Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнокультурная компетенция / коллаборация / дизайн / проект / информационные и компьютерные технологии / ethno-cultural competence / collaboration / design / project / information and computer technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пискайкина Елена Анатольевна, Васильева Эмма Викторовна

В данной статье рассмотрены проблемы формирования этнокультурной компетенции студентов художественного вуза. Авторы проводят аналитическую работу, в результате которой приходят к заключению о необходимости использования проектных и компьютерных технологий (коллаж, видео-арт). Авторы предлагают включить в образовательный процесс коллаборационные межвузовские проекты с целью формирования этнокультурных компетенций студентов, раскрывающий будущую созидательную деятельность, свойства личности дизайнера, способного проектировать идеи сотрудничества между народами, как равноценными составляющими мировую культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the problems of the formation of ethno-cultural competence of art university students. The authors conduct analytical work, as a result of which they come to the conclusion that it is necessary to use design and computer technologies (collage, video art). The authors propose to include collaborative interuniversity projects in the educational process in order to form ethno-cultural competencies of students, revealing future creative activity, personality traits of a designer capable of designing ideas of cooperation between peoples as equivalent components of world culture.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ»

2. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. - М.: Интеллектуальная Литература, 2020.-456 с.

3. Будущее образования: глобальная повестка. Павел Лукша и Дмитрий Песков, 2013. - С. 54.

4. Директора школ в мегаполисах. Как они управляют образовательным процессом? / А.Г. Каспржак, A.A. Кобцева, М.А. Цатрян // Образовательная политика. - №2 (82). - 2020. - С. 70-85

5. Зинченко, Ю.П. Психолого-педагогические основания прогнозирования будущего профессионального образования: векторы развития / Ю.П. Зинченко, Е.М. Дорожкин, Э.Ф. Зеер // Образование и наука. - 2020. - Т. 22. - № 3. -С. 11-35

6. Ковалева, Т.М. Экосистемный подход в образовании: начало пути / Т.М. Ковалева // Непрерывное образование в контексте Будущего. Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. -Москва, 2021.-С. 25-31

7. Проект «Ключевые направления развития российского образования доя достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г. - Режим доступа: http://edu2035.fironir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035

8. Пилипчевская, Н.В. Формирование педагогической команды образовательной организации / Н.В. Пилипчевская // Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения. - 2022. - № 15. - С. 268-274

9. Розин, В.М. Экосистемный подход в образовании - оптика, аналитика, проектирование, трансформация в направлении будущего / В.М. Розин // Непрерывное образование в контексте Будущего. Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. - Москва, 2021.

Педагогика

УДК 730

старший преподаватель Пискайкина Елена Анатольевна

Институт архитектуры и дизайна Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский индустриальный университет» (г. Тюмень); куратор направления Васильева Эмма Викторовна Школа дизайна НИУ ВШЭ Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ДИЗАЙН-

ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы формирования этнокультурной компетенции студентов художественного вуза. Авторы проводят аналитическую работу, в результате которой приходят к заключению о необходимости использования проектных и компьютерных технологий (коллаж, видео-арт). Авторы предлагают включить в образовательный процесс коллаборационные межвузовские проекты с целью формирования этнокультурных компетенций студентов, раскрывающий будущую созидательную деятельность, свойства личности дизайнера, способного проектировать идеи сотрудничества между народами, как равноценными составляющими мировую культуру.

Ключевые слова: этнокультурная компетенция, коллаборация, дизайн, проект, информационные и компьютерные технологии.

Annotation. This article discusses the problems of the formation of ethno-cultural competence of art university students. The authors conduct analytical work, as a result of which they come to the conclusion that it is necessary to use design and computer technologies (collage, video art). The authors propose to include collaborative interuniversity projects in the educational process in order to form ethno-cultural competencies of students, revealing future creative activity, personality traits of a designer capable of designing ideas of cooperation between peoples as equivalent components of world culture.

Key words: ethno-cultural competence, collaboration, design, project, information and computer technologies.

Введение. На современном этапе развития общества, в переломные исторические моменты повышается интерес к вопросам профессиональной подготовки студента художественного вуза, способного адекватно совершать выбор, решать задачи в профессиональной и социальной жизни преодолевая всевозможные трудности и кризисные явления. В этом контексте особенно остро стоит вопрос в профессиональной подготовке специалистов информационных технологий в различных областях российской экономики, что обуславливает повышения уровня профессиональной подготовки специалистов в области компьютерного дизайна.

Изложение основного материала статьи. В этой связи в системе профессиональной вузовской подготовки происходит процесс модернизации содержания образования, оказывающие благотворное влияние на профессиональное становление дизайнера, компетенции которого рассмотрены в перечне профессиональных стандартов.

Рассматривая стандарты профессиональной деятельности дизайнеров, стоит отметить, что наряду с проработанными профессиональными компетенциями дизайнеров, недостаточно выражены жизненно важные морально-нравственные личностные характеристики, которые предъявляют современные вызовы времени [5].

Эту идею подчеркивает в своем исследовании Н. А. Сергеева, которая считает, что духовно-нравственные ориентиры образуют внутреннюю детерминацию профессионального поведения и деятельности, способные решать профессиональные и социальные проблемы [7].

Духовно-нравственным ориентиром будущих специалистов в графическом дизайне является феномен этнокультуры, который представляет синтез научных исследований, основанных на общей национальной идее таких направлений гуманитарных наук как философия, культурология, социология, этническая психология, и т.д.

Вопросы качественной профессиональной подготовки будущих специалистов в области культуры, формирования этнокультурной компетенции студентов художественного вуза не нова. Решением этих задач занимались современные педагоги профессионального образования такие как; Зубанова С.М. (Москва), Султанова А.Я. (Казань) [8], Бакиева О.А. (Тюмень) [1] и др.

Так, например С.М. Зубанова указывает на необходимость профессионального становления этнокультурной личности в вузе через освоение исторического общекультурного опыта, этнического и религиозного культурного наследия [3].

Исследователь А.Я. Султанова рассматривает решение проблем формирования этнокультурной компетенции студентов через анализ педагогических подходов в образовании, которые могут выступать в совокупности, дополняя друг друга и оказывая воздействие на качество профессиональной подготовки [8].

Бакиева O.A. видит решение проблемы формирования этнокультурной компетенции студентов педагогического вуза через деятельностный подход; культурологическое исследование видов декоративно-прикладного искусства, которые в дальнейшем закрепляются в процессе художественно-творческой деятельности, в курсовых и дипломных проектах [1].

География исследователей красноречиво подтверждают актуальность направления исследований в данной области. Учитываются особенности российского многонационального общества государственными документами.

Так, в Законе Российской Федерации «Об образовании», находят отражение этнокультурные концепции, которые определяют образовательные стратегии с учетом особенностей национальных культур и региональных культурных традиций многонационального российского государства [9].

Известно, что культура любого этноса идентифицируется в самосознании, верованиях, мировоззрении, языке, устном народном творчестве, традициях, которые находят выражение в предметном материальном мире через сакральные образы орнаментальных символов в народной одежде, предметах быта, жилище, которые можно определить по цвету, манере стилизации, традициям изготовления. Все это указывает на то, что этническая культура - это совокупность идентификационных характеристик этноса, которые определяют единство и транслирует это качество от поколения к поколению.

В этой связи стоит уточнить содержание понятия этнокультурной компетентности.

В современной науке существует различные толкование данного термина.

Так, педагоги-исследователи в словаре дают толкование этнокультурной компетентности с точки зрения межкультурного взаимодействия и сотрудничества, в котором делают акцент на правильной оценке специфики и условий взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, поиске адекватных форм сотрудничества [2].

Поштарева Т.В. рассматривает этнокультурную компетентность как совокупность свойств личности, проявляющиеся в знаниях и представлениях о своей и не своей культурах, входящих в мировую культуру в целом, что мотивирует индивидуума на адекватную модель поведения в многонациональной среде [6, С. 35-42].

Наиболее широкое понимание этнокультурной компетентности дает Флиер А.Я., который расширяет понятие не только в контексте благоприятных межкультурных взаимоотношений и выстроенного в этом ключе поведения, но и отражает в этом понятии значимость таких явлений как социализация и инкультурация личности в поликультурной среде [10,С. 151-165].

Таким образом, становится очевидным, что этнокультурная компетентность специалиста любой области экономики, а тем более в области культуры и дизайна определяет будущую созидательную деятельность в совокупности представляет свойства личности дизайнера, способного проектировать идеи сотрудничества между народами, как равноценными составляющими мировую культуру.

Однако, наряду с внедрением различных культурологических дисциплин, направленных на формирование этнокультурной компетентности студентов дизайнеров, существует проблема поиска методик и технологий, обеспечивающий эффективность образовательного процесса, который бы содержал в равных пропорциях знаниевый и деятельностный компоненты.

Одним из эффективных способов, направленных на формирование этнокультурный компетентности будущих дизайнеров, является метод дизайн-проекта, который объединяет собой многоэтапный, сложный процесс от исследования социальной проблемы, создание замысла до выполнения проекта с учетом всех составляющих.

Этот метод объединяет в себе множество методов (анализ, сравнение, эскизирование, моделирование, проектирование, презентация, защита).

Каждый метод имеет свое содержание и свою специфику, которая может быть направлена на формирование этнокультурных компетенций. Так, например, метод стилистического анализа дает возможность определить этнокультурные особенности анализируемых объектов (цвет, форма, орнамент); исторический метод позволит раскрыть исторический концепт культурного явления [4].

Конечно, эти методы могут использоваться в различных вариациях и комплектациях.

Рассмотрим организацию процесса формирования этнокультурной компетенции студентов вуза в процессе дизайн-проектирования социально-значимых объектов города.

Так, например, в рамках XVIII Всероссийского фестиваля архитектуры, дизайна, искусств в ноябре 2016 года была организована и проведена межвузовская проектная работа со студентами дизайнерами разных направлений (графический дизайн и дизайн одежды) 2-3 курса г. Тюмени и Омска.

На начальном этапе проекта была поставлена проблема, которая выражала общую тенденцию для двух городов Западной Сибири, отсутствие ярко-выраженной социальной составляющей, которая бы отражала географические, социокультурные и этнокультурные аспекты.

Студентам предстояло выполнить работу по поиску решения проблемы, выдвижение гипотезы, используя при этом вышеперечисленные методы (метод стилистического анализа, исторический метод, методы классификации и сравнений). Для более детального анализа по проблематике темы «Город» студенты были поделены на рабочие группы по блокам: город исторический, мифологический, многоэтнический и т.п. В каждой группе были разработаны образные ключи в решении поставленных задач по направлениям.

На этапе разработки концепции решения проблемы в соответствии с гипотезой студентам было предложено очное знакомство с характерными особенностями городов; культурой, историей, проживающими этносами со своими традициями. Исследования, выполненные студентами, обсуждались в группах, во время которых ставились «реперные точки» сборки будущих проектов, которые должны были быть представлены в виде видео-арта в сопровождении показа модных коллекций на заданную тему.

Следующий этап проектной работы был представлен разработками сценариев будущего видеопроекта. На этом этапе были выполнены эскизы к проекту в виде бумажных макетов и компьютерных коллажей.

После детального обсуждения и анализа проделанной работы, который требовал корректировки сформулированных концепций, после чего был сделан выбор техник анимации, а далее начался этап воплощения эскизов в конечный продукт дизайн проектирование единого цельного видео-арта, к которому был разработана афиша.

Результатом стала премьера показа коллаборационных взаимодействий студентов дизайн-моды и графического дизайна Тюмени и Омска, которая продемонстрировала возможности синтеза разных направлений дизайна объединенных общей идей, направленной на формирование этнокультурных компетенций в ходе реализации проекта социально-значимых объектов города.

Выводы. Таким образом, эффективность данной методики заключалась в самой организации учебно-воспитательной деятельности, включение в образовательный процесс социально-значимых коллаборационных проектов, направленных на формирование этнокультурных компетенций студентов, раскрывающих профессиональные возможности будущих дизайнеров в контексте благоприятных межкультурных взаимоотношений, способствующих социализации и инкультурации личности в поликультурной среде.

Литература:

1. Бакиева, O.A. Традиционный костюм сибирских татар как средство формирования этнокультурной компетенции у студентов педагогического вуза / O.A. Бакиева // Население Сибири: межнациональные отношения, образование и культурная идентичность: сборник научных трудов. - Омск: ООО «Полиграфический центр КАН», 2011. - С. 263-272. -EDN ХМРОХВ

2. Воспитание этнотолерантности подростка в семье: словарь / под общ. ред. А.Г. Козловой. - Санкт-Петербург: Нестор, 2005. - 316 е.; 20 см. - (В помощь классному руководителю).; ISBN 5-303-00216-0

3. Зубанова, С.Г. Формирование общекультурных компетенций у студентов вузов: религиозное и этнокультурное образование / С.Г. Зубанова // Социально-гуманитарное знание: традиции и инновации: Сборник научных и учебно-методических статей. Том Выпуск 3. - Москва: Издательство «Перо», 2015. - С. 17-27. - EDN TWIDCZ

4. Овчинникова, Р.Ю. Методологические основы дизайн-исследования / Р.Ю. Овчинникова // Омский научный вестник. -2013. - № 1(115). - С. 205-208. - EDN QILEQT

5. Перечень профессиональных стандартов. - https://classinform.ru (дата обращения: 10.10.2023)

6. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности / Т.В. Поштарева // Педагогика. - 2005. -№ З.-С. 35-42.

7. Сергеева, Н. А. От профессионального стандарта - к содержанию и технологиям профессионального образования / H.A. Сергеева, И.Г. Золкина, Н.В. Горшенина, Т.В. Костогриз. - Оренбург: ФГОУ СПО «ОГК», 2010. - 72 с.

8. Султанова, А.Я. Педагогический потенциал национальной культуры в формировании этнокультурной компетенции студентов вуза / А.Я. Султанова // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 25-летию Российского общества Януша Корчака / Казанский (Приволжский) федеральный университет. Том Выпуск 19. - Казань: Отечество, 2016. - С. 106-111. - EDN YRGCGT

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_rAW_140174/

10. Флиер, А.Я. Культурная компетентность личности: между проблемами образования и национальной политики / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. - 2000. - № 2. - С. 151-165. - EDN XUDYCJ

Педагогика

УДК 378.14

кандидат психологических наук, доцент Полянская Екатерина Николаевна

Российский национальный исследовательский медицинский университета имени Н.И. Пирогова (г. Москва); Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент, специалист сопровождения

Управления по размещению и сопровождению в общежитиях Бабаев Тосиф Музаффар оглы

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных, социальных и общих дисциплин Каргина Наталья Вячеславовна

Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) (г. Москва)

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Студенческое самоуправление играет важную роль в трансформации высшего образования, обеспечивая открытое и современное образовательное пространство.Осуществление функций в процессе деятельности органов студенческого самоуправления способствует привлечению внимания к актуальным проблемам современности, сохранению и совершенствованию традиций студенческой молодежи. Участие в студенческом самоуправлении обеспечивает развитие гражданской ответственности и поддержку общественных инициатив. Организация студенческого самоуправления является одним из важнейших факторов подготовки высококвалифицированных кадров. Это определяется, в том числе, и положениями государственных образовательных стандартов, в которых закреплено требование о подготовке самоорганизованной личности, обладающей организаторскими способностями и готовой к выполнению профессиональных функций в условиях неопределенности. В рамках исследования было установлено, что активному включению студентов в работу студенческого самоуправления способствует широкое освещение данной деятельности в цифровом и очном пространстве. Мотивацией участия студенческой молодежи в деятельности органов студенческого самоуправления в большинстве случаев является распространение сведений о деятельности студенческих структур, принятие опыта, возможность отвлечься от повседневных задач, получение позитивных санкций со стороны администрации. Участие в студенческом самоуправлении способствует саморазвитию, совершенствованию лидерских качеств, навыков работы в команде. Все это свидетельствует о высокой востребованности и конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда.

Ключевые слова: личностные компетенции, профессиональное мастерство, студенческие советы, управленческие функции, мотивация.

Annotation. Student self-government plays an important role in the transformation of higher education, providing an open and modern educational space. The implementation of functions in the process of activity of student self-government bodies contributes to drawing attention to the current problems of modernity, preserving and improving the traditions of student youth. Participation in student self-government ensures the development of civic responsibility and support for social initiatives of the younger generation. The organization of student self-government is one of the most important factors in the training of highly qualified personnel. This is determined, among other things, by the provisions of state educational standards, which stipulate the requirement to prepare a self-organized person with organizational abilities and ready to perform his functions in conditions of uncertainty. As part of the study, it was found that the active inclusion of students in the work of student self-government contributes to the wide coverage of this activity in the digital and face-to-face space. The motivation for the participation of students in the activities of student self-government bodies in most cases is the dissemination of information about the activities of student structures, the experience gained, the opportunity to distract from everyday tasks, obtaining positive sanctions from the administration. Participation in student self-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.