УДК 378.147.31 КОВЕШНИКОВА Е.Н.
доктор педагогических наук, профессор, кафедра индустрии моды, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] КОВЕШНИКОВ П.А.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Ландшафтная архитектура», Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина E-mail: [email protected]
UDC 378.147.31
KOVESHNIKOVA E.N.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Garment Design, Orel State University E-mail: [email protected] KOVESHNIKOV P.A.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Landscape Architecture, Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРЕ РУЧНОЙ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДАЧИ ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАНИИ БАКАЛАВРОВ ИСКУССТВА КОСТЮМА И ТЕКСТИЛЯ
TO THE QUESTION ABOUT THE CULTURE OF MANUAL GRAPHIC FEEDING OF THE PROJECT IN EDUCATION OF BACHELORS OF ART COSTUME AND TEXTILES
Владение культурой графической подачи эскизных и проектных решений при создании авторских коллекций моделей одежды является необходимым условием профессиональной подготовки бакалавров по направлению подготовки «Искусство костюма и текстиля». Сегодня художники по костюму широко используют компьютерные технологии. Однако компьютер не является средством создания эскизов. Он также не решит задач построения композиции. Задача педагога заключается в том, чтобы сформировать у студента навыки уверенного владения ручной графикой. Это особенно важно на стадии выполнения эскизов коллекции моделей одежды или художественного оформления текстиля.
Ключевые слова: бакалавры, искусство костюма и текстиля, графические навыки
The possession of a culture of graphic presentation of conceptual and design solutions when creating author's collections of clothing models is a prerequisite for the professional training of bachelors in the direction of preparation "The Art of Costume and Textile". Today, costume designers make extensive use of computer technology. However, a computer is not a means of sketching. He also will not solve the problems of building the composition. The teacher's task is to develop the student's skills in self-mastery of manual graphics. This is especially important at the stage ofperforming sketches of a collection of clothing models or decoration of textiles.
Keywords: bachelors, costume art and textile, graphic skills.
Будучи заведующей кафедрой «Дизайн» Орловского государственного технического университета, я собиралась в поездку в Финляндию в университет дизайна Ветерхофф, на стажировку. С собой я везла подборку студенческих портфолио, курсовых и дипломных проектов, выполненных в оригинальной ручной графике. Я хотела продемонстрировать их финским студентам, которые уже тогда выполняли свои проекты в основном на компьютерах и не совсем уверенно владели ручной графикой. Было это более двадцати лет назад, когда мы графическую подачу делали в основном руками и еще только подбирались к персональной компьютерной технике. Сегодня и у нас профессиональная деятельность художника по костюму немыслимо без использования компьютерных технологий при разработке проектных решений. Владение графическими программами является одним из обязательных условий для бакалавров по направлению подготовки «Искусство костюма и текстиля». Студенты, начиная с первого курса выполнять учебные проекты на компьютере, часто под
художественными качествами проекта понимают исключительно свойства его компьютерной графической подачи. При этом, к сожалению, для них на второй план отходит иные, более значимые, требования, предъявляемые к проекту.
Очень важно различать презентационные качества проекта и грамотность его разработки с точки зрения соответствия композиционным, художественным требованиям и понимать, чему отдавать приоритеты. Сегодня мнение на этот счет расходятся и среди преподавателей.
Очень часто приходится наблюдать как студент, выполняя компьютерную подачу проекта, пытается достичь фотографического эффекта, максимального сходства с некой предполагаемой реальностью. Достижение такого сходства часто выдвигается в качестве обязательного требования со стороны руководителей студенческих проектов. Можно предположить, что преподаватель такое требования выдвигает из желания приблизить студента к тем условиям, которые возможны при работе с реальным заказчиком, когда речь идёт
© Ковешникова Е.Н., Ковешников П.А. © Koveshnikova E.N., Koveshnikov P.A.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
о проектировании промышленных коллекций моделей одежды.
Когда-то фотографичность в подаче творческих эскизов художников по костюму приравнивалась к так называемому «натурализму» и не только не поощрялась, но и расценивалась как проявление китча. Напротив, приветствовалась определённая изобретательность в подаче творческих эскизов моделей одежды, условность и стилизация. При этом достаточно строго выдерживались требования ГОСТа при выполнении рабочих эскизов коллекций моделей одежды. Условность графической подачи часто диктовалась основной идеей коллекций моделей одежды и была направлена на раскрытие художественно-образного решения. Начиная с первых фор-эскизов в графической подаче и переходя к творческим эскизам с колористическим решением моделей одежды художник по костюму добивался предельной эмоциональной выразительности того образа, который был продиктован источником творчества и вдохновения для его авторской коллекции.
Таким источником творчества могли стать русский народный костюм, архитектура, природа, музыка и т.д.
Эскизы моделей одежды, выполненные по такому принципу, всегда были очень индивидуальны с ярко выраженным авторским подчерком художника. Примером могут служить эскизы выдающегося русского модельера Вячеслава Зайцева.
Сегодня такую подачу можно увидеть лишь на проектах, выполненных в мастерских, где сохранились старые традиции или на художественных выставках, где к костюму относятся как к произведению искусства. За таким отношением к костюму просматривается автор, и даже школа. Так, например, на смотрах-конкурсах дипломных проектов, достаточно легко можно было различить работы московской, омской, санкт-петербургской и других дизайнерских школ, готовящих художников по костюму. У каждой школы был свой подчерк, который основывался на высоком уровне ручной графической подачи проектов. За этим стояла большая работа педагогов по классической подготовке студентов по художественным спецдисциплинам, на изучение которых выделялось достаточное количество времени.
Это был очень концентрированный и насыщенный период обучения, в котором студент параллельно осваивал целый ряд профессиональных навыков, таких как:
- знакомство с элементами пластического языка (линия, пятно, плоскость, объем, пространство, фактура, текстура, цвет);
- освоение материалов и технологией творчества (уголь, соус, сангина, пастель, тушь, краска, коллаж, макет), навыков рукоделия и визуализации размышлений;
- открытие явлений культуры (реализм, авангард, конструктивизм, футуризм, экспрессионизм, минимализм);
- изучение понятий профессии (тектоника, композиция, масштаб, метр, ритм, нюанс, контраст, симметрия, асимметрия и т. д.);
- привитие навыков проектного мышления и
анализа;
- и, наконец, попытки нащупать собственную художественную проблематику и открыть в себе творческое начало.
Таким образом за относительно небольшой период времени студент осуществлял масштабное погружение в изучение таких дисциплин как «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Цветоведение», «История искусств», «История костюма», «Скульптура», «Проектирование».
Причем между этими предметами устанавливалась тесная взаимосвязь, которая преследовала одну цель - сформировать у будущего художника по костюму культуру мышления и культуру графической подачи проектных решений коллекций моделей одежды.
Такой подход к обучению студентов позволяет относится к костюму как к искусству, а творческие эскизы представлять в экспозициях выставок на ряду с живописью, графикой, декоративно-прикладными изделиями.
Включение в учебный процесс подготовки художника по костюму компьютерных технологий открыли новые возможности овладение профессиональным мастерством. Творческий процесс, поддержанный новейшими методами компьютерного проектирования, значительно облегчает и упрощает работу студентов по созданию авторских проектов.
Однако многие студенты младших курсов, компьютерные технологии пытаются использовать уже в процессе эскизирования, минуя карандашную стадию как таковую.
Это, на наш взгляд, очень опасная тенденция. Здесь, конечно, важна роль преподавателя, который должен объяснить студенту, что компьютер не является средством эскизирования, и не поможет в решении композиционных задач, когда речь идет о грамотном пропорциональном членении форм, о соотношении доминанты и соподчиненных элементов. В этом отношении показательно высказывание Кристофера Дэя: «Если я использую компьютер, чтобы изобразить кривую, которую я провел легким движение грифеля, он, конечно, может это выполнить, но нет ничего более разнящегося, чем эти две линии. Когда я рисую кривую, в нее встроено движение тела. Самые живые и сильные изгибы рисуются не одними только пальцами, но и всем телом, начиная со ступни. Чтобы воспроизвести эту линию, компьютер преобразует мое непрерывное, текучее, развивающееся движение в безжизненный двоичный код» [1, с. 84 - 85].
Приходятся наблюдать как студенты на ноутбуках, не располагая достаточными ресурсами мощности, огромное время тратят на выполнение так называемых визуализаций в виде красивых трехмерных картинок. Очень часто в компьютерной подаче проектов студентами используются некие «спецэффекты» в виде всевозможных фоновых подкладок. Такие графические приемы вполне допустимы, наверное, при выполнении рекламных буклетов, когда целью изображения является не содержание проекта, а яркая, привлекательная картинка.
Можно уверенно констатировать, что компьютер сегодня используется студентами как «другой карандаш», т.е., исключительно как средство графической подачи эскизов и проектов.
На наш взгляд бакалавр по направлению подготовки искусства костюма и текстиля в обязательном порядке должен обладать приемами ручной графической подачи на всех стадиях эскизирования при создании коллекций одежды. Для художника по костюму это особенно важно. Очевидно, что первый фор-эскиз, «почеркушку», в которой отражается самая яркая и живая мысль художника при создании модели одежды необходимо зафиксировать в ручной графической подаче. Делается это на небольшом вертикальном формате листа, очень быстро.
Из большого числа фор-эскизов, выбирается один наиболее удачный вариант, из которого в последствии получается творческий эскиз, а затем и готовое изделие. Для того, чтобы студенты, приобрели навыки уверенной работы со средствами ручной графики им предполагаются специальные упражнения на изображение линии, пятна, плоскости, объёма, с определёнными задачами выявления средств композиции.
Такой подход не только оправдан, но и необходим им и потому, что сегодня наши студенты не имеют довузовской художественной подготовки. Многие из них не умеют рисовать, и они вынуждены «прятаться» за компьютер, а мы, в свою очередь, просто обязаны привить им культуру ручной графической подачи проектов.
Библиографический список
1. ВолковН.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. 524 с.
2. ДэйК. Места, где обитает душа (архитектура и среда как лечебное средство) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. glazychev.ru/books/translations/day/day-06.htm (Дата обращения 25.09.19)
3. Ковешников П.А. Художественно-проектная компетенция бакалавров дизайна: сущность, структура и содержание // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 1 (70). С. 185 - 190.
4. Суздалев П.К. Основы понимания живописи. М.: Искусство, 1964. 86 с.
5. ЯковлевЕ.В., ЯковлеваН.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.: ВЛАДОС, 2006. 239 с.
References
1. VolkovN.N. Composition in painting. Moscow, 1977. 524 p.
2. Day C. Places of the Soul (Architecture and the Environmental Design as a Healing Art) [Electronic resource]. - http://www.glazychev.ru/ books/translations/day/day-06.htm
3. Koveshnikov P.A. Artistic-design competence of the bachelors of design: essence, structure and content // Scientific notes of Orel state university. 2016. № 1 (70). Pp. 185 - 190.
4. SuzdalevP.K. Basics of understanding painting. Moscow, 1964. 86 p.
5. YakovlevE.V., YakovlevaN.O. Pedagogical concept: methodological aspects of construction. Moscow, 2006. 239 p.