Культурология и искусствоведение
УДК 908
Особенности развития декоративно-прикладного искусства на Ставрополье
Аннотация
Статья рассматривает специфику развития декоративно-прикладного искусства на Ставрополье. Творческими усилиями художников и художественных коллективов предприятий народные традиции продолжают развиваться в новом виде в современной продукции. Сегодня искусство промыслов представлено такими изделиями, как кисловодский фарфор, ковры, паласы, вышивка, сувенирная продукция. Отражением постоянного творческого поиска и новых находок художника явилась техника эмали.
I
Ключевые слова: искусственный интеллект, вычислительные машины, алгоритмы, программы, нейронные сети, человеческий фактор.
E.V. Kalabukhova
Features of decorative art in the Stavropol region
Abstract
The article considers the specifics of the decorative arts in the Stavropol region. The creative efforts of artists and arts collectives of the enterprises - folk traditions continue to evolve in a new form in modern products. Today the art and crafts presented by such products as Kislovodsk porcelain, rugs, carpets, embroidery, Souvenirs. A reflection of the continuous creative search and new discoveries of artist was the technique of enamel.
| Keywords: decorative arts, folk crafts, porcelain Kislovodsk, Pyatigorsk carpets, craftsmen, enamel art.
В художественной культуре каждой эпохи совершенно очевидно значение достижений архитектуры, живописи, скульптуры, но зачастую остается незамеченной роль прикладного искусства. Во все времена декоративно-прикладное искусство не только служило людям и украшало их жизнь, но и значительно дополняло представление о культуре той или иной эпохи и страны, давало и дает возможность познакомиться с бытом и нравами ушедших поколений, острее почувствовать их вкусы, ощутить атмосферу, в которой они жили [4, с. 53].
Историческое наследие Ставрополья удивительно многогранно. Значительное место в нем занимают народно-художественные промыслы. В становлении и развитии искусства художественных промыслов Ставрополья, многонационального по своему составу, большое влияние оказали памятники культуры адыгейцев, абазинцев, черкесов и др. народов, населявших эти края в древности [1, с. 88]. Издавна у народов Северного Кавказа были развиты гончарное производство, вышивка цветной шелковой и серебряной нитью с жемчугом. Ковры, паласы,
оружие, медная посуда и изделия из серебра экспортировались не только на большие рынки, но и за границу. «Кавказскими вещами» считались бурки, шляпы, ковры, трости для прогулок по окрестностям и металлические сосуды [7, с. 264].
Творческими усилиями художников,
художественных коллективов предприятий эти традиции продолжают развиваться в новом виде в современной продукции. Сегодня искусство промыслов представлено такими изделиями как кисловодский фарфор, с каждым годом все отчетливее утверждающий присущую только ему художественно-стилевую направленность; изделия из кости и рога, получившие развитие еще в 20-30-е годы.
Фарфоровое производство современной фабрики «Феникс» - выявила своеобразный стиль «кисловодского фарфора». В технологии росписи изделий, в конструировании формы художники идут самыми разнообразными направлениями от скульптуры малых форм и чайной чашки до вазы монументальных размеров. Основными
отличительными приемами в декорировании изделий
Cultural Studies and Art Studies
является «налепка» и подглазурная кистевая роспись с применением золота или без него. В декорировании изделий способом «налепки» кисловодские художники и мастера достигают высочайшего совершенства [1, с. 89].
В 1929 году в городе Пятигорске из небольшой артели, основанной женщинами-горянками, производство ковров превратилось в крупную ковровую фабрику имени В.И. Ленина. В 90-х годах фабрика поменяла название на АО «Жакко» (Жаккардовое ковровое объединение), на данный момент предприятие закрыто [8]. Но осталась продукция ковровой пятигорской фабрики, по которой мы можем судить об истинно народном мастерстве. Первоначально рисунки строились по типу классического дагестанского ковра (это орнаментальный ковер с строгой симметрией и центральным медальоном). Позже появляются рисунки в иных традициях, основываясь на типе русского, цветочного ковра с объемным решением цветочных элементов. По цветовому колориту и типу орнамента ковры отражали лучшие многовековые традиции карачаевцев и черкесов. Пятигорские, Ставропольские и Карачаево-Черкесские ковры и паласы продолжали развивать традиции прошлых лет и получали заслуженное признание на республиканских и всесоюзных выставках.
Проблема традиций, той почвы, на которой растет и развивается явление искусства - основа творческой деятельности. Но если художник - профессионал в своем индивидуальном творчестве выражает те или иные традиции в меру своих личных творческих способностей, мировоззрения, одаренности, то в народном искусстве, в художественных промыслах живут традиции коллективного творчества. Эти традиции складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. Связь народного искусства с жизнью, трудом, бытом народа обусловили преемственность традиций народной культуры, формирование не только общенародных традиций, но их местных локальных проявлений [2, с. 34].
Народное искусство сегодня - это прежде всего произведения традиционных центров народного художественного ремесла, как организованные в художественные промыслы, так и сохранившие природу домашнего производства. Эти центры возникли и исторически сложились в различных местностях в разное время. Вид искусства, характерного для данной местности обуславливается наличием природных материалов и сложившихся навыков художественного ремесла. Народный мастер, художник, хотя и не мыслит о мире в общих логических категориях, тем не менее глубоко воспринимает пространство и время, движение и бесконечность.
Искусство мастеров традиционных
художественных ремесел России, оказывает влияние и на народное творчество самодеятельных авторов. Современное народное творчество - категория сложная, разнохарактерная, вызывающая споры. Народное декоративно-прикладное искусство -яркость красок, разнообразие форм и орнаментов способствует развитию творческого начала у зрителей, ощущению праздника. Факт роста интереса к народному искусству стал за последние годы бесспорным. Об этом свидетельствуют и частые выставки, и большое количество публикаций в печати, передач по телевидению. В народной духовной культуре прослеживается единство чувства и разума, логики и духовно-органической жизни, то есть слитность в ней духовного и материального начал. Народное искусство - результат проявлений «движение души человека».
Основной пласт народного искусства типологически уже почти очерченный, крепко связан с традиционным крестьянским творчеством: ковры, резьба по дереву, гончарство. Большой интерес представляют изделия «вечных» женских домашних ремесел: ткачество, вязание, вышивка, аппликация. Техника батика, т.е. росписи по ткани, сложна, но представляет очень большие декоративные возможности: применяется при росписи одежды, платков, занавесей, панно и т. д. Различают холодный и горячий батик в зависимости от того, какую обработку проходит ткань.
Городские художники-любители, изготавливающие декоративные поделки для дома и выставок, увлекаются жанрами не свойственными традиционному крестьянскому творчеству -гобеленами, макраме, чеканкой, ювелирными украшениями, росписью готовых форм [4, с. 34]. Изделия народных мастеров, в основном создаются для себя, поэтому отличаются особенной непосредственностью, таящей в себе неиссякаемый талант русского человека. Однако, каждый художник стремится декоративными средствами создать свой своеобразный стиль (орнамент, колорит и т. п.), по которому можно было бы узнать именно его работу.
Эмаль - одно из древнейших направлений декоративно-прикладного искусства. Техника художественной эмали была известна в Византии и Японии уже многие сотни лет. На Ставрополье искусство эмали получило популярность благодаря семье художников Вдовкиных, которые в 1989 году приехали из г. Хабаровска и обосновались в с. Побегайловка Минераловодского района. Их мастерская стала своеобразным центром эмальерного искусства. Техникой «горячая эмаль» заслуженный художник РФ Николай Михайлович Вдовкин владеет виртуозно, его эмали воздушны, легки прозрачны, акварельны; более того, именно его заслуга в том, что на Ставрополье появились художники-эмальеры
Interactive science | 2 • 2016
23
Культурология и искусствоведение
Сергей Маценко и Лидия Клочко из Ставрополя, Владимир и Татьяна Сиповичи из Кисловодска, Анатолий Курунчук из Железноводска и другие. В 1995 году на международном симпозиуме в г. Кичкимете (Венгрия) Николай Вдовкин получил первую премию [4, с. 120]. Эмальерные работы Сергея Маценко очень разнообразны как по тематике, так и по манере исполнения. Они всегда являются отражением постоянного творческого поиска и новых находок художника в столь сложной технике эмали. Работы Татьяны Сипович отличаются яркостью, жизнерадостностью. Она перенесла в эмаль технику столь любимой ею акварели. Работы Владимира Сиповича более сдержаны по цвету. Особо обращает на себя внимание подход к оформлению произведения, которое часто становится продолжением замысла, придавая ему особую законченность и неповторимость. Все художники очень индивидуальны в тематике и технике своих произведений. Они продолжают работать, совершенствуя свое мастерство, изучая и внося собственный вклад в технологию изготовления эмалей [4, с. 120].
Возрождение духовности в обществе можно решить только при условии обращения к народной культуре, к ее истокам, традициям. На сегодняшний день в Ставропольском крае на многих факультетах, идет не только изучение, но и возрождение народных ремесел и промыслов, характерных для народов Северного Кавказа. Студентов обучают традиционным приемам плетения и ткачества гобеленов, вышивке, вязанию, конструированию одежды, обработке камня
и резьбе по дереву, обработке металла, кожи, плетению из лозы и гончарному искусству, архитектурному проектированию и оформительскому делу. Стремление сохранить материально, визуально как технику редких ремесел - плетение циновок, валяние войлоков; так и особенности декоративно-прикладного искусства - символику орнаментов, национальные формы керамических сосудов.
Прикладное искусство - это разнообразнейшая область художественного творчества. Художники декоративного искусства создают реальные вещи, определенным образом преобразующую среду, которая нас окружает. Эти произведения - вещи постоянно воздействуют на нас: и тогда, когда мы расположены к созерцанию прекрасного, и в те моменты, когда не думаем об этом. Художественное ремесло завершало и во многом дополняло общую картину развития искусства.
Интерес к изучению памятников прикладного искусства прошлого таит в себе неисчерпаемые возможности для правильного понимания особенностей и специфики этого вида искусства для мастеров нашего времени [3, с. 53]. Виртуозное владение техникой производства, глубокое знание материала, его свойств и декоративных возможностей, умение создать произведение, созвучное своему времени - все эти качества мастеров прикладного искусства прошлого сообщают их произведениям непреходящую ценность. Только научившись ценить и понимать собственную культуру и историю, человек будет уважать и воспринимать культуру чужую.
Литература
1. ГБУК СК «СКМИИ», научный архив, д. 451. л. 104
2. ГБУК СК «СКМИИ», научный архив, д. 476. л. 48.
3. ГБУК СК «СКМИИ», научный архив, д. 473. л. 136.
4. ГБУК СК «СКМИИ», научный архив, д. 502. л. 235.
5. Белая З.А. Развитие декоративно-прикладного искусства и художественный музей // Источник вдохновения: каталог. - Ставрополь: СКМИИ, 2002. - С. 22-27.
6. Бендюк О.Б. Специфика декоративно-прикладного искусства. Художник-производство-зритель // Источник вдохновения: каталог. - Ставрополь: СКМИИ, 2002. - С. 18-21.
7. Ставропольский хронограф на 2005 год: Краевед. сб. / СГК УНБ им. М.Ю. Лермонтова, отд. краевед. лит. и библиографии. - Ставрополь, 2005. - 331 с.
8. Топонимика Пятигорска: АО «Жакко» (Ковровая фабрика им. Ильича) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://Иb.kmv.m/pшjects/topomm/toponimika.php?mb=44 (дата обращения: 20.03.2016).