Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА'

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЛИДЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сердюченко Кира Эдуардовна

Рассматривается специфика культурно-образовательного пространства вуза. Отмечается роль студенческого самоуправления в культурно-образовательном пространстве вуза. Раскрывается значимость деятельности органов студенческого самоуправления в самореализации личности и формировании будущих специалистов. На практическом примере описывается деятельность органов самоуправления и пути совершенствования деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сердюченко Кира Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT SELF-GOVERNMENT AND SELF-REALIZATION OF YOUTH IN THE CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

The specificity of the cultural and educational space of the university is considered. The role of student self-government in the cultural and educational space of the university is noted. The article reveals the significance of the activity of student self-government bodies in the self-realization of the personality and the formation of future specialists. A practical example describes the activities of self-government bodies and ways to improve their activities.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА»

УДК 378.115.9

К. Э. Сердюченко

Студенческое самоуправление и самореализация молодежи в культурно-образовательном пространстве вуза

Рассматривается специфика культурно-образовательного пространства вуза. Отмечается роль студенческого самоуправления в культурно-образовательном пространстве вуза. Раскрывается значимость деятельности органов студенческого самоуправления в самореализации личности и формировании будущих специалистов. На практическом примере описывается деятельность органов самоуправления и пути совершенствования деятельности.

Ключевые слова: культурно-образовательное пространство, студенческое самоуправление, лидерство, профессиональные компетенции, самореализация молодежи

Kira E. Serdyuchenko

Student self-government and self-realization of youth in the cultural and educational space of the university

The specificity of the cultural and educational space of the university is considered. The role of student self-government in the cultural and educational space of the university is noted. The article reveals the significance of the activity of student self-government bodies in the self-realization of the personality and the formation of future specialists. A practical example describes the activities of self-government bodies and ways to improve their activities.

Keywords: Cultural and educational space, student self-government, leadership, professional competencies, self-realization of youth

В педагогике и смежных ей науках объектом анализа выступает образовательное пространство, объединяя в себе теорию и практику культуры и образования. Так, образовательная среда вуза рассматривается как педагогическое пространство, организованное в своем порядке. Исследователи выделяют связь между образованием и культурой как способ гуманизации, этической ориентированности и трансляции культурных функций образования. Такие выводы транслируют в своих трудах Е. В. Бондаревская, А. П. Валицкая, М. Н. Дудина, Н. Н. Ма-карцева и др.

Термин «образовательное пространство» неразрывно связан с термином «культура» и является одним из основных понятий в современной педагогике и практике образовательного процесса. Этот процесс выступает средой для формирования и развития личности1. Таким образом, можно рассматривать процесс воспитания в вузе как соци-

Section 2 • Training of the specialists in social and cultural activities in the context of broadcasting traditional Russian values ально-культурное сотрудничество студента и педагогического и административного сообщества. В процессе такого сотрудничества акцент делается на формировании взаимной ответственности, закладывается основа добровольчества, самостоятельной деятельности, свободы выбора и принятия ответственности за решения. Такой процесс стимулирует совместное взаимодействие, возможность накопления опыта социального общения и самоорганизации в профессиональной и культурной сферах жизни2.

Эффективность развития культурно-образовательного пространства определяется созданием различных объединений: университетских объединений, образовательных сообществ, научно-производственных комплексов. Содержание деятельности этих объединений, взаимоотношений внутри сложившихся коллективов, методов организации и развития позволило ввести в педагогике новую концепцию -«единое образовательное пространство». Данная концепция раскрыта в трудах Е. В. Бондаревской, Т. Б. Новикова, Н. К. Сергеева, Е. М. Ямбурга и др.

Таким образом, сложился ряд основных характеристик культурного и образовательного пространства современного вуза: обеспечение активности деятельности обучения, ориентирование деятельности на самостоятельность, формирование условий для совместной работы, приоритет на развитие личностных и профессиональных компетенций, самоопределение и свободный выбор. Помимо этого, меняется вектор и приоритеты в преподавании, меняется сама роль преподавателя. Так, можно отметить, что образовательная среда становится более открытой, меняется характер деятельности - отдается приоритет на иннова-ционность. Помимо этого, обучающимся дается больше времени на самостоятельную работу, внедряются технологии, приоритет которых в реализации компетентностного подхода (технологии для развития критического мышления, контекстной подготовки, подготовки к проектам и т. д.)3.

В настоящее время необходимо, чтобы молодой специалист обладал особым набором компетенций, исходя из которых он может принимать ответственность за решения, работать в команде, легко осваивать новые технологии, уметь применять их на практике, быть в контексте социальных и культурных изменений, иметь потребность в постоянном обучении, образовании и личностном развитии.

Приоритетным направлением работы вуза в данный момент является как повышение качества образования согласно современным запросам профессионального сообщества, так и личностное развитие,

Раздел 2 • Подготовка специалистов социально-культурной деятельности в контексте трансляции традиционных российских ценностей создание условий для проявления общественного сознания. Студенческое самоуправление является одной из наиболее эффективных форм социальной активности4.

Помимо формирования профессиональных навыков по выбранной специальности или направлению обучения, студент в процессе обучения должен овладеть навыками управления деятельностью, он должен уметь налаживать коммуникацию, принимать управленческие решения.

Студенческая среда является действенной площадкой для самореализации молодежи. В рамках действующих творческих объединений, студенческих клубов, органов самоуправления студент может проявить свои личностные качества, показать свой профессиональный потенциал и отработать механизмы профессиональной деятельности перед выходом в профессиональное сообщество согласно своей специальности. В рамках деятельности органов студенческого самоуправления могут сформироваться навыки командной работы, ответственность за принятые решения, навыки стратегического мышления, а главное, лидерские качества, необходимые руководителю5. Это позволяет нам утверждать, что лидеры студенческого самоуправления должны обладать надпрофильными компетенциями, освоение которых может сделать внеучебный процесс качественным и практикоориентированным.

Именно поэтому, чтобы выявить роль студенческого самоуправления в самореализации молодежи, а также перспективы развития органов самоуправления мы провели анализ деятельности Студенческого совета Санкт-Петербургского института культуры.

В результате было выявлено три направления деятельности организации. В них входит: повышение профессиональных компетенций, творческое и научное направление. Основные направления работы: поиск волонтерской работы студентам в различных сферах, решение вопросов вторичной занятости студентов, а также выпускников путем формирования и организации работы с потенциальными работодателями. Основные направления работы творческого направления: организация и проведение культурно-досуговых мероприятий, проектов, программ для студентов вуза, развитие творческих способностей студентов вуза, рассмотрение на конкурсной основе культурно-досуговых проектов, предлагаемых студентами и содействие в их реализации. Основные направления работы научного направления: организация семинаров, конференций и иных мероприятий, направленных на развитие творческой, научной активности студентов, привлечение их к решению актуальных задач современной науки, поиск грантов, стипендий, премий под наи-

Section 2 • Training of the specialists in social and cultural activities in the context of broadcasting traditional Russian values более удачные студенческие проекты, научные командировки для студентов бюджетной основы обучения, обмен опытом.

Для анализа личностных качеств лидеров студенческого самоуправления были сформулированы критерии, которым должны соответствовать лидеры студенческого самоуправления: эмоциональный критерий (самоконтроль; эмоциональная стабильность; стессоустой-чивость), профессиональный критерий (мотивация и саморазвитие; навыки планирования, целеполагание; стратегическое планирование), коммуникативный критерий (коммуникативная культура; умение работать в коллективе; умение вести деловую переписку; навыки публичных выступлений), командные компетенции (умение сформировать сплоченный коллектив; навыки планирования и контроля деятельности; навыки стратегического планирования; умение анализировать и критически оценивать результаты деятельности).

Чтобы детально проанализировать соответствие лидеров студенческого самоуправления данным критериям, была разработана диагностическая программа, состоящая из различных методик тестирования и выявления уровня развития лидерских качеств, командных ролей, уровня эмоционального интеллекта и т. д. Как показал опрос, члены студенческого совета понимают деятельность органов студенческого совета как равноправное участие студенческой организации в жизни института, в ответственности за принимаемые решения и осуществляемые действия во внеучебной работе. Также большинство отметило, что органы самоуправления выступают как способ реализации профессиональных компетенций на практике, при этом создается такая обстановка взаимопонимания и доверия, в которой комфортно развиваться и расти творчески и профессионально.

В то же время некоторые респонденты отметили, что в существующей системе, несмотря на сложившуюся годами работу отсутствуют существенные нововведения, а также возможности для личностного роста.

Анализируя личностные качества членов студенческой организации, большинство опрошенных можно охарактеризовать как самокритичных, готовых к взаимовыручке и инициативных членов команды.

С другой стороны, наименьшее количество респондентов обозначили своими сильными личностными качествами ответственность, свободу общения и способности к генерированию новых идей и возможность к многозадачной работе.

Тест на эмоциональный интеллект (методика Н. Холла6) показал, что члены команды студенческого совета характеризуются достаточно

Раздел 2 • Подготовка специалистов социально-культурной деятельности в контексте трансляции традиционных российских ценностей высокой эмоциональной осведомленностью. Им присуще осознание и понимание своих эмоций. Также отмечается средний уровень эмпа-тии, понимание эмоций других людей, умение сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, а также готовность оказать поддержку. При этом необходимо отметить неспособность управления своими эмоциями, у членов студенческого совета отсутствует эмоциональная отходчивость, эмоциональная гибкость.

Методика диагностики «помех» (барьеров) в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко7 показал, что в команде имеются некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении, а также эмоции в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами. Психодиагностическая методика Т. Лири, Г. Лефоржа и Р. Са-зека8 показала, что индексы доминирования и дружелюбия в равной степени проявляются у респондентов, что свидетельствует о равнозначной оценке стремления участников к установлению личностных контактов и готовности взять на себя ответственность. Частные случаи преобладания того или иного индекса объясняются индивидуальными психосоциальными особенностями личности и иными условиями организации тестирования.

Тест Р. М. Белбина «Командные роли»9 показал преобладающий тип в команде - «разведчик». Разведчик характеризуется как тип генератора идей. Также в команде преобладают «мыслители» и «коллективисты». Мыслитель изобретателен, обладает богатым воображением - человек с идеями, умеющий решать нестандартные проблемы. Коллективисты способны оказать мягкое воздействие на ситуацию и предотвратить потенциальные конфликты, тем самым оказывая помощь формальному лидеру команды в выполнении поставленной задачи. Наряду с этим, отсутствуют представители таких типов личности, как «председатель», «формирователь», «оценщик». Отсутствуют такие члены команды, которые способны разъяснять цели и расставлять приоритеты, мотивировать коллег, способны работать в режиме высокого напряжения, преодолевать препятствия для достижения цели, рассматривать все варианты, анализировать, стараться предвидеть результат.

Для повышения личностных и профессиональных качеств лидеров студенческого самоуправления мы предложили к реализации программу подготовки, поддержки и развития членов студенческого совета, которая состоит из ряда психологических методик, управленческих практик и упражнений, контролирующих выполнение менеджерских задач. Уделяя внимание таким базовым вещам, как командообра-

Section 2 • Training of the specialists in social and cultural activities in the context of broadcasting traditional Russian values зование, тайм-менеджмент, деловое общение, развитие критического мышления, общекультурное развитие, развитие навыков проектного менеджмента, можно говорить об удержании сплоченности внутри команды, повышении значимости каждого члена команды, повышении уровня компетенций и степени влияния деятельности самоуправления на культурно-образовательное пространство вуза.

Примечания

1 Бондаревская А. И. Культурно-образовательное пространство вуза как среда профессионально-личностного саморазвития студентов / А. И. Бондаревская: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Рост. гос. пед. ун-т. 2004. 23 с.

2 Квеско Р. Б. Образовательное пространство как социальное явление: Филос.-методол. анализ / Р. Б Квеско. Томск: Том. политехн. ун-т, 1998. 185 с.; Кулюткин Ю. Н. Образовательная среда и развитие личности / Ю. Н. Кулюткин, С. В Тарасов // Новые знания. 2001. № 1. С. 36-48.

3 Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии / И. А Колесникова. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2001. 288 с.

4 Белошицкий А. С. Структура командной модели (О студенческом самоуправлении) / А. С. Белошицкий, Е. В. Лебедева, Е. С. Шитова // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2005. № 5 (23). С. 11-13.

5 Там же; Залевский Г. В. Самореализация личности в процессе университетского образования / Г. В. Залевский. Томск: ТГУ, 2003. 100 с.

6 См.: Ильин Е. И. Эмоции и чувства / Е. И Ильин. Санкт-Петербург: Питер, 2001. С. 633-634.

7 Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. Москва: Филинъ, 1996. 472 с

8 См.: Виханский О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О. С. Виханский А. И. Наумов Москва: изд-во МГУ, 2014. 576 с.

9 Белбин М. Р. Типы ролей в командах менеджеров / М. Р. Белбин. Москва: HIPPO, 2003. 232 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.