ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ
УДК 37.08
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ
РИСКАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА
В.Е. Цибульникова
Аннотация. В статье ставится проблема управления рисками профессионального здоровья членов педагогического коллектива общеобразовательной организации. Автор предлагает методы прогнозирования рисков профессионального здоровья в контексте опережающего управления. Особое внимание уделяется раскрытию феноменологии риска профессионального здоровья педагога, феноменологии здоровьесбережения, а также опережающему подходу к управлению рисками профессионального здоровья членов педагогического коллектива общеобразовательной организации.
Ключевые слова: прогнозирование, опережающее управление, профессиональное здоровье, феноменология риска здоровья.
FORECASTING AS FUNCTION OF THE ADVANCING RISK
MANAGEMENT OF PROFESSIONAL HEALTH OF THE TEACHER
V. Tsibulnikova
Abstract. In article the problem of risk management of professional health of members of pedagogical staff of the general education organization is put. The author offers methods of forecasting of risks of professional health in the context of the advancing management. The special attention is paid to disclosure of phenomenology of risk of professional health of the teacher and health-saving phenomenology, and also to the advancing approach to risk management of professional health of members of pedagogical staff of the general education organization.
Keywords: the forecasting, advancing management, professional health, phenomenology of risk of health.
В условиях модернизации общего образования особую значимость обрели вопросы, связанные с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также с разработкой профессиональных стандартов «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования), «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)». В данных документах особое внимание уделено сбережению здоровья участников образовательного процесса.
На наш взгляд, профессиональное здоровье учителя представляет собой систему основных психофизиологических и психосоциальных функций, личностных качеств, ценностных установок и профессионально-деятельностных проявлений, сформированность которых является условием и предпосылкой сбалансированного функционирования,
сохранения, укрепления и развития здоровья [11].
С позиции С.М. Шингаева, профессиональное здоровье представляет собой: во-первых, многоаспектное свойство организма, обеспечивающего его адекватную
работоспособность в различных условиях профессиональной деятельности; во-вторых, комплекс характеристик человека, позволяющих успешно справляться с вызовами и требованиями профессиональной среды [13].
В контексте профессиональной деятельности работников образования здоровье
рассматривается нами в триаде трех ключевых компонентов: психического, физического и социального.
Мы согласны с точкой зрения Г.С. Никифорова о том, что профессиональное здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие человека в условиях выполняемой им деятельности, а также отсутствие профессиональных болезней или травм [8].
Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования) предписывает директору школы и заместителям директора общеобразовательной организации [7]:
— во-первых, создавать благоприятные и безопасные условия труда для учителей на основе знаний правил, норм охраны труда и комплексной безопасности образовательной организации;
- во-вторых, предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, уметь снимать
напряженность в педагогическом коллективе, а также создавать благоприятный социально-психологический климат;
— в-третьих, осуществлять контроль программ адаптации ключевого персонала, создавать условия для здорового образа жизни и формировать программу социально-психологической адаптации педагогических работников;
- в-четвертых, совершенствовать систему мотивации труда педагогов;
— в-пятых, улучшать санитарно-гигиенические и эргономические условия труда педагогических работников;
- в-шестых, разрабатывать и реализовывать мероприятия, направленные на сохранение здоровья работников общеобразовательной организации.
Таким образом, одной из наиболее сложных задач для руководства общеобразовательной организации становится прогнозирование рисков профессиональными здоровья педагога.
Прогнозирование является одной из самых неразработанных функций как внутришкольного управления, так и опережающего управления, что связано с трудностью целеполагания и построения эскиза желаемого будущего с учетом возможных рисков. Как функция управления прогнозирование взаимосвязано с анализом итогов учебного года, на основе которого делается прогноз и выстраивается планирование работы школы, включающее подфункцию целеполагания.
В.Е. Цибульникова и Е.В. Бахарева подчеркивают, что цель должна быть разделяема всеми членами педагогического коллектива, так как цели достигаются в результате совместной деятельности. Следовательно, цели должны быть близкими большинству членов
общеобразовательной организации. Если же цель не разделяема всеми членами педагогического коллектива, то при ее реализации возникают риски [12].
С позиции Р.Л. Акоффа цели выступают: во-первых, как идеалы, которые считаются недостижимыми, но непрерывное приближение к ним будет возможным и прогнозируемым; во-вторых, как задачи, которые вряд ли будут достигнуты в период действия плана, но, как ожидается, организация существенно
продвинется в нужном направлении; в-третьих, как результат, ожидаемый в плановый период [1].
Представление руководителем
общеобразовательной организации идеальной цели связано с опережающим отражением, что предполагает возможность отражать ожидаемое
будущее. В свою очередь опережающее отражение может выступать в форме предвидения и целеполагания.
П.К. Анохин в 1962 г. обосновал принципиально новый подход к исследованию и пониманию живого организма и ввел категорию «опережающее отражение», понимаемую как свойство живых организмов опережать во времени и пространстве закономерное течение последовательных событий внешнего мира. П.К. Анохин отмечал, что опережающее отражение действительности - это основная форма приспособления живой материи к пространственно-временной структуре
неорганического мира, в котором последовательность и повторяемость являются основными параметрами. Таким образом, опережающее отражение связано с активным отношением материи к пространственно-временной структуре мира и состоит в ускоренной, опережающей подготовке к будущим изменениям среды [2].
И.М. Фейгенберг ввел понятие «вероятностное прогнозирование», в котором проявляется «принцип опережающего отражения действительности»; он утверждал, что вероятностное прогнозирование
представляет собой способность человека сопоставлять поступающую через анализаторы информацию о наличной ситуации с хранящейся в памяти информацией о соответствующем прошлом опыте. Данная способность связана с тем, что на основе сопоставления выстраиваются предположения о предстоящих событиях. И.М. Фейгенберг подчеркивал, что осуществление любой деятельности возможно только при вероятностном прогнозировании, так как именно оно является моделированием вероятностно организованного мира живущим в этом мире существом [10].
П.В. Симонов в информационной теории эмоций утверждал, что понятия вероятностного прогнозирования и вероятности являются ключевыми, поскольку эмоция представляет собой отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности и вероятности (возможности) её удовлетворения
[9].
Американский учёный Н. Винер, основоположник теории искусственного интеллекта, провозгласивший зарождение кибернетики [3], разработал математическую теорию прогнозирования, в которой констатировал, что прогнозирование, имеющее статистический характер, взаимосвязано с качественным прогнозированием, а
достоверность прогноза зависит не только от
полноты статистической информации, но и от правильности выделения основных тенденций развития.
Одну из ключевых ролей в прогнозировании рисков профессионального здоровья членов педагогического коллектива
общеобразовательной организации играет обратная связь между предсказанием и управленческим решением, что вызывает необходимость в ориентации прогнозирования не на предсказание, а на оценку вероятного и желательного состояния объекта. Ожидаемый результат прогнозирования связан с использованием прогностической информации, полученной на основе сопоставления данных поискового и нормативного этапов.
Система прогнозирования рисков профессионального здоровья членов педагогического коллектива школы позволяет минимизировать неопределенность
неблагоприятных событий в процессе краткосрочного и стратегического
планирования, что способствует повышению эффективности управления
здоровьесбережением участников
образовательного процесса школы за счет учета внешних и внутренних факторов риска. Снижение факторов риска приводит к снижению факторов неопределенности в управлении общеобразовательной организацией.
Методика прогнозирования рисков профессионального здоровья членов педагогического коллектива
общеобразовательной организации содержит 7 следующих взаимосвязанных этапов
исследования рисков:
1 этап - предпрогнозная ориентация (определение рисков профессионального здоровья членов педагогического коллектива школы, как предмета исследования; постановка цели и задач; формулирование рабочих гипотез; определение методов, структуры; планирование организации исследования);
2 этап - исследование прогностического фона (сбор данных по условиям и факторам, косвенно влияющим на риски профессионального здоровья учителей и других участников образовательного процесса);
3 этап - разработка базовой модели, включающей систему показателей и параметров, отображающих характер и структуру объекта управления (управления рисками);
4 этап - разработка поисковой модели (проекция в предстоящую перспективу системы показателей базовой модели на дату упреждения по наблюдаемой тенденции с учётом факторов прогностического фона);
5 этап - разработка нормативной модели (проекция в будущее системы показателей базовой модели в соответствии с заданными целями и нормами по определенным критериям);
6 этап - экспертная оценка степени достоверности (верификация) моделей;
7 этап - выработка управленческих решений и рекомендаций для совершенствования системы здоровьесбережения участников образовательного процесса школы.
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что прогнозирование является одной из функций внутришкольного опережающего управления, направленной: во-первых, на предвидение возможных изменений внешних факторов и условий, а также внутренней среды общеобразовательной организации; во-вторых, на выявление альтернатив и их вероятности.
Введение в действие Профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования) [7] вызывает необходимость перехода современного директора школы в категорию проактивного и опережающего управляющего, владеющего: методами стратегического планирования; методами стратегического анализа ситуации, существующих рисков в общеобразовательной организации и их последствий; технологиями проактивного, опережающего управления; методами профилактики возможных конфликтов и конфликтных ситуаций; методами организации педагогического коллектива и
командообразования; методами
прогнозирования развития событий и рисков для общеобразовательной организации; методами активного вмешательства в процесс для предотвращения и профилактики
профессиональных рисков.
Феноменология риска заключается в том, что в его структуре лежит разнонаправленное движение, в связи с чем, риск профессионального здоровья членов педагогического коллектива школы необходимо рассматривать не только как угрозу здоровья, но и как открывающуюся возможность.
Следовательно, прогнозирование рисков, знание вероятности их негативного проявления как потери или ущерба для здоровья позволяет определить и вероятность благоприятных событий. Прогнозирование является ключевой задачей профилактики профессиональных рисков, а также одной из форм конкретизации предвидения. Прогнозирование рисков профессионального здоровья членов педагогического коллектива
общеобразовательной организации связано с определением тенденций и перспектив развития негативных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии.
Опережающий подход к управлению рисками профессионального здоровья членов педагогического коллектива школы действует в соответствии с принципом: «опережая время -управляем временем» и предполагает принятие такого управленческого решения, которое опередит наступление неблагоприятной ситуации или наоборот предопределит развитие системы.
Опережающее управление рисками профессионального здоровья членов педагогического коллектива
общеобразовательной организации строится на основе осуществления планомерной
диагностики состояния безопасности
педагогической системы, своевременного выявления факторов дестабилизации, прогнозирования возможных проблем, выявления перспективных резервов.
Опережающий подход к управлению рисками профессионального здоровья членов педагогического коллектива
общеобразовательной организации реализуется за счет определения стратегических приоритетов развития здоровьесберегающей образовательной среды школы, разработки мероприятий по достижению благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе. Данный подход позволяет реагировать не на сбои, а на их предвестники, что становится возможным, если разрабатываются детальные планы действий и прогнозируются изменения условий
деятельности.
Литература:
1. Акофф Р.Л. О целеустремлённых системах / Р.Л. Акофф, Ф.Э. Эмери. - М.: ЛКИ, 2008. - 272 с.
2. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. - М.: Наука, 1980. - 197 с.
3. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине / Н. Винер; под редакцией Г.Н. Поварова. - М.: Советское радио, 1968. - 320 с.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644).
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645).
7. Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)». Предварительный проект 17.07.2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;b азе=РКРА;п=2368
8. Психология здоровья: учебник для вузов; под ред. Г.С. Никифорова. - СПб. - Питер, 2006. - 607 с.
9. Симонов П.В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов. - М.: Наука, 1981. - 216 с.
10. Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / И.М. Фейгенберг; под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева. - М.: Наука, 1977. - 392 с.
11. Цибульникова В.Е. Профессиональное здоровье директора школы: психологические риски и их последствия: монография / В.Е. Цибульникова. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 312 с.
12. Цибульникова В.Е., Бахарева Е.В. Типология целей и целеполагание во внутришкольном управлении / В.Е. Цибульникова, Е.В. Бахарева // Педагогическая наука и образование. - 2012. - № 11. - С. 60-65.
13. Шингаев С.М. Психологическое обеспечение профессионального здоровья менеджеров: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.03 / Шингаев Сергей Михайлович. - СПб, 2014. - 40 с.
Сведения об авторе:
Цибульникова Виктория Евгеньевна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, магистр психологии, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластёнина ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», e-mail: Vicki-77@yandex.ru
Data about the author:
V. Tsibulnikova (Moscow, Russia), candidate of pedagogical sciences, Moscow state pedagogical university, associate professor of pedagogics and psychology of professional education of a name of the academician of the Russian Academy of Education V. Slastyonin, e-mail: Vicki-77@yandex.ru