МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ WORLDSKILLS: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ МОЛОДЕЖИ
Калдыбаева Анаргуль,
преподаватель,
Актюбинский региональный университет им.К.Жубанова,
Актобе, Казахстан; Шобдарова Анар,
преподаватель,
Актюбинский региональный университет им.К.Жубанова,
Актобе, Казахстан
WORLDSKILLS INTERNATIONAL MOVEMENT: FORMATION OF PROFESSIONAL KNOWLEDGE OF YOUTH
Kaldybayeva Anargul,
Lecturer,
Aktobe Regional University named after K.Zhubanov,
Aktobe, Kazakhstan Shobdarova Anar,
Lecturer,
Aktobe Regional University named after K.Zhubanov,
Aktobe, Kazakhstan
АННОТАЦИЯ
В статье освещается вопрос о происхождении движения Worldskills в мире и в Казахстане. Основным методом послужил анализ и систематизация информационных данных по инновационным аспектам внедрения движения WorldSkills в систему высшей школы Казахстана.
ABSTRACT
The article highlights the issue of the origin of the Worldskills movement in the world and in Kazakhstan. The main method was the analysis and systematization of information data on the innovative aspects of introducing the WorldSkills movement into the system of higher education in Kazakhstan.
Ключевые слова: Worldskills Казахстан, демонстрационный экзамен, компетенции, проект «Жас ма-ман», студент, аттестация.
Keywords: Worldskills Kazakhstan, demo exam, competencies, project "Zhas maman", student, attestation
В настоящее время политика высшего образования Республики Казахстан направлена на подготовку социально и профессионально востребованных специалистов. Причиной тому становятся мировые требования, вопросы взаимного признания дипломов высшего образования, интернационализация высшей профессиональной и научной школы. Данную проблему поднимал Первый Президент Казахстана Н.А.Назарбаев еще в 2015 году. По его словам «.. .нам необходимо максимально развивать систему подготовки технических кадров. Техническое и профессиональное образование должно стать одним из основных направлений инвестиционной политики. ».
Проблема развития профессиональных компетенций у молодых специалистов является мировой, и для ее решения, еще в 50-е года в Испании было создано движение WorldSkills. На тот период основной причиной стало послевоенное время. В настоящее время причиной является информационная, вирусная революция, климатические изменения. Это повлияло на то, что в мире, как и в Казахстане, возник спрос на специалистов рабочих профессий. Одним из путей решения данной проблемы Казахстан включился в международное движение WorldSkills International (WSI) [1].
Рассмотрим основные ключевые моменты относительно вступления Республики Казахстане в движения Worldskills:
-2014 год - Казахстан стал 70-м членом WORLDSKILLS INTERNATIONAL;
- 2015 год - НАО «Холдинг «Кэсш^ор» официально стал Национальным оператором WORLDSKILLS KAZAKHSTAN;
- 2015 год - первые региональные чемпионаты WORLDSKILLS (февраль);
-2015 год - Первый Национальный чемпионат WORLDSKILLS KAZAKHSTAN Астана, 8-9 апреля;
- 2015 год - участие Национальной сборной РК в открытом чемпионате в открытом чемпионате СНГ, который прошел параллельно с Национальным чемпионатом по профессиональному мастерству Worldskills Russia в г. Казань (май);
- 2015 год - участие Национальной сборной РК в мировом чемпионате WORLDSKILLS COMPETITION, Бразилия, Сан-Паулу (август);
- 2019 год - участие Национальной сборной в мировом чемпионате.
В Республике Казахстан с 2014 года стало активно развиваться международное движение WorldSkills, связанное с демонстрацией професси-
внедряем стандарты WoridSkШs в учебный процесс, проводим демонстрационные экзамены в колледжах и организовываем работу по обучению и сертификации экспертов», - отметила вице-министр образования и науки Шолпан Каринова.
В 2020 году были разработаны рекомендации по проведению демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills, и начато внедрение демо-экзамена в 36 колледжах страны. Также в прошлом году создан Попечительский совет WoridSkШs. Развитие получили отраслевые направления с участием бизнеса, такие как AgroSkШs, корпоративный чемпионат «КжакктуБ» и другие [4].
Согласно данному международному движению, формой итоговой аттестации, показывающей готовность выхода в мир профессий, является демонстрационный экзамен. В рамках такого экзамена выпускник демонстрирует сформированные у него профессиональные и специальные компетенции. Демонстрационный стандарт позволяет молодому специалисту на выходе из учебного заведения показать:
- самостоятельно выполнить решение специальных профессиональных задач, где происходит демонстрация профессиональных умений и навыков;
- получить независимую экспертную оценку, где экспертами являются не только профессорско-преподавательский состав, но и представители организаций;
- определить степень подготовленности и уровня профессиональных знаний, умений и навыков выпускников согласно установленным международными требованиями.
Проведем сравнение традиционной формы проведения государственной итоговой аттестации в средних профессиональных организациях и проведение демонстрационного экзамена (Таблица 1).
Таблица 1.
Сравнение традиционной аттестационной формы профессионального образования и демонстрационного экзамена
ональных компетенции у студентов вузов и колледжей. Миссией WorldSkills Kazakhstan является формирование механизмов профессиональной ориентации молодежи, подготовка кадров профессии будущего, направленных на высокотехнологичные отрасли промышленности. В основе их лежат также соответствие международным стандартам, направленным на повышение производительности труда [2].
В Казахстане национальным оператором движения WorldSkills Kazakhstan является НАО «Talap» (НАО «Холдинг «Кэсш^ор»). Главным предназначением данной организации является выявление и распространение лучших практик в профессиональное образование Казахстана, оказание методической помощи специалистам, обучающих студентов, развитие экспертного сообщества, повышение статуса и престижа рабочих профессий. НАО «Talap» планирует установить сотрудничество с Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан, управлениями образования всех регионов, вести поисковую работу по вовлечению работодателей в движение WorldSkills Kazakhstan. Возникшая мировая пандемическая ситуация еще больше подчеркнула совершенствование профстандартов, включающая развитие специальных компетенций для критических ситуаций. Переход на дистанционное и смешанное обучение позволило выделить перечень новых методик, позволяющих работать в таком режиме. [3].
«В движении WorldSkills мы участвуем седьмой год. За это время Казахстан продвинулся вверх с 50 места на 14. Напомню, в 2019 году наша сборная заняла 14-е место в общекомандном зачете среди 63 стран-участниц. Это положительный результат. Казахстан и дальше будет развивать это движение для бенчмаркинга лучших практик в сфере подготовки рабочих кадров. В частности, мы
Традиционный формат проведения государственной итоговой аттестации Проведение демонстрационного экзамена
Оценка знаний, умений и навыков выпускников Осуществляется преподавателем Осуществляется независимая оценка экспертами из числа работодателей
КИМы Разрабатываются образовательными организациями - вузами, колледжами Включение профессионально-корпоративных модулей, согласованных с представителями производственных предприятий
Проверка знаний Осуществляется проверка теоретических знаний выпускников, где не учитывается результат практики Демонстрация сформированных профессионально-личностных компетенций выпускников на базе организации работодателя
Результаты государственной итоговой аттестации Нет механизма использования результатов ГИА Мониторинг и генерация результатов в системе CIS (eSim). Наличие Skill passport
Что дает казахстанскому высшему образова- - Worldskills позволяет провести качественную
нию движение Worldskills Kazakhstan? Каковы его экспертизу подготовленности выпускников про-преимущества? фессиональных организаций образования;
- участие в соревнованиях позволяет посмотреть на свой профессиональный уровень со стороны, выявить преимущества и недостатки, способствовать профессионально-личностному росту, повысить статус и престиж профессий, имеющихся в Казахстане;
- синхронизирует казахстанские и международные квалификационные требования, способствует включению и разработке инновационных технологий в систему профессионального обучения;
- позволяет сформировать отечественное экспертное сообщество, также получить доступ к всемирной площадке экспертов-профессионалов.
Несмотря на то, что данное движение в Казахстане еще молодое, однако государственная политика направлена на усиление международного движения в стране, также возможности участия молодежи в международных соревнованиях, как в своей стране, так и за рубежом. В текущем году планируется участие Национальной сборной Республики Казахстан в Распределенном Евразийском Чемпионате 2021 года, Национальном финале WorldSkills Russia 2021 года, а также в чемпионатах Hi-Tech и Urban Skills.
Говоря о движении Worldskills Kazakhstan нельзя не сказать о проекте «Жас маман», который начал свое существование в 2020 году, поскольку он непосредственно связан с движением Worldskills. В политику реализации данного проекта входят включение 180 колледжей и 20 вузов Казахстана, где внедряется международный опыт подготовки квалифицированных специалистов по 100 наиболее востребованным профессиям. Реализация проекта «Жас маман» осуществляется в соответствии с поручением первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, озвученным на церемонии открытия Года молодежи. Каждый региона страны вошел в национальный проект, который позволяет обновить материально-техническую базу учебной организации, провести курсовую подготовку профессорско-преподавательского состава, вовлечь специалистов из числа работодателей, бизнес-структур, составление образовательных программ специальностей согласно международным стандартам, участие в студенческой и преподавательской международной мобильности и другие инновационные процессы.
В каждом регионе Казахстана созданы базы -учебные центры, тренировочного лагеря Worldskills для улучшения навыков и опыта профессионального обучения студентов. Так, в Актю-бинской области образцовым показателем в данном направлении является Актюбинской горно-технический колледж г.Хромтау, Актюбинский политехнический колледж, Актюбинский железнодорожный колледж и коммуникций, среди вузов -Актбинский региональный университет ми.К.Жу-банова, Западно-Казахстанский медицинский университет им. М.Оспанова.
В целом, говоря о республиканском масштабе, то НАО «Talap» совместно с Компанией Cisco Kazakhstan и ТОО «Компьютерная академия
«ШАГ» — Астана» в рамках движения WorldSkills Kazakhstan по компетенции «Сетевое и системное администрирование» реализуют проект обучения инструкторов сетевых академий CISCO по курсу Cisco Certified Network Associate (CCNA), который начался с февраля 2020 года.
Представленные выше данные о международном дивжении WorldSkills Kazakhstan ставят перед преподавателями вузов разные вопросы, побуждая к дискуссионным размышлениям. Так, мы должны рассмотреть вопрос о том, насколько гибка система профессионального обучения, как быстро возможна ее диверсификация в условиях неустойчивой конъюнктуры мирового рынка труда. Следующим вопросом является тесная взаимосвязь академических знаний и практических умений. Педагогам, обучающим студентов разным специальностям, данный вопрос должен стать доминирующим при построении учебно-методических комплексов. Также, важным и значимым возникает вопрос о создании системы внешней независимой оценки качества образования и сертификации профессиональных квалификаций в стране, их соответствие международным стандартам. Функционирование международного движения WorldSkills Kazakhstan позволяет изучить лучшие практики общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ профессиональных образовательных учреждений и внедрения их в систему казахстанского профессионального образования. Мы также должны проработать вопросы по эффективному управлению педагогическим процессом организации, реализации программы взаимодействия учреждений профессионального образования с работодателями.
Авторы данной статьи считают, что международное движение WorldSkills Kazakhstan необходимо Казахстану, так как это способствует повышению престижа профессий, возможности демонстрации профессиональных компетенций, направленных на показатели экономического роста, профессионального и личного успеха специалиста. Для преподавателей профессиональных организаций - способствует проводить инновационные исследования по разработке мета-стандартов по профессиям, востребованным и прогнозируемым (набор актуальных компетенций) [5].
Таким образом, международное движение WorldSkills направлено на повышение престижа профессиональных специальностей путем демонстрации сформированных компетенций на уровне разных стран. Такая демонстрация позволяет аккумулировать лучшие практики профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом. Организация и проведение соревнований позволяет привлекать общественное внимание к рабочим профессиям, создавать условия для развития высоких профессиональных стандартов. Опыт внедрения международных стандартов по WorldSkills в систему казахстанского профессионального образования свидетельствует о
том, что проведение итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена дает возможность оценить содержание учебного материала, качество образовательных программ, материально-техническую базу, квалификационный уровень профессорско-преподавательского коллектива, а также направления деятельности. Участие в международных мероприятиях позволит казахстанской системе образования разработать единые подходы по технологиям процедуры оценки качества квалификаций на основе результатов обучения - компетенций.
ЛИТЕРАТУРА:
1. 1.О новых возможностях чемпионата "Worldskills" рассказали в Алматинской области. Режим доступа: https://www.zakon.kz/5064327-o-novyh-vozmozhnostyah-chempionata.html (Дата обращения: 18.04.2021)
2. 2. Взаимодействие WorldSkills Kazakhstan и WorldSkills Russia в 2021 году. Режим доступа: https://kasipkor.kz/?p=11465&lang=ru (Дата обращения: 18.04.2021)
3. З.Демонстрационные экзамены по требованиям WorldSkills внедряют в казахстанских колледжах. Режим доступа: https://forbes.kz/news/2021/04/16/newsid_247943 (Дата обращения: 18.04.2021)
4. 4.ПРОЕКТ «ЖАС МАМАН». Режим доступа: https://kasipkor.kz/?p=7669&lang=ru (Дата обращения: 18.04.2021)
5. 5. Дугарова Д. Д. Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов. Чита: ЗабГУ - 2016. - 246 с.
СТУДЕНЧЕСКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО: ТРАДИЦИИ, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ОПЫТ
РР1: 10.31618/Ш5.2413-5291.2021.4.73.508 Козилова Лидия Васильевна,
доцент, канд. пед. наук., доцент МПГУ,
Москва
Чвякин Владимир Алексеевич,
профессор, доктор философских наук, Московский политехнический университет,
Москва
STUDENT VOLUNTEERING: TRADITIONS, PROMISING DIRECTIONS, EXPERIENCE
Kozilova Lidiya Vasilyevna,
Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of MPSU, Moscow Chvyakin Vladimir Alekseevich,
Professor, Doctor of Philosophy, Moscow Polytechnic University, Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье раскрывается роль и актуальность волонтерской деятельности в современной студенческой образовательной среде. Акцентируется внимание на формирование значимых качеств личности студента, рассматриваются перспективные направления волонтерского движения в России. Приводятся наглядные примеры студенческого волонтерства на базе МПГУ.
ABSTRACT
The article reveals the role and relevance of volunteer activity in the modern student educational environment. Attention is focused on the formation of significant qualities of a student's personality, promising directions of the volunteer movement in Russia are considered. Illustrative examples of student volunteering on the basis of MPSU are given.
Ключевые слова: волонтерство; студенческое волонтерство; волонтерская деятельность; волонтерское движение; добровольчество.
Keywords: volunteering; student volunteering; volunteer activity; volunteer movement; volunteerism.
Волонтерство в студенческой среде представляет собой чрезвычайно актуальный востребованный в современных условиях вид деятельности. Связано это с тем, что получение первичного опыта работы в сфере профессиональной деятельности требует демонстрации конструктивной активности и целеустремленности студентов в сфере добровольческих отношений. По мнению Козиловой Л.В., «для успешного профессионального становления студентов в условиях образовательной среды
педагогического университета необходимо не только обладать высоким уровнем развития компе-тентностей, уметь оперативно и эффективно работать с документационным потоком, с различной информацией, но и продуктивно взаимодействовать в профессиональной среде с другими субъектами (однокурсниками, студентами других групп и курсов, преподавателями, администрацией и сотрудниками университета, учителями, обучающимися, их