Научная статья на тему 'Психологические детерминанты успешного брака в представлениях студентов в условиях рисков современного социума'

Психологические детерминанты успешного брака в представлениях студентов в условиях рисков современного социума Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
399
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ОБРАЗ СЕМЬИ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ПЕРИОД / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УСПЕХА / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБРАЗ БУДУЩЕГО / РИСКИ / КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЭТАЛОНЫ / СУБЪЕКТ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / VIEWS / FAMILY IMAGE / STUDENT PERIOD / PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF SUCCESS / FAMILY RELATIONSHIPS / THE IMAGE OF THE FUTURE / RISKS / CRITERIA FOR DEVELOPMENT OF IDEAS / SOCIAL STANDARDS / SUBJECT / PERSONAL MEANING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Берсирова Ася Казбековна

Представлен анализ основных подходов к изучению субъективных представлений в современной психологии. Показаны психологические особенности студенческого возраста как периода построения модели будущей жизнедеятельности. Выявлена совокупность психологических детерминант успеха в построении семейных отношений. Показана роль содержания представлений в регуляции активности, направленной на поиск и выбор партнера. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей представлений юношей и девушек о психологических факторах успеха в семейных отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF A SUCCESSFUL MARRIAGE IN THE VIEWS OF STUDENTS IN TERMS OF THE RISKS OF MODERN SOCIETY

The paper presents the analysis of the main approaches to the study of subjective views in modern psychology. The author shows the psychological features of student age as a period of building the model for future life. A set of psychological determinants of success in building family relationships is identified. The role of conceptualization in regulation of activity aimed at search and selection of partner is revealed. The results of empirical studies of the views of boys and girls about the psychological factors of success in family relations are given.

Текст научной работы на тему «Психологические детерминанты успешного брака в представлениях студентов в условиях рисков современного социума»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

MODERN PROBLEMS OF PSYCHOLOGY

УДК 159.923:316.356.2

ББК 88.56

Б 51

А.К. Берсирова

Старший преподаватель кафедры педагогической психологии факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета;

E-mail: tbersey@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УСПЕШНОГО БРАКА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РИСКОВ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА

(Рецензирована)

Аннотация. Представлен анализ основных подходов к изучению субъективных представлений в современной психологии. Показаны психологические особенности студенческого возраста как периода построения модели будущей жизнедеятельности. Выявлена совокупность психологических детерминант успеха в построении семейных отношений. Показана роль содержания представлений в регуляции активности, направленной на поиск и выбор партнера. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей представлений юношей и девушек о психологических факторах успеха в семейных отношениях.

Ключевые слова: представления, образ семьи, студенческий период, психологические детерминанты успеха, семейные отношения, образ будущего, риски, критерии развития представлений, социальные эталоны, субъект, личностный смысл.

A.K. Bersirova

Senior teacher of Department of Pedagogical Psychology of Faculty of Pedagogy

and Psychology, the Adyghe State University; E-mail: tbersey@mail.ru

PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF A SUCCESSFUL MARRIAGE IN THE VIEWS OF STUDENTS IN TERMS OF THE RISKS OF MODERN SOCIETY

Abstract. The paper presents the analysis of the main approaches to the study of subjective views in modern psychology. The author shows the psychological features of student age as a period of building the model for future life. A set of psychological determinants of success in building family relationships is identified. The role of conceptualization in regulation of activity aimed at search and selection of partner is revealed. The results of empirical studies of the views of boys and girls about the psychological factors of success in family relations are given.

Keywords: Views, family image, student period, psychological determinants of success, family relationships, the image of the future, risks, criteria for development of ideas, social standards, subject, personal meaning.

В современной социореальности с присущими ей ресурсами и рисками актуализируется проблема изучения специфики осознания содержания психологических детерминант успешной семьи в юношеском возрасте. Пребывание в семье занимает большую часть жизненного пространства и времени жизни человека, поэтому представления о факторах, детерминирующих ее успешность, чрезвычайно важны для психологического благополучия личности. Отрефлексирован-ный опыт родительской семьи выступает инициирующей основой формирования представлений о различных моделях обеспечения успеха семейной системы.

В современном социуме присутствуют определенные ресурсы расширения поиска партнера будущих семейных отношений, наличие вариативных моделей функционирования семейной системы, вместе с тем трансформационные процессы социальной ситуации развития современного молодого поколения порождают и ряд рисков: ценностного, мотивационного и личностного, а также социально-психологического характера. Большое значение должно уделяться изучению, складывающихся еще в родительской семье предпосылок индивидуальной стратегии и тактики создания собственной семьи. Исследования современных психологов позволяют детализировать происходящие под влиянием родительской семьи изменения в представлениях, развивающихся в юношеском возрасте.

На фоне актуализации проблематики психологии семьи в современном обществе все очевиднее обозначается следующая группа противоречий между:

- декларацией на уровне макросоциума ценностей успешной семьи и отсутствием современных

исследований психологических факторов достижения успешности функционирования семейной системы в условиях рисков современного социокультурного и культурно-исторического контекстов;

- наличием многочисленных исследований в рамках тематики психологии семьи и дефицитом обобщенных моделей психологической готовности развивающегося субъекта к созданию успешной семьи;

- наличием государственного и социального заказа на укрепление приоритета семейных ценностей и дефицитом психологических технологий их формирования.

Модель родительской семьи и отрефлексированный опыт, особенности внутрисемейных отношений отражаются в представлениях субъекта в виде характера экспектаций относительно устройства будущей семьи и семейных отношений.

В результате научно-теоретического анализа было показано, что в студенческом возрасте актуализируется потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни, самоопределения в сфере интеракций разного уровня, построения собственной модели будущей семьи [1; 2].

Вместе с тем в условиях рисков современного социума студенческая молодежь характеризуется неустойчивым характером и высокой динамикой структуры ценностной сферы, что свойственно юношескому возрасту. Повысилась значимость таких ценностей, как интересная работа, признание, самоактуализация, самореализация и свобода, престижный имидж и карьера [3]. Сегодня особый статус личностной значимости приобретает проектирование индивидуального пространства жизни для реализации смыс-ложизненных установок, духовных ценностей, выбранной стратегии

построения семьи. Так как студенчество относится к репродуктивному периоду онтогенеза, повышается значимость правильности выбора брачного партнера.

Развитие личности и становление шкалы жизненных ценностей в юношеском возрасте определяется системой ожиданий семьи и социума, а также палитрой позиционируемых ценностей и идеалов, классом поставленных субъектом и обществом задач на смысл [4].

Одной из значимых характеристик студенческого возраста является многообразие эмоциональных переживаний, яркий эмоциональный тон стиля жизни, в фокусе которого находится социальное моделирование среды поиска партнера для дальнейшей совместной жизни. В этот период усиливается интерес субъекта к проблемам морального выбора цели и образа жизни, пониманию ответственности, долга, любви, верности, происходит развитие нравственных и эстетических чувств, осуществляется активный поиск нравственного и эстетического идеала, попытка их объективации в представителях противоположного пола. Вместе с тем здесь возможно проявление немотивированного риска, неспособности предвидеть последствия поступков и сделанного выбора.

Креативность, способность глубоко чувствовать, рефлексировать, адекватно оценивать, прогнозировать, действовать, проявлять активную жизненную позицию-субъективные ресурсы построения успешной социальной и личной жизни как в студенческий период, так и в дальнейшем. Студенческая среда достаточно разнообразна в плане межличностных отношений. Это предоставляет широкие «окна возможностей» для планирования будущих значимых отношений и построения их основания. Сегодня у современных студентов наблюдается некоторая тенденция к эгали-таризации жизненных установок,

вместе с тем - стремление к построению эффективных контактов.

Межличностные отношения в студенческой среде позволяют апробировать свой имидж, ассертив-ность, способность быть лидером. Студенческий возраст характеризуется высокой динамикой основных жизненных событий, специфических характеристик социальной ситуации развития, интерактивность которой повышена [5].

Интересно, что в юности обостряются эмпатические способности. Особый смысл в юности приобретают проблемы рефлексии образа «Я», поиска смысла жизни, своего назначения в мире.

Психологи подчеркивают, что человек, как субъект выбора, демонстрирует способ, которым личность преобразует, творит действительность, себя самого, вступая в активное рефлексивное отношение к своему опыту, личностному потенциалу, результатам активности [6].

Большое значение в ситуации выбора имеют мотивационно-смысловые отношения субъекта, где накопленные знания и ассимилированный опыт превращаются в убеждения, что и обусловливает поведение, наделяя его семантическими конструкторами в ситуации выбора [7].

Как показано в психологии, личностное развитие в юности является результатом влияния родительской семьи, условий социальной среды, культурного контекста, личного опыта, индивидуальных потенциальных возможностей.

В юношеском возрасте во взаимоотношениях проявляется тенденция к доминированию личностных форм общения. В юности в приоритетных ценностях выделяется принятие, поддержка, самораскрытие, наличие интимно-личностных контактов. В юношеском возрасте в любом акте общения субъект утверждает себя и другого. Ин-траиндивидное личностное пространство в юности существенно

расширяется и трансформируется в связи с расширением сфер проявления индивидуального бытия и развитием аутопсихологической деятельности. Как показывают результаты исследования, в этот период актуализируются процессы смыслообразования, формирования внутренней субъектной позиции.

Период юношества связан с расширением диапазона фактически доступных субъекту или нормативно обязательных социальных ролей, с расширением актуальных сфер жизнедеятельности. При этом необходимо учитывать, что существенно меняются субъективная значимость и соотношение социальных ролей и характер связанных с ними отношений.

Субъективные акценты связаны с решением задачи на смысл вопросами мировоззренческого порядка, социального и морального самоопределения. Многие психологи отмечают, что юношеское самосознание характеризуется усилением компонента эмоционального переживания своих личностных открытий [8].

Рефлексия жизненного пути в настоящем и будущем - одно из центральных новообразований юности. Способность осознавать своеобразие индивидуального жизненного пути снижает выраженность неконструктивных эмоциональных переживаний и позволяет осуществлять самоподдержку в ситуациях затруднений.

В юности происходит осмысленное моделирование будущего при ориентации на жизненную перспективу в целом, а не только на овладение ценностями и целями ближайшего периода жизни. Здесь четко прослеживается стремление к личностной экспансии, самовыражению, построению жизненной стратегии и линии жизни.

Поиск партнера для личной жизни, сепарация от родительской семьи, начало собственной личной жизни - условия для выработки

индивидуального стиля жизни, который дает возможность обрести и реализовать индивидуальные личностные смыслы.

В результате проведенного научно-теоретического исследования была сконструирована теоретическая модель формирования представлений о психологических факторах успешной семьи. Данная модель объединяет в систему детерминанты формирования представлений, действующие на разных уровнях: макросоциальном, микросоциальном и субъективном. Макроуровень включает: исторический контекст, ментальные установки, стратегическую политику средств массовой информации, образ семьи в общественном сознании и способы его объективации. Микроуровень объединяет следующие позиции: рефлексия опыта родительской семьи, социальные ожидания, вариативные модели функционирования семьи, транслирование образа успешной, счастливой семьи в микросоциуме. Субъективный включает: ценностные ориентации, направленность на создание семьи, личностный смысл матримониальных отношений, готовность к идентификации с ценностями семьи и трансформации, потребность в поддерживающих интимных отношениях.

В успешном браке субъект получает реальные стимулы для личностного роста, уверенность в эмоциональной поддержке, понимании, обретает новые смыслы жизнедеятельности.

Зарубежные психологи показали, что сходство в восприятии супружеских ролей и наличие взаимопонимания позитивно влияют на успешность отношений в семье.

В психологии подчеркивается, что в процессе образования семьи происходит неизбежное столкновение индивидуальных представлений, идеалов, ценностей, сформированных в родительской семье. В современных психологических

исследованиях показано, что сформированная под влиянием культурных установок, опыта жизни в родительской семье иерархия семейных ценностей проявляется в выдвижении в собственой семье на первый план той или иной функции. Необходимо учитывать, что, вступая в брак, субъект пытается реализовать на практике свои ролевые ожидания, притязания и ролевое поведение, сформированное в рошлом. Современная семья представляет собой открытую систему, подверженную различным воздействиям со стороны макро- и микросоциума, среди которых особо выделяются отставленные эффекты опыта взаимоотношений в родительской семье и отрефлекси-рованные переживания, связанные с ним.

В связи с этим была поставлена цель исследования - изучение особенностей представлений современной молодежи о детерминантах успешной семьи. В качестве объекта исследования выступили студенты гуманитарных и технических факультетов Адыгейского государственного университета.

В исследовании применялся комплекс взаимодополняющих адаптированных стандартных диагностических методик: опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А.Н. Волкова; методика на определение особенностей распределения ролей в семье (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубов-ская); методика PARI (parental attitude research instrument - методика изучения родительских установок) Е.С. Шефера и Р.К. Белла, в адаптации Т.В. Нещерет; шкала семейной адаптации и сплоченности (Д.Х. Олсон, Дж. Портнер и И. Лави, адаптирована М. Перре.

В ходе эмпирического исследования были выявлены особенности представлений студентов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских

обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнера.

Сравнительный анализ ролевых ожиданий у юношей и девушек показал некоторые различия в зависимости от половой принадлежности респондентов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в среднем показатели ролевых ожиданий девушек выше, чем у юношей. В зону высоких ожиданий у девушек вошло ожидание личностной идентификации с будущим супругом, что свидетельствует о том, что девушки имеют установку на идентификацию с партнером: ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориен-таций, способов времяпрепровождения. У юношей данные ролевые ожидания имеют среднюю степень выраженности.

Также для девушек высокозначимой является установка на эмоционально-психотерапевтическую функцию брака. Высокая оценка данной позиции рассматривается как показатель значимости для будущих партнеров взаимной моральной и эмоциональной поддержки, ориентации на брак как среду, способствующую психологическому благополучию и ощущению стабильности. Для юношей данные ролевые ожидания также являются актуальными и приближаются к высоким значениям.

Респонденты обоего пола видят будущего мужа (жену), прежде всего, в роли отца (матери), они считают родительство основной ценностью, концентрирующей вокруг себя жизнь семьи.

Взгляд на реализацию хозяйственно-бытовой функции семьи у юношей и девушек практически не имеет различий. Оценка значимости бытовой организации семьи одинаково значима как для юношей, так и для девушек.

Результаты показывают, что юноши придают данному фактору несколько большее внимание, чем девушки.

Шкала значимости сексуальных отношений в супружестве имеет у данной выборки респондентов средние значения, при более низких показателях у юношей. Это говорит о том, что будущие супруг(а) считают сексуальную гармонию важным условием супружеского счастья, но не ставят его в приоритет.

Наибольшие различия в ролевых ожиданиях к будущим супругам наблюдаются по шкале внешней привлекательности, которая отражает установку будущего мужа (жены) на значимость внешнего облика, его соответствие стандартам современной моды. Подшкала «ролевые ожидания» отражает желание иметь внешне привлекательного партнера.

Анализ полученных результатов изучения представлений о будущих семейных ролях юношей и девушек продемонстрировал отсутствие ярко выраженных различий. Наблюдаются незначительные различия в выполнении психотерапевтической роли, юноши в большей степени делегируют эту роль девушкам. Остальные величины показателей, характеризующих семейные роли, близки к срединному значению, что свидетельствует о том, что испытуемые обоих полов ориентированы на распределение семейных ролей приблизительно в равной степени. Рассогласование позиций респондентов при оценке распределения ролей в семье не было выявлено, что свидетельствует об отсутствии конфликтного понимания семейных ролей у исследуемой группы современных юношей и девушек.

Исходя из полученного профиля семейных ролей, можно сделать вывод, что экспектации молодых людей в отношении будущей семейной жизни видятся в рамках эгалитарной семьи. Эгалитарная

семья - это семья равных партнеров. Для такой семьи характерно: занятие мужем и женой в равной степени и домашним хозяйством, и профессиональной деятельностью, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем; обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; ролевая структура в семье не предполагает жесткого распределения ролей по половому признаку. Оба супруга в равной степени могут быть лидерами.

С целью изучения семейной сплоченности и адаптации родительской семьи была проведена диагностика студентов. Респонденты оценивали два основных параметра структуры своей семьи: сплоченность и адаптацию.

Согласно полученным результатам, уровень сплоченности и адаптации родительской семьи юноши оценивают несколько выше, чем девушки. Однако показатели сплоченности обеих групп респондентов входят в границы нормальных показателей (Ы = 39, 8 ^5,4). Семейная сплоченность отражает степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной выраженности этой связи они эмоционально взаимозависимы, при минимальной - автономны и дис-танцированны друг от друга.

У данной группы испытуемых выявлен умеренный (среднебалан-сированный) уровень семейной сплоченности, называемый «разделенный». У разделенного типа семейных отношений взаимоотношения между членами семьи имеют некоторую эмоциональную раз-деленность, но она не проявляется в такой крайней степени, как в разобщенной системе. Несмотря на то, что время, проводимое отдельно, для членов семьи более важно, семья способна собираться вместе, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг другу и принимать совместные решения. Интересы и друзья являются обычно разными,

но некоторые разделяются с другими членами семьи.

Уровень выраженности семейной адаптации определяется представлением о структурированности и гибкости семейных отношений, количеством изменений в семейном руководстве, семейных ролях и правилах, регулирующих взаимоотношения. Полученные результаты на выборке юношей и девушек свидетельствуют о том, что они оценивают уровень семейной адаптации как экстремальный - хаотичный, характеризующийся отсутствием четкой семейной структуры и регулятивной системы, определяющей особенности взаимоотношений членов семьи.

Сбалансированные уровни, в данном случае разделенный, являются показателем успешности функционирования системы. Экстремальные уровни, в данном случае хаотичный, обычно рассматриваются как проблематичные, ведущие к нарушениям функционирования семейной системы.

Семейная адаптация выступает характеристикой того, насколько гибко или, наоборот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров.

Оценка родительской семейной системы как хаотичной свидетельствует о том, что семьи переживают кризисное состояние. На основании полученных результатов по изучению уровня сплоченности и адаптации родительской семьи можно констатировать, что респонденты оценивают уровень сплоченности как оптимальный, сбалансированный, а уровень адаптации как экстремальный, что свидетельствует о наличии противоречий и рисков в родительской семье, которые могут влиять на представления студентов об их будущей семье и ролевые ожидания. Ценностное отношение студентов к семейной жизни может быть представлено как совокупность компонентов: мотивацион-ный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Примечания:

1. Атагунов В.И. Представления студентов о свободе // Ценности и социальные установки современных студентов: структура и динамика: коллективная монография / отв. ред. Б.С. Алишева. Казань: Данис, 2010. С. 89-101.

2. Фролова А.А. Представления о будущем как необходимое условие реализации личностного потенциала в юношеском возрасте // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 1 (45). С. 277-283.

3. Щербакова Т.Н., Тамасханова Х.Х., Кладько А.И. Социальные представления, компетентность и успешность адаптации студентов. // государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. Ростов н/Д, 2015. № 6. С. 199-204.

4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: Смысл, 2003. 487с.

5. Погонцева Д.В. Представления современной молодежи о внешней красоте женщины // Российский психологический журнал. 2008. Т. 5, № 4. С. 110-112.

6. Виничук Н.В. Представление о субъективном благополучии и счастье российскими студентами // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2008. № 4 (11): Педагогика, психология, социология и методика их преподавания: в 2 ч. Ч. 1. С. 40-42.

7. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2005. 480 с.

8. Жубаркин С.В. Методологические сложности в эмпирическом изучении представлений молодежи о счастье и их влиянии на социальную активность // Психология отношения человека к жизнедеятельности: сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. Владимир, 2006. С. 32-33.

References:

1. Atagunov V.I. Students' ideas about freedom // Values and social attitudes of modern students: structure and dynamics: a collective monograph / Executive ed. by B.S. Alisheva. Kazan: Danis, 2010. P. 89-101.

2. Frolova A.A. Ideas about the future as a necessary condition for the realization of personal potential in adolescence // Bulletin of Tambov University. Ser. Humanitarian Sciences. Tambov, 2007. Iss. 1 (45). P. 277-283.

3. Shcherbakova T.N., Tamaskhanova Kh.Kh., Kladko A.I. Social representations, competence and success of students' adaptation // State and municipal management: scientific notes of SKAGS. Rostov-on-Don, 2015. No. 6. P. 199-204.

4. Leontyev D.A. Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of the sense reality. 2nd rev. ed. M.: Smysl, 2003. 487 pp.

5. Pogontseva D.V. Representations of modern youth about the external beauty of women // Russian Psychological Journal. 2008. Vol. 5, No. 4. P. 110-112.

6. Vinichuk N.V. The idea of Russian students about subjective well-being and happiness // Almanac of modern science and education. Tambov: Gramota, 2008. No. 4 (11): Pedagogy, Psychology, Sociology and Methods of their teaching: in 2 pats. Part 1. P. 40-42.

7. Petrenko V.F. Fundamentals of Psychosemantics. The 2nd ed., enl. SPb: Piter, 2005. 480 pp.

8. Zhubarkin S.V. Methodological difficulties in the empirical study of youth's ideas about happiness and their impact on the social activity // Psychology of person's attitude to life: coll. of proceedings of All-Russia scient. and pratc. conf. Vladimir, 2006. P. 32-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.