Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №6, Том 9 / 2021, No 6, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-6-2021 .html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF^.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Андриенко, А. С. Сущность понятия «этнокультурная компетентность» в контексте подготовки выпускников вуза / А. С. Андриенко // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — Т. 9. — № 6. — URL: https ://mir-nauki.com/PDF/84PDMN621 .pdf
For citation:
Andrienko A.S. The essence of the concept of "ethno-cultural competence" in the context of Higher School graduates training. World of Science. Pedagogy and psychology, 9(6): 84PDMN621. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/84PDMN621.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).
УДК 37.01 ГРНТИ 14.35.07
Андриенко Анжела Сергеевна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» Институт управления в экономических, экологических и социальных системах, Таганрог, Россия
Доцент кафедры «Иностранных языков» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8323-5152 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=549618
Сущность понятия «этнокультурная компетентность» в контексте подготовки выпускников вуза
Аннотация. В статье рассматривается роль этнокультурной компетентности в системе подготовки студентов вуза. Процесс формирования и развития этнокультурной компетентности студентов, будущих выпускников, является актуальным особенно в эпоху национальных разногласий и межличностных конфликтов. Автором представлен анализ нормативно-правовых документов и теоретических источников по проблеме формирования этнокультурной компетентности студентов вуза. Цель исследования — рассмотрение структурно-содержательной сущности понятия «этнокультурная компетентность студентов вуза», анализ научных подходов с учетом специфики режимов онлайн и оффлайн обучения с целью эффективного формирования этнокультурной компетентности в современной поликультурной образовательной среде. Автором проанализированы подходы к формированию и развитию этнокультурной компетентности студентов в условиях интенсивного онлайн обучения: личностно ориентированный, культурологический, проектный, синергетический, ценностно ориентированный, информационно-технологический, системно-деятельностный, междисциплинарный. В качестве значимых для формирования этнокультурной компетенции студентов вуза выделены междисциплинарный и личностно ориентированный подходы. Предложено создание Центра этнокультурного развития личности в вузе с целью снятия трудностей этнокультурного общения, разработки индивидуальных образовательных траекторий студентов и повышения мотивации к изучению особенностей истории, культуры, традиций и быта других народов. Новизна исследования заключается в конкретизации термина «этнокультурная компетентность студентов вуза», определении качеств этнокультурного общения, среди которых толерантность, эмпатия, доброжелательность, сопереживание, патриотизм, уважение к различным национальным
https://mir-nauki.com
культурам, личностная ответственность. В структуре этнокультурной компетентности особо выделена персональная компетенция, характеризующая индивидуально-личностные и морально-нравственные качества, позволяющие осуществлять позитивное взаимодействие с носителями других культур, уважать национальные ценности и представления других народов.
Материалы статьи могут быть использованы в качестве теоретической и практической основы для повышения уровня сформированности этнокультурной компетентности студентов.
Ключевые слова: высшее образование; этнокультурная компетентность; поликультурное образовательное пространство вуза; Центр этнокультурного развития личности; качества этнокультурного общения; междисциплинарный подход; индивидуальные образовательные траектории; смешанные формы обучения
Формирование этнокультурной компетентности является значимой составляющей профессиональной подготовки выпускников высшей школы. Позитивное отношение к представителям разных культур, уважение к историческим ценностям, традициям и обычаям народов являются необходимыми качествами для осуществления успешной социокультурной коллаборации, межэтнического полилога и успешного профессионального сотрудничества.
На современном этапе развития общественных отношений важность академической и профессиональной мобильности студентов вуза, с одной стороны, и необходимость принятия форсмажорных обстоятельств мирового масштаба таких, как пандемия COVID-19, ограничивающих общепринятые режимы общения в глобальном пространстве [1; 2], с другой, определяют необходимость формирования этнокультурной компетенции с учетом специфики онлайн и оффлайн форм обучения в вузе.
В данной ситуации в процессе формирования этнокультурной компетентности студенты испытывают дополнительные трудности так как особенности онлайн обучения не позволяют осуществлять этнокультурное взаимодействие в реальной среде, а виртуальное пространство не всегда обеспечивает включенность студентов в учебный процесс в полном объеме из-за недостаточно налаженного обучения в цифровом формате: низкий уровень обученности студентов для работы с компьютерными устройствами, недостаточная оснащенность компьютерными средствами, низкий уровень развития информационных технологий, недостаточная мощность сигнала Интернет позволяют студенту быть «за кадром» на занятии, например, не включая видеотрансляцию своих ответов, работать не с полной отдачей [3].
В связи с этим возникают трудности осуществления этнокультурного общения студентов, поэтому необходимо найти методические средства с целью эффективного формирования и развития этнокультурной компетентности как в реальном времени, в аудитории (что сегодня является также и смешанной формой обучения [4; 5], так как применяются компьютерные средства), так и в процессе интенсивного онлайн обучения с использованием различных образовательных Интернет-платформ, поддерживаемых вузом: TEAMS, Skype, Zoom, Edmodo, Moodle и других.
Формирование нравственно-этических качеств студентов рассматривается в качестве необходимой составляющей профессиональной культуры выпускников в нормативно-правовых документах Российской Федерации. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года
Введение
Основная часть
подчеркивает важность уважения нравственных, правовых и этических норм как неотъемлемой части профессионально ориентированного общения, определяет важность формирования ответственности как значимого качества личности. В документе подчеркивается необходимость формирования единого образовательного и культурного пространства Российской федерации с учетом особенностей культуры, быта, обычаев и традиций разных народностей1.
Федеральные государственные стандарты высшего образования третьего поколения (ФГОС ВО 3+) определяют компетентностный подход к обучению, имеющий целью формирование компетенций современного выпускника высшей школы, как необходимое требования отечественного образования с учетом международных стандартов. Согласно ФГОС ВО 3+ 2 : (1) формирование поликультурной (межкультурной/этнокультурной) компетенции студентов вуза является значимым компонентом профессиональной подготовки выпускников вуза; (2) развитие таких качеств общения как толерантность и эмпатия, уважение культурных и национальных ценностей, обычаев и традиций необходимо для успешной социокультурной и профессионально ориентированной деятельности выпускников вуза; (3) сохранение национальной идентичности и уважение культурных особенностей разных народов является важным фактором этнокультурного развития личности.
Среди значимых документов, направленных на формирование этнокультурной компетентности, следует назвать Указ Президента РФ «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской федерации на период до 2025 года»3. Данный документ определяет необходимость формирования этнокультурной личности в период усиления межнациональных разногласий и этнической разобщенности, позволяет наметить важные траектории развития личностного саморазвития студентов в период самоизоляции, обусловленной пандемией COVГО-19.
Положения культурного развития определены Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 4 , в которой подчеркивается необходимость развития образовательных и воспитательных стратегий, важность увеличения инвестиций в развитие культуры и важность культурного развития личности как гуманитарной составляющей.
В сложившихся условиях особенно значимым является акцент на развитие этнопедагогического потенциала семьи. В связи с этим необходимо осуществление успешного межкультурного диалога: следовать общепринятым нормам поведения, уважать национальную идентичности индивида, позитивно относиться к традициям и обычаям представителей поликультурной среды в процессе духовно-нравственного формирования личности.
Исследователь Л.В. Ампилогова выделяет такие важные характеристики термина «культура» для сущностного осмысления этнокультурного общения, как свод правил,
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года. — URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения 18.12.2021).
2 Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. — URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94 (дата обращения 20.12.2021).
3 Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение от 12 ноября 2020 года N 2945-р. — URL: https://docs.cntd.ru/document/566284989 (дата обращения 20.12.2021).
4 Распоряжение от 30 марта 2018 года № 551-р. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года дополнена приоритетным направлением «Формирование информационного пространства знаний». В частности, предусматривается развитие Национальной электронной библиотеки и других государственных информационных систем, включающих объекты исторического, научного и культурного наследия народов России. — URL: http://government.ru/docs/ (дата обращения 18.12.2021).
определяющий образ жизни людей; совокупность видов деятельности, обычаев, традиций, верований, социально-культурных предпочтений; способ приспособления общества к природной среде и экономическим потребностям; значимый фактор саморазвития личности [6].
Теоретические и методические основы этнокультурной компетентности анализировались в трудах ученых, рассматривающих:
• этнокультурное развитие личности в социокультурной среде (Ш.М-Х. Арсалиев, Ю.Г. Волков, И.В. Мусханова, В.И. Писаренко, М.Г. Тайчинов и др.);
• особенности этнопедагогического воспитания (Ш.М-Х. Арсалиев, А.Г. Асмолов, Г.Н. Волков, Ю.С. Давыдов, А.Л. Полякова, П.В. Сысоев, В.Е. Шукшунов, З.Б. Цаллагова и др.);
• педагогические условия формирования и развития этнокультурной компетентности (Т.С. Громыкина, Н.А. Кремнева, И.В. Мусханова, Т.В. Поштарева, Л.А. Щербачева и др.);
• специфику этнокультурной составляющей в рамках компетентностного подхода (А.С. Андриенко, Ш.М-Х. Арсалиев, Г.С. Голошумова, Т.В. Поштарева, С.Н. Федорова и др.);
• методологические вопросы и структуру этнопедагогики (В.Ф. Афанасьев, Е.П. Белозерцев, Г.Н. Волков, Ф. Гончаров, В.Н. Иванов, А.М. Леонов, Ш. А. Мирзоев, М.Г. Тайчинов, Е.Л. Христова, З.Б. Цаллагова и др.);
• педагогические модели развития этнокультурной компетентности (Ш.М-Х. Арсалиев, Т.В. Поштарева, В.И. Писаренко, Н.А. Шагаева, Н.Г. Арзамасцева, С.Н. Федорова и др.).
Проблематика формирования этнокультурной компетентности и личности исследовалась в работах таких ученых, как Н.Г. Арзамасцева, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, М.Л. Воловикова, Г.Д. Дмитриев, Н.М. Лебедева, В.В. Макаев.
Вопросы этнокультурного взаимодействия рассмотрены в трудах В.М. Джашакуева, В.Б. Манджиевой, Т.К. Солодухиной, Ф.Ф. Харисова и др.
Анализ составляющих этнокультурной компетентности в трудах исследователей Б.А. Изиевой [7] и Н.В. Бабарыкиной [8] позволяет выделить в составе этнокультурной компетентности следующие компетенции:
• культурную — владение этнокультурными правилами поведения и норм нравственности; пониманием истории становления различных типов культур, владением способами освоения и передачи культурного опыта [7];
• коммуникативную — готовностью к самопознанию, самообразованию, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений [7], способность к анализу информации, освоению информационных технологий для успешного развития этнокультурного общества [8];
• социокультурную — принятие норм нравственности и этнокультурных правил поведения в социуме, осознание этнокультурных различий в процессе социокультурной адаптации [8];
• лингвистическую — способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном языке и осознавать необходимость изучения второго языка [8].
https://mir-nauki.com
Анализ исследований по проблеме формирования этнокультурной компетентности в системе подготовки студентов вуза позволяет выделить следующий набор компетенций, относящихся к социокультурным, социальным, информационным, профессионально ориентированным, социально-политическим, лингвопрофессиональным, морально-нравственным сферам деятельности. Особо следует выделить персональную компетенцию [9], характеризующую индивидуально-личностные и морально-нравственные качества студента, сформированность которых позволяет осуществлять позитивное взаимодействие с носителями других культур, уважать национальные ценности и представления разных народов.
Учитывая перечисленные составляющие этнокультурной компетентности и особенности трансформации мирового поликультурного сообщества, имеющего тенденцию к интеграции, сотрудничеству и мобильности в сфере образования, несмотря на временные ограничения в связи с периодом пандемии COVID-19, можно говорить о формировании глобальной компетентности выпускника вуза как человека Мира. Ряд зарубежных исследователей считают, что выпускники вуза должны обладать высоким уровнем сформированности глобальной компетентности [1; 10].
Исследователи отмечают, что вся совокупность вышеперечисленных компетенций образует этнокультурную компетентность, которая способствует успешной самореализации и адаптации студентов в полиэтнической образовательной среде [7; 8; 11].
Совокупность специальных знаний и умений, а также соответствующих им поступков и действий, которые проявляются в межличностных контактах и взаимодействии представителей разных национальностей, их взаимопонимании, согласии, толерантности, компромиссе в общих интересах — формирует культуру межнационального общения» [8].
Несмотря на ряд работ, в которых отечественные исследователи определяют дефиницию понятия «этнокультурная компетентность студентов вуза», данный термин еще недостаточно изучен. Следует отметить, что понятие «этнокультурная компетентность» не имеет широкого употребления в трудах зарубежных авторов, которые используют термины «межкультурная, интеркультурная [12-16], мультикультурная [9], кросс-культурная [17], компетентность», также в зарубежной научной литературе нет широкого употребления термина «поликультурное образовательное пространство», а существует определение «мультикультурное пространство (среда) [18]».
Понятие «этнокультурная компетентность студентов вуза» автор рассматривает как:
1. особое интегративное свойство личности, определяющее способность и готовность будущих выпускников к осуществлению этнокультурного общения в поликультурном пространстве (знание национальных, государственных языков и языков межнационального общения, умение реализовать такие качества общения для создания положительного настроя у коммуникантов, как толерантность, эмпатия, доброжелательность, сопереживание, патриотизм, уважение к различным национальным культурам, личностная ответственность) [19];
2. необходимую структурно-содержательную составляющую профессиональной подготовки будущего выпускника вуза к осуществлению этнокультурного взаимодействия со специалистами разных стран на профессиональном уровне в условиях международной интеграции и мобильности;
3. показатель персональной, индивидуально-личностной готовности к адаптации в поликультурной среде, (знание нормативно-правовых документов, культурных особенностей, обычаев и традиций других народов) [19].
Формирование и развитие этнокультурной компетенции во время обучения студентов происходит и в поликультурном пространстве вуза, в котором существуют различные этнические культуры. Несмотря на ограничения, вызванные ситуацией пандемии СОУШ-19 в мире, интернационализация высшего образования продолжает оставаться актуальной в онлайн формате взаимодействия между вузами.
Среди подходов, направленных на формирование этнокультурной компетентности студентов в поликультурной среде вуза важно выделить личностно-ориентированный, культурологический, проектный, междисциплинарный, синергетический, ценностно-ориентированный, проектный, информационно-технологический, системно-деятельностный.
Системно-деятельностный подход объединяет все названные подходы, направлен на обеспечение успешной деятельности выпускников, их самообразование и саморазвитие.
Культурологический подход способствует успешному принятию иной культуры.
Проектный подход имеет целью применение форм проектной работы в команде и индивидуально, помогает студенту реализовать свой творческий потенциал не только в образовательной деятельности, но и в общественной, спортивной, культурно-массовой работе.
Информационно-технологический подход способствует формированию информационной компетенции в процессе работы с компьютерными средствами, образовательными Интернет-платформами.
Синергетический подход имеет значение для личностного развития студента, определения его внутренней мотивации и индивидуальных предпочтений.
Ценностно-ориентированный подход направлен на становление ценностных ориентиров (нравственно-этических, моральных, социокультурных) в процессе развития этнокультурной личности студента.
Особо значимыми являются междисциплинарный и личностно ориентированный подходы.
Междисциплинарный подход позволяет целенаправленно формировать этнокультурную компетентность студента с учетом специфики всех изучаемых дисциплин образовательных уровней «бакалавриат-магистратура-аспирантура» и курса обучения. Важно включить технологию формирования и оценивания этнокультурной компетентности в учебно-методический комплекс (УМК), рабочую программу дисциплины.
Так, например, УМК дисциплины, может включать следующие компетенции, направленные на формирование этнокультурной компетентности в структуре компетентностной модели выпускника вуза (набор компетенций, в соответствии с ФГОС ВО, определяется вузом):
• УК (универсальная компетенция) — способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК 5);
• ОПК (общепрофессиональная компетенция) — способность осуществлять профессионально ориентированную деятельность с учетом межкультурных и этнокультурных особенностей; готовность к формированию «этнокультурной личности» [20] в поликультурном пространстве» и к позитивному отношению к культурным ценностям других народов;
• ПК (профессиональная компетенция) — осуществлять межкультурное профессионально ориентированное взаимодействие и сотрудничество по
направлению профильной специальности, соблюдая принципы толерантного общения и культурной эмпатии в поликультурной среде.
Личностно-ориентированный подход способствует поиску индивидуальных образовательных траекторий c целью снятия трудностей формирования этнокультурной компетентности студентов.
Система педагогических подходов в поликультурной среде вуза направлена на эффективное междисциплинарное формирование этнокультурной компетентности студентов, воспитание уважения к культуре и обычаям и традициям представителей других народов.
Эффективным инструментом формирования этнокультурной компетентности студентов является деятельность Центра этнокультурного развития личности, который может функционировать в онлайн, оффлайн форматах и в режиме смешанного обучения (blended learning) [4]. Работа Центра может включать в себя разработку курсов в режимах оффлайн (в аудитории) и онлайн (на основе образовательных платформ вуза (TEAMS, Skype, Zoom, Edmodo, Moodle и других.), планирование и организацию образовательных и воспитательных мероприятий: дискуссий круглого стола, презентаций, культурных и спортивных мероприятий. Студенты имеют возможность познакомиться с этнокультурой представителей разных народов, обычаями и традициями, бытом представителей разных стран, например, принимая участие в проектах «Мой край», «Моя страна», «Моя семья», «Мои хобби» и других.
Данная практика имеет хорошо разработанную методическую основу в зарубежных вузах: например, курс "Race and Ethnicity" (или "Culture, Race and Ethnicity"), имеющий междисциплинарную направленность, является обязательным для изучения для всех специальностей в университетах. Данные курсы имеют интенсивную онлайн поддержку: "Race and Ethnicity Hub5" содержит статьи, аудио и видеоматериалы, блог, обратную связь с целью помощи студентам.
Понятие «поликультурное пространство вуза» автор определяет как этнокультурное сообщество представителей различных национальностей, имеющих равноправные отношения в условиях образовательных учреждений с учетом специфики стандартов образования, принятых в образовательном учреждении, и осуществляющих этнокультурное взаимодействие на основе таких качеств общения, как толерантность, эмпатия, доброжелательность, сопереживание, патриотизм, личностная ответственность, осознание и принятие нормативно-правовых, образовательных, социально-политических норм, уважение к социокультурным и религиозным особенностям этнокультурной личности.
Педагогическая модель имеет значение для успешного формирование этнокультурной компетентности студентов в образовательной среде вуза [15; 21]. Модель формирования этнокультурной компетентности включает в себя следующие блоки: целевой (постановка цели, идея, задачи); содержательный (идея, задачи, функции, педагогические условия); методологический (подходы, факторы, принципы, педагогические условия); технологический (организационные формы, методы, средства, технологии) и оценочный (критерии и параметры оценивания, диагностика и мониторинг результатов).
Применение модели формирования этнокультурной компетентности, подходов, определение дефиниции понятий и значимых качеств этнокультурного общения, включение методики формирования данной компетентности, с учетом индивидуальных образовательных траекторий студентов, в УМК дисциплин, создание Центра этнокультурного развития личности
5 Race and Ethnicity Hub. — URL: https://www.open.edu/openlearn/race-and-ethnicity-hub?filter=date/grid/9363/all/all/all/all/all/all (дата обращения 16.12.2021).
поможет сделать процесс формирования и развития рассматриваемой компетентности более эффективным, стать частью профессиональной культуры будущего выпускника вуза.
Заключение
Актуальность формирования этнокультурной компетентности в поликультурной среде вуза определена положениями нормативно-правовых документов Российской Федерации, в которых подчеркивается важность усиления морально-нравственного потенциала будущих выпускников в эпоху академической и профессиональной мобильности.
Формирование и развитие этнокультурной компетентности имеет важное значение в системе подготовки специалистов. Формирование данной компетенции направлено не только на сохранение этнокультурных ценностей своего народа, но и принятие этнокультурных особенностей и традиций других людей, определение социокультурных приоритетов, этической и морально-нравственной позиции личности, развитие способности и готовности к осуществлению успешной кросс-культурной коммуникации с представителями различных народностей и культур.
Анализ теоретического материала по проблеме формирования этнокультурной компетентности студентов поможет снять трудности в процессе этнокультурного общения; мотивировать студентов к развитию таких качеств, как уважение к культуре, истории, быту и традициям других народов, патриотизм, доброжелательность, толерантность, сопереживание, эмпатия, открытость к принятию другой культуры; позволит будущим выпускникам применять данные качества в процессе профессиональной деятельности.
Целью создания Центра этнокультурного развития личности является снятие трудностей этнокультурного общения студентов, поиск индивидуальных траекторий развития этнокультурной личности и методики адаптации в поликультурном пространстве вуза.
Уточнение понятий «этнокультурная компетентность студентов», «поликультурное образовательное пространство вуза», «этнокультурное общение» способствует обогащению понятийно-категориального аппарата педагогики на современном этапе развития образовательного процесса.
Применения междисциплинарного и индивидуально-личностного подходов как значимых в процессе формирования и развития этнокультурной компетентности студентов позволит сделать процесс культурной социализации, нравственного саморазвития личности студентов более эффективным и осознанным, направленным на дальнейшее развитие этнокультурных ориентиров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Liu Y., Yin Y., Wu R. Measuring graduate students' global competence: Instrument development and an empirical study with a Chinese sample / Y. Liu, Y. Yin, R. Wu // Studies in Educational Evaluation. — 2020. — Т. 67. — С. 1-13. — URL https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0191491X20301632 (дата обращения 10.12.2021).
2. Mansilla, V.B., Jackson A. Educating for Global Competence: Preparing Our Youth to Engage the World / V.B. Mansilla, A. Jackson // Asia Society and Council of Chief State School Officers. — 2012 — С. 1-119. — URL: https://doi:10.13140/2.1.3845.1529 (дата обращения 11.12.2021).
3. Zhang Y., Zhao G., Zhou B. Does learning longer improve student achievement? Evidence from online education of graduating students in a high school during COVID-19 period / Y. Zhang, G. Zhao, B. Zhou // China Economic Review. — 2021. — Т. 70.
— 101691. — URL: https://doi.org/10.1016/j.chieco.2021.101691 (дата обращения 18.12.2021).
4. Finlay M.J., Tinnion D.J., Simpson T. A virtual versus blended learning approach to higher education during the COVID-19 pandemic: The experiences of a sport and exercise science student cohort / M.J. Finlay, D.J. Tinnion, T. Simpson // Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education. — 2022. — Т. 30. — 100363. — С. 1-10 — URL: https://doi.org/10.1016/jjhlste.2021.100363 (дата обращения 18.12.2021).
5. Deardorff D.K. Identification and assessment of intercultural competence as a student outcome of internationalization / D.K. Deardorff // Journal of Studies in International Education. — 2006. — Т. 10. — № 3. — С. 241-266. — URL: https://doi.org/10.1177/1028315306287002 (дата обращения 10.12.2021).
6. Анпилогова Л.В. Этнокультурное общение в системе образования XXI века / Л.В. Анпилогова // Вестник ОГУ. — 2000. — № 2. — С. 14-18. — URL: http://vestnik.osu.ru/doc/1033/article/1530/lang/0 (дата обращения 18.12.2021).
7. Изиева Б.А. Формирование этнокультурной компетентности у студентов вуза / Б.А. Изиева // Известия ДГПУ. — 2015. — № 3. С. 27-30. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-etnokulturnoy-kompetentnosti-u-studentov-vuza (дата обращения 20.12.2021).
8. Бабарыкина Н.В. Формирование и развитие этнокультурной компетентности студенческой молодёжи в учреждении высшего образования / Н.В. Бабарыкина // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — № 4(77). — С. 10-11. — URL: http://amnko.ru/index.php/download_file/view/805/82/ (дата обращения 20.12.2021).
9. Hladík J., Hrbácková K., Vávrová S. Individual Importance of Multicultural Competence in Relation to Components of Students' Self-regulated Learning / J. Hladík, K. Hrbácková, S. Vávrová // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2012. — Т. 69 — С. 341-349. — URL: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.11.419 (дата обращения 18.12.2021).
10. Goren H. Students in service of the state: Uncoupling student trips abroad and global competence / H. Goren // International Journal of Educational Development 2020. — Т. 77. — 102226. — URL: https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2020.102226 (дата обращения 18.12.2021).
11. Stefanenko T.G., Kupavskaya, A.S. Ethno-Cultural Competence as a Component of Competence in Communication / T.G. Stefanenko, A.S. Kupavskaya // Psychology in Russia: State of Art. — 2010. — Т. 3. — С. 550-564. — URL: https://https://doi.org/10.11621/pir.2010.0027 (дата обращения 18.12.2021).
12. Van der Zee K.I., Van Oudenhoven J.P. The multicultural personality questionnaire: Reliability and validity of self- and other ratings of multicultural effectiveness / K.I. Van der Zee, J.P. Van Oudenhoven // Journal of Research in Personality. — 2001
— Т. 35. -№ 3 — С. 278-288. — URL: https://doi.org/10.1006/jrpe.2001.2320 (дата обращения 18.12.2021).
13. Griffith R.L. et al. Assessing intercultural competence in higher education: Existing research and future directions / R.L Griffith. et al. // EST Research Report Series. — 2016. — Т. 2016. С. 1-44. — URL:
https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/ets2.12112 (дата обращения 10.12.2021).
14. Liu Y., Liu J., King B. Intercultural communicative competence: Hospitality industry and education perspectives / Y. Liu, J. Liu, B. King // Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education. — 2022. — Т. 30. — 100371. — URL: https://doi.org/10.1016/jjhlste.2022.100371 (дата обращения 10.12.2021).
15. Young T.J., Sachdev I. Intercultural communicative competence: Exploring English language teachers' beliefs and practices / T.J. Young, I. Sachdev // Language Awareness. — 2011. — Т. 20 — № 2. — С. 81-98. — URL: https://doi.org/10.1080/09658416.2010.540328 (дата обращения 18.12.2021).
16. Nadeem M.U. et al. A proposed model of intercultural communication competence (ICC) in Malaysian context / M.U. Nadeem et al // International Journal of Educational Research Review. — 2017. — Т. 2. — № 2. — С. 11-20. — URL: https://doi.org/10.24331/ijere.327470 (дата обращения 18.12.2021).
17. Hladik J. et al. Multicultural Competence of Helping Profession Students: Cross-cultural Comparison between Europe and Africa / J. Hladik et al. // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2016. — Т. 217. — С. 669-678. — URL: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.02.117 (дата обращения 15.12.2021).
18. Vasilyeva T.V. et al. Preserving Russian Cultural Identity of Learners in Multicultural Learning Environment / T.V. Vasilyeva et al. // Procedia. Social and Behavioral Sciences. — 2015. — Т. 215. — С. 32-37. — URL: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.570 (дата обращения 18.12.2021).
19. Андриенко, А.С., Арсалиев Ш.М.-Х. Реализация индивидуальных образовательных траекторий развития этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической среде вуза / А.С. Андриенко, Ш. М-Х. Арсалиев // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. — № 6. — С. 1-10. — URL: https://mir-nauki.com/133PDMN620.html (дата обращения 21.12.2021).
20. Арсалиев Ш.М-Х. Этнопедагогическая ситуация как основа этнопедагогического процесса / Ш.М-Х. Арсалиев // Экономические и гуманитарные исследования регионов 2019. — № 2. — С. 12-22. — URL: http://www.cegr.ru/index.htm (дата обращения 19.12.2021).
21. Ma$ L., and Suciu A.I. Curricular innovative model focused on developing pedagogical competences of teachers of Language and communication / L. Ma^a, A.I. Suciu // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2011. — Т. 12. — С. 274282. — URL: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.02.036 (дата обращения 20.12.2021).
Andrienko Anzhela Sergeevna
Southern Federal University
Institute of Management in Economic, Environmental and Social Systems, Taganrog, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8323-5152 RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=549618
The essence of the concept of "ethno-cultural competence" in the context of Higher School graduates training
Abstract. The article discusses the role of ethnocultural competence in the system of university students' training. The process of formation and development of ethnocultural competence of students, future graduates, is relevant especially in the era of national disagreements and interpersonal conflicts. The author presents an analysis of legal documents and theoretical sources on the problem of ethnocultural competence formation. The purpose of the study is to consider the structural and content essence of the concept of "ethnocultural competence of university students". to analyze scientific approaches, taking into account the specifics of online and offline learning modes, to effectively form ethnocultural competence in a modern multicultural educational environment. The author analyzes approaches to the formation and development of students' ethnocultural competence in conditions of intensive online learning: personality-oriented, cultural, project, synergistic, value-oriented, informative and technological, activity-oriented, interdisciplinary. Interdisciplinary and personality-oriented approaches are identified as significant for the formation of the ethnocultural competence of university students. It is proposed to create a Center for Ethnocultural Personality Development at a Higher School to cope with the difficulties of ethnocultural communication, develop individual educational students' trajectories and increase motivation to study the features of the history, culture, traditions, and customs of other peoples. The novelty of the study lies in the specification of the term "ethnocultural competence of Higher School students", the definition of the qualities of ethnocultural communication, including tolerance, empathy, goodwill, empathy, patriotism, respect for various national cultures, personal responsibility. In the structure of ethnocultural competence, individual competence is highlighted, which characterizes individual and moral qualities of a personal to have positive interaction with other cultures' representatives, to respect different national values, and norms of other peoples.
Keywords: Higher Education; ethnocultural competence; university multicultural environment; Center for Ethnocultural Personality Development; qualities of ethnocultural communication; interdisciplinary approach; individual educational trajectories; blended learning