1. Makarova L. N. Kriticheskoye myshleniye i individual'nyj stil' deyatel'nosti prepodavatelya vuza: vopros vzaimosvyazi // Vestnik Tambovskogo un-iversiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2014. Vyp. 8 (136). S. 51-59.
2. Makarova L. N., Sharshov I. А. Obosno-vaniye algoritmicheskikh sposobov postroyeniya in-dividual'nykh trayektorij razvitiya kriticheskogo myshleniya prepodavatelya i studenta // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2013. Vyp. 11(127). S. 108-115.
3. Il'enkov E. V. Filosofiya i kul'tura. M., 1991.
4. Isaev I. F. Professional'no-pedago-gicheskaya kul'tura prepodavatelya. M., 2002.
5. Fromm E. Dusha cheloveka. M., 1992.
6. Teoriya organizatsij i organizatsionnoye proyektirovaniye / pod red. T. P. Fokinoj. Saratov, 1997.
7. Podymova L. S. Psikhologo-pedago-gicheskaya innovatika: lichnostnyj aspect. M., 2012.
8. Onushkin V. G., Ogarev E. I. Obrazovaniye vzroslykh. SPb., 1995.
9. Sovremennaya zarubezhnaya sotsial'naya psikhologiya /pod red. G. M. Аndreevoj. M., 1984.
INFLUENCE OF INDIVIDUAL STYLE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY OF THE TEACHER OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION ON DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING OF STUDENTS
Makarova Lyudmila Nikolayevna
Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russia e-mail: [email protected]
Research is executed with assistance of RHSF, the project 13-36-01024
In article the author proved a need of identification of interrelation between individual style of pedagogical activity of the teacher of higher education institution (ISPA) and its influence on a level of development of critical thinking of students and proved that style of teaching used by the teacher, can both promote, and interfere with mutual individual development of critical thinking of the teacher and student. The author revealed and characterized 6 typical styles of activity of the teacher in the context of the considered problem: manipulator, friend, performer, interlocutor, expert and partner, considered stages (self-understanding, self-determination and self-implementation), which the teacher has to pass in correction of his /her style development in order to ISPA influence on development of critical thinking of students don't became only positive, but also effective.
Key words: critical thinking, individual style of activity, teacher of higher education institution, student, style development stages, self-understanding, self-determination, most implementation, self-control, individual informative styles
УДК 378+371.4
ИНТЕГРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВУЗЕ
Шаршов Игорь Алексеевич, Борзых Ирина Николаевна
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, e-mail: [email protected]
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 15-36-01032а1
В статье представлена пространственная модель профессионального воспитания личности в контексте студенческого самоуправления. Охарактеризованы основные цели и задачи студенческого самоуправления в вузе на примере профессиональной подготовке будущих государственных служащих. Обоснован структурно-динамический характер разработанной модели: выделены координатные стадии модели (соответствующие профессионально-личностные качества в профессиональном пространстве) и охарактеризована динамика данного процесса. Пространственная модель реализует критериальную функцию оценивания уровня профессионального воспитания студента на основе организации студенческого самоуправления в вузе.
Ключевые слова: профессиональное воспитание, студенческое самоуправление, пространственная модель, моделирование педагогического процесса
Воспитание молодого поколения в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь молодежи, функционирование образовательных учреждений. Профессиональное воспитание студенческой молодежи, подготовка ее к самостоятельной профессиональной деятельности есть важнейшая составляющая развития общества, государства.
В 90-е гг. в законодательстве страны произошло обновление многих правовых норм образования, что выразилось в признании вариативности, многообразия систем воспитания в вузе. В образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональное воспитание, создаются условия для саморазвития, самоуправления и ориентации на будущую профессиональную деятельность [1]. Особый интерес в профессиональном воспитании представляет студенческое самоуправление. Нами изучен накопленный опыт студенческого самоуправления в вузах страны, проанализированы проблемы и противоречия реализации данного процесса в высших учебных заведениях [2; 3].
Становление студенческого самоуправления в вузе (ССУ) - длительный и сложный процесс, на который влияет множество объективных и субъективных факторов, вносящих существенные изменения в жизнедеятельность образовательного заведения. Основная цель студенческого самоуправления в вузе - соединение интересов личности студента в профессиональном воспитании, развитии и самореализации с интересами государства в формировании дееспособного и сознательного гражданского сообщества, сочетающееся с задачей высшего учебного заведения в подготовке профессиональных кадров для экономики страны и их гармоничной социализации в обществе.
Главными задачами студенческого самоуправления являются:
- развитие демократических форм управления в системе высшего профессионального образования, синхронизация управляющих воздействий, используя структуру студенческого самоуправления в качестве проекции организационной структуры вуза:
- формирование организационной культуры будущих государственных служащих, развитие корпоративной культуры вуза;
- усиление роли студенческих общественных организаций в профессиональном воспитании студентов, в формировании мировоззрений, их идейной убежденности и социальной активности;
- повышение эффективности и личностной ориентации образовательного процесса, активизации самостоятельной творческой деятельности студентов с учетом современных тенденций развития системы непрерывного профессионального образования;
- повышение личной ответственности студента за собственную социальную реализацию, за результат профессионального воспитания, решение конкретных проблем вуза;
- формирование у студентов потребности в научно-исследовательской деятельности в рамках выбранного профессионального направления посредством развития системы НИРС;
воспитание ответственности студентов, студенческих коллективов за учебную дисциплину и организацию образовательной деятельности, утверждение идейно-нравственных позиций;
развитие и углубление инициативы студенческих коллективов в организации гражданского, профессионального воспитания;
формирование высокой взаимной требовательности, чувства социальной справедливости, здорового морально-психологического климата, нравственных основ молодой студенческой семьи, нетерпимости к асоциальным проявлениям в быту.
Основой для разработки Положения о студенческом самоуправлении в вузе является Концепция воспитательной деятельности вуза, базирующаяся на Концепции модернизации образования на период до 2010 г., а она, в свою очередь, определяет стратегию и тактику реализации в вузе профессионально-воспитывающей функции ССУ.
ССУ направлено на формирование во вне-учебной деятельности профессионально-личностных качеств, необходимых будущим специалистам [4]. По федеральному государственному образовательному стандарту профессионального образования специальности 38.03.04 - Государственное и муниципальное
управление, квалификация бакалавр, областью профессиональной деятельности специалиста является обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем государственного и муниципального управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. Формированию указанных качеств, на наш взгляд, должно способствовать созданное в рамках вуза студенческое самоуправление.
Важным моментом в исследовании любого педагогического понятия, в нашем случае, профессионального воспитания как процесса формирования профессионально-личностных качеств, выступает проблема измерения и оценки состояния изучаемого предмета.
Для того, чтобы охарактеризовать и оценить уровень профессионального воспитания
будущего государственного служащего на основе организации ССУ мы построим структурно-динамическую модель соответствующих профессионально-личностных качеств в профессиональном пространстве [5].
Процесс профессионального воспитания в целом будем оценивать, исходя из системного понимания подготовки специалиста к профессиональной деятельности. В соответствии с Государственным образовательным стандартом и учетом изложенных, требований определяем следующие три базовых направления пространственной модели: организационно-деятельные качества (ОДК), социально-коммуникативные качества (СКК) и ценностные качества профессионального сообщества (ЦКПС) (рис. 1).
" ЦКПС
О
ОДК
СКК
Рис. 1. Пространство профессионально-личностных качеств студентов (будущих государственных служащих)
Подобная пространственная интерпретация позволяет реализовать критериальную функцию модели: точка в пространстве отражает состояние профессионально-личностных качеств будущего государственного служащего в данный момент. В этой связи одной из задач нашего исследования является обоснование критериев, показателей и уровней сформированности у студентов соответствующих качеств и уровня профессионального воспитания в целом.
Критерий - образец, эталон, выражающий определенный уровень изучаемого явления, сравнивая реальные явления с которым, можно установить степень их соответствия, приближения к норме. С помощью критериев устанавливаются связи между всеми компонентами исследуемой системы. Но для этого, по утвер-
ждению Н. И. Монахова, критерий должен быть достаточно развернутым, включающим в себя определенные компоненты, некие единицы измерения, позволяющие сопоставлять действительность с нормой. Развернутый критерий характеризуется совокупностью основных признаков: показателей, которые дают возможность судить о большей или меньшей выраженности соответствующего критерия и отражают динамику измеряемого параметра во времени и пространстве.
Разрабатывая критерии оценки уровня сформированности профессионально-личностных качеств студентов, мы учитывали существующие в теории и практике педагогического образования общие требования к обоснованию критериев (Т. М. Давыденко, И. Ф. Исаев,
Л. Н. Макарова, Л. С. Подымова, В. А. Сласте-нин и др.): 1) отражение основных закономерностей формирования личности; 2) установление с их помощью связи между всеми компонентами (структурными и функциональными); 3) единство качественных и количественных показателей [6; 7; 8].
Тем самым, базовые направления пространства профессионально-личностных качеств будущих государственных служащих будут выполнять роль критериев, если, как отмечалось выше, мы наполним их качественно измеряемыми показателями.
Организационно-деятельный критерий раскроем через следующие показатели: умение работать с документацией, планиро-
и
вание и организация работы, контроль и самоконтроль, стратегическое мышление.
Мы разделяем мнение М. А. Лариной, Л. Н. Макаровой, А. В. Репринцева, А. А. Харченко, рассматривающих наличие социально-коммуникативых качеств, как необходимое условие профессий типа «Человек-Человек» [7; 9], учитывая, что государственный служащий - представитель этого типа профессии. Социально-коммуникативное направление модели раскрываем через следующие показатели: общительность, коммуникативный контроль, деловая коммуникация, ситуативное моделирование общения.
СКК
2
4 — Корпоративная культура органов госслужбы
3 — Традиции коллектива 2 — Этические правила 1 — Патриотические ценности
~ОДК
Общительность Коммуникативный контроль Деловая коммуникация Ситуативное моделирование общения
Стратегическое мышление Контроль и самоконтроль Планирование и организация работы Умение работать с документацией
4
Рис. 2. Структурно-динамическая модель профессионального воспитания личности студента (будущего государственного служащего) в контексте ССУ
Третье направление пространственной модели - ценностные качества профессионального сообщества - представляет собой важнейший компонент структуры личности. Показателями соответствующего критерия выступают: патриотические ценности, этические правила, традиции коллекти-
ва, корпоративная культура органов госслужбы.
Таким образом, построим структурно-динамическую модель профессионального воспитания будущего государственного служащего в контексте ССУ в трехмерном пространстве профессионально-личностных ка-
честв, учитывая выделенные направления и стадии-качества (рис. 2).
Предлагаемая пространственная модель является динамической, поскольку процесс профессионального воспитания будущих государственных служащих в ней схематически можно представить как движение личности от точки О, отвечающей минимальной выраженности базовых качеств (или того действительного состояния личностно-профессиональных качеств, на котором в данный момент находится личность), к вершине куба, соответствующей достижению высших стадий по всем направлениям [5].
Следует отметить, что динамичное движение будет малоэффективным без обеспечения мотивации. Под мотивацией понимается система побудительных сил, способствующих выполнению определенной задачи. Мотивация выполняет смыслообразующую функцию, создавая у исполнителей внутреннее психологическое побуждение к деятельности. Тем самым, мотивация не может быть включена в совокупность ПЛК как рядоположеное понятие; она является необходимым условием, основой для эффективности процесса профессионального воспитания в условиях ССУ, то есть важнейшим элементом технологии профессионального воспитания будущего государственного служащего в системе ССУ.
Таким образом, разработанная структурно-динамическая модель позволяет:
выявить и охарактеризовать уровни профессионального воспитания студентов;
- определить критериальную базу оценивания уровня профессионального воспитания будущего государственного служащего в контексте ССУ;
- показать альтернативные пути профессионального воспитания, ориентируясь на мотивы, личные способности и цели будущей профессиональной деятельности каждого студента.
Литература
1. Шаршов И. А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: дис. ... д-ра пед. наук, Белгород, 2005.
2. Борзых И. Н. Профессиональное воспитание студентов в условиях студенческого самоуправления // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2008. Т. 1. № 13. С. 132-136.
3. Шаршов И. А. Ведущие педагогические противоречия взаимодействия преподавателей и студентов вуза в контексте качества современного высшего образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 4 (96). С. 13-18.
4. Шафигулина Н. Т. Развитие форм организации студенческого самоуправления в педагогическом вузе: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2005.
5. Шаршов И. А. Разработка модели профессионально-творческого саморазвития субъектов образовательного процесса в вузе на основе идей полилатерального подхода // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2010. Т. 5. № 77. С. 118-130.
6. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.; Белгород, 1993.
7. Макарова Л. Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность. М.; Тамбов, 2000. Ч. 2.
8. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
9. Репринцев А. В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя: дис. ... д-ра пед. наук. Курск, 2001.
References
1. Sharshov I. А. Professional'no-tvorcheskoye samorazvitiye sub"yektov obrazovatel'nogo protsessa v vuze [: dis. ... d-ra ped. nauk, Belgorod, 2005.
2. Borzykh I. N. Professional'noye vospitaniye studentov v usloviyakh studencheskogo samoup-ravleniya // Psikhologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. 2008. T. 1. № 13. S. 132-136.
3. Sharshov I. А. Vedushchiye pedagogi-cheskiye protivorechiya vzaimodejstviya prepodava-telej i studentov vuza v kontekste kachestva sovre-mennogo vysshego obrazovaniya // Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2011. № 4 (96). S. 13-18.
4. Shafigulina N. T. Razvitiye form organizat-sii studencheskogo samoupravleniya v pedagogi-cheskom vuze: dis. ... kand. ped. nauk. Kazan', 2005.
5. Sharshov I. А. Razrabotka modeli profes-sional'no-tvorcheskogo samorazvitiya sub"yektov obrazovatel'nogo protsessa v vuze na osnove idej polila-teral'nogo podkhoda // Nauchnye vedomosti Belgo-rodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2010. T. 5. № 77. S. 118-130.
6. Isaev I. F. Teoriya i praktika formirovaniya professional'no-pedagogicheskoj kul'tury prepoda-vatelya vysshej shkoly. M.; Belgorod, 1993.
7. Makarova L. N. Prepodavatel' vysshej shkoly: individual'nost', stil', deyatel'nost'. M., Tambov, 2000. Ch. 2.
8. Slastenin V. А., Podymova L. S. Pedagogi-
ka: innovatsionnaya deyatel'nost'. M., 1997. professional'nogo vospitaniya budushchego uchitelya:
9. Reprintsev A. V. Teoreticheskiye osnovy dis. ... d-ra ped. nauk. Kursk, 2001.
INTEGRATED MODEL OF PROFESSIONAL EDUCATION OF THE PERSONALITY IN THE CONTEXT OF STUDENT'S SELF-GOVERNMENT IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Sharshov Igor Alekseyevich, Borzykh Irina Nikolaevna
Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russia, e-mail: [email protected]
Work is performed with assistance of RHSF grant, the project № 15-36-01032a1
The article presented the spatial model of professional education of the personality in the context of student's self-government. Authors characterized main objectives and problems of student's self-government in higher education institution on the example of vocational training of future public servants, justified structural and dynamic character of the developed model: allocated coordinate stages of model (the corresponding professional and personal qualities in professional space) and characterized dynamics of this process. The spatial model realizes criteria function of estimation of level of professional education of the student on the basis of the organization of student's self-government in higher education institution.
Key words: professional education, student's self-government, spatial model, modeling of pedagogical process
УДК 77(075.8)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В СРЕДНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Шаталов Олег Александрович
Белгородский индустриальный колледж, г. Белгород, Россия, e-mail: [email protected]
В статье анализируются основные педагогические концепции и методологические подходы, которые могут быть положены в основу создаваемых в колледже программ и концепции воспитания. Воспитание раскрывается как процесс формирования личности будущего профессионала в средней профессиональной школе-колледже. Особое внимание обращается на возраст воспитанников (15-16 лет), который очень сложен в психологическом плане, и поэтому воспитательная деятельность с данной категорией обучающихся не может быть легкой. Апеллируя к Закону «Об образовании в РФ», автор акцентирует внимание на связях между образованием и воспитанием гражданина, как целостной социальной структуры и в связи с этим определяет основные направления и задачи воспитательной работы.
Ключевые слова: профессиональное воспитание, методологические подходы, концепция, образование, колледж, студент, воспитательная работа
Среди множества целей, стоящих перед современным образованием сегодня, важнейшей признается формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Закон Российской Федерации «Об образовании» (2012 г.) закрепил приоритетность решения воспитательных задач в системе образовательной
деятельности, подчеркивая, что образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Период активного жизненного и духовно-нравственного становления личности -это студенчество. Вчерашние школьники в свои 15-16 лет оказываются вне привычного домашнего круга, впервые лицом к лицу сталкиваются с неизведанным миром сложных отношений, и более всего нуждаются в