Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО: ТРАДИЦИИ, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ОПЫТ'

СТУДЕНЧЕСКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО: ТРАДИЦИИ, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / СТУДЕНЧЕСКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козилова Лидия Васильевна, Чвякин Владимир Алексеевич

В статье раскрывается роль и актуальность волонтерской деятельности в современной студенческой образовательной среде. Акцентируется внимание на формирование значимых качеств личности студента, рассматриваются перспективные направления волонтерского движения в России. Приводятся наглядные примеры студенческого волонтерства на базе МПГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козилова Лидия Васильевна, Чвякин Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT VOLUNTEERING: TRADITIONS, PROMISING DIRECTIONS, EXPERIENCE

The article reveals the role and relevance of volunteer activity in the modern student educational environment. Attention is focused on the formation of significant qualities of a student's personality, promising directions of the volunteer movement in Russia are considered. Illustrative examples of student volunteering on the basis of MPSU are given.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО: ТРАДИЦИИ, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ОПЫТ»

том, что проведение итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена дает возможность оценить содержание учебного материала, качество образовательных программ, материально-техническую базу, квалификационный уровень профессорско-преподавательского коллектива, а также направления деятельности. Участие в международных мероприятиях позволит казахстанской системе образования разработать единые подходы по технологиям процедуры оценки качества квалификаций на основе результатов обучения - компетенций.

ЛИТЕРАТУРА:

1. 1.О новых возможностях чемпионата "WoridskШs" рассказали в Алматинской области. Режим доступа: https://www.zakon.kz/5064327-o-novyh-vozmozhnostyah-chempionata.html (Дата обращения: 18.04.2021)

2. 2. Взаимодействие WorldSkills Kazakhstan и WorldSkills Russia в 2021 году. Режим доступа: https://kasipkor.kz/?p=11465&lang=ru (Дата обращения: 18.04.2021)

3. З.Демонстрационные экзамены по требованиям WorldSkills внедряют в казахстанских колледжах. Режим доступа: https://forbes.kz/news/2021/04/16/newsid_247943 (Дата обращения: 18.04.2021)

4. 4.ПРОЕКТ «ЖАС МАМАН». Режим доступа: https://kasipkor.kz/?p=7669&lang=ru (Дата обращения: 18.04.2021)

5. 5. Дугарова Д. Д. Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов. Чита: ЗабГУ - 2016. - 246 с.

СТУДЕНЧЕСКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО: ТРАДИЦИИ, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ОПЫТ

РР1: 10.31618^.2413-5291.2021.4.73.508 Козилова Лидия Васильевна,

доцент, канд. пед. наук., доцент МПГУ,

Москва

Чвякин Владимир Алексеевич,

профессор, доктор философских наук, Московский политехнический университет,

Москва

STUDENT VOLUNTEERING: TRADITIONS, PROMISING DIRECTIONS, EXPERIENCE

Kozilova Lidiya Vasilyevna,

Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of MPSU, Moscow Chvyakin Vladimir Alekseevich,

Professor, Doctor of Philosophy, Moscow Polytechnic University, Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается роль и актуальность волонтерской деятельности в современной студенческой образовательной среде. Акцентируется внимание на формирование значимых качеств личности студента, рассматриваются перспективные направления волонтерского движения в России. Приводятся наглядные примеры студенческого волонтерства на базе МПГУ.

ABSTRACT

The article reveals the role and relevance of volunteer activity in the modern student educational environment. Attention is focused on the formation of significant qualities of a student's personality, promising directions of the volunteer movement in Russia are considered. Illustrative examples of student volunteering on the basis of MPSU are given.

Ключевые слова: волонтерство; студенческое волонтерство; волонтерская деятельность; волонтерское движение; добровольчество.

Keywords: volunteering; student volunteering; volunteer activity; volunteer movement; volunteerism.

Волонтерство в студенческой среде представляет собой чрезвычайно актуальный востребованный в современных условиях вид деятельности. Связано это с тем, что получение первичного опыта работы в сфере профессиональной деятельности требует демонстрации конструктивной активности и целеустремленности студентов в сфере добровольческих отношений. По мнению Козиловой Л.В., «для успешного профессионального становления студентов в условиях образовательной среды

педагогического университета необходимо не только обладать высоким уровнем развития компе-тентностей, уметь оперативно и эффективно работать с документационным потоком, с различной информацией, но и продуктивно взаимодействовать в профессиональной среде с другими субъектами (однокурсниками, студентами других групп и курсов, преподавателями, администрацией и сотрудниками университета, учителями, обучающимися, их

родителями и др.), уметь безболезненно адаптироваться к новым условиям, с учетом тех требований, которые предъявляются со стороны общества, государства, администрации школ и т.д., обладать крепким здоровьем, уметь трудиться...» [2, с.28].

Умение актуализировать полезные социальные коммуникации, реализовывать совместные социальные проекты, определять направленность самореализации с учетом социальной ответственности представляют собой совершенно новые тренды, которые увлекают инициативных студентов и одновременно являются своеобразными социальными лифтами для инициативных, активных и целеустремленных молодых людей.

Волонтерское движение направлено на формирование и развитие социальной активности, повышение уровня ответственности, воспитание верности, честности, справедливости, терпимости, дружбы, добра и трудолюбия. Обучение в высшем учебном заведении предполагает не только формирование и развитие профессиональных компетенций, но и культурное, нравственное развитие, формирование гражданской позиции, совершенствование способностей к труду, к общественно-значимой деятельности. Решение этих задач предусматривает применение различных технологий, одной из которых является вовлеченность, включенность (погружение) студентов в добровольческую деятельность. Волонтерская деятельность — это добровольная форма объединения для достижения общественно значимых целей, способствующая социальной активности и личностному росту его участников [9, с.1327]. По мнению Г.С. Курагиной, «...студенчество — один из важных периодов самоопределения молодых людей — наиболее восприимчивая категория граждан, способных заниматься добровольчеством с большой самоотдачей и мотивацией» [5, с.138]. Волонтеры являются лидерами вуза, его главным интеллектуальным и инновационным капиталом (потенциалом). Волонтерская деятельность позволяет решить ряд задач: создание условий для вовлечения молодежи в развитие вуза, региона и страны в целом; создание условий для участия студентов в социально-значимых акциях, мероприятиях, стартапах; организация досуга студентов; развитие творческого потенциала и уверенности в себе; приобретение новых знаний и навыков, повышение конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда, имеющих навыки общественного развития.

Развитие волонтерского движения осуществляется в условиях:

- пропаганды идей добровольчества, как среди преподавателей вуза, так и среди студентов;

- работы тех, кто поддерживает идеи добровольного служения обществу, и способствует их реализации;

- осуществления безвозмездной помощи, самоотверженности, милосердия.

Волонтерское движение включает демократическое управление; признание равенства личных и общественных потребностей; добровольность и

право выбора деятельности; неформальность, нестандартность содержания деятельности; выбор средств достижения целей; совместное решение проблем; готовность помогать другим незнакомым людям, защищать их интересы и т.д.

Осуществление волонтерской деятельности возможно в рамках ряда проектов: социальных, гуманитарных; просветительских, экологических [1; 6; 7].

Добровольческая деятельность обладает рядом достоинств, которая усиливает и развивает проектную культуру и проектное мышление, коммуникативные способности; учит делегировать полномочия и нести ответственность за совместное взаимодействие, а также развивает лидерские навыки, деловые качества, повышает уровень дисциплины, самоорганизации, ответственности, инициативно -сти.

Толерантность является ценностью и социальной нормой гражданского общества, так как направлена на обеспечение баланса между различными группами (этническими, политическими, религиозными и т.д.), развитие уважения и готовности к пониманию представителей различных культур. Толерантный человек обладает адекватной самооценкой, высоким чувством собственного достоинства и системой нравственных норм и ценностей [3; 8].

Участие в волонтерском движении развивает ценностные ориентации, позволяет решить актуальную проблему организации досуга, повышает коммуникативный потенциал, учит грамотно распределять свое свободное время, снижает недоброжелательность, нетерпимость и агрессивность. На основании теории волонтерского движения в университетах создаются различные функциональные образования, которые предназначены для сплочения студентов и решения добровольческих задач. Одним из таких центров является Клуб интернационального творчества МПГУ. Направлений деятельности этого Центра много. Остро стоят такие вопросы, как дружба народов. Что значит дружба народов? Ведь где бы мы с вами не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. И каждый из них по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Народов и национальностей очень много! И каждый из них породил своих замечательных людей и принёс всему человечеству свои открытия, изобретения, свои мысли и чувства, выраженные в стихах, мудрых книгах, музыке.

Кроме того, на примере МПГУ можно показать, как реализуются волонтерские программы. Так, стало доброй традицией в начале нового учебного года для первокурсников Института социально-гуманитарного образования МПГУ проводить мероприятия, направленные на мотивацию к будущей профессии и на помощь в адаптации студентов к условиям вузовской образовательной среды. 10 сентября 2021 года одним из первых он-лайн-мероприятий стал бинарный мастер-класс «Педагогика дружбы», организованный доцентом кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой, кандидатом педагогических

наук Л.В. Козиловой совместно с профессором Московского политехнического университета, доктором философских наук В.А. Чвякиным [10].

Тема мероприятия оказалась актуальной и полезной для формирования дружеских коллективных отношений в новой студенческой образовательной среде. Целью мастер-класса явилось развитие представлений первокурсников о роли дружбы при освоении педагогической профессии. Студентам предлагалось принять участие в обсуждении темы, выполнить тест и упражнения, направленные на развитие важных профессионально-личностных качеств учителя. Это поможет будущим педагогам отрефлексировать свои положительные качества, сформировать адекватную самооценку и в дальнейшем стать профессионалами в педагогической деятельности. В проведении мастер-класса приняли активное участие студенты 4 курса Виктория Ильина и Николай Зёров, которые изъявили добровольное желание стать соведущими данного мероприятия. Студенты доброжелательно и точно комментируя ответы студентов-первокурсников, формулировали выводы о том, что дружба может возникать спонтанно между людьми разного возраста и пола, базироваться на взаимоуважении, доверии, поддержке, продолжаться всю жизнь или прерваться. Старшекурсники на конкретных примерах из художественной литературы продемонстрировали моменты дружбы учителя и ученика, заставили аудиторию задуматься о принципах дружбы и поразмышляли вместе с первокурсниками о том, кого же можно назвать настоящим другом и каким должен быть учитель. Пришли к выводу о том, что дружба между педагогом и воспитанниками возможна; должны выстраиваться доброжелательные отношения, но при этом важно не допускать «панибратства». Ведущая управленческая роль в выстраивании межличностных отношений принадлежит педагогу.

«Творим добро по воле» - главный девиз Добровольческого центра МШ У! В качестве аргументации роста активности волонтерского движения в студенческой среде можно привести данные статистического характера. Так, по статистике каждый 10 студент России является добровольцем. Ряды пополнились в прошлом году в связи с начавшейся пандемией. Количество студентов-добровольцев растет все с большей и большей скоростью: на 2024 год планируется вовлеченность 8,8 млн. человек.

Студенты отличаются качествами безвозмездной взаимопомощи, готовы потратить свое свободное время, совершая #Доброповоле.

За 2020 год #Доброповоле совершило более 500 студентов МПГУ.

Добровольческая активность в МПГУ всегда активно развивалась. На сегодняшний день имеется опыт организации проведения: Московского Международного Салона Образования; Дней Православной Книги в Зале Церковных соборов; Международных Рождественских образовательных чтений; Благотворительных фестивалей Дианы Гурцкой «Белая трость»; Сотрудничество с благотворительным фондом «Подари жизнь»; Семь Дней

Донора МПГУ; Многочисленных международных форумов, выездов; первый общероссийский молодежный форум «БУДУЩЕЕ» (1500 участников. 50 добровольцев МПГУ. КОЛОННЫЙ ЗАЛ ДОМА СОЮЗОВ); Всероссийская школа личностного роста и развития студенческого самоуправления «ПРОГРЕСС» (150 участников, 9 добровольцев МПГУ, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Молодежный многофункциональный патриотический центр «Ма-шук»); II и III Всероссийский форум обучающихся педагогических вузов, вовлеченных в добровольческую деятельность (450 участников. 16 тренингов общей протяженностью более 100 учебных часов. 6 панельных дискуссий. 11 регионов. 12 партнеров проекта).

Анализ деятельности добровольческих движений, а также личные умозаключения авторов статьи, свидетельствуют о том, основными мотивами студентов являются следующие:

1. Возможность самореализации.

2. Воплощение инициатив и идей.

3. Расширение социальных связей.

4. Признание со стороны профессорско-преподавательского состава и общественности.

5. Знакомство с потенциальными работодателями.

6. Возможность развития в личностном и профессиональном аспекте.

В настоящее время каждый десятый волонтер в России - студент. Согласно целевым показателям Федерального проекта «Социальная активность» Национального проекта «Образование», планируемая численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений, от 1,61 млн. человек увеличится до 8,8 млн. человек к 2024 году. Направления волонтерских движений включают: донорское движение; событийное добровольчество; социальное добровольчество; добровольческие педагогические программы (работа с детьми и людьми старших возрастных групп) и многие другие.

Важно отметить, что для управления волонтерским движение в молодежной среде необходимо наличие органов управления. Для этого, например, в МПГУ, создан Молодежный Проектный офис, задачей которого является привлечение молодежи, как наиболее социально-активного слоя населения, к участию в грантовых программах, развитие проектного мышления студентов, поддержка студенческих инициатив и создание проектных команд для участия в форумных компаниях как внутри вуза, так и во внешних проектах.

На базе проектного офиса непрерывно функционирует школа, которая дает базовые теоретические навыки, необходимые для написания проектов и подачи их на грантовые конкурсы таких молодежных форумов, как «Ладога», «Таврида», «Территория смыслов» и другие. Один цикл составляет 5 -7 занятий, на которых ребята учатся основам социального проектирования, целеполаганию, гран-трайтингу и проектному мышлению. А вместе с приглашенными экспертами, такими как Сергей

Зарков и Мадина Карданова готовятся к публичным выступлениям, осваивают ораторское мастерство и навыки самопрезентации. При поддержке проектного офиса и управления воспитательной работы и молодёжной политики МПГУ на сегодняшний день почти реализован проект-победитель «Лига аниматоров» Полины Деревенцевой, а также прорабатывается проект по экологическому просвещению и раздельному сбору мусора «ВыборСбор» Александры Куликовой и конкурс профессионального мастерства «Мисс МПГУ 2021» Юлии Концевой. Непрерывную работу со студентами в проектном офисе проводит эксперт ВКМП «Росмолодёжь», помощник проректора по социальной работе и комплексной безопасности МПГУ Габисов Алан Георгиевич. Все это свидетельствует о том, что волон-терство в студенческой среде развивается очень быстро и динамично. Этому способствуют мотивы, желания, интересы студентов и их стремление быть полезными для общества здесь и сейчас. Стремление найти себя в сфере социальной и профессиональной деятельности позволяет найти пути реализации своих знаний и умений, способностей и опыта. Этому способствует также молодежная политика, которая включает в себя создание многочисленных организационных форм по развитию волонтерского движения в студенческой среде.

Волонтерское движение в молодежной среде приобретает все больше и больше практический вид полезной социальной деятельности. Волонтер-ство может быть не только коллективным или групповым, но и индивидуальным. В любом случае в качестве основных мотивов такого рода деятельности считаются стремление к получению первичного профессионального опыта, наращивание коммуникационного потенциала и проявление конструктивной активности. Точка зрения исполнителей данной статьи сводится к тому, что в студенческой среде целесообразно проводить целенаправленную разъяснительную работу, направленную на воспитание волонтерских качеств с учетом гуманности и социальной значимости такого рода деятельности.

Список литературы:

1.Белозерцева Г.В. Вовлечение молодежи в социальную практику путем развития волонтерской деятельности //Образование. Карьера. Общество. -2013. - Вып. 3 (39). -С. 64-65.

2. Козилова Л.В. Профессиональное становление студентов в условиях образовательной среды

педагогического университета // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2020. - № 5. - С. 2530;

URL: https://science-

pedagogy.ru/ru/artideMew?id=2323 (дата обращения: 15.11.2021)

3.Козилова Л.В., Ратова И.В., Чвякин В.А. Толерантность личности и профессиональное долголетие в условиях образовательной деятельности: формирование профессионального мировоззрения // Педагогический журнал Том 6. - № 6 А .- 2016. С 35-46.

4. Куимова М.В., Габерлинг И.П., Тясто А.А. О воспитании духовно-нравственных ценностей студентов // В мире научных открытий. - 2013. № - 5.2 (41). - С. 27-34.

5.Курагина Г.С. Организация добровольческой деятельности в студенческой среде // Социальная педагогика. - 2017. - № 3. - С. 119-138

6. Пальчевская Е.С., Куимова М.В. Volunteer-ism as a means to promote spiritual and moral development //Молодой ученый. - 2015. - № 4 (84). - С. 597599.

6. Первак Е.В. Мотивационные основы добровольческой деятельности студентов //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации работы с молодежью». - Екатеринбург, 2009. - Вып 1. - С. 38-40.

7. Подхомутникова М.В. Волонтерское движение как важный компонент процесса социализации студенческой молодежи (на примере Кубанского государственного университета) // Историческая и социально-образовательная мысль, 2012. - № 3 (13). - С. 165-168

8. Пономарев С.Д. Толерантность в молодежной среде. Мотивационные основы добровольческой деятельности студентов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации работы с молодежью». - Екатеринбург, 2009. - Вып 1. - С. 4044.

9. Чагин А.Е. О роли волонтерской деятельности в студенческой среде /А. Е. Чагин, М. В. Куимова. — Текст: непосредственный//Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1327-1329. — URL: https://moluch.ru/archive/90/19268/ (дата обращения: 15.11.2021).

10. Мастер-класс «Педагогика дружбы» http://mpgu.su/bez-rubriki/pedagogika-druzhby-lidii-vasilevny-kozilovoj/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.