Научная статья на тему 'Моделирование процесса профессионального воспитания будущих государственных служащих в контексте студенческого самоуправления в вузе'

Моделирование процесса профессионального воспитания будущих государственных служащих в контексте студенческого самоуправления в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОДЕЛЬ / HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATION / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борзых Ирина Николаевна, Шаршов Игорь Алексеевич

В статье представлена пространственная модель профессионального воспитания будущего государственного служащего в контексте студенческого самоуправления, обоснован ее структурно-динамический характер: выделены координатные стадии модели и охарактеризована динамика соответствующего процесса. Пространственная модель реализует критериальную функцию оценивания уровня профессионального воспитания будущего государственного служащего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борзых Ирина Николаевна, Шаршов Игорь Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling of the process of professional education of the future state employees in a context of student's self-management in high school

In the article the spatial model of professional education of the future state employees in a context of student's self-management is presented, its structurally-dynamic character is proved: co-ordinate stages of model are allocated and dynamics of corresponding process is characterized. The spatial model realizes criteria function of estimation of level of professional education of the future state employee.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса профессионального воспитания будущих государственных служащих в контексте студенческого самоуправления в вузе»

дивидуальную научно-методическую помощь тем слушателям, кто ведет самостоятельную научную работу по психолого-педа-гогической проблематике;

3) познакомить слушателей с некоторыми современными направлениями психо-лого-педагогической науки: системно-генетическим подходом; методикой преподавания психологии и педагогики; акмеологией, соционикой, психологией творчества, в т. ч. изобретательского; диагностикой, прогнозом, методикой формирования профессиональных способностей, умений и навыков; активными методами обучения (тренинги, мозговой штурм, деловые игры);

4) совершенствовать навыки преподавания и индивидуального подхода к студентам и курсантам военных вузов на основе теорий личности и передового педагогического опыта, навыки научных исследований и написания выпускных квалификационных работ.

В целом профессионально-педагогическая составляющая системы послевузовского образования представляет собой фундамент профессионализма современного военного преподавателя. На наш взгляд, в современ-

ной социокультурной обстановке такой подход к решению проблемы профессиональнопедагогической подготовки преподавателей военных вузов представляется целесообразным.

1. Зимняя А.И. Педагогическая психология. М., 2002. С. 51.

2. Ильинский И.М. Образовательная революция. М., 2002. С. 240.

3. Тарская О.Ю. Профессионализм деятельности военного преподавателя. Саратов, 2006. С. 28.

4. Плаксий С. И. Качество высшего образования. М., 2003. С. 28.

Поступила в редакцию 10.03.2009 г.

Tarskaya O.Yu. Professional and pedagogic training of lecturers of military high-schools in a context of reform of military education. The article is devoted to the military lecturers’ professionalism forming problem. The author supposes that the emphasis have to be placed on the optimum combination of the scientific and educational level of the military lecturers which can be approached in the system of their supplementary professional education.

Key words: professionalism, personality, development.

УДК 378+371.4

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В КОНТЕКСТЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВУЗЕ

© И.Н. Борзых, И.А. Шаршов

В статье представлена пространственная модель профессионального воспитания будущего государственного служащего в контексте студенческого самоуправления, обоснован ее структурнодинамический характер: выделены координатные стадии модели и охарактеризована динамика соответствующего процесса. Пространственная модель реализует критериальную функцию оценивания уровня профессионального воспитания будущего государственного служащего.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональное воспитание, модель.

Профессиональное воспитание молодежи, подготовка ее к самостоятельной профессиональной деятельности есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Воспитание молодого поколения в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого сущест-

венно изменились социокультурная жизнь молодежи, функционирование образовательных учреждений.

В 1990-е гг. в законодательстве страны произошло обновление многих правовых норм образования, что выразилось в признании вариативности, многообразия систем воспитания в вузе. В образовательных учре-

ждениях, осуществляющих профессиональное воспитание, создаются условия для саморазвития, самоуправления и ориентации на будущую профессиональную деятельность. Особый интерес в профессиональном воспитании представляет студенческое самоуправление. Нами изучен накопленный опыт студенческого самоуправления в вузах страны, проанализированы проблемы и противоречия реализации данного процесса в высших учебных заведениях, предложена технология создания и развития студенческого самоуправления (ССУ).

Становление ССУ - длительный и сложный процесс, на который влияет множество объективных и субъективных факторов, вносящих существенные изменения в жизнедеятельность образовательного заведения. Основная цель студенческого самоуправления в вузе - соединение интересов личности студента в профессиональном воспитании, развитии и самореализации с интересами государства в формировании дееспособного и сознательного гражданского сообщества, сочетающееся с задачей высшего учебного заведения в подготовке профессиональных кадров для экономики страны и их гармоничной социализации в обществе.

Главными задачами студенческого самоуправления являются:

- развитие демократических форм управления в системе высшего профессионального образования, синхронизация управляющих воздействий, используя структуру студенческого самоуправления в качестве проекции организационной структуры вуза;

- формирование организационной культуры будущих государственных служащих, развитие корпоративной культуры вуза;

- усиление роли студенческих общественных организаций в профессиональном воспитании студентов, в формировании мировоззрений, их идейной убежденности и социальной активности;

- повышение эффективности и личностной ориентации образовательного процесса, активизации самостоятельной творческой деятельности студентов с учетом современных тенденций развития системы непрерывного профессионального образования;

- повышение личной ответственности студента за собственную социальную реали-

зацию, за результат профессионального воспитания, решение конкретных проблем вуза;

- формирование у студентов потребности в научно-исследовательской деятельности в рамках выбранного профессионального направления посредством развития системы НИРС;

- воспитание ответственности студентов, студенческих коллективов за учебную дисциплину и организацию образовательной деятельности, утверждение идейно-нравственных позиций;

- развитие и углубление инициативы студенческих коллективов в организации гражданского, профессионального воспитания;

- формирование высокой взаимной требовательности, чувства социальной справедливости, здорового морально-психологического климата, нравственных основ молодой студенческой семьи, нетерпимости к асоциальным проявлениям в быту.

Основой для разработки Положения о ССУ является Концепция воспитательной деятельности вуза, базирующаяся на Концепции модернизации образования на период до 2010 г., а она, в свою очередь, определяет стратегию и тактику реализации в вузе про-фессионально-воспитывающей функции ССУ.

ССУ направлено на формирование во внеучебной деятельности профессиональноличностных качеств, необходимых будущим государственным служащим. По Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования специальности 061000 - «Государственное и муниципальное управление», квалификация менеджер - областью профессиональной деятельности специалиста является обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем государственного и муниципального управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. Формированию указанных качеств, на наш взгляд, должно способствовать созданное в рамках вуза ССУ.

Важным моментом в исследовании любого педагогического понятия, в нашем случае профессионального воспитания как процесса формирования профессиональноличностных качеств, выступает проблема

измерения и оценки состояния изучаемого предмета.

Для того чтобы охарактеризовать и оценить уровень профессионального воспитания будущего государственного служащего на основе организации ССУ, мы построим структурно-динамическую модель соответствующих профессионально-личностных качеств в профессиональном пространстве.

Процесс профессионального воспитания в целом будем оценивать исходя из системного понимания подготовки специалиста к профессиональной деятельности. В соответствии с Государственным образовательным стандартом и учетом изложенных требований определяем следующие три базовых направления пространственной модели: организационно-деятельные качества (ОДК), социально-коммуникативные качества

(СКК) и ценностные качества профессионального сообщества (ЦКПС) (рис. 1).

Подобная пространственная интерпретация позволяет реализовать критериальную функцию модели: точка в пространстве отражает состояние профессионально-личностных качеств будущего государственного служащего в данный момент. В этой связи одной из задач нашего исследования является обоснование критериев, показателей и уровней сформированности у студентов соответствующих качеств и уровня профессионального воспитания в целом.

Критерий - образец, эталон, выражающий определенный уровень изучаемого явления, сравнивая реальные явления с которым можно установить степень их соответствия, приближения к норме. С помощью критериев устанавливаются связи между всеми компонентами исследуемой системы. Но для этого, по утверждению Н.И. Монахова, критерий должен быть достаточно развернутым, включающим в себя определенные компоненты, некие единицы измерения, позволяющие сопоставлять действительность с нормой. Развернутый критерий характеризуется совокупностью основных признаков: показателей, которые дают возможность судить о большей или меньшей выраженности соответствующего критерия и отражают динамику измеряемого параметра во времени и пространстве.

Разрабатывая критерии оценки уровня сформированности профессионально-лич-

ностных качеств студентов, мы учитывали существующие в теории и практике педагогического образования общие требования к обоснованию критериев (Т.М. Давыденко, И.Ф. Исаев, Л.Н. Макарова, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, И.А. Шаршов и др.): 1) отражение основных закономерностей формирования личности; 2) установление с их помощью связи между всеми компонентами (структурными и функциональными); 3) единство качественных и количественных показателей.

Рис. 1. Пространство профессионально-личностных качеств будущих государственных служащих

Тем самым базовые направления пространства профессионально-личностных качеств будущих государственных служащих будут выполнять роль критериев, если, как отмечалось выше, мы наполним их качественно измеряемыми показателями.

Организационно-деятельный критерий раскроем через следующие показатели: умение работать с документацией, планирование и организация работы, контроль и самоконтроль, стратегическое мышление.

Мы разделяем мнение М.А. Лариной, Л.Н. Макаровой, А.В. Репринцева, А. А. Харченко, рассматривающих наличие социаль-но-коммуникативых качеств как необходимое условие профессий типа «человек - человек», учитывая, что государственный служащий - представитель этого типа профессии. Социально-коммуникативное направление модели раскрываем через следующие показатели: общительность, коммуникативный контроль, деловая коммуникация, ситуативное моделирование общения.

Третье направление пространственной модели - ценностные качества профессионально-

го сообщества - представляет собой важнейший компонент структуры личности. Показателями соответствующего критерия выступают: патриотические ценности, этические правила, традиции коллектива, корпоративная культура органов госслужбы.

Таким образом, построим структурно-динамическую модель профессионального воспитания будущего государственного служащего в контексте ССУ в трехмерном пространстве профессионально-личностных качеств, учитывая выделенные направления и стадии-качества (рис. 2).

Предлагаемая пространственная модель является динамической, поскольку процесс профессионального воспитания будущих государственных служащих в ней схематически можно представить как движение личности от точки О, отвечающей минимальной выраженности базовых качеств (или того действительного состояния личностно-профессиональных качеств, на котором в данный момент находится личность), к вершине куба, соответствующей достижению высших стадий по всем направлениям.

г\

У- у' и

Корпоративная культура органов госслужбы

Традиции коллектива

2 - Этические правила

Патриотические ценности

СКК

2

3

ОДК

2 44 Общительность

3 ^ Коммуникативный контроль

4 ^ Деловая коммуникация

Ситуативное моделирование общения

Стратегическое мышление Контроль и самоконтроль Планирование и организация работы Умение работать с документацией

і

Рис. 2. Структурно-динамическая модель профессионального воспитания будущего государственного служащего в контексте ССУ

Следует отметить, что динамичное движение будет малоэффективным без обеспечения мотивации. Под мотивацией понимается система побудительных сил, способствующих выполнению определенной задачи. Мотивация выполняет смыслообразующую функцию, создавая у исполнителей внутреннее психологическое побуждение к деятельности. Тем самым мотивация не может быть включена в совокупность ПЛК как рядопо-ложеное понятие; она является необходимым условием, основой для эффективности процесса профессионального воспитания в условиях ССУ, т. е. важнейшим элементом технологии профессионального воспитания будущего государственного служащего в системе ССУ.

Таким образом, разработанная структурно-динамическая модель позволяет:

- выявить и охарактеризовать уровни профессионального воспитания студентов;

- определить критериальную базу оценивания уровня профессионального воспита-

ния будущего государственного служащего в контексте ССУ;

- показать альтернативные пути профессионального воспитания, ориентируясь на мотивы, личные способности и цели будущей профессиональной деятельности каждого студента.

Поступила в редакцию 19.03.2009 г.

Borzykh I.N., Sharshov I.A. Modeling of the process of professional education of the future state employees in a context of student's self-management in high school. In the article the spatial model of professional education of the future state employees in a context of student's selfmanagement is presented, its structurally-dynamic character is proved: co-ordinate stages of model are allocated and dynamics of corresponding process is characterized. The spatial model realizes criteria function of estimation of level of professional education of the future state employee.

Key words: higher education, professional education, model.

УДК 378+371.4

КУРС «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ», ЕГО РОЛЬ И МЕСТО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

© Т.П.Фомина, Е.В. Кузнецова

В статье определяются роль и место математического моделирования в профессиональной подготовке студентов, анализируются цели и задачи учебной дисциплины «Математическое моделирование», предлагаются структура и содержание курса.

Ключевые слова: профессиональная подготовка студентов, учебная дисциплина, математическое моделирование.

Государственная политика в области качества высшего образования, выделяя приоритеты развития до 2025 г., указывает на повышение качества математического образования во всех отраслях высшего профессионального образования как главного условия повышения качества в XXI в. Поэтому не случайно, что многие исследователи рассматривают математическое образование как важнейшую компоненту в системе фундаментальной подготовки современного специалиста.

Важными направлениями совершенствования математического образования являют-

ся усиление прикладной направленности и индивидуализация учебного процесса.

Математизация различных отраслей знаний, внедрение информационных технологий, усложнение производственных и технологических процессов, необходимость анализа больших объемов информации для успешного принятия решений и прогнозирования, принятие управленческих решений приводят к необходимости построения математических моделей различной сложности. «Общие идеи моделирования как универсального подхода к изучению сложных объектов используются практически во всех

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.