УДК 37.013.44 ББК 74.204
ЗДОРОВЬЕ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ЦЕННОСТЕЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ И РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
I В.Е. Цибульникова
Аннотация. В статье ставится проблема осмысления здоровья как педагогической категории в контексте мировоззрения, ценностей, профессиональной культуры учителя и руководителя общеобразовательной организации. Автор делает вывод о том, что в мировоззрении педагога и директора школы через знания о себе и о мире, через систему взглядов и убеждений, представляющих собой сформированные потребности личности мыслить и действовать в соответствии с выбранными ценностями и жизненными ориентирами проявляется активная роль ценностей. Мировоззрение учителя и руководителя общеобразовательной организации, смылосозидательный континуум их профессиональной деятельности связаны с осмыслением преобразовательной деятельностной направленности педагогического и управленческого труда, а также принципа созидания. Созидание как смысловая характеристика деятельности общеобразовательной организации является незыблемой доминантой в ее предназначении как соци-30 ального института, а здоровьесозидание становится одним из центральных компонентов созидательной направленности деятельности учителя и руководителя школы. В статье рассмотрены принципы педагогики здоровья как руководящие нормы действия, основополагающие требования к управлению образовательной организацией и к организации образовательного процесса, характеризующие способы использования закономерностей педагогики здоровья в соответствии с ценностным ядром организационной культуры школы и поставленными целями.
Ключевые слова: здоровье как ценность, ценностно-смысловые ориентации личности, мировоззрение и нравственные ценности, природа ценностного сознания, созидание как смысловая характеристика деятельности, созидательный контекст образовательного процесса, профессиональная ответственность и культура здоровья педагога, принципы педагогики здоровья.
HEALTH IN THE CONTEXT OF OUTLOOK, VALUES,
THE PROFESSIONAL CULTURE OF THE TEACHER AND THE HEAD
OF THE GENERAL EDUCATION ORGANIZATION
I V.E. Tsibulnikova
Abstract. In article the problem of judgment of health as pedagogical category in the context of outlook, values, the professional culture of the teacher and the head of the general education organization is put. The author draws a conclusion that in outlook of the teacher and principal through knowledge of itself and of the world, through a frame of reference and the beliefs representing the created needs of the personality to think and work according to the chosen values and vital reference points the active role of values is shown. The outlook of the teacher and head of the general education organization, creative continuum of their professional activity are connected with judgment of converting activity orientation of pedagogical and administrative work and the principle of creation. Creation as the semantic characteristic of activity of comprehensive school is a dominant in its mission as social institute. Creation of health is one of the central components of creative orientation of activity of the teacher and the head of school. In article the principles of pedagogics of health as the leading norms of action, fundamental requirements to management of the educational organization and to the organization of educational process are considered. These principles characterize ways of use of regularities of pedagogics of health according to a valuable kernel of organizational culture of school and goals.
Keywords: health as value, valuable and semantic orientations of the personality, outlook and moral values, nature of valuable consciousness, creation as semantic characteristic of activity, creative context of educational process, professional responsibility and culture of health of the teacher, principles of pedagogics of health.
31
С античных времен здоровье трактовалось философами как одна из важнейших ценностей, как главное условие свободной деятельности человека и возможности его совершенствования. Без ценностного отношения невозможно формирование и существование ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые отражаются в ценностной установке личности. Ценности являются фундаментом понимания сущ-
ности человека, его развития и бытия личности.
Категория «ценность» как нравственная, моральная ценность, как человеческое отношение к миру, как мера человечности и свободы впервые была обоснована в работах И. Канта, который подчеркивал неразрывное единство целей, цены и достоинства [1].
Категории «ценность» и «значимость» исследовал и Г. Лотце,
определивший данную область философии как мир внутренних ценностей [2], а значимость как особый вид бытия истин в отличие от существования вещей [3].
Ценности носят бинарный характер, так как, с одной стороны, они универсальны благодаря выкри-сталлизовыванию посредством опыта человечества, с другой — имеют лич-ностно-значимую ценностно-смысловую окраску.
Ценности являются фундаментом развития и бытия личности, а процесс формирования ценностей самоидентифицирующегося субъекта связан с его способностью осознавать свои потребности и соотносить их с возможностями удовлетворения. Возникновению ценностных отношений способствует и обнаружение препятствий для удовлетворения имеющейся потребности, что вызывает прямую зависимость повышения ценности явления от степени затрат на удовлетворение потребности.
Ценностно-смысловые ориентации учителя и руководителя об-32 щеобразовательной организации являются динамическими образованиями, имеющими тенденцию изменяться содержательно, заменяться другими ценностными ориентация-ми под влиянием различных факторов, что отражается на стиле педагогической деятельности и стиле руководства [4].
Активная роль ценностей учителя и руководителя общеобразовательной организации проявляется в их мировоззрении через знания о себе и о мире, через систему взглядов и убеждений, представляющих собой сформированные потребности личности мыслить и действовать в соот-
ветствии с выбранными ценностями и жизненными ориентирами. Таким образом, в их мировоззрении стержневой нитью проходят убеждения, так как именно они имеют под собой ценности, что вызывает необходимость личности следовать ценностным ориентирам.
Мировоззрение учителя и руководителя общеобразовательной организации представляет собой систему ценностей, идеалов, знаний, принципов, взглядов, убеждений, ценностно-смысловых ориентиров, установок, отношения и критериев оценки окружающего мира, что в совокупности образует нормативно-регулирующий механизм жизнедеятельности человека в обществе и выражается через намерения, действия, деятельность и поступки.
Сама по себе природа ценностного сознания человека имеет ценности человеческого бытия, характер которых наделен такими свойствами как абсолютность, фундаментальность, автономность и универсальность. Парадигма ценностного сознания строится на гуманной платформе как основе понимания природы человека и человеческого общежития. И.В. Силиверстов определяет циклограмму формирования ценностного сознания: изначальный конфликт как противостояние человека и мира, борьба за идеал; обмирщение чаемого; возобновление цикла [5].
Смылосозидательный континуум профессиональной деятельности учителя и руководителя общеобразовательной организации имеет богатую историю и связан с осмыслением преобразовательной дея-тельностной направленности педагогического и управленческого труда,
а также принципа созидания, заложенного в природе и сущности субъекта деятельности в производственных отношениях.
С позиции Г.С. Батищева, производственное отношение — это отношение созидания между субъектами как между действительными созидателями, строителями культурно-исторического мира. Отношение созидания включает в себя три поля: поле полезностей (человек выступает как субъект потребностей, резюмирует кодекс требований, предъявляемых им к объектному миру); поле устремленно-стей (направленность субъекта от себя к идеалам созидательства); поле созидания бесконечных устремленностей (поле творчества субъекта, который восходит к абсолютной проблематиза-ции мира, отрекается от своецентриз-ма, отдает себя созидательству универсального [6].
С позиции лингвокультурного подхода, паремии, объединенные ценностным концептом «Созидание», раскрываются в системы полярных оппозиций, например, «созидание-разрушение», «формирование-деградация», «развитие-стагнация», «польза-вред», «сохранение-утрата» и др.
По мнению Н.В. Мироновой, созидание и самосозидание человека как диалектически взаимосвязанные стороны образовательного процесса, находятся в постоянном взаимодействии и интеграции. Данные процессы воздействуют на участников образовательных отношений, позитивно преобразуют личностные качества человека, расширяют, обогащают и совершенствуют его внутренний мир [7].
С точки зрения Г.С. Батищева, в мировоззренческом значении диалек-
тическая категория предметной деятельности основывается на сращивании и взаимопроникновении деятельности и общения с учетом меж-субьектности как всепронизывающего принципа деятельности. Посредством другого субъекта деятельность ценностно бесконечно ориентирована, а именно через устремления ценностного уровня предметная деятельность занимает должное место [8].
Профессиональная деятельность учителя и руководителя общеобразовательной организации направлена на созидание личности посредством взаимодействия, общения и путем создания условий для развития через обучение и воспитание. Созидательная педагогическая деятельность учителя выполняет функцию обобщенного способа профессиональной деятельности и включает в себя ценностно-мотивационный, операционально-технологический и рефлексивный компоненты, определяющие ценностно-смысловую направленность личности в преобразовательной активной деятельности учителя. „„
По мнению А.М. Мещеряковой, со- 33 зидательный контекст образовательного процесса, насыщенность культурно-образовательной среды образами созидательного действия являются ключевыми педагогическими условиями формирования опыта созидательной деятельности. Созидатель-ность — не только создание, но и непрекращающийся процесс производства социально полезного продукта (труд на благо общества, субъект труда и творчества, его развитие) [9].
Н.В. Кузьмина считает, что психические новообразования личности учащихся, их индивидуальности и деятельности являются продуктами
34
созидательной деятельности педагога в развитии обучающихся [10].
Созидающее управление педагогическим коллективом общеобразовательной организации направлено на созидательные эффекты объектов и субъектов управления и носит конвергентный характер:
• с одной стороны, руководитель общеобразовательной организации самосозидает и созидает, являясь одновременно субъектом и объектом созидательной деятельности, направленной, во-первых, на профессиональное саморазвитие, во-вторых, на совершенствование педагогического коллектива, а через учителей и на созидание обучающихся;
• с другой стороны, учитель самосозидает, являясь одновременно субъектом и объектом созидательной деятельности, направленной на профессиональное саморазвитие;
• с третьей стороны, учитель созидает с помощью руководителя школы и педагогического коллектива себя как объекта созидательной деятельности, направленной на профессиональный рост;
• с четвертой стороны, учитель в процессе педагогической деятельности, которая носит созидательный характер, является субъектом созидательной деятельности, направленной на созидание обучающихся, на осуществление их образовательных траекторий и воспитание человека-созидателя как активного субъекта созидательной деятельности.
А.В. Бычков определяет следую -щие личностные качества ученика-созидателя как активного субъекта созидательной деятельности:
• наличие созидательных потребностей: потребности в освоении
и использовании образовательного созидательного минимума знаний и практических умений, а также в созидательном диалогическом взаимодействии; потребности к освоению культуры созидательной деятельности; потребности осуществлять визуализацию знаково-образных регуля-тивов созидательной деятельности в качестве ориентировочной основы созидательных действий и др.;
• наличие мотивации к освоению технологий оценивания результатов созидательной деятельности, а также к использованию дедуктивных способов мышления и действий в структуре созидательной деятельности;
• наличие гуманистической направленности к выявлению человеческих факторов созидательной деятельности; направленности к созданию новых методов и технологий созидательной деятельности;
• наличие: развитой воли для обеспечения созидательного результата; уверенности в успехе; устойчивой концентрации внимания; мобильности в смене стратегий созидательной мыслительной деятельности [11].
Ценности представляют собой определенные моральные установки, традиции и убеждения, разделяемые учителями как членами педагогического коллектива общеобразовательной организации. Ядром и системообразующим элементом организационной культуры школы являются провозглашаемые ценности, на основе которых вырабатываются философия организации, групповые нормы, правила, формы организационного поведения и складывается организационный климат.
К высшим ключевым ценностям, которые необходимо прививать подрастающему поколению следует отнести ценность жизни, ценность культуры и ценность человека как главный смысл человечества, заключающийся в том, чтобы жить и созидать. В связи с чем учителям необходимо привить ценности организационной культуры школы обучающимся, так как именно на основе ценностей выстраиваются принципы взаимоотношений в педагогическом и детском коллективах.
Ценность жизни выступает центральным, базовым и фундаментальным аксиологическим ориентиром, ценностно-смысловой детерми-нантой деятельности человека. Аксиологический принцип первичности ценности жизни определяет человека как субъекта терпимого к иным культурам, к иному мировосприятию и миропониманию, что способствует диалогическому взаимодействию.
По мнению М.А. Фадеичевой, человеческая жизнь разворачивается именно в контексте культуры. Ценность культуры жизнеспособна, если способствует жизни и ее поддержанию, таким образом, чем более она жизнеспособна, тем ценнее. Культура является инструментальной ценностью, поэтому выступает как жизненная ценность [12]. С точки зрения Г.С. Батищева, несмотря на то, что человек строит культуру на природном фундаменте, он только потому и прогрессирует как универсально-всеобщая, субстанциальная сила природы, что реализует себя в этом качестве как существо, образованное исключительно культурой [13].
Одним из интегральных качеств личности учителя и руководителя общеобразовательной организации, определяющих направленность на созидание собственного ценностно-смыслового поля, является духовная культура. Е.И. Артамонова отмечает, что духовная культура педагога выступает способом освоения базовых ценностных ориентаций и мерой присвоения духовных ценностей [14].
Осмысление и реализация ценности человека происходит посредством отношения к себе и к другим людям (ценность человека как себя и как другого) и через ценности контакта и диалога, связанные с субъект-субъектным взаимодействием в системе человек-человек.
На педагога и директора школы возлагается ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, за ведение здорового образа жизни и сохранение здоровья. Таким образом, профессиональная ответственность учителя и руководителя общеобразовательной организации за жизнь, здоровье и развитие ребенка становится ключевой задачей. Центральной осью в осмыслении ценности человеческой жизни является потребность в безопасности и ценность здоровья, которое выступает в триединстве физического, психического и социального компонентов. Психическое здоровье человека связано с развитием психики, которую дала ему природа, результатом психического здоровья является здоровая психика. Социальное здоровье личности представляет собой совокупность такой системы ценностей, свойств и качеств индивида, которая обеспечивает ему успешную
35
36
социальную адаптацию в социуме, позволяет приспосабливаться к перманентно изменяющимся социальным условиям той среды, в которой он оказывается, быть социально ответственной личностью, управлять своим поведением согласно тем ценностям, установкам, традициям и нормам, которые приняты в этой социальной среде.
По мнению Т.В. Белинской, обстоятельствами, влияющими на результат развития ценностного отношения личности к здоровью, выступают следующие внутриличностные условия:
• во-первых, индивидуальные характеристики как основа своеобразия реакции субъекта на воздействия извне;
• во-вторых, потребности как форма связи субъекта с объектами и явлениями окружающего мира;
• в-третьих, усвоенные нормы, ценности и эталоны как составляющие опыта [15].
С точки зрения И.В. Журавлевой, интегральными показателями отношения к здоровью на уровне индивида являются: самооценка здоровья, ценность здоровья, удовлетворенность здоровьем и деятельность по заботе о здоровье [16].
Здоровье является компонентом профессиональной культуры учителя и руководителя общеобразовательной организации. Н.Н Малярчук рассматривает культуру здоровья педагога как систему ценностно-смысловых установок, знаний, эмоционально-волевого опыта педагога, его готовности к практической здоро-вьесберегающей деятельности, которая лежит в основе совершенствования здоровья личности и использо-
вания эффективных средств здоро-вьесозидающей деятельности [17].
Центральным элементом убеждений учителя и руководителя общеобразовательной организации являются педагогически и управленческие принципы, а содержание принципов мышления и действия составляют ценности в их мировоззрении. К принципам педагогики здоровья как руководящим нормам действия, основополагающим требованиям к управлению образовательной организацией и к организации образовательного процесса, которые характеризуют способы использования закономерностей педагогики здоровья в соответствии с поставленными целями, мы относим:
• принцип гуманизации образовательного и управленческого процессов, характеризующихся гуманностью целей, способов, средств взаимодействия, выбираемых и используемых для достижения педагогических и управленческих целей;
• принцип уважения и доверия к человеку как основополагающий принцип гуманизма, лежащий в основе остальных принципов педагогики здоровья;
• принцип культуросообразно-сти и приоритета ценности здоровья как универсальной наивысшей человеческой ценности и как разделяемой ценности в ядре организационной культуры общеобразовательной организации;
• принцип системности и целостности (через определение специфических связей между всеми элементами системы для обеспечения взаимосвязи и взаимодействия структурных компонентов в процессе функционирования; как единство и взаи-
мосвязь между компонентами образовательного процесса);
• принцип гармоничности, объективности, консенсуса и когерентности как согласованности здоровье-созидающей деятельности с другими видами деятельности в образовательном процессе школы и как приведение к согласию при возникновении спорных вопросов;
• принцип единства физического, психического и социального компонентов здоровья человека;
• принцип единства и взаимодействия составных частей педагогической и управленческой систем: содержательной, процессуальной и организационной;
• принцип природосообразности как учета в управленческом и образовательном процессах индивидуальных особенностей личности и зоны ближайшего развития;
• принцип индивидуализации управления и обучения как ориентации на индивидуальную траекторию развития личности с учетом особенностей здоровья, уровня профессионального мастерства педагогов и уровня обученности школьников, индивидуальных образовательных потребностей учеников, возможности оказания индивидуальной помощи при затруднениях обучающихся;
• принцип вариативности и гибкости в управленческом и образовательном процессах;
• принцип сотрудничества участников образовательных отношений;
• принцип социально-психологической поддержки личности в образовательном процессе и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
• принцип научности как научный подход и учет закономерностей педагогики здоровья.
Проявлением норм морали, этических норм и правил, регуляторов поведения человека выступают нравственные ценности, формирование которых происходит в течение всей жизни, в связи с чем включение их в пул ценностей организационной культуры общеобразовательной организации является одной из ведущих задач управления школой. Нравственным ценностям соответствуют нравственные регуля-тивы, например, если справедливость является для учителя нравственной ценностью, то регулятивом становится «Быть справедливым».
Одной из ключевых задач современной общеобразовательной организации как вызовов общества и социального заказа государства является обеспечение духовно-нравственного развития личности, следовательно, формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся становится приоритетно значимым аспектом. Таким образом, 37 учителю необходимо оказывать социально-педагогическую поддержку обучающемуся, во-первых, в становлении его как высоконравственного гражданина России, во-вторых, в формировании основ нравственного самосознания личности, способной брать на себя нравственные обязательства и выполнять моральные нормы, в-третьих, в привитии базовых национальных ценностей и духовных традиций народов России.
Формирование социальных ценностей личности оказывает влияние на социальное здоровье человека, что отражается через успеш-
ВЕК
38
ную социализацию личности, успешную социальную адаптацию, наличие общественно значимых смыслов и ценностей, социальную ответственность личности, социальную терпимость и социальную активность, устойчивый социальный иммунитет и социальное благополучие [18].
Доминантой в ценностно-смысловой сфере учителя и руководителя школы является заинтересованность в сознательном самоизменении, то есть ценность развития как личностного и профессионального роста, а также личности ребенка в условиях школьной жизни. По мнению Л.С. Выготского, развитие личности в контексте социальной ситуации развития обусловлено освоением индивидом ценностей культуры, которое опосредовано процессом общения. Значения и смыслы «вращива-ются» в сознание человека, зарождаясь в отношениях между людьми в их взаимодействии и в общении [19].
Развитие системы ценностных ориентаций и формирование ценности развития взаимодетерминирова-ны, поскольку ценностные ориентации человека как динамическая система носят развивающий характер и определяют вектор развития личности.
В системе ценностей учителя и руководителя школы, в их общекультурном, социальном и профессиональном развитии особую роль играет ценность педагогического и управленческого опыта. К компонентам профессионального их опыта относятся: ценностный, мотивацион-но-целевой, когнитивный, эмоционально-волевой, деятельностный, поведенческий и рефлексивный компоненты. Благодаря профессиональ-
но-педагогическому опыту учителя происходит профессиональное развитие личности ребенка, с учетом принятия взвешенных решений, применения адекватных педагогических технологий, методов, средств и форм работы. Индикатором педагогического опыта учителя и управленческого опыта руководителя общеобразовательной организации является его непрерывность, стабильность, преемственность и передача.
Одной из общекультурных и социальных ценностей является ценность семьи как социального института, имеющего воспитательный потенциал и играющего главенствующую роль в формировании базовых ценностей человека, закладывании фундаментальных основ его мировоззрения. Ценность семьи, семейные ценности и традиции позволяют сохранить ее целостность, а взаимодействие школы с семьями обучающихся актуализирует ценностное отношение к их семьям.
Именно взаимодействие, по мнению С.П. Печенюк, является не только источником, условием, сферой самоактуализации субъектов и обеспечивает «приращение» личностного потенциала каждого индивида, но и средой, в которой происходит обмен ценностями [20].
В педагогическом наследии М.К. Цебриковой центральной нитью проходит идея формирования следующих воспитательных ценностей: высших жизненных ценностей; ценности семьи; самоценности детства; ценности патриотизма и братства; ценности нравственного развития личности; ценности знаний [21].
Таким образом, целевым ориентиром воспитания обучающихся вы-
ступают не только общечеловеческие, национальные и индивидуально-личностные ценности, но и ценности школьной жизни, к основным из которых следует отнести:
• ценность знания и учения через формирование культуры учения, необходимого на протяжении всей жизни;
• ценность опыта самостоятельности, опыта общения, взаимодействия и сотворчества как возможности для самоактуализации, самоизменения, развития, обогащения психических процессов и состояний;
• ценность труда, деятельности, созидания, воспитания и самовоспитания;
• ценность дружбы со сверстниками;
• ценность развития через создание условий для развития ребенка, раскрытие его собственных потенциальных возможностей посредством различных видов деятельности;
• ценность здоровья и здоровье-созидания через привитие навыков ведения безопасного и здорового образа жизни, навыков здорового поведения;
• ценность природы посредством формирования бережного отношения к природе и к окружающей среде;
• ценность свободы выбора и ответственности через предоставление возможности учиться в демократическом сообществе и одновременное привитие ответственности за поступки, за самостоятельное принятие решений;
• ценность событийности посредством возможности самореализации ребенка с учетом его интересов и потребностей через активное участие в планировании и реализации идей,
мероприятий, что является условием формирования социальной ответственности личности;
• ценность культуры как инструментальная ценность посредством которой разворачивается человеческая жизнь, образуется существо, сформированное исключительно культурой.
Профессиональная культура и этика учителя и руководителя общеобразовательной организации представляет собой сложную, многокомпонентную составляющую личности, соединяющую в себе социальные, личностные и профессиональные характеристики. Одной их ключевых доминант культуры учителя и руководителя школы является профессиональная этика как кодекс поведения, реализующийся посредством педагогических и управленческих принципов и обеспечивающий моральный и нравственный характер взаимоотношений между субъектами образовательных отношений. Таким образом, центральным основанием профессиональной культуры учителя является профессионально-педагогическая этика, определяющая нравственные позиции и принципы педагогики, которыми необходимо руководствоваться учителю в процессе его общения с обучающимися, их родителями, коллегами, сотрудниками и руководством общеобразовательной организации. Закладывая основы мировоззрения детей, учитель призван прививать детям этические нормы, принципы и знания.
Принадлежностью к нравственной культуре личности учителя и руководителя общеобразовательной организации является профессиональный такт, а как форма реализации педагогической и управленче-
39
ВЕК
ской морали в профессиональной деятельности реализуется через нравственное поведение. Профессиональный такт как чувство меры в поведении и в действиях учителя и руководителя общеобразовательной организации проявляется через профессиональную этику посредством норм, правил, технологий профессионального общения и имиджа. Уважительное и гуманное отношение учителя и директора школы к личности каждого субъекта образовательного процесса является основным компонентом профессионального такта наряду с умеренной и адекватной требовательностью, внимательностью, умением сотрудничать и взаимодействовать.
Профессиональная культура, этика и такт учителя и руководителя общеобразовательной организации носят ценностно-смысловой характер и способствуют сбережению эмоционального и социально-психологического здоровья личности участников образовательных отношений.
40 Профессиональная этика педагога и руководителя общеобразовательной организации рассматривает сущность моральных ценностей как системы представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизнедеятельности, учебной и профессиональной деятельности личности.
Б.Т. Лихачев определил диалектический характер морали и нравственности. С одной стороны, мораль является внешней духовной силой по отношению к внутреннему духовному миру личности и представляет собой сложное, неоднозначное обществен-
ное явление, выступает в качестве традиционной содержательной формы общественного сознания и отношений, одобряемой и поддерживаемой общественным мнением. С другой стороны, нравственность как состояние духа и сложное социально-психологическое образование строится на глубоко личностных убеждениях, определяющих направленность личности, ее духовный облик, образ жизни, то есть детерминирует поведение человека изнутри посредством внутренних нравственных убеждений и следование высоким гуманным принципам, что и наделяет человека духовностью. Верность нравственным принципам через преодоление ради их утверждения самого себя и внешних препятствий является сущностью поступков нравственной личности. Б.Т. Лихачев определил комплекс принципов жизнедеятельности нравственной личности, включающий: принцип идейности, духовности и убежденности; принцип внутренней свободы выбора в принятии нравственного решения; принцип верности убеждениям и самому себе как духовной и социально-ответственной личности; принцип гибкости к ценностной переориентации на основе истины и правды; принцип веры в человека духовного как в высшую ценность и цель существования; принцип коллективности как средства утверждения в людях нравственного начала [22]. Таким образом, моральные и нравственные ценности являются фундаментом духовно-нравственного здоровья человека.
Олицетворением морального статуса личности учителя и руководителя общеобразовательной организации как положения в школьном кол-
лективе, детском и родительском сообществах является авторитет педагога и директора школы, отражаю -щий набор качеств личности, которую уважают за дела, справедливые поступки, профессиональный и жизненный опыт, за искреннее и доброжелательное отношение к работе и к окружающим, за умение убеждать и вести за собой. Для школьников авторитет учителя заключается, прежде всего, в принятии и осознании его статуса как «значимого взрослого», обладающего определенным набором личностных и профессиональных качеств.
Совокупность нравственных и моральных предписаний, предъявляемых обществом и профессией к личности педагога и управленца, к выполнению ими профессиональных обязанностей (осуществлять трудовые функции; грамотно выстраивать взаимоотношения с обучающимися, их родителями, коллегами, сотрудниками и руководством; осознавать свое отношение к выбранной профессии и др.) концентрирует в себе профессиональный долг учителя и руководителя школы, основой которого являются объективные и актуальные потребности общества в воспитании подрастающего поколения в условиях жизнедеятельности общеобразовательной организации. Профессиональный долг подразумевает не только творческое отношение к своему труду, но и требовательность к себе, стремление к профессиональному развитию и повышению педагогического и управленческого мастерства.
Достижение учителем и руководителем общеобразовательной организации общественного признания и
уважения, моральных заслуг и качеств подразумевает профессиональная честь педагога и директора школы, которая представляет собой общественную оценку их реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга. Мерилом моральной объективности абсолютности суждений и выводов является справедливость учителя и руководителя общеобразовательной организации, что выражается в сформированности ценностно-смысловой сферы личности, в представлениях о гуманности, равенстве и благородстве в принятии решений с учетом прав и достоинств обучающихся и членов педагогического коллектива школы.
Исходя из вышеизложенного следует сделать следующие выводы:
• Во-первых, мировоззрение учителя и руководителя общеобразовательной организации, их ценности, профессиональная культуры и этика, мораль и нравственность, авторитет, профессиональный долг и честь, справедливость и такт определяют направленность личности, ее духовный облик, образ жизни, детерминируют поведение посредством внутренних убеждений и следования высоким гуманным принципам, что позволяет быть не только призванным, но и избранным в профессиональной деятельности, стать эталонным образом для подрастающего поколения, носителем культуры и транслятором ценностей. Таким образом, мировоззрение, ценности, профессиональная культура и профессиональная деятельность учителя и руководителя общеобразовательной организации связаны с фор-
41
42
мированием у подрастающего поколения основополагающих ценностей — ценности жизни, культуры и человека как главного смысла человечества, заключающегося в том, чтобы жить и созидать.
• Во-вторых, в мировоззренческом контексте профессиональная деятельность педагога и директора школы связаны с осмыслением преобразовательной деятельностной направленности педагогического и управленческого труда, и принципа созидания, заложенного в природе и сущности субъекта деятельности. Созидание является центральной осью в предназначении школы как социального института, здоровьесозида-ние становится одним из ключевых компонентов созидательной направленности деятельности учителя и руководителя школы.
• В-третьих, выстраивание образовательного и управленческого процессов на основе принципов педагогики здоровья как ключевых элементов убеждений учителя и руководителя общеобразовательной организации, как руководящих норм действия и как основополагающих требований к внутришкольному управлению и к организации образовательного процесса является необходимым условием здоровьесозидания, здоровьесбережения школьников и членов педагогического коллектива. Включение здоровья в пул ценностей организационной культуры школы, в ее ценностно-смысловое ядро является стратегическим ресурсом в формировании ценности жизни и здоровья личности.
• В-четвертых, мировоззрение и ценностно-смысловые ориентации учителя и руководителя школы, их
моральные и нравственные качества, профессиональная культура, этика, такт, ответственность, авторитет, долг, честь и совесть, а также созидательный контекст профессионально-педагогической, управленческой деятельности и образовательного процесса являются основанием здоровьесозидания личности в образовательной среде общеобразовательной организации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кант, И. Основы метафизики нравственности: Монография. Т. 10. Слово о сущем [Текст] / И. Кант. - Изд. 3-е, стер. сер. -СПб.: Наука, 2010. - 276 с.
2. Lotze, H. Mikrokosmos. Ideen zur Naturgeschichte und Geschichte der Menschheit. Versuch einer Anthropologie. 6. Auflage. 3. Bde. [ТеХ] / H. Lotze. - Leipzig, 1923. - 243 p.
3. Лотце, Р.Г. Микрокосм: Мысли о естественной и бытовой истории человечества. Опыт антропологии: жизнь [Текст] / Р.Г. Лотце / Пер. с нем. Е.Ф. Корша. 2-е изд. - Москва.: URSS, 2012. - 184 с.
4. Цибульникова, В.Е. Здоровьесберегаю-щие технологии в управлении педагогическим коллективом: Учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / В.Е. Цибульникова / Под общ. ред. профессора Е.А. Левановой. - М.: НКЦ, 2016. - 192 с.
5. Силиверстов, И.В. Природа ценностного сознания: социально-философский анализ: Дис. ... канд. соц. наук [Текст] / И.В. Силиверстов. - Набережные Челны, 2005. - 131 с.
6. Батищев, Г.С. Философско-педагогиче-ские произведения: Собр. соч. В 2 т. Т. 1. Работы 1960-х - 1970-х годов [Текст] / Г.С. Батищев / Сост., вступ. ст., примечания: А.А. Хамидов. - Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2015. - 599 с.
7. Миронова, Н.В. Образование как сфера созидания и самосозидания человека: Дис. ... канд. филос. наук [Текст] / Н.В. Миронова. - Чита, 2004. - 139 с.
8. Батищев, Г.С. Деятельность и ценности. Критика «деятельностного» подхода и теории интериоризации [Текст] / Г.С. Батищев // Вопросы философии. - 1985. - № 2. - С. 96-107.
9. Мещерякова, А.М. Формирование опыта созидательной деятельности будущего специалиста в условиях среднего профессионального образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / А.М. Мещерякова. - Белгород, 2014. - 24 с.
10. Кузьмина, Н.В. Предмет акмеологии [Текст] / Н.В. Кузьмина. - СПб.: Политехника, 2002. - 189 с.
11. Бычков, А.В. Созидательная деятельность учашдхся в контексте изобретательной культуры: теория и практика развития: Дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / А.В. Бычков. - Москва, 2002. - 322 с.
12. Фадеичева, М.А. Диалектика ценности жизни и ценности культуры: Дис. ... канд. филос. наук [Текст] / М.А. Фадеичева. -Свердловск, 1990. - 172 с.
13. Батищев, Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип [Текст] / Г.С. Батищев // Проблема человека в современной философии. - Москва: Наука, 1969. - С. 79-136.
14. Артамонова, Е.И. Философско-педаго-гические основы развития духовной культуры учителя: Дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / Е.И. Артамонова. - Москва, 2000. - 450 с.
15. Белинская, Т.В. Психологические составляющие развития ценностного отношения к здоровью студентов педагогического вуза: Дис. ... канд. психол. наук [Текст] / Т.В. Белинская. - Калуга, 2005. - 174 с.
16. Журавлева, И.В. Отношение к здоровью как социокультурный феномен: Дис. ... д-ра соц. наук [Текст] / И.В. Журавлева. -Москва, 2005. - 434 с.
17. Малярчук, Н.Н. Культура здоровья педагога (личностный и профессиональный аспекты): Дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / Н.Н. Малярчук. - Тюмень, 2009. - 524 с.
18. Цибульникова, В.Е. Социальное здоровье участников образовательного процесса школы и его критерии [Текст] / В.Е. Цибульникова // Школа будущего. - 2015. -№ 4. - С. 135-146.
19. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский / Под ред. В.В. Давыдова. - Москва: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
20. Печенюк, С.П. Профессиональная подготовка руководителей системы образования к ценностно-личностному взаимодействию субъектов в процессе управления: Дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / С.П. Печенюк. - Хабаровск, 2001. - 370 с.
21. Цебрикова, М.К. Задачи учителя [Текст] / М.К. Цебрикова // Воспитание и обучение. - 1880. - № 1. - С. 1-23.
22. Лихачев, Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей: Теоретически-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX вв. [Текст] / Б.Т. Лихачев. - Самара: СИУ, 1997. - 84 с.
REFERENCES
1. Artamonova E.I., Filosofsko-peda-gogicheskie osnovyi razvitiya duhovnoy kul-turyi uchitelya, Scd dissertation (Pedagogy), Moscow, 2000, 450 p. (in Russian)
2. Batischev G.S., "Deyatelnostnaya suschnost cheloveka kak filosofskiy printsip", in: Problema cheloveka v sovremennoy filosofii, Moscow, Nauka, 1969, pp. 79-136. (in Russian)
3. Batischev G.S., Deyatelnost i tsennosti. Kri-tika "deyatelnostnogo" podhoda i teorii inte- 43 riorizatsii, Voprosyi filosofii, 1985, No. 2,
pp. 96-107. (in Russian)
4. Batischev G.S., Filosofsko-pedagogicheskie proizvedeniya: Sobranie sochineniy, V 2 vols., Vol. 1. Rabotyi 1960-h - 1970-h go-dov, ed. A.A. Hamidov, Biysk, 2015, 599 p. (in Russian)
5. Belinskaya T.V., Psihologicheskie sostavly-ayuschie razvitiya tsennostnogo otnosheniya k zdorovyu studentov pedagogicheskogo vuza, Phd dissertation (Psychology), Kaluga, 2005, 174 p. (in Russian)
6. Byichkov A.V., Sozidatelnaya deyatelnost uchaschihsya v kontekste izobretatelnoy kul-turyi: teoriya i praktika razvitiya, Scd dissertation (Pedagogy), Moscow, 2002, 322 p. (in Russian)
7. Fadeicheva M.A., Dialektika tsennosti zhizni i tsennosti kulturyi, Phd dissertation (Phi-
44
losophy), Sverdlovsk, 1990, 172 p. (in Russian)
8. Kant I., Osnovyi metafiziki nravstvennosti: Monografiya, 3nd., Ser. T. 10, Slovo o sus-chem, St. Petersburg, Nauka, 2010, 276 p. (in Russian)
9. Kuzmina N.V., Predmet akmeologii, St. Petersburg, Politehnika, 2002, 189 p. (in Russian)
10. Lihachev B.T., Vvedenie v teoriyu i istoriyu vospitatelnyih tsennostey: Teoreticheski-is-toricheskii analiz vospitatelnih tsennostey v Rossii v XIX i XX vv., Samara, 1997, 84 p. (in Russian)
11. Lottse R.G., Mikrokosm: Myisli o estestven-noy i byitovoy istorii chelovechestva. Opyit antropologii: zhizn, trans. E.F. Korsha, 2nd., Moscow, URSS, 2012, 184 p. (in Russian)
12. Lotze H., Mikrokosmos. Ideen zur Naturgeschichte und Geschichte der Menschheit. Versuch einer Anthropologie. 6. Auflage. 3. Bde, Leipzig, 1923, 243 p.
13. Malyarchuk N.N., Kultura zdorovya peda-goga (lichnostnyiy i professionalnyiy aspe-ktyi), Scd dissertation (Pedagogy), Tyumen, 2009, 524 p. (in Russian)
14. Mescheryakova A.M., Formirovanie opyita sozidatelnoy deyatelnosti buduschego spetsi-alista v usloviyah srednego professionalnogo obrazovaniya, Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy), Belgorod, 2014, 24 p. (in Russian)
15. Mironova N.V., Obrazovanie kak sfera sozi-daniya i samosozidaniya cheloveka, Phd dissertation (Philosophy), Chita, 2004, 139 p. (in Russian)
16. Pechenyuk S.P., Professionalnaya podgoto-vka rukovoditeley sistemyi obrazovaniya k tsennostno-lichnostnomu vzaimodeystviyu subektov v protsesse upravleniya, Scd dissertation (Pedagogy), Habarovsk, 2001, 370 p. (in Russian)
17. Siliverstov I.V., Priroda tsennostnogo soz-naniya: sotsialno-filosofskiy analiz, PhD dissertation (Sociology), Naberezhnyie Chelnyi, 2005, 131 p. (in Russian)
18. Tsebrikova M.K., Zadachi uchitelya, Vospi-tanie i obuchenie, 1880, No. 1, pp. 1-23. (in Russian)
19. Tsibulnikova V.E., Sotsialnoe zdorove uchastnikov obrazovatelnogo protsessa shkolyi i ego kriterii, Shkola buduschego, 2015, No. 4, pp. 135-146. (in Russian)
20. Tsibulnikova VE., Zdorovesberegayuschie teh-nologii v upravlenii pedagogicheskim kollek-tivom: Uchebnoe posobie dlya studentov peda-gogicheskih vuzov, ed. professora E.A. Leva-novoy, Moscow, 2016, 192 p. (in Russian)
21. Vyigotskiy L.S., Pedagogicheskaya psi-hologiya, ed. V. V. Davyidova, Moscow, Ped-agogika-Press, 1996, 536 p. (in Russian)
22. Zhuravleva I.V, Otnoshenie k zdorovyu kak sotsiokulturnyiy fenomen, ScD dissertation (Sociology), Moscow, 2005, 434 p. (in Russian)
Цибульникова Виктория Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сласте-нина, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Tsibulnikova V.E., PhD in Pedagogy, Associate Professor, V.A. Slastenin Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education, Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow State University of Education, [email protected]