Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В АСПЕКТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В АСПЕКТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ЛИДЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрыпник Д. О.

Рассмотрены особенности формирования лидерских качеств у современной молодежи в аспекте региональной системы образования. Представлен обзор понятия «педагогические условия». Изучена роль школьного и студенческого самоуправления в системе управления образовательным учреждением в общеобразовательных, средних профессиональных и высших учебных учреждениях города Севастополя. Проанализированы основные признаки самоуправления. Представлены педагогические условия, позволяющие сформировать лидерские качества у молодежи. Особое внимание уделяется мнению школьников и студентов о развитии органов молодежного самоуправления в образовательных учреждениях города. В связи с этим основная цель - разработать, научно обосновать и экспериментально проверить педагогические условия реализации молодежной политики в региональном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF IMPLEMENTATION STATE YOUTH POLICY IN THE ASPECT OF THE REGIONAL EDUCATION SYSTEM

The features of the formation of leadership qualities in modern youth in the aspect of the regional education system (on the example of the federal city of Sevastopol) are considered. An overview of the concept of "pedagogical conditions" is presented. The role of school and student self-government in the management system of an educational institution in general education, secondary vocational and higher educational institutions of Sevastopol has been studied. The main features of self-government are analyzed. The pedagogical conditions are presented that allow the formation of leadership qualities in young people. Particular attention is paid to the opinion of schoolchildren and students on the development of youth self-government bodies in educational institutions of the city of Sevastopol. In this regard, the main goal is to develop, scientifically substantiate and experimentally test the pedagogical conditions for the implementation of youth policy in the regional aspect.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В АСПЕКТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В АСПЕКТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

© 2021 Д. О. Скрыпник

аспирант кафедры педагогического образования, референт заместителя губернатора - председателя правительства Севастополя e-mail: deni_rossa.skr@ mail.ru

Севастопольский государственный университет

Рассмотрены особенности формирования лидерских качеств у современной молодежи в аспекте региональной системы образования. Представлен обзор понятия «педагогические условия». Изучена роль школьного и студенческого самоуправления в системе управления образовательным учреждением в общеобразовательных, средних профессиональных и высших учебных учреждениях города Севастополя. Проанализированы основные признаки самоуправления. Представлены педагогические условия, позволяющие сформировать лидерские качества у молодежи. Особое внимание уделяется мнению школьников и студентов о развитии органов молодежного самоуправления в образовательных учреждениях города. В связи с этим основная цель -разработать, научно обосновать и экспериментально проверить педагогические условия реализации молодежной политики в региональном аспекте.

Ключевые слова: развитие, процесс воспитания, самоуправление, молодежная политика, лидер.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF IMPLEMENTATION STATE YOUTH POLICY IN THE ASPECT OF THE REGIONAL EDUCATION SYSTEM

© 2021 D. O. Skrypnik

Postgraduate student at the Department of Pedagogical Education, Assistant deputy governor - chairman of government Sevastopol e-mail: deni_rossa. skr@mail. ru

Sevastopol State University

The features of the formation of leadership qualities in modern youth in the aspect of the regional education system (on the example of the federal city of Sevastopol) are considered. An overview of the concept of "pedagogical conditions" is presented. The role of school and student self-government in the management system of an educational institution in general education, secondary vocational and higher educational institutions of Sevastopol has been studied. The main features of self-government are analyzed. The pedagogical conditions are presented that allow the formation of leadership qualities in young people. Particular attention is paid to the opinion of schoolchildren and students on the development of youth self-government bodies in educational institutions of the city of Sevastopol. In this regard, the main goal is to develop, scientifically substantiate and experimentally test the pedagogical conditions for the implementation of youth policy in the regional aspect.

Keywords: development, education process, self-government, youth policy, leader.

В современной России основная ответственность за сохранение моральных ценностей и традиций возложена на сферу образования. Основной задачей является не

только демократизация системы общественных отношений, но и подготовка нового поколения молодежи - деятельных, умеющих мыслить, социально ответственных, воспитанных и творческих людей.

Во все времена представители молодежи поддерживали положительные преобразования, разрабатывали новые технологии и внедряли их в жизнь, формировали культуру и защищали Родину от агрессии.

В целях обеспечения прорывного развития страны необходимо обратить особое внимание на молодежь, её мировоззрение, образование, профессиональную квалификацию, лидерские качества и предпринимательские способности.

Перед региональной системой образования ставится задача имплементации в сферу образования новых образовательных приемов, методов и современных педагогических технологий. Осуществляя модернизацию региональной системы образования и внедряя в образовательную деятельность эффективные педагогические технологии, необходимо уделить особое внимание формированию у школьников и студентов лидерских качеств.

Президент Российской Федерации В.В. Путин считает, что Российское общество нуждается в молодых гражданах, которые способны взглянуть по-новому на неразрешенные годами проблемы. Глава государства отмечает, что молодежь должна развивать в себе лидерские качества, которые способствуют становлению профессиональной личности в любом направлении деятельности.

Среди современных исследователей, вопросы реализации государственной молодежной политики отражены в диссертационных исследованиях Е.Г. Некрасовой, Т.В. Шелудяковой, А.В. Кочеткова, С.А. Маркова и др.

Следовательно, важной особенностью организации региональной системы образования является нацеленность на подготовку не только специалистов своего дела, но и организаторов, руководителей. Во время профессионального обучения студент должен получить знания основ управления, принятия правильности решений и умения общаться с коллегами. В условиях среднего образования данные умения формируются в форме игры, например, через школьное самоуправление, а в условиях высшего образования - через студенческое самоуправление. Но школа и вуз, как показывает практика, не дают достаточной подготовки в области усвоения навыков профессионального поведения и руководства коллективом.

Реализация молодежной политики будет эффективна и результативна при условии учёта индивидуальных особенностей молодежи на этапе профессионального развития; определения педагогических условий последовательной реализации молодежной политики в школах и вузе.

В украинский период молодежной политике не уделялось внимание со стороны институтов гражданского общества, образовательных учреждений и органов государственной власти, что негативно сказалось на потенциале молодого поколения. Однако в настоящее время молодежная политика становится важным элементом социализации развития сферы образования и опирается на следующие факторы:

- стремление молодежи принимать самостоятельные решения по дальнейшему личностному росту и получению навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе;

- участие молодых людей в деятельности молодежных общественных организаций, школьных и студенческих движений;

- разработку новых педагогических условий, концепций и программ развития современной государственной молодежной политики на региональном и федеральном уровнях.

Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»1, «образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков...».

Важность реализации молодежной политики прослеживается на всех уровнях образовательного процесса, от школ до вузов, ведь именно перед ними стоит задача осуществления воспитательной и образовательной функции среди молодежи.

С изменением принципов и методов обучения совершенствуется и характер преподавания дисциплин. Преподаватели ставят перед собой вопрос: «Как преподавать?». Обычно он включает в себя такие проблемы, как определение оптимальных способов и путей организации учебно-образовательной деятельности школьников и студентов, выбор содержания, методов, форм, педагогических условий и технологий обучения, их единство в учебно-образовательном процессе [Скрыпнин 2019: 210].

Как следствие, участие молодежи в деятельности общественных организаций способствует непосредственной самореализации, высокой социальной активности, социализации в обществе и занятости в значимых для государства сферах деятельности.

Система образования города Севастополя представлена общим средним образованием, в количестве 68 общеобразовательных учреждений, которые включают 43 общеобразовательные школы, 7 гимназий, 7 школ с углубленным изучением предметов, 2 школы-интерната, 1 школу категории «Начальная школа - детский сад», 3 образовательных центра, 5 частных школ; средним профессиональным образованием в количестве 10 профессиональных образовательных организаций; высшим образованием в количестве 6 государственных университетов (или их филиалов).

В образовательных учреждениях города Севастополя воспитательная работа проводится через школьное самоуправление, в вузе - через студенческое самоуправление (совет обучающихся).

Н. Крылова отмечает, что школьное самоуправление - это режим совместной и самостоятельной жизни, в которой ребенок и подросток может определить свое место и реализовать свои способности и возможности [Крылова 2002: 91].

«. Важную роль призвано сыграть участие детей и подростков в управлении своим классным и общешкольным коллективом. Развитие самоуправления помогает им понять всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций» [Воронина 2015: 81].

В школах ошибочно подразумевается школьное самоуправление как временная программа или мероприятие. Однако в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (10-11 кл.)2 разъясняется, что необходимо приобщать учащихся к общественной деятельности и школьным традициям, участию в различных детско-юношеских организациях или движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, библиотечная сеть, краеведческая работа), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных).

1 Об образовании в Российской Федерации (последняя редакция): федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 // «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 20.01.2021).

2 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 класс). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 20.01.2021).

Рассмотрим самоуправление как педагогическое условие в контексте формирования лидерских качеств молодежи, выделим его наиболее важные признаки:

- самостоятельность (осуществление управленческих функций, исполнение и получение результатов);

- осуществление обратной связи (коммуникация с другими организациями);

- целеустремленность (способность ставить цель и четко осознавать результаты, находить оптимальные пути для достижения поставленных целей);

- иерархичность (отображать в понятной структуре орган молодежного самоуправления, с установленными взаимосвязями и разделением полномочий, степени ответственности и др.);

- системность (организовывать свою деятельность на системной основе).

Педагогические условия - это воспитательные меры, способствующие развитию

самоуправления в соответствующей образовательной организации.

А.Е. Подобин, отечественный ученый, известный своим вкладом в разработку сущности педагогических условий, обозначил их смысл как «особые обстоятельства или особую обстановку, специально создаваемые педагогами в целях систематической помощи саморазвитию и профессиональному усовершенствованию личности в меру ее сил и сообразно ее социальному идеалу» [Подобин 1999: 473].

Деятельность образовательных учреждений в сфере молодежной политики должна иметь целенаправленное действие и организовываться с учетом следующих особенностей:

- личностной и профессиональной направленности возрастной группы молодежи;

- актуальности современных проблем и задач по их решению;

- тенденции развития современного общества.

Согласно статье 2 Федерального закона от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», молодежью считаются граждане в возрасте от 14 до 35 лет.

Таким образом, первым образовательным учреждением, в задачи которого должны входить общие воспитательные принципы, являются общеобразовательные учреждения.

Рассмотрим более подробно особенности студенческого самоуправления. Воспитательная работа в вузах проводится через организованные студенческие советы (советы обучающихся), студенческие объединения или общественные организации. Совет обучающихся - главное педагогическое условие или воспитательный механизм, созданный на добровольном, осознанном желании молодых граждан работать над совершенствованием. Основными целями деятельности совета обучающихся является разработка условий для реализации культурных и творческих потребностей, гармоничного развития студентов, их культуры и моральных качеств, формирования навыков организатора и руководителя (лидерских качеств).

Н.Д. Шафеева обращает внимание на то, что «вовлечение студентов в общественную деятельность оказывает позитивное влияние на развитие у них лидерских качеств» [Шафеева 2003: 123].

К основным задачам студенческого самоуправления можно отнести:

- содействие в формировании патриотических чувств у обучающихся, уважение к истории и многонациональному народу Российской Федерации, а также чувств национального сознания и достоинства;

- содействие повышению качества образовательного процесса с учетом интересов обучающихся;

- вовлечение студенческой молодежи в деятельность органов студенческого самоуправления для решения социальных задач и др.

Ц.Ч. Жимбаева отмечает, что «одной из главных отличительных особенностей профессионального образования становится повышенное требование социального общества к раскрытию творческих способностей будущих специалистов, к воспитанию социально-активной личности, гражданственности, патриотизма, готовности к ответственности за решение профессиональных проблем, стремления к самосовершенствованию и самообразованию, росту профессионального мастерства...» [Жимбаева 2015: 125].

В исследовании по вопросу функционирования органов молодежного самоуправления (ОМС) принял участие 331 респондент, из которых 195 - женщины, 136 - мужчины: учащиеся общеобразовательных школ города Севастополя, студенты ГБУ ПОС «Севастопольский индустриально-педагогический колледж имени П.К. Менькова», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» и работающая молодежь города Севастополя. В исследовании участвовала молодежь в возрасте от 14 до 35 лет.

Результаты опроса выявили следующие проблемы:

- низкая организация информированности о ОМС и его возможностях, более 48 % (рис. 1);

- низкое раскрытие потенциальных возможностей и талантов среди молодежи. Данная проблема требует выбора эффективных подходов и поиска решений, по мнению более 60 % респондентов (рис. 2);

- в работе органа студенческого самоуправления участвуют одни и те же студенты, то есть обучающиеся вовлекаются не в полной мере - 59 % респондентов (рис. 3);

- в молодежном обществе присутствует необходимость разработки целевой программы для формирования лидерских качеств у молодежи - 56,5 % респондентов (рис. 4).

Достаточно ли информации о деятельности ОМС в образовательном учреждении?

200

150 100 50

□ Да, достаточно □ Нет, не достаточ □ Затрудняюсь ответить

160

111

60

Рис. 1. Результат анкетирования молодежи по вопросу информационного обеспечения деятельности органа самоуправления

Эффективно ли раскрывают творческие возможности молодежи в образовательных учреждениях?

250 п 200 150 100 50

о

200

эо

41

□ Да, эффективно

□ Нет, не эффективно

□ Затрудняюсь ответить

Рис. 2. Результат анкетирования молодежи по вопросу использования эффективных методик раскрытия талантов среди молодежи

Правда ли, что количество молодежи, принимающей участие в деятельности органа самоуправления неизменно («участвуют одни и те же»)?

250 200 150 100 50 0

196

101

34

□ Да, правда

□ Нет, не правда

□ Затрудняюсь ответить

Рис. 3. Результат анкетирования молодежи по вопросу участия в деятельности органа самоуправления

Хотели бы вы пройти обучение по целевой программе формирования лидерских качеств?

200 150 100 50

□ Да, хотел бы □ Нет, не хотел ( □ Затрудняюсь ответить

187

104

40 |

Рис. 4. Результат анкетирования молодежи по вопросу прохождения обучения по программе формирования лидерских качеств

Таким образом, в сфере осуществления воспитательной работы с молодежью возникает необходимость повышения качества и эффективности работы, разработки новых форм взаимодействия с учащимися и обучающимися, отвечающие запросам современной молодежи.

Сфера молодежной политики в условиях региональной системы образования нуждается в безотлагательном совершенствовании, в первую очередь - в формировании единства педагогических условий: разработки целевых программ для формирования лидерских качеств молодежи и современных методик воспитательной работы, что подтверждается представленным исследованием3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программа по формированию лидерских качеств у студентов должна включать в себя: общий курс по теоретическим основам лидерства; курс управленческой подготовки будущей профессиональной деятельности; практические навыки лидера (тренинги, деловые игры и т.д.); самопознание и саморазвитие личности.

Главным педагогическим условием, влияющим на развитие студенческого самоуправления, является теоретическая и практическая подготовка субъектов ОМС к управленческой деятельности, которая зависит от профессионализма педагогов, обучающих этому студентов и направляющих их практическую деятельность, так как именно практическая деятельность есть показатель усвоения теоретических знаний [Вольткевич 2005: 139].

3Размещенное исследование (анкета), онлайн-опрос Google Формы. URL: https://docs.google.eom/forms/d/e/1FAIpQLScZtbJWmDi6DWLFb8bLUg_

Формирование лидерских качеств обучающихся зависит от функциональности педагогических условий: правильно организованной деятельности ОМС, своевременно внедренной инновационной технологии, участия педагогических работников в деятельности ОМС, мониторинге и организации мотивационно-ценностной ориентации студентов.

Указанные педагогические условия способствуют формированию лидерских качеств у воспитуемых: приобретению опыта управления и достижения желаемых результатов, влияют на самореализацию личности обучающихся, развивают системность и целеустремленность.

Библиографический список

Волоткевич, Т. Н. Самоуправление студентов как фактор организации воспитательной работы в вузе : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Т. Н. Волоткевич. - Красноярск, 2005. - 254 с. - Текст : непосредственный.

Воронина, Е. В. Формирование системы ученического самоуправления в общеобразовательной школе / Е. В. Воронина, А. А. Ельцова. - текст : непосредственный // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. V Международная научно-практическая конференция / под редакцией Т. В. Яковлевой. - Чебоксары : Центр научного сотрудничества «Итерактив плюс», 2015. - № 1 (3). - С. 80-82.

Жимбаева, Ц. Ч. Студенческое самоуправление: его роль в становлении личности студента / Ц. Ч. Жимбаева. - Текст : электронный // Концепт. - 2015. - № 13. - С, 126-130. - ШЬ: http://e-koncept.ru/2015/85026.htm. (дата обращения: 20.01.2021)

Крылова, Н. Школьное самоуправление: перед выбором пути / Н. Крылова. -Текст : непосредственный // Народное образование. - 2002. - № 7. - С. 89-97.

Подобин, А. Е. Вариативно-ситуационный подход к формированию профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя во внеаудиторной деятельности : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / А.Е. Подобин. - Кострома, 1999. - 228 с. - Текст : непосредственный.

Скрыпник, Д. О. Игровые технологии и их использование в педагогической деятельности с молодежью / Д.О. Скрыпник, А.А. Воронин. - Текст : непосредственный // Устойчивое развитие науки и образования. - 2019. - № 11. -С. 207-212.

Шафеева, Н. Д. Студенческое самоуправление как фактор развития лидерских качеств : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Н.Д. Шафеева. - Москва, 2013. - 242 с. - Текст : непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.