УДК 378.147:7.05 ТРОШКИНА Ю.Ю.
старший преподаватель кафедры дизайна и art-менеджмента ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет» E-mail: [email protected]
UDC 378.147:7.05
TROSHKINA JU. YU.
Senior Lecturer of the Department of Design and Art-Management SEI HPE «Donetsk National University» E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF THE AESTHETIC POSITION OF FUTURE BACHELORS OF DESIGN
Статья посвящена проблеме развития эстетической позиции будущих бакалавров дизайна в художественно-проектной деятельности. В статье выявлены педагогические условия и раскрывается сущность концептуальной педагогической модели развития эстетической позиции. Раскрыт потенциал художественно-проектной деятельности в образовательном процессе, обеспечивающий плодотворное взаимодействие педагога и студентов.
Ключевые слова: эстетическая позиция, профессиональная деятельность, направленность, творческая активность, педагогическая модель.
The article discusses the development of the aesthetic position offuture bachelors of design in art-design activity. The article identified pedagogical conditions and the essence of the conceptual pedagogical model of the aesthetic position. The article discloses the potential of artistic and design activity in the educational process, which provides the fruitful interaction between the teacher and the students.
Keywords: aesthetic position, professional activity, orientation, creative activity, pedagogical model.
В процессе гуманизации образования главным является взгляд на процесс формирования личности студента, структуры ее потребностей, интересов, способностей через призму социокультурных условий жизни. Учитывая это, основной акцент в воспитании и образовании необходимо перенести на ценности культуры, внутренние убеждения личности, нравственно-эстетические нормы поведения - все те объекты, педагогическое освоение которых, впрямую связано с эстетическим воспитанием студентов средствами дизайна. Эффективное эстетическое воспитание определяет умственную, нравственно-эмоциональную деятельность человека, способствует комплексному развитию его эстетической позиции. В связи с этим особую значимость приобретают воспитательные мероприятия и их соответствие структуре личности будущих бакалавров дизайна. Социально-педагогическая сущность эстетического воспитания заключается в достижении единства эстетической профессионализации и личностного развития студентов путем развития у них активной эстетической позиции.
Мы учитывали, что данная проблема слабо разрабо-
тана в теории и практике высшего профессионального образования и исходили из общих положений педагогики в определении педагогических условий развития эстетической позиции будущих бакалавров дизайна, как основополагающего компонента педагогической модели, гарантирующего успешность педагогического взаимодействия.
Для эффективного развития эстетической позиции будущего бакалавра дизайна в художественно-проектной деятельности необходимо, прежде всего, построить концептуальную педагогическую модель развития эстетической позиции.
Известно, что дизайн, как инструмент технической эстетики одновременно исполняет роль культурно-ценностной универсалии, которая интегрируется во все сферы человеческой деятельности, наполняя ее элементами новизны и обеспечивая условия для творческой самореализации личности. Дизайн, а также изучающие его теоретические дисциплины образовательной программы, положительно воздействуют на становление профессионатьно-значимых личностных качеств будущего бакалавра и являются базой для освоения
Статья публикуется в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе» национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность». ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орёл, 18-19 октября 2017 года.
The article is published in the framework of the АН-Russian scientific-practical conference with international participation "Psychological and pedagogical problems of the process of education in a modem school" of the national pedagogical symposium "Education and national security". FSBEIHE "Orel State University named after I.S. Turgenev", Orel, October 18-19, 2017.
© Трошкина Ю.Ю. © Troshkina Ju. Yu.
13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES
профессионального цикла. При построении концептуальной модели развития эстетической позиции будущих бакалавров дизайнамы учитывали специфику художественно-проектной деятельности, изучив наиболее общие подходы в этой сфере и использовав их в своем исследовании: личностно-ориентированный. про фе ссионально -ориентированный. культурологический. деятельностный [5]. Построение аудиторной, самостоятельной и вне учебной работы будущих бакалавров в рамках данных подходов позволило создать условия для эффективного образовательного процесса, неотъемлемой частью которого является развитие эстетической позиции.
Государственный образовательный стандарт указывает, что профессиональная подготовка бакалавра по направлению подготовки «Дизайн» должна позволить ему в будущем «выполнять аналитическую, проектную, экспериментально-исследовательскую, производственно-управленческую, педагогическую и другие виды деятельности» [1]. В соответствии с данными установками система высшего профессионального образования в области дизайна включает три основных направления педагогической работы: приобретение профессиональных и общих компетенций; формирование профессионально-значимых личностных качеств; приобретение практического опыта в деятельности, приближенной к профессиональной. Каждая дисциплина учебного плана, реализуемая в у ниверситете с целью обучения бакалавра дизайна, в той или иной степени подразумевает работу в этих трех направлениях.
Исходя из требований учебной программы и опираясь на представленные теоретические положения, на осмысление собственного педагогического опыта и анализ существующих педагогических исследований, мы пришли к выводу, что процесс развития эстетической позиции студентов будет эффективным при совокупности педагогических условий. Совокупность педагогических условий развития эстетической позиции в процессе художественно-проектной деятельности студентов определяется: использованием в учебном процессе дидактического комплекса, включающего в себя творческие проектные задания; развитием мотивации студентов к художественно-проектной деятельности с помощью приемов актуализации; самостоятельным выявлением и решением студентами проблемных проектных ситуаций на основе получаемых знаний; развитием оценочного компонента деятельности в структуре художественно-проектной деятельности студентов.
Первое педагогическое условие - организация учебно-профессиональной деятельности будущих бакалавров, позволяющая сформировать у студентов способность и готовность к \\ доже ст вс н но - п рос ктно й деятельности. Данное условие предполагает создание дидактического комплекса, как метадисциплинарной интеграции, в процессе реализации которого особое значение имеют:
- владение будущими бакалаврами дизайнерами знаниями, определяющими алгоритмы решения задач в сходных проектных ситуациях; осознание критериев оценки, развитие самостоятельной познавательной ак-
тивности и подготовку их к внедрению в область профессионального проектирования:
- умение будущих бакалавров дизайнеров использовать все существующие способы художественного проектирования, с помощью которых реализуется творческий интерес к культуре, искусству, дизайну, вовлекая эти сферы в круг личных стремлений, намерений, направленности к профессиональной деятельности;
- сформированные навыки самостоятельного выявления необходимой информации путем исследования сетей массовых коммуникаций, в том числе и электронных.
Поэтому уместным будет указание основных средств, обеспечивающих реализацию первого педагогического условия развития эстетической позиции будущих бакалавров дизайна:
- специальные творческие (учебно-профессиональные) задания,
- синтез, объяснение, анализ и воображение как методы познания,
- методы педагогического воздействия,
- проблемные методы: проектирование и последующая дискуссия.
Реализация этих педагогических воздействий ведет, по-нашему мнению, к усилению мотивации будущих бакалавров, выраженной в направленности на эстетическую составляющую в системе ценностных ориентаций личности в процессе художественно-проектной деятельности. Стимулированию мотивации способствует прием актуализации практических действий художественно-проектной деятельности, при котором, студент имеет возможность реально осуществить и оценить продукт художественно-проектной деятельности, созданный им индивидуально или в процессе коллективного творчества, понять и осмыслить художественную, эстетическую ценность, а также практическое применение разработок.
Данный прием дает возможность будущим бакалаврам осознать важность и необходимость усвоения определенной теоретической базы в сфере профессиональной деятельности, научиться согласовывать свои интересы, потребности, мотивы учебной художественно-проектной деятельности с предстоящей профессиональной художественно-проектной деятельностью.
Мы считаем, что личностная мотивация и полученный опыт художественно-проектной деятельности, являются необходимыми условиями развития эстетической позиции будущего бакалавра, как готовности к осуществлению профессиональной художественно-проектной деятельности, которую мы можем рассматривать как внутреннюю настроенность личности на определенное поведение при выполнении творческих проектных заданий, как установку на активные и целесообразные действия в процессе обучения, а в последующем и на рабочем месте |2|.
Второе педагогическое условие, предполагаемое для развития эстетической позиции будущих бакалавров дизайнеров, представляет собой междисциплинарную интеграцию, которая определяет формирование
метакомпетенций[3], определяющих комплексный характер теоретической базы профессиональной деятельности дизайнера и отражающих уровень подготовки будущего бакалавра к художественному творчеству, к инновационной проектной деятельности.
Управление педагогическим процессом развития эстетической позиции определено компетентност-ным содержанием и структурированием учебного процесса.В рамках нашего исследования, направленного на моделирование педагогического процесса развития эстетической позиции будущих бакалавров дизайна в художественно-проектной деятельности, предлагае-маямеждисциплинарная интеграцияможет стать основой для объединения предметных областей обучения. Все это способствует развитию компонентов структурной модели эстетической позиции и может быть использовано как инструмент развития в процессе художественно-проектной деятельности.
Третье педагогическое условие определяет направленность содержательного компонента учебно-профессиональной деятельности на взаимодействие преподавателей и студентов. В образовательном процессе заложена сложная система взаимодействия педагога и студентов, именно художественно-проектная деятельность несет в себе большой потенциал, обеспечивающий взаимопонимание всех участников процесса и способна обеспечить личностный рост, а также социализацию будущих бакалавров.
Проблеме учебного сотрудничества посвящены работы: А.И. Донцова, Г.Г. Кравцова, В.Я. Ляудис, A.B. Петровского В.В. Рубцова, A.A. Тюкова, Д.И. Фельдштейна, С.Г. Якобсона и др.
Например, В.Я. Ляудис пишет, что «...сотрудничество означает новый тип познавательного развития, который характеризуется помимо успешного овладения системой познавательных действий, адекватных структуре усваиваемого предметного содержания, появлени-
ем более глубинных психологических новообразований личности» [4].
Реализация третьего педагогического условия предполагает использование ряда педагогических действий:
- привлечение будущих бакалавров дизайнеров к различным практическим видам учебно-профессиональной деятельности;
- становление партнерских отношений между преподавателями и будущими бакалаврами, основанных на продуктивном общении и сотрудничестве;
- формирование уважения и доверия в отношениях между студентами и преподавателями;
- воспитание адекватной самооценки студентов.
Педагогический процесс, ориентированный
на подготовку бакалавров дизайна характеризуется эмоциональной насыщенностью; новизной и нестандартностью учебных задач; сочетанием элементов традиционного, личностно-ориентированного, профессионально-ориентированного, деятельностного и культурологического подходов в реализации учебной деятельности. Для воплощения всех перечисленных организационно-педагогических условий мы произвели отбор педагогических технологий и методов работы с учетом следующих критериев: соответствие современной педагогическойпрактике; наукоемкость; эффективность; формирующий потенциал; системность (единство аналитической и синтетической мыслительной деятельности); адекватность системе дизайнерского образования; герменевтическая и эстетическая, творческая и исследовательская направленность.
Таким образом, общетеоретическое изучение материалов, согласно проблеме исследования, представило возможным считать предлагаемую совокупность педагогических условий способной гарантировать продуктивное развитие эстетической позиции будущих бакалавров дизайна в ходе художественно-проектной деятельности.
Библиографический список
t Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн, (квалификация «академический бакалавр», «прикладной бакалавр») [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства образования и науки Донецкой народной республики; Донецк, 2016. URT: http:// http://mondnr.ra/dokumenty/ standarty-vpo/bakalavriat/category/14-bakalavriat, свободный, яз.рус.
2. Дьяченко М.П., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. Мн.: Изд-воБГУ, 1981. 383с.
3. Коробий Е.Б. Педагогические условия формирования проектной культуры студентов-дизайнеров: дис, канд. пед. наук: 13. 00. 08. Теория и методика профессионального образования. Москва, 2015. 147 с.
4. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во УРАО, 2000. 128 с.
5. Усатая Т.В. Развитие художественно-проектной деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов университета: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 08. Теория и методика профессионального образования. Магнитогорск, 2004. 162 с.
References
1. The state educational standard of higher professional education on training direction 54.03.01 Design (qualification "Academic Bachelor", "Applied Bachelor") [Electronic resource]: the official website of the Ministry of Education and Science of the Donetsk People's Republic; Donetsk, 2016. URT: http:// http://mondiir.iTi/dokiimeiity/standarty-vpo/bakalavriat/category/14-bakalavriat free, lang. Rus.
2. Dyachenko MX, Kanch'bovich LA. Psychology of higher school: teaching material for universities. Edition 2nd, revised and enlarged: Publishing of the Baikal State University, 1981. 383 p.
3. Kowbi E.B. Pedagogical conditions of formation of design culture of design students: thesis of the Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08/Korobi Elena Borisovna. Moscow, 2015. 136 p.
4. Lyaudis I.T. Methods of teaching psychology: teaching material, edition 3rd, revised and enlarged: Publishing of the University of Russian Academy of Education. 2000. 128 p.
5. Usataya Т. К The development of artistic and project activity in the process of professional training of University students. Thesis of the Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08 / Usataya Tatyana Vladimirovna - Magnitogorsk, 2004. 162 p.