Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ МОЛОДЕЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВУЗОВ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ МОЛОДЕЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SELF-GOVERNMENT / LOCAL SELF-GOVERNMENT / STUDENT SELF-GOVERNMENT / CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / PROFESSIONAL SKILLS / MANAGEMENT ASPECTS / LEADERSHIP QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сердюченко Кира Эдуардовна

В статье раскрываются этапы формирования и развития самоуправления в России, обобщаются методологические аспекты исследования развития молодежного самоуправления. На примере системы культурно-образовательного пространства высших учебных заведений раскрывается значимость студенческого самоуправления, актуализируется значимость самоуправления в вопросах профессионального развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological aspects of the study of personality development in the system of youth self-government on the example of student’s self-government

The article describes the stages of formation and development of self-government in Russia, summarizes the methodological aspects of the study of youth self-government. On the example of the system of cultural and educational space of higher educational institutions the importance of student self-government is revealed, the importance of self-government in matters of professional development of the individual is actualized.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ МОЛОДЕЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВУЗОВ»

УДК 316.612:378.115.9

К. Э. Сердюченко

Методологические аспекты исследования развития личности в системе молодежного самоуправления на примере деятельности органов студенческого самоуправления вузов

В статье раскрываются этапы формирования и развития самоуправления в России, обобщаются методологические аспекты исследования развития молодежного самоуправления. На примере системы культурно-образовательного пространства высших учебных заведений раскрывается значимость студенческого самоуправления, актуализируется значимость самоуправления в вопросах профессионального развития личности.

Ключевые слова: самоуправление, местное самоуправление, студенческое самоуправление, культурно-образовательное пространство, высшие учебные заведения, профессиональные навыки, управленческие аспекты, лидерские качества.

Kira E. Serdiuchenko

Methodological aspects of the study of personality development in the system of youth self-government on the example of student's self-government

The article describes the stages of formation and development of self-government in Russia, summarizes the methodological aspects of the study of youth self-government. On the example of the system of cultural and educational space of higher educational institutions the importance of student self-government is revealed, the importance of self-government in matters of professional development of the individual is actualized.

Keywords: self-government, local self-government, student self-government, cultural and educational space, higher educational institutions, professional skills, management aspects, leadership qualities.

Включение молодежи в управленческие аспекты жизнедеятельности населения является ключевым показателем в формировании гражданского общества и развития общества в целом. Формируемые на различных уровнях молодежные общественные объединения дают возможность не только для самореализации молодого поколения, но и позволяют через деятельность органов самоуправления качественно менять жизнь общества. Тем не менее, феномен молодежного самоуправления в научном осмыслении все еще остается малоизученным, а концепция его развития только начинает приобретать конкретные формы и методики.

Прежде чем перейти к рассмотрению методологических основ, важно отметить исторический аспект формирования самоуправления в на-

Раздел 2. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности шей стране. Первые упоминания об органах самоуправления, которые были официально признаны на государственном уровне, относятся к 1864 г., когда было введено Положение о губернских и уездных земских учреждениях и была проведена Земская реформа. При всех своих недостатках, благодаря данной реформе был совершен большой шаг в развитии образования, поддержке учителей и врачей1.

Следующий важный этап в развитии самоуправления начался в 1990 г., когда был принят закон «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», который освобождал органы самоуправления от подчинения властным структурам, ограничив их права лишь законом. Стала проявляться основополагающая черта самоуправления - его автономность и независимость. Местное самоуправление начало формироваться как важнейший демократический и политический институт.

Дальнейшим шагом в развитии данного вопроса стал Федеральный закон № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При всех фундаментальных основах о демократизации самоуправления и попытках основываться на европейском опыте, данный закон сместил вектор деятельности органов самоуправления и размыл границы между деятельностью органов самоуправления и органов власти. До настоящего времени вопрос о компетенциях местного самоуправления и грамотной организации их работы остается открытым. Предпринимаются попытки наладить эффективное взаимодействие между всеми субъектами данного процесса, а также создать ситуацию, в которой органы самоуправления действительно смогут результативно осуществлять свою деятельность2.

Вопросы феномена молодежного самоуправления получили освещение в работах по нескольким научным отраслям. В работах А. Г. Глады-шева рассматриваются правовые основы молодежного самоуправления, С. Б. Мельников обсуждает вопросы участия населения в социально-значимых проектах своего города и региона, О. Е. Кутафин и В. И. Фадеев проанализировали исторический опыт и традиции, а также современную ситуацию в молодежном самоуправлении.

Намного чаще к проблематике молодежного самоуправления обращались отечественные социологи. Вопросы социальной активности, формирования общественного сознания и самоопределения личности рассмотрены в работах К. А. Абульхановой-Славской, Г. Г. Дилигенского, С. Б. Каверина, Н. А. Коваля. Ф. М. Бородкин исследовал нормы и ценности россиян, которые способствуют эффективному самоуправлению. Также теория самоуправления базируется на Принципах социальной

Section 2. pressing issues of socio-cultural activity активности. Это отражено в исследованиях Л. И. Божович, А. В. Брушлин-ского, К. А. Абульхановой, Д. Б. Эльконина, А. В. Петровского, Д. И. Фель-дштейна.

Многоступенчатая система самоуправления раскрывает перед нами весь спектр вовлеченности молодежи в развитие общества. Так, одним из постоянных и развивающихся органов является студенческое самоуправление. В настоящее время студенческое сообщество выступает как мощный аппарат. Лидеры студенческого самоуправления принимают участие в решении вопросов социальной защищенности студенческого сообщества, проявляют инициативу в создании и развитии научных сообществ, добровольческих движений, творческих объединений, тем самым создавая качественно новое культурно-образовательное пространство в высших учебных заведениях3.

Современная образовательная система в своей основе имеет два равнозначных процесса: учебную и внеучебную деятельность. Понятие «образовательное пространство» на сегодняшний день становится одним из определяющих в теории педагогики и практике образовательного процесса. Чаще всего оно «работает» совместно с термином «культура», а исследователи говорят о культурно-образовательном пространстве, которое определяется как среда развития личности.

Рассмотрение воспитания в высшей школе как процесса социокультурного сотрудничества личности обучающегося и всего университетского сообщества позволяет акцентировать внимание на значении права свободного выбора, добровольности, самостоятельности, активности, ответственности всех участников воспитания, позволяющих избежать неприятия, равнодушия, сопротивления любому формальному «воспитательному воздействию» и стимулировать участие в совместной деятельности и общении. Это не формальное «включение в заданные условия», приспособление к ним, а приобретение собственного опыта позитивных действий, самоорганизации в социальном окружении, в культурной жизни. Только через реальную включенность происходит воспроизводство и совершенствование социокультурных образцов и норм4.

У современного образованного человека должен быть особый набор компетенций, связанных с его способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместных решениях, владеть новыми технологиями, видеть масштабы их применения и распространения и иметь желание учиться всю свою жизнь, не только улучшая профессионализм, но и развитие его личности, его человеческих качеств.

Студенческая молодежь всегда являлась заметной социальной группой в обществе, важной силой, влияющей на социально-экономическое

Раздел 2. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности и духовно-нравственное развитие общества и отдельной личности. Вуз -это место действия большого количества молодых людей, причем людей, имеющих высокий уровень образованности, обладающих творческим потенциалом, «заряженных» на активную деятельность5.

Специфической особенностью студентов как особой социальной категории является то, что основная его (студента) задача - создание вокруг себя такого пространства, в котором он и другие студенты могут реализовать свои личностные качества и профессиональные компетенции. Как следствие, лидерские качества студента - одно из условий и основных компетенций будущего специалиста.

Наряду с приобретением профессиональных навыков по той или иной специальности обучающийся в процессе обучения должен овладеть навыками управления деятельностью, он должен обладать способностью общаться, принимать управленческие решения.

Очевидно, что в процессе подготовки до производства эти навыки не могут быть полностью получены. Но, в сочетании с деятельностью студенческих органов самоуправления, обучающийся получает возможность получить высшее образование в качестве квалифицированного специалиста, который может соревноваться во внешней среде.

Сегодня самоуправление на всех своих уровнях (которые в широком смысле слова включают студенческие коллективы высших учебных заведений) достигло нового уровня своего развития, это связано с несколькими факторами:

1. Изменилась государственная политика в отношении образовательной системы.

2. Повысился интерес со стороны государственных органов к организации, качеству и эффективности образовательной работы в университетах.

3. Наблюдается увеличение активности обучающихся по отношению к их жизни в период обучения в университете.

4. Растет число педагогов учебных заведений, проявляющих интерес к жизни обучающихся6.

И, наконец, овладение навыками управления и самоуправления для выпускников образовательных учреждений разных уровней становится одним из необходимых условий для их успешной самореализации в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.

Лидерские способности как одну из составляющих профессиональных компетенций необходимо учитывать в системе студенческого самоуправления в вузе. В свою очередь, студенческое самоуправление выступает площадкой для самореализации студентов и объединяет на

Section 2. pressing issues of socio-cultural activity своей базе будущих специалистов, которые на практике реализуют свои компетенции, организуя процесс внеучебной деятельности в вузе.

Таким образом, можно сделать вывод, что самоуправление как часть общей системы (как внутри культурно-образовательного пространства вуза, так и на более глобальном уровне) играет важную роль в формировании и развитии личности человека. В свою очередь именно социально активная и ответственная молодежь формирует систему самоуправления и задает вектор деятельности данных социальных институтов.

Примечания

1 Алисова Л. Н., Аносова В. В. Местное самоуправление и гражданское общество: проблемы взаимодействия // Теория и практика общественного развития. 2015. № 1. C. 72-75.

2 Комов В. Э., Тарасова И. В. Актуальные вопросы стратегического планирования в управлении развитием территорий // Вестник Тульского филиала Финуниверсета. 2014. № 1. С. 224-226.

3 Белошицкий, А. С. Структура командной модели (О студенческом самоуправлении) / А. С. Белошицкий, Е. В. Лебедева, Е. С. Шитова // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2005. № 5 (23). С. 11-13.

4 Боднар В. В. Воспитательное социокультурное пространство университета как педагогическая категория // Славянская педагогическая культура. Тирасполь, 2002. № 1. С. 138-140.

5 Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2001.

6 Рогалева Г. И. Студенческое самоуправление - характеристика воспитательного пространства вуза // Молодой ученый. 2011. № 10. Т. 2. С. 178-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.