Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДИЗАЙНЕРА В УСЛОВИЯХ БАКАЛАВРИАТА'

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДИЗАЙНЕРА В УСЛОВИЯХ БАКАЛАВРИАТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙНЕР / ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕТОДИКА / ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / БАКАЛАВРИАТ / УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / МАТЕРИАЛЫ / ОЦИФРОВКА / РИСУНОК / ПРОГРАММНЫЙ СОФТ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ОРНАМЕНТЫ / КОМПОЗИЦИЯ / МОДУЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынов В.В., Дьячкова Л.Г.

В статье рассматривается методика обучения будущего дизайнера, направленная на формирование его функциональной грамотности в результате освоения образовательной траектории бакалавриата, что предполагает расширение рамок его предстоящего найма. На примере заданий, выполняемых студентами во время практических (аудиторных) и самостоятельных (внеаудиторных) занятий по дисциплине «Технология художественной обработки материалов» отслеживается преобразование разрозненных знаний, умений и навыков, естественных для представителей проектно-художественного образования, в компетенции, определяюшие встраиваемость в процесс профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF FUNDAMENTAL LITERACY FORMING OF A DESIGNER WHILE STUDYING FOR A BACHELOR DEGREE

The article considers teaching methods of the designer to be, which will help him to form his fundamental literacy and as a result which involves expanding the scope of his upcoming hiring. The authors has shown the transformation of disparate theoretical and practical knowledge, and skills, on the example teaching tasks for representatives of project and art education in competence, which determine the integration into the process of professional activity, which occur as a result of classes in the discipline “Technology of artistic processing of materials,” is monitored.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДИЗАЙНЕРА В УСЛОВИЯХ БАКАЛАВРИАТА»

УДК 378.147

UDC 378.147

МАРТЫНОВ В.В.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дизайна, декоративно-прикладного искусства и этнокультуры», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» E-mail: natalmart@mail.ru ДЬЯЧКОВА Л. Г.

доктор педагогических наук, профессор кафедры «Дизайн архитектурной среды», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» E-mail: izo_khstu@mail.ru

MARTYNOV V.V.

Candidate of pedagogics, Associate Professor of the Department of Design, Arts, Crafts and Ethno Culture, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Pacific National

University" E-mail: natalmart@mail.ru DYACHKOVA L.G.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Architectural Environment Design Department, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Pacific National

University" E-mail: izo_khstu@mail.ru

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДИЗАЙНЕРА

В УСЛОВИЯХ БАКАЛАВРИАТА

METHOD OF FUNDAMENTAL LITERACY FORMING OF A DESIGNER WHILE STUDYING FOR A BACHELOR DEGREE

В статье рассматривается методика обучения будущего дизайнера, направленная на формирование его функциональной грамотности в результате освоения образовательной траектории бакалавриата, что предполагает расширение рамок его предстоящего найма. На примере заданий, выполняемых студентами во время практических (аудиторных) и самостоятельных (внеаудиторных) занятий по дисциплине «Технология художественной обработки материалов» отслеживается преобразование разрозненных знаний, умений и навыков, естественных для представителей проектно-художественного образования, в компетенции, определяюшие встраиваемость в процесс профессиональной деятельности.

Ключевые слова: дизайнер, фундаментальная грамотность, функциональная грамотность, методика, обучение, компетенции, бакалавриат, учебные задания, технология, материалы, оцифровка, рисунок, программный софт, интерпретация, орнаменты, композиция, модуль.

The article considers teaching methods of the designer to be, which will help him to form his fundamental literacy and as a result which involves expanding the scope of his upcoming hiring. The authors has shown the transformation of disparate theoretical and practical knowledge, and skills, on the example teaching tasks for representatives of project and art education in competence, which determine the integration into the process of professional activity, which occur as a result of classes in the discipline "Technology of artistic processing of materials," is monitored.

Keywords: designer, fundamental literacy, training method, competencies, undergraduate studies, technology, materials, digitization, drawing, software, interpretation, ornament, composition, module.

Принимая во внимание тот факт, что термин «функциональная грамотность» был введен в научный оборот ЮНЕСК, применяется к системе обучения взрослых и с 1973 [1, 2] используется для обозначения образования, позволяющего адаптироваться к жизненным переменам в наши дни, используем его с целью характеристики проблем всей системы непрерывного образования дизайнеров.

Проблемы, определяемые значительными изменениями в фундаментальности отечественного высшего образования, произошедшие в пользу компетентностного формата, трактуемого как функциональная грамотность, отражены в материалах форсайт-проекта «Образование - 2030 (2035)» [2], поскольку, его авторы считают данные перемены, способными обеспечить массовую мобильность и конкурентоспособность выпускников образовательных программ. Поэтому, естественным выглядит стремление уточнить объем и специфику явления, определяемого как функциональная грамотность. Для того, чтобы это уточнение не выглядело голословным, обратим внимание на детали, определяющие возможность его становления на конкретных примерах.

Предположим, что образовательные дизайн-траектории бакалавриата, (вне зависимости от того, как подаются програм-

мы: 54.03.01. Дизайн; 07.03.03. Дизайн архитектурной среды), содержат общие моменты, поскольку так называемая «элементарная функциональная грамотность» [3] обучающихся достигается за счет соответствия содержательного компонента образования (знаний) необходимым для его воспроизведения умениям и навыкам профессионального характера.

В то же время «фундаментальная функциональная грамотность», отличаемая исследователями от «элементарной» [2, 3], описывает человека, получившего высшее образование, как овладевшего «.. .метакомпетенциями, предметными компетенциями, компетенциями саморазвития, самообразования и саморегуляции, которые выводят его на уровень учебной и профессиональной компетентности» [3]. На этом фоне проблема трактовки функциональной грамотности в отечественном высшем образовании и содержание этого феномена приобретают актуальность, т.к. в силу традиций национальной системы обучения высшая школа ориентирована именно на достижение фундаментальной функциональной грамотности выпускников вузов.

Целью данной статьи является анализ методики преобразования элементарной функциональной грамотности студентов дизайн- бакалавриата в фундаментальную, осно-

© Мартынов В.В., Дьячкова Л.Г. © Martynov V.V., Dyachkova L. G.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

ванную комплексным подходом к проектированию результатов образования, учитывающих необходимость становления метакомпетенций (гибких, сквозных, универсальных и т.п. компетенций) выпускников, обеспечивающих им высокую адаптивность в условиях нестабильности рынков труда.

Методика формирования искомой грамотности иллюстрируется примерами, соотносимыми с практикой обучения студентов в рамках дисциплины «Технология художественной обработки материалов», структура, логика и содержание которой позволяют воспроизвести практически весь объем запросов, предъявляемых работодателями дизайнерам в попытках установления их профессионального соответствия.

Поскольку для результативности процесса обучения необходимо создавать условия интеллектуального роста человека, их можно представить и описать при помощи педагогической каркасной модели формирования компетенций, подразумевающей ряд заданий, объединенных проектным технологией обучения.

Для любого дизайнера, труд которого оценивается не только уникальным результатом творческого акта, но и возможностью его серийного внедрения в производство, значимыми являются:

- способность найти информации для выполнения проектного задания;

- осведомленность во многих способах осмысления и последующей интерпретации полученной информации.

Причем, упоминаемые интерпретации могут и не повторяться, поскольку дизайнер и пользователь результатами проектирования могут не прийти к единому мнению в силу ряда причин. На этом фоне, для обеспечения сводимости результатов творческой интепретации, основывающей продукты творческой деятельности дизайнеров с потребностями населения имеет смысл создания сетевых (Интернет) каталогов и информационных ресурсов, разъяснительного толка.

В этом смысле дидактически показательным является появление в сети Интернет информационного проекта «Орнамика», который на основе реально существующих исторически сформированных образцов традиционного и народного искусства: «структурирует и описывает узоры разных регионов нашей страны..., реконструируя и анализируя узоры, а главное - разрабатывая «Новую графику» - современные визуальные интерпретации исторических узоров ... архива» [4].

Интеллектуально привлекательный, и вероятно, коммерчески успешный опыт управления визуализированными базами данных позволяет предполагать правомерность действий разработчиков содержания дисциплины «Технология художественной обработки художественных материалов» (далее - ТХОМ), примеры которого приводятся для анализа методики преобразования элементарной функциональной грамотности студента-дизайнера в фундаментальную.

Учитывая, что содержание дисциплины ТХОМ знакомит обучающихся с теоретическими аспектами рождения дизайна (основываясь на изучении истории отечественных народных промыслов и ремесел), и их соотносит:

- с природно-климатическими, географическими, историко-культурными условиями их функционирования;

- с технолого-конструктивными особенностями, работающими в соответствии с функционалом;

- с эстетическими критериями формообразования в каждой отдельной версии художественной обработки материалов (камень, кость, текстиль, природные волокна, металл, дерево, кожа и др.). Студентам объясняется уместность выбора выразительных средств для проектирования предметов и явлений дизайна. В каждом конкретном случае разъясняются определяющие свойства и признаки формообразования, превращаемые в транслируемую визуальную информацию.

Для формирования умений студентов:

- находить,

- извлекать,

- очищать методом выбора объема деталировки,

- интерпретировать смысл, сущность и форму проектируемых объектов,

- определять стиль и выразительные средства,

- особенности визуализации и мыслится возможным выполнение первого практического задания дисциплины ТХОМ - «Орнаментальная композиция».

Выполнение студентами первого задания «Орнаментальная композиция», методика обучения которой складывалась годами, способна решить несколько дидактических задач одновременно:

- выбор натурного объекта, в соответствии с требованиями задания на проектирование;

- анализ формы натурного объекта,

- классификация ее фрагментов при помощи структурного анализа системного объекта;

- первичная отрисовка (вручную, с последующим масштабированием и учетом пропорциональности) натурного объекта с целью идентификации и демонстрации уровня и качества стилизации изображения;

- расчет модулей орнамента;

- отрисовка орнаментальных модулей с последующей разбивкой для черно-белого решения;

- создание орнаментальной композиции.

К этим заданиям прибавляется проверка навыков работы в графическом приложении Corel Draw, позволяющем не только показать элементарные умения рисовальщика, но и вывести изображение в формате векторной графики, широко используемом в профессиональной деятельности дизайнера (Рис. 1.)

Рис. 1. а - отрисовка лимона - натурного объекта; б - создание модулей орнаментальной композиции. Выполнено ст. Некрасовой М.

Следовательно, поддержка лекционного материала на практическом занятии, и далее - во внеаудиторном формате, как первая часть многоуровневого семестрового задания, начинается с рассказа преподавателя о специфике формирования технологий обработки материалов, а также сопровождается показом географических карт с указанными ареалами распространения каких-либо ремесел и промыслов, опреде-

ливших особенности дальнейших действий.

Для реализации таких занятий необходима аудитория, с медийным оснащением: ноутбук, проектор, экран, акустическая система. Для работы над созданием орнаментальной композиции предлагается (на выбор обучающихся) использование натурных элементов или ботанического атласа, поскольку в этом случае студенты легко могут произвести морфологический анализ объекта, позволяющий впоследствии ряд его интерпретаций или создание прототипа.

По мере ознакомления студентов с концепцией обучения ТХОМ определяется уровень их знаний и умений в отношении способности работать в области цифровой графики и с пакетами Corel Draw, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe InDesing и др., поскольку эти приложения позволяют создавать необходимые отрисовки и макеты.

Будучи заранее ознакомленными с возможностями этих приложений обучающиеся не тратят время на их изучение, а лишь демонстрируют уже сформированные навыки использования цифровой поддержки труда дизайнера. Тем не менее, не все студенты в группах с одинаковой уверенностью использовали графические пакеты, что еще раз подчеркнуло необходимость рутинных тренировок обучающихся в области компьютерной графики.

Задание второе, следующее за выполненной орнаментальной композицией, представляет собой разработку (отри-совку) круглой печати/штампа на основе одного выбранного орнаментального модуля.

Задание составлено из преобразования модуля орнаментальной композиции в печать (штамп) методом отрисов-ки с помощью приложения CorelDraw (2 часа, практика). Аудиторное занятие предусматривает:

- последовательную очистку изображения от деталировки в выбранном модуле до необходимой легкости его прочтения.

- отрисовку круглой печати и штампа.

- подготовку полученных макетов к печати.

Третье задание подводит студента к необходимости обдумывания и разработке логотипа на основе выбранного орнаментального модуля. После этого студенты приступают к размещению полученного продукта на оригинальные носители: почтовые конверты, блокноты, папки и др.

Четвертое задание предполагает разработку способов внедрения полученных графических продуктов, созданных на основе орнаментального модуля или его интерпретации на внешние рекламные носители по выбору обучающихся: постеры, растяжки, лайт-боксы, иные элементы рекламной продукции, размещаемой в городской среде.

Пятое задание (не являющееся обязательным в семестре) представляет собой разработку бренд-бука или руководства по использованию фирменного стиля на основе созданных и используемых орнаментальных модулей.

Таким образом, проводимая в семестре работа позволяет наблюдать, как выполнение практических заданий, приближенных к реальным требованиям рынка труда, позволяют студентам проявить себя максимально, демонстрируя критическое мышление и способность позитивно реагировать на профессиональную критику со стороны преподавателя, обнаруживая заинтересованность результатами других студентов в учебной группе.

Методически оправданное повышение сложности решаемых учебных задач в семестре позволяет определять предполагаемые «болевые точки» в оказываемом методическом сопровождении обучения будущих бакалавров дизайна, поскольку на каждом этапе выявляются следующие проблемы:

- трудности в достижении чистоты визуализации, которая определяется способностями обучающихся к достижению с помощью средств программных средств узнаваемых характеристик изображаемого или проектируемого объекта, что крайне важно при работе графического дизайнера в рекламной и промышленной графике;

- нехватка насмотренности аналогов и прототипов в создании информативных решений;

- ошибки в интерпретации исходных данных;

- неполное использование законов восприятия, определяющих правила визуализации;

- стилевые ошибки, свидетельствующие о неполном воспроизведении знаниевого компонента программы.

Тем не менее, все работы, по из завершению связываются в единое учебное портфолио студента, что является не только его отчетным документом для получения промежуточной аттестации, но и свидетельствует о их высоком прилежании, что гарантирует высокое качество графических работ в будущей профессии.

Таким образом, допустимым видится решение комплексной проблемы получения, обработки, использования, интерпретации конкретных, имеющих реальные прототипы, изображений, которые в дальнейшем можно собирать в библиотеки шаблонов современных векторных графических решений, для последующей поддержки графических дизайнеров на уровне сетевых энциклопедических ресурсов.

Естественно, что выполнение подобной задачи облегчает последующую трансляцию культурных данных, особенно, если речь заходит о цифровых представительствах центров национальных культур или сохранении для последующего изучения каких-либо феноменов визуальной антропологии.

Все это открывает перед дизайнерами, получающими академическую степень бакалавра, возможности последующего исследования проблем художественной обработки объективных данных. Это повышает значимость корректной интерпретации эмпирического материала в заданиях на проектирование и расширяет поле когнитивного запроса обучающихся, определяет доступные им инструменты визуализации.

Следовательно, реализуя работу в семестре с помощью проектной технологии, преобразование базовой элементарной функциональной грамотности дизайнера, формируемой на младших курсах вуза, в фундаментальную на старших, свидетельствующую о приобретении высокого уровня исполнительского мастерства и конкурентной способности выпускника бакалавриата, на практике, возможно, развивать следующим образом:

- создание методом контент-анализа информационного массива, определяющего характеристики изучаемого теоретического материала, его приращение его с помощью создания базы визуальных данных-шаблонов;

- определение частотно сти использования визуальных единиц для формирования прогноза их популярности в дизайнерском проектировании;

- обучение принципам интерпретации исторически сформировавшейся информации, обладающей художественной ценностью;

- преобразование элементарной функциональной грамотности в фундаментальную, тем самым обеспечив комплексный характер обучения студентов на основе принципов интеллектуального развития обучающегося в рамках непрерывного образования.

Все изложенные действия, допустимо описать как каркасную педагогическую модель достижения фундаментальной функциональной грамотности бакалавров дизайна, учитывая основополагающие формы и методы в рамках проектной технологии обучения.

Заключение. Рассмотрев проблему формирования функциональной грамотности дизайнера, обучающегося в бакалавриате, как достижение его фундаментальной степени, и обратив внимание на методику ее достижения, проанализировав программу дисциплины «Технология художественной обработки материалов» (принятую для примера) можно сделать вывод о том, что:

- учитывая преемственность дисциплин учебного плана образовательной программы, следует определять содержательные компоненты функциональной грамотности дизайнера

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

концептуально;

- применяя технологию проектного подхода в обучении будущих бакалавров дизайна, необходимо применять контекстную тематизацию содержания учебных дисциплин;

- определяя педагогическую каркасную модель функциональной грамотности, в которой суммируются междисци-

плинарные данные, разработчики образовательных программ по направлению «Дизайн» могут рассчитывать на ее достижение выпускниками и корректировать ее формирование на всех стадиях учебно-творческого процесса, что обосновывает оптимистический прогноз развития высшей школы в проектно-художественной сфере.

Таблица 1.

Тип занятия Действия субъектов образовательного процесса Когнитивные действия

Лекция Педагогическое руководство /обучение. Фронтальное аудиторное занятие. Анализ информации, выбор и оценка объекта для создания прототипа или интерпретации.

Практическое занятие аудиторное Педагогическая поддержка /учение, развитие. Фронтальное аудиторное занятие. Классификация выбранного объекта, оценка его структуры, отбор необходимых для интерпретации функциональных фрагментов объекта. Стилизация. Интерпретация.

Самостоятельное внеаудиторное занятие Педагогическое консультирование /учение, развитие, саморазвитие. Индивидуальное внеаудиторное занятие. Интерпретация объекта изображение. Очистка от излишнего деталирования (учет общего и частного во фрагментах изображения). Оцифровка. Формирование композиции.

Контроль аудиторный Педагогический контроль/учение, развитие, саморазвитие. Критический анализ качества выполненной работы

Библиографический список

1. Мацкевич С.А. Функциональная грамотность - проблема высшего образования. URL: http: http://pravmisl.ru/index.php?option=com_conten t&task=view&id=2584&Itemid=86 (дата обращения: 10.02.2020).

2. Сизякина В.М., Лопатухина Т.А. Феномен функциональной грамотности в современной высшей школе // Научные ведомости БелГУ Серия: Гуманитарные науки. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/fenomen-funktsionalnoy-gramotnosti-v-sovremennoy-vysshey-shkole (дата обращения: 10.02.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Орнамика. Крупнейший открытый цифровой архив и лаборатория узоров России. URL: http://ornamika.com/ (дата обращения: 10.02.2020)

References

1. Matskevich S.A. Functional literacy - a problem of the higher education. URL: http: http://pravmisl.ru/index.php? option=com_content&task=vie w&id=2584&Itemid=86 (date of the address: 10.02.2020).

2. Sizyakina V.M., Lopatukhina T.A. Fenomen of functional literacy at the modern higher school//Scientific sheets of BELGU. Series: Humanities. 2019. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-funktsionalnoy-gramotnosti-v-sovremennoy-vysshey-shkole (date of the address: 10.02.2020).

3. Ornamika. The largest open digital archive and laboratory of patterns of Russia. URL: http://ornamika.com/(date of the address: 10.02.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.