Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
профессиональная компетентность / компетенции / дизайн / педагогические условия / история искусства / контекстная специализация / активные методы обучения / образовательная среда / бакалавриат / professional competence / competencies / design / pedagogical conditions / art history / contextual specialization / active teaching methods / educational environment / undergraduate studies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Лу, Мартынова Наталья Владимировна, Дьячкова Людмила Германовна

Исследование формирования профессиональной компетентности студентов-дизайнеров основано на определении четырех педагогических условий (организационно-методическое обеспечение, создание образовательной среды, использование активных методов обучения студентов и реализация получаемых знаний на практике в процессе проектно-творческой работы обучающихся). Данные, полученные с помощью сравнительного анализа внедрения указанных педагогических условий в процесс обучения кафедрами российского и китайского вузов, позволяют подтвердить эффективность контекстной специализации при изучении истории искусств, как дисциплины с выраженным пропедевтическим характером для достижения профессиональных успехов бакалавров дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCE OF DESIGN STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING ART HISTORY

The study of the formation of professional competence of design students is based on the definition of four pedagogical conditions (organizational and methodological support, the creation of an educational environment, the use of active methods of teaching students and the implementation of the obtained knowledge in practice in the process of design and creative work of students). The data obtained using a comparative analysis of the introduction of these pedagogical conditions into the process of training by departments of Russian and Chinese universities make it possible to confirm the effectiveness of contextual specialization in the study of art history as a discipline with a pronounced propedeutic character in order to achieve professional success of bachelors of design.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ»

Чжан Лу,

преподаватель Хэбэйской академии искусств, г. Шицзячжуань, провинция Хэбэй, КНР, e-mail: [email protected]

МАРТЫНОВА Наталья Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна, декоративно-прикладного искусства и этнокультуры,

Педагогического института, Тихоокеанского государственного университета,

e-mail: natalmart@mail. ru

ДЬЯЧКОВА Людмила Германовна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна архитектурной среды, Тихоокеанского государственного университета,

e-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ

Аннотация. Исследование формирования профессиональной компетентности студентов-дизайнеров основано на определении четырех педагогических условий (организационно-методическое обеспечение, создание образовательной среды, использование активных методов обучения студентов и реализация получаемых знаний на практике в процессе проектно-творческой работы обучающихся). Данные, полученные с помощью сравнительного анализа внедрения указанных педагогических условий в процесс обучения кафедрами российского и китайского вузов, позволяют подтвердить эффективность контекстной специализации при изучении истории искусств, как дисциплины с выраженным пропедевтическим характером для достижения профессиональных успехов бакалавров дизайна.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенции, дизайн, педагогические условия, история искусства, контекстная специализация, активные методы обучения, образовательная среда, бакалавриат.

Zhang Lu,

lecturer at the Hebei Academy of Arts, Shijiazhuan, Hebei Province, China,

MARTYNOVA Natalya Vladimirovna,

candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of Design, arts and crafts and ethnoculture,Pedagogical Institute,

Pacific State University,

DYACHKOVA Lyudmila Germanovna,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Architectural Environment Design,

Pacific State University,

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCE OF DESIGN STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING ART HISTORY

Annotation. The study of the formation of professional competence of design students is based on the definition of four pedagogical conditions (organizational and methodological support, the creation of an educational environment, the use of active methods of teaching students and the

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10644 УДК 378

implementation of the obtained knowledge in practice in the process of design and creative work of students). The data obtained using a comparative analysis of the introduction of these pedagogical conditions into the process of training by departments of Russian and Chinese universities make it possible to confirm the effectiveness of contextual specialization in the study of art history as a discipline with a pronounced propedeutic character in order to achieve professional success of bachelors of design.

Key words: professional competence, competencies, design, pedagogical conditions, art history, contextual specialization, active teaching methods, educational environment, undergraduate studies.

Исследуя «...процесс формирования профессиональной компетентности выпускников» [1] образовательных программ проектно-художественной направленности, как бакалавров дизайна, обладающих особым типом мышления, позволяющим создавать новые целостные образы культуры, необходимо обратить внимание на представления о специфике профессии дизайнера, поскольку этот компонент, определяемый историко-культурным контекстом, позволяет сформулировать принципы становления профессиональной культуры будущих дизайнеров в формате высшей школы.

Анализируя работу кафедры дизайна, декоративно-прикладного искусства и этнокультуры Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск), образовательные программы которой реализуют подготовку бакалавров графического дизайна, художников-прикладников и мастеров народных промыслов (в области сувенирной продукции), педагогов дополнительного образования в сфере АРТ-технологий, можно наблюдать последовательное решение учебно-творческих и исследовательских задач, формируемых принципами (ФГОС ВО третьего и продвинутого третьего поколения) профессионального соответствия выпускников актуальным требованиям рынка труда.

Учет труда дизайнера, определяющего не столько изысканный сегмент произведений прикладного искусства, сколько разработку норм, используемых для наполнения массового сектора продаж необходимыми продуктами, позволяет определить необходимость обеспечения педагогических условий, способных формировать как творческие, так и прагматические компоненты профессионального становления обучающегося.

В связи с этим наш интерес вызывает концепция содержания образования, предложенная В.В. Краевским [2;3], И.Я. Лернером [4] и М.Н. Скаткиным [5], так как на уровне программного документа она определяет все структурообразующие компоненты обучения, как:

- равноценные и взаимосвязанные,

- творчески реализующие замыслы,

- формирующие эмоционально-ценностного отношение к миру,

- комплексные знания о действительности;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

- интеллектуальные, практические навыки и умения, позволяющие осознавать и преобразовывать действительность, - т. е. проектировать - все то, что способно описать сознание выпускника бакалавриата как дизайнера, востребованного профессионала.

На основании чего, опираясь на «...принципы:

- социо-ориентированности,

- интеграции технического, естественно-научного, гуманитарного и художественного образования» [6] (понимаемой как платформа фундаментальности высшего образования),

- единства обязательнойи вариативной части обучения студентов-дизайнеров, позволяющего изучение регионального художественного наследияна фоне мирового опыта, определяющего возможность стилистически адекватной интерпретации опыта профессиональной деятельности;

- созидающего подхода к решению рабочих задач, основывающего творческое мышление как базово определяющее профессиональную культуру, компоненты реализации процесса обучения студентов-дизайнеров, можно обосновать педагогические условия становления будущего профессионализма бакалавров и структурировать их.

Для определения необходимых педагогических условийудачной представляется интерпретация учебно-творческого пути студента, в процессе освоения которого объединяются искусство, технологические знания и наука для формирования опыта первичной насмотренности (отличающей рисовальщиков от филологов, например, с их начитанностью), как способа осмысления художественных средств и возможностей визуализации пространственного постижения мира, обнаруживающем образный язык искусства, как понимания и трансляции знаний о мире.

Поскольку обучение в бакалавриате дизайна, в общем-то, определяет становление основополагающих знаний, значимых для последующей работы, а навыки, умения и формирование опыта деятельности описываются на уровне содержания профессиональных компетенций, то своеобразным фильтром, предназначенным для очистки и выравнивания опыта визуального пости-

жения мира предлагается базовая ученая дисциплина «История искусств».

Всем известно, что на стадии поступления в вуз, контингент абитуриентов неоднороден по уровню подготовки (как теоретической, как и изобразительной), но одинаков в одном - в профессиональном самоопределении и убежденности в собственной правоте по отношению к выбору образовательной программы обучения. Поэтому первокурсникам необходимо раннее осознание особенностей своей будущей профессиональной деятельности, им важно получить опыт формирования комплексных культурных взаимосвязей, чтобы обрести исполнительское мастерство и определить творческий почерк и индивидуальность. И в силу того, что особенности картины мира, воспроизводимой человеком на уровне художественной организации пространства произведения, обнаруживаются в поиске результатов интериоризации всех культурных депонентов, важным становится обеспечение такого курса, который будучи направлен на изучение истории искусств и стилей, формирует профессионально значимый опыт визуализации истории мира, фиксированной конкретными реалиями его пространственного освоения.

Именно поэтому возникает ряд трудностей с традиционно воспроизводимыми курсами истории искусства. Многие исследователи (например, Л.Ю. Лиманская [7], В.Ф. Сидоренко [8], А.Р. Усма-нова [9]) аргументируют необходимость специально создаваемых для обучающихся дизайну курсов, которые бы содержали изложение деталей общекультурного фона (рождение техник, технологий, особенности мировоззрений и вероисповедных движений и т.п.), способных повысить эстетические запросы обучающихся и раскрыть их творческий потенциал (например, Ю.У. Фохт-Ба-бушкин[10]), сформировать чувственность, объясняющую эмоциональное вовлечение в переживание явлений мира (Н.В. Ягненкова [11]). Все вышеназванные исследователи едины во мнении о том, что изучение опыта мировой визуальной культуры, искусства способно определить профессионально направленное, проектное мышление, даже в ситуации недостаточной сформированно-сти педагогических технологий, направленных на гуманизацию обучения и воспитания в вузах.

Рефлексивный анализ исследований указанных авторов обнаруживает необходимость учета в обучении взаимопроникновения данных из разных областей знания (например, труды М.М. Бахтина [12; 13]). Становится очевидным то обстоятельство, что интеграция разных областей знания, отображающаяся в структуре, содержании и методике преподавания ряда профессионально значимых для дизайнеров дисциплин, должна

способствовать формированию профессиональной компетентности будущего бакалавра. Тем более, что и профессиональная компетентность трактуется именно как: «...интегральная профессионально-личностная характеристика, как способность и готовность выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретно-исторический момент нормами, стандартами и требованиями» [14].

Тем не менее, не следует воспринимать изучение истории искусств как некоторый иллюстративный предмет, используемый для повышения интереса к другим дисциплинам, и учитывая безусловно пропедевтический характер дисциплины, необходимо формировать контекстную специализацию читаемых материалов.

Для примера опишем свой опыт и результаты, полученные в рамках предлагаемого обучающимся цикла «История искусств». Как упоминалось выше, абитуриенты, уже на стадии зачисления в университет способны демонстрировать профессиональную заинтересованность в получении конкретных знаний и, предлагая ряд заданий это качество можно раскрыть. Последовательно выдаваемые студентам задания подразумевают четыре, скрытые от мгновенного осмысления, ступени самореализации и становления творческого пути - эти ступени определяются содержанием педагогических условий, позволяющих становление профессиональной компетентности.

Принимая первым педагогическим условием, определяющим будущий профессионализм бакалавров дизайна можно назвать организационно-методическое сопровождение изучения дисциплины (истории искусств), предназначенной выполнять работу «фильтра» формируемых компетенций в течение 4 семестров (со второго по шестой, включая написание исследовательской -курсовой работы), педагоги определяют с помощью стартовых заданий возможность рефлексивных актов обучающих. И первым шагом в формировании профессионализма будущего дизайнера становится эссе-размышление «Искусство в моей жизни», которое введено как обязательное задание педагогом Чжан Лу для студентов Хэбэйской академии искусств и прошло успешную апробацию в 2018-2019 и 2019-2020 учебных годах (для российских студентов это задание носит характер рекомендованного). Задание предполагает описание ситуаций, оставивших впечатления в жизни студента при его встрече с произведениями искусств, как особо запомнившихся, глубинно задевших. На этом этапе, кроме описания рефлексии, студент должен дать атрибуирующие произведение данные и составить список использованных источников и материалов.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

В то же время, допустим и другой вариант, когда педагог предлагает студенту выбрать из существующих или сделать самому фотографии произведений искусства или архитектурных объектов, и выполнить задание (определить страну, город и место нахождения данного объекта, автора, год создания, описание творчества мастера), показывающее способность исследовать, читать, анализировать, описывать предложенный контент. Таким образом, данное учебное задание становится этапом первичного осмысления студентом возможности собственной творческой реализации и понимания характера учебной деятельности. Этот этап позволяет анализировать опыт персонального обращения к искусству, анализировать свои предпочтения, аргументировать их профессионально значимыми контекстными данными о произведениях искусства.

Следующее педагогическое условие, представляющее собой создание образовательной среды при помощи творческого взаимодействия субъектов обучения. Задания по истории искусств, на этапе реализации этого педагогического условия, предполагают определение темы, имеющей личностное значение в жизни студента, и способной обнаружить его концептуальный выбор в процессе подготовки исследовательской работы (например, написания статьи в рамках международной студенческой научной конференции обучающихся в бакалавриате как в Хабаровске, так и в провинции Хэбэй).

Третьим педагогическим условием является использование активных методов обучения и потому этаптворческой самореализации студента заключается в выборе темы для курсовой работы, а затем и выпускной квалификационной работы из некоторого количества вариантов, и этот выбор следует аргументированно объяснить. Таким способом можно активировать учебно-познавательную деятельность студентов, подтолкнуть их к активной мыслительной и творческой работе в профессиональном становлении дизайнера (анализирующей опыт выдающихся мастеров дизайна всех времен; актуальные тренды; современные стили графической иллюстрации; проектирование многостраничного издания и фирменного стиля).

Четвертым педагогическим условием формирования профессиональной компетентности студентов-дизайнеров становится их вовлеченность в проектную (творческую, исследовательскую) деятельность, способную наделить опытом создания произведения, требующего опоры на системные знания, например в области реконструкции или реставрации известных произведений традиционного искусства, популярного в регионе.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

Этот этап, как преддипломная практика, предшествуя созданию выпускной квалификационной работы, позволяет студенту в реальном проектировании проявить не только способность к созиданию, но проявить индивидуальность, продемонстрировать информационную компетентность и навыки коммуникации с предполагаемым заказчиком. Педагогическое наблюдение ситуации выполнения таких заданий обнаруживает активную авторскую позицию бакалавра-дизайнера, основанную множеством деталей от оформления до уникального прочтения давно известной темы.

Кроме итоговых оценок, определяющих готовность студента к выполнению профессионально значимых заданий, в данном процессе важна рефлексия, в рамках которой студентам необходимо ответить на ряд вопросов, связанных с оценкой трудностей при подборе исходного материала, обработке источников и т.д. Результатом рефлексивного анализа становится оценка и самооценка стилистически адекватного и эмоционально открытого восприятия творческого акта, свидетельствующего о степени сформированно-сти профессиональной компетентности будущего бакалавра дизайна и потенциале теоретических дисциплин в подготовке выпускника.

Например, начиная со второго семестра, первокурсникам трех направлений, связанных с подготовкой дизайнеров (общим количеством 30 человек, в периоде 2018-2019 и 2019-2020 учебных годов ТОГУ и 50 человек, в том же временном промежутке, но обучающихся в Хэбэйской акаже-мии искусств) было предложено ответить на вопросы, способные установить не только уровень знаний по дисциплине «История искусств», но и определить особенности восприятия традиций национальных художественных школ. Анализ опроса показал, что среди студентов ТОГУ (Диаграмма 1):

а) пятая часть опрошенных (20 % - 6 человек) заявили, что хотят знать больше, чем это предполагает образовательная программа в рамках изучения истории искусств;

б) десятая часть опрошенных (10% - 3 человека) свидетельствовали об отсутствии сформированных знаний, необходимых для выполнения задания;

в) только половина опрошенних (50 % - 15 человек) смогли назвать известных региональных художников;

г) пятая часть опрошенных (20% - 6 человек) позволяет считать ее знания хорошими, но сформированными не только в вузе, а заранее - в период обучения в художественных школах (в том

числе: в Центре дополнительного образования «Народные ремесла», на лекториях в Дальневосточном художественном музее и др.).

В среди обучающихся в Хэбэйской академии искусств (Диаграмма 2):

а) пятая часть опрошенных (20 % - 10 человек) заявили, что хотят знать больше, чем это предполагает образовательная программа в рамках изучения истории искусств;

б) десятая часть опрошенных (10% - 5 человек) свидетельствовали об отсутствии сформированных знаний, необходимых для выполнения задания;

в) менее половины опрошенных (30 % - 15 человек) смогли назвать известных региональных художников;

г) более половины опрошенных (40% - 20 человек) позволяет считать ее знания хорошими, но сформированными не только в вузе, а заранее - в период обучения в художественных школах.

Через год, в результате использования вышеуказанных педагогических условий формирования профессиональных компетенций обучающихся (с соответствующим содержательным наполнений выполняемых студентами заданий), можно было видеть следующее:

Диаграмма 1 (ФГБОУ ВО ТОГУ (РФ)

Данные опросов, свидетельствующие об эффективности используемых педагогических условиях формирована профессиональной компетентности студентов-дизайнеров ТОГУ

хотят знать больше ничего не знают допустимые знания хорошие знания

^—2019 -^—2020

Диаграмма у (Хэбэйская академия искусств)

Данные опроса, свидетельствующие об эффективности используемых педагогических условий формирования профессиональной компетентности студентов-дизайнеров Хэбэйской академии искусств

хотят знать больше ничего не знаюг допустимые знания хорошие знания

^—2019 ^—2020

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

При учете полученных результатов в области преподавания дисциплины «История искусств» стала доступной статистика, свидетельствующая о реализации интереса обучающихся к предмету, основанном за счет:

- использования комплексных заданий, предлагаемых для самостоятельной (внеаудиторной работы), сформулированных за счет регионального контента;

- предложения факультативов, направленных на изучение технологий проектирования и углубленного изучения регионального искус-ства(творческие мастерские, Краевая олимпиада (Хабаровский край) в области знаний культуры и искусства коренных народов Приамурья);

- вовлечение студентов младших курсов в подготовку и участие в различных творческих мероприятиях, пропагандирующих знание этно-культуры (например, «Этнокультурный фестиваль народов Хабаровского края»).

Реализация указанных действий, определенных педагогическими условиями: учета в содержании обучения дизайнеров регионального компонента, создание культурно-просветительских мероприятий, формирование культурно-образовательной среды с помощью проекта «Музей незабытых традиций России» (ФГБОУ ВО ТОГУ, Хабаровск, РФ), «Музей традиционного искусства Китая и Музей живописи художника» ^еЬ Zhong Хэбэйская академия искусств, г.Шицзячжуань, КНР) позволяет обучающимся самореализовываться и составлять этапы формирования профессиональной компетентности дизайнеров-бакалавров.

Таким образом, можно свидетельствовать о том, что:

- рефлексивный отклик, определяющий учебно-проектную деятельность обучающихся в процессе освоения дисциплины «История искусств»;

- контекстная специализация общепрофессиональных дисциплин пропедевтического характера;

- междисциплинарные связи всех, читаемых в процессе обучения, курсов;

- комплексный подход к применению вышеуказанных педагогических условий в процессе обучения бакалавров дизайна позволяют считать достигаемыми становление их интеллектуальности, гибкого созидающего мышления, самостоятельности и адекватной реакции на профессиональную критику как критериев профессиональной компетентности выпускников высшей школы проектно-художественного профиля.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

Список литературы:

[1] Кирпичев В.А. Роль исследовательской деятельности в формировании компетентности выпускников вузов // Современное образование: традиции и инновации. - СПб. Изд-во ООО «НИЦ АРТ». 2018. № 1. - С. 64-67,URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=35299652 (дата обращения: 05.08.2020).

[2] Анфимова, Е. Б. Формирование профессионально-творческой позиции бакалавров архитектуры и дизайна в университете: дис. ... канд./ к-та педагог. наук: 13.00.08. [Место защиты: Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого], Новгород, 2011. - С. 149-171.

[3] Богуславский, М.В. Формирование В.В. Краевским теории содержания общего среднего образования (к 90-летию со дня рождения)// Вестник Оренбургского государственного педагогического университета: клектронньц журнал. - Оренбург, Изд-во Оренбургский государственный педагогический университет. № 4. - 2016. - С. 235-243.

[4] Развитие творческого наследия И.Я. Лер-нера (к 100-летию со дня рождения)// Отечествен-наэ и зарубежная педагогика. - М.: Изд-во «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2017. Т.1, №3, URL: http:// ozp.instrao.ru/images/nomera/ Pedagogika_3_39_2017-ilovepdf-compressed.pdf (дата обращения: 05.08.2020).

[5] Осмоловская, И.М., Шалыгина, И.В. О культурологическом подходе к формированию содержания образования // Учебный центр Кон-несанс. СПб., URL: http://www.rcde.ru/method/949. html (дата обращения: 05.08.2020).

[6] Третьякова, Т. А. Формирование профессиональной культуры будущих инженеров ландшафтного дизайна : автореф. дисс. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского] - Саратов, 2008. - 23 ^URL: https://dlib.rsl.ru/01003169487 (дата обраhени8: 05.08.2020).

[7] Лиманская, Л.Ю. Теория искусства в аспекте культурно-исторического опыта: исследования по теории и методологии искусствознания. - М.: Изд-во URSS. 2004. - 224 с.

[8] Сидоренко, В.Ф. Генезис проектной культуры / В.Ф. Сидоренко // Вопросы философии. -М.: 1984. - № 10. - С. 86-99,URL: http://www.gpntb. ru/win/mentsin/mentsin2189d.html (дата обращения: 05.08.2020).

[9] Усманова, А.Р. Визуальный поворот и тендерная история // Гендерные исследования. -Харьков, 2000, № 4. - С.149-176.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[10] Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни людей. (Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины XX века. История и методология). - M.: Изд-во URSS, 2001. - 556 с.

[11] Ягненкова, Н.В. Эстетическое воспитание. Актуальная вечная проблема. [Электронный ресурс]. Открытый урок,URL: http://https:// urok.1sept.ru/%D1%81%D1 %82%D0%B0%D1 %82 %D1%8C%D0%B8/314994/ (дата обращения: 05.08.2020).

[12] Бахтин, M.M. Искусство и ответственность // Электронная библиотека INFOLIO,URL: http://www.infoliolib.info/philol/bahtin/otvetstv.html (дата обращения: 05.08.2020).

[13] Савенкова, Л.Г. Педагогика искусства сквозь призму размышлений M.M. Бахтина // Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования. Публикация № 27.7452.2017/8.9, URL: http://www. art-education.ru/electronic-journal/pedagogika-iskusstva-skvoz-prizmu-razmyshleniy-mm-bahtina (дата обращения: 05.08.2020).

[14] Георге, И. В. Формирование профессиональных компетенций студентов образовательных организаций высшего образования на основе организации самостоятельной работы : монография / И. В. Георге. - Тюмень : ТИУ, 2016. - 143 с.

Spisok literatury:

[1] Kirpichev V.A. Rol' issledovatel'skoj deya-tel'nosti v formirovanii kompetentnosti vypusknikov vuzov // Sovremennoe obrazovanie: tradicii i inno-vacii. - SPb. Izd-vo OOO «NIC ART». 2018. № 1. - S. 64-67,URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=35299652 (data obrashcheniya: 05.08.2020).

[2] Anfimova, E.B. Formirovanie profession-al'no-tvorcheskoj pozicii bakalavrov arhitektury i diza-jna v universitete: dis. ... kand./k-ta pedagog. nauk: 13.00.08. [Mesto zashchity: Novgorod. gos. un-t im. Yaroslava Mudrogo], Novgorod, 2011. - S. 149-171.

[3] Boguslavskij, M.V. Formirovanie V.V. Kraevskim teorii soderzhaniya obshchego srednego obrazovaniya (k 90-letiyu so dnya rozhdeniya) // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta: Klektronnyj zhurnal. - Orenburg, Izd-vo Orenburgskij gosudarstvennyj pedagog-icheskij universitet. № 4. - 2016. - S. 235-243.

[4] Razvitie tvorcheskogo naslediya I.Ya. Lern-era (k 100-letiyu so dnya rozhdeniya)// Otechestven-naa i zarubezhnaya pedagogika. - M.: Izd-vo «Institut strategii razvitiya obrazovaniya Rossijskoj akademii obrazovaniya», 2017. T.1, № 3, URL: http://ozp.

instrao.ru/images/nomera/Peda-gogika_3_39_2017-ilovepdf-compressed.pdf (data obrashcheniya: 05.08.2020).

[5] Osmolovskaya, I.M., Shalygina, I.V. O kul'turologicheskom podhode k formirovaniyu soderzhaniya obrazovaniya // Uchebnyj centr Konnesans. SPb., URL: http://www.rcde.ru/method/949.html (data obrashcheniya: 05.08.2020).

[6] Tret'yakova, T.A. Formirovanie professional^ kul'tury budushchih inzhenerov landshaftnogo dizajna : avtoref. diss. ... kandidata pedagogicheskih nauk : 13.00.08. [Mesto zashchity: Sarat. gos. un-t im. N.G. CHernyshevskogo] - Saratov, 2008. - 23 s,URL: https://dlib.rsl.ru/01003169487 (data obrahenia: 05.08.2020).

[7] Limanskaya, L.Yu. Teoriya iskusstva v aspekte kul'turno-istoricheskogo opyta: issledovaniya po teorii i metodologii iskusstvoznaniya. - M.: Izd-vo URSS. 2004. - 224 s.

[8] Sidorenko, V.F. Genezis proektnoj kul'tury / V.F. Sidorenko // Voprosy filosofii. - M.: 1984. - № 10.

- S. 86-99,URL: http://www.gpntb.ru/win/mentsin/ mentsin2189d.html (data obrashcheniya: 05.08.2020).

[9] Usmanova, A.R. Vizual'nyj povorot i gender-naya istoriya // Gendernye issledovaniya. - Har'kov, 2000, № 4. - S.149-176.

[10] Foht-Babushkin, Yu.U. Iskusstvo v zhizni lyudej. (Konkretno-sociologicheskie issledovaniya iskusstva v Rossii vtoroj poloviny XX veka. Istoriya i metodologiya). - M.: Izd-vo URSS, 2001. - 556 s.

[11] Yagnenkova, N.V. Esteticheskoe vospita-nie. Aktual'naya vechnaya problema. [Elektronnyj resurs]. Otkrytyj urok,URL: http://https://urok.1sept. ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1 %8C% D0%B8/314994/ (data obrashcheniya: 05.08.2020).

[12] Bahtin, M.M. Iskusstvo i otvetstvennost' // Elektronnaya biblioteka INFOLIO,URL: http://www. infoliolib.info/philol/bahtin/otvetstv.html (data obrash-cheniya: 05.08.2020).

[13] Savenkova, L.G. Pedagogika iskusstva skvoz' prizmu razmyshlenij M.M. Bahtina // Institut hudozhestvennogo obrazovaniya i kul'turologii Rossijskoj akademii obrazovaniya. Publikaciya № 27.7452.2017/8.9, URL: http://www.art-education.ru/ electronic-journal/pedagogika-iskusstva-skvoz-priz-mu-razmyshleniy-mm-bahtina (data obrashcheniya: 05.08.2020).

[14] George, I.V. Formirovanie professional'nyh kompetencij studentov obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya na osnove organizacii samostoyatel'noj raboty : monografiya / I. V. George.

- Tyumen' : TIU, 2016. - 143 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.