УДК 316.7
DOI 10.23672/j8315-1325-1117-v
Ельникова Галина Алексеевна
доктор социологических наук, профессор,
Белгородский университет кооперации,экономики и права mmabakumova@mail.ru
Абакумов Роман Григорьевич
кандидат экономических наук, доцент,
Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова mmabakumova@mail.ru
Абакумова Марина Михайловна
аспирантка
кафедры гуманитарных, социальных и правовых дисциплин mmabakumova@mail.ru
Galina A. Elnikova
Doctor of Sociological Sciences, Professor, Belgorod University Cooperation, Economics and Law mmabakumova@mail.ru
Roman G. Abakumov
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Belgorod State University of Technology named after V.G. Shukhov mmabakumova@mail.ru
Marina M. Abakumova
Graduate Student
Departments of Humanitarian Affairs, Social and Legal Disciplines mmabakumova@mail.ru
Практики студенческого
волонтерства (на материалах белгородской области)
Student volunteering
practices (on the materials of the belgorod region)
Аннотация. В статье анализируются современные волонтерские практики студенческой молодежи и факторы их формирования. На основе проведенного исследования выявлено, что волонтерские практики определяются характером участия студентов в добровольческой деятельности; членством в волонтерских организациях; способом реализации волонтерской деятельности. Было установлено, что наиболее распространенной волонтерской практикой студентов является участие в волонтерских акциях, позволяющее оказывать помощь в решении общественно значимых проблем, развивать творческие способности и реализовывать личные конкретные цели.
Ключевые слова: волонтерство, волонтерское движение, волонтерские организации, мотивация волонтерской деятельности, волонтерские практики, студенческая молодежь.
Annotation. The article analyzes the modern volunteer practices of student youth and the factors of their formation. The following factors are considered as factors influencing the generation of volunteering practices: a positive attitude of students towards volunteering and degree of motivation to participate in it. Based on the analysis, it was revealed that volunteering practices are determined by the nature of students' participation in volunteer activities; membership in volunteer organizations; a way of implementing volunteer activities. It was found that the most common volunteer practice of students is participation in volunteer actions, which allows them to provide assistance in solving socially significant problems, develop creativity and realize personal specific goals.
Keywords: volunteering, volunteer movement, volunteer organizations, motivation for volunteering, volunteering practices, student youth.
В современной реальности трудно найти социальное явление столь однозначно позитивно оцениваемое, как волонтерство. Под во-лонтерством, как правило, понимается сложный социокультурный феномен, суть которого заключается в благотворительной деятельности, осуществляемой безвозмездно, без расчета на какое-либо вознаграждение.
Волонтерство сегодня можно рассматривать как один из значимых социальных институтов,
который способствует гуманизации общества, преодолению элиминации отдельных категорий людей, становлению гражданского общества, закреплению позитивных традиционных ценностей, формированию чувства востребованности и самореализации у индивидов, занимающихся волонтерской деятельностью. Одновременно волонтерство - это и общественное движение, и многочисленные добровольные организации, в которых преобладает молодежь и, прежде всего, студенчество.
Целью статьи является анализ наиболее распространенных волонтерских практик студенческой молодежи Белгородской области. При этом под волонтерскими практиками нами понимаются типизированные смыслообладающие действия в рамках волонтерской деятельности, направленные на преобразование социальной реальности и возможное решение отдельных личных целей волонтера.
Достижение указанной цели обусловило постановку следующих задач:
1) выявить основные направления деятельности студенческого волонтерства;
2) определить отношение студентов к волонтерской деятельности и мотивацию их участия в ней;
3) установить типы волонтерских практик, распространенные в студенческой среде.
Эмпирической базой для написания статьи послужили результаты социологического исследования, проведенного авторами в декабре 2020 г. -январе 2021 г. среди студентов высшего (ВО) и среднего профессионального образования (СПО) вузов города Белгорода (анкетирование -N = 700, формализованное интервью - N = 35), данные Центра молодежных инициатив г. Белгорода, отчеты вузовских волонтерских организаций.
Возраст опрошенных составил 15-25 лет. В выборке были представлены студенты практически всех направлений и профилей обучения. В выборочную совокупность вошли молодые люди, которые за последний год, исходя из собственного желания, занимались добровольческим трудом и оказывали какую-либо безвозмездную помощь незнакомым людям. Для отбора респондентов задавался вопрос-фильтр, позволявший отобрать для анкетирования только тех людей, у которых был реальный опыт волонтерства. Методом анкетирования опрошены две возрастные группы:
1. Менее 18 лет (студенты СПО);
2. 18-25 лет (студенты ВО). Удельный вес молодежи в возрасте до 18 лет среди опрошенных волонтеров составил 42 %, число респондентов от 18 до 25 лет - 58 % от числа всех принявших участие в опросе.
Волонтерство является предметом активного изучения во всей матрице общественных и гуманитарных наук. В имеющихся исследованиях большое внимание уделяется, прежде всего, определению самого понятия «волонтерство» (М.В. Пев-ная) [5], а также, представлены различные стороны и аспекты волонтерской деятельности (А.А. Кузьминчук, Е. А. Луговая,) [2; 3]; раскрыт ее добровольческий характер (Л .А. Кудринская) [4], определены ее мотивы (Л.И. Сикорской) [6]. Однако стремительное развитие волонтерства и его растущая роль в общественной жизни вызывают необходимость постоянно держать его в фокусе научного изучения, создавая более полную его панораму и отмечая все происходящие в нем трансформации.
Наиболее активное участие в волонтерском движении принимает возрастная когорта 14-22-летних, состоящая, главным образом, из обучающихся (среди них около 80 % студентов СПО и ВО), специфической чертой которой является стремление включиться в качестве полноправных членов в общество, самореализоваться и продемонстрировать свою субъектность [1; 4].
Студенческое волонтерство - часть общего волонтерского движения, представляющая собой выполняемую на основе собственной воле и без принуждения практическую добровольческую деятельность студентов, направленную на решение общественно значимых задач и оказывающую социализирующее влияние на субъект деятельности. Студенты принимают активное участие в волонтерском движении по всем его направлениям. Исследователи, основываясь на разных критериях, выделяют от 5 до 12 основных направлений волонтерства и среди них: патриотическое, социальное, событийное, экологическое, медицинское, волонтерство чрезвычайных ситуаций, культурное.
В рамках каждого направления создаются волонтерские общественные движения и организации, которые, как правило, представлены на трех уровнях: общероссийском, региональном и на уровне отдельных учреждений (в нашем случае, вузов).
В настоящее время на территории Белгородской области функционируют 56 волонтерских организаций, в которых представлены практически все направления волонтерской деятельности и, как показало проведенное исследование, в каждом из них высок удельный вес студенчества, колеблющийся от 50 % до 80 %.
Студенты г. Белгорода наиболее активно участвуют в таких направлениях волонтерской деятельности, как событийное (70 %), социальное (68 %), патриотическое (65 %), культурное (57 %), экологическое (40 %), волонтерство чрезвычайных ситуаций (46 %). В последние годы студенты практически стали инициаторами развития в г. Белгороде и Белгородской области таких направлений волонтерства, как арт-волонтерство, включая экскурсионное, и медиа-волонтерство.
Волонтерство имеет две основные сущности: оказание помощи нуждающимся (людям, животным, природе в целом) и добровольность участия в нем. Но оказание помощи на добровольных и безвозмездных началах должно быть соответствующим образом осмысленно и мотивировано.
В нашем исследовании мы, прежде всего, попытались выяснить отношение молодых людей к вол о нте р с кому труду. Студенты в нем видели: возможность бороться с определенной проблемой (7 %), желание улучшить качество жизни других (5 %), способ реализации своих знаний (5 %), общественный статус (2 %), достойная цель жизни (1 %).
Подавляющее большинство респондентов (80 %) считает волонтерский труд проявлением
альтруизма, желанием бескорыстно делать добро. Это соответствует сути волонтерства как феномена и говорит об адекватном его восприятии студентами. Второй по популярности ответ, содержащий мнение об использовании волонтерства в качества средства для решения какой-либо возникающей социальной проблемы, хоть и имеет незначительный удельный вес (7 %), но демонстрирует восприятие отдельными студентами волонтерства не как постоянной деятельности по оказанию безвозмездной помощи, а как разовой акции, что сказывается и на их волонтерских практиках.
Мотивация молодежи в волонтерстве, по мнению значительного большинства исследователей [1; 4], достаточно широка: от масштабного желания сделать мир добрее, выполняя свой гражданский долг, до стремления к успешной карьере, а также к расширению круга полезных знакомств, посещению престижных мероприятий и получению выгодных бонусов.
С целью выявления мотивов участия студенческой молодежи в добровольчестве в нашем исследовании респондентам был задан вопрос об их мотивах участия в волонтерской деятельности. Ответы показали, что доминирующими мотивами участия в волонтерской деятельности для студентов являются: «желание бескорыстно помогать людям» (42 %), «желание улучшить жизнь в своем городе, в стране» (38 %), «посещение престижных мероприятий» (32 %), «новые знакомства, интересные люди» (31 %).
В мотивации студентов-волонтеров проявляется дуалистичность, заключающаяся в сочетании «альтруистических» и «эгоистических» мотивов их участия в волонтерской деятельности. Однако противоречие между безвозмездным трудом как основе волонтерства и рядом «эгоистических» мотивов, характерных для значительного числа волонтеров, можно считать, своего рода, диалектическим противоречием, способствующим увеличению волонтерского корпуса.
Отношение к волонтерству, оценка его важности и актуальности, а также, позитивная мотивация участия в нем обусловливают волонтерские практики студенчества. Прежде всего, при рассмотрении волонтерских практики среди студентов-волонтеров следует выделить две группы: постоянно участвующих в волонтерском движении и принимающих в нем эпизодическое участие. Как показало проведенное исследование, среди респондентов (студентов-волонтеров) на постоянной основе работали волонтерами 37 %, были эпизодически задействованы 63 %.
Студенты, осуществляющие волонтерскую деятельность как постоянно, так и эпизодически, ре-ализовывали ее преимущественно через волонтерские организации: региональные и/или вузовские (98 % респондентов). Индивидуальную волонтерскую деятельность осуществляли лишь 14 респондентов (2 %). Наиболее популярными среди студентов Белгородской области являются следующие волонтерские организации: «Волонтеры Победы» (57 %), «Лиза Алерт» (40 %), «Команда 31» (37,8 %), Волонтеры Добра (31 %),
«Волонтёрымедики» (24,4 %), «Святое Белогорье против детского рака» (23 %), «Скорая молодежная помощь» (18 %), НИУ «БелГУ» «Горячие сердца» (24,4 %), #ВолонтерБГТУ (21 %).
Основными методами работы, используемыми в деятельности волонтерских организаций, являются волонтерский труд на регулярной основе и многочисленные волонтерские акции (табл. 1).
Регулярный добровольческий труд - волонтерская практика студентов, характерная для тех, кто работает в волонтерских организациях на постоянной основе. При этом они ее совмещают с участием в различных волонтерских акциях.
Признавая важность оказания ежедневной помощи нуждающимся, респонденты отмечали, что разнообразные волонтерские акции привлекают возможностью проявить свои творческие способности, почувствовать дух коллективизма, получить новые положительные эмоции, а, иногда, исполнить конкретную мечту (например, побывать на чемпионате мира по футболу в 2018 году).
Проведенное исследование показало, что в Белгородской области студенты-волонтеры участвуют практически во всех акциях, проводимых по разным направлениям волонтерской деятельности. Особенно это наглядно было продемонстрировано при проведении акции «#МыВместе» в условиях пандемии СОУЮ-19, основу волонтерского корпуса которой составили студенты.
Как уже отмечалось, привлекательным для студентов моментом участия в волонтерских акциях является возможность использования творческого подхода. В последние годы среди молодых волонтеров особой популярностью пользуются, проводимые в рамках волонтерских акций, флешмобы. В Белгородской области уже становится традицией устраивать в рамках волонтерских акций студенческие флешмобы. Так, в последние годы регулярно проводятся флешмобы «День Победы», «Стена памяти», а в апреле 2021 года в акции, организованной в поддержку медиков, спасающих людей в условиях пандемии СОУЮ-19, студентами-волонтерами был проведен флешмоб, в ходе которого они выстроились в огромную цифру 103 - номер скорой помощи.
Таким образом, можно говорить о существовании множества различных волонтерных практик среди студенчества, формирование которых происходит под влиянием признания исключительной важности волонтерской деятельности и на основе личной позитивной мотивации участия в ней. Волонтерские практики определяются:
- характером участия студентов в добровольческой деятельности (постоянные или эпизодические);
- членством в волонтерских организациях;
- способом реализации волонтерской деятельности (регулярный волонтерский труд или участие в волонтерских акциях).
Таблица 1
Основные методы волонтерской работы, используемые волонтерскими организациями Белгородской области (2017-2021 гг.)
Направление волонтерской деятельности Регулярный волонтерский труд Акции
Патриотическое («Волонтеры Победы») Социально-бытовая и адресная помощь ветеранам войны, категории граждан «Дети войны», труженикам тыла; благоустройство аллей славы и мест воинских захоронений («Дорога к обелиску») «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Солдатская каша»; «Письмо Победы», «Сирень Победы»
Социальное Оказание помощи инвалидам, воспитанникам детских домов, нуждающимся в постоянном уходе и т.д. «#МыВместе», «Дети вместо цветов», «Стань Дедом Морозом»
Событийное Участие в проведении различных событий: культурно-массовых, спортивных, официальных и других Работа на чемпионате мира по футболу 2018 года и других культурно-массовых и спортивных мероприятиях
Экологическое Уборка парков; утилизация макулатуры, пластика; проведение субботников; благоустройство улиц; помощь бездомным животным и др. «Пойдем домой», «Зеленый маршрут»
Медицинское Дополнительная помощь в осуществлении медицинской деятельности и уходе День Донора, «Ведерко радости» (сбор игрушек для онкобольных детей), профилактическая акция «Добро в Село), Поезда здоровья
Культурное Участие в организации мероприятий в учреждениях культуры, проведение экскурсий, мастер-классов, встречу гостей, а также исследовательскую деятельность (помощь в учете и инвентаризации музейных предметов, подготовка выставок и подбор материалов, описание новых поступлений, расшифровка и перевод текстов), проведение экскурсий и т.п. «Ночь музеев», «Музеи для всех», «Культурный квест», «#Бегущая книга»
Наиболее распространенной волонтерской практикой студентов является их участие в волонтерских акциях, позволяющее оказывать помощь в
решении общественно значимых проблем, развивать творческие способности и реализовывать личные конкретные цели.
Литература:
1. Ельникова Г.А. Проявление субъектности студенческой молодежи в общественной и частной жизни / Г.А. Ельникова // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 4(45). С. 11-14.
2. Кузьминчук А.А. Институциональное регулирование волонтеров как социальной общности : дис. ... канд. социол. наук. 2016. 222 с.
3. Луговая Е.А. Феномен добровольчества в социокультурном пространстве России : автореф. дис. ... канд. культурологии. 2012. 20 с.
4. Нежина Т.Г. Мотивация участия молодежи в волонтерском движении / Т.Г. Нежина // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 3. С. 49.
5. Певная М.В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики 2016. 434 с.
6. Сикорская Л.Е. Толерантность в представлениях молодых российских и немецких волонтеров социальной работы / Л.Е. Сикорская // Социологические исследования. 2007. № 9. С. 55.
Literature:
1. Melnikova G.A. Manifestation of subjectivity of student youth in public and private life / G.A. Melnikova // Kazan Social and Humanitarian Bulletin. 2020. № 4(45). P. 11-14.
2. KuzminchukA.A. Institutional regulation of volunteers as a social community : dis. ... cand. social sciences. 2016. 222 p.
3. Lugovaya E.A. The phenomenon of volunteerism in the socio-cultural space of Russia : autoref. dis. ... cand. Cultural studies. 2012. 20 p.
4. Nezhina T.G. Motivation of youth participation in the volunteer movement / T.G. Nezhina // Issues of state and municipal administration. 2014. № 3. P. 49.
5. Pevnaya M.V. Management of volunteerism : international experience and local practices, 2016. 434 p.
6. Sikorskaya L.E. Tolerance in the Representation of Young Russian and German Social Work Volunteers / L.E. Sikorskaya // Sociological Studies. 2007. № 9. P. 55.