Научная статья на тему 'Технология профессионального воспитания будущих государственных служащих в ходе организации студенческого самоуправления в вузе'

Технология профессионального воспитания будущих государственных служащих в ходе организации студенческого самоуправления в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / БУДУЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / STUDENT'S SELF-MANAGEMENT / PROFESSIONAL EDUCATION / TECHNOLOGY / FUTURE STATE PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борзых Ирина Николаевна

В статье представлена технология профессионального воспитания будущих государственных служащих в контексте студенческого самоуправления в вузе; сформулированы педагогические условия, способствующие повышению эффективности данного процесса в вузе; приведены критерии, показатели и уровни сформированности профессионального воспитания студентов будущих государственных служащих; охарактеризованы этапы технологии и основные формы и методы eе реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борзых Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE STATE PEOPLE DURING ORGANIZATION OF STUDENT'S SELF-MANAGEMENT IN UNIVERSITY

The article presents the technology of professional education of future state people during organization of student's self-management in university; the pedagogical conditions favoring the rise of effectiveness of this process in university are stated, criteria, rates and levels of formed professional education of students future state people are outlined, the stages of technology and its main forms and methods of realization are charachterised.

Текст научной работы на тему «Технология профессионального воспитания будущих государственных служащих в ходе организации студенческого самоуправления в вузе»

доклада // Управление и общество. XIII Державинские чтения: Четвертая Всероссийская Поступила в редакцию 5.04.2010 г.

научно-практическая конференция. Тамбов,

2009. С. 203-205.

UDC 796/799

THE RESEARCH OF MODERN ASPECTS OF STUDENTS’ HEALTH ON THE BASE OF CLUSTER-MODULE APPROACH IN PHYSICAL EDUCATION

Yury Nicolaevich Yurov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Education, Lecturer of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: yurov68@mail.ru

This article discusses the actual problem of the higher school students’ attitude towards their own health.

Key words: somatic type; motivations; complex evaluation of physical state.

УДК 378+370/371

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В ХОДЕ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВУЗЕ

© Ирина Николаевна Борзых

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, соискатель кафедры общей педагогики и образовательных технологий, Тамбовский филиал Орловской академии государственной службы, начальник отдела воспитательной работы, e-mail: mako20@tamb.ru

В статье представлена технология профессионального воспитания будущих государственных служащих в контексте студенческого самоуправления в вузе; сформулированы педагогические условия, способствующие повышению эффективности данного процесса в вузе; приведены критерии, показатели и уровни сформированности профессионального воспитания студентов - будущих государственных служащих; охарактеризованы этапы технологии и основные формы и методы ее реализации.

Ключевые слова: профессиональное воспитание; студенческое самоуправление; технология; будущие государственные служащие.

Профессиональное воспитание (ПВ) в нашем понимании - это педагогический процесс, направленный на формирование профессионально-личностных качеств и самосознание воспитуемого как субъекта будущей профессии. Он предполагает обогащение профессиональных ценностей, формирование отношения к профессии и представителям профессионального сообщества, к коллегам по работе, к людям, на которых направлена деятельность.

Для разработки технологии профессионального воспитания студентов - будущих государственных служащих, в ходе организации студенческого самоуправления (ССУ) и выявления педагогических условий повышения эффективности данного процесса необходимо выявить начальный уровень сформиро-

ванности исследуемого понятия, принимая во внимание характерные особенности профессионального воспитания студентов. В констатирующем эксперименте принимали участие студенты Тамбовского филиала Орловской региональной академии государственной службы: 1 курс в количестве 200 человек.

В ходе констатирующего этапа опытноэкспериментальной работы нами были использованы следующие методы: анкетирование, тестирование, включенное наблюдение при посещении массовых мероприятий студентов, анализ продуктов внеучебной деятельности студентов (конкурсы, собрания, конференции и т. п.), экспертная оценка. Кроме того, использовались специальные методики диагностики показателей разработанных критериев.

В результате была получена следующая характеристика, включающая критерии, показатели и уровни профессионального воспитания студентов-первокурсников (табл. 1).

Процентные данные по исходному уровню сформированности каждого из критериев и профессионального воспитания в целом представлены в табл. 2.

Таким образом, большинство студентов на констатирующем этапе эксперимента имели низкий уровень профессионального

воспитания. Полученные результаты позволили сделать важные выводы:

- студенты-первокурсники не умеют работать с документацией, планировать, организовывать и контролировать работу, о чем свидетельствуют цифры первого критерия;

- общительность студентов не гарантирует высокий результат социально-коммуникативного критерия, т. к. у большинства студентов низкий коммуникативный контроль и деловая коммуникация;

Таблица 1

Критерии, показатели и уровни сформированности профессионального воспитания студентов -будущих государственных служащих (констатирующий эксперимент)

Критерии Показатели Уровни Баллы %

Организационно-деятельностный Умение работать с документацией Высокий 2 9

Средний 1 11

Низкий 0 80

Планирование и организация работы Высокий 2 10

Средний 1 21,5

Низкий 0 68,5

Контроль и самоконтроль Высокий 2 16

Средний 1 58,5

Низкий 0 25,5

Социально-коммуникативный Общительность Высокий 2 35

Средний 1 11,5

Низкий 0 53,5

Коммуникативный контроль Высокий 2 12

Средний 1 28

Низкий 0 60

Деловая коммуникация Высокий 2 3,5

Средний 1 61,5

Низкий 0 35

Ценностные качества профессионального сообщества Патриотические ценности Высокий 2 5

Средний 1 18

Низкий 0 77

Этические правила Высокий 2 7

Средний 1 67

Низкий 0 26

Традиции коллектива Высокий 2 2

Средний 1 56,5

Низкий 0 41,5

Таблица 2

Исходный уровень сформированности профессионального воспитания студентов

Критерий Уровни

Низкий Средний Высокий

Организационно-деятельностный 88 12 0

Социально-коммуникативный 49 43,5 7,5

Ценностные качества профессионального сообщества 82 18 0

Профессиональное воспитание 71,5 28,5 0

- процентные показатели студентов по критерию «ценностные качества профессионального сообщества» дают основание говорить о необходимости проведения большой работы по формированию соответствующих ценностей и традиций.

Важным способом профессионального воспитания, на наш взгляд, является участие студентов в студенческом самоуправлении. Нами определены педагогические условия профессионального воспитания студентов как совокупность педагогических обстоятельств, способствующих повышению эффективности данного процесса в вузе.

1. Создание установки субъектов на профессиональное воспитание в процессе участия в ССУ.

2. Активизация и развитие механизмов рефлексии, профессиональной самоидентификации в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности и условиями ССУ.

3. Увеличение доли самостоятельных видов деятельности в ССУ, соответствующих будущим профессиональным обязанностям (умению работать с документацией, планировать и организовывать работу, осуществлять контроль и самоконтроль и т. д.).

4. Развитие субъект-субъектных отношений в ССУ как основы профессиональных взаимоотношений, необходимого уровня личностной и деловой коммуникации.

5. Создание в рамках ССУ модели профессионального сообщества для освоения патриотических ценностей, этических правил и традиций госслужбы.

Проектируемая нами технология профессионального воспитания будущих государственных служащих ставит своей целью создание условий для развития у будущих специалистов потребности в профессионально-личностных качествах, повышения их уровня теоретико-технологической подготовки к профессиональной деятельности, а также для реализации творческой активности при выполнении своей будущей профессиональной деятельности. Целостность и взаимосвязь критериев и показателей сформированности рассматриваемой характеристики обеспечивает сконструированной технологии структурное и содержательное единство, которое реализуется посредством гибкого использования разнообразных форм и методов

совместной деятельности студентов и преподавателей [1, 2]. Предполагаемым результатом реализации технологии является динамика критериев и показателей профессионального воспитания студентов и в конечном итоге - увеличение числа будущих государственных служащих с высоким уровнем профессионального воспитания.

В связи с этим технология профессионального воспитания будущих государственных служащих в ходе организации ССУ предусматривает последовательное развитие соответствующих профессионально-

личностных качеств и повышение уровней их сформированности и состоит из следующих этапов: диагностико-проектирующего, конструктивно-реализующего, рефлексивнокоррекционного .

В результате последовательного осуществления всех этапов технологии наблюдается положительное изменение уровня профессионального воспитания каждого студента, участвующего в студенческом самоуправлении. Однако при реализации выявленных педагогических условий возникали некоторые трудности, обусловленные организационно-педагогическими и личностными противоречиями. Поэтому вполне возможно достижение не столь высоких прогнозируемых результатов при однократном прохождении всех этапов технологии.

С целью развития у студентов профессионально-личностных качеств мы выбрали несколько форм: экскурсии-наблюдение,

тренинги, беседы-дискуссии, анализ конкретных ситуаций (решение профессиональных задач), использование примера (государственных служащих), самостоятельное выполнение поставленных задач, консультации.

Экскурсии-наблюдение заключаются в том, что студенты наблюдают (изучают, учатся) за тем, как специалисты государственной службы работают с поступающими документами, как планируют и организуют свою деятельность, осуществляют контроль и самоконтроль, общаются, проявляют коммуникативный контроль, патриотические ценности, этические правила, как формируются традиции коллектива. Такое наблюдение мы проводили со студентами в структурных подразделениях филиала (отделе кадров, учебном отделе, воспитательном, кафедрах), в администрации г. Тамбова и области, а так

же в областной общественно-политической газете «Тамбовская жизнь», ТООО РСМ «Молодежные инициативы», областной научной библиотеке им. А.С. Пушкина и др. Наши партнеры из данных организаций в процессе экскурсии-наблюдения показывали, какие приходят документы; делили их на внешние и внутренние, демонстрировали процедуру регистрации документов. Далее документы рассматривались руководителем и с резолюцией направлялись в то или иное структурное подразделение. Кроме того, студенты знакомились с планами работы организации, с приказами о контроле над деятельностью. Во время экскурсий студенты видели особенности профессионального общения и коммуникативного контроля, делали вывод о том, чем отличается деловая коммуникация от разговоров на рабочем месте. Каждый партнер рассказывал, какие приняты у них этические правила, и есть ли традиции коллектива.

В своей работе мы использовали и другой вид экскурсий с целью развития ССУ: это экскурсии по городам России, где студенты учились не только в своем вузе решать проблемы своего города, но и находясь за пределами города, области. Будущие государственные служащие учились готовить документы для поездок, планировать свои маршруты, общаться между собой и другими делегациями, тем самым, развивая необходимые профессионально-личностные качества, формируя патриотические ценности, чему способствует знакомство с многовековой историей Отечества и почитание национальных святынь.

Одной из задач проведения внеаудиторных мероприятий студенческим самоуправлением является наглядная демонстрация применения получаемых профессиональноличностных качеств, их актуализация. Во время экскурсий-наблюдений мы акцентировали внимание студентов на ряде нюансов практического выполнения профессиональных обязанностей, предоставляли возможность участникам ССУ в свободной форме обмениваться мнениями по увиденному, задавали вопросы. На первых порах вопросов со стороны студентов было явно недостаточно. Такая ситуация обусловлена рядом причин: ситуация настолько новая, что студенты еще не представляли себе всех трудностей

работы; они недооценивали глубину и сложность наблюдаемого, излишне доверяли своему опыту. Поэтому мы заранее составляли и при необходимости использовали вопросы, затрагивающие наиболее проблемные моменты профессионального воспитания: этические правила профессии и т. д., сознательно провоцируя студентов на конструктивный диалог.

Тренинги мы использовали периодически на протяжении всего срока обучения студентов в вузе, участия в студенческом самоуправлении. Используя активные методы групповой работы, специфические формы сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития. В нашем исследовании студенческое самоуправление являлось некоторым пространством для организации тренингов для студентов. Один из первых тренингов был посвящен установлению контактов, а затем - разработке учредительного документа: Положения о ССУ. Для этого мы совместно со студентами изучали Положения других вузов и на их основе разрабатывали свое, в котором прописано, что студенческая конференция является учредительным собранием, делегатами которого являются представители всех студенческих групп вуза. Следующим этапом тренинга являлось проведение собрания в группе для определения ее актива. На этом тренинге студенты учились составлять протокол, усваивали правила проведения, разрабатывали повестку дня собрания. Параллельно шел тренинг общения, где студенты учились открыто высказывать свои мысли, отстаивать свои позиции, задавать вопросы, характеризующие способность видеть и решать проблему. Большое внимание уделялось тренингам, посвященным планированию и организации деятельности, организации контроля и самоконтроля с использованием метода «мозгового штурма». Он полезен тем, что развивал способность к самоорганизации, самоуправлению, умению работать в коллективе и др. «Мозговой штурм» призван высвободить творческую энергию студентов - участников ССУ, сдерживаемую в обычных условиях. Основной принцип этого метода - не мешать выдвижению любой гипотезы, даже самой абсурдной. Этот принцип обязателен на этапе генерирования идей. Группа критики (студенты стар-

ших курсов) уже имеют право подвергать сомнению гипотезы, проверяя их на жизнеспособность и рациональность в плане работы ССУ. В результате выбирались самые оптимальные решения для планов работы комиссий студенческого самоуправления и ССУ в целом.

Во время проведения тренингов широко использовались профессионально-ориентированные игры [3, 4]. Студенты создавали свое государство, решали вопросы безопасности страны, финансового обеспечения, правового регулирования и т. д. Такой импровизированный квазипрофессиональный диалог способствовал развитию патриотических ценностей, студенты осознавали всю ответственность, возлагаемую на государственного служащего, постепенно у них формировались этические правила поведения в различных ситуациях, а многократное повторение событий способствовало становлению традиций, которые помогут в дальнейшей профессиональной деятельности, формируя корпоративную культуру.

В ходе тренингов допускалась шумная, рабочая обстановка в аудитории, обмен мнениями. На этапе подведения итогов студенты оценивали приобретенные профессиональноличностные качества как будущих государственных служащих, высказывали пожелания, замечания, предложения по «государству» и тренингу в целом.

Беседы-дискуссии призваны активизировать процессы глубокого понимания того, чем предстоит заниматься студентам в ССУ с целью своего профессионального воспитания как будущего государственного служащего. При всем богатстве и разнообразии содержания беседы имели своим основным назначением привлечение самих студентов к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе формирование у них адекватного отношения к окружающей действительности, к своим политическим, гражданским, нравственным и профессиональным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если он находит опору в личном опыте студента, в его делах, поступках, действиях. В основу бесед мы положили факты, раскрывающие социальное, нравственное или этическое содержание сторон общественной жизни. В качестве таких фак-

тов нередко выступала деятельность известных государственных деятелей. Нами использовались беседы со студентами по следующим темам: «Личности в государственной службе»; «Место и роль России в мировом историческом прошлом»; «Политикоправовые ценности как компонент патриотических ценностей» и т. п.

Важно отметить, что формы организации внеучебной деятельности студентов отличны от реальной профессиональной деятельности, хотя мы старались их приблизить. В этой связи формирование профессиональноличностных качеств будущих государственных служащих в ходе организации студенческого самоуправления возможно при анализе конкретных ситуаций, разыгрывании ролей, имитационном поведении.

Анализ конкретных ситуаций использовался нами для стимулирования познавательной активности во внеучебной деятельности. Для достижения поставленных задач были подобраны ситуации, побуждающие к их решению. Анализируя предложенную конкретную ситуацию, будущие специалисты государственной службы должны были определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, сформулировать свое отношение к ней, предложить алгоритм выхода из сложившихся условий. Коллективное обсуждение вариантов решения одной и той же ситуации существенно углубляло опыт студентов: каждый из них имел возможность ознакомиться с вариантами решения, послушать и взвесить множество оценок, дополнений, изменений.

Для анализа студентам были предложены, например, следующие ситуации-проблемы: в студенческий совет пришло приглашение принять участие в мероприятиях, посвященных Великой Победе, в научной конференции «Проблемы молодежи глазами студентов», в «Кроссе нации», в осеннем субботнике г. Тамбова и т. д.; анализ сценариев прошлых лет, праздника Посвящение в студенты, родительского собрания, встречи с ветеранами ВОВ, Международного дня студента, Нового года, Студенческой весны ТФ ОРАГС, конкурса на лучшую студенческую группу ССУ, конкурса на лучшую старосту ССУ, комиссию ССУ, встречи с государственным служащим и т. д.; проанализировать планы работы других студенческих советов

студенческого самоуправления, выявить достоинства и недостатки контроля и самоконтроля организаций; анализ публикаций в областной общественно-политической газете «Тамбовская жизнь» о ССУ ТФ ОРАГС за прошлые годы и т. п.

Использование примера. Студенты являются частыми гостями администрации г. Тамбова и Тамбовской области, где будущие государственные служащие могут наблюдать, как проявляются профессиональноличностные качества у уже состоявшихся государственных служащих, участвуя во встречах, круглых столах, торжественных церемониях.

Наши студенты - участники студенческого самоуправления, в своей работе часто копируют увиденное и стараются проявить соответствующие качества в своей работе. Формирующееся сознание студента постоянно ищет опору в реально действующих, конкретных образцах, какими являются представители власти области, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы. Но подражание не есть слепое копирование: оно формирует у студентов действия нового типа, как совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные, сходные по ведущей идее примера. Путем подражания у молодого человека формируется социальнонравственные цели личностного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности. В студенческие годы подражание более сознательное и критичное. Подражательность и основанный на ней пример нашли достойное место в процессе профессионального воспитания, на что обращал внимание еще К.Д. Ушинский. В глазах будущего государственного служащего поступок, заслуживающий подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком, таким как мэр, губернатор, председатель правительства РФ, президент РФ и т. п., служит для студентов образцом высокой нравственности, убежденности. Но, к сожалению, ситуация не всегда складывается таким образом, поэтому в обществе назрела необходимость реформирования государственной службы и разработки «Кодекса государственного служащего».

Самостоятельное выполнение задач будущими государственными служащими: студенты самостоятельно выполняли постав-

ленные задачи, где основным условием было проявление сформированных организационно-деятельностных, социально-коммуникативных качеств и традиций государственной службы. Ничто не усваивается так хорошо, как то, что освоил сам. На этом этапе студенты самостоятельно разрабатывали положение о студенческом самоуправлении, проводили подготовку собрания группы, конференции вуза, выборов председателей комиссий студенческого самоуправления, председателя студенческого совета. Они составляли планы работы групп, студенческого совета, работали с документацией, осуществляли контроль над исполнением плана, вели протоколы, рассматривали входящие документы, вели учет входящих и исходящих документов и т. д. Но процесс формирования организационно-деятельностных качеств не у всех шел одинаково: кто-то хорошо освоил документооборот, а у кого-то хорошо получалось с планированием и организацией. Календарный план студенческого совета, составленный участниками студенческого самоуправления, предполагает максимальное вовлечение студентов в профессиональное воспитание.

Реализация плана невозможна без общения. Участникам ССУ приходилось общаться как на уровне группы, так и на уровне вуза, города, области, ЦФО, РФ и международном. Формирование общения как профессионального качества у разных студентов также идет по-разному: одни достигли международного уровня, а другие так и остаются на уровне группы. Студенты, владеющие коммуникативным контролем и деловой коммуникацией, быстрее поднялись на более высокие уровни. Они избирались на должность председателей комиссий ССУ и решали другие задачи. Например, ответственные за социально-педагогическую деятельность в студенческих группах решали то, кто из группы примет участие в разработке проекта (уровень группы). Председатель социальнопедагогической комиссии ССУ вуза принял заявки, провел организацию конкурсного отбора проектов, доложил решение конкурсной комиссии на заседании студенческого совета (уровень ССУ); выступил на организационном совещании администрации вуза (уровень вуза) и отправился с конкурсантом в командировку на конкурс, где представлял вуз, город Тамбов и Тамбовскую область,

поддерживая своим выступлением конкурсанта (уровень ЦФО).

Не менее интересным для студентов -участников студенческого самоуправления, и полезным для профессионального воспитания оказалось участие в общевузовском конкурсе «Лучшая комиссия в ССУ». В частности, программа конкурса включала номинацию «Прием граждан», в которой конкурсанты составляли модель общественной приемной по различным вопросам граждан.

Особо важным для ССУ является участие в разработке и реализации проектов: студенты научились изучать общественное мнение, формулировать актуальность социальной проблемы, изучать возможности социальной группы, определять цели и задачи, составлять план и график, определять обязанности и распределять их, определять ресурсы и источники их получения, составлять бюджет, разрабатывать системы оценок проекта, организовывать обучение членов команды проекта, формировать общественное мнение, составлять предложения по проекту, находить деловых партнеров, проводить официальные переговоры, получать необходимые ресурсы, проводить плановые мероприятия, оценивать и контролировать выполнение плана, вносить корректировку по ходу реализации проекта, анализировать ре-

зультаты работы над проектом, информировать общественность.

Таким образом, в ходе однократного прохождения всех этапов технологии профессионального воспитания будущих государственных служащих нами была реализована вся выделенная ранее совокупность педагогических условий. Формирование и развитие профессионально-личностных качеств студентов - будущих государственных служащих, соответствующих критериям профессионального воспитания (организационно-деятельностных, социально-коммуникативных и ценностных качеств профессионального сообщества), способствовало переводу их потенциальных возможностей в актуальные, профессиональному воспитанию будущего государственного служащего в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб., 2004.

2. Немкова И.Н., Макарова Л.Н. Культура безопасности жизнедеятельности студентов. Тамбов, 2007.

3. Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М., 2000.

4. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие: методология, теория, практика. Москва; Тамбов, 2005.

Поступила в редакцию 8.04.2010 г.

UDC 378+370/371

TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE STATE PEOPLE DURING ORGANIZATION OF STUDENT’S SELF-MANAGEMENT IN UNIVERSITY

Irina Nikolaevna Borzykh, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Competitor of General Pedagogy and Education Technologies Department, Tambov Branch of Orlov Academy of State Service, Head of Educational Work Department, e-mail: mako20@tamb.ru

The article presents the technology of professional education of future state people during organization of student’s selfmanagement in university; the pedagogical conditions favoring the rise of effectiveness of this process in university are stated, criteria, rates and levels of formed professional education of students - future state people are outlined, the stages of technology and its main forms and methods of realization are charachterised.

Key words: professional education; student’s self-management; technology; future state people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.