УДК 378+371.4
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ1
© Игорь Алексеевич ШАРШОВ
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и образовательных технологий, начальник управления фундаментальной и прикладной науки Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected] © Ирина Николаевна БОРЗЫХ кандидат педагогических наук, заместитель главы Администрация Тамбовского района Тамбовской области 392525, Российская Федерация, Тамбовская область, пос. Строитель, ул. Придорожная, 1А
E-mail: [email protected]
Обоснована необходимость определения педагогических условий повышения эффективности профессионального воспитания молодежи в ходе организации студенческого самоуправления (ССУ) в вузе с триединых позиций: на основе теоретико-методологического анализа сущности исследуемых понятий, на основе выделенных педагогических противоречий профессионального воспитания в ходе организации ССУ в вузе, а также на основе анализа недостатков реализации данного процесса на практике. Представлен констатирующий этап эксперимента, характеризующий начальный уровень сформированности исследуемого понятия в соответствии с выделенными ранее критериями и показателями, принимая во внимание характерные особенности профессионального воспитания студентов. Охарактеризованы методы исследования, представлены специальные методики диагностики показателей разработанных критериев, а также процедура определения уровня сформированности показателей и критериев исследуемого феномена, а также уровня сформированности профессионального воспитания в целом. Проанализированы недостатки формирования каждого показателя в отдельности, а также возможные причины их возникновения. Полученные эмпирическим путем данные подтверждают сделанные нами теоретические выводы о необходимости профессионального воспитания студентов - будущих государственных служащих. Важным фактором является участие студентов в студенческом самоуправлении, в ходе которого будут сформированы выделенные профессионально-личностные качества. Определена совокупность педагогических условий формирования профессионального воспитания будущих государственных служащих в ходе студенческого самоуправления как совокупность педагогических обстоятельств, способствующих повышению эффективности данного процесса в вузе: создание установки субъектов на профессиональное воспитание в процессе участия в ССУ; активизация и развитие механизмов рефлексии, профессиональной самоидентификации в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности и условиями ССУ; увеличение доли самостоятельных видов деятельности в ССУ, соответствующих будущим профессиональным обязанностям; развитие субъект-субъектных отношений в студенческом самоуправлении как основы профессиональных взаимоотношений, обеспечивающих необходимый уровень личностной и деловой коммуникации; создание в рамках ССУ модели профессионального сообщества для освоения патриотических ценностей, этических правил и традиций госслужбы.
Ключевые слова: педагогические условия; профессиональное воспитание; студенческое самоуправление; констатирующий эксперимент; начальный уровень сформированности профессионального воспитания
DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-50-58
Ранее мы определили сущность профессионального воспитания студентов вуза как педагогический процесс, направленный на формирование профессионально -личностных
1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 15-36-01032а1.
качеств и самосознание воспитуемых как субъектов будущей профессии. Данный процесс предполагает обогащение специалистов профессиональными ценностями, формирование позитивного отношения к профессии и представителям профессионального сообщества, развитие способности планировать и
осуществлять (организовывать) профессиональную деятельность.
Студенческое самоуправление (ССУ) в условиях образовательных учреждений как социальный институт обладает значительным воспитательным потенциалом, реализуя особую форму управления, которая предполагает активное участие студентов в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся как жизнедеятельности высшего учебного заведения, так и будущей профессиональной деятельности; приобретение и развитие профессионально-личностных качеств; активное включение в профессиональное сообщество и оказание студентам содействия в конструировании профессиональной биографии [1].
Мы считаем, что педагогические условия повышения эффективности профессионального воспитания студентов в ходе организации ССУ в вузе необходимо определять не только на основе теоретико-методологического анализа исследуемых понятий, но и на основе выявленных педагогических противоречий и специфики профессионального воспитания в ходе организации ССУ в вузе, а также - что немаловажно! - изучив особенности и недостатки реализации данного процесса на практике [2].
Тем самым необходимо выявить начальный уровень сформированности исследуемого понятия в соответствии с выделенными критериями и показателями, принимая во внимание характерные особенности профессионального воспитания студентов [3]. В констатирующем эксперименте принимали участие студенты 1 курса Тамбовского, Тульского, Брянского филиалов Орловской региональной академии государственной службы (более 500 человек).
В ходе данного этапа эксперимента были использованы следующие методы: анкетирование; тестирование; включенное наблюдение при посещении массовых мероприятий студентами; анализ продуктов внеучебной деятельности студентов. Для качественного анализа полученных данных мы привлекали к нашему исследованию экспертов, в качестве которых выступали кураторы, заместители заведующих кафедр, заместитель директора по воспитательной работе и довузовской подготовке, осуществляющих профессиональное воспитание студентов специаль-
ности «Государственное и муниципальное управление».
Кроме того, использовались специальные методики диагностики показателей разработанных критериев. В частности, для оценки организационно-деятельностного критерия (ОДК) (показатели: умение работать с документацией, планирование и организация работы, контроль и самоконтроль) использовали: разработанную нами методику «Умение работать с документами»; методики «Эффективный ли Вы менеджер?», «Самооценка стиля управления», «Управленческая матрица», «Управленческая ситуация и направленность руководителя», «Методика определения стиля руководства трудовым коллективом», «Методика определения организаторских способностей лидера», «Методика определения стиля управления», «Оценка эффективности деятельности руководителя», «Эффективность руководства», «Неэффективный руководитель», «Управленческая ситуация и направленность руководителя».
Для анализа социально-коммуникативного критерия по показателям «Общительность», «Коммуникативный контроль», «Деловая коммуникация» нами использовались методики: «Общительность», «Уровень коммуникативного контроля», «Можете ли Вы влиять на других?», «Умеете ли Вы слушать?», «Диагностика коммуникативной социальной компетентности», «Тестовая карта коммуникативной деятельности», разработанная на основе анкеты А.А. Леонтьева, «Умеете ли Вы вести деловое обсуждение?», «Изучение способности к самоуправлению в общении» [3-7].
Оценка критерия «Ценностные качества профессионального сообщества» складывается на основе оценки показателей патриотических ценностей, этических правил, традиций коллектива. Студенты отвечали на вопросы разработанных анкет: «Патриотические ценности», «Этические правила», «Традиции коллектива».
Процедура обработки данных опроса основана на подсчете количества ответов по всем позициям анкет и тестов. Для этого мы на специальном накопителе фиксировали отметки в виде букв: «в» - высокий, «с» -средний, «н» - низкий, затем переводили в цифры: 2, 1, 0 те позиции анкеты, номера которых были выделены испытуемым. После
процедуры определения уровня сформиро-ванности всех показателей профессионального воспитания мы выявили первоначальный уровень сформированности каждого из критериев исследуемого феномена, используя таблицу соотношения критериев и показателей следующим образом:
- для высокого уровня сформирован-ности критерия необходима высокая степень сформированности хотя бы двух любых показателей рассматриваемого критерия при среднем уровне развития оставшегося показателя;
- в случае, если хотя бы два любых показателя рассматриваемого критерия сфор-мированности на низком уровне, то и соответствующий критерий сформирован на низком уровне;
- в остальных случаях будем говорить о средней степени выраженности исследуемого критерия [8].
Соответствующим образом мы определяем и уровень профессионального воспитания в целом. Обозначив уровни сформиро-
ванности критериев и показателей через 0 (низкий), 1 (средний) и 2 (высокий), мы получили следующие сводные таблицы (табл. 1).
Для выявления недостатков профессионального воспитания и формулировки соответствующих педагогических условий проанализируем каждый показатель в отдельности.
Количественная обработка результатов по первому показателю ОДК - «Умение работать с документацией» - показала, что у 11 % студентов данный показатель на низком уровне (0 баллов), у 80 % - на среднем уровне (1 балл), у 9 % - на высоком уровне (2 балла). Студенты не знают, как зарегистрировать документ, оформить реквизиты, резолюцию, протокол, акт, докладную, служебную записку, заявление, автобиографию, характеристику и доверенность.
Управление имеет информационную природу, и сложно представить труд менеджера - будущего государственного служащего, не связанный с получением, хранением информации. Умение работать с документацией характеризует совокупность работ по
0 0 0 Низкий уровень
0 0 1
0 1 0
1 0 0
0 0 2
0 2 0
2 0 0
0 1 1 Средний уровень
0 1 2
0 2 1
0 2 2
1 0 1
1 0 2
1 1 0
1 1 1
1 1 2
1 2 0
1 2 1
2 0 1
2 0 2
2 1 0
2 1 1
2 2 0
1 2 2 Высокий уровень
2 1 2
2 2 1
2 2 2
Таблица 1
Сводная таблица балльного выражения показателей/критериев и уровней сформированности критерия профессионального воспитания
документированию управленческой деятельности госслужбы и по организации в ней документов, но предыдущий этап воспитания и обучения в школе не ставил своей задачей научить школьника работать с документацией, вследствие этого было бы неправомерно ожидать высоких результатов от первокурсников.
Второй показатель ОДК - «Планирование и организация работы» - дал следующие результаты: 68,5 % студентов имеют низкий уровень (0 баллов), 21,5 % - средний уровень (1 балл), 10 % - высокий уровень (2 балла). Способность студентов планировать и организовывать работу коллектива во многом зависит от организаторских качеств. Студенты-первокурсники редко бывают в центре внимания, не высказывают своего мнения, с трудом планируют свою деятельность. На наш взгляд, это в первую очередь связано с тем, что преобладает субъект-объектный характер образовательного процесса в школе.
Использованные методики для оценки показателя «Контроль и самоконтроль» ОДК дали возможность оценить названный показатель у студентов-первокурсников следующим образом: 21,5 % не пригодны к управленческой деятельности (к контролю и самоконтролю), 4 % студентов малополезны для организации - эти показатели мы объединили и получили, что 25,5 % студентов имеют 0 баллов, что соответствует низкому уровню. У 21,5 % респондентов эффективность работы по контролю и самоконтролю слишком мала, 19,5 % будущих руководителей недостаточно эффективны в плане контроля и самоконтроля, у 17,5 % студентов эффективность еще недостаточна - эти показатели мы также объединили и получили, что 58,5 % студентов имеют 1 балл, что соответствует среднему уровню; у 11,5 % студентов есть все возможности повысить свою эффективность и лишь 4,5 % студентов являются эффективными руководителями в плане контроля и самоконтроля - объединение этих показателей свидетельствует о том, что 16 % студентов имеют 2 балла, что соответствует высокому уровню.
По нашему мнению, такая ситуация сложилась из-за того, что учитель не научил школьника брать ответственность за свои поступки, успехи, разочарования и т. д. на себя, ведь контроль и самоконтроль позво-
ляют объективно оценить работу, ее содержание, требования к ней и ее окружению. Пример контроля в школьные годы, как правило, ограничивается инцидентом, а он должен упреждать отклонения, а не становиться следствием отклонений [9]. Контроль как одна из форм работы педагогического коллектива зачастую не планируется заранее, не согласовываются даты и предметы контроля. Классный руководитель, учитель приучил ученика к тому, что все то, что совершает его воспитанник, контролирует он, что и сделало наших первокурсников несамостоятельными, с иждивенческим настроением и низким уровнем оцениваемого показателя.
Используя сводную таблицу определения уровня сформированности критерия по показателям, мы пришли к выводу, что студентов с низким уровнем - 88 %, со средним -12 %, а с высоким не оказалось совсем. Действительно, проводя количественный анализ показателей, некоторые студенты показывали высокий уровень, но при сопоставлении данных по разным показателям студентов с высоким уровнем не оказалось.
В результате уровень сформированности ОДК явно недостаточный, что дает нам основание работать над исправлением ситуации, то есть разрабатывать комплекс мероприятий, направленных на изменение показателей и критерия в целом в сторону повышения.
Определение выраженности первого показателя социально-коммуникативного критерия - «Общительность» - свидетельствует о том, что 32 % студентов-первокурсников очень общительны, многословны, вспыльчивы, нередко необъективны, 12,5 % студентов всюду чувствуют себя в своей тарелке, охотно высказываются по любому вопросу, но не подтверждают слова делом, 9 % студентов замкнуты. Эти показатели мы объединили, перевели в низкий показатель, так как чрезмерное общение и замкнутость не позволяют достигать результатов деятельности, и поэтому мы считаем, что 53,5 % студентов имеют низкий уровень (0 баллов). 11,5 % студентов достаточно общительны, но критичны, в высказываниях много сарказма. Этих студентов мы оценили 1 баллом, что соответствует среднему уровню. 35 % студентов имеют нормальную коммуникабельность, без неприятных переживаний начина-
ют новое дело, соответственно, они имеют высокий уровень, что соответствует 2 баллам. Такое положение дел определяется возрастными особенностями студентов-первокурсников: несформированностью навыков общения (как замкнутость, застенчивость, так и чрезмерная болтливость), излишней критичностью, юношеским максимализмом, типом нервной системы, особенностями обучения в школе, уровнем участия во внеучебной деятельности, семейным воспитанием. Таким образом, в вузе необходимо создавать условия для изменения сложившейся ситуации.
По второму показателю социально-коммуникативного критерия - «Коммуникативный контроль» - мы получили следующие результаты: 60 % студентов имеют низкий уровень (0 баллов), 28 % - средний (1 балла), 12 % имеют высокий уровень (2 балла). Это говорит о том, что первокурсники не умеют управлять ситуацией и поведением других, доминировать во взаимодействии, избегая конфликтов. Причиной такого положения дел, на наш взгляд, является отсутствие навыков управлять поведением других, применять профессиональную позицию в отношениях; часто студенты не владеют теоретической подготовкой в области конфликтов (опытный человек знает способы ведения конфликтов, а, как известно, конфликты не всегда являются разрушительной силой, они при правильном управлении переходят в конструктивный диалог).
Использованные методики для оценки показателя «деловая коммуникация» дали возможность оценить названный показатель у студентов-первокурсников следующим образом: 35 % - властные, авторитарные, не умеющие добиваться согласия, не стремятся сделать решение общим делом, что соответствует низкому уровню (0 баллов); 61,5 % студентов могут быть как дипломатичны, так и авторитарны в зависимости от ситуации, что соответствует среднему уровню (1 баллу). 3,5 % студентов-первокурсников - хорошие дипломаты, стремятся учесть мнения других и убедиться в том, что собственные идеи согласуются с мыслями товарищей, что соответствует высокому уровню (2 баллам).
Начиная с середины 90-х гг. XX века в школы была введена психологическая служба, призванная оказывать помощь детям в
организации процесса деловой коммуникации. Полученные результаты являются подтверждением того, что немало сил потрачено психологами на организацию совместной деятельности школьников, где деловая коммуникация выступала многоплановым процессом развития контактов между ними. Деловая коммуникация при этом включала в себя обмен информацией, взаимодействие общающихся и восприятие общающихся друг с другом [5; 10].
Результаты по показателям социально-коммуникативного критерия свидетельствуют о том, что в юношеском возрасте существуют трудности в процессе взаимодействия с другими людьми на микрогрупповом уровне. Они могут быть вызваны следующими причинами: несформированностью навыков общения; преобладанием эгоцентрических тенденций; деформированным понятием справедливости; излишней критичностью; скеп-тизмом в восприятии чужих высказываний; ярко выраженной тенденцией к «самопоказыванию»; проявлением юношеского максимализма в отношении с окружающими, что мы надеемся исправить в процессе реализации разработанной технологии.
Первый показатель критерия «Ценностные качества профессионального сообщества» - «Патриотические ценности» - позволяет судить о разном уровне патриотического воспитания студентов-первокурсников. Количественная обработка результатов опроса показала, что 77 % студентов имеют низкий показатель, то есть 0 баллов, 18 % показали средний результат, что соответствует 1 баллу, и лишь 5 % студентов-первокурсников имеют высокий показатель, что соответствует 2 баллам. В последнем случае студенты знают многовековую историю Отечества, героическое прошлое различных поколений, понимают политические и правовые события, знают права и обязанности госслужбы, испытывают гордость за принадлежность к великому народу.
Такая ситуация определяется тем, что система патриотического воспитания в школе нуждается в совершенствовании в соответствии с новыми реалиями. Это связано с выявлением и сохранением лучших традиций патриотического воспитания, обновлением его содержания, разработкой и реализацией новых педагогических технологий, с обосно-
ванием организационно-педагогических условий повышения эффективности патриотического воспитания в школах. Результаты, полученные в ходе социально-психологических и педагогических исследований рядом отечественных ученых, например, И.Н. Афанасьевым, И.И. Макаровой, С.Е. Матушкиным, О.М. Хлытиной, А.А. Черкасовым и другими, доказывают, что в системе воспитания современной российской школы слабо (а точнее, фрагментарно) реализуются задачи патриотического воспитания.
По второму показателю критерия «Ценностные качества профессионального сообщества» - «Этические правила» - 26 % студентов получили 0 баллов, 67 % - 1 балл, 7 % - 2 балла. Цифры свидетельствуют о том, что большая часть студентов стремится выполнять этические правила государственной службы, так как они имеют в своем основании общие правила поведения людей в обществе - нравственные нормы, формированию которых, как мы можем констатировать, уделялось большое внимание в школе и дома. Педагоги и родители научили своих детей поступать в соответствии с общепринятыми нормами поведения, определяющими порядок взаимоотношений с обществом, коллективом и другими людьми, но студенты в большинстве своем имеют средний уровень сформированности данного показателя, а нашей задачей является не только сохранение достигнутого, но и утверждение студентов в их правильном поведении, помощь в достижении высокого уровня.
Оценка показателя «Традиции коллектива» позволила выявить следующее: 41,5 % студентов имеют низкий показатель, что соответствует 0 баллов, 56,5 % имеют средний показатель, что соответствует 1 баллу, и 2 % -высокий, то есть они получили 2 балла. Первокурсникам еще не знакомы традиции государственной службы, которые заключены в сохранении устойчивой, исторически сложившейся, передаваемой из поколения в поколение специальной формы отношений в виде организации порядка, правил, духовных ценностей, устоев, обычаев. К традициям относятся повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание будущими государственными служащими организа-
ционного окружения. Даже определенные управленческие решения могут быть и нередко становятся организационными традициями. Соблюдение традиций государственной службы усиливает самоопределение будущих менеджеров.
Обобщенная характеристика, включающая критерии, показатели и уровни профессионального воспитания студентов-первокурсников, представлена в табл. 2.
Используя предложенную шкалу оценок, мы получили процентные данные по исходному уровню сформированности каждого из критериев и профессионального воспитания в целом (табл. 3).
Таким образом, анализ результатов констатирующего этапа эксперимента, в ходе которого было проведено диагностическое исследование начального уровня сформиро-ванности профессионального воспитания студентов - будущих государственных служащих, показал, что большинство студентов имеют низкий уровень.
Полученные результаты позволяют сделать важные выводы:
- студенты-первокурсники не умеют работать с документацией, планировать, организовывать и контролировать работу, о чем свидетельствуют цифры первого критерия;
- общительность студентов не гарантирует высокий результат социально-коммуникативного критерия, так как у студентов низкие показатели коммуникативного контроля и деловой коммуникации;
- процентные показатели студентов по критерию «Ценностные качества профессионального сообщества» дают основание говорить о необходимости проведения большой работы по формированию патриотических ценностей и традиций коллектива.
Полученные эмпирическим путем данные подтверждают сделанные нами теоретические выводы о необходимости профессионального воспитания студентов - будущих государственных служащих. Важным фактором является участие студентов в ССУ, в ходе которого будут сформированы выделенные профессионально-личностные качества. Профессиональное воспитание будущего государственного служащего, как и любой педагогический процесс, осуществляется под влиянием целого комплекса условий различной степени выраженности, направленности,
устойчивости, интенсивности. Под условиями принято понимать, как отмечают В.А. Сла-стенин, И.Ф. Исаев и Е.Н. Шиянов, совокупность обстоятельств, в которых ведется воспитательная работа, реализуется определенное содержание воспитания [11].
Нами определены педагогические условия для формирования профессионального воспитания будущих государственных служащих в ходе ССУ как совокупность педагогических обстоятельств, способствующих
повышению эффективности данного процесса в вузе:
1) создание установки субъектов на профессиональное воспитание в процессе участия в ССУ;
2) активизация и развитие механизмов рефлексии, профессиональной самоидентификации в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности и условиями ССУ;
Таблица 2
Критерии, показатели и уровни сформированности профессионального воспитания студентов - будущих государственных служащих (констатирующий этап)
Критерии Показатели Уровни Баллы %
Организационно-деятельностный Умение работать с документацией Высокий 2 9
Средний 1 11
Низкий 0 80
Планирование и организация работы Высокий 2 10
Средний 1 21,5
Низкий 0 68,5
Контроль и самоконтроль Высокий 2 16
Средний 1 58,5
Низкий 0 25,5
Социально-коммуникативный Общительность Высокий 2 35
Средний 1 11,5
Низкий 0 53,5
Коммуникативный контроль Высокий 2 12
Средний 1 28
Низкий 0 60
Деловая коммуникация Высокий 2 3,5
Средний 1 61,5
Низкий 0 35
Ценностные качества профессионального сообщества Патриотические ценности Высокий 2 5
Средний 1 18
Низкий 0 77
Этические правила Высокий 2 7
Средний 1 67
Низкий 0 26
Традиции коллектива Высокий 2 2
Средний 1 56,5
Низкий 0 41,5
Таблица 3
Исходный уровень профессионального воспитания студентов (констатирующий этап, в %)
Название Уровни
низкий средний высокий
Организационно-деятельностный 88 12 0
Социально-коммуникативный 49 43,5 7,5
Ценностные качества профессионального сообщества 82 18 0
Профессиональное воспитание 71,5 28,5 0
3) увеличение доли самостоятельных видов деятельности в ССУ, соответствующих будущим профессиональным обязанностям (умению работать с документацией, планировать и организовывать работу, осуществлять контроль и самоконтроль и т. д.);
4) развитие субъект-субъектных отношений в студенческом самоуправлении как основы профессиональных взаимоотношений, обеспечивающих необходимый уровень личностной и деловой коммуникации;
5) создание в рамках ССУ модели профессионального сообщества для освоения патриотических ценностей, этических правил и традиций госслужбы.
Список литературы
1. Шаршов И.А., Борзых И.Н. Интегральная модель профессионального воспитания личности в контексте студенческого самоуправления в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2015. № 2 (26). С. 26-31.
2. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2005.
3. Шаршов И.А., Борзых И.Н. Квалиметриче-ский инструментарий и процедура оценивания профессионального воспитания личности в ходе организации студенческого самоуправления в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. № 2. C. 7985.
4. Батаршев А.В. Психодиагностика способностей к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М., 1999. 103 с.
5. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2007. 286 с.
6. Ежова Н.Н. Новые тесты для отбора персонала. Ростов н/Д, 2008. 288 с.
7. Основы психологии: Практикум / ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д, 2006. 704 с.
8. Шаршов И.А., Старцев М.В., Королева А.В. Системно-квалиметрический подход к исследованию и оценке педагогических процессов и явлений // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 11 (103). С. 110-116.
9. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Повышение квалификации преподавателя высшей школы: саморазвитие и компетентность // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 43-52.
10. Титова Л. Г. Технологии делового общения. М., 2008. 239 с.
11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2004. 576 с.
References
1. Sharshov I.A., Borzykh I.N. Integral'naya model' professional'nogo vospitaniya lichnosti v kontek-ste studencheskogo samoupravleniya v vuze [Integrated model of professional education of the personality in the context of student's self-government in higher education institution]. Psi-hologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus -Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus,
2015, no. 2 (26), pp. 26-31. (In Russian).
2. Sharshov I.A. Professional'no-tvorcheskoe samorazvitie sub"ektov obrazovatel'nogo prot-sessa v vuze [Professional and creative self-development of subjects of educational process at the higher educational institution]. Disser-tatsiya ... doktora pedagogicheskikh nauk. Belgorod, 2005. (In Russian).
3. Sharshov I.A., Borzykh I.N. Kvalimetricheskiy instrumentariy i protsedura otsenivaniya profes-sional'nogo vospitaniya lichnosti v khode or-ganizatsii studencheskogo samoupravleniya v vuze [Qualimetrical tools and procedure of estimation of professional education of the personality during the organization of student's self-government at the higher education institution]. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus -Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus,
2016, no. 2, pp. 79-86 (In Russian).
4. Batarshev A.V. Psikhodiagnostika sposobnostey k obshcheniyu, ili kak opredelit' organizatorskie i kommunikativnye kachestva lichnosti [Psychodiagnostics of abilities to communication or how to define organizing and communicative qualities of the personality]. Moscow, 1999. 103 p. (In Russian).
5. Borozdina G.V. Psikhologiya delovogo ob-shcheniya [Psychology of business communication]. Moscow, 2007. 286 p. (In Russian).
6. Ezhova N.N. Novye testy dlya otbora personala [New tests for staff selection]. Rostov-on-Don, 2008. 288 p. (In Russian).
7. Osnovy psikhologii [Basic principles of psychology], ed.-compiler L.D. Stolyarenko. Rostov-on-Don, 2006. 704 p. (In Russian).
8. Sharshov I.A., Startsev M.V., Koroleva A.V. Sistemno-kvalimetricheskiy podkhod k issledo-vaniyu i otsenke pedagogicheskikh protsessov i yavleniy [System and qualimetrical approach to research and assessment of pedagogical processes and phenomena]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2011, no. 11 (103), pp. 110-116. (In Russian).
9. Makarova L.N., Sharshov I.A. Povyshenie kvali-fikatsii prepodavatelya vysshey shkoly: samorazvitie i kompetentnost' [University teacher's professional development: self-development and competence]. Vestnik Mosk-ovskogo gorodskogo pedagogicheskogo univer-siteta. Serija Pedagogika i psihologija - Vestnik of MCTTU. Series Pedagogy and Psychology, 2012, no. 2, pp. 43-52. (In Russian).
10. Titova L. G. Tekhnologii delovogo obshcheniya [Technologies of business communication]. Moscow, 2008. 239 p. (In Russian).
11. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, 2004. 576 p. (In Russian).
Поступила в редакцию 02.08.2016 г. Received 2 August 2016
UDC 378+371.4
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFICIENCY INCREASE AND PROFESSIONAL EDUCATION OF STUDENTS WHILE STUDENTS' UNION ORGANIZATION Igor Alekseevich SHARSHOV
Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Pedagogy and Educational Technologies Department, Head of Fundamental and Applied Technology Department
Tambov State University named after G.R. Derzhavin
33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000
E-mail: [email protected]
Irina Nikolaevna BORZYKH
Candidate of Pedagogy, Deputy Head
Administration of Tambov district Tambov region
1A Pridorozhnaya St., Settlem. Stroitel, Tambov region, Russian Federation, 392525 E-mail: [email protected]
The necessity to define pedagogical conditions of improvement of the effectiveness of professional education of youth during organization of students' self-governance (OSSG) in the institute of higher education from the triune position: basing on theoretical-methodological analysis of the studied notions' essence basing on the marked pedagogical contradictions of professional education while students' self-governance in the institute of higher education and basing on the disadvantages' analysis of this project in practice. The state stage of the experiment is presented. It characterizes primary level of the formation of the studied notion according to the marked criteria and indices, taking into consideration the characteristic features of students' professional education. The methods of research are characterized. Special methods of diagnostics of the developed criteria diagnostics and also the procedure of defining the level of formedness of indices and criteria of the phenomenon researched and also the level of formedness of professional education in whole are studied. The drawbacks of formation of every index partially and the possible reasons of their appearance are analyzed. The data received by empiricism confirm our theoretical conclusions about the necessity of professional education of students - the future public employees. An important factor is the participation of students in self-governance, while this process the marked professional-personal qualities will be formed. The total pedagogical conditions of professional education of future public officers while students' self-governance as total pedagogical conditions, promoting the increase of efficiency of this process in the institute of higher education: organization of subjects' orientation on professional education in the process of participation in students' self-governance; activation and development of reflection mechanisms, professional self-identification according to the requirements of future professional activity and conditions of students' self-governance; the increase of independent types of activity in students' self-governance, appropriate for future professional duties; development of subject-subject relations in students' self-governance as a basis for professional relations, providing the necessary level of personal and business communication, creation within the framework of students' self-governance of professional community model for learning patriotic values, ethic rules and state service traditions.
Key words: pedagogic conditions; professional education; students' self-governance; ascertaining experiment; beginner level of professional education formedness
DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-50-58
Информация для цитирования:
Шаршов И.А., Борзых И.Н. Педагогические условия повышения эффективности профессионального воспитания учащихся в ходе организации студенческого самоуправления // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 12 (164). С. 50-58. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-50-58.
Sharshov I.A., Borzykh I.N. Pedagogicheskie usloviya povysheniya effektivnosti professional'nogo vospitaniya uchashchikhsya v khode organizatsii studencheskogo samoupravleniya [Pedagogical conditions of efficiency increase and professional education of students while students' union organization]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumani-tarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 12 (164), pp. 50-58. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-50-58. (In Russian).