УДК 378.183
Студенческое самоуправление как условие формирования личностных и профессиональных качеств обучающихся педагогического вуза
Student self-government as a condition for the formation of personal and professional qualities of pedagogical university students
Богатикова А.Н., ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», anuta. bogatikova@yandex. ru
Крылова Ю.С., ФГБОУ ВО «Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова», [email protected]
Яковлева М.ЮЮ., ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», mu.yakovleva@mpgu. su
Bogatikova A., Russian State University for the Humanities, [email protected] Krylova Y., Petrozavodsk State Glazunov Conservatoire, [email protected] Yakovleva M., Moscow Pedagogical State University, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2020.85.11.015
Ключевые слова: студенческое самоуправление, профессиональное развитие, профессиональная подготовка, личностные и профессиональные качества педагога, субъектная позиция.
Keywords: student self-government, professional development, professional training, personal and professional qualities of a teacher, subjective position.
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения значимости воспитательной работы в современном вузе и поиске эффективных форм деятельности, способствующих профессиональному становлению студентов - будущих педагогов. Цель исследования - выявить субъектную позицию студентов педагогического вуза о студенческом самоуправлении как условии формирования и развития их личностных и профессиональных качеств. Установлено, что участие в студенческом самоуправлении способствует формированию, совершенствованию и развитию личностных и профессиональных качеств обучающихся - будущих педагогов. Оценена степень включенности обучающихся педагогического вуза в студенческое самоуправление. Выявлены наиболее предпочтительные для студентов направленности мероприятий, организуемых студенческим советом. Определен пул значимых для студентов педагогического вуза личностных и профессиональных качеств, формируемых в процессе студенческого самоуправления и необходимых для их будущей профессиональной деятельности.
Abstract. The relevance of the study is due to the need to increase the importance of educational work in a modern university and the search for effective forms of activity that contribute to the students' professional development -future teachers. The purpose of the study is to reveal the internal position of students of a pedagogical university on student self-government as a condition for the formation and development of their personal and professional qualities. It has been established that participation in student self-government contributes to the formation, improvement and development of personal and professional qualities of the students - future teachers. The most preferable directions of activities organized by the student council for students were revealed. The degree of involvement of students of a pedagogical university in student self-government was assessed. The pool of personal and professional qualities that is significant for students of a pedagogical university, formed in the process of student self-government and necessary for their future professional activities, has been determined.
Введение. В условиях модернизации и системных изменений в образовании педагогу необходимо обладать определенным
комплексным пулом профессиональных качеств,
приобретаемых преимущественно в процессе
профессионального развития. Внедрение
инновационных образовательных технологий,
форм, средств и методов организации
образовательного процесса требует от педагогических работников повышения профессиональной компетентности, развития их личностных и профессиональных качеств.
Особо значимыми этапом профессионального становления будущего педагога является профессиональная подготовка, определяющая траекторию дальнейшего развития личности как специалиста. В период обучения в образовательной организации высшего образования происходит «осознанное стремление к самореализации, определяются основные направления жизненных позиций» [2].
Для успешного профессионального становления и развития личности требуется систематическое усовершенствование и расширение профессиональных компетенций [8].
Необходимые профессиональные
компетенции, личностные и профессиональные качества студентов формируются,
совершенствуются и развиваются в процессе профессиональной подготовки не только в учебной, но и во внеучебной деятельности. В связи с чем, важным становится создание благоприятных условий для их развития и самореализации, одним из которых является формирование воспитывающей среды - «среды созидательной деятельности, общения, разнообразных событий, возникающих в них отношений, демонстрации достижений» [1].
В.А. Ясвин рассматривает образовательную среду как территориально и событийно ограниченную совокупность влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития [12].
В.Е. Цибульникова подчеркивает, что образовательная среда выступает как «единый и неделимый фактор внутреннего и внешнего психосоциального и социокультурного развития личности» [7]. Образовательная и воспитывающая среды способны обладать признаками культуросообразности, аксиологичности,
адаптивности, здоровьесозидания, рефлексивности, билингвальности, безопасности и др.
При этом В.В. Самородовой отмечается, что фактором формирования социально безопасной среды современного вуза выступает студенческое самоуправление [4].
Развитие студенческого самоуправления способствует формированию у обучающихся самостоятельности, лидерских качеств, социальной направленности и созидательной активности. Эти важные качества необходимы будущему педагогу в его дальнейшей профессиональной деятельности. Е.Н. Федорова и В.Е. Цибульникова подчеркивают, что
«Педагогическая деятельность является основополагающей характеристикой трудовой активности существования учителя в профессии... смыслосозидательная
направленность профессиональной деятельности является одним из ключевых компонентов педагогического труда, созидание становится смыслом образования человека» [10].
В связи с чем, важной и актуальной формой воспитательной работы в вузе является студенческое самоуправление, позволяющее будущим педагогам проявлять инициативу в организации и участии в различных видах деятельности духовно-нравственной, социальной, патриотической, физкультурно-спортивной и иной направленности.
Студенческое самоуправление как целенаправленная деятельность студентов предполагает их активное участие в принятии решений, связанных с жизнью вуза и отельных его подразделений (институтов/факультетов, общежитий, студенческих объединений и др.), проявление инициативы обучающихся по организации их досуга и удовлетворению потребности в самореализации.
Студенческое самоуправление выступает и системообразующим элементом организационной культуры педагогического вуза, «ценности организационной культуры выступают в качестве магистрального мотиватора организационного поведения» [11]. Развитие студенческого самоуправления как ресурса формирования ценностных механизмов - одно из ключевых условий эффективности управления
воспитательной работой в образовательной организации высшего образования.
Главными субъектами студенческого самоуправления являются студенты, личностно-профессиональное становление которых выстраивается как «процесс личностных, субъектных и деятельностных изменений» [3]. Следовательно, студенческое самоуправление должно строиться на основе их субъектной позиции, инициативы, интересов и созидательной активной деятельности, что способствует формированию социального здоровья обучающихся, ключевыми критериями сформированное™ которого выступают: социальная активность личности; успешная социализация, наличие общественно значимых смыслов и ценностей; социальная ответственность; социальная терпимость; устойчивый социальный иммунитет [9].
М.А. Цветкова отмечает, что студенческое самоуправление формирует и развивает «социально-значимые качества, такие как:
ответственность, мобильность,
самоорганизованность, решительность, а также готовность к открытому диалогу и взаимодействию» [6].
В.Н. Стегний провел исследование по выявлению позиций студентов относительно студенческого самоуправления и установил, что, по мнению обучающихся, основными направлениями деятельности органов
студенческого самоуправления в вузе является: проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий, обеспечение студентов
информацией по различным вопросам жизнедеятельности вуза и его структурных подразделений; социальная защита и помощь студентам; оказание юридических консультаций; организация научно-исследовательской работы со студентами; содействие в решении социально-бытовых вопросов; содействие в трудоустройстве выпускников. Согласно данным, представленным в исследовании, подавляющее большинство студентов (88%) считают главным направлением работы организацию и проведение культурно-массовых мероприятий. При этом они отмечают, что студенческое самоуправление им необходимо преимущественно для участия в мероприятиях, сплочения студенческого коллектива и получения навыков управленческой деятельности [5].
Таким образом, мы видим, что у обучающихся в процессе активной деятельности в процессе студенческого самоуправления формируются организаторские способности, умение работать в команде как универсальные компетенции, которые могут стать залогом успешной профессиональной деятельности.
Материалы и методы исследования. Исследование было проведено на базе ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Выборку исследования составили 74 студента бакалавриата (1 - 4 курсы) очной формы обучения по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» в возрасте от 17 до 23 лет.
Цель исследования - выявить субъектную позицию студентов - будущих педагогов о
студенческом самоуправлении как условии формирования и развития их личностных и профессиональных качеств.
В рамках исследования мы поставили следующие задачи:
- оценить степень включенности обучающихся в студенческое самоуправление;
- выявить внутреннюю позицию студентов относительно их личностных и профессиональных качеств, формируемых в деятельности студенческого самоуправления;
- выявить наиболее предпочтительные для студентов направленности мероприятий, организуемых студенческим советом;
- определить пул значимых для студентов педагогического вуза личностных и профессиональных качеств, формируемых в процессе студенческого самоуправления и необходимых для их будущей профессиональной деятельности.
Для определения отношения студентов педагогического вуза к студенческому самоуправлению мы разработали анкету, включающую вопросы о степени включенности студентов в студенческое самоуправление, направлениях воспитательной работы студенческого самоуправления, личностных и профессиональных качествах, формируемых в процессе участия в студенческом самоуправлении и необходимых для успешной реализации в их дальнейшей профессиональной деятельности.
Для обработки данных, полученных в результате анкетирования, мы использовали контент-анализ и методы математической статистики.
Результаты исследования. В рамках исследования степени включенности студентов в студенческое самоуправление
института/факультета, мы оценивали степень включенности в актив студенческого самоуправления (0-1 баллов), степень включенности в обсуждение вопросов, связанных с жизнью вуза (0-1 баллов), степень участия в мероприятиях, организованных студенческим самоуправлением (0-2 баллов). Ответы респондентов указаны в таблице 1.
Таблица 1. - Характеристика ответов респондентов на вопросы, касающиеся степени их включенности в студенческое самоуправление института/факультета
Вопросы Ответы
1. Состоите ли вы в активе студенческого совета института/факультета и его секторов? Да Нет
16,22% 83,78%
2. Принимаете ли вы участие в обсуждении вопросов связанных с жизнью института/факультета, вносите ли предложения по улучшению? Да Нет
18,92% 81,08%
3. Участвуете ли вы в мероприятиях, организованных студенческим советом института/факультета? Да, часто Да, редко Нет
14,86% 43,24% 41,89%
58,11%
Таким образом, в активе студенческого совета факультета состоит 16,22% студентов; принимает участие в обсуждении вопросов связанных с жизнью института/факультета лишь 18,92% студентов; в мероприятиях, организованных студенческим советом принимает участие более
На основе выделенных выше критериев и полученных данных мы оценили степень включенности студентов в студенческое самоуправление по 5-ти бальной шкале, где 0
В рамках решения второй исследовательской задачи студентам было предложено выделить 5 личностных и профессиональных качеств, которые формируются в активной деятельности в контексте студенческого самоуправления (рейтинг ответов представлен в таблице 4).
половины опрошенных (58,11%), но при этом большая часть из них участвует редко (43,24%).
Определено мнение студентов о предпочтительных для них направленностях мероприятий, организованных студенческим советом, см. таблицу 2.
баллов - это низкая степень включенности, 2 балла - средняя степень включенности, 4 балла - высокая степень включенности, см. таблицу 3.
Студентам было предложено обозначить 5 личностных и профессиональных качеств, которые необходимы педагогу для реализации успешной профессиональной деятельности, см. таблицу 5.
Личностные и профессиональные качества Доля опрошенных
Ответственность 62,16%
Креативность 54,05%
Коммуникабельность 45,95%
Активность 37,84%
Организованность 25,68%
Инициативность 20,27%
Оптимизм 18,92%
Дружелюбие 16,22%
Организаторские способности 14,86%
Целеустремленность 10,81%
Эмпатия 10,81%
Заинтересованность 8,11%
Умение работать в команде 8,11%
Таблица 2. - Предпочтительные для студентов направленности мероприятий
Направленность мероприятия Доля опрошенных
Творческая 85,14%
Просветительская 43,24%
Научная 27,03%
Физкультурно -спортивная 18,92%
Гражданско -патриотическая 12,16%
Волонтерская (добровольческая) 2,7%
Таблица 3. - Шкала степени включенности студентов в студенческое самоуправление
Степень включенности 0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла
Низкая Ниже среднего Средняя Выше среднего Высокая
Количество студентов 29 28 6 4 7
Процент студентов 39,19% 37,84% 8,11% 5,41% 9,46%
Таблица 4. - Рейтинг личностных качеств, формируемых в системе студенческого самоуправления
Таблица 5. - Рейтинг личностных качеств, которые необходим педагогу-психологу для реализации успешной профессиональной деятельности
Личностные и профессиональные качества Доля опрошенных
Эмпатия 54,05%
Дружелюбие 39,19%
Коммуникабельность 35,14%
Ответственность 33,78%
Внимательность 27,03%
Компетентность 25,68%
Устойчивость (стрессоустойчивость, эмоциональная устойчивость) 25,68%
Желание помогать 22,97%
Такт 20,27%
Стремление к саморазвитию 16,22%
Любовь к детям/ людям 16,22%
Толерантность 14,86%
Честность 14,86%
Таким образом, выявлено, что наиболее предпочтительными направленностями
мероприятий, организуемых студенческим советом, является творческая (85,14%) и просветительская (43,24%) направленность, которые способствуют творческой
самореализации обучающихся, удовлетворяют их потребность в получении новых знаний. Установлено, что эмпатию, дружелюбие, коммуникабельность и ответственность студенты считают значимыми для их будущей профессиональной деятельности, а студенческое самоуправление способствует формированию, совершенствованию и развитию данных качеств. Оценена степень включенности обучающихся в студенческое самоуправление: большинство студентов (77,03%) показали низкую и ниже среднего степень включенности в студенческое самоуправление. Несмотря на это, большинство опрошенных (85,14%) осознают его особую роль различных видов деятельности в системе воспитательной работы вуза для их профессионального становления.
Заключение. Обобщение теоретических установок и диагностических материалов позволило выделить авторскую позицию -
активное созидательное участие обучающихся в студенческом самоуправлении способствует формированию, совершенствованию и развитию их личностных и профессиональных качеств обучающихся педагогического вуза, а студенческое самоуправление может выступать одним из условий профессионального развития будущих педагогов.
Мы исследовали различные субъектные позиции студентов педагогического вуза относительно роли студенческого
самоуправления в формировании их личностных и профессиональных качеств и пришли к выводу, что данная форма организации студенческих видов деятельности - одна из важнейших составляющих воспитывающей среды образовательной организации высшего образования, позволяющая развиваться студентам в личностном и профессиональном плане.
Перспективы дальнейшего исследования мы видим в том, чтобы выявить взаимосвязь между степенью включенности студентов
педагогического вуза в различные виды деятельности в системе воспитательной работы образовательной организации высшего образования и уровнем профессионального становления обучающихся.
Литература:
1. Богданова Р.У. Подготовка студентов-вожатых к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях / Р.У. Богданова // Вестник педагогических инноваций. - 2019. - № 1(53). - С. 52-58.
2. Лимонова О.О., Дрожжина Н.Б. Психологические детерминанты профессионально-личностного становления студентов вузов / О.О. Лимонова, Н.Б. Дрожжина // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 2(133). - С. 111116.
3. Пешкова В.П. Социокультурная среда вуза как фактор личностно-профессионального становления специалиста / В.П. Пешкова // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 1(126). - С. 72-77.
4. Самородова В.В. Студенческое самоуправление как фактор формирования социально безопасной среды вуза / В.В. Самородова // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 6(137). - С. 43-48.
5. Стегний В.Н. Студенческое самоуправление глазами студентов / В.Н. Стегний // Власть. - 2016. - № 4. - С. 169-175.
6. Цветкова М.А. Студенческое самоуправление: функции и механизмы реализации в современных условиях (на примере координационного совета института педагогики и психологии костромского государственного университета) / М.А. Цветкова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 6(119). -С. 93-96.
7. Цибульникова В.Е. Здоровьеформирующая и здоровьесберегающая среда как компонент образовательной среды школы / В.Е. Цибульникова // Наука и школа. - 2018. - № 1. - С. 156-165.
8. Цибульникова В.Е. Общие основы менеджмента в образовании: учебное пособие для студентов педагогических вузов / В.Е. Цибульникова. - Москва. -2016. - 231 с.
9. Цибульникова В.Е. Социальное здоровье участников образовательного процесса школы и его критерии / В.Е. Цибульникова // Школа будущего. -2015. - № 4. - С. 134-145.
10. Цибульникова В.Е., Федорова Е.Н. Смыслосозидательный континуум профессиональной деятельности учителя / В.Е. Цибульникова, Е.Н. Федорова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6-2(113). - С. 275-279.
11. Цибульникова В.Е. Ценностно-ориентированное управление педагогическим коллективом общеобразовательной организации / В.Е. Цибульникова // Бизнес. Образование. Право. - 2019. -№ 2(47). - С. 429-434.
12. Ясвин В.А., Рыбинская С.Н. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология / В.А. Ясвин, С.Н. Рыбинская. - 2015. - № 4(34). - С. 8-26.
References:
1. Bogdanova R.U. Preparation of student -counselors for the creation of an educational environment in educational organizations / R.U. Bogdanova // Messenger of pedagogical innovations. - 2019. - № 1(53). - S. 52-58.
2. Limonova O.O., Drozhzhina N.B. Psychological determinants of professional and personal formation of university students / O.O. Limonova, N.B. Drozhzhina // Kazan Pedagogical Journal. - 2019. - № 2(133). - S. 111-116.
3. Peshkova V.P. Socio-cultural environment of the university as a factor of personal and professional development of a specialist / V.P. Peshkova // Kazan Pedagogical Journal. - 2018. - № 1(126). - S. 72-77.
4. Samorodova V.V. Student self-government as a factor in the formation of a socially-safe environment of a university / V.V. Samorodova // Kazan pedagogical journal. - 2019. - № 6(137). - S. 43-48.
5. Stegny V.N. Student self-government through the "eyes of students" / V.N. Stegny // Power. - 2016. - № 4. -S. 169-175.
6. Tsvetkova M.A. Student self-government: functions and mechanisms of implementation in modern conditions (on the example of the coordinating council of the Institute of Pedagogy and Psychology of Kostroma State University) / M.A. Tsvetkova // Kazan Pedagogical Journal. - 2016. -№ 6(119). - S. 93-96.
7. Tsibulnikova V.E. Health-forming and health-preserving environment as a component of the educational environment of the school / V.E. Tsibulnikova // Science and school. - 2018. - № 1. - S. 156-165.
8. Tsibulnikova V.E. General foundations of management in education: a textbook for students of pedagogical universities / V.E. Tsibulnikova. - Moscow. -2016. - 231 p.
9. Tsibulnikova V.E. Social health of participants in the educational process of the school and its criteria / V.E. Tsibulnikova // School of the Future. - 2015. - № 4. - S. 134-145.
10. Tsibulnikova V.E., Fedorova E.N. Sense-creating continuum of teacher's professional activity / V.E. Tsibulnikova, E.N. Fedorova // Kazan Pedagogical Journal. - 2015. - № 6-2(113). - S. 275-279.
11. Tsibulnikova V.E. Value-oriented management of the pedagogical staff of an educational organization / V.E. Tsibulnikova // Business. Education. Right. - 2019. - № 2(47). - S. 429-434.
12. Yasvin V.A., Rybinskaya S.N. Messenger of the Moscow City Pedagogical University. Series: Pedagogy and Psychology / V.A. Yasvin, S.N. Rybinskaya. - 2015. -№ 4(34). - C.8-26.
13.00.08 - Теория и методика профессионального образования Сведения об авторах:
Богатикова Анна Николаевна (г. Москва, Россия), аналитик Учебно-научного центра изучения этнополитических и этнокультурных процессов ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет».
Крылова Юлия Сергеевна (г. Петрозаводск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, начальник отдела среднего профессионального образования ФГБОУ ВО «Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова».
Яковлева Марина Юрьевна (г. Москва, Россия), старший преподаватель кафедры физического воспитания, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».