Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРЫ ДИЗАЙНА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковешникова Н.А.

Процесс научного творчества, как и процесс художественно-проектного творчества дизайнера, оригинален, индивидуален и неповторим. Тем не менее, развитие способностей к научному творчеству сегодня является составной частью дизайнерского образования. В настоящей статье мы определяем педагогические условия формирования научноисследовательской компетентности будущих бакалавров дизайна. Это включение элементов научно-исследовательской деятельности студентов в содержание учебных дисциплин; введение спецкурса «Основы научных исследований в дизайне»; использование методов и приемов проблемного обучения; методическое сопровождение самостоятельной научноисследовательской работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковешникова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS OF DESIGN

The process of scientific creativity, as well as the process of artistic and project creativity of the designer, is original, individual and unique. However, the development of scientific creativity is now an integral part of design education. In this article, we define the pedagogical conditions for the formation of research competence of future bachelors of design: the inclusion of elements of research activities of students in the content of academic disciplines; the introduction of a special course “Fundamentals of research in design”; the use of methods and techniques ofproblem learning; methodological support of independent research work of students.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378.147.31 КОВЕШНИКОВА Н.А.

кандидат культурлогии, доцент, кафедра индустрии моды, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-mail: rodoris@yandex.ru

UDC 378.147.31

KOVESHNIKOVA N.A.

Candidate of Culturology, Associate Professor, Department of Garment Design, Orel State University E-mail: rodoris@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS OF DESIGN

Процесс научного творчества, как и процесс художественно-проектного творчества дизайнера, оригинален, индивидуален и неповторим. Тем не менее, развитие способностей к научному творчеству сегодня является составной частью дизайнерского образования. В настоящей статье мы определяем педагогические условия формирования научно-исследовательской компетентности будущих бакалавров дизайна. Это включение элементов научно-исследовательской деятельности студентов в содержание учебных дисциплин; введение спецкурса «Основы научных исследований в дизайне»; использование методов и приемов проблемного обучения; методическое сопровождение самостоятельной научно-исследовательской работы студентов.

Ключевые слова: бакалавры дизайна, научно-исследовательская компетентность, педагогические условия

The process of scientific creativity, as well as the process of artistic and project creativity of the designer, is original, individual and unique. However, the development of scientific creativity is now an integral part of design education. In this article, we define the pedagogical conditions for the formation of research competence of future bachelors of design: the inclusion of elements of research activities of students in the content of academic disciplines; the introduction of a special course "Fundamentals of research in design"; the use of methods and techniques ofproblem learning; methodological support of independent research work of students.

Keywords: bachelors of design, research competence, pedagogical conditions.

Научно-исследовательская компетентность будущих бакалавров дизайна - «это компонент профессиональной компетентности, интегративное личностно-профессиональное качество. Оно проявляется в стремлении и способности выпускника вуза применять полученные в процессе обучения знания и опыт научно-исследовательской деятельности для творческой самореализации и решения профессиональных задач в области дизайнерского проектирования. Кроме того, оно выражается в осознанном отношении к исследовательской деятельности как компоненту профессионального мастерства» [3, с. 33].

Формирование научно-исследовательской компетентности будущих бакалавров дизайна будет протекать более успешно при соблюдении ряда педагогических условий. Рассмотрим их. Очевидно, что в процессе формирование названной компетентности ведущей формой деятельности студентов должна стать научно-исследовательская работа (НИРС). НИРС уже давно является неотъемлемым компонентом вузовской профессиональной подготовки. Она организована по двум основным направлениям. Первое - это научно-исследовательская работа студентов, непосредственно включенная в учебный процесс (УНИРС). Второе направление - это работа студентов, которая осуществляется ими вне аудиторных занятий и самостоятельной работы по той или иной дисциплине. В данном случае речь идет о таких формах работы, как подготовка и участие в конкурсах студенческих научных работ, конференциях, участие в студенческих научных обществах, в научных исследованиях кафедр под руководством преподавателей и т.д. Если первая форма НИРС предусмотрена учебным планов и рабочими программами дисциплин, и, таким образом, является обязательной, то вторая должна осуществляться исключительно по желанию студентов.

Для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Дизайн» (уровень бакалавриата) обязательная учебно-исследовательская работа должна быть выстроена таким образом, чтобы в процессе ее осуществления у будущих бакалавров дизайна формировались все компоненты научно-

исследовательской компетентности: мотивационный, когнитивный и деятельностный (таб. 1).

Формирование когнитивного и деятельностного компонентов должно протекать в процессе учебной научно-исследовательской работы студентов в ходе изучения дисциплин базовой и вариативной частей основной образовательной программы по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн. Те знания и опыт творческой научной деятельности, которые студенты-дизайнеры получат на младших курсах, должны стать основой для выполнения на старших курсах курсовых проектов, а также выпускной квалификационной работы. Кроме того, они будут использоваться в научно-исследовательской работе, проводимой во внеучебное время. Таким образом, УНИРС является необходимым подготовительным этапом и базой для перехода студента на новый, более высокий уровень самостоятельных научных исследований.

Следует учитывать, что в основу организации работы по формированию научно-исследовательской компетентности будущих бакалавров дизайна должен быть положен принцип ее профессиональной направленности. Между тем, как показывает многолетний опыт преподавания, у подавляющего большинства студентов младших курсов отсутствует понимание взаимосвязи профессии дизайнера с научной деятельностью. В связи с этим целесообразным представляется включение раздела «Основы научных исследований» в содержание дисциплины «Введение в специальность», которая преподается студентам-дизайнерам в первом семестре. В этот раздел должны быть включены следующие вопросы:

- понятийно-терминологический аппарат научного исследования в сфере дизайна;

- принципы организации и алгоритма проведения предпроектных исследований в дизайн-проектировании;

- общенаучные и специальные методы научного исследования в дизайне.

© Ковешникова Н.А. © Koveshnikova N.A.

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (87), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 87. 2020

Таблица 1.

Компоненты и критерии научно-исследовательской компетентности будущих бакалавров дизайна

Компоненты Критерии

мотивационный 1. Внутренние познавательные мотивы: познавательные потребности; интерес к научному способу познания мира; интерес к своей научной проблеме и др. 2. Внешние позитивные мотивы: саморазвитие, развитие интеллекта; повышение профессионализма; самореализация; мотивы социальной успешности; получение престижной работы; материальное поощрение. 3. Внешние негативные мотивы (избегания): обязательность; боязнь критики; нежелание отчисления и т.п.

когнитивный 1. Знание понятийно-терминологического аппарата научного исследования. 2. Знание принципов организации и алгоритма проведения научного исследования. 3. Знание общенаучных и специальных методов научного исследования.

деятельностный 1. Владение способами получения и накопления новой научной информации. 2. Умение представлять итоги собственных научных исследований в различных жанрах (статьи, презентации и др.), выступать с научными сообщениями и докладами, вести научные дискуссии. 3. Умение подбирать средства и методы для решения поставленных задач в научном исследовании. 4. Умение планировать проведение научного исследования с учетом рационального использования времени. 5. Умение самостоятельно формулировать научную проблематику в сфере своей профессиональной деятельности, обосновывать актуальность выбранной темы исследования; ставить цель и определять задачи исследования, выдвигать гипотезу, делать обоснованные заключения по результатам проводимых исследований.

Деятельностный компонент ' научно-исследовательской компетентности, т.е. овладение будущими бакалаврами дизайна совокупностью методов подготовки, организации и проведения научного исследования может быть сформирован в полной мере

только в реальной работе. Поэтому во время аудиторных занятий мы предлагаем использовать такие методы обучения, которые не только активизируют процесс познания обучающихся, но и максимально приближают познавательную деятельность студентов к исследовательской деятельности. Так, в ходе изучения дисциплин историко-искусствоведческого цикла («История искусства», «История и теория дизайна», «Стили и направления в дизайне») для формирования навыков исследовательской деятельности студентов-дизайнеров приоритетными являются задания проблемно-поискового типа. Их выполнение предполагает использование таких приемов, как анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы; доказательство или опровержение гипотезы. От учащихся при этом требуется умение систематизировать и анализировать получаемую информацию, обобщать факты и явления и делать правильные выводы. При выполнении заданий исследовательского типа на лекционных и семинарских занятиях студенты объясняют события и процессы с помощью теоретических знаний и устанавливают, какие факты требуют особого рассмотрения, определяют направления и способы дальнейшего изучения проблемы, высказывают и обосновывают предположения о возможном развитии того или иного процесса или явления.

Проиллюстрируем это положение примером из опыта преподавания дисциплины «История искусств». Содержание лекционного курса должно не только опираться на широкий историко-культурный материал, известный студентам по курсам «История», «Философия», «Культурология» и т.д., и при этом также носить проблемный характер изложения. Например, искусствоведческий анализ стилистических особенностей того или иного этапа развития изобразительного искусства и архитектуры в конкретной стране должен проводиться в контексте развития всей художественной культуры рассматриваемой эпохи. Студенты должны отчетливо видеть связь художественной культуры с эстетическими, философскими, социальными воззрениями каждого конкретного исторического периода, оказавшими положительное или негативное влияние на процесс развития изобразительного искусства.

Поскольку на аудиторные лекционные занятия по дисциплине «История искусства» по направлению подготовки «Дизайн» (уровень бакалавриата) отводится сравнительно не-

большое количество часов, преподаватель вынужден весьма сжато излагать материал по ключевым темам курса. В связи с этим важно методически верно выстроить работу студентов на семинарских (практических) занятиях. Задания, которые студенты самостоятельно выполняют при подготовке к семинарским (практическим) занятиям, могут быть следующими:

1. Написание реферата по ключевым теоретическим проблемам изучаемого курса. Данный вид работы обязательно должен включать в себя анализ наиболее дискуссионных вопросов (в том виде, в котором они представлены в рекомендованной литературе).

2. Подготовка доклада (сообщения) по предложенной преподавателем теме с обязательным выступлением заранее назначенных рецензентов и общим обсуждением проблематики доклада.

Примерными темами таких работ могут быть: «Византийские традиции в живописи итальянского Проторенессанса»; «Творчество художников-передвижников в духовной культуре России средины XIX в.»; «Академизм и реализм как выражение двух тенденций в развитии европейского искусства XVII в.»; «Барокко и классицизм в изобразительном искусстве и архитектуре как художественные системы» и др.

Такие работы содержат более глубокий, нежели это было дано в лекции, анализ той или иной эпохи в истории искусства, творчества конкретного художника, наиболее полно отразившем в своем творчестве идейно-эстетические концепции своего времени и т.д. Кроме того, в процессе выполнения такого рода заданий у студентов формируются навыки научно-исследовательской работы: изучение источников, постановка проблемы; формулирование гипотезы; научная аргументация собственных выводов и т.д. Лучшие рефераты и доклады могут быть рекомендованы для участи в конкурсе студенческих научных работ, представлены на конференциях или опубликованы в вузовских научных сборниках.

Важное значение для формирования научно-исследовательской компетентности будущих бакалавров дизайна имеет правильная методическая организация выполнения студентами контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.

Контрольная работа по дисциплинам историко-искусствоведческого цикла («История искусств» и «История дизайна») является разновидностью научно-исследовательской работы студентов. Ее задачи: научить сту-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

дентов самостоятельно работать с источниками, научной и периодической литературой, учебниками и учебными пособиями, а также анализировать и систематизировать изученный самостоятельно материал. Выполнение контрольных работ должно подготовить обучающихся к написанию и защите курсовых и выпускных квалификационных работ. Отбор тематики и содержания контрольных работ проводится по актуальным проблемам дизайна с учетом потребностей вузовского образования. Поэтому темы контрольных работ необходимо сопроводить краткими методическими рекомендациями, в которых определяется круг вопросов, подлежащих рассмотрению. К каждой теме преподавателем должен быть составлен список рекомендованной литературы, который необходимо пополнять и уточнять по мере появления новых публикаций. В качестве примера тем контрольных работ по дисциплине «История дизайна» укажем: «Дизайн в системе художественной культуры», «Проектная культура как категория дизайна», «Историческая типология проектной культуры», «Каноническое проектирование как феномен культуры Средних веков», «Художественная и техническая деятельность Нового времени в контексте перехода от «канонического» проектирования к проектной культуре», «Художественно-эстетические проблемы предметного творчества и ранние теории дизайна XIX в.», «Проектная культура модернизма (1910 - 1930-е гг.)», «Баухауз: программа эстетического освоения индустриальной культуры», «Производственное искусство: художественно-эстетические и социокультурные программы», «Художественно-проектные концепции русского конструктивизма», «Американская модель проектной культуры: рациональный стайлинг», «Социокультурные факторы формирования «постиндустриальной» модели проектной культуры».

После выбора темы студенту необходимо проанализировать рекомендованную литературу, продумать последовательность изложения материала, составить план и оглавление контрольной работы. Тем студентам, которые будут продолжать разрабатывать выбранную тему, рекомендуется составлять более подробный план с тем расчетом, чтобы контрольная работа стала частью курсовой и (или) выпускной квалификационной работы. В содержании контрольной работы обязательно должен быть представлен раздел, в котором содержится анализ научной и художественно-критической литературы. Теоретические положения желательно иллюстрировать примерами из современной практики дизайн-проектирования. Теоретические положения сопровождаются иллюстративным и графическим материалом.

Курсовая работа - также разновидность научно-исследовательской работы студентов. Она выпол-

няется на 3 курсе. В контексте профессиональной подготовки будущих бакалавров дизайна курсовая работа по дисциплинам историко-искусствоведческого цикла имеет личностно-ориентированную направленность, развивает творческий потенциал обучающихся и внутреннюю мотивацию к осуществлению деятельности исследовательского характера. Предварительно студенты знакомятся с перечнем тем, который предлагает преподаватель - научный руководитель курсовой работы. Затем, исходя из своих учебных интересов и возможностей проведения научно-исследовательской работы, студенты выбирают тему для своей курсовой работы. На консультациях с научным руководителем уточняется формулировка темы и отдельные положения, этапы и методика выполнения курсовой работы. В период написания курсовой работы студенты более углубленно изучают рекомендованную и самостоятельно подобранную литературу по теме исследования, составляют краткие конспекты и выписки, составляют библиографию. В отличие от контрольной работы, в курсовой работе должна содержаться практическая часть, выводящая студента на собственную проблематику дизайн-проектирования. Таким образом, курсовые работы по дисциплинам историко-искусствоведческого цикла реализуют межпредметные связи с профилирующими дисциплинами, в первую очередь, с курсом «Проектирование».

В заключении сформулируем следующие выводы. Процесс формирования научно-исследовательской компетентности будущих бакалавров дизайна окажется более эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:

1. соблюдение принципов преемственности, целостности и профессиональной направленности путем внедрения элементов научно-исследовательской деятельности студентов в содержание учебных дисциплин на всех этапах подготовки будущих бакалавров дизайна;

2. Разработка и внедрение в учебный процесс спецкурса «основы научных исследований в дизайне» в рамках дисциплины «введение в специальность»;

3. Приближение познавательной деятельности студентов во время основных аудиторных занятий к исследовательской деятельности путем использования методов и приемов проблемного обучения;

4. Методическое сопровождение научно-исследовательской работы студентов в процессе написания контрольных и курсовых работ по дисциплинам историко-искусствоведческого цикла.

Библиографический список

1. ИпполитоваН.В., СтерховаН.С. Анализ понятия «учебно-исследовательская деятельность студентов педагогического вуза» // Дискуссия. 2016. № 8 (71). С. 112 - 120.

2. КовешниковаН.А. История искусств: Методические указания по подготовке к практическим занятиям. Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2018. 39 с.

3. Ковешникова Н.А. Сущность и определение понятия научно-исследовательской компетентности будущих бакалавров дизайна // Образование и общество. 2017. № 5 - 6. С. 29 - 33.

4. Муртазина С.А. Проектно-деятельностный подход к формированию профессиональной компетенции бакалавров дизайна на основе изучения дисциплины «История искусств» // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 4. Т. 3. С. 172 - 175.

References

1. Ippolitova N.V., Sterhova N.S. Analysis of the concept «Educational and research activities of students of pedagogical University» // Discussion. 2016. № 8 (71). Pp. 112 - 120.

2. Koveshnikova N.A. History of art: methodical instructions for preparing for practical classes. Orel, OSU named after I.S. Turgenev, 2018. 39 p.

3. Koveshnikova N.A. The essence and definition of the concept of research competence of future bachelors of design // Education and Society. 2017. № 5-6. Pp. 29 - 33.

4. Murtazina S.A. Design and activity approach to the formation of professional competence of bachelors of design based on the study of the discipline "History of Art" // Bulletin of Cherepovets State University/ 2011. № 4. V. 3. Pp. 172 - 175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.