УДК 37.088
Управление здоровьесбережением членов педагогического коллектива общеобразовательной организации: нормативно-правовой подход
В.Е. Цибульникова, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования им. акад. РАО В.А. Сластёнина ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет (Россия, ЦФО, 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1). E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены нормативно-правовые основы управления сбережением профессионального здоровья членов педагогического коллектива общеобразовательной организации. В результате анализа нормативных документов автор выделяет ключевые аспекты правового регулирования управления сбережением здоровья учителя в контексте профессиональной деятельности руководителя общеобразовательной организации.
Ключевые слова: охрана труда и здоровья педагога, условия педагогического труда, управление здоровьесбережением учителя.
Проблема сохранения профессионального здоровья учителя остается одной из самых острых для педагогической науки и школьной практики. Нормативно-правовой подход к управлению сбережением профессионального здоровья членов педагогического коллектива общеобразовательной организации связан с деятельностью администрации школы, и важная роль в организации охраны труда и здоровья педагогических работников прежде всего отводится руководителю школы и его заместителям. Несмотря на это, эффективность управления процессом сбережения здоровья личности в общеобразовательной организации во многом зависит от полноты и качества реализации своих прав и обязанностей участниками образовательных отношений, которыми в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и являются педагогические работники [1].
К юридическим предпосылкам, обеспечивающим право руководителя школы и педагогических работников на охрану здоровья, относится законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В гл. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации» отмечено, что каждый имеет право: во-первых, на охрану здоровья, которое обеспечивается в том числе созданием безопасных и благоприятных условий труда (ст. 18 «Права на охрану здоровья»), во-вторых, на медицинскую помощь в гарантированном объеме (ст. 19 «Право на медицинскую помощь) [2].
Ст. 24 «Права работников, занятых на отдельных видах работ, на охрану здоровья» данного закона дает право директору общеобразовательной организации вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. В данной статье подчеркивается обязанность работодателя по обеспечению условий прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации.
Ст. 27 «Обязанности граждан в сфере охраны здоровья» Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обязывает граждан заботиться о своем здоровье.
Ст. 30 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни» данного закона обязывает директора школы как работодателя осуществлять профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных, во-первых, на предупреждение и раннее выявление таких заболеваний, во-вторых, на снижение риска их раз-
вития, в-третьих, на формирование здорового образа жизни.
Нормативно-правовой подход к управлению сбережением профессионального здоровья членов педагогического коллектива общеобразовательной организации связан с вопросом охраны труда и здоровья работников образовательных организаций, который рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений деятельности в отраслевом соглашении от 22 декабря 2014 года «Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 20152017 годы», подписанном министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым и председателем Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Г.И. Меркуловой, заключенном на федеральном уровне между работниками организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации (в лице их профсоюза) и работодателями - организациями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Минобрнауки России [3].
Согласно п. 7.1 раздела VII «Условия и охрана труда» данного соглашения Минобрнауки России способствует деятельности работодателей, которые в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивают управление охраной труда в образовательной организации и выделяют средства на обучение по охране труда, медицинские осмотры работников в размере не менее 2,0% от фонда оплаты труда и не менее 0,7% от суммы
эксплуатационных расходов на содержание образовательной организации.
В соответствии с п. 7.1 раздела VII «Условия и охрана труда» Минобрнау-ки России способствует деятельности работодателей, которые в соответствии со ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивают проведение обязательных медосмотров - как при поступлении на работу в образовательную организацию, так и периодических осмотров, в том числе психиатрического освидетельствования работников образования.
Минобрнауки России и Профсоюз согласно отраслевому соглашению от 22 декабря 2014 года «Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015-2017 годы» и в соответствии со ст. 210, 212, 216 Трудового кодекса Российской Федерации совместно обеспечивают разработку Примерного положения о системе управления охраной труда и обеспечения безопасности образовательного процесса в образовательных организациях.
В соответствии с п. 7.1 раздела VII «Условия и охрана труда» данного соглашения: Минобрнауки России ежегодно обеспечивает выделение средств на безопасность образовательных организаций, охрану труда и здоровья работников и обучающихся; Профсоюз выполняет защитные функции по обеспечению соблюдения прав его членов на безопасные условия труда и охрану здоровья. Минобрнауки России и Профсоюз рекомендуют в коллективных договорах предусматривать обязательства работодателей выделять на оздоровление работников образовательных организаций и обучающихся не менее 2% средств от деятельности, приносящей доход.
В соответствии со ст. 41 «Содержание коллективного договора» гл. 7 Трудового кодекса Российской Федерации в коллективный договор могут включаться обязательства работодателя по обеспечению безопасности труда и охраны здоровья работников на производстве [4]. Согласно ст. 22 «Основные права и обязанности работодателя» гл. 2 ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н (г. Москва) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характе-
ристики должностей работников образования», согласно должностным обязанностям руководителя образовательного учреждения, он должен знать и выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности [5].
Знание участниками образовательных отношений своих прав и обязанностей является важным условием сбережения профессионального здоровья учителя. Согласно ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», педагогический работник является физическом лицом, состоящим в трудовых отношениях с образовательной организацией, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Согласно п. 3 ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» настоящего федерального закона, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, а также организация питания работников образовательной организации относятся к компетенции образовательной организации . Согласно п. 1 ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», педагогический работник обязан проходить предварительные (при поступлении на работу), периодические и внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
Необходимо отметить, что особое внимание сбережению здоровья педагогического коллектива уделено в проекте профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования) [б]. Согласно проекту данного стандарта, руководитель общеобразовательной организации (директор общеобразовательной школы, лицея, гимназии) относится к уровню квалификации «6», что предписывает в соответствии с кодом обобщенной трудовой функции (ОТФ) А06:
■ во-первых, формировать пути продвижения культуры и ценностей образовательной организации, в том числе культуры здорового образа жизни и здоровья как приоритетной ценности современного образования;
во-вторых, формулировать положения образовательной и трудовой политики по созданию благоприятных и безопасных условий труда для педагогического коллектива школы, знать правила и нормы охраны труда и комплексной безопасности образовательной
организации, осуществлять контроль по соблюдению данных направлений деятельности, а также по соблюдению производственной санитарии, требований природоохранных, санитарных органов и органов, осуществляющих технический надзор;
в-третьих, эффективно предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, а также уметь снимать напряженность, быть способным к устному диалогу и к рефлексии, брать на себя социальные обязательства в рамках профессиональной этики;
■ в-четвертых, знать, как создать благоприятный социально-психологический климат в педагогическом коллективе.
В соответствии с кодом ОТФ С.06/01 руководитель общеобразовательной организации должен утверждать и осуществлять контроль программ адаптации ключевого персонала, а именно выполнять следующие трудовые действия: определять направления работы и проводить работу по созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе и условий для утверждения здорового образа жизни; формировать программу социально-психологической адаптации.
В соответствии с кодом ОТФ 0.06/03 руководитель общеобразовательной организации должен осуществлять трудовые действия, связанные: с профилактикой, устранением причин конфликтных ситуаций и стрессов, с разрешением конфликтов в трудовом коллективе; с укреплением стрессо-устойчивости и улучшением социально-психологического климата.
В соответствии с кодом ОТФ А.05/03 заместитель руководителя общеобразовательной организации (заместитель директора) должен выполнять трудовые действия, связанные: с исполнением предписаний органов государственного надзора в части улучшения условий труда сотрудников, а также с обеспечением соблюдения прав, льгот, социальных гарантий педагогических работников; с формированием позитивного отношения педагогического коллектива к организационной культуре общеобразовательной организации; обладать умениями в разрешении коллективных споров и конфликтов.
В соответствии с кодом ОТФ В.05/07 заместитель руководителя общеобразовательной организации (заместитель директора) должен: осуществлять контроль, во-первых, за соблюдением трудового законодательства в части организации труда в общеобразовательной организации, во-вторых, за проведением образовательной и иной уставной деятельности в безопасном режиме,
в-третьих, за соблюдением норм и правил охраны труда членов педагогического коллектива.
В соответствии с кодом ОТФ В.05/011 заместитель руководителя общеобразовательной организации (заместитель директора) должен: от лица работодателя осуществлять информирование педагогических работников о состоянии условий труда и мерах, принятых работодателем по защите работников от вредных и/ или опасных условий труда; в случае причинения вреда здоровью педагогического работника в условиях профессиональной деятельности на рабочем месте - готовить документацию, необходимую для возмещения вреда здоровью.
В соответствии с кодом ОТФ С.05/02 заместитель руководителя общеобразовательной организации (заместитель директора) должен: осуществлять трудовые действия, связанные:
■ с разработкой и реализацией мероприятий в рамках здоровьесберега-ющей деятельности, направленной на сохранение здоровья членов педагогического коллектива, а также с повышением качества их трудовой жизни и социальной защитой отдельных категорий работников;
■ с исследованием условий и содержания труда педагогических работников, обеспечением сотрудников необходимыми инструкциями и иными материалами по охране и безопасности труда;
с разработкой и реализацией мероприятий по улучшению социально-психологического климата в педагогическом коллективе; по созданию системы мотивации труда педагогов; по улучшению санитарно-гигиенических и эргономических условий труда педагогических работников.
В соответствии с кодом ОТФ 0.05/02 заместитель руководителя общеобразовательной организации (заместитель директора) должен осуществлять трудовые действия, связанные:
■ с разработкой и реализацией мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников общеобразовательной организации; с социальным развитием трудового коллектива;
■ с проведением мониторинга социально-психологического климата в педагогическом коллективе; с совершенствованием системы мотивации педагогического труда.
Таким образом, нормативно-правовой подход к управлению здоровьесбе-режением членов педагогического коллектива общеобразовательной организации связан с владением директором школы и его заместителями компетенциями, необходимыми для
осуществления трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)».
Необходимо подчеркнуть, что условия труда учителя представляют совокупность факторов школьной среды, оказывающих влияние на безопасность, здоровье и работоспособность педагога в процессе профессиональной деятельности. В соответствии со ст. 14 «Классификация условий труда» Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса [7]:
Оптимальные условия труда (1-й класс - воздействие на работника производственных факторов: соответствует гигиеническим нормативам условий труда; безопасно для работника; не влияет на работоспособность человека).
Допустимые условия труда (2-й класс - воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов: не превышает уровни, установленные гигиеническими нормативами условий труда; влияет на изменение функционального состояния организма человека, которое восстанавливается к началу следующего рабочего дня).
Вредные условия труда (3-й класс - воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов: во-первых, превышающих гигиенические нормативы и вызывающих измененное функциональное состояние организма работника с увеличением риска повреждения профессионального здоровья, восстановление которого требует более длительного времени (вредные условия труда 2-й степени - подкласс 3.1); во-вторых, уровни воздействия которых могут вызвать стойкие функциональные изменения в организме человека (без потери профессиональной трудоспособности) и привести к развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (вредные условия труда 2-й степени -подкласс 3.2); в-третьих, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме, приводящие к развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести с потерей профессиональной трудоспособности работника (вредные условия труда 3-й степени - подкласс 3.3); в-четвертых, уровни воздействия которых способны привести к развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний с потерей общей трудоспособности
(вредные условия труда 4-й степени -подкласс 3.4)).
■ Опасные условия труда (4-й класс - воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, во-первых, способных создать угрозу жизни работника в течение всего рабочего дня или его части, а во-вторых, детерминирующих риск развития острого профессионального заболевания).
Оптимальные условия педагогического труда способствуют обеспечению его максимальной производительности. Допустимые условия педагогического труда характеризуются такими уровнями факторов школьной среды и образовательного процесса, которые не влекут за собой изменения в функциональном состоянии организма учителя. Вредные условия педагогического труда характеризуются наличием вредных факторов образовательной среды, оказывающей неблагоприятное воздействие на профессиональное здоровье учителя. Поэтому при планировании образовательной и трудовой политики по созданию благоприятных и безопасных условий труда, а также для минимизации факторов риска профессионального здоровья учителей необходимо провести анализ условий труда, и определить, являются ли они оптимальными, допустимыми или вредными. Для реализации данной задачи необходим учет гигиенических, физиологических, психологических и эргономических показателей условий труда педагогов.
В соответствии со ст. 4 «Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда» Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель вправе проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обязан обеспечить ее проведение, предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения и реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов оценки. Применительно к охране труда учителя в соответствии со ст. 13 данного Федерального закона и в целях проведения специальной оценки условий труда измерению подлежат вредные факторы производственной среды (физические факторы: шум, параметры микроклимата - температура воздуха, относительная влажность воздуха и др.; параметры световой среды - искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности).
Исследованию и измерению также подлежат такие вредные факторы трудового процесса, как: напряженность трудового процесса (показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника); уровень звука; освещенность рабочей поверхности; напряженность трудового процесса работников, трудовая функция которых связана с постоянной нагрузкой на голосовой аппарат.
Высокая степень напряженности трудового процесса педагога, интенсивность умственного труда, постоянная нагрузка на голосовой аппарат являются рисками профессионального здоровья учителя, влекущими за собой такие последствия, как повышенный и частично некомпенсируемый износ трудовой силы. В ст. 209 «Основные понятия» гл. 33 Трудового кодекса Российской Федерации вводятся следующие понятия, связанные с обеспечением сбережения профессионального здоровья работников:
«профессиональный риск» (вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов в процессе трудовой деятельности);
■ «управление профессиональными рисками» (комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые включают меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков);
■ «стандарты безопасности труда» (правила, процедуры, критерии и нормативы, которые направлены: во-первых, на сохранение профессионального здоровья работников; во-вторых, на регламентацию организационных, санитарно-гигиенических, социально-экономических и лечебно-профилактических мер).
Трендом последних лет по восполнению управленческих компетенций руководителей общеобразователь-
ных организаций, их заместителей и управленческого резерва является не только профессиональная переподготовка, но получение степени магистра по направлениям подготовки: 38.04.02 «Менеджмент»; 38.04.03 «Управление персоналом»; 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление». Реализация нормативно-правового подхода к управлению сбережением профессионального здоровья членов педагогического коллектива общеобразовательной организации связана с осуществлением директором школы и его заместителями следующих компетенций, формируемых и совершенствуемых в результате освоения магистерских программ: ОПК-2, ПК-1, ПК-2 и др. - направление подготовки
38.04.02 «Менеджмент» [8]; ПК-8, ПК-9, ПК-16, ПК-17, ПК-34, ПК-35, ПК-36 и др. - направление подготовки
38.04.03 «Управление персоналом» [9]; ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7 и др. -направление подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» [10].
Нормативно-правовой подход к управлению сбережением профессионального здоровья членов педагогического коллектива общеобразовательной организации может быть реализован в части охраны труда, профсоюзной работы и социального страхования посредством регулирования следующими нормативными документами и локальными актами:
Правилами внутреннего трудового распорядка для работников образовательного учреждения; коллективным договором и документами (отчетами, актами, справками) о его выполнении; инструкциями и правилами по технике безопасности и охране труда педагогических работников; приказом по образовательной организации о возложении ответственности за состояние охраны
труда и должностных обязанностях по охране труда и др.
■ Документами (актами, предписаниями) органов государственного надзора (санэпидемнадзора, госпожнадзо-ра, роспотребнадзора, энергонадзора); протоколами проверки сопротивления изоляции электросети и заземления оборудования; планом мероприятий по противопожарной безопасности образовательной организации и др.
Журналами по охране труда: регистрации вводного инструктажа по охране труда; регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте; регистрации инструктажа по охране труда при организации общественного полезного, производительного труда и проведения внеклассных и внешкольных мероприятий; регистрации несчастных случаев; учета инструкций по охране труда; учета первичных средств пожаротушения и др.
■ Актами: обработки деревянных конструкций здания школы огнезащитным составом; готовности общеобразовательной организации к новому учебному году; испытания гимнастических снарядов и др.
Актами-разрешениями: на проведение занятий в учебных мастерских и в спортивном зале; на проведение занятий в кабинетах физики, химии, биологии, информатики, ОБЖ; на ввод в эксплуатацию оборудования в учебных мастерских, лабораториях и др.
Таким образом, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья педагогических работников является одним из направлений государственной политики в области охраны труда. Эффективность управления процессом сбережения здоровья членов педагогического коллектива общеобразовательной организации зависит от знания и полноты реализации участниками образовательных отношений своих прав и обязанностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». М: УЦ Перспектива, 2013. 224 с. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. http://www.rosminzdrav.ru/documents/7025-federalnyy-zakon-ot-21-noyabrya-2011-g-323-fz-ob-osnovah-ohrany-zdorovya-grazhdan-v-rossiyskoy-fed-е^У4.
Отраслевое соглашение от 22 декабря 2014 г. «Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015-2017 годы» [Электронный ресурс]. http://www.rosmintrud.ru/docs/agreements/152. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: Омега-Л; Рипол Классик, 2016. 224 с.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97378.
Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)». Предварительный проект 17.07.2013 [Электронный ресурс]. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PNPA;n=2368.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» [Электронный ресурс]. http://www.rosmintrud.ru/ docs/laws/114.
Приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 № 322 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры)» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.04.2015 № 36854) [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178271.
9. Приказ Минобрнауки России от 08.04.2015 № 367 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.03 Управление персоналом (уровень магистратуры)» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.04.2015 № 37058) [Электронный ресурс]. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=179303.
10. Приказ Минобрнауки России от 26.11.2014 № 31518 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры)» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2014 № 35294) [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173666.
MANAGEMENT OF SAVING OF HEALTH SAVING OF MEMBERS IN PEDAGOGICAL STAFF AT SCHOOL: LEGAL APPROACH
Tsibulnikova V.E., Cand. Sci. (Ped.), Assoc. prof. of Department of pedagogy and psychology of professional education named after V.A. Slas-
tenin, faculty of pedagogy and psychology Federal state budgetary educational institution of higher professional education Moscow State Pedagogical University». (1/1, M. Pirogovskaya Str., Moscow, 119991, Russia). E-mail: [email protected]
ABSTRACT
Regulatory bases of management of health saving of members in pedagogical staff at school are presented in the article. As a result of the analysis of normative documents the author has defined key aspects of legal regulation of management of health saving of the teacher in the context of professional activity of the principal.
Keywords: labor protection and health of the teacher, conditions of pedagogical work, management of health saving of the teacher.
REFERENCES
1. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 №273-FZ Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii [Federal Law from 29.12.2012 no. 273-FZ On Education in the Russian Federation]. Moscow, UTS Perspektiva Publ., 2013. 224 p.
2. Federal'nyy zakon ot 21 noyabrya 2011g. № 323-FZ Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii [Federal Law from 21 November 2011. № 323-FZ On the basis of public health protection in the Russian Federation]. Available at: http://www.rosminzdrav.ru/documents/7025-federal-nyy-zakon-ot-21-noyabrya-2011-g-323-fz-ob-osnovah-ohrany-zdorovya-grazhdan-v-rossiyskoy-federatsii4.
3. Otraslevoye soglasheniye ot 22 dekabrya 2014 g. Otraslevoye soglasheniye po organizatsiyam, nakhodyashchimsya v vedenii Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii, na 2015-2017 gody [The industrial agreement from 22 December 2014 industrial agreement for organizations under the authority of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation for 2015-2017]. Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/agree-ments/152.
4. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii [The Labour Code of the Russian Federation]. Moscow, Omega-L, Ripol Klassik Publ., 2016. 224 p.
5. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya i sotsial'nogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii (Minzdravsotsrazvitiya Rossii) ot 26 avgusta 2010 g. № 761n g. Moskva Ob utverzhdenii Yedinogo kvalifikatsionnogo spravochnika dolzhnostey rukovoditeley, spetsialistov isluzhashchikh [Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation (The health Ministry of Russia) from 26 August 2010 No 761n Moscow On approval of the single qualification handbook for managers, professionals and employees]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97378.
6. Professional'nyy standart Rukovoditel' obrazovatel'noy organizatsii (upravleniye v sfere obrazovaniya). Predvaritel'nyy proyekt 17.07.2013 [Professional standard Manager of the educational organization (educational management). Preliminary draft 17/07/2013]. Available at: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PNPA;n=2368.
7. Federal'nyy zakon ot 28 dekabrya 2013g. № 426-FZ O spetsial'noy otsenke usloviy truda [Federal Law from 28 December 2013. No 426-FZ On special assessment of working conditions]. Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/laws/114.
8. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 30.03.2015 № 322 Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.04.02 Menedzhment (uroven' magistratury) [Order of the Russian Ministry from 30.03.2015 №322 On approval of the federal state educational standard of higher education on preparation 38.04.02 Management (Master's level)]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_178271.
9. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 08.04.2015 № 367 Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.04.03 Upravleniye personalom (uroven' magistratury) [Order of the Russian Ministry from 08.04.2015 №367 On approval of the federal state educational standard of higher education on preparation 38.04.03 Human Resource Management (Master's level)]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=179303.
10. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 26.11.2014 № 31518 Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.04.04 Gosudarstvennoye i munitsipal'noye upravleniye (uroven' magistratury) [Order of the Ministry of Education of Russia from 26.11.2014 №31518 On the approval of the federal state educational standard of higher education in on preparation 38.04.04 State and municipal management (master's level)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173666.