Научная статья на тему 'Формирование воспитательного пространства вуза'

Формирование воспитательного пространства вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLICY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева О.Н.

Внедрение компетентностного подхода в систему высшего образования потребовало создания нового воспитательного пространства. Именно оно позволит субъектам воспитания функционировать, проявляя активность. Для формирования воспитательного пространства вуза необходимо разработать новые способы педагогического руководства, направления, формы, методы организации внеучебной работы со студентами, изучить и проанализировать актуальные проблемы социализации студенческой молодёжи, современных молодежных студенческих движений и организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

The introduction of competence approach in the system of higher education required the creation of new educational space. It will allow the subjects of the education function, showing the activity. For the formation of educational space of the University must develop new ways of teaching manuals, directions, forms, methods and organization of extracurricular work with students, to study and analyze actual problems of socialization of students, the modern student youth movements and organizations.

Текст научной работы на тему «Формирование воспитательного пространства вуза»

ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА О.Н. Григорьева, канд. пед. наук

Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета (Россия, г. Бузулук)

Аннотация. Внедрение компетентностного подхода в систему высшего образования потребовало создания нового воспитательного пространства. Именно оно позволит субъектам воспитания функционировать, проявляя активность. Для формирования воспитательного пространства вуза необходимо разработать новые способы педагогического руководства, направления, формы, методы организации внеучебной работы со студентами, изучить и проанализировать актуальные проблемы социализации студенческой молодёжи, современных молодежных студенческих движений и организаций.

Ключевые слова: воспитательная среда, молодежная политика, профессиональное становление личности.

Воспитание студентов является приоритетным направлением деятельности института, имеет системный характер, осуществляется в тесной взаимосвязи учебной и внеучебной работы, строится в соответствии с действующими нормативными документами и требованиями. Целями вне-учебной работы являются раскрытие, развитие и реализация интеллектуальных способностей и духовно нравственных качеств личности студентов.

Руководствуясь Концепцией воспитательной работы и Планом по социальной и воспитательной работе, БГТИ (филиал) ОГУ рассматривает воспитательную (вне-учебную) работу как равноправную сторону единого учебно-воспитательного процесса. Исходя из понимания, что общекультурные и профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС ВО по всем направлениям подготовки, не могут быть сформированы исключительно в рамках аудиторных учебных занятий, то эффективно поставленная внеучебная работа в институте понимается как необходимое условие подготовки выпускника.

Изменение социальных и культурных норм общества требуют от высшей школы сосредоточения внимания на развитие личностных качеств, на становление профессиональной культуры. Личностное становление будущего специалиста необходимо выстраивать во взаимодействии людей с разными статусами и установками. Подобная среда возникает в результате

тесного сотрудничества студентов и преподавателей на основе близких духовно-нравственных интересов и ценностей.

В современных условиях происходит переосмысление роли и функции воспитательной деятельности в вузе. Возрастной контингент обучающихся вуза, колеблющийся от 17 до 24 лет, требует особой организации воспитывающей среды, так как темпы и условия профессионального становления личности индивидуальны. Воспитывающая среда вуза должна выступать движущей силой, источником мотивации личности к самореализации, саморазвитию, самораскрытию потенциала студента, несущего ответственность за свой жизненный и профессиональный выбор [ 1].

Социокультурная среда вуза призвана обеспечить разнонаправленное удовлетворение потребностей студентов в развитии их гражданско-патриотического, духовно-нравственного, художественно-

эстетического, спортивно-

оздоровительного, лидерского потенциалов. В связи с этим социокультурное пространство вуза представляется нами как система, включаясь в которую с 1-2 курсов, студенты «впитывают» представленное педагогическое богатство и наследие, а затем (3-4 курсы) становятся активными её субъектами, самостоятельно организуют развитие своего профессионального вектора.

Сегодня проблема создания воспитательной среды вузы является актуальной и

требует глубокого осмысления. «Чем более зрелой становится личность, тем раз-ветвленнее становится её связь с миром, тем в большей мере из объекта общественного развития она превращается в субъекта деятельности», - отмечает А.Г. Асмолов [2].

Обозначилась необходимость в создании и развитии обновленной системы воспитания гражданственности и патриотизма подрастающего поколения, направленной на формирование социально значимых ценностей, предполагающей деятельность по объединению органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных и других общественных, религиозных организаций, творческих союзов, средств массовой информации.

С целью повышения электоральной активности молодого поколения особое внимание в филиале уделяется правовому воспитанию студентов, одним из инструментов которого является деятельность Клуба молодого избирателя, организовывающего встречи и круглые столы студенческого актива с представителями Законодательного Собрания, Молодежного правительства области, городского Совета депутатов. Студенты филиала являются членами Молодежной палаты при Совете депутатов г. Бузулука третьего созыва.

Реализация основных направлений молодежной политики - одна из главных задач Правительства области. Оренбургская молодежь достойно представляет регион на федеральной и международной аренах, добиваясь значительных успехов в науке, творчестве, спорте, профессиональной сфере. Ежегодно молодым оренбуржцам, продемонстрировавшим высокие достижения в социально-значимых видах деятельности, вручаются памятные нагрудные знаки «Золотая молодежь Оренбуржья». Информация о лучших представителях молодого поколения доводится до потенциальных работодателей, победители конкурса имеют возможность войти в кадровый резерв органов власти. Получатели почетного знака «Золотая молодежь Оренбуржья» определяются по результатам серьезного конкурсного отбора, проводи-

мого высококвалифицированной экспертной комиссией, в которую входят представители законодательной, исполнительной власти и лидеры общественных объединений области.

В 2016 году в третий раз в конкурсе принимали участие студенты института, за достигнутые результаты в номинации «Молодые лидеры» почетную награду получила студентка БГТИ.

В четвертый раз студенты БГТИ, активно занимающиеся проектной деятельностью, участвуют в Молодежном форуме Приволжского федерального округа <аВолга-2016». Форум проходит по поручению Президента РФ В.В. Путина, под патронатом полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Бабича М. и при поддержке Федерального агентства по делам молодежи. Организаторами Форума являются администрация Губернатора Самарской области и Правительство Самарской области.

Участниками летней смены «Спортивная молодежь - здоровая нация» с проектом «Доступные спортивно-развлекательные площадки для молодёжи» и смены «Поколение добра» - проект «Время приключений или и вовсе не бумажный город» в 2016 году стали студенты института.

В 2016 году студенты филиала впервые приняли участие в проекте «История Российского предпринимательства», реализуемый Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» совместно с Российским историческим обществом, стали победителями конкурса исследовательских работ «Деловое Оренбуржье» в номинации «Оренбургские предприниматели (купцы) - меценаты: история и современность», были приглашены к участию в работе круглого стола «Актуальность исторических традиций взаимодействия бизнес-сообщества и власти Оренбуржья» в рамках ежегодного Международного форума «Оренбуржье - сердце Евразии».

В последнее десятилетие в России уделяется серьезное внимание патриотическому воспитанию молодёжи. Мероприятия и проекты патриотической направлен-

ности призваны повысить уровень знаний об истории России, её достижениях и значимости в мире. В 2016 году БГТИ дважды выступил площадкой для проведения акций «Всероссийский тест по истории Великой Отечественной войны», проводимые по инициативе Общественной молодежной палаты и при содействии Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, собравшие более 300 человек.

Сегодня в нашей стране появляется новый подход к пониманию деятельности волонтеров. Все больше молодых людей проявляют социальную активность и сознательность, участвуют в добровольческих акциях. Третий год преподаватели юридических дисциплин совместно со студентами направления подготовки «Юриспруденция» оказывают бесплатные консультационные услуги населению в рамках работы Юридической клиники. Студенты факультета промышленности и транспорта оказывают адресную помощь воспитанникам специальной (коррекционной) школы-интерната для глухих детей и ветерану Великой Отечественной войны.

В настоящее время остро встает вопрос о профилактике асоциальных форм поведения среди студенческой молодежи. Негативные тенденции общественного развития, нестабильность ситуации в российском обществе вызывают значительный рост социальных девиаций [3]. Для повышения уровня правовой культуры, обеспечения правопорядка и безопасности в филиале проводятся профилактические встречи, просветительские беседы и кураторские часы с приглашением представителей правоохранительных органов, прокуратуры, Управления федеральной службы безопасности по Оренбургской области, Центра по профилактике и борьбе со

СПИДом, ГБУЗ «ООКНД» «Бузулукский наркологический диспансер», Оренбургской региональной общественной организации «Молодежь против наркотиков».

Ведущим направлением реализации молодежной политики вуза является развитие органов студенческого самоуправления, стимулирование общественной, политической и социальной активности студентов. Организация студенческого актива способствует формированию лидерских качеств, организаторских способностей, навыков эффективного общения, самопрезентации, необходимые для становления специалиста. Школа студенческого актива института осуществляет свою работу по таким направлениям, как:

1) организационная подготовка - обучение навыкам подготовки и проведения мероприятий разного уровня (вузовского, городского) и характера (культурно-массовые, научные, спортивные);

2) психологическая работа - формирование навыков социально-психологического взаимодействия (социально-психологический тренинг, ролевые игры, мастер-классы и т.д.), качеств, необходимых для успешного лидера;

3) обучение навыкам эффективной презентации себя и своих проектов.

Смысловое содержание воспитательной работы в вузе - приобщение к нормам и ценностям культуры, традициям института, к особенностям сложившихся взаимоотношений. Создание воспитывающей среды в вузе позволяет личности студента развиваться в гармонии с собой и социальным окружением. Формирование активного субъекта, готового не только к творческой воспитательной, но и преобразовательной деятельности, является актуальной задачей вуза.

Библиографический список

1. Демина, Е.В. Социокультурная воспитывающая среда вуза как условие профессионального становления личности будущего специалиста / Е.В. Демина // Вестник Адыгейского гос. ун-та. - 2008. - № 7. - С. 45-51

2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл, 2010.

3. Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры [Электронный ресурс]: материалы Всерос. науч.-метод. конф., Оренбург 3-5 февр. 2016 г. / Оренбург. гос. ун-т. - Электрон. дан. - Оренбург: ОГУ, 2016. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - ISBN 978-5-7410-1385-4.

THE FORMATION OF THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY O.N. Grigorieva, candidate of pedagogical sciences

Buzuluk humanitarian-technological Institute (branch) Orenburg state university (Russia, Buzuluk)

Abstract. The introduction of competence approach in the system of higher education required the creation of new educational space. It will allow the subjects of the education function, showing the activity. For the formation of educational space of the University must develop new ways of teaching manuals, directions, forms, methods and organization of extracurricular work with students, to study and analyze actual problems of socialization of students, the modern student youth movements and organizations.

Keywords: educational environment, youth policy, professional development of the individual.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.