Научная статья на тему 'ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ'

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

461
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WORLDSKILLS / ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / SKILLS PASSPORT / ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ ДОКУМЕНТАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР / DEMO EXAM / TECHNICAL AND VOCATIONAL EDUCATION / SET OF ASSESSMENT DOCUMENTS / NATIONAL OPERATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токенова Гульнара Сагидоллаевна

Рассматриваются значимость внедрения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills, а также вопросы организации и проведения демонстрационного экзамена в организациях образования Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Токенова Гульнара Сагидоллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMONSTRATION EXAM AS AN INNOVATIVE FORM OF STUDENT PROGRESS MONITORING

The article considers the importance of introducing a demonstration exam in accordance with WorldSkills standards as well as the issues of organizing and conducting a demonstration exam in educational institutions of the Republic of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ»

УДК 377 DOI: 10.17853/2686-8970-2021-1-16-23

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ

Гульнара Сагидоллаевна Токенова

заместитель директора по учебной и методической работе

tokeno va_gulnara@mail.ru

Талдыкорганский высший политехнический колледж, Талдыкорган, Казахстан

Аннотация. Рассматриваются значимость внедрения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills, а также вопросы организации и проведения демонстрационного экзамена в организациях образования Республики Казахстан.

Ключевые слова: WorldSkills, демонстрационный экзамен, Skills Passport, техническое и профессиональное образование, комплект оценочных документации, национальный оператор.

DEMONSTRATION EXAM AS AN INNOVATIVE FORM OF STUDENT PROGRESS MONITORING

G. S. Tokenova

Deputy Director for Academic and Methodical Work

Taldykorgan Higher Polytechnic College, Taldykorgan, Kazakhstan

Abstract. The article considers the importance of introducing a demonstration exam in accordance with WorldSkills standards as well as the issues of organizing and conducting a demonstration exam in educational institutions of the Republic of Kazakhstan.

Keywords: WorldSkills, demo exam, Skills Passport, technical and vocational education, set of assessment documents, national operator.

Задачи опережающего развития системы технического и профессионального образования, связанные с переходом страны на путь «новой индустриализации», определяют новые подходы к разработке образовательных программ, механизмов оценки и мониторинга качества подготовки рабочих кадров с учетом актуальных международных стандартов.

16

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

А. А. Коновалов отмечает, что в основу развития профессионального, в том числе профессионально-педагогического, образования ложатся одновременно три фактора: содержание образования, способы и технологии организации образовательного процесса, корреляция цели и результата образования [5, с. 12].

Исследователи А. Б. Захаров, Ф. Ф. Дудырев, А. В. Капуза, говоря о современных механизмах внешней оценки профессиональных компетенций будущих профессионалов, обращают внимание на возможность их определения для направлений совершенствования деятельности конкретной образовательной организации с целью соответствия лучшим мировым образцам подготовки профессиональных кадров [3].

Одним из таких механизмов сегодня становится движение WorldSkills, на важность и связь которого с системой среднего профессионального образования (СПО) указывают Е. В. Кетриш и Р. В. Саф-ронова [9, с. 21]. Исследователи отмечают, что в последнее время появилось большое количество актуальных проектов, направленных на профориентацию и профессиональную мотивацию молодежи: это и демонстрационный экзамен, позволяющий дать независимую оценку практических навыков студентов и выпускников СПО, и профориен-тационный проект для школьников «Билет в будущее», и конкурсы по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) «Абилимпикс», а также национальные чемпионаты по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills или WorldSkills International.

В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы [1] также уделяется внимание вопросу внедрения новой системы итогового оценивания студентов по подходу WorldSkills в виде демонстрационного экзамена, который направлен на качественную и комплексную оценку практических навыков студентов.

По мнению В. Н. Некрасовой, демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Россия представляет собой процедуру оценки уровня знаний, умений и практических навыков в условиях моделирования реальных производственных процессов в соответствии со стандартами WorldSkills [7, с. 42].

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

17

При подготовке участников к чемпионатам WorldSkills актуальным становится вопрос организации образовательного процесса посредством практико-ориентированных технологий, наиболее продуктивной из которых является технология дуального обучения, где теоретическая часть обучения проходит на базе образовательной организации, а практическая часть подготовки - в учебных мастерских. Е. М. До-рожкин, А. И. Лыжин и О. В. Тарасюк отмечают, что реализация этой технологии позволит обучающимся адаптироваться к реальным условиям производства и предприятия, что в интеграции со специальной и психолого-педагогической подготовкой в дальнейшем обеспечит возможность выпускнику работать наставником на данном или подобном предприятии [2, с. 28-29], а также подготавливать будущих участников к чемпионатам.

Некоторые исследователи соглашаются с тем, что одной из острых проблем при подготовке участника к данным соревнованиям является проблема наставничества, поскольку эффективным наставником может являться не обычный преподаватель, а человек, на себе испытавший все особенности участия в соревнованиях и выполнения конкурсных заданий [4, с. 189; 8, с. 54].

Заметим, что с 2020/21 уч. г. в колледжах Республики Казахстан начали проводиться демонстрационные экзамены по различным направлениям подготовки по стандартам WorldSkills. Среди подобных направлений особую популярность приобретают такие, как информационные и коммуникационные технологии, творчество и дизайн, строительные технологии, производственные и инженерные технологии, обучение специалистов для сферы услуг. Здесь можно говорить о том, что рабочая площадка с оборудованием заменила билеты, производственная ситуация сменила теорию, а роль экзаменаторов перешла независимым экспертам.

Некоммерческое акционерное общество «Talap» (НАО «Talap») является национальным оператором конкурсов профессионального мастерства на территории Казахстана. В соревнованиях по методике WorldSkills, которые предлагаются для применения в процедурах Государственной итоговой аттестации, задания базируются на техническом описании компетенции. В этом случае «компетенция» - это номинация в конкурсе. Национальный оператор движения WorldSkills Казахстан НАО «Talap» предлагает методику проведения демонстра-

18

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

ционного экзамена в форме выполнения одинакового для всех выпускников задания, разработанного на базе заданий финала национального чемпионата по компетенции. Длительность проведения - 2-3 дня (до 18 ч рабочего времени) [10]. В Талдыкорганском высшем политехническом колледже впервые демонстрационный экзамен проводился по компетенциям «Системное и сетевое администрирование», «Информационные кабельные сети», «Web-дизайн и разработка», «Графический дизайн», «IT-решения для бизнеса». Если в 2019/20 уч. г. в колледже демонстрационный экзамен сдавали 22 студента, то в новом учебном году для сдачи данного экзамена подали заявление 243 студента, что более чем в 10 раз превышает прошлогодний показатель.

Для организации и проведения демонстрационного экзамена образовательная организация вправе актуализировать учебные программы по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, а также разработать регламентирующие документы и организовать подготовку к проведению демонстрационного экзамена, процессы организации и проведения демонстрационного экзамена, включая формирование экзаменационных групп. Процедуры согласования и назначения экспертов, аккредитация центра проведения демонстрационного экзамена, автоматизированный выбор заданий, а также обработка и мониторинг результатов демонстрационного экзамена осуществляются в электронной системе EDUWSK.

В частности, в Талдыкорганском высшем политехническом колледже (г. Талдыкорган, Казахстан) при разработке заданий демонстрационного экзамена за основу были взяты национальные задания, которые, в свою очередь, были разработаны на основе международных заданий. Например, в ходе проведения демонстрационного экзамена (демоэкзамена) по компетенции «Сетевое и системное администрирование» участников оценивали по двум модулям: Модуль А - Базовая настройка Linux; Модуль Б - Базовая настройка Windows. Общее время для выполнения заданий составляло 5 ч. Участники в ходе сдачи демоэкзамена показали следующие умения: • разрабатывать и развертывать комплексную информационную инфраструктуру предприятий, включающую в себя рабочие станции, серверы и сетевое оборудование;

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

19

• развертывать основные сервисы, включая службы каталогов, резервного копирования, почтовые и другие прикладные сервисы;

• использовать широкий набор операционных систем и серверного программного обеспечения;

• эффективно организовывать защищенные соединения сетей предприятий, доступ в Интернет и иные сети;

• устанавливать и настраивать устройства беспроводной сети, коммутаторы, маршрутизаторы и средства защиты информации;

• организовывать защиту информации от несанкционированного доступа;

• устанавливать, настраивать и поддерживать виртуальные среды;

• осуществлять поиск и устранение неисправностей в работе информационных систем и сетей.

В организациях образования демоэкзамен проводится с целью оценки уровня освоения обучающимися образовательной программы в следующих формах [6]:

• в качестве процедуры итоговой аттестации по образовательным программам технического и профессионального послесреднего образования для определения и оценивания уровня сформированно-сти у выпускников общих и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам деятельности;

• в качестве процедуры промежуточной аттестации в виде квалификационного экзамена по образовательным программам технического и профессионального образования для определения и оценивания уровня достижения результатов освоения обучающимися профессиональных модулей, предусмотренных образовательной программой.

Хочется отметить, что в Талдыкорганском высшем политехническом колледже отдается предпочтение сдаче демоэкзамена в качестве процедуры итоговой аттестации. Для выпускника колледжа преимущество такой формы очевидно. Он не просто сдает выпускной экзамен, но и подтверждает квалификацию в соответствии с международными стандартами. Кто сдает экзамен успешно, получает паспорт компетенций (Skills Passport), который ценится работодателями и может стать подтверждающим уровень квалификации документом во время собеседования при трудоустройстве. Есть плюсы и для самого

20

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

колледжа: данная форма итоговой аттестации позволяет более объективно оценивать качество реализуемых образовательных программ, а также материально-технической базы. Работодатели, также участвующие в процедуре экзамена, могут присмотреться к своим потенциальным сотрудникам непосредственно во время их профессиональной деятельности, и даже подписать с ними трудовой договор.

Для проведения демоэкзамена образовательной организации необходимо согласиться со следующими требованиями WorldSkills Казахстан [6]:

а) с уровнем сложности заданий комплекта оценочной документации демоэкзамена;

б) требованиями к оборудованию, оснащению и расходным материалам для проведения демоэкзамена;

в) требованиями к уровню знаний, умений и навыков, подлежащих оценке в рамках демоэкзамена;

г) с требованиями к составу экспертных групп, допускаемых к оценке выполнения заданий.

Демонстрационный экзамен проводится с использованием комплектов оценочной документации (КОД), представляющих собой техническое описание компетенции, инфраструктурный лист, критерии оценивания и экзаменационные задания. Для разработки КОДов привлекаются эксперты-организаторы от учебных заведений по компетенции.

Разработанные КОДы рассматриваются на заседании республиканского учебно-методического объединения, согласовываются с Национальным оператором, и являются едиными для всех участников, сдающих де-моэкзамен по компетенции. КОД размещается в специальном разделе на официальном сайте (www.worldskills.kz) и в Единой системе актуальных требований к компетенциям (www.eduwsk.worldskills.kz).

Результаты демоэкзамена по соответствующей компетенции, выраженные в баллах, обрабатываются в электронной системе EDUWSK и формируются в электронный документ - паспорт компетенций, форма которого устанавливается Национальным оператором движения WorldSkills. По результатам демоэкзамена по стандартам WorldSkills Казахстан все экзаменуемые получают паспорта компетенций. Победителям и призерам чемпионатов профессионального мастерства, про-

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

21

водимых Национальным оператором проекта WorldSkills Казахстан либо международной организацией «WorldSkills International», и участникам национальной сборной WorldSkills, осваивающим образовательные программы профессионального образования, паспорта компетенций с высшим баллом по компетенции вручаются без прохождения процедуры демоэкзамена.

Внедрение демоэкзамена в качестве Государственной итоговой аттестации благоприятно отразится на выпускниках колледжей. Это позволит им находить потенциальных работодателей еще в процессе обучения в колледже. Образовательным учреждениям внедрение демо-экзамена позволит участвовать в рейтинге образовательных организаций по качеству подготовки кадров.

Список литературы

1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы. Нурсултан: [Б. и.], 2019. 63 с. Текст: непосредственный.

2. Дорожкин, Е. М. Современная модель подготовки мастеров производственного обучения в условиях сетевого взаимодействия / Е. М. Дорожкин, О. В. Тарасюк, А. И. Лыжин. Текст: непосредственный // Среднее профессиональное образование. 2015. № 8. С. 25-29.

3. Демонстрационный экзамен по стандартам Worldskills: предварительные итоги и возможности масштабирования / А. Б. Захаров, Ф. Ф. Дудырев, А. В. Капуза [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва, 2018. 28 с. Текст: непосредственный.

4. Коновалов, А. А. Подготовка к чемпионату WorldSkills Russia по компетенциям креативной экономики / А. А. Коновалов. Текст: непосредственный // Непрерывное образование: теория и практика реализации: материалы 4-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 22 янв., 2021 г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2021. С. 189-192.

5. Коновалов, А. А. Профессионально-педагогическое образование: современные тенденции и пути развития / А. А. Коновалов. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 1 (1). С. 7-14.

22

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

6. Методические рекомендации по организации и проведению демонстрационного экзамена по требованиям WorldSkills Kazakhstan. Нурсултан: [Б. и.], 2020. 26 с. Текст: непосредственный.

7. Некрасова, В. Н. Значимость проведения демонстрационного экзамена при подготовке специалистов среднего звена в области электроэнергетики / В. Н. Некрасова. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 3 (3). С. 40-47.

8. Петров, Е. Е. Подготовка результативного участника финала национального чемпионата по методике WorldSkills / Е. Е. Петров. Текст: непосредственный // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 3. С. 49-56

9. Сафронова, Р. В. Участие в движении WorldSkills как основной вектор развития системы среднего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта / Р. В. Сафронова, Е. В. Кет-риш. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 3 (3). С. 18-28.

10. WorldSkills Kazakhstan: Национальный оператор. URL: http:// worldskills.kz/?page_id=48. Текст: электронный

Для цитирования: Токенова, Г. С. Демонстрационный экзамен как инновационная форма контроля успеваемости студентов / Г. С. Токенова. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 1 (4). С. 16-23. DOI: 10.17853/2686-8970-2021-1-16-23.

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.