PSYCHOLOGICAL SCIENCES
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-
ХУДОЖНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ.
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТА «ЗАГАДКИ ДРЕВНЕГО
ПРИАМУРЬЯ»
Мартынов В.В.
Тихоокеанский государственный университет, доцент кафедры дизайна, ДПИ и этнокультуры
Мартынова Н.В.
Тихоокеанский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна, ДПИ и этнокультуры
FORMATION OF ETHNOCULTURAL COMPETENCES OF FUTURE TEACHERS-ARTISTS IN THE COURSE OF DESIGN AND CREATIVE ACTIVITY IN THE UNIVERSITY. EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF THE ETHNOCULTURAL PROJECT "RIDDLES OF ANCIENT
PRIAMURYE"
Martynov V.
Pacific National University, associate professor of design, arts and crafts and ethno culture
Martynova N.
Pacific National University, candidate of pedagogical sciences, associate professor of design, arts and crafts and ethno culture
Аннотация
Авторы статьи рассматривают актуальную проблему приобщения студенческой молодежи к народному творчеству и традициям народной художественной культуры, которая наполняет профессиональное образование духовно-практическим и духовно-нравственным содержанием, формирует этнокультурные компетенции педагогов-художников. Возрождение народного мировосприятия, сохранение художественных традиций позволит решить ряд задач культурного, экологического интернационального и художественно-эстетического воспитания молодого поколения педагогов-художников, в результате чего сохраняется преемственность поколений. Сегодня в декоративно-прикладном искусстве Приамурья наблюдаются ничем невосполнимые потери, утрата бесценных знаний, которые всегда передавались от мастера к ученику в культурных центрах народных художественных промыслов сел и города, а теперь они угасают, под воздействием субъективных и объективных факторов. Особо остро это вопрос формирования этнокультурных компетенций возникает в образовательных учреждениях, призванных изучать данную проблему и способствовать поиску решений и способов внедрения интегрированных программ имеющих в своем содержании этнохудожественный компонент и современные методики преподавания декоративно-прикладного искусства.
Abstract
Authors of article consider a current problem of familiarizing of student's youth with folk art and traditions of national art culture which fills professional education with the spiritual and practical and spiritual and moral contents, forms ethnocultural competences of teachers-artists. Revival of national attitude, maintaining art traditions will allow to solve a number of problems of cultural, ecological international and art and esthetic education of the younger generation of teachers-artists therefore continuity of generations remains. Today in arts and crafts of Priamurye irreplaceable losses, loss of invaluable knowledge which was imparted always from the master to the pupil in the cultural centers of national art crafts of villages and the cities are observed by nothing, and now they die away, under the influence of subjective and objective factors. Especially sharply the question of formation of ethnocultural competences arises in the educational institutions designed to study this problem and to promote finding solutions and ways of introduction of the integrated programs having an ethno-art component and modern techniques of teaching arts and crafts in the contents.
Ключевые слова: народное искусство, традиции, мастер, орнамент, этнокультура, этнопедагогика, образовательные учреждения.
Keywords: folk art, traditions, master, ornament, ethnoculture, ethnopedagogics, educational institutions.
На территории Хабаровского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, неги-дальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены, которые объединены одним понятием - коренные народы Приамурья. Образ жизни и система хозяйства этих малочисленных народов определяются географической средой и жёсткими климатическими условиями на протяжении практически всего года. Этнос Дальнего Востока отличает ряд специфических, культурных новообразований, в которые были включены и религия, и шаманские традиции, и нравственные нормы и морали, и творческие инициативы отдельных людей и древних племён. Культура Дальнего Востока - это огромный пласт, значительный срез этногенеза народа, в его самом чистом и неразбавленном массовыми явлениями проявлениях. Изучение её через пристальное рассмотрение народных традиций и культурного наследия даёт возможность глубже и полнее погрузиться в изучение таинственности самого Дальнего Востока, в том числе этнопедагогики, предметом которой являются народные педагогические традиции. Изучение духовной культуры, самобытного нравственного уклада, народное творчество, орнаментальное искусство чрезвычайно важны для выявления того самого ценного и важного, что вкладывал народ в мировую художественную культуру, бережно сохраняя ее, пронося через тысячелетия. Народное творчество занимает особое место в декоративно-прикладном искусстве. Это область, исконно связанная с народными обычаями, традициями, хозяйственно-бытовым укладом, мифологическим сознанием. Любой народ нуждается в собственном искусстве, выражая визуальным языком его индивидуальность и мировоззрение. У народов Приамурья оно заключено в орнаменте. Собственно, орнамент и есть тот язык выражения действительности, благодаря которому происходит связь поколений. Орнамент, являясь одним из ведущих компонентов декоративно-прикладного искусства дальневосточных народов, а его мифопоэтиче-ские образы, являются историей жизни и развития этих народов, их духовной и художественной летописью, воплощением гармонии природы, её линейно-цветовых соотношений. «Издревле оно формировалось в уникальных условиях среды, и благодаря этим условиям, оно не похоже ни на одно
другое искусство, так же, как и его создатели не похожи ни на один народ» [5]. «Сколько лет нанайцы занимаются рыболовством и охотой, столько лет и их загадочным узорам и легендам», - говорил профессор П. Я. Гонтмахер, посвятивший немало лет изучению феномена амурского искусства.
Орнамент народов Приамурья - это особый способ выражения мыслей, результат тонкого художественного вкуса аборигенов, поскольку, обладая достаточно ограниченной палитрой цветов, он несёт глубокий образный смысл. Река Амур дала орнаменту мотивы для изображения живых существ, населявших её испокон веков. Мастера умело подметили и передали посредством художественного воображения особенности повадок животных, рыб, птиц. Связь орнаментального искусства народов Приамурья с природой прослеживается в орнаментальных мотивах одежды и предметов быта - это и «ягодки» в переплетающихся спиралях раппортных полос ковра, и трилистник в орнаментальных окончаниях нанайского халата, и вышитые цветными нитями, будто переливающиеся на солнце ромбовидные чешуйки рыб. Н. И. Каплан в своих трудах объясняла происхождение орнамента влиянием природной среды, подчеркивала особое видение народов Приамурья. Для них река - это добрый змей, распоряжающийся природными богатствами, и средствами народного художественного воображения образ реки превратился в обобщённый образ змеи. Река Амур обладает извилистой структурой: если посмотреть на него на карте Края, то можно увидеть, как он образует спиралевидные формы. К тому же, амурские воды имеют своеобразный серовато-чёрный оттенок, видимо, поэтому нанайцы дали им название «Чёрный дракон». Возможно, так и сложился неповторимый спиралевидный амурский орнамент, состоящий из множества завитков, основной формообразующий элемент орнамента Приамурья. Вглядываясь в сходящиеся и расходящиеся, плавно перетекающие друг в друга клотоиды, розетки, кривые и парноспиральные формы, можно увидеть всемогущего Дракона, повелителя земной и водной стихий; загадочные антропоморфные маски, весьма схожие с наскальными рисунками петроглифов Си-качи-Аляна; личины родовых тотемов. (Рис.1)
Рис.1 Графическая реконструкция мифического образа амурских драконов по мотивам древних орнаментов. Работы студентов: Сличный Н., Муратова Е., Товбаз Е. Научные руководители: Мартынова Н.В., к.п.н., доцент и Мартынов В.В., доцент каф. ДДПИиЭ ПИ ТОГУ.
Двух одинаковых мотивов орнамента чуть больше века назад ещё невозможно было найти. Орнамент заменял письменность, он служил своеобразным текстом, по которому можно было узнать о роде занятий, происхождении и мировоззрении владельца. Поэтому у каждого мастера имелся свой неповторимый художественный почерк, по которому соплеменники без труда узнавали его обладателя. Другое композиционное свойство орнамента - непрерывность. Глаз зрителя следует за бесконечной орнаментальной линией, постоянно находится в движении. Исходя из сказанного, можно выделить и такое свойство, как динамичность. Динамизм и ритмичность в амурском орнаменте достигается за счёт ярко выраженной криволинейности. Очевидно, поэтому учёный Б. Лауфер дал ему характеристику спирально-ленточного. Мягкая и гра-фичная кривая-лента вытачивает изящные формы, что делает орнамент уравновешенным и в то же время многогранным. Известно, что высший художественный вкус проявляется в умении свести к минимуму использование средств, но при этом не ограничить целостное восприятие всей работы. У амурских мастеров декоративное чутьё развито превосходно. Глядя на композиции ковров, анализируя декор изделий из дерева и ткани, необходимо отметить, что орнамент помещается в плоскости практически с идеальной симметрией, удивительно, что эта математическая точность - дело рук мастеров, руководствовавшихся лишь знаниями, накопленными поколениями. Возникает мысль, что совершенство орнамента Амура выражается через генетически заложенное чувство художественности, которое мастер, передавая своим ученикам, проносит сквозь века.
Проблеме формирования этнокультурной компетенции посредством изучения народной культуры посвящен ряд научных исследований, в которых с различных методологических позиций раскрывается ее содержание и структура в рамках поставленных учеными-педагогами целей и задач. А.Б. Афанасьева в своей статье «Формирование этнокультурной компетентности» в системе ВПО трактует данное понятие как: «Этнокультурная компетенция - это интегральное свойство личности, выражающееся в совокупности представлений, знаний о родной, а также неродной этнокультурах, их месте в мировой культуре, опыте овладевания этнокультурными ценностями, что проявляется в умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде» [2].
Т.В. Поштаревой дано следующее подробное толкование этого понятия: «Этно-культурная компетенция - это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующееся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» [2].
Заркенова Ж.Т. в статье «Содержание и структура этнокультурной компетенции будущих педагогов» выделяет структурные компоненты: «Этно-
культурная компетентность - это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующееся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Структурными компонентами этнокультурной компетенции в ходе исследования были выделены:
1. личностно-гуманитарная направленность этнокультурной деятельности;
2. системное восприятие этнокультурной реальности и системная этнокультурная деятельность в ней, что обеспечивает возможность целостного, структурированного видения логики этнокультурных моментов педагогического процесса, понимания тенденций и закономерностей развития системы стратегического проектирования этнокультурного развития регионов» [2].
«Этнокультурная компетентность проявляется и может быть оценена только в процессе этнокультурной деятельности. Как свидетельствует опыт автора, выделенные в процессе исследования компоненты этнокультурной компетентности возможно сформировать на достаточном уровне при помощи разных форм обучения и участия в запланированных социокультурных мероприятиях» [2].
В своей педагогической деятельности мы основываемся на следующие этнокультурные компетенции:
-«обладание глубокими знаниями об этнических общностях и их культуре»,
-«интегральное свойство личности, выражающееся в совокупности представлений, знаний о родной, а также неродной этнокультурах», «свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре»,
-«степень проявления человеком знаний, навыков и умений, позволяющих ему правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей»,
-«владение этнокультурными знаниями, профессионализмом, высокими моральными качествами и способностью адекватно действовать в соответствующих ситуациях, используя эти знания» [2].
Формированию этнокультурных компетенций способствует этнопедагогика, как наука, которая выясняет возможности применения старых и целесообразность новых обычаев в современных условиях, и определяет, что именно может способствовать воспитанию современной молодежи. Сравнительный анализ педагогических достижений помогает выявить наиболее рациональное, объективное и ценное, для педагогической теории и практики наших дней.
Энопедагогка служит современной педагогической практике, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой практикой» [6]. Художественная культура и обра-
зование, неразрывно связанные между собой, приобщение к народному творчеству и традициям, позволяют наполнить современное образование духовно-практическим и нравственно-ценностным содержанием. «Сегодня, когда в высшее образование внедряются различные педагогические технологии, в том числе и цифровое образование, важно обратиться к народным традициям воспитания, одним из средств которого являлось близкое и понятное народное декоративно-прикладное искусство, в котором локально выражены черты народной материальной и духовной культуры» [6].
Народное искусство всегда служило не только утилитарным и эстетическим целям, но и средством воспитания и формирования художественного вкуса подрастающего поколения, посредством его передавались нормы поведения и духовные ценности общества. Народные мастера всегда тонко чувствовали психику детей и молодежи, ориентируясь на ее особенностях, подбирали средства и методы приобщения детей к труду. В народной педагогике образовательный процесс всегда строился на последовательном развитии наблюдательности ученика, постановке его руки и глаза, уважительному отношению к инструментам и материалам. С древних времён народное декоративное искусство народов Приамурья делилось на «мужское» и «женское». Мужчины обыкновенно занимались резьбой по дереву и выделкой оленьих шкур, для чего требуется прикладывать большие усилия. Женщины занимались вышиванием, резьбой по бересте - работали с мягкими материалами, а девочек искусству вышивки обучали с очень раннего детства. Действительно, с 3-4 лет девочек обучали вышиванию, и к 12-15 годам формировались достаточно твёрдые навыки. В давние времена лучшие изделия юной мастерицы становились частью приданого. Известный исследователь нанайского языка и культуры А. С. Киле вспоминала, что её отец был искусным резчиком по дереву, а мать создавала собственные орнаменты, которые придумывала и переносила на изделие «изумительными швами» [3, с. 12], создавая неповторимую цветовую гамму вещи. Секреты своего мастерства она передавала своим дочерям. Антонина Сергеевна признаётся, что интерес к родному искусству и языку воспитали, прежде всего, ее родители, это впоследствии подтолкнуло к глубокому изучению традиционного орнамента. Подражание и преемственность трудовых знаний, умений и навыков существовали едино, в процессе приобщения к работе. Как мы видим из рассказов А.С.Киле, ученик полноправно входил в мир взрослых, работая бок обок с признанными мастерами, у него повышалась требовательность к себе, самооценка, появлялась определенная основательность, так как он становился частью клана Мастеровых. Этот некий процесс «посвящения» ученика в Мир народного искусства, сопровождался рассказами о мифах и легендах, священных обрядах [6], о великих людях прошлого и мастерах. Пути передачи информации были и через песни, танцы, спортивные состязания, благодаря которым воспитывались такие важные качества, как уважение к старшим,
честность, обязательность, взаимопощь и великодушие. Такой результат коллективного опыта, который в течение времени совершенствуется и дополняется, усложняется новыми принципами, приёмами и формами, доходит до зрителя художественно-завершённым, уникальным образцом традиционного искусства.
Древние произведения народного искусства, которые мы встречаем в архивных коллекциях музеев, зачастую, не имеют имён, подобно тому, как не имеют авторов народные сказания. Создание произведения - это сакральный ритуал, занимающий особое место в жизни мастера. В этом проявляется сущность народного искусства. Сегодня бывшие ученики, теперь молодые мастерицы - учителя. Они учат детей и взрослых искусству вышивки, создают костюмы для народных ансамблей, организовывают мастер-классы, на которых изготавливают традиционные изделия. Народные мастера Приамурья тем самым выполняют важную миссию по сохранению и передаче знаний поколению молодых о народном искусстве.
«Эффективным средством воспитания молодежи является и общественное мнение. Поэтому, в организации образовательного процесса важно это учитывать, организуя выставки достижений конкурсы профессионального мастерства, благодаря которым, будут признаны лучшие, среди равных, создана ситуация успеха, при которой более эффективно воспитание у детей и молодежи трудолюбия. Изучение традиций народного искусства способствует формированию национального самосознания, патриотизма, любви к малой Родине и пониманию этнокультурной специфики региона, самобытности созданного поколениями народных мастеров культурно-творческого наследия» [5].
Основываясь на этом уникальном опыте, сегодня важно следовать сложившимся веками традициям: предоставлять молодежи лучшие материалы и инструменты для творчества, обучение вести на лучших образцах прикладного искусства. После того как ученик, выполняя работу по образцу, овладевал нужными навыками, а его работы приближались к идеалу, мастер разрешал разрабатывать свой орнамент, близкий по мотиву раннее выполнявшимся произведениям. Мы считаем, что использование этнопедагогических традиций в образовательном процессе художников-педагогов через освоение различных видов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов важно и актуально в наши дни. Возрождение народного мировосприятия, сохранение художественных традиций позволит решить ряд задач культурного, экологического интернационального и художественно-эстетического воспитания молодежи.
Преемственность поколений основана на духовном общении Мастера и Ученика, при котором через рассказы и легенды, назидания и пословицы, передаваемые секреты орнаментальных мотивов в изделиях традиционного искусства, сохраняются и передаются духовные сокровища предков.
«Предки говорят устами потомков, но чем дальше вглубь веков уходят предки, тем слабее
слышен их голос. Современное поколение, знающих язык древних орнаментальных символов, уходит, и вместе с ними уходит и исконная семантика. В народном искусстве наступает кризис, «дух остался, а выразить его некому» [7, с. 13]. Несмотря на то, что современные народные мастера сами активно участвуют в выставках различного уровня, их работы становятся частью музейных экспозиций, народное искусство, в особенности, искусство коренных малочисленных народов, остро нуждается в сохранении, которое возможно только в процессе преемственности старшего и младшего поколений. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости введения в сферу непрерывного образования Хабаровского края регионального компонента - изучение декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов, который будет способствовать развитию у детей и молодёжи интереса к её сохранению.
На примере опыта работы кафедры дизайна, декоративно-прикладного искусства и этнокуль-туры, Тихоокеанского государственного университета (г.Хабаровск) мы видим, как на помощь народной педагогике пришло подлинно народное образование на государственном уровне, где сохраняя все самое лучшее, обеспечивается необходимая связь поколений, что в конечном счёте позволяет надеяться на сохранение и развитие истинного национального богатства, народного декоративно-прикладного искусства Приамурья. Преподаватели кафедра находится в непрерывном профессиональном взаимодействии по многим вопросам с «Центром народных ремесел», системой дополнительного образования детей и молодежи г.Хабаровска (Россия). Решаются многие педагогические вопросы, в процессе проведения совместных научно-исследовательских проектов, семинаров и научно-практических конференций. Результатом этой деятельности являются методические рекомендации по реализации интегрированных образовательных программ по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам. Такая разнообразная деятельность возможна благодаря мобильным группам, куда вошли выпускники кафедры, магистранты и бакалавры, обучающиеся в процессе педагогической прохождения педагогической практики. Молодые педагоги-художники предлагают интересные по форме и содержанию занятия для разновозрастных групп, построенные принципу «от простого к сложному».
Интересным на наш взгляд, является опыт реализации этнокультурного проекта «Загадки древнего Амура», в котором практическому изучению орнамента в народном искусстве, на основе мифов, легенд и сказок, отводилось много времени. Ведь широко известное утверждение: «Чтобы импровизировать, нужно научиться играть по нотам», относится и к художественным способностям, а именно - необходимости усвоить базовые принципы орнаментальной композиции в декоративно-прикладном искусстве. На протяжении трех лет в рамках совместной научно-исследовательской работы сту-
дентов и педагогов, авторы статьи смогли осуществить многоуровневую программу, в которой были задействованы разновозрастные группы участников непрерывной системы образования: школьники - студенты СПО - вуз (бакалавры и магистранты) - педагоги системы дополнительного образования.
Первый этап этнокультурного проекта «Загадки древнего Амура» - традиционный, и связан с погружением в изучение особенностей народного искусства Приамурья, основывался на копировании лучших образцов работ старых мастеров в коллекции Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гроде-кова, где каждый участник проекта смог собрать для себя материал в виде зарисовок, поработать в фондах музея с коллекциями и иллюстрированными альбомами, участвовать в экспедициях по сельским музеям, где получали неоценимые знания на мастер-классах мастеров - носителей культуры Приамурья. В уникальных фондах Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова хранятся произведения многих известных художников - представителей коренных народностей, и среди них видное место занимают изделия А. А. Самар, члена Союза художников России. Ажурные орнаменты из бумаги исполнены тончайшим образом, являя собой зеркально симметричные композиции. Примерами послужили работы Л. Я. Штернберга, С. В. Иванова, Ю. А. Сема и др. В помощь делающим первые шаги в изучении истории, искусства и культуры коренных народов Приамурья собрания сочинений В. К. Арсеньева, А. П. Окладникова, книги Н. И. Каплан, П. Я. Гонтмахера, Е. А. Гаер, А. С. Киле.
Однако на этом этапе добиться точного сходства с работами мастеров крайне сложно, поскольку для ученика важен синтез материального и духовного наполнения. Но, несомненно, для всех участников этого этапа было целесообразно начинать именно с такого подхода, что способствовало освоению канонов и орнаментально-композиционных принципов народного искусства Приамурья. Весь накопленный материал зарисовок и шаблонов собран в иллюстрированный альбом, который планируется к изданию.
Второй этап проекта - импровизационно-исследовательский: погружение в углубленное практическое и теоретическое изучение культуры народов Приамурья (изучение трудов авторитетных учёных и исследователей культуры и искусства). На основе имеющихся традиционных мотивов ученики придумывают новые художественные образы и формы, создают авторские варианты орнаментов и композиций. На данном этапе важно осознание орнаментальной семантики, философии, чтобы не уйти от орнаментальных канонов. Хорошим средством для реализации данного этапа служит практика - традиционное вырезание орнаментов из бумаги и бересты, которая столь же пластична, и тем самым, позволяет создавать изящные орнаментальные композиции.
Примером художественного совершенства для участников проекта, являются работы члена Союза
художников России Л. У. Пассар, которая проводила мастер-классы для будущих педагогов-художников. В изящности и тонкости, вырезанных ею сюжетов, в чистом и благородном облике её героев, соединённых с глубоким бархатистым фоном ткани и спокойным бежевым тоном бересты, изощрённости декора композиций, сохраняется высокая эстетика и тонкая мера многовекового искусства жителей Приамурья.
Третий этап формирования этнокультурных компетенций у педагогов-художников - творческо-новаторский, в процессе которого проявляется способность экспериментировать, переосмыслять и визуализировать раннее изученное. Переосмысление орнаментального содержания композиций, перенос на нетипичные и непривычные современные формы - главная цель. Орнамент при этом обретает новую проблематику, идейно-смысловую нагрузку, неординарные ритмы и черты. Ярким примером такого эксперимента для молодых педагогов-художников является творчество известного нанайского художника Николая У. Его работы «Камлание» и
«Зародыш» соединяют в себе этническое и художественное начало, живописное и декоративное видение, простоту форм и глубину замысла. На этом этапе от студентов требуется творческая смелость, высокое художественное мышление, поскольку необходимо не только преобразовать орнаментальную форму, не изменить исходное содержание ее рисунка. Грамотное сочетание древней культуры с её мифологичностью и современностью, с её предельной образной концентрацией чувств, способно породить новый вид искусства с качественно иным характером. Так, в работе «Душа неродившегося ребёнка» художник Николай У поместил орнаментально выполненную птицу в утробу молодой женщины, зная что нанайцы представляли душу ещё не появившегося на свет ребёнка в виде птички чока, которую обычно изображали в виде фламинго или попугая. Таких птичек-душ будущим матерям посылала их хранитель Омсон-мама. Соединив семантику орнаментального элемента и художественное видение, мастер поднял орнаментальное искусство на новый художественный уровень.
Рис.2. Бакалавр 1 курса. Богданов М.А. Творческая работа по мотивам мифов Амура «Битва шамана с
драконом Пуймур». Черно-белая графика. Руководитель: Мартынов В.В., доцент каф.ДДПИ и Э ПИ ТОГУ
Рис.3.Бакалавр 1 курса. Слипецкая Д.Р. Три возраста. Рождение. Детство. Юность. Гуашь, бумага. Руководитель: Мартынова Н.В., доцент каф.ДДПИ и Э ПИ ТОГУ
На новаторском этапе будущие педагоги-художники должны научиться способности переходить из одного жанра изобразительного искусства в
другой (Рис.2,3). Полученный нами опыт показывает, что изучение культуры, народного искусства
и орнаментальных композиций Приамурья в образовательном процессе подготовки педагогов-художников в вузе не только актуально, но и необходимо, особо в условиях полиэтнической среды вуза и Хабаровского края. Этническое многообразие региона обязывает уважать традиции народов-соседей, в том числе и коренного населения. Приехав на Дальний Восток, первопроходцы привнесли свою культуру, которую коренное население приняло. В свою очередь, должно быть принятие и культуры коренных народов, что обеспечит гармоничное социально-духовное развитие подрастающего поколения. Изучая орнаментальное искусство Приамурья, молодое поколение проникается уважением к традициям коренных жителей, узнаёт особенности народного менталитета, что стимулирует мотивацию к дальнейшей передаче полученных знаний. Изучение орнамента Приамурья, духовного достояния в символических образах, дошедших из глубины веков, для молодого поколения - первоисточник знаний о духовной жизни, культуре и искусстве народов Приамурья.
Много трудов написано о колоссальном духовном влиянии народного творчества и декоративно-орнаментальной культуры народов России, неоценимо их воспитательное значение, благодаря которому формируется личность, знающая и любящая искусство своей родной земли. Человеку необходимо удовлетворять свои творческие и эстетические потребности, и как нельзя лучше этому способствует процесс превращения вещи, предмета в истинное искусство. Посредством участия в создании узора, орнамента - от первоначальной идеи и эскиза до готового изделия изучающий (обучающийся) воспитывается нравственно, он видит не только все этапы рождения работы, но и учится ценить произведения искусства. Синтез теоретических знаний с практическим применением обеспечивает наиболее эффективный результат. В настоящее время передача знаний орнаментального искусства от мастера к ученику приобрело новые смыслы. Мастера, как было сказано ранее, будучи учителями, уже не ограничивают накопленный опыт кругом семьи, а передают его в массы. Здесь особенно важна поддержка общества и государства по вовлечению народных мастеров в образовательную деятельность, потому что они являются первоисточниками, хранителями традиций народного искусства. Знание народных промыслов поможет и в будущей профессии, поскольку учащиеся, имеющие должную подготовку в области национальных художественных ремёсел, будут востребованы на соответствующих предприятиях. Эти же предприятия должны быть заинтересованы в привлечении на производство мастеров, как самозанятых, так и работающих по совместительству. Большие резервы есть и среди резчиков по дереву, и среди вышивальщиц. Умелое распоряжение этими богатейшими ресурсами позволяют расширить сферу существования народного творчества, вывести его за пределы традиционного понимания. При этом очень важно не нарушить его глубокое философское значение,
поскольку настоящее искусство создаётся не в коммерческих целях, а является итогом многолетнего труда и призвано совершенствовать духовный мир, как создателя произведения, так и его созерцателя.
Мир меняется, меняются и его традиции. Многовековые устои постепенно исчезают с лица Земли. Им на смену приходят современные технологии, и уникальная традиционная культура вынуждена конкурировать с высоким темпом технического прогресса. Однако снова и снова человечество обращается к ручному труду, а ценность произведений, выполненных по национальным канонам, с каждым днём возрастает. Наряду с модернизированными изделиями существуют и подлинные, выполненные вручную от начала и до конца работы, сохраняющие всю духовную щедрость и декоративное решение. Возникает справедливый вопрос: почему так происходит? Связывая ответ с тем, что в человеке имеет место творческое начало, можно сказать, что искусство в традиционном виде выполняет функции некоего духовного наполнения, компенсатора. В нём сотворение красоты. Созданное вручную произведение есть соединение трёх сфер бытия, времени, когда искусство было «молитвой о жизни» [7, с. 15], реального мира и будущего своего народа. Талант художника удерживает тонкую нить памяти поколений и делает осмысленным существование своего народа. Благодаря нему народ не исчезает в огромном океане массовой культуры, а осознаёт собственную культурную автономность.
Подводя итог исследованию, важно подчеркнуть значимость формирования этнокультурных компетенций педагогов-художников в процессе изучения народного искусства народов Приамурья, потому как именно учителя, в будущем через своих учеников смогут влиять на формирование положительного образа региона, раскрывая его этническое, историческое и культурное богатство. Перспективы развития проекта «Загадки древнего Амура» в распространении положительного опыта этнокультурного воспитания в процессе проведения запланированных курсов повышения учителей, конкурсов профессионального мастерства «Мастер - ученик», краевой ежегодной выставки творчества детей и молодежи «Юный художник Приамурья». Все это будет способствовать значительному расширению круга заинтересованных единомышленников, в реализации главной задачи - сохранения уникальной культуры, орнаментального наследия и народного творчества малочисленных народов Приамурья.
Список литературы
1. Гонтмахер, П.Я. Золотые нити на рыбьей коже. Очерк о декоративном искусстве нивхов. -Хабаровск: Кн. Изд-во, 1988.
2. Заркенова Ж.Т.Содержание и структура этнокультурной компетенции будущих педагогов // Научное обозрение. Педагогические науки // N0 3, 2017
3. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М.: Просвещение, 1980.
4. Киле А.С. Искусство нанайцев, вышивка, орнамент. Традиции и новации. - Хабаровск, «Российский Медиа альянс», 2004.
5. Нанайцы: Каталог коллекции из собрания Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова / авторы составители - Г.Т. Титорева, В.Б. Малакша-нова, К.Е. Пересыпкина. - Красноярск: Юнисет, 2019.
6. Рашидов О.К. Этнохудожественный компонент в системе образования студентов вуза: теория и практика. // Вестник московского государственного университета культуры и искусств. №2 (58). Изд-во: МГИК. - г.Химки, 2014, с. 294-299
7. У, Н.Н. Откровение. Изделия из дерева, графика: альбом / сост.: Г.И. Першина, М.С. Де-чули, Елена У. - Хабаровск: Министерство культуры Хабаровского края, 2014.
8. Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, не-гидальцы, айны. Хабаровск, 1933.
ФУНКЦЮНАЛЬНО-ДШОВ1 АСПЕКТИ М1ЖОСОБИСТ1СНОГО СП1ЛКУВАННЯ У
СУЧАСНОМУ СОЦ1УМ1
1ванова Н.Г.
доктор психологгчних наук, професор, начальник науковог лабораторИ Нацюнальна академ1я СБ Украши Пономаренко А.Ю. кандидат педагоггчних наук, завгдувач в1ддту астрантури i докторантури НацюнальноЧ академИ
СБ Украши KpanieiHa Н.В.
старший викладач сnецiальноi кафедри Нацюнальног академИ СБ Украши
FUNCTIONAL AND ACTIVITY ASPECTS OF INTERPERSONAL COMMUNICATION IN MODERN
SOCIETY
Ivanova N.
National Academy of the Security Service of Ukraine Head of research laboratory Doctor of Psychology, professor Ponomarenko A. National Academy of the Security Service of Ukraine, PhD in Education, Head of post-graduate studies Department
Krapivina N.
Senior lecturer of the special department National Academy of the Security Service of Ukraine
Анотащя
У стати акцентуеться увага на тому, що стлкування е важливим регулятивним, оргашзацшним, ко-ординуючим та коригувальним чинником життедiяльностi людей в шновацшному свт сучасних техноло-гш. Проблемш питання особливостей перебну, корекцп, регулювання та ошгашзацп мiжособистiсного стлкування були i е предметом наукових розввдок як вггчизняних, так i зарубiжних вчених. Обгрунтовано, що спiлкування представляе складний комплекс комунiкативних, перцептивних та штерактивних дiй ств-розмовникiв та забезпечуеться соцiально-органiзацiйною, iнформацiйно-прогностичною, емоцшно-регу-ляцiйною та мотивацшно-дшовою функцiями. Кращому розумiнню у процес розмови сприятиме знання алгоритму м1жособистюного сприйняття. Зазначено, що перевiрити рiвень розвитку власно! здатностi до устшно! м1жособиспсно! комушкаци допоможе, зокрема, психодiагностична методика дослiдження «Ко-мушкативних та органiзаторських здiбностей». У результата дИ певних психологiчних передумов, зокрема, рiзних диспозицiй, установок, цiннiсних орiентацiй, iндивiдуально-психологiчних особливостей партнерiв по спшкуванню з'являються, насамперед, так1 комунiкативнi бар'ери: дискомфорту, тривожносп, непоро-зумiння, особиспсних прiоритетiв. Формування особливостей сприйняття стврозмовниками один одного детермiнуеться певними психолопчними аспектами, а саме: враженням про стврозмовника; ощнюванням йогог особистiсних рис; рiвенем довiри; емоцiйним забарвленням розмови; оформленням зовнiшностi. Спiвставлення вербальних та невербальних ознак спiврозмовника, якими супроводжуеться мiжособистi-сна комунiкацiя, дае змогу виявити особливостi проявiв психiки та б№ш об'ективно ощнювати його спра-вжнi мотиви та намiри.