Научная статья на тему 'Мотивационный подход в управлении развитием здорового стиля профессиональной деятельности учителя'

Мотивационный подход в управлении развитием здорового стиля профессиональной деятельности учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивационный подход / управление / профессиональное здоровье педагога / социальное здоровье педагога / физическое здоровье педагога / психическое здоровье педагога / индивидуальный стиль жизни / здоровый стиль профессиональной деятельности педагога. / motivational approach / management / professional health educator / social health educator / a physical health educator / mental health educator / individual life style / a healthy style of professional activity of a teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леванова Елена Александровна, Цибульникова Виктория Евгеньевна

В статье актуализируется проблема управления развитием здорового стиля профессиональнойдеятельности педагога, представлены различные точки зрения на интегральные показатели формированияиндивидуального жизненного стиля личности. Авторы раскрывают понятие индивидуального стиляпрофессиональной деятельности учителя в контексте профессионального здоровья педагога. Рассматриваютсякомпоненты модели здорового стиля профессиональной деятельности учителя, разработанные с учетомрезультатов диагностики профессионального здоровья педагогов и руководителей общеобразовательныхорганизаций. Особое внимание уделяется рассмотрению принципов и содержания мотивационного подхода вуправлении развитием здорового стиля профессиональной деятельности педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL APPROACH IN MANAGING THE DEVELOPMENT OF A HEALTHY STYLE OF TEACHER'S PROFESSIONAL ACTIVITY

In the article the author actualizes the problem of managing the development of a healthy style of professional activity of a teacher, presents various points of view on integrated indicators of formation of the individual lifestyle of a person. The authors reveal the concept of individual style of professional activity of a teacher in the context of professional health of the teacher. The model describes the components of a healthy style of professional activity of teachers, was developed based on the results of diagnostics of professional health of teachers and heads of educational organizations. Special attention is paid to the principles and content of the motivational approach in managing the development of a healthy style of professional activity of teachers.

Текст научной работы на тему «Мотивационный подход в управлении развитием здорового стиля профессиональной деятельности учителя»

УДК 37.08

МОТИВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ

ЗДОРОВОГО СТИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Е.А. Леванова, В.Е. Цибульникова

Аннотация. В статье актуализируется проблема управления развитием здорового стиля профессиональной деятельности педагога, представлены различные точки зрения на интегральные показатели формирования индивидуального жизненного стиля личности. Авторы раскрывают понятие индивидуального стиля профессиональной деятельности учителя в контексте профессионального здоровья педагога. Рассматриваются компоненты модели здорового стиля профессиональной деятельности учителя, разработанные с учетом результатов диагностики профессионального здоровья педагогов и руководителей общеобразовательных организаций. Особое внимание уделяется рассмотрению принципов и содержания мотивационного подхода в управлении развитием здорового стиля профессиональной деятельности педагогических работников.

Ключевые слова: мотивационный подход, управление, профессиональное здоровье педагога, социальное здоровье педагога, физическое здоровье педагога, психическое здоровье педагога, индивидуальный стиль жизни, здоровый стиль профессиональной деятельности педагога.

MOTIVATIONAL APPROACH IN MANAGING THE DEVELOPMENT

OF A HEALTHY STYLE OF TEACHER'S PROFESSIONAL ACTIVITY

E. Levanova, V. Tsibulnikova

Abstract. In the article the author actualizes the problem of managing the development of a healthy style of professional activity of a teacher, presents various points of view on integrated indicators of formation of the individual lifestyle of a person. The authors reveal the concept of individual style of professional activity of a teacher in the context of professional health of the teacher. The model describes the components of a healthy style of professional activity of teachers, was developed based on the results of diagnostics of professional health of teachers and heads of educational organizations. Special attention is paid to the principles and content of the motivational approach in managing the development of a healthy style of professional activity of teachers.

Keywords: motivational approach, management, professional health educator, social health educator, a physical health educator, mental health educator, individual life style, a healthy style of professional activity of a teacher.

Профессиональная деятельность

педагогических и управленческих кадров системы общего образования является здоровьезатратной, а дефицит

сформированное™ у учителей и директоров школ сознательно-ответственной позиции в отношении своего здоровья детерминирует проблему профессионального здоровья личности не с медицинской точки зрения, а в плоскости педагогической науки, в аспекте внутришкольного управления формированием и развитием здорового стиля профессиональной деятельности.

Впервые категории «стиль» и

«индивидуальный жизненный стиль» были рассмотрены еще в 1927 г. А. Адлером в контексте индивидуальных стратегий поведения, которые вырабатываются личностью для преодоления комплекса неполноценности посредством

бессознательного обращения к компенсации своих дефицитов (физических и психических). С позиции ученого индивидуальный стиль жизни, как устойчивый индивидуально-

своеобразный способ достижения человеком главных жизненных целей, закладывается до 5 лет и трудно поддается корректировке. Решение проблем человека, связанных с работой, дружбой и любовью, находится в зависимости от следующих установок, проявляющихся в индивидуальном жизненном стиле:

управляющий тип (установка превосходства над внешним миром); берущий тип (установка на потребности за счет других); избегающий тип (избегание жизненных проблем); социально-полезный тип (высокая степень социального интереса и высокий уровень активности) [6].

С позиции Г. Олпорта, стиль личности рассматривается как проявление совокупности мотивационных (направляющих) и

инструментальных черт. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности способствует уравновешиванию влияния на деятельность профессионала двух основных факторов: индивидуальностью, обусловленной особенностями темперамента, типом нервной системы; объективными требованиями со

255

стороны внешних условий, в которых осуществляется профессиональная

деятельность [4].

Сформированность индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога проявляется: в наличии устойчивых

ценностных ориентаций в контексте здоровьесберегающего образовательного

пространства школы; в стремлении к благополучию участников образовательного процесса; в активной социальной позиции; в самопознании, самоконтроле и саморазвитии учителя; в удовлетворенности личностнопрофессиональных и социально-групповых интересов в педагогической деятельности и профессиональном общении.

Под здоровым стилем профессиональной деятельности педагога мы понимаем устойчивый индивидуально-своеобразный способ реализации мотивов и достижения здоровьесозидательных профессиональных целей и задач с учетом индивидуальных особенностей учителя (личностных черт).

В модели здорового стиля профессиональной деятельности учителя мы условно выделяем 4 компонента:

1. Ценностно-смысловой: здоровье как

ценность; ценностно-смысловое отношение к здоровью субъектов образовательного процесса; культура здоровья личности; сформированность сознательно-ответственной позиции в отношении здоровья; сформированность и переосмысление социальных ценностей; здоровый и безопасный образ жизни; следование аксиологическим педагогическим принципам в управлении образовательным процессом и др.

2. Личностно-профессиональный: актуализация и осознание состояния 3-х компонентов своего профессионального здоровья как физического, психического и социального благополучия; перенос здорового стиля жизни, здорового поведения и демократического стиля общения на профессиональное поведение и стиль профессиональной деятельности; соблюдение правил личной и профессиональной гигиены и др.

3. Профессионал ьно-деятел ьностный:

здоровьесозидательная профессиональная деятельность - проектирование и выстраивание образовательного процесса с использованием здоровьесберегающих педагогических

технологий, участие в развитии здоровьесберегающей внутришкольной среды, проведение воспитательно-профилактической работы с обучающимися и родителями и др.

4. Социально-деятельностный: успешная адаптация, трудовая и посттрудовая социализация педагога; содействие

устойчивости благоприятного социальнопсихологического климата в педагогическом коллективе школы.

Особенности педагогического труда учителей и управленческой деятельности руководителей школы в условиях дефицита времени, связаны с интенсивным умственным трудом, психоэмоциональным напряжением, стрессогенностью, утомляемостью и переутомляемостью, сознательной полной эмоционально-трудовой самоотдачей,

повышенной горловой нагрузкой, нарушением режима труда и отдыха, хроническим недосыпом, ограниченной физической активностью, что, несомненно, сказывается на состоянии профессионального здоровья членов педагогического коллектива

общеобразовательной организации.

Решением в профилактике негативных последствий особенностей педагогического труда учителей и управленческой деятельности руководителей школы для профессионального здоровья может стать физическая активность, во-первых, как механизм саморегуляции личности, и во-вторых, как стержневой компонент здорового стиля профессиональной деятельности.

Стиль жизни, как и стиль профессиональной деятельности,

непосредственно взаимообусловлен

индивидуальностью, развитие которой, по мнению В.С. Мерлина, происходит благодаря универсальному мотиву - оставаться всегда индивидуальностью, отстаивать ее и становится все более гармоничной индивидуальностью. Стиль профессиональной деятельности педагога проявляется через самовыражение индивидуальности и личностного потенциала

[3].

Возникают следующие закономерные вопросы: в первую очередь, как провести диагностику индивидуального стиля деятельности каждого члена педагогического коллектива в здоровьесозидающем контексте? Во вторую очередь, присущ ли феномен «здоровье» пространственно-средовому

континууму и реализуется ли в этом контексте неразрывность совокупности

здоровьесозидающих процессов? В третью очередь, как руководителю школы гибко, результативно, эффективно интегрировать и осуществить сопровождение интериоризации здорового стиля профессиональной деятельности в индивидуальный стиль

256

деятельности каждого учителя, в процессе жизнедеятельности которого уже сложился неповторимый и особенный индивидуальный стиль жизни, и не всегда он носит здоровьесозидательный характер, наоборот, нездоровое, порой разрушительное поведение проявляется, как в жизни, так и в работе?

С позиции социального здоровья, которое в норме должно проявляться в социальной активности личности, высокоэффективной организации социума, в благоприятной общественной атмосфере и отношениях, в сформированных социальных ценностях, во-первых, педагог может стать «жертвой» неуспешной трудовой или посттрудовой социализации, при которой остро встает проблема профессионального долголетия. Во-вторых, учитель может ощущать себя социально неблагополучной личностью и не испытывать удовлетворенность своим социальным статусом в микросоциальном окружении, своим актуальным состоянием в обществе, к которому принадлежит, межличностными связями, не испытывать чувство общности. Следует подчеркнуть, что именно социальная активность человека является ключевым компонентом социального здоровья общества, в котором отражается стремление личности быть причастной к жизнедеятельности социума через значимую индивидуальную деятельность для

общественного блага.

Особые условия педагогического труда влияют и на психическое здоровье членов

педагогического коллектива. Отсутствие благоприятного социально-психологического климата, авторитарный стиль руководства и доминантность администрации школы, профессиональные стрессы и

психоэмоциональное напряжение, неуспешная адаптация молодого учителя являются рисками психического и психологического здоровья как компонентов профессионального здоровья педагога. Последствиями рисков психического и психологического здоровья в контексте профессионального здоровья учителя могут стать: неврозы и нервное истощение,

тревожность, эмоциональное истощение,

симптом личностной отстраненности или деперсонализации, симптом

психосоматических и психовегетативных нарушений, симптом эмоционального

дефицита, симптом эмоциональной

отстраненности, синдром эмоционального выгорания и др.

Выборка исследования составила: 1474

работника системы общего образования. Нами

были выделены 300 женщин - руководителей школ и 1174 учителя из данных общеобразовательных организаций.

Наше исследование показало, что у 13,8% респондентов учителей и руководителей школ фаза синдрома эмоционального выгорания сформирована, данный синдром стал частью личности, что проявляется в следующих симптомах: «эмоциональный дефицит»,

«эмоциональная отстраненность», личностная отстраненность, «психосоматические и психовегетативные» нарушения. У 30,7% респондентов учителей и руководителей школ фаза синдрома эмоционального выгорания находится в стадии формирования, что выражается в таких симптомах, как «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «эмоционально-нравственная дезориентация», «расширение сферы экономии эмоций», «редукция профессиональных обязанностей» [9].

Нездоровый образ жизни, сложившийся еще в дотрудовой период, пролонгируется в профессиональной деятельности. Из 300 опрошенных нами руководителей

общеобразовательных организаций 13,2% имеют значительный стаж курильщика, 34,8% пробовали табачные изделия, но не стали курить, 13,7% не могут курить по состоянию здоровья (аллергическая реакция на табачный дым, астматический синдром, астма и др.), 29,3% никогда не пробовали курить, у них не возникало желание табакокурения в течение всей жизни.

Неутешительные цифры получены из результатов опроса 1174 учителя, среди которых 12,9% имеют стаж курильщика от 5 лет и выше, 38,6% пробовали табачные

изделия, но не стали курить, 14,3% не могут курить по состоянию здоровья, 34,2% никогда не пробовали курить, у них не возникало желание табакокурения в течение всей жизни.

Курящий руководитель не является эталоном для подчиненных, а учитель,

зависящий от такой вредной для здоровья

привычки как табакокурение, не способен

своим примером привить здоровый образ жизни и здоровый стиль учебной деятельности обучающимся. Подчеркнем, что у 71% респондентов (руководителей школ и учителей) члены их семей и ближайшее окружение курят (т.е. педагогические работники являются пассивными курильщиками).

На Пятьдесят шестой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 21 мая 2003 г. единодушно была приняла Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака (ВОЗ WHA56.1.),

257

что стало важнейшим элементом развития общественного здравоохранения и определило новые правовые параметры международного сотрудничества в сфере здравоохранения.

На протяжении долгого времени в России распространенность употребления табака была одной из самых высоких в мире, в связи с чем в 2010 г. утверждена национальная антитабачная концепция, устанавливающая следующие направления в борьбе с потреблением табака: просвещение и информирование населения о вреде потребления табака, введение запрета курения в общественных местах, снижение количества вредных веществ в табачных изделиях, запрет рекламы табачных изделий и др. В 2008 г. Россия приняла решение о присоединении к рамочной конвенции по борьбе с табаком, и уже в 2013 г. Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», подписанным

Президентом России, были введены в действие основные меры борьбы с табакокурением, признанные в мире. 13 октября 2013 г. уже Шестая сессия Конференции Сторон Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака прошла в Москве.

В иерархической теории потребностей А. Маслоу потребности человека в безопасности, т.е. потребность в защищенности от физической, социальной и психологической опасности [2]. Следовательно, у педагога должна быть потребность в физическом, психическом и социальном здоровье. Однако такая потребность появляется в действительности при реальной опасности и риске для здоровья. Следует подчеркнуть, что по результатам опроса педагогических и управленческих кадров системы общего образования профилактикой своего здоровья занимаются лишь 17%, а остальные осознают в этом необходимость, но не находят времени для визита к врачу и обращаются лишь в случае острой необходимости.

С позиции Ф. Герцберга, специалиста в области психического здоровья работников в контексте промышленного труда, степень удовлетворенности от выполнения работы детерминируют две категории факторов: во-первых, гигиенические (отношения с коллегами, начальством и подчиненными; вознаграждение; способности руководителя; физические условия труда; стабильность рабочего места и др.); во-вторых, факторы, мотивирующие к работе - мотиваторы как стимуляторы эффективной трудовой

деятельности, вызывающие

удовлетворенность работника трудом. Ф. Герцберг в двухфакторной теории мотивации труда определил следующие мотиваторы: интересное содержание труда, достижение целей, признание, самостоятельность и ответственность, профессиональный рост, возможности личностной самореализации [11]. Закономерно, с позиции гигиенических мотиваторов, возникают следующие вопросы: Каковы взаимоотношения учителей со своими коллегами и начальством? Как часто бывает вознаграждение у педагога? Каковы управленческие способности руководителя школы? Оптимальны ли физические условия педагогического и управленческого труда?

Гиподинамия, возрастающая

интенсификация умственного труда, нарушение режима труда и отдыха, недосыпание, ограниченная физическая активность, безусловно, являются антиподами здорового стиля профессиональной деятельности и становятся противоположностью концептов, входящих в концептосферу «здоровьесозидание» в контексте управления педагогическим коллективом общеобразовательной организации.

Как замотивировать членов педагогического коллектива школы изменить вектор индивидуального стиля профессиональной деятельность на включенность в него здовровьесозидательного компонента?

Мотивация как внешнее побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей и способы его инициирования - одна из важнейших функций управления педагогическим коллективом школы. С позиции П.К. Анохина, любая поступающая информация соотносится с доминирующим в данный момент мотивационным возбуждением, которое действует как фильтр, отбирающий наиболее требуемое для актуальной мотивационной установки. Мотивационное возбуждение появляется в центральной нервной системе вследствие витальной, социальной или идеальной потребности [1].

Ключевым мотиватором поведения работников согласно теории «Z» Уильяма Оучи является ориентация на ценности «производственного клана», которая руководствуется следующими принципами: культивирование здоровой социальной обстановки, корпоративных ценностей и преданности организации, сопричастность работника к судьбе организации, забота о социальных и экономических потребностях работников, коллективный метод принятия решений, групповая ответственность,

258

регулярное присутствие руководства на производстве, доверительное общение руководителей с подчиненными, гласность, сглаженность ранговых различий [5].

Необходимым принципом в управлении развитием здорового стиля профессиональной деятельности членов педагогического коллектива общеобразовательной организации для подкрепления является сопровождение данного процесса положительными эмоциями, что способствует увеличению вероятности достижения поставленной мотивационной цели. Положительная эмоция, с позиции П.В. Симонова, свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, в связи с чем субъект стремится усилить, повторить и продолжить данное состояние [7]. К.В. Судаков подчеркивает, что положительные эмоции фиксируются в памяти и впоследствии как своеобразные «представления» о будущем результате появляются каждый раз при возникновении соответствующей потребности. Организм человека в контексте многократного удовлетворения своих потребностей стимулируется к целенаправленной

деятельности представлением о той положительной эмоции, которая связана с возможным будущим подкреплением [8].

Исследование И.К. Шалаевым проблемы социально-психологического климата в педагогическом коллективе детерминировало разработку и внедрение технологии мотивационного программно-целевого

управления, под которым понимается целенаправленное воздействие руководителя на мотивационную сферу членов коллектива посредством нормы-образца деятельности и социально-психологических условий ее интериоризации. При таком подходе мотивационная сфера личности

перестраивается адекватно поставленной управленческой цели [10].

Проблема управления развитием здорового стиля профессиональной деятельности членов педагогического коллектива

общеобразовательной организации может быть решена посредством мотивационного подхода, который реализуется в условиях благоприятного социально-психологического климата и здоровьесозидающей

образовательной среды, именно здоровая среда способствует оздоровлению личности.

Литература:

1. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем теории функциональных систем. - М.: Наука, 1978. - 241 с.

Мотивационный подход заключается в побуждении учителей к осознанной активной деятельности, направленной на успешное достижение поставленных профессиональных целей с учетом системы стимулирования, позволяющей использовать материальные и моральные факторы, побуждающие членов педагогического коллектива к достижению более высоких результатов своей работы. Формирование мотивации здорового стиля профессиональной деятельности учителя связано, во-первых, с удовлетворением потребности в физическом, психическом и социальном благополучии, во-вторых, с переходом от побуждений в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой, в-третьих, с доминированием смыслообразующей функции мотивов здорового поведения в профессиональной деятельности.

Таким образом, в управлении развитием здорового стиля профессиональной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

деятельности учителя первой из задач стоит актуализация социальной потребности здорового и безопасного поведения учителя в контексте здорового стиля профессиональной деятельности через систему знаний о здоровом образе жизни и профессиональном здоровье. Вторая задача - принятие всеми членами педагогического коллектива внутренней позиции «здоровый стиль профессиональной деятельности» на уровне корпоративной ценности как явного, характерного для группы представления о желательном, которое влияет на выбор возможных вариантов, средств и целей действия. Третьей задачей в управлении развитием здорового стиля профессиональной деятельности становится внешнее побуждение учителей как субъектов труда, к здоровьесозидающей деятельности во имя достижения поставленной цели через формирование навыков и привычек здорового стиля профессиональной деятельности. Эти три задачи являются доминантами в реализации психолого-педагогических функций

управлении развитием здорового стиля профессиональной деятельности учителя, в чем выражается принципиальное отличие психолого-педагогического подхода от медицинского.

2. Маслоу Абрахам Гарольд. Мотивация личности. - Спб.: Евразия, 2001. - 478 с.

3. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - 253 с.

259

4. Олпорт Г. Становление личности: Избр. труды. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.

5. Оучи У.Г. Методы организации производства: японский и американский подходы. - М.: Зарубежная литература, 1992. - 506 с.

6. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 776 с. (Хрестоматия по психологии).

7. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981. - 140 с.

8. Судаков К.В. Общая Теория Функциональных Систем. - М.: Медицина, 1984. - С. 91-92.

9. Цибульникова В.Е. Профессиональное здоровье директора школы: психологические риски и их последствия: Монография. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 312 с.

10. Шалаев И.К. Мотивационное программно -целевое обеспечение управления образованием: Научно-методическая разработка. - Барнаул. БГПУ, 2000. - 103 с.

11. Herzberg F. The Motivation to Work / F. Herzberg, В. Mausner, B. Snyderman. N.Y: John Wiley, 1959. - 134 p.

References:

1. Anohin P.K. Izbrannye trudy. Filosofskie aspekty teorii funkcional'nyh sistem teorii funkcional'nyh sistem. -M.: Nauka, 1978. - 241 s.

2. Maslou Abraham Garold. Motivacija lichnosti. -Spb.: Evrazija, 2001. - 478 s.

3. Merlin V.S. Ocherk integral'nogo issledovanija individual'nosti. - M.: Pedagogika, 1986. - 253 s.

4. Olport G. Stanovlenie lichnosti: Izbr. trudy. - M.: Smysl, 2002. - 462 s.

5. Ouchi U.G. Metody organizacii proizvodstva: japonskij i amerikanskij podhody. - M.: Zarubezhnaja literatura, 1992. - 506 s.

6. Psihologija individual'nyh razlichij / Pod red. Ju.B. Gippenrejter, V.Ja. Romanova. - M.: CheRo, 2000. - 776 s. (Hrestomatija po psihologii).

7. Simonov P.V. Jemocional'nyj mozg. - M.: Nauka, 1981. - 140 s.

8. Sudakov K.V. Obshhaja Teorija Funkcional'nyh Sistem. - M.: Medicina, 1984. - S. 91-92.

9. Cibul'nikova V.E. Professional'noe zdorov'e direktora shkoly: psihologicheskie riski i ih posledstvija: Monografija. - M.: Nacional'nyj knizhnyj centr, 2015. -312 s.

10. Shalaev I.K. Motivacionnoe programmno-celevoe

obespechenie upravlenija obrazovaniem: Nauchno-

metodicheskaja razrabotka. - Barnaul. BGPU, 2000. - 103 s.

11. Herzberg F. The Motivation to Work / F. Herzberg, V. Mausner, B. Snyderman. N.Y: John Wiley, 1959. - 134 p.

Сведения об авторах:

Леванова Елена Александровна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».

Цибульникова Виктория Евгеньевна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, магистр психологии, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования им. В.А. Сластёнина факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», e-mail: vicki-77@yandex.ru

Data about the authors:

E. Levanova (Moscow, Russia), doctor of education, full professor, head at Department of Social Pedagogy and Psychology of Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow State Pedagogical University.

V. Tsibulnikova (Moscow, Russia), candidate of pedagogic sciences, master of psychology, associate professor at Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education named after V. Slastenin, Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow State Pedagogical University, e-mail: vicki-77@yandex.ru

260

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.