Научная статья на тему 'Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills International - не панацея, а требование рынка труда'

Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills International - не панацея, а требование рынка труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОНСТРАЦИЯЛЫқ ЕМТИХАН / SKILLS PASSPORT / ESIM ЖүЙЕСі / WORLDSKILLS СТАНДАРТТАРЫ / WORLDSKILLS / FINAL DEMONSTRATION EXAMINATION / ESIM SYSTEM / WORLDSKILLS STANDARDS / ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / СИСТЕМА ESIM / СТАНДАРТЫ WORLDSKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агатаев К.М.

В статье раскрывается значимость внедрения итогового демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills, поднимаются проблемные вопросы организации и проведения подобного экзамена в организациях образования Республики Казахстан и предлагаются пути решения данных вопросов. Проанализирована необходимость интеграции стандартов WorldSkills в образовательные программы среднего технического и профессионального образования в рамках профессиональных модулей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агатаев К.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Demonstration exam on WorldSkills International standards is not panacea, but labor market requirement

The article reveals the importance of the final demonstration exam on WorldSkills standards, considers some issues of such an examination staging in educational institutions of the Republic of Kazakhstan and suggests ways of how to solve these issues. The need to integrate WorldSkills standards into educational programs of secondary technical and vocational education in the framework of professional modules is analyzed.

Текст научной работы на тему «Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills International - не панацея, а требование рынка труда»

m

Педагогическая наука и практика

УДК 377.5

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СТАНДАРТАМ WORLDSKILLS INTERNATIONAL - НЕ ПАНАЦЕЯ, А ТРЕБОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА

Авдатпа

Мацалада WorldSkills стандарттары бойынша цо-рытынды демонстрациялыц емтиханды енлзудщ мацыздылыгы ашылады, К^азацстан Республикасы-ньщ Бшм беру ^йымдарын-да осындай емтиханды ^йымдастыру мен eткiзудiн проблемалыц мэселе-лерi кeтерiледi жэне осы с^рацтарды шешу жолдары ^сынылады. WorldSkills стандарттарын кэсштж мо-дульдер шенберiнде орта техникалыц жэне кэсiптiк бiлiм беру багдарламаларына бiрiктiру цажеттшп талданды.

Аннотация

В статье раскрывается значимость внедрения итогового демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills, поднимаются проблемные вопросы организации и проведения подобного экзамена в организациях образования Республики Казахстан и предлагаются пути решения данных вопросов. Проанализирована необходимость интеграции стандартов WorldSkills в образовательные программы среднего технического и профессионального образования в рамках профессиональных модулей.

д Annotation

§ The article reveals the importance of the final

< demonstration exam on WorldSkills standards, considers

о some issues of such an examination staging in

g educational institutions of the Republic of Kazakhstan

и and suggests ways of how to solve these issues. The

о need to integrate WorldSkills standards into educational

CLi

С programs of secondary technical and vocational 3 education in the framework of professional modules is д analyzed.

S

<! Новые пути повышения качества профессиональ-g ной подготовки и профессионального образования Щ дает движение «WorldSkills Kazakhstan». Прежде всего, это возможность соотнести процессы и уро-

Агатаев К.М.,

заведующий Ресурсным учебным центром профессионального обучения,

Костанайский колледж автомобильного транспорта, г.Костанай

Нег1зг1 свздер: WorldSkills, демонстрациялыц емтихан, Skills Passport, eSim ЖYйесi, WorldSkills стандарттары.

Ключевые слова: WorldSkills, демонстрационный экзамен, Skills Passport, система eSim, стандарты WorldSkills.

Keywords: WorldSkills, final demonstration examination, Skills Passport, eSim system, WorldSkills standards.

^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая

вень образования у нас и за рубежом, причем на мировом уровне. В WorldSkШs сегодня участвуют более 70 стран. Важно, что данное «импортное» движение реализуется во всех регионах Казахстана.

С этого года в нашем колледже стартует пилотный проект по внедрению итогового демонстрационного экзамена, в течение которого выпускник колледжа имеет возможность наглядно показать, чему он научился за эти годы и насколько хорошо овладел профессией. Если это сварщик, то он сваривает конструкции разными видами сварки, слесарь по ремонту автомобилей проводит ремонтные работы и операции по техническому обслуживанию, электрик по ремонту автомобильного электрооборудования проводит диагностику, обслуживание и ремонт автомобильного электрооборудования. Этот экзамен выявляет лучших из лучших, то есть вся работа демонстрируется прямо на экзамене. Поэтому эксперты должны оценить, чему научился выпускник, с какими навыками он выходит на рынок труда. Стандарты WorldSkills - это высокий уровень мастерства, умение работать с высокотехнологичным современным оборудованием. Вообще сам экзамен - такой мини-чемпионат на площадке учебного заведения, практический показ того, что конкретно умеет делать молодой рабочий.

Как обычно проходит экзамен в колледжах?

В любом колледже после окончания обучения вручают диплом, в котором написано, какой квалификацией обладает выпускник. До недавнего времени существовало два варианта получения диплома о среднем профессиональном образовании. Первый годится для выпускников, получивших начальное профессиональное образование (это рабочие). Они выполняют квалификационную работу, содержание которой определяет сам колледж: скажем, повар должен поджарить две котлеты, а плотник - остру-

_

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

гать доску и сделать табурет,то есть принципы квалификации определяет само учебное заведение в соответствии со своими представлениями о том, «что такое хорошо, и что такое плохо» в данной профессии. Второй вариант сдачи экзамена практикуется для выпускников - будущих специалистов среднего звена, которые защищают дипломную работу (проект). Это теоретический экзамен, на котором выпускник на словах доказывает комиссии, какой он хороший механик, и как грамотно и ловко он проводит то или иное техническое обслуживание автомобиля, дорожной машины, трактора или сельскохозяйственной техники (оборудования). Парадоксально, но наши студенты за одну-две ночи перед экзаменом выучивают любой материал. Выяснить, что за специалиста мы выпускаем таким образом практически невозможно. Однако, человек получает диплом и идёт устраиваться на работу, хотя о его умениях можно судить только с его собственных слов.

Казалось бы, студент, только что завершивший обучение по нужной профессии, - идеальный кандидат: молод, знания, умения и навыки свежи. Так ли это? Совмещает ли выпускник теорию и практику? Как без дополнительных усилий и материальных затрат повысить уровень подготовленно- ^

сти молодого специалиста и его профес- я

сиональную пригодность, доверить ответ- т ственную работу, допустить к сложному и £2

Он

дорогостоящему оборудованию, к самому м ценному ресурсу - клиентам? Что может 3 сразу же служить инструментом проверки о знаний и умений вчерашнего студента и его ^ готовности к работе на реальном производ- д стве? Именно здесь и проявляется нужность Й и практичность демонстрационного экзамена. Практичность данного экзамена - это §

моделирование реальных производствен- <

ю

ных условий для демонстрации выпускни- о ками профе ссиональных умений и навыков, Я а вот знакомых и привычных «пятерок» и

и

Педагогическая наука и практика

«троек» здесь нет. В привычной нам трактовке экзамен - это процедура, на которой присутствуют только экзаменатор(ы) и экзаменуемый, причем нам неведомо, что именно, кем и как проверяется за «закрытыми» дверями. Новый же стандарт экзамена подразумевает публичную демонстрацию мастерства выпускника колледжа, причём это мастерство регламентировано международными стандартами WorldSkills.

Толчком для перехода к новой системе приёма демонстрационных экзаменов послужили региональные, национальные чемпионаты WorldSkills Kazakhstan.

Во-первых, задания экзамена для каждой профессии формируются, исходя из реальных требований и ситуаций в отрасли: парикмахеру - сделать красивую прическу, сварщику - раскроить, изготовить конкретную сварную конструкцию. Все это нужно сделать за ограниченное время, используя то оборудование и материалы, с которыми, с большой долей вероятности, предстоит иметь дело в реальной рабочей ситуации. И производственники могут внести в задание свою лепту, еще более приблизив его к своим реалиям, а то и вовсе провести экзамен на своей площадке, используя свои мощности, если таковые соответствуют актуаль-g ным требованиям и инфраструктурному Нлисту.

g Во-вторых, проверка осуществляется по < 100-бальной шкале, баллы присуждают-§ ся за множество аспектов, в формулировке 3 каждого из которых отражено определенное ^ умение, знание или навык - их список по о стандартам WorldSkills для каждой профес-С сии свой, сверенный с лучшими мировыми

W

3 практиками и стандартами.

В-третьих, выполненное студентом зада-

о

S ние оценивается независимыми эксперта-<! ми, включая экспертов от предприятий. о Публичность и открытость экзамена -^ четвертый принцип его проведения.

По окончании профессионального обу-

чения и по результатам демонстрационного экзамена выпускнику наряду с выдачей диплома государственного образца о среднем профессиональном образовании вручается сертификат с соответствующим разрядом, и должен на единой электронной системе интернет-мониторинга (eSim) формироваться Skills Passport - электронный паспорт профессионала, имеющий международный статус и признаваемый во всех странах-участницах движения WorldSkills International.

И потенциальный работодатель сможет воспроизвести все эти данные в системе eSim по региону, по компетенции, по диапазону баллов (сколько баллов и за какие именно профессиональные умения и навыки получил выпускник), по конкретным образовательным организациям. В итоге работодатель может сделать предложение о приеме на работу тем, кто наиболее полно соответствует их производственным требованиям, и, возможно, в дальнейшем сотрудничать с конкретным колледжем в области подготовки и развития персонала.

Возникает вопрос, как обеспечить условия для сдачи экзамена? Ведь для этого нужно оснастить колледжи всем необходимым оборудованием, станками, оснасткой, материалами. Кто будет оплачивать эту дорогую итоговую аттестацию?

В проект по внедрению демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills должны включиться все заинтересованные представители экономической деятельности Костанайской области. И Управление образования, и социальные партнеры должны быть настроены выделять деньги из своих бюджетов на оснащение колледжей и подготовку (стажировку) преподавателей и мастеров производственного обучения, потому что есть понимание, что это лучшее вложение в их собственное будущее: в рабочие руки будущих мастеров, специалистов, профессионалов. Мы должны готовить лю-

^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая

дей завтрашнего дня, которые смогут работать с самой передовой техникой. Например, существует такая штука, как современный многофункциональный станок с ЧПУ, - это невероятно сложная высокотехнологичная машина, которую сегодня может позволить себе далеко не каждое производство. Но приобретать и оснащать материально-техническую базу необходимо, ведь учение должно быть опережающим, чтобы специалисты могли работать как со старым парком машин и оснасткой, так и с современным технологическим оборудованием.

Это очень дорого, поэтому подобные нововведения надо внедрять постепенно и тщательно продумывать стратегию. И сейчас перед нами стоят две важнейшие задачи: мы должны разработать документы, регулирующие нормативы образования в рамках итоговой аттестации, и отрегулировать модель проведения самой аттестации. Экзамен нельзя превращать в безумный конвейер, ведь каждый выпускник должен выполнить работу в строго отведённые сроки и очень качественно.

Возникает вопрос, можно ли успеть проэкзаменовать таким образом целый курс всего за две недели?

Разумеется, это очень сложно, поэтому мы считаем, что период сдачи итоговой аттестации должен быть не 14 дней, а, например, тянуться весь период последнего учебного полугодия - всё равно в это время, как правило, обучающиеся проходят практику на производстве. А если бы существовал график, по которому ребята могли бы приходить и спокойно выполнять экзаменационное задание, то в этом случае всем хватило бы и времени, и дорогостоящих рабочих мест. Результаты региональных и национального чемпионатов можно было бы приравнять к итоговой аттестации, то есть победитель может не сдавать выпускные экзамены. Победитель готовится к соревнованиям, нарабатывая мастерство, знает своё

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

дело настолько хорошо, что национальные эксперты присудили ему победу. Это как вариант.

Итоговые работы (демонстрационный экзамен) по стандартам WorldSkills признаны во всём мире. Это система оценок в баллах, учитывающая массу параметров для каждой профессии. И не надо бояться слова «стандарты», ведь наша задача - не воспитание одного единственного чемпиона, который победит на национальных или международных состязаниях, а массовая подготовка мастеров, каждый из которых работает на уровне чемпиона. Наши выпускники - обычные ребята, профессионалы, которые завтра выйдут на рынок труда.

От введения новых стандартов выиграют, в первую очередь, молодые рабочие - выпускники. Рабочие, которые смогут получить востребованную профессию и повысить таким образом собственную стоимость на рынке труда, и работодатели, которым мы даём понятный механизм отбора рабочих кадров. Но в первую очередь выиграет Казахстан, в котором будет появляться всё больше высокопрофессиональных специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1.Демонстрационный экзамен по стан- t^ дартам Worldskills: предварительные ито- к ги и возможности масштабирования / А. g Б. Захаров, Ф. Ф. Дудырев, А. В. Капуза, Г. < С. Ларина, Т. А. Чиркина, А. И. Шабалин; g Национальный исследовательский универ- 3 ситет «Высшая школа экономики», Инсти- ^ тут образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2018. g — 28 с. — 200 экз. — (Факты образования с № 8(23)) §

2.КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/ щ article/n/modernizatsiya-sistemy-srednego- § professionalnogo-obrazovaniya-cherez- < dvizhenie-molodye-professionaly-worldskills- о

нч

russia (дата обращения: 15.07.2019г.) Е

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.