Научная статья на тему 'О РОЛИ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ'

О РОЛИ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРНАМЕНТ / КОМПОЗИЦИЯ / ТЕКСТИЛЬ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРИАМУРЬЕ / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ РЕГИОНА / КОМПЕТЕНЦИИ / ИСТОРИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ФГОС ВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Наталья Владимировна, Мартынов Валерий Владимирович

Публикация посвящена исследованию роли орнаментальной композиции в процессе учебного проектирования текстильных изделий, осуществляемого со студентами бакалавриата педагогического и проектно-художественного направлений обучения в высшей школе. В материале рассматриваются: идея, логика, структура и содержательное наполнение задания, позволяющего реализовать требования ФГОС ВО к образовательным программам, определяемого учетом регионального компонента в содержательной части дидактического педагогического условия, направленного на обеспечение профессиональных компетенций бакалавра, его функциональной грамотности профессиональногой уровня. Внимание уделяется междисциплинарному обоснованию задания для курсового проектирования, разработанному с учетом исследования исторических источников и материалов, определяющих актуальное состояние традиционного и народного искусства Приамурья, теоретических данных в области культурологии, технологии художественной обработки материалов, истории искусств, компьютерной графики и результатов посещения мастер-классов, реализованных народными мастерами-приамурцами в ряде просветительских программ в регионе. Авторы публикации считают, что только междисциплинарно определяемое, реализуемое в рамках комплексного подхода курсовое проектирование предметов декоративно-прикладного искусства, представленное на примере частного задания, позволяет не только актуализировать педагогические условия обучения в бакалавриате, но привести студентов к осмслению необходимости самообучения и саморазвития, чем серьезно улучишить показатели их личностного роста, определяемые уровнем формирования функциональной грамотности выпуска вуза в соответствии с направлением обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ORNAMENTAL COMPOSITION IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL DESIGN OF TEXTILE PRODUCTS

The publication is devoted to the study of the role of ornamental composition in the process of educational design of textile products, carried out with undergraduate students of pedagogical and design and artistic areas of study in higher education. The material considers: the idea, logic, structure and content of the assignment, which allows to implement the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education for educational programs, determined by taking into account the regional component in the content of the didactic pedagogical condition aimed at ensuring the professional competencies of the bachelor, his functional literacy of the professional level. Attention is paid to the interdisciplinary substantiation of the task for course design, developed taking into account the study of historical sources and materials that determine the current state of traditional and folk art of the Amur region, theoretical data in the field of cultural studies, the technology of artistic processing of materials, art history, computer graphics and the results of attending master classes, implemented by folk craftsmen of the Amur region in a number of educational programs in the region. The authors of the publication believe that only an interdisciplinary defined, implemented within the framework of an integrated approach course design of objects of decorative and applied arts, presented on the example of a private assignment, allows not only to update the pedagogical conditions of education in the bachelor’s degree, but to lead students to realize the need for self-learning and self-development, which seriously to improve the indicators of their personal growth, determined by the level of formation of functional literacy of the university graduate in accordance with the direction of study.

Текст научной работы на тему «О РОЛИ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ»

О роли орнаментальной композиции в процессе учебного проектирования текстильных изделий

Мартынова Наталья Владимировна,

к.п.н., доцент кафедры дизайна, декоративно-прикладного искусства и этнокультуры ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» E-mail: natalmart@mail.ru

Мартынов Валерий Владимирович,

старший преподаватель кафедры дизайна, декоративно-прикладного искусства и этнокультуры ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» E-mail: 009879@pnu.edu.ru

Публикация посвящена исследованию роли орнаментальной композиции в процессе учебного проектирования текстильных изделий, осуществляемого со студентами бакалавриата педагогического и проектно-художественного направлений обучения в высшей школе. В материале рассматриваются: идея, логика, структура и содержательное наполнение задания, позволяющего реализовать требования ФГОС ВО к образовательным программам, определяемого учетом регионального компонента в содержательной части дидактического педагогического условия, направленного на обеспечение профессиональных компетенций бакалавра, его функциональной грамотности профессиональногой уровня. Внимание уделяется междисциплинарному обоснованию задания для курсового проектирования, разработанному с учетом исследования исторических источников и материалов, определяющих актуальное состояние традиционного и народного искусства Приамурья, теоретических данных в области культурологии, технологии художественной обработки материалов, истории искусств, компьютерной графики и результатов посещения мастер-классов, реализованных народными мастерами-приамурцами в ряде просветительских программ в регионе. Авторы публикации считают, что только междисциплинарно определяемое, реализуемое в рамках комплексного подхода курсовое проектирование предметов декоративно-прикладного искусства, представленное на примере частного задания, позволяет не только актуализировать педагогические условия обучения в бакалавриате, но привести студентов к осмслению необходимости самообучения и саморазвития, чем серьезно улучишить показатели их личностного роста, определяемые уровнем формирования функциональной грамотности выпуска вуза в соответствии с направлением обучения.

Ключевые слова: орнамент, композиция, текстиль, декоративно-прикладное искусство, проектирование, Приамурье, коренные народы региона, компетенции, история, исторические источники, междисциплинарность, ФГОС ВО.

Введение. Ряд ранее опубликованных нами материалов [5, с. 168], посвященных исследованию дидактического потенциала орнаментальной композиции, явился основанием для рассмотрения подробностей осмысления ее структуры, логики и выразительных средств, используемых в процессе учебного проектирования текстильных изделий, осуществляемого для обучения педагогов, дизайнеров и художников-прикладников в бакалавриате Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск). Последовательность расчета заданий учебного курса «Проектирование изделий декоративно-прикладного искусства», в соответствии с предполагаемым становлением функциональной грамотности выпускников проектно-художественных направлений обучения в бакалавриате, определила подробности методического предложения, связанного не только с орнаментальной интерпретацией ботанического или иного референса, но и его символической ценностью, значимой для данной разработки. Поскольку в методическом обеспечении курса для данной публикации значимым является задание «Проектирование текстильных изделий», постольку на его основе анализируются: вид проектируемого текстильного изделия, определение его композиционной структуры, учет символической нагрузки используемых содержательных компонентов композиции, позволяющийопределить ценность проектируемого текстильного изделия как памятно-госреди других вещей. Поэтому, при разработке заданиядля создания текстильного изделия (платка), для придания ему неповторимого характера, был учтен региональный компонент учебного проектирования. Кроме того, были приняты во внимание не только установленные образовательной программой компетенции, требующие учета реги-ональнойкультурной специфики проектирования, но и содержательные компоненты традиционного искусства Приамурья, трансформирующиеся с помощью новейших технологий художественного процесса в актуальное народное искусство региона. Этим обстоятельством определена актуальность публикации, посвященной уточнению роли орнаментальной композиции в процессе учебного проектирования текстильного изделия, так как преобразование исторически сложившегося орнамента, соотносимого с до-шаманскимпериодом становления сюжетных изображений в традиционной культуре Приамурья, позволяет оценить междисциплинарную интеграцию и технологические приемы формирования функциональной грамотности бакалавра.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Предметом исследования, обусловившим данную публикацию, является методический при-емобучения будущих бакалавров-дизайнеров, педагогов дополнительного образования и прикладников проектированию текстильных изделий, основанный на выявлении и последующей интерпретации традиционных орнаментальных паттернов, определяющих приамурский орнамент как исторический источник и основание для творчества.

Целью данной публикации стало выявление дидактического потенциала выразительных средств орнаментальной композиции, определивших работу над проектом текстильного изделия (платка), свидетельствующего о формировании профессионального уровня функциональной грамотности бакалавров проектно-художественных направлений обучения.

Методология исследования, основанная комплексным подходом, позволяетсоединитьпро-граммные требования, определяемые ФГОС ВО в области проектно-художественных направлений обучения, и специфику культурного наследия Приамурья для рассмотрения процесса формообразования, выявления единого логического основания в изучении исторического источника, рамочных требований образовательного регламента и дидактических принципов, определяющих образовательную ценность проекта.

Основная часть. Идея, определившая работу над созданием текстильного изделия (платка), связана сработой Б. Лауфера «Декоративное искусство амурских племен» [12, р.15], полагаемой одной из исторически первичныхпопыток интерпретации традиционного искусства Приамурья, основанной изучением его структуры и смысловой нагрузки, что объясняет сравнение произведений этнического искусства созвучанием симфонического оркестра, оцениваемым в его полноте.

Отечественная этнография часто упоминает исследование Б. Лауфера, как не учитывающее самобытность приамурского национального костюма на основании идеи его заимствования у китайцев. Тем не менее, сам метод, предложенный Б. Лауфером, на редкость современен, поскольку указывает на метакультурное, наднациональное объяснение элементов сходства в структуре предметов быта народов Приамурья, определяемых этапом тотемизма, общим для всей мировой культуры вообще. Интерес исследователя к определению исходных условий для становления канона и консервативности традиционного искусства приамурцев, сопоставление собственных наблюдений с работами Л.И. Шренка, позволяет считать присутствие китайского влияния в региональном искусстве поселений долины Амура неизбежным в силу единого морфологического принципа, опре-5 деляющего произведения ранних форм искусства. § Признавая особенности орнаментальных компоту зиций костюмов народов Приамурья сложивши° мися в результате торгово-культурных обменов ав с близкими землями, Б. Лауфер описал мифы [12,

р.15], проявившиеся в виде народных сказаний и легенд Приамурья. Этим обстоятельством определен ряд устойчивых идеограмм, распространенных в региональном фольклоре, связанных с упоминанием солнца, земли, и процесса созидания [10. с. 11].

Опираясь на содержание иллюстрированных таблиц, представленных Б. Лауфером в виде элементов орнамента, его смысловых компонентов, анализ растительных, зооморфных стилизаций, в том числе изображаемых рыб, птиц и драконов, позволили предположить наличие смысловых единиц (семантем), позволяющих расшифровывать изображения в орнаментальном декоре произведений приамурского традиционного искусства.

В этом отношении интересна деталь, позволяющая вовлекать в проектную разработку материалы изустного творчества народов Приамурья, систематизированные К.Д. Логиновским на рубеже Х1Х-ХХв.в., свидетельствующие о формировании элементов христианизации регионального фольклора [4, с. 27], что также уясняет распространение орнаментальных композиций за счет устойчивости оригинальных верований и их последующих изменений в силу ассимиляции.

Значимым для проектирования стало наследие В.В. Солярского [7, с. 3], поясняющее особенности символики традиционного искусства народов Приамурья, поскольку китайская мифология определила не столько иконические знаки в искусстве народов Приамурья, сколько смоделировала представления о мире, выражающиеся в числе, пространстве и времени. Благодаря исследованиям В.В. Солярского можно определить отдельные линии в развитии сюжетного декора, связанные с конфуцианством, анализировать их в морфологической структуре традиционного искусства Приамурья.

Разработка текстильного изделия (платка) с позиций исследования традиционного искусства коренных народов Приамурья позволяет предложить стандартную композицию, что не только подразумевает разработку орнамента, ассоциирующегося с циклической моделью представлений о мире, но и буквально определяет формат композиции: круг, вписанный в квадрат. Таким образом, характер композиции предполагает ее деление на четное количество фрагментов, например, на четверти, определяя ее семантику, отсылающую к устойчивым представлениям о строении мира, определяющим традиционную культуру [6, с. 47].

Принимая во внимание связь произведений традиционного, народного искусства коренных малочисленных народов Приамурья с мифологическим мышлением, необходимо обратить внимание на разнообразие полевых материалов, которые можно изучать как ансамблевые явления. Поэтому в поисках смыслапроектируемого предмета необходимо учитывать фольклор, позволяющий осознавать содержательную часть композиции и анализировать ее, пытаясь воссоздать логическую схему мировосприятия.

Все это свидетельствует о возможности единого методологического осмысления процесса создания учебно-творческого проекта, соотносимого с интерпретацией архетипических паттернов, сформировавшихся в региональной культуре с течением времени. Поэтому для разработки задания на стадии эскиза было принято решение, максимально приближающее обучающегося к трем ключевым позициям:

- выбору и осмыслению сюжета, в котором было бы учтено региональное, определенное на уровне мифологического сознания, ключевое изображение, соответствующее ценностям традиционной культуры Приамурья;

- стилизация и отрисовку сюжетного персонажа, сюжета на уровне орнаментального шаблона,

- вырезание его из бумагис целью осмысления технологии создания аппликативного шаблона народным приамурским мастером (мастерицей).

Каждому шагу соответствовало содержательное наполнение на уровне паттерна, определяющего циклический характер мироосмысления, который был бы симметричным и укладывался в понимание концепции о дуальном коде мифологического мышления, воспроизводящего мир. Кроме того, поскольку основополагающим сюжетом проекта был принят этиологический миф «О трех солнцах», постольку в рамках его интерпретации ожидалось создание трех композиций текстильного изделия в четком соответствии с концепцией сюжета.

Полагая, что правомерно считать изображаемое солнце окружностью, в которую вписаны разные уточняющие сюжет подробности, студентам было выдано задание на макетирование, в ходе, которого студенты вырезали из тонкой цветной бумаги, сложенной как салфетка в четыре раза какой-либо орнаментальный сюжет, учитывающий широкоиспользуемые изображения тотемов нанайских родов, определивших их оригинальные именования.

Для примера, с помощью иллюстрации (Илл.1.) приводится художественная вырезка, соответствующая перечисленным задачам. Технология силуэтной вырезки была выбрана специально в соответствии с приближенностью к техникам создания уникального орнаментального фрагмента народными мастерами-приамурцами, основанным интуитивно. В четыре раза сложенный фрагмент бумаги необходимо свернуть до получения треугольника и резать ножницами вдоль линии сгиба - будущей оси симметрии. Такая работа с ножницами действительно позволяет не повторяться в линейном решении будущего орнаментального фрагмента. Этот способ часто используют в народном искусстве для создания уникальных, узнаваемых орнаментальных шаблонов, затем становящихся деталями аппликативного декора народных костюмов.

Технология вырезки точно такая же, как полагается во всем известной с детства «снежинки»,

когда лист тонкой бумаги складывается в четыре раза и затем в двенадцать раз, сгибанием по оси симметрии. Естественно, что при создании шаблона таким способом его уникальность очевидна. Затем, лист разворачивается и в структуре получившегося изображения можно видеть крестообразный мотив, созданный повтором сектора, наблюдаемого как при чтении орнамента «в круге по четвертям», так и сюжетно объединенным «фигурной скобкой» с помощью изображений тотемов (в этом случае олень).

Интерес вызывает то обстоятельство, что оригинальные приамурские орнаменты часто воспроизводят момент повтора изображения, внедренного в композицию осевой симметрии, что интерпретируется как мотив объединения родов, пожелания удачи, брака и прочих обозначения «достатка». Подобного рода «скобки» часто наблюдаемы в сюжетных вышивках, украшающих спинки ритуальных халатов в традиционном искусстве Приамурья (рис. 1).

Рис. 1. Орнаментальная композиция, основанная на интерпретации тотема - олень: а - бумажная вырезка, б, в, г - варианты решения платочных композиций, компьютерная графика

Следовательно, крестообразное расположение орнаментального мотива указывает на стороны света, вовлекаемые в мифологический сюжет, свидетельствует о формировании жизненного цикла и определяет внутренний структурированный квадрат композиционного ядра, который с первого взгляда неочевиден для наблюдателя и поглощается в общем мотиве окружности.

Это - весьма важная деталь для формирования орнамента и его актуальной интерпретации сегодня, поскольку именно логика смысловой структуры «квадрат, вписанный в круг» определяет знаковую для всей дальневосточной культуры композиции «мандалы», определяющей подчинение жизненных циклов времени.

Стандартное отображение идеи нерушимости мироздания таким способом является формообра-

о о со -о

13 А -1 о

о т; о гп О ОТ

-о А

и о 00

б

г

зующим в традиционном искусстве Дальнего Востока и обнаруживает время своего становления на ранних стадиях развития общества. Поэтому для композиционного решения проекта «Три солнца», который создавался не только для примера декоративного оформления текстильного изделия, но должен был соответствовать параметрам сувенирной, регионально идентифицируемой продукции, было приняторазработать его на основании упоминаемой композиционной схемы.

Как свидетельствуют исторические источники сюжет «Три солнца» описан Е.А. Крейновичем [3, с. 51], П.Я. Шимкевичем [10, с. 75], Л.Я. Штернбер-гом[11, с. 126], В.И. Цинциус [8, с. 21] и соответствует космогоничнским мифам нанайцев, нивхов, негидальев, удэгейцев, орочей. Изустно записанная исследователями в разное время легенда гласит, что доказательством ранее существовавших трех солнц является иногда наблюдаемый рядом с реальным солнем диск на небе, являющийся следом, тенью уничтоженных еще двух, что означало рождение нового мира в представлениях коренных малых народов Приамурья. Трактумое таким образом содержательное наполнение проектного решения позволяет студентам осознавать традицию, как исторически сформировавшуюся, так и сугубо технологическую, интерпретировать ее с целью популяризации культурного наследия Приамурья в текущем времени.

Обеспечение педагогических условий учебного проектирования на примере данного задания показывает, как организационно-педагогическое условие, определяемое проектным способно улучшить его результативность, поскольку студенты активны, их проектный опыт можно описать пошагово, как соответствующий задаче формирования функциональной грамотности будущего дизайнера или художника-прикладника. Проект такого рода полагает не только сбор информации и ее многоуровневую проверку, но и большую междисциплинарную работу, свидетельствующую о взаим-нодополняемости содержательных и технологических компонентов обучения, улучшение показателей самооценки студентов по мере достижения ими творческих успехов, фиксируемых откликами внутри учебной группы и за ее пределами при воплощении проектных эскизов в материале.

Ранее рассматриваемая в публикациях возможность развития личностных показателей студентов выявляетсяна уровне реализации выставочной деятельности внутри семестра и сессионно, что позволяет учесть результаты осуществления психолого-педагогического условия, основанного контактной работой студента и преподавателя, а также, творческой атмосферойвнутри группы обучающихся.Улучшение компетентностных показателей студентов, соответствующее задаче учебного проектирования, определяемых программой как:

- ПК-3: способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

- ПК-4: способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов;

- ПК-7: способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности, соответствует целевым показателям ФГОС

ВО 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки: начальное обучение, дополнительное обучение» в рамках предметной дисциплины «Проектированиеизделий декоративно-прикладного искусства» (Диагр. 1).

Дидактическое педагогическое условие, определяемое методическими приемами, реализуемыми по мере работы над учебным проектом, обнаруживает зависимость от организационно-педагогического и в содержательной части объединяется с ним.

Будучи представленной в результате исследования трудов Н.П. Бесчастного [1, с. 335], Е.Н. Князевой [2, с. 60], Д.А. Хворостова [9, с. 50], и др., содержательная часть дидактического педагогического условия, полагается результативной, поскольку для разработки рабочей программы и технологических заданий, обеспечивающих занятия, необходимо осмысливать существующие данные.

Поэтому можно свидетельствовать, что содержательная часть дидактического условия, определяющая творческое развитие и личностные показатели обучающегося, формируется на основании комплексного подхода и полагает необходимым использование междисциплинарно сформированных данных. Этим в свою очередь определяется подбор инструментов визуализации компонентов проектирования и объясняется специфика выразительных средств, принятых к работе над композицией проекта (рис. 2).

Компетенции студентов, улучшивших показатели творческого развития в результате курсового проектирования

способность организовывать сотрудничество обучающихся 42%

способность решать творческие задачи, обеспечивающие духовно-нравственное развитие 30%

возможности образовательной среды для достижения личностных результатов 28%

Рис. 2. Процентное распределение профессиональных компетенций, определяемое результате выполняемого курсового проектирования «Проектирование текстильного изделия (платка)»

Методический прием, определяемый вовлечением междисциплинарных данных, учитывает осо-

бенности мышления рисовальщиков, получающих проектно-художественное и педагогическое образование, предполагает осмысление ими процесса художественного моделирования мироздания, реконструируемого с помощью работы над проектом «Проектирование текстильного изделия (платка), представляющего курсовое проектирование в рамках освоение дисциплины «Проектирование предметов декоративно-прикладного искусства».

Литература

1. Бесчастнов, Н.П. Художественный язык орнамента: [учеб. пособие] для студентов вузов, обучающихся по специальности «Дизайн» / Н.П. Бесчастнов. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 335 с.

2. Князева, Е.Н. Визуальные образы на службе когнитивной науки // Praxema. Проблемы визуальной семиотики. - Томск, Изд-во ТГПУ. 2020. № 1. - С. 60. URL: https:// praxema.tspu.edu.ru/files/praxema/PDF/articles/ knyazeva_h._n._58_75_1_23_2020.pdf (дата обращения: 04.01. 2021).

3. Крейнович Е.А. Расселение туземного населения советской части о-ва Сахалина /на основании материалов, собранных на о-ве Сахалине в 1927-28 гг./. - Дальневосточное статистическое обозрение № 12 /51/. Благовещенск, 1928.

4. Логиновский, К.Д. Программа собирания песен, пословиц, поговорок. О положении инородцев Амурского края, об улучшении их быта. - Владивосток, 1906. - с. 27.

5. Мартынов В.В., Дьячкова Л.Г. Методика формирования функциональной грамотности дизайнера в условиях бакалавриата // Ученые записки Орловского государственного университета. - Орел. Изд-во ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имениИ.С. Тургенева»,№ 2 (87, апрель-июнь, 26.06.2020) 2020. - С. 206-210. ISSN 1990-2720. (дата обращения: 24.12.2021).

6. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.: 1983, - С. 47.

7. Солярский, В.В. Современное правовое и культурно-экономическое положение инородцев Приамурского края. Вып. XXVI. - Хабаровск, 1916. - С. 3-10.

8. Цинциус, В.И. Воззрения негидальцев, связанные с охотничьим промыслом/ Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX- начале ХХ века. // Сборник Музея антропологии и этнографии. - Л.: Наука, 1971. Т. 27. - С. 14-21

9. Хворостов, Д. А., Горбунова, Г.А., Савельев, К.Н., Савельева, О.П. Курс «Историко-художественное краеведение» в формировании гражданской идентичности у студентов российский вузов // ПНиО. 2021. № 2 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kurs-istoriko-hudozhestvennoe-kraevedenie-v-formirovanii-

grazhdanskoy-identichnosti-u-studentov-rossiyskih-vuzov (дата обращения: 22.12.2021).

10. Шимкевич, П.П. Обычаи, поверья и предания гольдов. // Записки Приамурского отделения Русского географического общества. T.II. Вып. I-Хабаровск, 1896. - С. 3-75.

11. Штернберг, Л.Я. Первобытные религии. - М.: 1993. - С. 118-126.

12. Laufer, B. The Decorative art of the Amur River // Memoirs the American Museum of Natural History. V.VII. N-X,- 1902. - P. 15.

THE ROLE OF ORNAMENTAL COMPOSITION IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL DESIGN OF TEXTILE PRODUCTS

Martynova N.V., Martynov V.V.

Pacific National University

The publication is devoted to the study of the role of ornamental composition in the process of educational design of textile products, carried out with undergraduate students of pedagogical and design and artistic areas of study in higher education. The material considers: the idea, logic, structure and content of the assignment, which allows to implement the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education for educational programs, determined by taking into account the regional component in the content of the didactic pedagogical condition aimed at ensuring the professional competencies of the bachelor, his functional literacy of the professional level. Attention is paid to the interdisciplinary substantiation of the task for course design, developed taking into account the study of historical sources and materials that determine the current state of traditional and folk art of the Amur region, theoretical data in the field of cultural studies, the technology of artistic processing of materials, art history, computer graphics and the results of attending master classes, implemented by folk craftsmen of the Amur region in a number of educational programs in the region. The authors of the publication believe that only an interdisciplinary defined, implemented within the framework of an integrated approach course design of objects of decorative and applied arts, presented on the example of a private assignment, allows not only to update the pedagogical conditions of education in the bachelor's degree, but to lead students to realize the need for self-learning and self-development, which seriously to improve the indicators of their personal growth, determined by the level of formation of functional literacy of the university graduate in accordance with the direction of study.

Keywords: ornament, composition, textiles, arts and crafts, design, Amur region, indigenous peoples of the region, competencies, history, historical sources, interdisciplinarity, Federal State Educational Standard of Higher Education.

References

1. Beschastnov, N.P. Artistic language of ornament: [proc. allowance] for university students studying in the specialty "Design" / N.P. Beschastnov. - M .: Humanitarian, ed. center VLADOS, 2010. - 335 p.

2. Knyazeva, E.N. Visual images in the service of cognitive science // Praxema. Problems of visual semiotics. -Tomsk, TSPU Publishing House. 2020. No. 1. - P. 60. URL: https://praxema.tspu.edu.ru/files/praxema/PDF/articles/kn-yazeva_h._n._58_75_1_23_2020.pdf (accessed 04.01.2021).

3. Kreinovich E.A. The resettlement of the native population of the Soviet part of Sakhalin Island / based on materials collected on Sakhalin Island in 1927-28 /. - Far East Statistical Review No. 12 / 51 /. Khabarovsk Blagoveshchensk, 1928.

4. Loginovsky, K.D. The program of collecting songs, proverbs, sayings. About the situation of foreigners in the Amur region, about improving their way of life. - Vladivostok, 1906. - p. 27.

5. Martynov V.V., Dyachkova L.G. Methodology for the formation of functional literacy of a designer in a bachelor's degree // Uche-nyezapiskiOrlovskogogosudarstvennogouniversiteta. - Eagle. Publishing House of FSBEI HE "Oryol State University named

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

after I.S. Turgenev", No. 2 (87, April-June, 06/26/2020) 2020. -P. 206-210. ISSN 1990-2720. (date of access: 24.12.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Nekrasova M.A. Folk art as part of culture. - M.: 1983, - S. 47.

7. Solarsky, V.V. Modern legal and cultural-economic status of foreigners in the Amur region. Issue. XXVI. - Khabarovsk, 1916. -S. 3-10.

8. Tsintsius, V.I. Views of the Negidals related to hunting / Religious ideas and rituals of the peoples of Siberia in the 19th -early 20th centuries. // Collection of the Museum of Anthropology and Ethnography. - L .: Nauka, 1971. T.27. - pp. 14-21

9. Khvorostov, D. A., Gorbunova, G. A., Saveliev, K. N., Savelyeva, O.P. The course "Historical and artistic local history" in the for-

mation of civic identity among students of Russian universities // PNiO. 2021. No. 2 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kurs-istoriko-hudozhestvennoe-kraevedenie-v-formirovanii-grazhdanskoy-identichnosti-u-studentov-rossiyskih-vuzov (date of access: 12/22/2021).

10. Shimkevich, P.P. Customs, beliefs and legends of the Golds. // Notes of the Amur branch of the Russian Geographical Society. T.II. Issue. I - Khabarovsk, 1896. - S. 3-75.

11. Sternberg, L. Ya. primitive religions. - M.: 1993. - S. 118-126.

12. Laufer, B. The Decorative art of the Amur River // Memoirs the American Museum of Natural History. V.VII. N-X,- 1902. -P. 15.

o d

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.