Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТНОС / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДНОСТИ ПРИАМУРЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаченко Наталья Александровна, Букатова Виктория Викторовна

В статье рассматривается формирование этнокультурной компетенции у студентов художественных направлений Педагогического института Тихоокеанского государственного университета. Развитие этнокультурной компетенции повышает уровень подготовки будущих специалистов. Рассматривается поэтапное формирование этнокультурной компетенции у студентов художественных направлений. На теоретическом этапе формируется ценностное отношения к этнокультуре и к своей этнической принадлежности. На втором этапе формирования этнокомпетентности осуществляется практическая деятельность. Третий этап предполагает включение этнокультурной тематики в содержание учебных дисциплин. В статье говорится о формировании этнокультурной компетенции через приобщение студентов к традиционной культуре коренных малочисленных народностей Приамурья. Рассматривается список дисциплин, которые реализуются на факультете искусств, рекламы и дизайна Тихоокеанского государственного университета, где студенты соприкасаются с культурой коренных малочисленных народов Хабаровского края. Приводятся примеры творческих и образовательных мероприятий, где студенты имеют возможность для углубленного процесса изучения этнокультуры региона. В данных мероприятиях учащиеся могут проявить себя как будущие художники, мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры и педагоги. Рассказывается о национальном нанайском селе Сикачи-Алян. Данное село известно наскальными изображениями, оставленные древними мастерами эпохи неолита. Самые известные являются петроглифы на базальтовых глыбах вдоль берега реки Амур. Представлены примеры, как выпускники факультета в своей педагогической деятельности приобщают своих учеников к традиционной культуре Дальнего Востока. Авторами приводятся данные результатов анкетирования для выявления заинтересованности молодежи в изучении этнокультурного компонента образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казаченко Наталья Александровна, Букатова Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE IN ART STUDENTS

The article deals with the formation of ethno-cultural competence among students of artistic directions of the Pedagogical Institute of the Pacific National University. The development of ethno-cultural competence increases the level of training of future specialists. The stage-by-stage formation of ethno-cultural competence among students of artistic directions is considered. At the theoretical stage, a value attitude to ethnoculture and to one's ethnicity is formed. At the second stage of the formation of ethnocompetence, practical activities are carried out. The third stage involves the inclusion of ethno-cultural topics in the content of academic disciplines. The article deals with the formation of ethno-cultural competence through the familiarization of students with the traditional culture of the indigenous peoples of the Amur region. The list of disciplines that are implemented at the Faculty of Arts, Advertising and Design of the Pacific National University is considered, where students come into contact with the culture of the indigenous peoples of the Khabarovsk region. Examples of creative and educational activities are given, where students have the opportunity for an in-depth study of the ethnic culture of the region. In these events, students can prove themselves as future artists, masters of arts and crafts, designers and teachers. It tells about the national Nanai village Sikachi-Alyan. This village is famous for the rock carvings left by the ancient Neolithic masters. The most famous are petroglyphs on basalt blocks along the banks of the Amur River. Examples are presented of how graduates of the faculty in their teaching activities introduce their students to the traditional culture of the Far East. The authors provide data on the results of a survey to identify the interest of young people in studying the ethno-cultural component of educational programs.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ»

преподавания иностранного языка (Боброва Н.Е., Вдовина Е.К., Клец Т.Е. и др.) позволил выделить наряду с классическими подходами в обучении иностранному языку ряд инновационных подходов, таких как профессионально-ориентированное обучение и интегрированное предметно-языковое обучение, которые на наш взгляд, могут обуславливать эффективность формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции у студентов. Внедрение вышеперечисленных подходов в отечественную педагогику обусловлено такими образовательными потребностями как роль профессионального высокоуровневого образования в современном обществе, интенсификация процесса овладения профессиональными дисциплинами и подготовка к профессиональной деятельности в условиях современного развития общества. Сопоставительный анализ данных подходов позволяет сделать вывод об определенных преимуществах их использования в процессе обучения иностранным языкам: интегрируемость предметного и языкового содержания обучения, их тесная взаимосвязь; использование содержания профессиональных дисциплин в качестве средства овладения иностранным языком; развитие когнитивной/познавательной/мыслительной сфер деятельности студентов; развитие коммуникативной/речевой деятельности обучаемых. На основе теоретического обзора данных подходов и результатов эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы: используя конкретные подходы к обучению иностранным языкам, основными условиями для формирования и развития иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции должны являться интеграция предметно-языкового обучения, разработка учебного курса иностранного языка в соответствии с предметами профессионального цикла, использование иностранного языка как средства формирования профессиональных знаний, навыков и умений, определение конкретно-прикладных дидактических задач, направленных на эффективное использование данных технологий обучения, развитие динамической системы мотивации студентов к учебной и профессиональной деятельности, рефлексивное взаимодействие преподавателя и студента в качестве эффективной среды формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции.

Выводы. Из всего вышеизложенного в научной статье, можно сделать вывод о том, что формирование и развитие иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции будущих инженеров способствует развитию ряда важных навыков: навыков речевой деятельности в сфере профессионального общения, навыков перевода литературы профессионально-ориентированной направленности, является одним из ключевых условий аутентичного коммуникативного поведения в рамках реального иноязычного профессионального общения, способствует достижению взаимопонимания в условиях иноязычной профессиональной действительности. Осознанное освоение профессионально-значимой информации посредством иностранного языка; овладение иностранным языком в соответствии с профессиональным циклом дисциплин; ориентированность на основные цели и задачи обучаемых на основе каркаса инженерной деятельности в современных условиях; гармоничное развитие когнитивной и коммуникативной сфер обучаемых, повышение мотивации к изучению иностранного языка являются необходимыми условиями, определяющими эффективность формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции. Методика обучения иностранному языку должна быть направлена на формирование высокого уровня владения иностранным языком студентами с целью реализации их профессиональных потребностей и решения различных коммуникативных задач. Таким образом, содержание обучения иностранному языку студентов должно быть направлено на эффективную профессиональную самореализацию, обусловленную формированием и развитием целого комплекса компетенций, включая иноязычную профессионально-коммуникативную компетенцию. Специфика структурных компонентов иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции должна детерминировать содержание иноязычного образования в высшем учебном заведении и определять основополагающие принципы обучения иностранному языку.

Литература:

1. Аитов, В.Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов: на примере неязыковых факультетов педагогических вузов: автореферат дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Аитов Валерий Факильевич. - СПб., 2007. - 48 с.

2. Балыхина, Т.М. Содержание и структура профессиональной компетенции филолога: диссертация ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Балыхина Татьяна Михайловна. - Москва, 2000. - 474 с.

3. Вятютнев, М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах / М.Н. Вятютнев // Русский язык за рубежом. - Москва, 1977. - № 6. - 38 с.

4. Кручинина, Г.А., Патяева Н.В. Формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерно-строительных специальностей в контекстном обучении / Г.А. Кручинина, Н.В. Патяева. - Н. Новгород: НГАСУ, 2008. - 196 с.

5. Сафонова, В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: автореферат дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Сафонова Виктория Викторовна. - М., 1993. - 47 с.

6. Bachman, L. Fundamental Considerations in Language Testing / L. Bachman. - Oxford: Oxford University Press, 1990. - 408 p.

7. Savignon, S.J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice (2nd) / S.J. Savignon. - USA: Mc Graw-Hill, 1997. - 206 p.

Педагогика

УДК 371.322

старший преподаватель Казаченко Наталья Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск); старший преподаватель Букатова Виктория Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

НАПРАВЛЕНИЙ

Аннотация. В статье рассматривается формирование этнокультурной компетенции у студентов художественных направлений Педагогического института Тихоокеанского государственного университета. Развитие этнокультурной компетенции повышает уровень подготовки будущих специалистов. Рассматривается поэтапное формирование этнокультурной компетенции у студентов художественных направлений. На теоретическом этапе формируется ценностное отношения к этнокультуре и к своей этнической принадлежности. На втором этапе формирования этнокомпетентности осуществляется практическая деятельность. Третий этап предполагает включение этнокультурной тематики в содержание

учебных дисциплин. В статье говорится о формировании этнокультурной компетенции через приобщение студентов к традиционной культуре коренных малочисленных народностей Приамурья. Рассматривается список дисциплин, которые реализуются на факультете искусств, рекламы и дизайна Тихоокеанского государственного университета, где студенты соприкасаются с культурой коренных малочисленных народов Хабаровского края. Приводятся примеры творческих и образовательных мероприятий, где студенты имеют возможность для углубленного процесса изучения этнокультуры региона. В данных мероприятиях учащиеся могут проявить себя как будущие художники, мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры и педагоги. Рассказывается о национальном нанайском селе Сикачи-Алян. Данное село известно наскальными изображениями, оставленные древними мастерами эпохи неолита. Самые известные являются петроглифы на базальтовых глыбах вдоль берега реки Амур. Представлены примеры, как выпускники факультета в своей педагогической деятельности приобщают своих учеников к традиционной культуре Дальнего Востока. Авторами приводятся данные результатов анкетирования для выявления заинтересованности молодежи в изучении этнокультурного компонента образовательных программ.

Ключевые слова: студенты художественных направлений, этнокультурная компетентность, этнос, традиционная культура, коренные малочисленные народности Приамурья.

Annоtation. The article deals with the formation of ethno-cultural competence among students of artistic directions of the Pedagogical Institute of the Pacific National University. The development of ethno-cultural competence increases the level of training of future specialists. The stage-by-stage formation of ethno-cultural competence among students of artistic directions is considered. At the theoretical stage, a value attitude to ethnoculture and to one's ethnicity is formed. At the second stage of the formation of ethnocompetence, practical activities are carried out. The third stage involves the inclusion of ethno-cultural topics in the content of academic disciplines. The article deals with the formation of ethno-cultural competence through the familiarization of students with the traditional culture of the indigenous peoples of the Amur region. The list of disciplines that are implemented at the Faculty of Arts, Advertising and Design of the Pacific National University is considered, where students come into contact with the culture of the indigenous peoples of the Khabarovsk region. Examples of creative and educational activities are given, where students have the opportunity for an in-depth study of the ethnic culture of the region. In these events, students can prove themselves as future artists, masters of arts and crafts, designers and teachers. It tells about the national Nanai village Sikachi-Alyan. This village is famous for the rock carvings left by the ancient Neolithic masters. The most famous are petroglyphs on basalt blocks along the banks of the Amur River. Examples are presented of how graduates of the faculty in their teaching activities introduce their students to the traditional culture of the Far East. The authors provide data on the results of a survey to identify the interest of young people in studying the ethno-cultural component of educational programs.

Key words: art students, ethno-cultural competence, etnos, traditional culture, indigenous peoples of the Amur region.

Введение. Российская Федерация многонациональная страна, уникальна не только своими богатейшими природными ресурсами, но и разнообразием этнических культур. Хабаровский край - один из крупнейших многонациональных и поликонфессиональных субъектов Российской Федерации. Согласно итогам «Всероссийской переписи населения» 2010 года в крае проживали представители 145 национальностей, в том числе восьми национальностей из числа коренных малочисленных народов Севера. Стабильность и безопасность в регионе зависят и от состояния межнациональных отношений, в основе которых лежат простые принципы: учитывать то общее, что есть в культуре и традициях разных народов, при этом поддерживая их идентичность.

Изложение основного материала статьи. Основной акцент в политике межнациональных отношений делается на подрастающее поколение и молодежь. Следуя Концепции развития художественного образования в Российской Федерации образовательные программы по предметам искусства должны быть основаны на мультикультурном подходе, включающем широкий диапазон стилей и национальных традиций, но с опорой на отечественную, региональную культуру [41.

В условиях современной цивилизации важно уметь совмещать инновации и традиции, понимая процессы взаимодействия в мире этнокультурных ценностей. В связи с этим необходимо сформировать у студентов художественных направлений этнокультурную компетентность, которая поможет им в дальнейшей профессиональной деятельности. Студенты, обучающиеся на факультете искусств, рекламы и дизайна Тихоокеанского государственного университета, в особенности, по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): Изобразительное искусство. Технология», «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): Изобразительное искусство. Дополнительное образование» и «Педагогическое образование. Дополнительное образование в предметной области Технология», после выпуска будут иметь возможность преподавать в учреждениях дополнительного образования и образовательных учреждениях среднего образования, где напрямую смогут способствовать формированию положительного отношения учащихся к этнокультуре.

Этнокультурная компетентность (англ. ethno-cultural competence) - это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию [3, С. 361.

Культурные знания передаются в процессе воспитания и обучения от поколения к поколению, что является социализирующим фактором. В основе формирования личности ребенка лежат нормы поведения, верования, духовные ценности в семье и обществе. Важнейшую роль в этом процессе играет культура. Жизненный опыт и поведение людей в различных ситуациях зависит от культурных ценностей, сформированных в процессе развития этнических общественных отношений.

Этнос (греч. - народ, племя) - исторически сложившаяся устойчивая группа людей (племя, народность, нация), говорящая на одном языке, признающая свое единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом обычаев, традиций и отличающаяся всем этим от других народов [21.

Формирование этнокультурной компетенции будущих художников и дизайнеров происходит поэтапно [1, С. 871. Теоретический этап предполагает формирование ценностного отношения к этнокультуре и к своей этнической принадлежности. На данном этапе приобретаются базовые основы знаний, норм и традиций, артефактов, обычаев, продуктов народного творчества этноса.

На втором этапе формирования этнокомпетентности осуществляется практическая деятельность. Здесь предполагается деятельностное погружение в этнокультурную среду, овладение знаниями и навыками художественно-практической деятельности на основе этнокультурных образцов, применение конкретных технологий и методик.

Третий этап предполагает включение этнокультурной тематики в содержание учебных дисциплин, использование этнокультурных мотивов в выпускных квалификационных работах и в создании авторских проектов. Третьего уровня этнокультурной компетентности достигают те студенты, которые не только усвоили определенные знания, умения и навыки, но и имеют личную заинтересованность в профессиональном освоении и применении этноэстетических ценностей

в своём творчестве. Иногда в процессе обучения в ВУЗе все три этапа формирования этнокультурной компетентности идут параллельно.

Так как на Дальнем Востоке, в силу исторических причин, проживают представители многих национальностей, происходит смешение, взаимопроникновение и влияние этносов друг на друга. Особо пристального внимания заслуживает культура коренных малочисленных народов Приамурья, являющаяся в своем роде визитной карточкой территорий Хабаровского края, посещаемых туристами. Для художников и дизайнеров эта культура - постоянный источник вдохновения для творчества в картинах, дизайнерских проектах и особенно в сувенирной продукции - частицы культуры народа, отражающей его традиции и особенности восприятия окружающего мира. К эксклюзивным сувенирам относятся изделия из рыбьей кожи, кости, меха и дерева, керамика, ожерелья, магниты с изображением петроглифов.

Приамурье является местом традиционного проживания малочисленных народов: нанайцев, нивхов, негидальцев, ульчей, удэгейцев, орочей, эвенков и эвенов. Культуру коренных народов Приамурья можно считать реликтовой, уходящей своими корнями в глубины тысячелетий, и поэтому требующей к себе бережного отношения и постоянного изучения.

На факультете искусств, рекламы и дизайна Тихоокеанского государственного университета студенты соприкасаются с культурой коренных малочисленных народов Приамурья, применяя свои творческие возможности, на протяжении всего периода обучения в вузе в ходе изучения следующих учебных дисциплин: «Искусство народов Приамурья», «Традиционные ремесла народов России и Приамурья», «Искусство орнамента», «Проектирование», «Композиция», «Художественная керамика». В зависимости от направления подготовки, формы учебных заданий с этнокультурными элементами могут быть разные. К примеру, на дисциплине «Проектирование» студенты-дизайнеры создают дизайн-макеты серии этикеток сувенирного шоколада по мотивам творческих работ мастеров малочисленных коренных народов Приамурья, а на дисциплине «Композиция» создают орнаментальный макет платка по мотивам нанайского орнамента. Студенты направления «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» на дисциплине «Художественная керамика» изготавливают сувенирную продукцию с этнокультурными мотивами.

Для углубленного процесса изучения этнокультуры региона студентам во внеучебное время рекомендуется посещение музеев и участие в творческих и образовательных мероприятиях, где они себя могут проявить как будущие художники, мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры и педагоги.

По сложившейся традиции, в рамках творческого учебного проекта «Ассамблея пленэров», на майских праздниках организуется совместный выезд студентов разных курсов и направлений подготовки факультета искусств, рекламы и дизайна на пленэр в национальное нанайское село Сикачи-Алян, где они делают зарисовки и этюды, рисуют портреты моделей в нанайском традиционном халате, посещают музей нанайской культуры и знакомятся с творчеством местных мастеров. На территории Приамурья известны несколько местонахождений наскальных изображений, оставленных древними мастерами эпохи неолита. Самые известные, мирового значения, являются петроглифы на базальтовых глыбах -остатках разрушенных скал вдоль берега реки Амур у села Сикачи-Алян в 70 километрах от города Хабаровска. Всего в Сикачи-Аляне около 150 рисунков - изображений животных и масок-личин.

Вот уже пятый год подряд в апреле 2022 года на базе Краевого детского центра «Созвездие» проводилась краевая профильная смена «Пленер». Основной целью данной смены является поддержка одаренных детей Хабаровского края, где учащиеся средних школ знакомятся с ведущими специалистами - художниками-педагогами и профессионалами в области академической живописи и графики, творческой композиции, направлениями декоративно-прикладное искусство и народных промыслов.

В состав коллектива педагогов-наставников творческой смены «Пленэр» вошли ведущие преподаватели и лучшие студенты кафедры дизайна, декоративно-прикладного искусства и этнокультуры ТОГУ.

Так же на творческих площадках Краевого детского центра «Созвездие» традиционно проходил конкурс «Наследники традиций: мастер и ученик», который собрал педагогов, творческую молодежь, школьников и представителей коренных малочисленных народов Севера. В рамках смены мастера Хабаровского края из числа коренных малочисленных народов не только передавали свой опыт подрастающему поколению, но и перенимали опыт своих коллег. Основной целью конкурса является приобщение творческой молодежи и школьников к декоративно-прикладному искусству, к его сохранению и развитию традиционных промыслов. Конкурс «Наследники традиций: мастер и ученик» вносит определенный вклад в повышение качества образования в ведущих вузах и колледжах региона, в которых готовят мастеров по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

С такой же тематикой ежегодно в Хабаровском краевом музее имени Н.И. Гродекова проходит выставка традиционного искусства народов Севера и Приамурья «Наследники традиций. Мастер и ученик» в рамках регионального фестиваля-практикума «Мозаика культур». Экспозиция выставки демонстрирует текстильные изделия в этностиле и экземпляры декоративно-прикладного искусства различных традиционных направлений.

Участниками выставки являются современные мастера декоративно-прикладного искусства, члены Союза художников России, художники дальневосточного отделения Союза художников народного искусства, самобытные авторы и, в том числе студенты и преподаватели ТОГУ.

Выпускники факультета, увлеченные этнокультурой, в своей педагогической деятельности вносят значительную лепту в просвещение и приобщение своих учеников к традиционной культуре Дальнего Востока. К примеру, в лицее «Звездный» города Хабаровска ежегодно в каникулярное время работает профильный отряд «Узоры Приамурья», где учащиеся с 5 по 11 класс изучают орнаменты коренных народов Дальнего Востока, встречаются на мастер-классах с носителями традиционной культуры, посещают тематические экскурсии в музеях.

В настоящее время в Хабаровском крае насчитывается всего несколько десятков мастеров традиционного искусства аборигенов, которые вырезают по дереву, вышивают, работают с берестой и мехом. К сожалению, не у всех есть возможность передать свои навыки ученикам, поэтому так важно организовывать школы народного искусства, чтобы как можно больше желающих смогли приобщиться к традиционной культуре.

Есть проблема с численностью педагогов-носителей национальной культуры в образовательных учреждениях. Их численность не велика, поэтому некоторые желаемые этнокультурные дисциплины в учебных планах невозможны к реализации.

Для повышения качества обучения среди студентов художественных направлений ТОГУ было проведено анкетирование для выявления заинтересованности молодежи в изучении этнокультурного компонента образовательных программ. Студентам было предложено дать ответ на вопросы анкеты в виде «да» или «нет»:

1. Знаете ли Вы о коренных малочисленных народах Хабаровского края?

2. Соприкасались ли Вы с работами мастеров коренных малочисленных народов Хабаровского края?

3. Готовы ли Вы к изучению традиций коренных малочисленных народов Хабаровского края?

4. Имеете ли Вы желание попробовать на практике традиционные промыслы коренных малочисленных народов Хабаровского края?

5. Желаете ли Вы принять участие в работе творческой мастерской мастера - носителя народной культуры?

6. Желаете ли Вы профессионально обучаться теории и практике этнокультуры?

7. Получаете ли Вы эмоциональное удовлетворение от посещения выставок произведений этнокультуры?

В анкетировании приняло участие 198 студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): Изобразительное искусство. Технология», «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): Изобразительное искусство. Дополнительное образование» и «Педагогическое образование. Дополнительное образование в предметной области Технология», очной и очно-заочной формы обучения, разных курсов в возрасте от 17 до 25 лет.

Проанализировав полученные данные анкетирования можно сделать следующие выводы, что большинство студентов (94,3%) знают о существовании коренных малочисленных народах Хабаровского края, и лишь некоторые из опрошенных (5,7%) впервые о них услышали. В основном это студенты с других регионов. Куда меньше количество студентов (77,1%) из числа знающих непосредственно соприкасались с работами мастеров коренных малочисленных народов Хабаровского края. В основном возможности посетить музеи, выставки и наглядно увидеть работы мастеров этнокультур не смогли учащиеся первых курсов (22,9%), которые из-за сложившейся эпидемиологической ситуации в крае были вынуждены обучаться дистанционно.

Большинство студентов (65,7%) считают себя готовыми к изучению традиций коренных малочисленных народов Хабаровского края, 34,3% - не готовы. Попробовать же на практике традиционные промыслы коренных малочисленных народов Хабаровского края захотели в основном студенты младших курсов (68,6%), своё нежелание высказали в большинстве студенты-старшекурсники (31,4%), большее число которых приходится на обучающихся по направлению «Дизайн». Скорее всего это связано с тем, что студенты старших курсов уже изучали данные традиции и считают, что этих знаний им достаточно в их профессиональной деятельности.

Так же своё желание принять участие в работе творческой мастерской мастера - носителя народной культуры, в большинстве выразили студенты начальных курсов (74,3%), а студенты-старшекурсники (25,7%), дав отрицательный ответ, возможно уже успели поучаствовать или выбрали для себя иной вектор творческой направленности. Профессионально обучаться теории и практике этнокультуры из числа опрошенных готово наименьшее количество студентов (20%), в основном это учащиеся направления «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», так как в их будущей профессиональной деятельности им могут пригодится полученные новые знания. Остальные же студенты (80%) не видят своё будущее образование в данном направлении.

Дать положительный ответ на вопрос эмоционального характера о удовлетворение от посещения выставок произведений этнокультуры смогли - 65,7% опрошенных, остальные же (34,3%) дали отрицательный ответ, вероятно, не имеющие такого эмоционального опыта.

Выводы. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что студенты «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» стремятся к изучению этнокультурных традиций, так как это является одним из источников для вдохновения в их творчестве. Студенты направления «Дизайн», напротив, после окончания ВУЗа не стремятся профессионально продолжить обучение теории и практике этнокультуры, вероятно потому, что их будущая трудовая деятельность связана с цифровой, а не материальной средой. Учащиеся по направлениям педагогического образования считают, что им просто необходимы познания в этнокультуре, так как именно они будут являться носителями этнических, общечеловеческих ценностей. Педагог должен сочетать в себе качества компетентного профессионала, быть высококультурной развитой личностью, так как именно он является примером для подражания у учащихся.

Восприятие материального мира, развитие творческих способностей личности студента невозможно без знания истоков этнокультурных традиций и духовных ценностей народа. Во время учебного процесса, участвуя в этнокультурных мероприятиях студенты вплотную соприкасаются с народным искусством, что способствует активному формированию этнокультурной компетенции.

Литература:

1. Долгих, Н.А. Этапы формирования этнокультурной компетентности в процессе обучения художника, дизайнера / Н.А. Долгих // Научно-педагогическое обозрение. - 2018. - № 3. - С. 85-93.

2. Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по культурологии / Б.И. Кононенко. - М.: Вече: АСТ, 2003. - 511 с.

3. Поштарева, Т.В. Формирование этнокультурной компетентности / Т.В. Поштарева // Педагогика. - 2005. - № 3. -С. 35-42.

4. Приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 N 1403 «О концепции художественного образования в Российской Федерации» //http://www.consultant.ru (дата обращения: 31.05.2022). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

Педагогика

УДК 378

кандидат искусствоведения, доцент Карнаухова Вероника Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат искусствоведения, профессор, проректор по учебной работе Ульянова Римма Арташессовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородская государственная консерватория имени М.И. Глинки (г. Нижний Новгород)

МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ОНЛАЙН-ПРОЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ МЕДИАПЕДАГОГИКИ

Аннотация. В статье рассматривается одно из ключевых направлений современной медиапедагогики - организация музыкально-просветительских онлайн-проектов. Причиной проведения подобных проектов в онлайн-формате стал переход на смешанную форму обучения. Это формирует определенный опыт работы со школьной аудиторией. Этот опыт требует осмысления и подведения предварительных итогов, с прочерчиванием возможных перспектив. В статье представлен краткий обзор исследований, посвященных музыкальному просветительству, медиапедагогике и проектной деятельности. Отмечается возможность того, что с целью установления с В статье рассматривается алгоритм генерации и выстраивания проекта. Отмечаются такие важные его этапы, как организация команды, рождение идеи, создание плана-сценария с последующим его наполнением и расшифровкой, подготовка, анонсирование и проведение. Сценарий состоит из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.