Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВУЗА'

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТОВ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА ВУЗА / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КАЧЕСТВ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ / ОНЛАЙН-КУРС ПО ВЫБОРУ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ETHNOCULTURAL COMPETENCE / STUDENTS’ INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES / MULTIETHNIC ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY / LEVELS OF FORMATION OF ETHNOCULTURAL COMMUNICATION / ONLINE ELECTIVE COURSE / EDUCATIONAL INTERNET PLATFORMS / ETHNOCULTURAL PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриенко Анжела Сергеевна, Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич

В статье рассмотрена важность развития этнокультурной компетентности как значимой составляющей профессиональной подготовки студентов вуза. Современное поликультурное пространство высшей школы характеризуется новыми тенденциями этнокультурного развития в условиях академической мобильности студентов, поэтому актуален поиск новых образовательных траекторий формирования этнокультурной личности. Цель исследования - оценка эффективности реализации индивидуальных образовательных траекторий развития этнокультурной компетентности студентов на основе предложенного авторами онлайн-курса по выбору. В работе уточнены определения «этнокультурная компетентность студентов» и «поликультурная среда вуза», определены уровни сформированности этнокультурной компетентности студентов. Новизна исследования состоит в том, что эффективность развития этнокультурной компетентности проанализирована в процессе применения разработанного курса по выбору и сопровождения обучения студентов с использованием индивидуальных образовательных траекторий. Исследование проводилось со студентами первого курса Южного федерального университета. Авторами предложен образец составления карты индивидуального развития студента в процессе изучения онлайн-курса. На основе проведенных опросов, тестирований и анкетирования были определены уровни сформированности важных качеств этнокультурного общения с учетом мнения студентов. В исследовании также представлена значимая, на взгляд авторов, оценка студентами эффективности индивидуального сопровождения студента преподавателем. Реализация предложенной методики позволит усилить интерес студентов к формированию этнокультурной компетентности, мотивировать к изучению быта, традиций и обычаев других народов на основе толерантного, эмпатичного и уважительного отношения к другой культуре. Сделаны выводы об эффективности реализации индивидуальных образовательных траекторий развития этнокультурной компетентности студентов на основе тематически направленного цифрового курса, содержащего банк материалов и заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андриенко Анжела Сергеевна, Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF STUDENTS’ ETHNOCULTURAL COMPETENCE DEVELOPMENT IN THE MULTIETHNIC ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The article considers the importance of the ethnocultural competence development viewed as a significant component of students’ professional education. The modern multicultural space of higher education is characterized by new ways in ethnocultural competence development in the context of academic mobility. Therefore, the search for new educational trajectories for the formation of an ethnocultural personality is relevant. The purpose of the study is to enhance the effectiveness of the implementation of individual educational trajectories for students’ ethnocultural competence development based on the use of an online elective course. In the paper the definitions of the terms “students’ ethnocultural competence” and “multicultural environment of the university” are given, the levels of students’ ethnocultural competence formation are defined. The novelty of the research lies in the fact that the effectiveness of the development of ethnocultural competence is analyzed on the basis of the online course and taking into account trajectories of individual student development. The research was conducted with first-year students of Southern Federal University. A sample of the individual development map of student trajectories in the process of studying an online course is proposed. The levels of formation of significant qualities of ethnocultural communication were determined on the results of the conducted polls, tests, and questionnaires, taking into account the opinions of students. The study also analyzed students’ attitude towards the effectiveness of individual student support by a teacher. The implementation of the proposed methodology will enhance the interest of students towards the formation of ethnocultural competence; motivate them to study the traditions and customs of other peoples, and to form a tolerant, empathic, and respectful attitude to another culture. Conclusions are made about the effectiveness of the implementation of individual educational trajectories for the development of students’ ethnocultural competence based on a digital course containing a bank of necessary materials and assignments.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВУЗА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 133PDMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Андриенко А. С., Арсалиев Ш.М.-Х. Реализация индивидуальных образовательных траекторий развития этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической среде вуза // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/133PDMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Andrienko A.S., Arsaliev Sh.M.-Kh. (2020). Using individual educational trajectories of students' ethnocultural competence development in the multiethnic environment of the university. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/133PDMN620.pdf (in Russian)

УДК 37.017 ГРНТИ 14.35.07

Андриенко Анжела Сергеевна

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» Институт управления в экономических, экологических и социальных системах, Таганрог, Россия

Доцент кафедры «Иностранных языков» Кандидат педагогических наук E-mail: andrienkoang@sfedu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8323-5152 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=549618

Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», Грозный, Россия

Проректор по научной и международной деятельности Доктор педагогических наук, профессор E-mail: shavadiarsaliev@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6679-4312 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=262283

Реализация индивидуальных образовательных траекторий развития этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической среде вуза

Аннотация. В статье рассмотрена важность развития этнокультурной компетентности как значимой составляющей профессиональной подготовки студентов вуза. Современное поликультурное пространство высшей школы характеризуется новыми тенденциями этнокультурного развития в условиях академической мобильности студентов, поэтому актуален поиск новых образовательных траекторий формирования этнокультурной личности.

Цель исследования - оценка эффективности реализации индивидуальных образовательных траекторий развития этнокультурной компетентности студентов на основе предложенного авторами онлайн-курса по выбору.

В работе уточнены определения «этнокультурная компетентность студентов» и «поликультурная среда вуза», определены уровни сформированности этнокультурной компетентности студентов. Новизна исследования состоит в том, что эффективность развития этнокультурной компетентности проанализирована в процессе применения разработанного курса по выбору и сопровождения обучения студентов с использованием индивидуальных

https:// mir-nauki. com

образовательных траекторий. Исследование проводилось со студентами первого курса Южного федерального университета. Авторами предложен образец составления карты индивидуального развития студента в процессе изучения онлайн-курса.

На основе проведенных опросов, тестирований и анкетирования были определены уровни сформированности важных качеств этнокультурного общения с учетом мнения студентов. В исследовании также представлена значимая, на взгляд авторов, оценка студентами эффективности индивидуального сопровождения студента преподавателем.

Реализация предложенной методики позволит усилить интерес студентов к формированию этнокультурной компетентности, мотивировать к изучению быта, традиций и обычаев других народов на основе толерантного, эмпатичного и уважительного отношения к другой культуре. Сделаны выводы об эффективности реализации индивидуальных образовательных траекторий развития этнокультурной компетентности студентов на основе тематически направленного цифрового курса, содержащего банк материалов и заданий.

Ключевые слова: этнокультурная компетентность; индивидуальные образовательные траектории студентов; полиэтническая среда вуза; уровни сформированности качеств этнокультурного общения; онлайн-курс по выбору; образовательные Интернет-платформы; этнокультурная личность

Интенсивное развитие программ международного обмена актуализирует развитие этнокультурной компетентности студентов в поликультурном образовательном пространстве современного вуза.

На этапе развития межкультурных отношений в условиях глобализации [1] отсутствие языковых барьеров является важным, но не превалирующим принципом формирования этнокультурной компетентности студентов. Значимыми являются такие качества этнокультурной личности, как принятие культурных особенностей, поведенческих стереотипов и уважение к образу жизни других людей.

Теоретическую основу исследования составили работы ряда ученых по формированию этнокультурной концепции: анализирующих проблемы развития этнопедагогики (Ш.М.-Х. Арсалиев, В.И. Писаренко, Е.Л. Христова, З.Б. Цаллагова и др.), формирования этнокультурной компетентности (Н.Г. Арзамацева, Т.В. Поштарева, С.Н. Федорова и др.), воспитания этнокультурной личности (Н.Д. Никандров, В.И. Писаренко, П.В. Сысоев, Шукшунов и др.), проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов (И.А. Зимняя, И.С. Кон, В.Д. Шадриков, И.О. Якиманская, A.B. Хуторской, Е.В. Гончарова и Р.М. Чумичева).

Понятие «полиэтническая образовательная среда» авторы рассматривают как этнокультурное сообщество представителей различных национальностей, имеющих равноправные отношения в условиях образовательных учреждений; соблюдающих принципы этнокультурного взаимодействия на основе толерантности, эмпатии, патриотизма; уважающих нормативно-правовые, образовательные, социально-политические, этнические, социокультурные и межкультурные особенности общения в многонациональном государстве с учетом специфики нормативно-правовой базы и стандартов образования [2].

Понятие «этнокультурная компетентность студентов вуза» авторы понимают как особое интегративное свойство личности, определяющее:

Введение

• степень ее способности к осуществлению этнокультурного взаимодействия в поликультурном пространстве;

• необходимую структурно-содержательную составляющую профессиональной подготовки будущего выпускника вуза;

• показатель компетентностной и персональной готовности студента к успешной профессионально ориентированной деятельности в условиях международной интеграции и мобильности [2].

Цель исследования - оценка эффективности реализации индивидуальных образовательных траекторий развития этнокультурной компетентности студентов на основе использования онлайн-курса по выбору.

В полиэтнической среде вуза реализация индивидуальных образовательных траекторий развития [3-6], включая формирование этнокультурной компетентности студентов, имеет большое значение для всестороннего раскрытия индивидуальных качеств [7-8], снятия трудностей в процессе осуществления этнокультурного общения [9-10].

Разработка онлайн-курсов и дисциплин по выбору, направленных на индивидуально-личностное развитие и совершенствование этнокультурной компетентности студентов, рассматриваемой в качестве одного из значимых компонентов профессиональной подготовки будущих выпускников в высших учебных заведениях, позволит усилить систему междисциплинарного планирования личностных траекторий студентов, найти новые формы учебно-воспитательного сопровождения их деятельности.

Методика исследования

Исследование проводилось в группах первого курса Южного федерального университета, в эксперименте приняли участие 120 студентов разных специальностей технического и гуманитарного профиля обучения.

Онлайн-курс был предложен в качестве курса по выбору в образовательном процессе изучения обязательных дисциплин «Иностранный язык» и «Русский язык для иностранцев» и включал в себя следующие тематические блоки, имеющие содержательное сопряжение с учебными пособиями, которые были использованы как основные для обучения студентов, согласно утвержденным учебным планам и рабочим программам дисциплин: «Знакомство», «Моя семья», «Мой родной город», «Социально-культурные традиции и обычаи, история и праздники моего народа и народов других стран», «Семейные традиции», «Мои хобби и увлечения», «Особенности системы образования в России и за рубежом», «Мой любимый писатель, фильм, спектакль», «Мои друзья», «Моя будущая профессия», «Я - студент университета», «Биография выдающихся людей моего народа: ученых, писателей, актеров, спортсменов, защитников Отечества, патриотов». В рамках обозначенной проблематики были предложены следующие формы проведения учебно-воспитательных мероприятий: заседания круглого стола, онлайн викторины, лекции, практикумы, семинары, конкурсы чтецов, концерты народного творчества, дискуссии, дебаты, тренинги.

Содержательное наполнение курса основывалось на следующих принципах: учет особенностей развития мирового пространства, тенденций глобализации и интернационализации, активизации этнокультурного общения между коммуникантами, использования новых информационных технологий обучения, возрастной специфики обучаемых, междисциплинарности. Средствами онлайн-курса на основе базовых образовательных дисциплин формируется этнокультурная личность студента в полиэтническом образовательном пространстве вуза. Междисциплинарная направленность

этнокультурного образования студентов позволяет осуществлять процесс формирования этнокультурной компетентности средствами разных дисциплин, особенно гуманитарного блока. Разработка индивидуальных образовательных траекторий студентов на основе разработанного курса для успешного формирования этнокультурной компетентности должна включать такие составляющие как цель, содержание, технологию обучения и контроля в соответствии с разработанной программой онлайн-курса по выбору, определенные в соответствии с образовательными стандартами вуза. Совокупность составляющих блоков курса - методологического, целевого, содержательного, технологического - может оказать положительное влияние на создание этнического онлайн сообщества студентов.

Методологический блок включает в себя: подходы, направленные на формирование этнокультурной компетентности студентов (системно-деятельностный, личностно-ориентированный, культурологический, аксиологический, междисциплинарный, синергетический, ценностно-ориентированный, проектный, информационно-

технологический); факторы, обеспечивающие развитие этнокультурной компетентности студентов в поликультурном пространстве вуза в условиях онлайн обучения: информационная онлайн среда вуза (обучающие интернет-платформы TEAMS, Moodle, Zoom, Skype); педагогические условия (нормативно-целевые, научно-методические, организационно-управленческие, образовательно-технологические, психолого-воспитательные).

Целевой блок состоит из следующих компонентов: идея (создать этнокультурной образовательной среды в поликультурном пространстве вуза); цель (развитие этнокультурной компетентности в поликультурной среде вуза средствами смешенного оффлайн и онлайн обучения (на основе образовательных Интернет-платформ); задачи: осуществлять межкультурную коммуникацию с представителями разных стран, проявляя уважение к этнической принадлежности, способствовать социокультурной адаптации и сохранению национальной идентичности, развивать этническую толерантность и эмпатию.

Содержательный блок включает содержательное наполнение процесса развития этнокультурной компетентности как значимой составляющей профессиональной подготовки студентов вуза (тематический подбор материала, раскрывающего особенности чужой культуры: различные ситуации этнокультурного общения, мировоззренческие установки и идеалы, традиции, обычаи, морально-нравственные ценности), учет междисциплинарного сопряжения изучаемых предметов и совокупности источников этнокультурной информации.

Технологический блок направлен на развитие этнокультурной компетентности студентов в поликультурном пространстве вуза, состоит из системы организационных форм: деятельность на занятии и во внеурочное время, повседневная совместная академическая активность посредством общения, методы, средства, контрольно-диагностические материалы, технологии развития и определения уровня сформированности этнокультурной компетентности студентов вуза.

В процессе подготовки онлайн-курса по выбору «Я - человек глобального мира» был использован опыт и учебно-методические материалы проблемной научно-исследовательской лаборатории «Этнопедагогика» Чеченского государственного университета. Для успешного развития этнокультурной компетентности на основе опросов и анкетирования был разработан макет плана по реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов экспериментальной группы, включающий карту индивидуального развития студента. Данная карта прохождения онлайн-курса по развитию этнокультурной компетентности составлялась с учетом личностно ориентированного подхода к каждому студенту и включала ФИО студента, индекс его студенческой группы, мини-анкету, содержащую такие вопросы, как «почему Вы выбрали данный курс, Ваша страна рождения, родной город, испытываете ли Вы трудности и какие в процессе этнокультурного общения, как Вы определяете этнокультурную

компетентность, какие качества, на Ваш взгляд, необходимы в процессе формирования этнокультурной компетентности, какие мероприятия хотели бы провести, чтобы Вы могли узнать больше об обычаях, традициях и культуре своего народа и других народов, какие морально-нравственные качества и семейные ценности, на Ваш взгляд, являются значимыми, какие у Вас возникли трудности в процессе формирования этнокультурного общения. рекомендации по снятию трудностей этнокультурного общения.

Были выделены три уровня (высокий, средний и низкий) сформированности этнокультурной компетентности студентов:

• высокий уровень - студент обладает достаточным уровнем сформированности таких основных понятий и качеств этнокультурного общения, как эмпатия, толерантность, ассертивность, трансперсональность, доброжелательность, уважительное отношение к быту, обычаям, традициям других народов, способен к творческому осуществлению процесса этнокультурного общения, готов находить и анализировать информацию о жизни других народов, обладает самостоятельностью суждений, способен осуществить самооценку своего поведения в поликультурном пространстве;

• средний уровень - студент имеет хорошие, но недостаточный уровень сформированности качеств этнокультурного общения таких, как эмпатия, толерантность, ассертивность, трансперсональность, доброжелательность, уважительное отношение к быту, обычаям, традициям других народов, не способен отстаивать свои суждения и позицию в полной мере самостоятельно, не в достаточной степени мотивирован к изучению обычаев и традиций других народов, к расширению своего кругозора и получения знаний в данной области;

• низкий уровень - студент не обладает уровнем сформированности качеств этнокультурного общения таких, как эмпатия, толерантность, ассертивность, трансперсональность, доброжелательность, уважительное отношение к быту, обычаям, традициям других народов, не мотивирован к осуществлению этнокультурного общения с позиций доброжелательности, сопереживания и открытости, не готов к получению знаний о жизни, традициях, достоянию и культуре других народов, не готов к осуществлению положительного поведенческого настроя в общении.

Апробация онлайн-курса по выбору осуществлялось на образовательной на платформе TEAMS.

Результаты проведенного исследования и их обсуждение

Полученные результаты исследования в форме опросов, анкетирования, и тестирования позволяют оценить уровень сформированности этнокультурной компетентности студентов в поликультурной среде университета с учетом индивидуальных траекторий развития. Показатели уровней сформированности этнокультурной компетентности студентов приедены в табл. 1.

До проведения эксперимента студенты контрольной и экспериментальной групп имели почти одинаковые результаты: 56 % в контрольной группе и 54 % в экспериментальной. Студенты экспериментальной группы, формирование этнокультурной компетентности которых проходило на основе использования разработанного авторами онлайн-курса «Я - человек глобального мира» показали самые высокие результаты - 47 %. Уровень развития этнокультурной компетентности среди студентов контрольной группы ниже.

Таблица 1

Показатели уровней сформированности этнокультурной компетентности студентов

Уровень сформированности Показатели в начале эксперимента Показатели в конце эксперимента

этнокультурной контрольная экспериментальная контрольная экспериментальная

компетентности группа группа группа группа

Низкий уровень 56 54 41 12

Средний уровень 38 39 43 31

Высокий уровень 6 7 16 57

Составлено авторами

Более высокие результаты, которые были достигнуты студентами экспериментальной группы, позволяют утверждать, что использование онлайн-курса усилило процесс сформированности этнокультурной компетентности и предположить, что использование данного курса является эффективным.

Количество студентов, указавших значимые, по их мнению, качества этнокультурного общения (в % от общего числа опрошенных, 70 человек)

КГ до эксперимента

КГ после эксперимента

ЭГ до эксперимента

ЭГ после эксперимента

Jтолеранстность сопереживание ассертизм

эмпатия

уважение

открытость

патриотизм

трансперсональность

доброжелательность

Рисунок 1. Мнение студентов о значимых качествах в процессе этнокультурного общения (составлено авторами)

Большое внимание в процессе проведения исследования было уделено формированию следующих, значимых, по мнению авторов, качеств этнокультурного общения: толерантность, сопереживание, ассертизм, эмпатия, уважение, открытость, патриотизм, трансперсональность, доброжелательность. Были проведены анкетирование и опрос студентов для определения их мнения о том, какие качества они считают важными в процессе осуществления этнокультурного общения (рис. 1).

Высокие показатели по значимости до эксперимента имело такое качество как «патриотизм»: в контрольной группе - 30 %, в экспериментальной группе - 28 %. После эксперимента в контрольной группе 25 % выбрали чувство патриотизма как важное качество общения, в экспериментальной группе - 11 %, так как превалирующими качествами у студентов экспериментальной группе после эксперимента стали такие качества, как «доброжелательность» - 20 %, «уважение» - 18 %. Данные качества («доброжелательность» и «уважение») также достаточно имеют высокую степень оценки и в контрольной группе: «доброжелательность» до эксперимента - 11 %, после проведения эксперимента - 16 %; «уважение» до эксперимента - 8 %, после проведения эксперимента - 12 %.

Высокое мнение после эксперимента студенты отдают таким чувствам, как «сопереживание» и «ассертизм». Данные показатели в контрольной и экспериментальной группах достигнуты в результате индивидуального сопровождения студентов с учетом индивидуальных траекторий их развития. Но показатели в экспериментальной группе выше, что свидетельствует об эффективности учебно-методического сопровождения на основе применения разработанного онлайн-курса «Я - человек глобального мира».

Особое внимание было уделено анализу мнения студентов об успешности процесса формирования указанных личностных качеств этнокультурного общения в процессе проведения эксперимента.

Мнение студентов контрольной и экспериментальной групп об уровне сформированности качеств этнокультурного общения в процессе проведения эксперимента приведены в табл. 2.

Таблица 2

Мнение студентов об уровне сформированности качеств этнокультурного общения в процессе проведения эксперимента

Показатели в начале эксперимента Показатели в конце эксперимента

Уровень качеств общения контрольная экспериментальная контрольная экспериментальная

группа группа группа группа

сформированы на низком уровне 34 38 15 8

сформированы на среднем уровне 45 43 37 17

значительно сформированы 21 19 48 75

Составлено авторами

По окончанию эксперимента 75 % студентов считают, что качества общения у них значительно сформированы.

Формирование данных качеств сопровождалось анализом эффективности развития индивидуальных образовательных траекторий студентов (табл. 3). Результаты проведенного исследования показали, что при индивидуальном сопровождении студентов по спланированным и реализованным в учебно-воспитательном процессе траекториям развития, наличие онлайн-курса, направленного на формирование этнокультурной компетентности студентов, имеет большое значение. Цифровой формат разработанного авторами онлайн-курса является особенно актуальным в условиях интенсивного дистанционного обучения, позволяет создать виртуальный банк заданий к курсу, загрузить сопроводительные материалы, используя

образовательные Интернет-платформы, выбранные вузом для обучения студентов. Например, в Южном федеральном университете такой образовательной средой является платформа TEAMS компании Microsoft. Использование данной образовательной платформы позволяет принимать участие в создании и корректировке образовательных траекторий, делиться дополнительными аудио и видео материалами с участниками группы, участвовать в опросах, анкетировании, тестировании, выражать свое мнение, работать в режиме онлайн, осуществляя взаимодействие и обратную связь со студентами и преподавателями.

Таблица 3

Мнение студентов об эффективности индивидуального сопровождения студента преподавателем

Показатели в начале эксперимента Показатели в конце эксперимента

контрольная экспериментальная контрольная экспериментальная

группа группа группа группа

низкий 65 64 18 4

средний 23 25 20 15

высокий 12 11 62 81

Составлено авторами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опрос студентов по окончанию курса показал, что обучаемые имеют высокое мнение о темах и содержании курса: например, предлагаемые тесты и анкетирование по проблеме «Качества этнокультурного общения» помогли изучить терминологический аппарат понятий, представленные проблемные ситуации были полезны в процессе моделирования собственного речевого поведения, направленного на развитие этнокультурной компетентности. Большую популярность среди студентов и их одобрение получили творческие обсуждения круглого стола после пройденных тематических разделов курса, позволяющие студентам проявить свою творческую индивидуальность, представляя материал о своей стране и народе. Выполняемые индивидуальные творческие задания и проекты по изучаемым проблемам курса мотивируют студентов к познанию других народов на основе уважения к их культуре, формируют умение работать в коллективе, развивают креативное мышление в процессе индивидуальной и групповой работы как в онлайн-классе, так и после занятий.

Говоря о чистоте эксперимента, необходимо отметить, что изучение курса «Я - человек глобального мира» проводилось в процессе интенсивного онлайн обучения студентов в течение изоляции, вызванной пандемией COVID-19 с использованием образовательных Интернет-платформ таких, как TEAMS, Skype, Zoom, Moodle. Данный курс по выбору был предложен студентам экспериментальной группы, но некоторые студенты контрольной группы, особенно проживающие в общежитиях, также имели возможность ознакомиться с цифровым контентом курса.

Заключение

В результате проведенного исследования по формированию этнокультурной компетентности студентов с учетом реализации индивидуальных образовательных траекторий в процессе изучения онлайн-курса «Я - человек глобального мира» по выбору были получены данные на основе опросов, анкетирования и тестирований, подтверждающие эффективность использования разработанного курса. Тематический материал курса способствовал развитию таких качеств личного общения студентов, как доброжелательность, уважение, ассертизм, толерантность, сопереживание, эмпатия, открытость, патриотизм, трансперсональность.

Процесс изучения этнических и культурно-исторических особенностей своего народа и представителей других народов на основе онлайн-курса способствовали осуществлению

сотрудничества с представителями других народов на основе уважения, доброжелательности, сопереживания, толерантности и ассертизма.

В обеих группах, контрольной и экспериментальной, осуществлялось сопровождение студентов по разработанным индивидуальным траекториям, которое оказало положительное влияние на формирование этнокультурной компетентности студентов на основе онлайн-курса. В экспериментальной группе, которая проходила обучение на основе разработанного онлайн курса, уровень сформированности этнокультурной компетентности выше. В процессе изучения онлайн курса студенты проявили интерес к созданию творческих заданий, процесс подготовки к которым развивал творческое мышление студентов, формировал навыки работать в команде, развивал качества этнокультурного общения.

В дальнейшем авторы считают интересным рассмотрение критериев и параметров оценивания этнокультурной компетентности студентов вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тахохов, Б. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в контексте глобализации / Б. Тахохов // Science for Education Today. - 2019. - Т. 9.

- № 4, С. 73-92. 10.15293/2658-6762.1904.05.

2. Арсалиев, Ш.М.-Х., Андриенко, А.С. Система педагогических условий формирования этнокультурной компетентности в поликультурном образовательном пространстве высшей школы / Ш.М.-Х. Арсалиев, А.С. Андриенко // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование.

- 2019. - № 3(36). - С. 31-39.

3. Гончарова, Е.В., Чумичева, Р.М. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров / Е.В. Гончарова, Р.М. Чумичева // Вестн. НГГУ.

- 2012. - № 2. - С. 3-11.

4. Arsaliev, Shavadi. (2019). Personality Formation And Development In Ethno Cultural Proces. pp. 133-142. 10.15405/epsbs.2019.12.04.19.

5. Писаренко, В.И. Индивидуализация, дифференциация и интеграция в инновационном обучении / В.И. Писаренко // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. - 2006. - №2. - С. 99-106.

6. Mitsel, A. and Cherniaeva, N. (2015). Methods for control over learning individual trajectory. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 91. 012069. 10.1088/1757-899X/91/1/012069, pp. 1-7.

7. Н.В. Хохлова, Л.Д. Старикова. Формирование индивидуальных образовательных траекторий студентов средствами элективного контента Ярославский педагогический вестник - 2018 - № 4. - С. 73-79. DOI 10.24411/1813-145X-2018-10106.

8. Байбородова, Л.В. Индивидуализация образовательного процесса / Л.В. Байбородова // Психолого-педагогические проблемы развития современного школьника; отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2016. - С. 21-33.

9. Vasilyeva, Elmira & Sinagatullin, Ilgiz. (2018). Regional and ethnocultural specifics for developing intercultural and lingua-cultural competences: the pedagogical strategy. SHS Web of Conferences. pp. 1-4, 50. 01222. 10.1051/shsconf/20185001222.

10. Мириманова, М.С. Толерантность как проблема воспитания / М.С. Мириманова // Развитие личности. - 2012. - № 2. - С. 104-116.

Andrienko Anzhela Sergeevna

Southern federal university

Institute of management in economic, environmental and social systems, Taganrog, Russia

E-mail: andrienkoang@sfedu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8323-5152 PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=549618

Arsaliev Shavadi Madov-Khazhievich

Chechen state pedagogical university, Groznyi, Russia E-mail: shavadiarsaliev@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6679-4312 PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=262283

Using individual educational trajectories of students' ethnocultural competence development in the multiethnic environment of the university

Abstract. The article considers the importance of the ethnocultural competence development viewed as a significant component of students' professional education. The modern multicultural space of higher education is characterized by new ways in ethnocultural competence development in the context of academic mobility. Therefore, the search for new educational trajectories for the formation of an ethnocultural personality is relevant.

The purpose of the study is to enhance the effectiveness of the implementation of individual educational trajectories for students' ethnocultural competence development based on the use of an online elective course.

In the paper the definitions of the terms "students' ethnocultural competence" and "multicultural environment of the university" are given, the levels of students' ethnocultural competence formation are defined. The novelty of the research lies in the fact that the effectiveness of the development of ethnocultural competence is analyzed on the basis of the online course and taking into account trajectories of individual student development. The research was conducted with first-year students of Southern Federal University. A sample of the individual development map of student trajectories in the process of studying an online course is proposed.

The levels of formation of significant qualities of ethnocultural communication were determined on the results of the conducted polls, tests, and questionnaires, taking into account the opinions of students. The study also analyzed students' attitude towards the effectiveness of individual student support by a teacher. The implementation of the proposed methodology will enhance the interest of students towards the formation of ethnocultural competence; motivate them to study the traditions and customs of other peoples, and to form a tolerant, empathic, and respectful attitude to another culture. Conclusions are made about the effectiveness of the implementation of individual educational trajectories for the development of students' ethnocultural competence based on a digital course containing a bank of necessary materials and assignments.

Keywords: ethnocultural competence; students' individual educational trajectories; multiethnic environment of the university; levels of formation of ethnocultural communication; online elective course; educational Internet platforms; ethnocultural personality

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.