УДК 371.132
Внутренняя позиция студентов педагогического вуза в отношении здоровья в контексте культуры профессионального здоровья
Internal position of pedagogical University students in relation to health in the context of professional health culture
Леванова Е.А., ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», [email protected]
Хоптинская А.А., ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», [email protected]
Богатикова А.Н., ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», an. [email protected]
Levanova E., Moscow state pedagogical university, [email protected] Khoptinskaya A., Moscow state pedagogical university, [email protected] Bogatikova A., Moscow state pedagogical university, [email protected]
DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.013
Ключевые слова: внутренняя позиция, культура профессионального здоровья, здоровьесбережение, профессиональное здоровье педагога.
Keywords: internal position, culture ofprofessional health, health care, teacher's professional health.
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования культуры профессионального здоровья студентов педагогического вуза как превентивной меры по сохранению качества здоровья будущих педагогов. Цель исследования - выявить особенности формирования внутренней позиции студентов педагогического вуза в отношении собственного здоровья как индикатора культуры профессионального здоровья. Определено, что контингент обучающихся педагогического вуза отличается высокой сознательностью в отношении здоровья, заинтересованностью в его сохранении и укреплении. Установлено, что в период обучения в педагогическом вузе происходят изменения во внутренней позиции студентов в отношении здоровья в сторону сознательно-ответственной. При этом студенты с игнорирующей позицией слабо поддаются педагогическому воздействию и сохраняют данную позицию на протяжении всего процесса обучения. В целом наблюдается положительная динамика развития внутренней позиции студентов педагогического вуза в отношении своего здоровья и повышения уровня культуры профессионального здоровья в процессе профессиональной подготовки.
Abstract. The relevance of the research is caused due to the need to form students' of pedagogical universities culture ofprofessional health as a preventive measure to preserve the quality of health offuture teachers. The purpose of the research is to identify the features of forming the students' of a pedagogical University internal position in relation to their own health in the context of a culture of professional health. It is determined that the contingent of students of the pedagogical University is characterized by a high awareness of health, interest in its preservation and strengthening. It is established that during the period of training at a pedagogical University there are changes in the students' internal position in relation to health in the direction of consciously responsible. At the same time, students with an ignoring position are weakly susceptible to pedagogical influence and maintain this position throughout the entire learning process. As a whole positive dynamics of development of students' internal position in relation to their health and raise the cultural level of professional health training.
Введение. В условиях модернизации отечественной системы образования педагогу по целому ряду причин необходимо отличаться высокой компетентностью в области охраны труда, безопасности жизнедеятельности,
применения здоровьесберегающих
педагогических технологий, в том числе технологий формирования культуры здорового образа жизни.
Во-первых, за последние годы значительно выросло число обучающихся с низким уровнем здоровья, поступающих в образовательные организации дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования. Согласно данным Росстата в период с 2005 по 2018 годы количество впервые зарегистрированных заболеваний среди детей в возрасте от 0 до 14 лет увеличилось более чем на 22% [5].
Государство заинтересовано в сохранении здоровья подрастающего поколения и актуализирует совместно с научно-педагогическом сообществом задачу
использования здоровьесберегающих
образовательных технологий [1;2;6;11;12] и создания в образовательных организациях особой здоровьесберегающей образовательной среды. Отмечается, что «По мере взросления личности внутренняя среда становится доминирующей в системе взаимодействия человека с внешней средой, и задачей здоровьеформирующей и здоровьесберегающей образовательной среды становится ее врастание во внутреннюю среду ребенка с тем, чтобы при окончании школы и уходе из данной образовательной среды он испытывал на себе ее пролонгированное ценностно-мотивационное здоровьесозидательное влияние» [15].
Во-вторых, образовательный процесс подвергается высокому государственному регулированию, в частности, он должен соответствовать требованиям, предъявляемым ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования требуют от педагога умений и навыков, необходимых для популяризации среди обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Возникает потребность в осмыслении здоровья в контексте ценностей и профессиональной культуры педагога, «мировоззрение, ценности, профессиональная культура и профессиональная деятельность учителя и руководителя общеобразовательной организации связаны с формированием у подрастающего поколения основополагающих ценностей - ценности жизни, культуры и человека как главного смысла человечества, заключающегося в том, чтобы жить и созидать» [14]. В связи с этим Н.Н. Малярчук рассматривает «культуру здоровья в качестве составной части мировоззрения человека как непрерывно трансформирующуюся систему знаний,
ценностно-смысловых установок, мотивационно-волевого опыта личности» [9].
В-третьих, в условиях необходимости обеспечения высокого качества образовательных результатов обучающихся педагогический труд интенсифицируется и усложняется, что приводит к истощению физических и психологических ресурсов педагога и, как следствие, к снижению работоспособности и росту профессиональной заболеваемости.
Педагогический труд характеризуются «интенсивностью и напряженностью, чрезмерной перегрузкой, эмоциональным напряжением, интенсификацией и новизной выполняемой работы, наличием профессиональных стрессов и конфликтных ситуаций, высоким объемом работы при дефиците рабочего времени» [16]. Особо важно, что «условием для сохранения соматического здоровья педагога как представителя лиц умственного труда и для поддержания его физической работоспособности является оптимальный режим двигательной активности с учетом нормирования объема двигательной активности педагога, связанного, во-первых, с особенностями его здоровья и условиями трудовой деятельности учителя, во-вторых, с уровнем его физической подготовленности, а в-третьих, с определением необходимого уровня энергетических затрат на мышечные движения» [13].
С позиции Н.А. Баженовой, среди педагогов наиболее распространенными заболеваниями остаются патологии лор-органов, опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечнососудистой систем, зрения и органов дыхания [3].
С точки зрения Е.А. Левановой, «37,2% учителей находятся во второй фазе формирования синдрома эмоционального выгорания - фазе «резистенции»» [7].
В этих реалиях нынешнему студенту педагогического вуза (будущему педагогу) необходимо обладать особым личностным образованием - культурой профессионального здоровья, сформировать которую возможно актуализируя потребность в смене внутренней позиции личности в отношении здоровья в сторону сознательно-ответственной.
Культура профессионального здоровья является частью двух подсистем: культуры личности и профессионально-педагогической культуры. Связано это с тем, что при формировании культуры профессионального здоровья затрагиваются две сферы человеческой жизни - личностная и профессиональная. В личностном плане с развитием культуры
профессионального здоровья к педагогу приходит осознание необходимости совершенствовать свое здоровье ради личного благополучия. В профессиональном плане педагог осознает, что укрепление индивидуального здоровья и уважительное отношение к здоровью других -залог успешной профессиональной деятельности.
Н.Н. Малярчук рассматривает культуру здоровья педагога как присущую ему систему знаний, ценностно-смысловых установок, мотивации и практической деятельности, направленной на познание, укрепление и развитие своего здоровья, необходимого для качественной жизни [8].
Следует упомянуть, что для формирования культуры профессионального здоровья необходимо отчетливо понимать, что собой представляет профессиональное здоровье специалиста. О.В. Бажук определяет профессиональное здоровье как «уровень характеристик здоровья специалиста, который отвечает требованиям, предъявляемым профессиональной деятельностью, и
обеспечивает высокую эффективность этой деятельности» [4]. Важно учитывать, что профессиональное здоровье характеризуется не только отсутствием профессиональных заболеваний, а так же физическим, психическим и психологическим, социальным благополучием личности в условиях профессиональной деятельности. В этой связи в нашем исследовании мы рассматриваем профессиональное здоровье педагога как единство его физического, психологического и социального здоровья.
Ключевое значение для формирования и развития культуры профессионального здоровья имеет внутренняя позиция личности. В.С. Мухина относит внутреннюю позицию к факторам личностного развития наряду с биологическими (создают предпосылки для развития личностных качеств) и социальными (оказывают влияние в процессе человеческого онтогенеза). Внутренняя позиция обеспечивает избирательность влияния социальных факторов, что позволяет индивидуализировать бытие человека [10]. Так один человек может лояльно относиться к направленному на него педагогическому воздействию, а другой будет всячески ему противостоять.
В.Е. Цибульникова выделяет четыре вида внутренней позиции педагогических работников в отношении своего здоровья: гиперактивная, сознательно-ответственная, пассивно-
попустительская и игнорирующая.
Гиперактивная позиция характеризует людей со
сверхозабоченным отношением к своему здоровью. Сознательно-ответственная позиция свойственна людям, объективно относящимся и заботящимся о своем здоровье. Пассивно-попустительская позиция выражается в невмешательстве личности, в «пускании на самотек» ситуации, связанной со здоровьем; иногда может проявляться в полной безучастности, незаинтересованности и равнодушии в отношении собственного здоровья. Игнорирующая позиция характерна для людей, которые не принимают феномен здоровья и факта необходимости заботы о нем. При этом одним из индивидуально-личностных рисков здоровья педагога является «сформированная
попустительская внутренняя позиция личности в отношении здоровья, низкая культура здоровья» [16].
Материалы и методы исследования. Исследование было проведено на базе факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Выборку исследования составили 88 студентов бакалавриата очной и очно-заочной форм обучения, по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое
образование».
Естественный эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе среди студентов 1 и 2 курсов была проведена входная диагностика, которая показала уровень сформированности внутренней позиции личности в отношении своего здоровья. На формирующем этапе в течение двух лет студенты изучали дисциплины, прямо или косвенно влияющие на формирование культуры здоровья личности. На контрольном этапе среди тех же обучающихся уже студентов 3 и 4 курса была проведена повторная диагностика.
Для изучения уровня сформированности внутренней позиции личности студентов педагогического вуза в отношении своего здоровья мы применяли методику «Внутренняя позиция педагога в отношении здоровья» (автор В.Е. Цибульникова). Для обработки данных, полученных в результате диагностики, мы пользовались методами математической статистики, в частности расчетом моды и целого ряда процентных соотношений по выбранным показателям.
Результаты исследования. В ходе исследования внутренней позиции студентов педагогического вуза в отношении своего здоровья было установлено:
- на констатирующем и контрольном этапах эксперимента большинство студентов имеет сознательно-ответственную позицию в отношении своего здоровья (констатирующий этап: 1 курс - 98%, 2 курс - 97%; контрольный этап: 3 курс - 100%, 4 курс - 97%);
- к концу эксперимента количество студентов с выявленной на констатирующем этапе пассивно-попустительской позицией сократилось на 2%, и число студентов с игнорирующей позицией не изменилось, см. таблицу 1.
Таблица 1. - Процент студентов с различными видами внутренней позиции в отношении собственного здоровья при п - 88
Этап Курс Игнорирующая Пассивно-попустительская Сознательно-ответственная Гиперактивная
Констатирующий 1 0% 2% 98% 0%
2 3% 0% 97% 0%
Контрольный 3 0% 0% 100% 0%
4 3% 0% 97% 0%
Изучение внутренней позиции студентов к отдельным аспектам своего профессионального здоровья позволило выявить следующие особенности формирования культуры профессионального здоровья среди студентов педагогического вуза, см. таблицу 2:
- студенты на протяжении всего обучения остаются заинтересованными, в большей степени, проблемой своего социального здоровья. Суммарный процент обучающихся с гиперактивной и сознательно-ответственной позициями в отношении своего социального здоровья выше, чем в отношении психологического и физического здоровья
(констатирующий этап: 1 курс - 96%, 2 курс -91%; контрольный этап: 3 курс - 98%, 4 курс -97%).
- студенты на протяжении всего обучения в наименьшей степени остаются
заинтересованными проблемой своего физического здоровья. Суммарный процент обучающихся с гиперактивной и сознательно-ответственной позициями в отношении своего физического здоровья ниже, чем в отношении психологического и социального
(констатирующий этап: 1 курс - 87%, 2 курс -86%; контрольный этап: 3 курс - 89%, 4 курс -88%).
Таблица 2. - Суммарный процент гиперактивной и сознательно-ответственной позиций личности в отношении своего здоровья
Этап Курс Физическое здоровье Психологическое здоровье Социальное здоровье
Констатирующий 1 Гиперактивная Сознательно-ответственная Гиперактивная Сознательно-ответственная Гиперактивная Сознательно-ответственная
4% 83% 2% 89% 4% 92%
87% 91% 96%
2 Гиперактивная Сознательно-ответственная Гиперактивная Сознательно-ответственная Гиперактивная Сознательно-ответственная
0% 86% 0% 86% 0% 91%
86% 86% 91%
Контрольный 3 Гиперактивная Сознательно-ответственная Гиперактивная Сознательно-ответственная Гиперактивная Сознательно-ответственная
6% 83% 7% 87% 9% 89%
89% 94% 98%
4 Гиперактивная Сознательно-ответственная Гиперактивная Сознательно-ответственная Гиперактивная Сознательно-ответственная
0% 88% 3% 88% 6% 91%
88% 91% 97%
Выявлен наибольший интерес студентов к их социальному и психологическому здоровью. Такую тенденцию мы можем объяснить спецификой расстановки приоритетов при подготовке бакалавров по направлению 44.03.02 «Психолого -педагогическое образование».
Поскольку внимание физическому аспекту профессионального здоровья уделяется значительно меньше, чем психологическому и социальному, то и степень заинтересованности этой проблемой у студентов ниже.
В ходе исследования внутренней позиции студентов в отношении отдельных аспектов здоровья было установлено (см. таблицу 3), что к концу обучения в педагогическом вузе повышается суммарный процент студентов с сознательно-ответственной позицией и гиперактивной позицией в отношении отдельных аспектов здоровья.
Талица 3. - Динамика изменения внутренней отдельных аспектов своего здоровья
Так среди студентов 3 курса по показателю «физическое здоровье» значения увеличились на 2%; по показателю «психологическое здоровье» -на 3%; по показателю «социальное здоровье» - на 2%. Среди студентов 4 курса по показателю «физическое здоровье» значения увеличились на 2%; по показателю «психологическое здоровье» -на 5%; по показателю «социальное здоровье» - на 6%.
и студентов педагогического вуза в отношении
Курс Физическое здоровье Психологическое здоровье Социальное здоровье
Игнорирующая Пассивно-попустительская Сознательно-ответственная Гиперактивная Игнорирующая Пассивно-попустительская Сознательно-ответственная Гиперактивная Игнорирующая Пассивно-попустительская Сознательно-ответственная Гиперактивная
1 13% 87% 9% 91% 4% 96%
3 11% 89% 6% 94% 2% 98%
д 2% 3% 2%
2 14% 86% 14% 86% 9% 91%
3 12% 88% 9% 91% 3% 97%
д 2% 5% 6%
Заключение. Культура профессионального здоровья педагога представляет собой сложное целостное динамическое личностное качество, характеризующее отношение специалиста ко всем аспектам профессионального здоровья, необходимое для реализации профессиональной деятельности и состоящее из ряда взаимосвязанных компонентов:
здоровьеориентированных ценностных
установок; мотивации и интереса к ведению здорового, безопасного образа жизни, сохранению и укреплению здоровья; валеологических знаний и умений.
Исследование внутренней позиции студентов педагогического вуза в отношении собственного здоровья позволило по-новому взглянуть на
проблему формирования культуры
профессионального здоровья будущих педагогов. Внутренняя позиция студентов педагогического вуза в отношении здоровья выступает одним из индикаторов уровня их культуры профессионального здоровья.
Контингент абитуриентов, поступающих в педагогический вуз, отличается высокой степенью сознательности в отношении своего здоровья, что благоприятно сказывается на результатах формирования культуры профессионального здоровья студентов. Условия, созданные в педагогическом вузе, положительно влияют на развитие культуры профессионального здоровья студентов и их внутренней позиции в отношении здоровья.
Литература:
1. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. Владение здоровьесберегающими технологиями как показатель конкурентноспособности будущего педагога на рынке труда / Н.П. Абаскалова, А.Ю. Зверкова // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. - 2016. - № 1. - С. 14-17.
2. Айзман Р.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании: учебное пособие для академического бакалавриата / Р.И. Айзман, М.М. Мельникова, Л.В. Косованова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 282 с.
3. Баженова Н.А. Сохранение и укрепление здоровья педагога в процессе профессиональной деятельности / Н.А. Баженова // Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета им. Богдана Хмельницкого. - 2015. - № 5(1а). - С. 11-14.
4. Бажук О.В. Педагогическая профилактика профессионального здоровья студентов - будущих социальных педагогов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Бажук Оксана Владимировна. - Омск. - 2012. - 226 с.
5. Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб. / Росстат. Москва, 2019. - 170 с. - С. 64-65.
6. Ирхин В.Н. Технология организации здоровьесберегающего образовательного процесса на учебном занятии в вузе / В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина, А.Г. Михнева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2017. - № 21(270). - С. 156-165.
7. Леванова Е.А., Цибульникова В.Е. Профессиональная деформация учителя и руководителя общеобразовательной организации: от профессионального стресса к синдрому эмоционального выгорания / Е.А. Леванова, В.Е.
Цибульникова // Перспективы науки. - 2016. - № 5(80).
- С. 42-47.
8. Малярчук Н.Н. Культура здоровья педагога: Монография / Н.Н. Малярчук. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2008. -192 с.
9. Малярчук Н.Н. Субъективная роль педагога в воспитании культуры здоровья учащихся / Н.Н. Малярчук // Медицина и образование в Сибири. - 2007.
- № 4. - С. 14.
10. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность: альтернативный взгляд, системный подход, инновационные аспекты / В.С. Мухина. - 6-е изд., испр. и доп. - Москва: Нац. кн. центр, 2019. - 1159 с.
11. Третьякова Н.В., Пермяков О.М. Здоровьеориентированное сопровождение образовательного процесса: сборник научных трудов // Современные образовательные ценности и обновление содержания образования / Материалы II Международной научно-практической конференции. -2016. - С. 223-228.
12. Тюмасева З.И., Валеева Г.В. Технология консультативной деятельности по вопросам
субъективной составляющей здоровья обучающихся / З.И. Тюмасева, Г.В. Валеева // Вестник ВЭГУ. - 2018. -№ 5(97). - С. 128-135.
13. Цибульникова В.Е. Двигательная активность и соматическое здоровье учителя: нормирование, оценка, мотивация / В.Е. Цибульникова. - Московский педагогический государственный университет. -Москва. - 2020. - 224 с.
14. Цибульникова В.Е. Здоровье в контексте мировоззрения, ценностей, профессиональной культуры учителя и руководителя общеобразовательной организации / В.Е. Цибульникова // Преподаватель XXI век. - 2017. - № 31. - С. 30-44.
15. Цибульникова В.Е. Здоровьеформирующая и здоровьесберегающая среда как компонент образовательной среды школы / В.Е. Цибульникова // Наука и школа. - 2018. - № 1. - С. 156-165.
16. Цибульникова В.Е. Риски профессионального здоровья учителя и руководителя общеобразовательной организации / В.Е. Цибульникова // Казанский педагогический журнал. -2016. - № 2-1(115). - С. 37-42.
References:
1. Abaskalova N.P., Zverkova A.Yu. Possession of health-saving technologies as an indicator of the competitiveness of a future teacher in the labor market / N.P. Abaskalova, A. Yu. Zverkova // Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University. - 2016. - № 1. - P. 14-17.
2. Aizman R.I. Health-saving technologies in education: a textbook for academic bachelor's degree / R.I. Aizman, M.M. Melnikova, L.V. Kosovanov. - 2nd ed., Rev. and add. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2019. -282 p.
3. Bazhenova N.A. Preservation and strengthening of the teacher's health in the process of professional activity / N.A. Bazhenova // Biological Bulletin of the Melitopol State Pedagogical University. Bohdan Khmelnytsky. -2015. - № 5(1a). - P. 11-14.
4. Bazhuk OV Pedagogical prevention of professional health of students - future social educators: dis. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Bazhuk Oksana Vladimirovna. -Omsk. - 2012. - 226 p.
5. Healthcare in Russia. 2019: Stat. Sat. / Rosstat. Moscow, 2019. - 170 p. - S. 64-65.
6. Irkhin V.N. Technology of organizing a health-preserving educational process at an educational lesson at a university / V.N. Irkhin, I. V. Irkhina, A.G. Mikhneva // Scientific Bulletin of Belgorod State University. Series: Humanities. - 2017. - № 21(270). - P. 156-165.
7. Levanova E.A., Tsibulnikova V.E. Professional deformation of a teacher and head of a general educational organization: from professional stress to emotional burnout syndrome. Levanova, V.E. Tsibulnikova // Prospects for Science. - 2016. - № 5(80). - P. 42-47.
8. Malyarchuk N.N. The culture of the teacher's health: Monograph / N.N. Malyarchuk. - Tyumen: Publishing house of the Tyumen State University, 2008. - 192 p.
9. Malyarchuk N.N. The subjective role of the teacher in the upbringing of the health culture of students / N.N. Malyarchuk // Medicine and education in Siberia. - 2007. -№ 4. - P. 14.
10. Mukhina V.S. Personality: Myths and Reality: an alternative view, a systematic approach, innovative aspects / V.S. Mukhina. - 6th ed., Rev. and add. - Moscow: Nat. book center, 2019. - 1159 p.
11. Tretyakova N.V., Permyakov O.M. Health-oriented support of the educational process: a collection of scientific papers // Modern educational values and updating the content of education / Materials of the II International Scientific and Practical Conference. - 2016. - P. 223-228.
12. Tyumaseva Z.I., Valeeva G.V. The technology of advisory activities on the subjective component of students' health / Z.I. Tyumaseva, G.V. Valeeva // Bulletin of VEGU. - 2018. - № 5(97). - P. 128-135.
13. Tsibulnikova V.E. Physical activity and somatic health of the teacher: rationing, assessment, motivation / V.E. Tsibulnikova. - Moscow State Pedagogical University. - Moscow. - 2020. - 224 p.
14. Tsibulnikova V.E. Health in the context of worldview, values, professional culture of a teacher and head of a general educational organization / V.E. Tsibulnikova // Teacher of the XXI century. - 2017. - № 31. - P. 30-44.
15. Tsibulnikova V.E. Health-forming and health-saving environment as a component of the educational environment of the school / V.E. Tsibulnikova // Science and school. - 2018. - № 1. - P. 156-165.
16. Tsibulnikova V.E. Risks of professional health of a teacher and head of a general educational organization / V.E. Tsibulnikova // Kazan Pedagogical Journal. - 2016. -№ 2-1(115). - P. 37-42.
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования