением педагогической деятельности стал

поиск путей адаптации человека к нестабильной действительности, коррекция самоощущения личности в микро- и макросоциуме (М. И. Буянов, Дж. Виткин, А. И. Захаров, Н. В. Самоукина). Принцип реализуется в образовательной практике путем учета переходного состояния российского общества, персональности социального и личностного статуса воспитанника и его семьи, возможных перспектив его социализации с опорой на специфическую палитру взаимодействия в родительском доме; компенсации возможного негативного опыта брачно-семейного общения (организация условий психолого-педагогической поддержки, эмпатийного внеаудиторного общения, совместной групповой деятельности, направленной на оптимизацию самооценки личности). Принцип социосообразности включает и идею социального воспроизводства человека, как носителя, продолжателя, творца духовно-нравственных ценностей и матримониальной культуры.

Принцип свободосообразности образования (Л. Н. Толстой, К. Н. Вентцель, П. Ф. Каптерев, Н. В. Чехов, Н. А. Бердяев, Э. Фромм), используемый нами в развитии фамилистической компетентности студенческой молодежи, включает в себя представления о необходимости образования в «условиях свободы, свободой и для свободы» (Л. Н. Куликова). Образование в условиях свободы подразумевает создание условий свободного выбора форм учебного и внеучебного взаимодействия, брачно-семейного поведения; возможность независимого принятия решений, осознание автономности взглядов и убеждений студентов, реальность права на ошибку, обеспечение привлекательности и эстетичности образовательного процесса и комфортности его участников. Образование свободой подчеркивает развитие личной ответственности за свой жизненный выбор, предусматривает развитие потребности в осознанном самоконтроле. Образование для свободы - это ориентация педагогического влияния на становление у личности воспитанника «индивидуального опыта проживания» в условиях свободных и равноправных взаимоотношений с окружающими - потенциальными и реальными участниками брачно-семейных отношений; становление готовности экологично отстаивать право на собственную жизненную модель.

Думаем, что существенным в нашей работе будет принцип амбивалентности в обучении и воспитании (И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. И. Новикова), позволяющий осуществить гибкое, динамичное влияние, согласованное с изменчивыми средовыми и внутриличностными условиями. Данный принцип предполагает выбор и подвижность «границ меры педагогических феноменов в существующем многообразии отношений (семейных и, в целом, межличностных): требовательности и уважительности, свободы и контролируемости, доступности и научности, упорядоченности и неупорядоченности, образца и самостоятельности воспитанника, групповой и индивидуальной деятельности студентов, серьезности и юмора в воспитании, целенаправленности и использования случайности, собственного выбора и педагогических рекомендаций» [3, с. 84].

Неотъемлемой частью нашего исследования возможностей образовательного процесса для развития фамилистической компетентности молодежи стал принцип взаимной открытости педагога и воспитанника (Л. Н. Толстой, С. А. Рачинский, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, А. Н. Острогорский, И. Н. Водовозов, П. Ф. Лесгафт, Я. Корчак, В. А. Сухомлинский). Принцип выступает как требование снятия недоверия педагога в общении с воспитанником, ухода с позиции тотального руководителя, раскрытие педагогом в образовательном процессе своих мыслей и чувств, проявление искренней заинтересованности жизнью и состоянием собеседника, уважение к внутреннему миру студента и специфике его внутрисемейного окружения.

Принцип взаимной открытости педагога и обучающегося логично связан с принципом глубинного общения в образовательном процессе (Г. С. Батищев, Я. Корчак, К. Роджерс, В. А. Сухомлинский, М. П. Щетинин). Данный принцип основан на идее самоценности человека, принципиальной возможности его воспитания только при внутреннем принятии внешних требований и собственном решении личности им соответствовать. Только на основе положительной внутренней мотивации к взаимодействию, согласовании мотивационных основ всех участников процесса по развитию фамилистической компетентности основывается его эффективность.

Актуальным в нашей работе стал принцип безоценочного отношения к личности (Н. А. Бердяев, Л. С. Выготский, К. Роджерс, В. А. Сухомлинский), предполагающий смещение акцента с внешнего оценивания к самооцениванию личностью как результатов учебной и внеучебной деятельности, так и адекватности жизненных планов и поступков. Аксиологическая ценность «мягкой» педагогической позиции кроется в возникновении и укреплении чувства уверенности в посильности самовоспитания, развитии толерантности к окружающему миру, усилении собственной социально-психологической значимости в семейном социуме.

Принцип полисубъектности воспитания в своей основе был заложен в трудах А. С. Макаренко, Л. Ю. Гордина, А. Т. Куракина, Г. Г. Бочкаревой, В. В. Давыдова, Б. Т. Лихачева и др. Данный принцип предполагает установление прочных связей и отношений между всеми сферами жизнедеятельности студентов (учебной, внеучебной, семейной, профессиональной), обеспечение их взаимной компенсации, взаимопомощи, взаимодополнения в контексте интегрирования социально-педагогических усилий. Необходимость подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям обосновывается и характером предстоящей профессиональной деятельности студентов гуманитарно-педагогического университета. Важным направлением работы учителя, классного руководителя, психолога образования является квалифицированное взаимодействие с семьей обучающегося, выявление и учет в работе индивидуальных особенностей семейной структуры, оптимизация родительско-детских отношений на различных этапах взросления ребенка, психолого-педагогическая поддержка членов семьи в кризисные периоды развития семейной группы.

Принцип целостности в развитии фамилистической компетентности молодежи, общие основы которого рассмотрены Ю. К. Бабанским, В. С. Биб-лером, Л. Г. Буевой, В. И. Загвязинским, Э. В. Ильенковым, М. Н. Скаткиным, включает в себя организационно-педагогическое (как полноту и взаимоде-терминацию всех компонентов образовательного процесса), функциональное (как взаимосвязь и полноту содержания, целей, средств и методов обучения и воспитания студенческой молодежи), социально-психологическое (как полноту и взаимосвязь делового и межличностного общения педагогов и воспитанников), мировоззренческое (как понимание и учет всей сложности личности воспитанника) единство.

Обобщая суть вышеизложенных принципов, отметим, что развитие фамилистической компетентности молодежи, выстраиваемое в русле гуманистической парадигмы образования, предполагает необходимость неуклонного учета названных связей как наиболее значимых в педагогике высшей школы. Сформулированные педагогические принципы развития фамилистической компетентности студенческой молодежи в образовательном процессе вуза органично связаны с педагогическими условиями, способствующими становлению этого качества личности молодых людей.

Рассмотренные педагогические принципы развития фамилистической компетентности студенческой молодежи требуют от педагога ориентации на создание нового типа развивающей среды и системы психологической поддержки вуза, способствующей личностному росту студенческой молодежи; формированию у юношей и девушек ценностного отношения к себе, Другим, человечеству, их самоопределению в партнерстве, супружестве, родительстве; взращивание потребности, направленной на изменение и самоизмене-ние личности в социальном пространстве брачно-семейных прав и обязанностей; форсирование ответственности за самовоспитание и саморазвитие себя, как члена семейной группы, через систему психолого-педагогической деятельности в вузе и, в целом, социокультурную среду города; развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение проблемных ситуаций в сфере брачно-семейных отношений.

Инструментами развития фамилистической компетентности студенческой молодежи могут стать различные приемы, известные в педагогике и психологии. Существенной чертой методического обеспечения образовательного процесса в контексте темы исследования является возможность превращения психолого-педагогических методов во внутреннее достояние личности, в естественные формы ее жизненных отношений, в основе которых - стремление исследователя к саморазвитию и самосовершенствованию. Изучив работы В. А. Лабунской, В. М. Мельникова, В. С. Мерлина, В. В. Столина, предполагаем, что в систему педагогических приемов, адекватных задаче развития фамилистической компетентности молодежи в образовательном процессе вуза, могут быть включены:

1) организация активной работы со специальной литературой по проблемам семьи и брака, психолого-педагогическими словарями, диагности-

ческими опросниками с целью формирования у юношей и девушек категориального аппарата самопознания и взаимооценки в сферах партнерства, супружества и родительства;

2) задание личности самостоятельно, творчески построить обобщенную модель своих брачно-семейных отношений и обсудить возможность ее реализации;

3) демонстрация, показ и обсуждение с личностью отношений, поступков, действий других людей в интра- и интерсемейных взаимодействиях (по материалам средств массовой информации, литературных источников, сети Интернет); задание личности спрогнозировать свои отношения и действия в этих ситуациях;

4) задание включиться в качестве активного действующего лица в различные формы групповой совместной деятельности, для развития навыков сотрудничества с другими участниками взаимодействия (выполнение индивидуальных и групповых заданий, работа над творческим проектом, участие в различных направлениях деятельности Семейного клуба и др.);

5) анализ отношений, действий, поступков других людей с последующим обобщением и заключением о присущих им устойчивых личностных качествах, наиболее актуальных для позитивных брачно-семейных отношений;

6) рефлексия своих отношений и действий с последующим заключением о проявленных качествах «Я», отработка навыков диалогичного мышления и коммуникативной гибкости (решение психолого-педагогических задач, участие в работе тренинговых групп и интерактивных семинарах, конкурсе молодых семей вуза);

7) прием самоисследования, предполагающий обобщенную самооценку и самопознание личности по системе заданных психолого-педагогических параметров развиваемых отношений (сочинение «Моя семья», вопросник «Семейный договор», мониторинг личностного роста участника брачносемейных отношений);

8) включение личности обучающегося в исследование отношений юношества в качестве соисследователя, привлечение к построению содержательно-методического аппарата по развитию фамилистической компетентности (работа над курсовыми и выпускными квалификационными проектами, проведение собственных социально-педагогических исследований).

Нам представляется важным, что в разные возрастные периоды ведущая роль принадлежит различным элементам единой системы: в детстве - приемам, обусловливающим внешние развивающие воздействия со стороны родителей и других социально значимых взрослых; в юности -приемам, делающим возможным творческое паритетное взаимодействие педагога и обучающегося; в зрелом возрасте - приемам, обусловливающим самоисследование, саморазвитие личности, самореализацию в устойчивом позитивном партнерстве и родительстве.

Выделенные принципы развития фамилистической компетентности студенческой молодежи и их реализация через создание адекватных педаго-

гических условий благоприятны для актуализации ведущих потребностей и становления психических новообразований юношества, обладающего сензитивностью к вступлению в брак и образованию семьи.

Библиографический список

1. Исакаева, Г. И. Формирование фамилистической культуры студентов педагогических вузов [Текст]: автореф. дис. канд. пед. н. Г. И. Исакаева-Казань, 2008. -17 с.

2. Крылова, Н. Б. Как мы можем изменить культурные ценности образования (В поисках ответов на некоторые актуальные вопросы) [Текст] / Н. Б. Крылова // Народное образование. - 1998. -№9.- С. 20-24.

3. Куликова, Л. Н. Проблемы саморазвития личности [Текст] / Л. Н. Куликова. -Хабаровск, 1997. - 315 с.

4. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности [Текст] / Х. Ремшмидт / пер. с нем. - М., 1994. - 320 с.

5. Сёмина, М. В. Готовность молодежи к брачно-семейным отношениям: личностный и образовательный аспекты [Текст] / М. В. Сёмина. - Чита, 2004. - 152 с.

6. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] / В. А. Сластенин. - М., 2003. - 192 с.

7. Шлейкова, Н. Ю. Фамилистическая компетентность учителя - подготовка учащихся к семейной жизни [Текст] / Н. Ю. Шлейкова. // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. -30 сентября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.