Научная статья на тему 'Роль студенческого самоуправления в развитии внеучебной деятельности вуза'

Роль студенческого самоуправления в развитии внеучебной деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / SELF-GOVERNMENT / SOCIALLY USEFUL WORK / PROFESSIONAL EDUCATION / CITIZENSHIP / SOCIALIZATION / SELF-IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вартанян Арам Саркисович

В статье раскрываются возможности и роль студенческого самоуправления в образовательном пространстве университета, в том числе в процессе социализации студенческой молодёжи и общей организации внеучебной работы в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вартанян Арам Саркисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STUDENT GOVERNMENT IN THE DEVELOPMENT OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY

The article reveals the possibilities and role of student self-government in the educational space of the University, including in the process of socialization of students and the General organization of extracurricular activities at the University.

Текст научной работы на тему «Роль студенческого самоуправления в развитии внеучебной деятельности вуза»

DOI 10.26105/SSPU.2019.60.3.023 УДК 378.18 ББК 74.480.43

А.С. ВАРТАНЯН

A.S. VARTANIAN

РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

THE ROLE OF STUDENT GOVERNMENT IN THE DEVELOPMENT OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY

В статье раскрываются возможности и роль студенческого самоуправления в образовательном пространстве университета, в том числе в процессе социализации студенческой молодёжи и общей организации внеучебной работы в вузе.

The article reveals the possibilities and role of student self-government in the educational space of the University, including in the process of socialization of students and the General organization of extracurricular activities at the University.

Ключевые слова: самоуправление, общественно-полезная работа, профессиональное образование, гражданственность, социализация, самосовершенствование.

Key words: self-government, socially useful work, professional education, citizenship, socialization, self-improvement.

Введение. В распоряжении Правительства РФ «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» заявлено, что «целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны» [1].

Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь [1].

Государственная молодежная политика постсоветского периода находится в стадии становления и определения. Конкретное наполнение молодежной политики во многом определяется вниманием первых руководителей, особенностями ситуации в стране и региональными задачами.

Молодежь энергична, имеет мощный инновационный потенциал. Как направить эту энергию в общественно-полезное русло, как грамотно использовать потенциал молодежи?

Одной из главных отличительных особенностей профессионального образования является требование общества к раскрытию творческих способностей будущих специалистов, стремления к самосовершенствованию и самообразованию, гражданственности, к воспитанию социально-активной личности. Огромное воспитательное воздействие на каждого студента оказывает студенческий коллектив. Студенческая молодежь всегда стремилась к коллективному самоуправлению. Не случайно студенческие объединения вузов занимают одно из ключевых мест в его структуре, они взаимодействуют почти со всеми подразделениями, а во внеучебной деятельности именно им отводится ведущая роль [3].

Сургутский государственный педагогический университет не является исключением.

Студенческое самоуправление в университете рассматривается как особая форма самостоятельной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов студенческой жизни, развитие ее

социальной активности, поддержку социальных инициатив, создание условий, способствующих самореализации студентов.

Актуальность развития студенческого самоуправления особенно возросла с периода «перестройки» в связи с реорганизацией комсомольской организации, которая играла ведущую роль в воспитании студентов, и естественным ослаблением официального государственного и общественного воздействия на студенческую среду. С этого периода возникла необходимость более активного подключения самого студенчества к вопросам совершенствования всех сторон его жизнедеятельности.

В ноябре 2014 года в Орловском государственном университете им. И.С. Тургенева прошла конференция по развитию студенческого самоуправления в российских вузах. Участники конференции обсудили роль и место студенческого самоуправления в учебном заведении. Оказалось, что при правильно организованной руководством вуза работе, у студенческого самоуправления огромные возможности. Среди ключевых можно выделить следующие:

- представлять права и интересы студентов перед руководством вуза;

- участвовать в разработке, принятии и реализации нормативно-правовой основы различных сторон жизнедеятельности студенческой молодежи;

- организовывать разнообразные виды социально значимой деятельности студенческой молодежи в образовательном учреждении и проведение различных дел и мероприятий, способствующих развитию личности, формированию гражданственности и патриотизма студенчества, реализации его социальных и трудовых инициатив;

- повышать эффективность и успешность учебы, активизировать самостоятельную творческую деятельность студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций развития системы непрерывного образования;

- воспитывать ответственность студенческих коллективов за дисциплину, труд, за утверждение идейно-нравственных позиций личности и коллектива и др.

На наш взгляд, студенческое самоуправление в вузе в первую очередь нужно рассматривать как:

- особую форму самостоятельной, общественной деятельности, которая направлена на решение важных вопросов студенческой жизни;

- инструмент развития социальной активности студентов;

- форму поддержки социальных инициатив;

- дисциплинарную форму, форму самоорганизации, в первую очередь, если вести речь о самоуправлении в учебной группе или студенческой организации;

- элемент подготовки кадрового резерва.

Опираясь на многолетний собственный педагогический опыт по организации и курированию внеучебной работы в вузах, утверждаем, что студенческое самоуправление в любом вузе необходимо рассматривать как:

- одну из форм воспитательной работы в учебном заведении;

- форму молодежной политики, проводимую в целях консолидации студенческого общественного движения;

- деятельное, добровольное участие студентов в разработке и решении задач, касающихся организации жизнедеятельности учебного заведения.

Значительная роль в процессе социализации студенческой молодежи отводится общественным объединениям вузов, которые предоставляют молодым людям возможность проявить свою самостоятельность и активность, создают условия для накопления и совершенствования опыта общения и коллективного сотрудничества, а также для развития личностного потенциала, достижения поставленных целей.

В настоящее время выработаны несколько форм студенческого объединения:

- общественное объединение студентов (как с долгосрочными программами, так и краткосрочными);

- общественный орган, выполняющий функции студенческого самоуправления (статус органа определяется приказом ректора или договором) -студенческие центры, советы и пр.;

- первичная профсоюзная организация студентов;

- отделение муниципальной, региональной, межрегиональной, общероссийской общественной организации, заключившей договор с образовательным учреждением.

Говоря о классификации органов студенческого самоуправления, можно выделить следующие:

- по виду: постоянные, временные, маятниковые;

- по типу: внутренние (группа, курс, факультет, вуз); внешние (городские, областные, региональные, республиканские);

- по форме: организованные и неорганизованные;

- по характеру: добровольные, принудительные.

В то же время, независимо от их видов и типов, форм и характеров они способны выполнять ряд важных функций, которые воспитательный отдел вуза может им предложить, исходя из того, что целью воспитательной деятельности в любом образовательном учреждении является создание условий для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии.

Рассматривая характер студенческих объединений, убеждаемся, что на сегодня одной из действенных форм является студенческое самоуправление, в компетенции которого входит не только решение проблем бытового характера в период обучения молодых людей в вузе, но и развития личности студента, будущего специалиста, гражданина в целом. Тем самым и определяется роль студенческого самоуправления в социализации молодежи.

На современном этапе студенческое самоуправление реализуется в различных направлениях, одно из них - соуправление. Подобные объединения рассматриваются как инструмент организации студентов на «обязательные» мероприятия, или в качестве обратной связи со студенческой аудиторией, как некий механизм мониторинга климата в студенческой среде, выявление проблем, но в большей степени - это формальное объединение студентов, которое должно присутствовать в учебном заведении, где в лучшем случае значимым мероприятием является встреча с руководителем (чаепитие) и беседа по душам.

Студенческое самоуправление, в свою очередь, - это самостоятельная деятельность студентов!

Собственный опыт показал, предоставляя студентам возможность самим определить модель и структуру самоуправления, необходимо создать площадку для обучения их навыкам управления, командообразования, планирования, фандрайзингу и пр. Такой площадкой стала «Школа социальной эффективности».

Активисты получили возможность не только получать знания по данной теме, но и апробировать их в собственных проектах, транслировать группе соорганизаторов.

Задача администрации учебного заведения, структур по организации воспитательной работы в вузе - это создание условий для развития и эффективного функционирования студенческих объединений, формирование традиций студенческого самоуправления, создание позитивного микроклимата в студенческой среде.

Положительный результат «Школы социальной эффективности» дал возможность перейти на совершенно иной качественный уровень работы со студенческим активом - создание и реализация социальных проектов. Обучение проектной технологии осуществлялось в рамках программы «Мастер проект».

Программа предполагает изучение основ проектной деятельности, командного взаимодействия в проектной группе, создание идеи проекта и разработки его концепции, составление портфолио и навыков публичной защиты. Финальным условием участия в «Мастер проекте» является реализация разработанной идеи на средства гранта, учрежденного партнёрами университета.

В результате студентами были реализованы долгосрочные проекты, такие как:

- комната дневного пребывания детей студенческих семей и клуб молодой семьи «Оранжевый верблюд»;

- женская лига по мини-футболу, состоящая из 4 команд;

- центр привлечения и подготовки волонтеров;

- поэтический клуб.

Создавая условия свободного творчества, мотивируя студентов, оказывая поддержку через реализацию системы программ обучения актива, школ развития социальной эффективности, через обучение студентов проектной деятельности, через внутривузовские гранты для реализации общественно значимых проектов в студенческой среде, мы получим эффективный результат, где деятельность студенческого самоуправления предполагает личную и коллективную ответственность за принимаемые решения и их выполнение.

Это требование реализуется наиболее успешно, если учитываются возможности, мотивы и потребности участия студентов в самоуправлении, уровень их готовности к выполнению управленческих функций. В свою очередь, участие в выработке и принятии решений способствует формированию у студентов корпоративной культуры, формированию традиций.

Выводы. Социальная активность, самостоятельность, гражданская ответственность реализуются студентами в социально полезной деятельности. Следовательно, все усилия студенческого самоуправления должны быть направлены на их вовлечение в такую деятельность.

Существование развитого студенческого самоуправления в университете позволяет рассматривать его как характеристику воспитательного пространства вуза. Система студенческого самоуправления в университете способствует активному включению студентов в учебный и воспитательный процессы, позволяет им реализовать свой потенциал в различных направлениях деятельности [2].

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации. ULR: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/ rasp_2008_N1662_red_08.08.2009 (дата обращения: 04.03.2019).

2. Макеева Е.А., Кондрашова К.Э., Литвинова М.А. Студенческое самоуправление как особая форма общественной деятельности студентов // Молодой ученый. 2016. № 10. С. 1238-1241. URL: https://moluch.ru/archive/114/29588/ (дата обращения: 04.03.2019).

3. Голубева О.В., Хижная А.В., Бушуева А.А. Студенческие объединения: место и роль во внеучебной деятельности вуза // Мир науки. 2017. Т. 5, № 6. ULR: https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN617.pdf (дата обращения: 04.03.2019).

References

1. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020: order of the Government of the Russian Federation. Available at: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_ N1662_red_08.08.2009 (date accessed: 04.03.2019).

2. Makeeva E.A., Kondrashova K.E., Litvinova M.A. Student self-government as a special form of social activity of students, Young scientist. 2016, N 10, pp. 12381241. Available at: https://moluch.ru/archive/114/29588/ (accessed: 04.03.2019).

3. Golubeva O.V., Hegna A.V., Bushueva A.A. Student organizations: the place and role in extracurricular activities of the University, Science World. 2017, Vol. 5, N 6. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN617.pdf (date accessed: 04.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.