Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностные компетенции / профессиональное мастерство / студенческие советы / управленческие функции / мотивация / personal competencies / professional skills / student councils / managerial functions / motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полянская Екатерина Николаевна, Бабаев Тосиф Музаффар Оглы, Каргина Наталья Вячеславовна

Студенческое самоуправление играет важную роль в трансформации высшего образования, обеспечивая открытое и современное образовательное пространство.Осуществление функций в процессе деятельности органов студенческого самоуправления способствует привлечению внимания к актуальным проблемам современности, сохранению и совершенствованию традиций студенческой молодежи. Участие в студенческом самоуправлении обеспечивает развитие гражданской ответственности и поддержку общественных инициатив. Организация студенческого самоуправления является одним из важнейших факторов подготовки высококвалифицированных кадров. Это определяется, в том числе, и положениями государственных образовательных стандартов, в которых закреплено требование о подготовке самоорганизованной личности, обладающей организаторскими способностями и готовой к выполнению профессиональных функций в условиях неопределенности. В рамках исследования было установлено, что активному включению студентов в работу студенческого самоуправления способствует широкое освещение данной деятельности в цифровом и очном пространстве. Мотивацией участия студенческой молодежи в деятельности органов студенческого самоуправления в большинстве случаев является распространение сведений о деятельности студенческих структур, принятие опыта, возможность отвлечься от повседневных задач, получение позитивных санкций со стороны администрации. Участие в студенческом самоуправлении способствует саморазвитию, совершенствованию лидерских качеств, навыков работы в команде. Все это свидетельствует о высокой востребованности и конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полянская Екатерина Николаевна, Бабаев Тосиф Музаффар Оглы, Каргина Наталья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student self-government plays an important role in the transformation of higher education, providing an open and modern educational space. The implementation of functions in the process of activity of student self-government bodies contributes to drawing attention to the current problems of modernity, preserving and improving the traditions of student youth. Participation in student self-government ensures the development of civic responsibility and support for social initiatives of the younger generation. The organization of student self-government is one of the most important factors in the training of highly qualified personnel. This is determined, among other things, by the provisions of state educational standards, which stipulate the requirement to prepare a self-organized person with organizational abilities and ready to perform his functions in conditions of uncertainty. As part of the study, it was found that the active inclusion of students in the work of student self-government contributes to the wide coverage of this activity in the digital and face-to-face space. The motivation for the participation of students in the activities of student self-government bodies in most cases is the dissemination of information about the activities of student structures, the experience gained, the opportunity to distract from everyday tasks, obtaining positive sanctions from the administration. Participation in student self-government contributes to self-development, improvement of leadership qualities, teamwork skills. All this testifies to the high demand and competitiveness of the future specialist in the labor market.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Выводы. Таким образом, эффективность данной методики заключалась в самой организации учебно-воспитательной деятельности, включение в образовательный процесс социально-значимых коллаборационных проектов, направленных на формирование этнокультурных компетенций студентов, раскрывающих профессиональные возможности будущих дизайнеров в контексте благоприятных межкультурных взаимоотношений, способствующих социализации и инкультурации личности в поликультурной среде.

Литература:

1. Бакиева, O.A. Традиционный костюм сибирских татар как средство формирования этнокультурной компетенции у студентов педагогического вуза / O.A. Бакиева // Население Сибири: межнациональные отношения, образование и культурная идентичность: сборник научных трудов. - Омск: ООО «Полиграфический центр КАН», 2011. - С. 263-272. -EDN ХМРОХВ

2. Воспитание этнотолерантности подростка в семье: словарь / под общ. ред. А.Г. Козловой. - Санкт-Петербург: Нестор, 2005. - 316 е.; 20 см. - (В помощь классному руководителю).; ISBN 5-303-00216-0

3. Зубанова, С.Г. Формирование общекультурных компетенций у студентов вузов: религиозное и этнокультурное образование / С.Г. Зубанова // Социально-гуманитарное знание: традиции и инновации: Сборник научных и учебно-методических статей. Том Выпуск 3. - Москва: Издательство «Перо», 2015. - С. 17-27. - EDN TWIDCZ

4. Овчинникова, Р.Ю. Методологические основы дизайн-исследования / Р.Ю. Овчинникова // Омский научный вестник. -2013. - № 1(115). - С. 205-208. - EDN QILEQT

5. Перечень профессиональных стандартов. - https://classinform.ru (дата обращения: 10.10.2023)

6. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности / Т.В. Поштарева // Педагогика. - 2005. -№ З.-С. 35-42.

7. Сергеева, Н. А. От профессионального стандарта - к содержанию и технологиям профессионального образования / H.A. Сергеева, И.Г. Золкина, Н.В. Горшенина, Т.В. Костогриз. - Оренбург: ФГОУ СПО «ОГК», 2010. - 72 с.

8. Султанова, А.Я. Педагогический потенциал национальной культуры в формировании этнокультурной компетенции студентов вуза / А.Я. Султанова // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 25-летию Российского общества Януша Корчака / Казанский (Приволжский) федеральный университет. Том Выпуск 19. - Казань: Отечество, 2016. - С. 106-111. - EDN YRGCGT

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_rAW_140174/

10. Флиер, А.Я. Культурная компетентность личности: между проблемами образования и национальной политики / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. - 2000. - № 2. - С. 151-165. - EDN XUDYCJ

Педагогика

УДК 378.14

кандидат психологических наук, доцент Полянская Екатерина Николаевна

Российский национальный исследовательский медицинский университета имени Н.И. Пирогова (г. Москва); Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент, специалист сопровождения

Управления по размещению и сопровождению в общежитиях Бабаев Тосиф Музаффар оглы

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных, социальных и общих дисциплин Каргина Наталья Вячеславовна

Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) (г. Москва)

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Студенческое самоуправление играет важную роль в трансформации высшего образования, обеспечивая открытое и современное образовательное пространство.Осуществление функций в процессе деятельности органов студенческого самоуправления способствует привлечению внимания к актуальным проблемам современности, сохранению и совершенствованию традиций студенческой молодежи. Участие в студенческом самоуправлении обеспечивает развитие гражданской ответственности и поддержку общественных инициатив. Организация студенческого самоуправления является одним из важнейших факторов подготовки высококвалифицированных кадров. Это определяется, в том числе, и положениями государственных образовательных стандартов, в которых закреплено требование о подготовке самоорганизованной личности, обладающей организаторскими способностями и готовой к выполнению профессиональных функций в условиях неопределенности. В рамках исследования было установлено, что активному включению студентов в работу студенческого самоуправления способствует широкое освещение данной деятельности в цифровом и очном пространстве. Мотивацией участия студенческой молодежи в деятельности органов студенческого самоуправления в большинстве случаев является распространение сведений о деятельности студенческих структур, принятие опыта, возможность отвлечься от повседневных задач, получение позитивных санкций со стороны администрации. Участие в студенческом самоуправлении способствует саморазвитию, совершенствованию лидерских качеств, навыков работы в команде. Все это свидетельствует о высокой востребованности и конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда.

Ключевые слова: личностные компетенции, профессиональное мастерство, студенческие советы, управленческие функции, мотивация.

Annotation. Student self-government plays an important role in the transformation of higher education, providing an open and modern educational space. The implementation of functions in the process of activity of student self-government bodies contributes to drawing attention to the current problems of modernity, preserving and improving the traditions of student youth. Participation in student self-government ensures the development of civic responsibility and support for social initiatives of the younger generation. The organization of student self-government is one of the most important factors in the training of highly qualified personnel. This is determined, among other things, by the provisions of state educational standards, which stipulate the requirement to prepare a self-organized person with organizational abilities and ready to perform his functions in conditions of uncertainty. As part of the study, it was found that the active inclusion of students in the work of student self-government contributes to the wide coverage of this activity in the digital and face-to-face space. The motivation for the participation of students in the activities of student self-government bodies in most cases is the dissemination of information about the activities of student structures, the experience gained, the opportunity to distract from everyday tasks, obtaining positive sanctions from the administration. Participation in student self-

government contributes to self-development, improvement of leadership qualities, teamwork skills. All this testifies to the high demand and competitiveness of the future specialist in the labor market.

Key words: personal competencies, professional skills, Student councils, managerial functions, motivation.

Введение. Функционирование современной системы образования определяет огромное влияние воспитательной функции на формирование личности обучающихся [6]. Одной из отличительных особенностей высшей школы становится повышенное требование со стороны работодателей к подготовке выпускников, готовых принимать ответственные решения, стремящихся к самообразованию и профессиональному мастерству, способных проявлять свой творческий потенциал и активную жизненную позицию. Особая значимость в развитии указанных качеств состоит в организации деятельности студенческих коллективов [4].

В соответствии с положениями Федеральных государственных образовательных стандартов, студенты в процессе обучения должны овладеть определенным набором личностных и профессиональных компетенций. Среди нихумение взаимодействовать в коллективе, брать на себя управленческие функции, способность проявлять критическое мышление, умение выстраивать межличностные контакты, навыки проектирования, способность самостоятельно организовать свою работу. Усвоение и совершенствование вышеупомянутых компетенций происходит путем реализации студенческого самоуправления в системе высшего образования [8].

Студенческое самоуправление играет важную роль в трансформации высшего образования, обеспечивая открытое и современное образовательное пространство. Одной из распространенных форм организации студенческого самоуправления является студенческий совет. Его функции направлены на решение наиболее актуальных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, раскрытие личностных возможностей студентов, развитие социальной активности молодого поколения, поддержку и реализацию общественных инициатив. Работа органов студенческого самоуправления направлена на реализацию управленческих функций студентов в рамках деятельности образовательной организации [1].

От качества организации студенческого самоуправления зависит социализация студентов, поскольку в процессе его реализации у субъектов студенческих структур развиваются лидерские способности, приобретается опыт совместной деятельности, создаются условия для развития чувства социальной ответственности. Осуществление функций в процессе деятельности органов студенческого самоуправления способствует развитию навыков управления конфликтами, привлечению внимания к актуальным проблемам современности, сохранению и совершенствованию традиций студенчества. Участие в студенческом самоуправлении обеспечивает развитие гражданской ответственности и поддержку социальных инициатив молодежи.

Изложение основного материала статьи. Вопросы развития студенческого самоуправления активно обсуждаются в научной среде. Исследователи уделяют пристальное внимание возможностям реализации, формам проявлениястуденческого самоуправления, а также возможным проблемам в процессе осуществления деятельности студенческих коллективов.

И.К. Пученя отмечает, что в современной образовательной сфере студенческое самоуправление рассматривается в качестве обязательного элемента при организации образовательной, воспитательной деятельности вуза. Студенческое самоуправление создается для решения актуальных вопросов молодежи, а также с целью развития инициативности, самостоятельности и ответственности его участников. Реализация студенческого самоуправления предполагает взаимодействие студентов и педагогов по вопросам планирования, проведения, контроля обучения, а также участия в научной и внеаудиторной деятельности [5]. Е.В. Каргаполова, И.А. Мусаева, В.В. Дьякова добавляют, что основная цель деятельности студенческого самоуправления в высшей школе состоит в развитии у обучающихся личностных, профессиональных и надпрофессиональных компетенций. Функционирование студенческого самоуправления является лучшим способом для воспитания лидерских навыков студентов. Политика студенческого коллектива направлена на раскрытие индивидуальных возможностей. Также авторы отмечают, что основной мотивацией участия в данных органах становится развитие навыков soft-skills [7].

По мнению Г.С. Инертбаевой, деятельность студенческого коллектива направлена на совершенствование личностных особенностей студентов, развитие навыков совместной работы. Коммуникация педагогов и обучающихся претерпевает изменения и носит характер партнёрства, где преподаватели принимают на себя роль консультанта, оказывающего поддержку в организации деятельности студентов. Практический опыт автора подтверждает, что наибольших успехов в профессиональной сфере достигают те специалисты, которые принимают активное участие в различных видах деятельности, проявляют свои индивидуальные возможности в процессе учебной, досуговой, социальной жизни. В результате Г.С. Инертбаева приходит к выводу о том, что в современных реалиях важно уделять внимание поиску результативных форм реализации студенческого самоуправления с целью формирования у его участников навыков принятия самостоятельных решений и ответственности за результаты своей деятельности [2].

Г.А. Мерзляковподчеркивает, что институт студенческого самоуправления содержит в себе некоторые проблемы, для преодоления которых необходимо реализовать комплекс мер. В первую очередь автор предлагает ввести отбор в студенческий коллектив по портфолио. С этой целью целесообразно выделить отдельную группу студентов, которые будут заниматься анализом портфолио и дальнейшим принятием желающих в ряды студенческого самоуправления. Действующие участники студенческого объединения должны подготовить критерии, по которым будет происходить отбор. Также важно обеспечивать соответствующую дисциплину в рамках деятельности студенческого самоуправления, выделить должность секретаря, вести протоколы и учет посещаемости [3].

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что организация студенческого самоуправления является одним из важнейших факторов подготовки высококвалифицированных кадров. Это определяется, в том числе, и положениями государственных образовательных стандартов, в которых закреплено требование о подготовке самоорганизованной личности, обладающей организаторскими способностями и готовой к выполнению своих функций в условиях неопределенности.

Для анализа востребованности и возможностей студенческого самоуправления на современном этапе трансформации системы высшего образования было проведено исследование. Выборку составили студенты Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова; Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), обучающиеся на 2-3 курсе в возрасте от 18 до 22 лет. Всего в исследовании приняло участие 167 человек. Респондентам была предложена анкета на онлайн-сервисе Яндекс.Взгляд. Большинство вопросоввключали в себя варианты ответов и возможность оставлять комментарии. Результаты были получены через Яндекс.Метрику.

Первый вопрос касался осведомленности студентов о существовании органов студенческого самоуправления. 92% респондентов имеют представление о деятельности студенческого самоуправления, 4% не знают о существовании подобных структур и 4% затруднились ответить. Далее предстояло узнать мнение студентов о необходимости

функционирования студенческого самоуправления. 64% студентов проявили интерес и однозначное желание деятельности данных органов. С точки зрения 28% опрошенных, данные структуры, скорее всего, необходимы. 1% респондентов заявили о нежелании деятельности подобных объединений и 7% затруднились ответить. В результате полученных ответов можно прийти к выводу об общей потребности студентов в студенческом самоуправлении.

Следующие вопросы были направлены на определение причин, по которым респонденты не принимают участие в деятельности студенческого самоуправления. В большинстве случаев студенты выделяли банальную нехватку времени (48%). Также немало студентов отметили, что их свободное время уходит на иную активную занятость за пределами вуза (30%). Студенты в данном варианте ответа оставляли комментарии, касающиеся низкого уровня развития органов студенческого самоуправления, что побуждает обучающихся искать иные виды общественной деятельности вне образовательной организации. Оставшиеся 22% респондентов выделяли низкий уровень информированности и распространения рекламы о функционировании студенческого самоуправления. В данном случае можно прийти к выводу о том, что студенты будут активнее включаться в работу студенческого самоуправления после широкого освещения данной деятельности в цифровом и очном формате.

Студентам предлагался открытый вопрос касательно возможностей, которые открывает студенческое самоуправление для развития личностных и профессиональных компетенций обучающихся. Здесь студентам предстояло самостоятельно сформулировать ответы. Полученные результаты демонстрируют высокий уровень осознания студентами необходимости функционирования органов студенческого самоуправления. Среди возможностей были выделены:

- участие в организации различных видов общественно значимой деятельности студенческой молодежи и проведение мероприятий, направленных на формирование гражданственности, активной жизненной позиции, самостоятельности и проявление инициативности;

- повышение качества образовательной и воспитательной деятельности посредством привлечения студентов к разработке содержания занятий, мероприятий;

- активизация самостоятельной творческой деятельности обучающихся с учетом современных трендов образования;

- участие в подготовке нормативной основы различных областей жизнедеятельности молодого поколения.

В рамках исследования встал вопрос о мотивации участия студенческой молодежи в деятельности органов студенческого самоуправления. На вопрос «Что мотивирует Вас принимать участие в студенческом самоуправлении?» были получены следующие ответы. Качественное и систематическое освещение деятельности студенческого объединения, распространение материалов в цифровой среде вуза (82%) побуждает большинство студентов принимать участие в студенческом самоуправлении. Для 79% студентов мотивацией является опыт, который получают участники студенческого самоуправления. 75% респондентов отмечали чувство причастности к большому процессу, незабываемые эмоции, возможность отвлечься от повседневных задач. Для 72% опрошенных мотивацией является получение позитивных санкций со стороны администрации: баллы в рейтинг, благодарности, оформленные стенды с упоминанием конкретных студентов.

Выводы. В рамках исследования было установлено, что активному включению студентов в работу студенческого самоуправления способствует широкое освещение данной деятельности в цифровом и очном пространстве. Мотивацией участия студенческой молодежи в деятельности органов студенческого самоуправления в большинстве случаев является распространение сведений о деятельности студенческих структур, полученный опыт, возможность отвлечься от повседневных задач, получение позитивных санкций со стороны администрации.

Студенческое самоуправление представляет собой необходимыйкомпонент дляреализации образовательной и воспитательной деятельности. Распространение деятельности органов студенческого самоуправления позволяет решать возникающие задачи наиболее результативно. В процессе участия в студенческих объединениях студенты формируют профессиональные, личностные компетенции. Участие в студенческом самоуправлении способствует развитию навыков работы в команде, лидерских качеств, саморазвитию, самостоятельному принятию ответственных решений. Все это свидетельствует о высокой востребованности и конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда.

Литература:

1. Ермолаева, Е.Л. Педагогическая проблема профессионально-педагогического развития ценностных ориентаций обучающихся / Е.Л. Ермолаева, А.Ю. Петров, Ю.Н. Петров // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). - 2021. - № 1(4). - С. 7-15. - DOI 10.17853/2686-8970-2021-1-7-15. - EDN UPZPGW

2. Инертбаева, Г.С. Студенческое самоуправление как форма общественной деятельности студентов / Г.С. Инертбаева // Педагогическая наука и практика. - 2020. - № 4(30). - С. 65-68. - EDN TDULHQ

3. Мерзляков, Г.А. Проблемы развития студенческого самоуправления (на примере студенческого самоуправления "МВЕК") / Г.А. Мерзляков // Человек в природном, социальном и социокультурном окружении: Материалы IV региональной студенческой научно-практической конференции, посвященной 60-летия полета Ю.А. Гагарина, Ижевск, 23 апреля 2021 года. - Ижевск: Частное образовательное учреждение высшего образования "Восточно-Европейский институт", 2021. - С. 65-69. -EDNBEQRJN

4. Петровский, A.M. Технологии социального партнерства в образовании / A.M. Петровский, О.Н. Абрамов, О.И. Ваганова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8, № 4(29). - С. 137-140. - DOI 10.26140/bgz3-2019-0804-0028. - EDN ICWJHG

5. Пученя, H.K. Студенческое самоуправление в учреждении высшего образования в контексте современных научных представлений / И.К. Пученя // Вестник Минского государственного лингвистического университета. Серия 2: Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. - 2019. - № 2(36). - С. 31-38. - EDN EGYNAC

6. Савченков, A.B. Реализация в образовательном процессе вуза современных интерактивных воспитательных технологий направленных на развитие гибких навыков будущих педагогов / A.B. Савченков, Н.В. Уварина, Г.В. Щагина // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 2(43). - DOI 10.26795/2307-1281-2023-11-2-5. - EDN PKHAIU

7. Студенческое самоуправление в современном российском вузе (по результатам эмпирического исследования) / Е.В. Каргаполова, H.A. Мусаева, В.В. Дьякова [и др.] // ЦИТИСЭ. - 2023. - № 3(37). - С. 159-174. - DOI 10.15350/24097616.2023.3.14. - EDN VRPZRP

8. Факторы и показатели конкурентоспособности образовательной программы / A.M. Петровский, М.П. Прохорова, A.M. Хамидулин, К.В. Калинкина // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. -№ 11(58). - С. 648-650. - EDN XNJJKH

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.